Ёмануэль —веденборг

Ёмануэль —веденборг Ёмануэль —веденборг

19 июл€ 1759 года после обеда у негоцианта ¬иль€ма  астел€ собралось большое общество, чтобы послушать замечательного старика Ёмануэл€ —веденборга. ≈му было около семидес€ти лет; он привлекал открытым и приветливым лицом, необыкновенно добрым и честным.  огда он говорил, все слушали в почтительном молчании. —веденборг шутил, высказывал глубокомысленные суждени€ о разных таинственных €влени€х, речь его была оригинальной и своеобразной, но всегда разумной.

ќднажды —веденборг находилс€ в √етеборге, расположенном более чем в 50 мил€х от —токгольма. ќколо 6 часов вечера он вышел из комнаты и вскоре вернулс€ бледный и встревоженный. Ќа вопрос: что с ним? — —веденборг ответил, что только что началс€ и молниеносно распростран€етс€ страшный пожар около «едермальма в —токгольме. —веденборг в волнении часто выходил из комнаты, говорил, например, о том, что именно в эту минуту горит дом при€тел€, беспокоилс€, как бы плам€ не перекинулось на его собственный дом. Ќаконец часов в 8 он с облегчением сказал: "—лава богу, пожар окончилс€ за три дома от моего"».

Ќа вторые сутки из —токгольма в √етеборг пришло известие от купцов, друзей хоз€ина дома, подтвердившее до мельчайших подробностей все, что говорил —веденборг. ќн родилс€ 29 €нвар€ 1689 года в семье епископа —карского, Ёска-ра —веденборга, и воспитывалс€ своими родител€ми в глубоко религиозных традици€х. –ассказывали, что уже в четырехлетнем возрасте мальчик очень интересовалс€ таинствами религии, ангелами и небесами. ¬ школе города ”псалы он отличалс€ прилежанием, усидчивостью, а также кротостью и сердечной добротой. ¬ 1710 году, когда началась эпидеми€ чумы, он уехал из Ўвеции и провел четыре года в лучших университетах јнглии, ‘ранции, √олландии и √ермании. ќн посв€щал свое врем€ главным образом физике, математике, химии и другим естественным наукам, но нигде не упускал возможности углубленно изучать богословие.

¬ 1714 году он вернулс€ в ”псалу и издал собрание своих стихотворений на латинском €зыке, заслуживших весьма лестные отзывы, а вскоре прославилс€ и сочинени€ми по математике и физике. Ќа молодого ученого обратил внимание король Ўвеции  арл XII и в 1716 году назначил его советником королевской горной коллегии. ¬ 1718 году при осаде ‘ридериксгалл€ —веденборг блистательно доказал, что может на практике примен€ть свое знание в механике, доставив две галеры, п€ть больших ботов и одну шлюпку сухим путем, через горы и долины — из Ўтремштадта в »дефиоль — на рассто€ние 2,5 шведских миль.

ќн опубликовал множество научных работ, охватывающий необычайно широкий круг вопросов: грунты и гр€зи, стереометри€, отражение звука, алгебра и исчислени€, доменные печи, астрономи€, экономика, магнетизм и гидростатика. ќн основал науку кристаллографию и впервые сформулировал небул€рную космогоническую теорию. (Ќебул€рна€ от латинского «небула» — туман. √ипотеза о возникновении —олнечной системы из газового облака.) Ќа прот€жении многих лет он изучал анатомию и физиологию человека и был первым, кто открыл функцию желез внутренней секреции и мозжечка.

¬ совершенстве владе€ дев€тью €зыками, он был изобретателем и искусным мастером; сам изготовл€л микроскопы и телескопы, конструировал подводную лодку, воздушные насосы, музыкальные инструменты, планер и оборудование дл€ шахт. ќн принимал участие в проектировании крупнейшего в мире сухого дока; создал слуховую трубку, огнетушитель и сталепрокатный стан; изучал печатание и часовое дело, мастерство гравировки и мозаики и многое другое.

ƒо 1744 года, расколовшего надвое его жизнь, он находилс€ на вершине славы как гениальный ученый, внесший огромный вклад в науку Ўвеции. Ѕлагодар€ своим выдающимс€ сочинени€м по физике и минералогии он стал настолько знаменит, что был избран членом большинства ученых обществ. ¬ 1719 году наследница престола  арла XII ”льрика Ёлеонора за заслуги перед отечеством удостоила —веденборга двор€нского титула под именем Ёмануэль —веденборг, и в последующие годы он регул€рно заседал в сейме. ¬ 1724 году ”псальский университет предложил ему заведование кафедрой высшей математики, но он отклонил это предложение. ¬ 1729 году јкадеми€ наук в ”псале избрала его своим членом, и такой же чести он был удостоен в —анкт-ѕетербургской академии наук. —токгольмска€ академи€ наук поспешила последовать их примеру.

¬о врем€ своих путешествий по √ермании, јнглии, ‘ранции и »талии он заслужил уважение и доверие всех знаменитостей этих стран, с которыми ему довелось познакомитьс€. ¬едущие ученые искали его дружбы и обращались к нему за советами. »здатели энциклопедии в ѕариже поместили в ней полностью его сочинение о производстве железа и стали, так как не наде€лись ни от кого другого получить более дельную статью по этому вопросу. —очинени€ неутомимого —веденборга в области истории и естественных наук составили небольшую библиотеку. “рудно перечислить все усовершенствовани€, предложенные им в горном деле, все заслуги, которыми об€заны ему шведска€ промышленность и техника.

  п€тидес€ти годам он овладел всеми известными в его врем€ естественными науками и был на пороге великого исследовани€: духовного мира человека.

—веденборг начал с того, что сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, а впоследствии опубликовал его в нескольких томах. ќн стал записывать и толковать собственные сновидени€; разработал технику задержки дыхани€ (наподобие йоговской) и концентрации внимани€ внутрь, что дало ему возможность наблюдать тонкие, образующие символы, процессы в мозге.

ѕостепенно, в определенных состо€ни€х, он ощутил, что внутри него присутствуют другие сущности, и утверждал, что с апрел€ 1744 года находитс€ в посто€нном контакте с миром духов.

¬ 1747 году —веденборг неожиданно попросил об отставке от всех должностей и посв€тил свою жизнь предсказани€м и мистике.

»так, та часть жизни —веденборга, которой соответствует биографи€ блест€щего ученого, закончилась самым странным образом и наступила друга€, загадочна€, вызывавша€ много домыслов и споров о том, кем же он был на самом деле. ” него было две биографии. Ќачало первой и конец второй известны, а о середине можно догадыватьс€, знаком€сь с его дневниками.

¬се началось с несчастной любви. ¬ юности он обручилс€ с девушкой, которую любил, но убедившись, что она согласилась выйти замуж по принуждению родителей, он возвратил ей ее слово. «абыть ее он не смог и навсегда осталс€ холост€ком.  онец истории известен из дневника, который вел —веденборг во врем€ путешестви€ из √олландии в јнглию в 1743—1744 годы.

ƒневник содержит подробнейшие описани€ его снов и внутренней жизни. «»з этих описаний —веденборг выступает как человек, нервна€ система которого была совершенно расстроена половыми излишествами, которые он сам называет своей ночной главной страстью. —ны его полны женских образов, свое отношение к которым он изображает так подробно и откровенно, что он едва ли, конечно, думал о том, что эта книга со временем может быть предана гласности. Ќо мало того, что его сны вращаютс€ около половых отношений, — и во врем€ бодрствовани€ его сознание находитс€ во власти подобных же представлений, так что он не в состо€нии работать. ≈динственный способ, каким он может на короткое врем€ освободитьс€ от таких отвратительных мыслей, заключаетс€ в том, что он пламенно взывает к Ѕогу и прибегает под покровительство расп€ти€».

 ак видно из сведений, приведенных одним из многочисленных биографов —веденборга, его душа находилась в состо€нии борьбы между религиозными устремлени€ми и грешными помыслами. ¬ ночь с 6 на 7 апрел€ 1744 года, когда он находилс€ в состо€нии полусна, его посетило первое видение: ему €вилс€ »исус ’ристос. —веденборг увер€л, что видел его лицом к лицу, «и это был облик со св€тейшим вь1ражени-ем, которого нельз€ описать». —веденборг считал, что это было в действительности, и был убежден в милости Ѕожией.

«явившись снова, тот же блест€щий образ сказал: "я √осподь Ѕог, творец и искупитель, € избрал теб€ дл€ объ€снени€ люд€м внутреннего духовного смысла —в€щенного ѕисани€ и буду внушать тебе то, что ты должен писать". ћуж был одет в пурпур, и видение продолжалось около получаса. ¬ эту ночь открылс€ мой внутренний взор, так что € получил возможность видеть духов на небесах и в аду, среди которых € увидел и раньше мне известных. — этого момента € отрешилс€ от всех светских дел,

чтобы исключительно посв€тить себ€ духовным размышлени€м, как это было мне приказано. ¬последствии взор моего духа часто открывалс€, так что € среди дн€ мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами, как с людьми».

—веденборг не переставал общатьс€ с духами до конца своей жизни (он умер в 1773 году). ќн утверждал, что видел таких людей, которых не мог знать, например ¬ергили€ и Ћютера.

¬ Ћондоне —веденборга посетил известный в то врем€ профессор ѕортан. ќн не смог увидеть —веденборга немедленно, так как тот в это врем€ беседовал с кем-то другим. ѕортан слышал, как —веденборг с кем-то оживленно разговаривал, но не слышал, что отвечал посетитель. «атем дверь открылась, и —веденборг, продолжа€ разговор, проводил невидимого дл€ ѕортана гост€ до двери и с величайшей вежливостью простилс€ с ним. ѕосле этого он рассказал ѕортану, что у него сейчас был ¬ергилий, который был к нему чрезвычайно дружелюбен и сообщил много интересного.

ѕо неоднократным и серьезным уверени€м —веденборга, его душа и духовное тело отрешились от естественной плоти, и в таком состо€нии он посещал другие небесные тела и небо и там долго беседовал с духами, ангелами, »исусом ’ристом и даже с самим Ѕогом. ќт них он получал наказ распростран€ть в печатном виде результаты своих бесед и наблюдений в заоблачных сферах. — того времени он издал много томов, все содержание которых заключаетс€ в описани€х его странствий, наблюдений и бесед в мире духов. ј основной смысл его книг состоит в следующем: будет новый »ерусалим, —паситель создаст новую ÷ерковь в духе и истине, так как стара€ ÷ерковь в течение столетий пришла в упадок. ќн описывал «наблюдени€» в мире духов: о состо€нии души после смерти, образе жизни духов, об особенных отношени€х духов между собой и т.д.; писал о небесных телах в топографическом, физическом и нравственном аспектам.

«“рудно удержатьс€ от смеха, чита€ о том, как ангелы и духи на небесах ведут публичные диспуты об учении свободной воли, о древе познани€ добра и зла, и именно в чрезвычайных собрани€х, к которым обычным пор€дком приглашены ученые и бывшие члены Ќикейского собора; как обезь€ны езд€т там верхом на лошад€х, оспарива€ догматы религии, как атеисты, даже в аду, утверждают, что нет Ѕога и вечной жизни, как на том свете дразн€т магометан ложным пророком, нар€див его как насто€щего и замен€€ его врем€ от времени новым кандидатом; как духам третьего неба трудно произносить буквы "i" и "е", вместо которых они посто€нно выговаривают "у" и "и" и т.д.

я не могу сказать, что —веденборгу удалось убедить мен€ в приближении нового »ерусалима, но € думаю, что невозможно, прочитав внимательно обширное его сочинение, не почувствовать сильного влечени€ к человеку, который так грезит, нельз€ не полюбить душу, котора€ везде, даже в самых чудовищных видени€х, €вл€етс€ столь невинною, честною и в то же врем€ полною ума и остроуми€...  то же он был? —кажем категорически: помешанный, но добродушный и совершенно безвредный».

ѕосле 1743 года у —веденборга по€вилс€ дар €сновидени€ изумл€вший всех еще больше, чем его прежние способности. ќн стал видеть то, что случитс€ в будущем, и то, что в данную минуту происходит в отдаленных местах, как в случае с пожаром в —токгольме. Ѕольшинство историй, св€занных с €сновидением —веденборга, записали далеко не легковерные люди, а те, которые старались употребить все возможные способы, чтобы вы€снить истинную сущность загадочного €влени€. »ммануил  ант, записавший рассказ о пожаре со слов очевидцев через шесть лет после событи€, поведал еще об одном случае, когда про€вилс€ дар €сновидени€ —веденборга.

√оспожа ћартевиль, вдова голландского посла в —токгольме, получила от одного золотых дел мастера счет на 25 000 голландских гульденов. ќна была убеждена в том, что ее покойный муж, весьма добросовестно относившийс€ к денежным делам, уже давно заплатил по этому счету, но не могла найти расписку мастера. “огда она попросила —веденборга, если он встретит в мире духов ее мужа, спросить у него, где находитс€ расписка. ѕо одной версии —веденборг пришел через три дн€ и сказал, что говорил с господином ћартевилем и тот сообщил , что расписка лежит в тайном €щичке одного шкафа. ќна действительно там оказалась. ¬тора€ верси€ этой истории гласит, что госпожа ћартевиль увидела во сне своего покойного мужа, и он сказал ей, где надо искать расписку. ќна немедленно встала и нашла ее. Ќа следующее утро к ней пришел —веденборг и сообщил, что хот€ и видел графа, но не говорил с ним, так как граф торопилс€ к ней, чтобы сообщить что-то важное.

Ќе менее загадочна€ истори€ произошла со —веденборгом, выполн€вшим просьбу королевы Ўвеции. ѕригласив к себе —ваценборга, королева Ћуиза-”льрика спросила, не может ли он объ€снить ей, почему ее брат, ¬ильгельм ѕрусский, к тому моменту уже умерший, не ответил в свое врем€ на одно из ее важных писем. —веденборг, после «разговора» с покойным, через 24 часа дал ей объ€снение, из которого она, к крайнему своему изумлению, узнала, что —веденборгу известно содержание письма, которое знали только она и ее брат.

“е, кто пыталс€ разобратьс€ в этой истории, предложили несколько объ€снений, одно из которых имеет политическую окраску. ≈сли письмо королевы касалось важных государственных дел, то сильна€ в то врем€ в Ўвеции парти€ шл€п могла скрыть письмо принца прусского, а мри удобном случае ее представители подсказали —веденборгу ответ. (—веденборг в то врем€ сам был членом √осударственного совета и как истинный патриот не хотел идти наперекор вли€тельной партии, от которой зависела судьба государства.

—уществует также много рассказов о способности —веденборга предвидеть будущее. √овор€т, что он предсказал день и час окончани€ одного морского путешестви€. ”дивительным было то, что предсказанный им срок был короче того, который был реален дл€ этого путешестви€ даже при благопри€тных обсто€тельствах. “ем не менее корабль пришел в порт согласно предсказанию —веденборга.

¬ одном обществе —веденборга спросили, кто из присутствующих умрет первым. ќн указал на одного человека и напророчил, что уже на следующее утро без четверти шесть того не станет. (ќн сказал это не во всеуслышание, а только тому, кто спросил.) √овор€т, что предсказание в точности сбылось... Ќевозможно проверить, насколько реальными были истории, св€занные с именем —веденборга и описанные в разных книгах; никто не знает, насколько здесь правда перемешана с вымыслом.

—веденборг €вл€етс€ создателем учени€ о мире духов, то есть состо€ни€х душ умерших, которые они проход€т после смерти, чтобы подготовитьс€ или дл€ неба, или дл€ ада. «ћир духов есть не небо и не ад, а среднее место и среднее состо€ние между небом и адом, — писал —веденборг в одной из своих книг, изданной в Ћондоне в 1753 году, — туда прежде всего приходит человек после своей смерти, и по отбытии там некоторого срока, сообразно со своей жизнью на свете, или возноситс€ на небо, или низвергаетс€ в ад... ѕродолжительность пребывани€ в этом мире не определена; некоторые только вход€т в него, чтобы немедленно быть или вознесенными на небо, или низвергнутыми в ад; другие остаютс€ здесь в течение нескольких недель, иные же — в течение многих лет, но не свыше тридцати». —веденборг учит, что изначально не было ни ангелов, ни дь€волов: все они — бывшие люди. «¬ христианском мире совсем не ведают о том, что небо и ад населены человеческим родом; думают, будто ангелы созданы с самого начала, и таким образом возникло небо, а также будто дь€вол или сатана был светлым ангелом, но впоследствии за непокорность был низвергнут вместе со своей свитой, через что и возник ад. јнгелы сильно удивл€ютс€ тому, что в христианском мире существует такое верование. ѕоэтому они хот€т, чтобы € от их имени подтвердил достоверность того, что во всем небе нет ни одного ангела, который был бы создан таковым с самого начала, а также и аду нет ни одного дь€вола, который был бы создан ангелом света и затем низвергнут, но что все эти небесные и адские существа происход€т от человеческого рода»...

«...„то дух человека после своего отделени€ от тела остаетс€ человеком и имеет такой же образ, — в этом убедил мен€ ежедневный опыт многих лет; € тыс€чи раз их видел, слышал и говорил с ними. ѕоэтому, сделавшись духом, человек сознает, однако, что он заключен в тело, которое он имел на земле, и, следовательно, не знает даже того, что он умер. „еловек-дух сохран€ет также все внешние и внутренние чувства, какие у него были на земле. ќн видит, слышит и говорит по-прежнему, также обладает обон€нием и вкусом, и когда его трогают, он и это чувствует по-прежнему. ќн по-прежнему также имеет стремлени€, желани€, потребности, думает, рассуждает, подвергаетс€ вли€ни€м, любит и имеет волю, а если кто отличаетс€ любовью к научным зан€ти€м, тот читает и пишет по-прежнему...

„тобы входить в общение с духами, человек должен находитьс€ в особенном состо€нии. Ќо состо€ние это может иметь две различные формы в зависимости от того, отвлекаетс€ ли человек (то есть дух живущего человека) от тела или же тело уводитс€ от духа в другое место.

...„то касаетс€ первой формы извлечени€ из тела, то оно происходит таким образом: человек приводитс€ в известное состо€ние, занимающее середину между сном и бодрствованием. ѕри этом он сознает, однако, что вполне бодрствует. ¬ таком состо€нии € совершенно €вственно видел и слышал духов и ангелов и даже странным образом прикасалс€ к ним, именно так, как будто бы мое тело не принимало в этом особенного участи€.

„то же касаетс€ второй формы, именно отвлечени€ тела от духа в другое место, то € 2—3 раза живо испытал, что это такое и как оно случаетс€. ѕриведу лишь один пример. я шел по улицам одного города и по пол€м и в то же самое врем€ вел беседу с духами, вполне, однако, сознава€, что бодрствую, и даже вид€ все совершенно так же, как всегда. Ќо после того, как € таким образом ходил в течение многих часов, € внезапно заметил и увидел уже телесными глазами, что € нахожусь в совершенно другом месте...»

 аким образом духи разговаривают с людьми? » на этот вопрос у —веденборга есть ответ: «Ѕеседа ангелов и духов с человеком слышна так же €вственно, как и беседа человека с человеком, но из присутствующих ее не слышит никто, кроме лишь того, с кем идет разговор. ѕричина этого заключаетс€ в том, что речь ангела или душа сначала достигает мыслей человека, а отсюда уже по внутреннему пути доходит до его органа слуха, так что этот последний приводитс€ в движение изнутри... Ќо в насто€щее врем€ редко кому дано говорить с духами, так как это опасно: в таком случае духи узнают, что они наход€тс€ при человеке, чего они иначе не знают: между тем природа злых духов такова, что они питают смертельную ненависть против человека и ничего так не ищут, как того, чтобы погубить как его душу, так и тело».

”чение —веденборга в середине XIX века послужило основой дл€ спиритизма. ≈го книга: «De Coelo et ejus mirabilibus et de imemo ex auditis et visis» (Ћондон, 1758), переведенна€ на различные европейские €зыки, принималась спиритами как руководство дл€ проведени€ спиритических сеансов и как свидетельство человека, способного проникать в таинственный мир духов, наблюдать их жизнь, и как нека€ совершенна€ научна€ теори€, объ€снение простому смертному того, чего ему не дано пон€ть.

ѕопытки объ€снить €сновидение и пророческий дар предпринимались и до —веденборга, например Ќострадамусом. ¬ «ѕослании к сыну —езару» (÷езарю) он писал: «ќдин Ѕог знает, что значит вечность света, который воссоздает сам себ€. » € говорю тем, чьи долгие меланхолические вдохновени€ согреты лучами вечного света с его непостижимым величием, что божественное вдохновение €вл€етс€ той оккультной первопричиной, которой руководствуютс€ две другие причины, важные дл€ вразумлени€ того, кто вдохновлен и пророчествует. ѕерва€ причина пронизана сверхъестественным си€нием и позвол€ет предсказывать по движению планет; друга€ причина прорицает через открытие, сделанное вдохновением человека, но оно €вл€етс€ как бы соприкосновением с божественной вечностью и осуществл€етс€ через Ѕога-творца...

. ..—ила и мощь божественного вдохновени€ и небесных ангелов позвол€ет вечности пон€ть три аспекта времени, пон€ть эволюцию, котора€ св€зывает воедино прошлое, насто€щее и будущее...

...явственной первоосновой того, что именно предсказываетс€, становитс€ божественное вдохновение или сошествие ангельского духа на человека, который возвышаетс€ до пророка. ƒух этот во врем€ ночных бдений устремл€ет его ввысь, озар€€ нездешним светом его мироощущение. » с помощью астрономических указаний он пророчествует со сверхчеловеческой уверенностью, что пророчества сбудутс€. Ёто делает предсказанное св€щенным, и этим пророк об€зан свободе и силе собственного ума, а не кому-либо или чему-либо еще».

„то может быть нелепее учени€ —веденборга, увер€вшего, что ему приходилось порой дн€ми и мес€цами вести беседы с духами, живущими на различных планетах, и видеть их? ¬ своих сочинени€х он рассказывал, что жители ёпитера ход€т то на руках, то на ногах, марсиане говор€т глазами, а обитатели Ћуны — животом. “ем не менее —веденборг имел много последователей, веривших каждому его слову.

¬ 1766 году »ммануил  ант написал статью о —веденборге, в которой пр€мо объ€вил его помешанным. ¬ статье он говорит, что читал книгу —веденборга, пишет о содержащемс€ в ней вздоре и сожалеет, что «выбросил в окно свои 7 фунтов стерлингов за такую др€нь».

Ќо что за человек сам »ммануил  ант?

—тефан ÷вейг дал ему убийственную характеристику, заставл€ющую не принимать всерьез то, что он сказал о —веденборге.

«...Ќепредубежденный взор должен наконец увидеть роковые последстви€ этого вторжени€ догматического умствовани€ в область поэзии.  ант, по моему глубочайшему убеждению, св€зал по рукам и ногам чистое творчество классической эпохи, подавил его конструктивным мастерством своего мышлени€ и, толкнув художников на путь эстетического критицизма, нанес неизмеримый ущерб радостно-чувственному при€тию мира, свободному полету воображени€. ќн надолго подавл€л чистую поэзию в каждом поэте, подчин€вшемс€ его вли€нию, да и как мог этот мозг в человеческом образе, этот воплощенный рассудок, этот гигантский глетчер мысли оплодотворить фауну и флору воображени€?  ак мог этот самый безжизненный человек, обезличивший и превративший себ€ в автомат мысли, человек, никогда не прикасавшийс€ к женщине, ни разу не выезжавший за черту своего провинциального города, человек, в продолжение п€тидес€ти, нет, семидес€ти лет ежедневно в один и тот же час автоматически пускавший в ход тщательно пригнанные колеса и зубцы своей мыслительной машины, — как могла, спрашиваетс€, эта стерильна€ натура, этот лишенный вс€кой спонтанности, в застывшую систему превратившийс€ ум (гениальность которого заключаетс€ именно в этой фанатической конструктивности) когда-либо оплодотворить поэта, насквозь чувственное существо, черпающее вдохновение в св€тых причудах случа€, непреход€щей страстью гонимое в область бессознательного?..»

’олодный рассудок  анта губительно действовал на поэзию. ќн не в состо€нии был ее понимать, так же, как —веденборга -поэта, одаренного богатейшим воображением, у которого все, что он создал во вторую половину жизни, шло от чувства, от сердца, от бессознательного...

ќдни последователи —веденборга слепо прин€ли его фантазии о небе и аде и создали особую религию — «÷ерковь Ќового »ерусалима», другие создали «учение о духах» — «спиритизм» (от латинского «спиритус» — дух).

јвтор: Ќ.Ќ. Ќепомн€щий (по материалам ¬. јстаховой)
 
ћистики

„итайте в рубрике «ћистики»:

Ёмануэль —веденборг
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам