Елена Петровна Блаватская

Елена Петровна Блаватская Елена Петровна Блаватская

С уверенностью можно сказать, что у Елены Петровны Блаватской (1831-1891) был очень самобытный и проницательный ум. В ее двух больших книгах видны зачатки духовной философии, положившие начало эволюции, охватившей сегодня западный мир. Мы можем быть признательны мадам Блаватской за появление жанра современной оккультной литературы.

Уже одно упоминание имени мадам Блаватской у многих вызывает образ пожилой полной женщины с двойным подбородком и выразительным лицом, на котором видны следы пережитого. Пристальными и слегка навыкат глазами она как бы пронзает хрустальный шар и видит насквозь судьбы людей, и говорит голосом пророка, в котором проступает сильный, не поддающийся описанию восточноевропейский акцент.

Это далеко не полный портрет женщины, которую многие называют «матерью спиритизма». В жизни Елены, не подходившей под стереотип обычных карнавальных гадалок, много что было: она путешествовала, порой без гроша в кармане, была женой и матерью, приверженцем восточных философий и учений, автором книг, основателем нового религиозного движения и, конечно, спиритом.

Е. П. Блаватская — именно так писала она свое имя — родилась 12 августа 1831 года на юге России в замечательной семье. Ее отец, полковник Петр фон Ган, был не последней фигурой в русской армии. Мать, Елена Андреевна, урожденная Фадеева, происходила из дворян. Дед, Андрей Фадеев, имел ранг тайного советника, а бабушка Елена Павловна Долгорукова была княгиней, писавшей книги о незавидном положении русских женщин, и ее называли «русской Жорж Санд». Впрочем, бабушка Елены Петровны была известна не только как писатель, но и как хороший ботаник.

Впечатлительная и нервная Елена отличалась от других своих сверстников. У нее случались порой судороги и проявлялись признаки лунатизма. Девочка любила природу, была талантливым музыкантом и художником. Время от времени она погружалось в состояние, непостижимое ни для одного из пяти органов чувств, и это происходило постоянно, что влекло за собой не всегда одинаковые последствия.

Когда Елене было четыре года — и об этом можно прочитать в ее книгах — она уже обладала сверхъестественным даром «предопределять судьбу». В то время русские люди отличались сильными суевериями. Крестьяне, например, верили, что по берегам рек живут русалки. Однажды Елена рассорилась с мальчиком, и, уходя, высказала пожелание, чтобы его защекотали русалки. К ее ужасу несколько недель спустя тело мальчика выловили в реке.

Трагедией для двенадцатилетней девочки стала смерть ее матери. Хотя женщина и не могла знать всего того, что случится после ее смерти, в одном она была уверена точно: жизнь дочери «будет не такой, как у других женщин, и ей предстоит много страдать». В последующие пятьдесят лет слова, сказанные старшей Еленой на смертном одре, полностью сбылись.

После смерти матери Елену воспитывали дедушка и бабушка, но свободолюбивая натура девушки противилась царившей в доме обстановке. Она часто возмущалась и протестовала против строгих порядков и контроля над ней, и даже однажды ушла из дома, сказав «что хочет жить «нормальной жизнью». В 1848 году семнадцатилетняя Елена выходит замуж за грубого и неотесанного генерала Никифора Блаватского.

Они так и не сблизились. После свадьбы прошло меньше года, и дух свободы вновь проявил себя. Елена Блаватская хотела принадлежать не одному человеку, а всему миру. Следующие несколько лет она почти без денег путешествует по Европе, Турции, Египту и Соединенным Штатам. Хотя побывать довелось почти везде, осталось одно место, куда ее влекла мечта: Тибет. Но разрешение на его посещение ей удалось получить лишь с третьей попытки.

В середине пятидесятых годов XIX века она прибывает в Тибет, предназначенный ей судьбой, и берет уроки у ламы. Здесь она участвует в захватывающей церемонии реинкарнации, постигает восточные вероучения, послужившие впоследствии толчком к организации теософического общества, принесшего ей большую известность.

Даже в XXI веке одинокой девушке не просто решиться на путешествие, где ее ожидают опасные приключения и нелегкие испытания. Что же говорить тогда о веке девятнадцатом, когда Елена оказалась в схожей ситуации? Над ней откровенно издевались и относились с презрением, но ее это не смутило. Годы спустя она писала: «Свыше пятнадцати лет я сражалась за святую истину. Ради спиритизма я оставила свой дом и жизнь в цивилизованном обществе; и стала странствовать по земле».

Когда Елене было за тридцать, она прерывает свои путешествия и возвращается к мужу, но ненадолго. Теперь у нее были уже другие мужчины, некоторым из которых даже удавалось пожить рядом с ней какое-то время. Об этом периоде ее жизни мы точно знаем две вещи: первое, что она проводила дома спиритические сеансы, второе — в 1861-1862 году у нее родился сын, правда, никто не может назвать имя отца. Юра много болел и умер в пятилетнем возрасте.

Смерть сына стала причиной тяжелого нервного срыва. Когда Елена пришла в себя, пришлось начинать все заново. В 1868 году она снова едет в Тибет, где получает еще больше информации от своих учителей. Семена теософии, посеянные в прежние годы, стали давать всходы.

В переводе с греческого слово «theos» означает Бог, «sophia» — мудрость, то есть теософия означает Божью мудрость. «Теософия подобна белому лучу спектра, тогда как каждая религия — это один из его семи цветов. Когда солнце истины восходит все выше и выше и достигает горизонта человеческого восприятия, лучи постепенно теряются в цвете, чтобы слиться в один. Человечество в конце концов больше не будет мучиться от искусственно созданной поляризации и станет купаться в лучах чистого солнечного света вечной истины».

Говоря другими словами, если все религии сольются в одну, можно будет наслаждаться всеобщим миром и ясной истиной.

Основными принципами теософии являются следующие:

1. Создание основы всемирного человеческого братства, невзирая на расовые, кастовые, идейные и национальные различия.

2. Содействие в изучении сравнительной религии, философии и науки.

3. Постижение необъяснимых законов природы и скрытых в человеке сил.

В 1873 году Елена направляется в Нью-Йорк, где она продолжает заниматься тем, что делала и раньше: проводит спиритические сеансы. Судьбе было угодно, что на одном из ее сеансов в Вермонте у Блаватской происходит встреча, ставшая, пожалуй, самой важной в ее жизни. В 1874 году у нее появляется новый друг полковник Генри Стил Олкотт — ревностный поклонник спиритизма, решительно взявшийся за распространение учения Блаватской.

В сентябре 1878 года Елена Блаватская и Генри С. Олкотт возвращаются в Нью-Йорк и вместе с Уильямом К. Джаджем основывают теософическое общество. Теперь у Елены есть люди, на которых она может опереться. В 45 лет она полностью отдается писательскому ремеслу, и в 1877 году заканчивает большую книгу под названием «Разоблаченная Изида». Она сотрудничает с газетами и журналами, создает другие труды, пропагандирующие ее движение.

В 1878 году Блаватская стала первой россиянкой, получившей американское гражданство. Но она предпочитает жить в Бомбее, где издает свои журналы. В Индии ее поджидал коварный удар со стороны бывших помощников Эммы и Алекса Кулон. Елену оклеветали, и .судебная тяжба по этому делу закончилась не в ее пользу. Она была вынуждена покинуть Индию, чтобы уже никогда туда не вернуться. Елена Блаватская скончалась в Лондоне в 1891 году во время страшной эпидемии гриппа, хотя она и говорила о своем бессмертии.

При жизни эта колоритная и харизматическая женщина не раз подвергалась нападкам со стороны недоброжелателей, но она не оставалась в долгу и давала им отпор на страницах своих книг. В «Разоблаченной Изиде» она пишет: «Тунеядцы и торгаши от прессы, оскверняющие нечто большее, чем королевскую власть, находят для себя легкое дело и глумятся над тем, что выше их понимания; для них цена строчки гораздо важнее, чем искренность слов».

Однажды Елена позабавила окружающих своим критическим отношением к Чарльзу Дарвину. В своей квартире в Нью-Йорке она завела тряпочного бабуина, одетого в твидовый костюм и прижимавшего к себе книгу «Происхождение видов». Так она выражала свое несогласие с теорией эволюции Чарльза Дарвина, не соответствующей вероучениям наставников Блаватской и шедшей вразрез с основными принципами теософии.

Автор: Ф. Хорнбергер
 
Мистики

Читайте в рубрике «Мистики»:

Елена Петровна Блаватская