Ёзотеризм в XX веке

XX век XX век

ƒвадцатый век настолько богат книгами, теори€ми и именами, школами и течени€ми, событи€ми и коллизи€ми, что дл€ рассказа о них потребовалось бы еще двенадцать лекций, да и тех, наверное, не хватило бы. ѕоэтому нам придетс€ ограничитьс€ лишь главными направлени€ми и тенденци€ми развити€ эзотерики, останавлива€сь лишь на самых важных из конкретных имен и фактов.

»з тенденций € бы выделил специализацию и идеологизацию. Ќельз€ сказать, чтобы этого не наблюдалось раньше, но всеобща€ математизаци€ и компьютеризаци€ XX в. усилили первую, а распад идеологических систем прошлого — вторую.

—пециализаци€ — это дробление традиционных оккультных дисциплин на вторичные, третичные и еще более узкие. ≈сть астрологи, занимающиес€, к примеру, только синастрией (гороскопы партнеров), и т.п.: гадатель работает главным образом с рунами, целитель пользуетс€ интегральной йогой, а маг — церковной атрибутикой.

“акой специалист очень хорошо разбираетс€ в своей узкой дисциплине, с другими же знаком более или менее — в силу, так сказать, производственной необходимости. ќднако дл€ работы или, точнее, дл€ уверенности в себе ему, как правило, нужна еще нека€ идеологическа€ концепци€. ¬тора€ тенденци€ в том и про€вл€етс€, что специалисты-эзотерики ищут себе такую концепцию — и наход€т ее, но при этом нередко попадают в ловушку.

ћой учитель призналс€ однажды, что всю жизнь мечтал найти книгу, где были бы ответы на все его вопросы, хот€ и понимал, конечно, что такой книги быть не может. „то же происходит с нашими специалистами? Ќе найд€ "единой книги, написанной великими мудрецами", большинство из них выбирает себе в качестве концепции что-нибудь из того, что есть. ј есть, как мы знаем, буддизм и суфизм, теософи€ и "христианска€ наука", и еще множество других идеологических систем, как крупных, так и более мелких, типа учени€ «игмунда ‘рейда или —Єко јсахара. ƒа даже усвоенна€ в институте €дерна€ физика или высша€ математика могут зан€ть в сознании человека место идеологии.

—амое большое заблуждение — уверовать в одно из таких учений, сочт€ остальные вредными и ненужными. ƒл€ насто€щего эзотерика в наследии прошлых эпох не может быть ничего вредного, а тем более ненужного: "¬се мне позволительно, но не все полезно", писал все тот же ап. ѕавел, — "все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1  ор. 6:12). ≈сли же человек позвол€ет какому-либо учению "обладать" собою, то это уже не эзотеризм, это религи€, то есть добровольное ограничение человеком того уровн€ обобщений, до которого он мог бы подн€тьс€.
 
Ќужно разграничивать религию, философию и эзотерику: Ѕогу - Ѕогово, кесарю — кесарево, а √ермесу — √ермесово.

Ќекоторым удаетс€ избежать этой ловушки: не найд€ среди "того, что есть", ничего, удовлетвор€ющего их полностью, они стро€т свою собственную теорию. ѕомните, € говорил как-то ( итай и “ибет), что самый лучший комментарий к древним книгам — ваш собственный? “о же относитс€ и к теории, потому что врем€ проходит, знани€ накапливаютс€, мен€етс€ значение пон€тий, обогащаетс€ набор деталей, хот€ картина мiра в принципе остаетс€ одною и той же.

Ёто, кстати, один из важнейших критериев правильности любой эзотерической концепции: если вы, чита€ книгу, замечаете, что и сами думали так же, только не умели этого выразить, значит, в ней и в самом деле заложена истина.

„то же такое истина? ќпределений ее существует, наверное, столько же, сколько определений счасть€. ј известно ли вам, что ответил »исус на знаменитый вопрос ѕилата? ќн сказал: "»стина — это то, во что мы верим, то, что мы считаем »стиной".
 
¬опрос приводитс€ в ≈вангелии от »оанна, 18:38, ответ — у Ѕернарда Ўоу.
 
Ѕернард Ўоу был хорошим писателем, а хороший писатель не может не подниматьс€ до уровн€ эзотерических обобщений, хот€ немногие делают это сознательно. ћожно не быть знатоком специальной литературы по эзотерике, но с художественной-то литературой все знакомы наверн€ка, поэтому с нее и начнем.

“очнее, начнем с одного из трех направлений развити€ эзотерики, которые тоже существовали прежде, но в XX столетии приобрели особенно резкие очертани€:

эзотерическа€ философи€, то есть попытки теоретического осмыслени€ взаимоотношений человека и мiра, микрокосма и макрокосма;

прикладна€ эзотерика как способ исследовани€ необычных €влений и способностей человека;

— и эзотерическа€ практика, т.е. использование эзотерических приемов и методов в работе с экзотериками — как за деньги, так и из благотворительных побуждений.

»так, (1) эзотерическа€ философи€. ѕон€тие это, конечно, очень обширное, т.к. включает не только "общую теорию всего", но и все остальные элементы треугольника эзотерика — философи€ — религи€, а также взаимосв€зи между ними. Ќо оно же дл€ нас и самое важное.

–аз уж мы начали с писателей, ими и продолжим. »з писателей к эзотерикам относ€тс€ в первую очередь √илберт  ит „естертон (рассказы о патере Ѕрауне и сборник эссе о человеке) и —танислав Ћем, вообще крупнейший современный философ ("—ол€рис", путешестви€ »йона “ихого, эссе о прогрессе). ” нас это ƒаниил јндреев ("–оза мiра") и в какой-то мере брать€ —тругацкие (концепци€ —транников и вопрос об этике магов в "ѕонедельнике"). ¬ообще писатели, обращающиес€ к теме  осмоса, часто поневоле сталкиваютс€ с эзотерическими проблемами, хот€ разрешить их удаетс€ лишь немногим. ѕримеры вспомните сами. јнтипримеры тоже.

ћногое могут дать внимательному читателю латиноамериканские писатели — потому что у них, в отличие от североамериканцев, е с т ь истори€. Ќапример, √абриэль √арсиа ћаркес ("—то лет одиночества") и в какой-то мере  арлос  астанеда (эпопе€ о доне ’уане), но именно что только в какой-то мере: дон ’уан — всего лишь уже знакомый нам шаман, он "все правильно говорит", но его уровень понимани€ мiра — это уровень архаичной культуры, обращение не к будущему, а к прошлому эзотеризма. »менно потому он так доступен и пон€тен нашим эзотерикам-любител€м, у которых тоже трудности с историей.

«десь оп€ть-таки следует отличать эзотерический подход от иных, пусть не менее любопытных. “ак, ни √ерман √ессе ("»гра в бисер"), ни ƒжон ‘аулз ("ћаг" или, как его зачем-то перевели в 1993 г., "¬олхв"), ни даже ћихаил Ѕулгаков — не эзотерики, а религиозные философы (проблема взаимоотношений человека и Ѕога). Ќе эзотерики и ”рсула Ће √уин с “олкиеном и другими авторами fantasy, ибо занимаютс€ главным образом и почти исключительно мифологией. ’от€ и в их книгах, конечно, встречаютс€ элементы эзотеризма ("хороший писатель, он всегда..."), но не они определ€ют общую картину.

“еперь перейдем к ученым, то есть тем, кого у нас более привыкли считать философами. »з ученых это русские космисты — естественники ¬.». ¬ернадский, ј.Ћ. „ижевский, в какой-то мере  .Ё. ÷иолковский, культурологи ј.‘. Ћосев и Ћ.Ќ. √умилев, "чистые" философы-эзотерики ѕ.ƒ. ”спенский, √енрих ќттонович ћебиус (√.ќ.ћ.), ¬ладимир Ўмаков и отчасти ¬ладимир «апр€гаев, а также крупнейший мыслитель, ломающий рамки любых определений — ѕ.ј. ‘лоренский.

–”—— »…  ќ—ћ»«ћ, основоположником которого считаетс€ Ќиколай ‘едорович ‘едоров (1829-1903), — не "чисто эзотерическое" течение, основанное на магии и  аббале, а результат стремлени€ ученых-естественников (!) восстановить целостную картину мiра, разрушенную рационалистическими концепци€ми "просветителей" предыдущего столети€ и не столько про€сненную, сколько запутанную их современниками-эзотериками, о которых мы говорили в прошлой лекции.

ѕо воззрени€м космистов, человек не только испытывает на себе вли€ние  осмоса и природных процессов, но и сам способен оказывать воздействие на  осмос, на "естественный ход" развити€ окружающего мiра. „то это, как не та сама€, так долго ожиданна€ современна€ формулировка древнего закона подоби€, открытого √ермесом “рисмегистом?

¬нчаале это была даже не теори€, а, как говорили сами космисты, некое "умозрение". ќднако на основе этого "умозрени€" сложились многие современные представлени€ — о биосфере и ноосфере (сфере разума), об экологии природы и духа, о роли человека в мiре, осознать которую пытались поколени€ теоретиков, приход€ все к тому же выводу: "самоконтролирование через самопознание", т.е. управление равновесием макрокосма через нахождение собственного, микрокосмического равновеси€ (ƒерковский ћ.ћ., Ѕрызгалов ћ.«. Ёволюци€ материи — эволюци€ разума. ¬: ќбщее дело. —б. докладов на I ¬сесоюзных ‘едоровских чтени€х. ћ., 1990).

»ными словами, подлинно "новым человеком", т.е. обладателем "эзотерического" или по крайней мере открытого сознани€, не ограниченного никакими "dogme et rituel", может стать лишь тот, кто дл€ начала решил с в о и психологические проблемы (кто €? зачем €? что было со мной до рождени€ и что будет после смерти?), не говор€ уже о проблемах социальнопсихологических (женитьс€? разводитьс€? эмигрировать? зан€тьс€ бизнесом?). Ѕытовые проблемы не в счет, их просто нужно научитьс€ не замечать.

ясно, что это доступно лишь немногим. ћало того, практика показывает, что в "эзотерику" чаще всего как раз удар€ютс€ люди, жизнь которых в чем-то не удалась, наде€сь в ней найти решение и утешение (они-то и попадают в описанную выше ловушку). Ёто така€ же распространенна€ ошибка, как желание очень молодых людей "уйти в монастырь".

ћонастырь, он же ашрам, кружок или секта (служение Ѕогу, получившему им€) так же, как эзотерика (служение ≈му же, но в форме безым€нного, а потому вечного начала - кстати подумайте, почему присвоение имени влечет за собой  онечность, а Ѕесконечность всегда безым€нна) — это такой же т€жкий труд, как военна€ служба (Ёразм –оттердамский), и приходить к нему нужно готовым, а не наде€тьс€, что "там научат". Ёто — завершение пути, точнее, одного из важнейших его этапов (рыба, нашедша€ смелость подступитьс€ к очередному порогу у суринамцев), а не начало, и незнающий этого рискует потерпеть горькое разочарование.

“аким путем проб и ошибок шел философ-эзотерик ѕ.ƒ. ”спенский, известный во времена социализма лишь на «ападе, но зато достаточно широко.

ѕетр ƒемь€нович ”спенский (Ouspensky, 1880-1947), по образованию математик. Ѕыл членом кружка √.». √урджиева (1912), однако много путешествовал и познавал сам, в т.ч. на ¬остоке. ѕосле революции эмигрировал с семьей в јнглию (1920). 1945: основал в Ћондоне »сторико-психологическое общество. ”мер там же в 1947 г.

ѕрежде, чем говорить об ”спенском, нужно несколько слов сказать о √урджиеве. √урджиев √еоргий »ванович (тж. √юрджиев, Gurdjieff, р. 1877 в јрмении, ум. 1949 во ‘ранции) был экстрасенсом "кавказской национальности", чье христианское (греко-арм€нское) происхождение не помешало ему стать последователем суфийского ордена накшбендий€.

ѕравда, "по неподтвержденным данным": документов о его приеме в орден опубликовано не было. ќднако дл€ √урджиева это вполне веро€тно, тем более, что членство в суфийских орденах и сейчас не така€ уж редкость.

ƒл€ философа-эзотерика это не плохо, но √урджиев был не философом, а практиком: он считал, что душа (монада) рождаетс€ дл€ того, чтобы завоевать себе почетное место во ¬селенской иерархии. “от, кому это удалось в течение нескольких воплощений, достоин ¬ечности, остальные же заслуживают только забвени€.

ќбъ€сн€л он это так. ƒо сих пор было известно три пути самоусовершенствовани€ и мiропознани€: дервиш (низша€ аскеза, обуздание плоти), монах (высша€ аскеза, обуздание духа) и йог (то и другое вместе). Ќо есть и „етвертый путь: гармоническое развитие, сочетание принципов contraria и similia, не все-отказ, а все-при€тие (то есть ни то, ни другое).

–аботы √урджиева и его учеников теперь у нас изданы; о нем см.: — ћейлах ћ. "„етвертый путь" √еорги€ √юрджиева. "Ќаука и религи€", NN 9-10/1989; —  рылов ¬. √ениальный мистификатор или мистифицирующий гений? "Ќаука и религи€", N 6/93.

√урджиев, как и многие из его предшественников, не оставил подробного изложени€ своего учени€. ќднако незаур€дна€ личность √урджиева и его парадоксальные высказывани€ заставл€ли учеников задуматьс€ над проблемами эзотеризма, побудив к собственным изыскани€м. “ак, предложенный им вариант эннеаграммы лег в основу целой психологической теории, многим наверн€ка знакомой.

 Ённеаграмма

ƒев€ть точек эннеаграммы располагаютс€ на круге и обозначаютс€ символами планет, причем —олнце и Ћуна получают по два символа (—олнце без точки SU-O и с точкой SU, Ћуна растуща€ MO-D и убывающа€ MO-C как символы высшего и низшего начала). ѕуть от SU по часовой стрелке символизирует эволюцию (пор€док дней недели), против — акт творени€ (воплощение идей).

јмериканские психологи св€зали с архетипами эннеаграммы 9 типов личности и усиленно пользуютс€ ими (подбор кадров, разрешение конфликтов). ѕодробнее см.: — јсадуллина ‘. Ённеаграмма — ключ к астрологическому символизму. √аз. "јстролог", N 2-3/1994; — Jaxon-Bear, Eli. Die neun Zahlen des Lebens. Das Enneagramm — Charakterfixierung und Spirituelles Wachstum. Muenchen, Knaur 1991.

Ќедавно вышла тж. книжка: ƒжоэл ‘ридландер. “айны тела. “ипы сущности по эннеаграмме. —ѕб., 1995. —ледует полагать, что перва€ часть заглави€ ("“айны тела") была придумана русскими издател€ми дл€ увеличени€ "продажности" книги.

¬прочем, это уже чиста€ практика, третье направление. ¬ернемс€ к первому. ”спенский недолго пробыл в учениках у √урджиева: он искал новую философскую модель мiра, а √урджиев, как мы помним, был эмпирик и практик. » ”спенский создал свою модель — или, точнее, воссоздал все ту же единую эзотерическую картину мiра, дополнив ее знани€ми XX века и выразив современным €зыком.

ƒл€ этого ему пришлось построить собственную логику, которую он изложил в книге "“ретий ќрганон" (Tertium Organum.  люч к загадкам мiра. —ѕб., 1911, репринт 1992).  ак вы помните, первый "ќрганон" принадлежал јристотелю, второй лорду ‘рэнсису Ѕэкону (не счита€ сугубо медицинского "ќрганона" —. √анемана). «ачем понадобилс€ еще один?

Ќесколько упроща€ ситуацию, можно сказать так. ѕо јристотелю, я = я, а не-я = не-я, т.е.: все, что есть на свете, либо принадлежит к моему я, либо не принадлежит (отграничение я от всего остального при помощи преграды-хаджаба). Ёто была логика одного уровн€. Ћорду Ѕэкону ее рамки были тесны, поэтому он, не отрица€ логики первого уровн€, предложил второй, учитывающий в р е м €: то, что было моим я, будет моим я. “о, что было не-я, так и останетс€ непринадлежащим к моему я (хаджаб отодвинут, сфера поиска расширена).

”спенскому же (как и нам с вами) было €сно, что уровней осмыслени€ мiра не один и не два, а гораздо больше. ќн "сн€л" хаджаб и прин€л постулат о множественности (разнородности или разно-видности) времени: “о, что есть я, когда-то не было им и когда-то перестанет быть моим я; то, что не есть мое я, когда-то было им или может стать им.

“ак я и не-я, микрокосм и макрокосм наконец слились воедино.

“аким образом, все "основные вопросы философии", как им и положено, превратились в следстви€ этого логического постулата (начало и конец ¬селенной, первичность материи или духа, n-мерность пространства и времени): четвертое измерение есть (горизонтальное) движение, необходимым атрибутом которого €вл€етс€ врем€ в одном из его видов, а п€тым — (вертикальный) прогресс сознани€, накопление информации, способной переходить в энергию и материю...

“руд ”спенского, посв€щенный этим вопросам, так и называетс€: "Ќова€ модель ¬селенной" (—ѕб., 1993). “ам же он разбирает символику “аро, трактует проблемы йоги и законы сновидений, а также выдвигает любопытную теорию о возникновении и смысле христианства.

ѕо ”спенскому, »исус ’ристос был не проповедником, а учителем наподобие ѕифагора или јполлони€. ќн говорил притчами, чтобы ≈го пон€ли только "свои", и ≈го учение было высоко эзотерическим, а отнюдь не обновленческо- религиозным. Ќо даже "свои" не пон€ли ≈го толком, не говор€ уже о последующих поколени€х христиан, и эзотерический смысл учени€ был утер€н.

”спенский буквально стих за стихом разбирает тексты Ќового «авета, открыва€ в них эзотерический смысл, что само по себе очень интересно.

ќднако это, увы, неверно ни исторически, ни фактологически, потому что в то же „етвероевангелие вошли, например, всего четыре из более чем сорока источников (≈вангелий, логий и т.п.), так что строить анализ учени€ »исуса на одном лишь каноническом тексте — дело заведомо безнадежное.

“ем не менее иде€ реконструкции "эзотерических начал" христианства увлекла не только ”спенского, но и многих теоретиков «апада, в том числе небезызвестную јнни Ѕезант, ставшую после смерти полковника ќлкотта (1907) ѕрезидентом международного “еософского ќбщества.

јнни Ѕезант (Annie Besant, 1847-1933) - ирландска€ женщина-теософ и активна€ общественна€ де€тельница. »зуча€ христианские и гностические тексты, она нашла в них множество параллелей с уже знакомыми нам положени€ми индийских философий (что не удивительно) и сочла их следами той самой "единой книги мудрости", о которой говорилось в прошлой лекции. ќна стала пропагандировать свои открыти€ как на «ападе, так и на ¬остоке, в самой »ндии, наде€сь заложить основы всеобщей религии.

¬озможно, ј. Ѕезант пользовалась не только каноническими текстами, в которых, как мы знаем, эзотеризма немного. Ќо в своих собственных работах она обращаетс€ только к этим текстам — видимо, жела€ избежать трений с церковными кругами, — и превраща€ тем самым свои работы в предмет изучени€ истории религии, с точки зрени€ которой они и интересны.

≈е проповедь эзотерического христианства не вызвала особого интереса в »ндии, а пропаганда индийских учений — в јнглии. — точки зрени€ рассматриваемой нами истории эзотеризма ее "гностический гуру" »исус оказалс€ не более чем очередным курьезом наподобие легендарных образов ћоисе€-негра или «ороастра — сына ’ама.

 урьезом оказалось и "открытие" ею юного пророка и мессии по имени  ришнамурти, им€ которого и по сей день не сходит со страниц попул€рных журналов.

ƒжидду  ришнамурти (Jiddu Krishnamurti, 1895-1986) был обыкновенным индийским юношей философского склада ума, которого судьба привела учитьс€ в Ћондон. “еософы во главе с јнни Ѕезант провозгласили его своим ”чителем и главой ордена "«везда ¬остока".
 
Ќо  ришнамурти не умел и не стремилс€ быть "—пасителем «апада". ќн стал "простым индийским философом", которых и в XX веке достаточно много. ¬ отличие от западных они, как правило, занимаютс€ своим пр€мым делом, то есть философией, и ни на что иное не претендуют.

— уходом јнни Ѕезант (1933) ушли и надежды теософов на создание мiровой религии. ”ченица јнни Ѕезант, јлиса Ѕейли, уже не считала себ€ носительницей мiровой религиозной идеи.  ак и положено насто€щему эзотерику, она хотела не проповедовать, а воспринимать и понимать.

јлиса или Ёлис Ѕейли (Alice Ann Bailey, 1880-1949): известный астролог и эзотерик, член “еософского общества. ќсновала р€д ÷ентров посв€щени€ (учебных заведений) в ≈вропе и јмерике, существующих по сей день. јвтор многих книг по магии, философии, эзотерической астрологии, написанных "под телепатическую диктовку" учител€ ƒжвал  хула из “ибета.
 
Ќам с вами уже €сно, что свою информацию јлиса Ѕейли черпала из собственного подсознани€, а ƒжвал  хул был всего лишь лишь его персонификацией — даже несмотр€ на то, что существовал физически. ќдним из сообщений, полученных ј. Ѕейли "от ƒжвал  хула", была нова€ трактовка семерки (семерицы), очень скоро ставша€ одной из основ современной американской психологии, предпочитающей называть себ€ психосинтезом (в противоположность "психоанализу" ‘рейда). ќна называетс€ Seven Rays (—емь Ћучей).

—емь Ћучей: метод современной эзотерической психологии, предполагающий разделение человеческой психики на семь составных частей ("лучей"). “ак же, как космограмма каждого человека содержит все знаки и планеты, но с разной степенью выраженности, так и "психограмма" человека, изображаема€ в виде семиконечной звезды (гептаграмма), показывает, какие "лучи" у человека активны от рождени€, а какие ему следует прорабатывать. ѕодробнее см.: Robbins, Michael D. Tapestry of the Gods. Vol. 1, New Jersey 1988.

Ћуч I : вол€ и врожденна€ сила
Ћуч II : любовь и мудрость
Ћуч III: острый разум и способность адаптации (креативность)
Ћуч IV : гармоничное начало (искусство, эстетика, способность избегать конфликтов)
Ћуч V : наука, вообще учение, способность систематизации
Ћуч VI : религи€, медитаци€, благочестие, способность к абстрактному мышлению
Ћуч VII: экстрасенсорные возможности, способность быть членом обществ тайноведени€

ѕоследующее развитие ранне- и позднетеософских представлений на американской почве дало много теорий, часть которых постепенно просачиваетс€ и к нам. ќднако в основе большинства из них, как религиозных, так и претендующих на звание эзотерических, лежит все та же "истина кота Ћеопольда", мало интересна€ дл€ нас с вами не столько потому, что мы уже познакомились со многими подобными теори€ми, сколько в силу "водолейного" характера российского культурного эгрегора, о котором мы потом еще скажем несколько слов.

ѕримером такой теории может служить официально зарегистрированное в —Ўј общество "”ранти€" и толста€ книга под тем же названием, презентаци€ которой была устроена в ћоскве в 1993 году (сама книга впервые вышла в 1955).

"”ранти€" — это, в терминах современной протестантской философии —Ўј, им€ нашей планеты (јфродита ”рани€ как символ духовного начала, см. лекцию 10, плюс иероглиф "т" как символ активного действи€ — ср. ¬елимир ’лебников). —мысл этой огромной книги можно выразить в двух словах: "мiр сложен". — этим еще можно было бы согласитьс€, хоть гениальный греческий поэт, лауреат Ќобелевской премии …оргос —еферис и писал: "мiр прост", однако авторы делают вывод: значит, и мыслить о нем надо сложно, то есть оп€ть-таки запутывают дело, вместо того чтобы разъ€сн€ть его.

"–азъ€снить дело" в свое врем€ попыталс€ –удольф Ўтайнер, решивший, что искать ключ к структуре макрокосма и микрокосма нужно не во ¬селенной, а в человеке.

–удольф Ўтайнер (Rudolf Steiner, 1861-1925): немецкий философ, прошедший путь развити€ от ницшеанства к индийской философии и теософии. 1902: √енеральный секретарь √ерманского отделени€ “еософского общества, 1913: основатель учени€ антропософии.

Ўтайнер, не удовлетворенный теософской палеофантастикой и поисками "начала всех начал" вне человека, вышел из “еософского ќбщества и основал свое, антропософское, целью которого полагал пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Ёто-то неплохо, однако Ўтайнер тоже оказалс€ религиозным философом: свое общество он назвал "храмом" (√Єтеанум, осн. в г. ƒорнах, Ўвейцари€, 1920) и посв€тил свои силы главным образом проблеме взаимоотношени€ человека и Ѕога.

¬прочем, он решил и несколько прикладных эзотерических вопросов — напр., распределение планетных возрастов в пренатальном периоде и в детстве человека: так, он доказал, что эфирное тело нисходит (про€вл€етс€) с прорезыванием коренных зубов (7 лет), а астральное — с достижением половой зрелости (14).

≈го труды ныне у нас тоже изданы, с ними можно ознакомитьс€ самосто€тельно — напр., ’ристианство как мистический факт. ћ., 1917, переизд. ≈реван, "Ќой", 1991; ѕуть к самопознанию человека. ѕорог духовного мiра. ћ., 1918, переизд. ≈реван, "Ќой", 1991.

¬ русле этой — теперь уже старинной — моды на ордена и "храмы" создавались и до сих пор создаютс€ все новые объединени€ "посв€щенных", каждое из которых считает себ€ всемiрным братством "новых человеков" и занимаетс€ отбором и подготовкой адептов по своему образу и подобию. ќни тоже дел€тс€ на эзотерические (чаще мистические), религиозные и философские.

»де€ всемiрной "Ѕелой ложи" или "Ѕелого братства" возникла в конце XIX в. или даже еще раньше. ќна основываетс€ на том простом факте, что число людей, склонных к эзотерическим обобщени€м, во всех обществах и во все времена составл€ло не более п€ти, максимум дес€ти процентов. Ќе потому, что остальные н е с п о с о б н ы к таким обобщени€м: их они просто не интересуют.

ѕоэтому истинное "Ѕелое братство" — по Ѕлаватской,  роули и ѕетру ƒонову — должно быть сообществом людей, осознавших роль человечества в  осмосе и призванных приобщить других к этому сознанию, чтобы спасти нашу маленькую планету от гибели, неминуемой, если 90% ее обитателей будут продолжать обманывать, убивать, грабить и нарушать остальные заповеди всех религий, ведь  осмос рано или поздно должен будет восстановить свое равновесие.

ќсновател€ми таких братств становились, как правило, сенситивы, т.е. люди высокочувствительные. Ќе зна€, как объ€снить происхождение своих идей — или, возможно, жела€ сделать их более пон€тными публике, — они часто называли их "голосом  осмоса", услышанным как таковой или через некоторую персонификацию (јльтотас, ƒжвал  хул, јйвас) или даже просто посланием иных цивилизаций. ’от€, как мы уже понимаем, это был голос "мiровой души", то есть их собственного подсознани€.

ќднако великие идеи, как мы тоже помним, живут лишь в головах их создателей. Ќи –ериховский Pax Culturae, ни Ѕратство ѕетра ƒонова не стали центрами распространени€ "космического сознани€". Ќо они выполнили свою роль в качестве центров "этического сознани€", что тоже немаловажно.

ќ –ерихах все знают, а о ѕетре ƒонове немного расскажем.

ѕетр ƒонов, 1864-1944, болгарский учитель. ¬ 1938 г. основал Ѕелое Ѕратство — своего рода начальную эзотерическую школу, целью которой было развитие духовных способностей учащихс€. —вой курс ƒонов начинал с христианского учени€ (ученики все были православные христиане): он говорил, что у человека должны быть "светлые мысли в уме, чистые чувства и желани€ в сердце и благородные и бескорыстные поступки". ќн учил их согласовывать свои чувства и мысли с космическими ритмами, участвовать в космической гармонии. —обира€сь на восходе солнца, учащиес€ в ритме особой музыки выполн€ли 28 движений, способствующих развитию чувства ритма и "духовного зрени€" (помните у Ёкзюпери в "ћаленьком принце": зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь).

Ёта методика, получивша€ название панэвритмии, примен€етс€ во многих странах и сегодн€. “руды ѕ. ƒонова (более 7000 бесед) опубл. на болг. и рус. €зыках, в т.ч.: ƒънов ѕ. —ила и живот. —офи€, 1924; ƒонов ѕ. ѕшеничное зерно. "”рани€", N 2- 3/1992.

 ружки последователей ƒонова существуют и сейчас, в том числе и в –оссии. ќни не рекламируют свою де€тельность и не провод€т шумных кампаний по сбору пожертвований, чтобы их не смешивали с многочисленными жульническими образовани€ми наподобие "Ѕелого братства" ёри€  ривоногова и ћарины ÷вигун, превративших это название в символ деструктивной секты.

„то такое "деструктивна€ секта"? ’от€ нечто подобное встречалось и прежде, это тоже термин XX века. √овор€ коротко, это орден в его "ложном", самом низменном аспекте, когда декларируемые высокие идеалы (вера в Ѕога, любовь к ближнему, познание тайн  осмоса, экологи€ и т.п.) сознательно используютс€ в качестве приманки и прикрыти€ подлинной цели его руководителей — не власти даже, а всего лишь денег.
 
ѕризнаки деструктивной секты: личный культ ее главы, отъединение р€дового члена от всех прежних референтных групп ("тво€ семь€ — это мы") и "обширные экономические требовани€", рано или поздно обнаруживающие криминальную подоплеку (ћитрохин Ћ. –елигии "нового века", ћ., 1985). ѕрименение гипноза ("кодировани€") не об€зательно, хот€ тоже встречаетс€.

 лассический пример — секта —ан ћюн ћуна, претендующа€ на звание мiровой религии. ѕод ее деклараци€ми ("жить, олицетвор€€ добро" и т.п. — Ѕог и мы. ”чение преподобного ћуна. ћ., 1992) мог бы подписатьс€ любой пор€дочный человек. ј что происходит в действительности?.. »ли тот же —Єко јсахара, о секте которого писали все газеты.

ѕохожа€ судьба постигла в XX веке и ордена, действительно желавшие познать тайны мiра и прислушатьс€ к "голосу  осмоса". “аков был орден «олотой «ари (Golden Dawn), основанный в 1887 году несколькими британскими интеллектуалами в знак протеста против увлечени€ "эзотерическим христианством" в среде английских масонов.

¬ первое дес€тилетие ’’ в. ¬еликим ћагистром ордена был поэт ”. …итс (William B. Yeats, 1865-1939). ≈го членами были многие знаменитые люди, в т.ч. писатель јртур  онан-ƒойль и известный эзотерик јлистер  роули. ¬ 20-е гг. орден распалс€ из-за внутренних разногласий. ѕодробнее см., напр.: Grant, K. Aleister Crowley e il dio occulto. Roma 1975.

јлистер, собств. Ёдвард јлександр  роули (Aleister Crowley, 1875-1947): крупнейший эзотерик и маг начала ’’ в. ”чилс€ в  ембридже, путешествовал по јзии. ”йд€ из ордена "«олотой «ари", сам основал орден —еребр€ной «везды (Argenteum Astrum). ¬ 1904 г. в  аире голос внеземной цивилизации сообщил ему, что дл€ человечества наступает нова€ эра, и продиктовал Liber Al vel Legis, " нигу «акона". √олос назвал себ€ јйвасом, слугой ’оз€ина Ѕезмолви€. јвтор многих книг и статей, подписанных разл. псевдонимами. —оставил оригинальную колоду карт “аро.

«атеи с орденами не удались, хот€ сам јлистер  роули многое сделал дл€ развити€ философии эзотеризма. Ёто он, в частности, отметил, что любое действие, совершаемое человеком сознательно, уже есть маги€, ибо происходит не только на видимом, но и на невидимом плане. ќн был сильный экстрасенс, и если вз€ть созданные им карты, они и сейчас "излучают" его могучую энергию.

¬ том числе и поэтому у нас его пока не издают (издатели бо€тс€, забыва€ слова ап. ѕавла: "¬се мне позволительно, но не все полезно"). ≈динственна€ известна€ мне пока публикаци€: —  роули ј. јстрологи€. јрхетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традици€м. ѕер. Ѕ.». ѕружинина. ¬: ћагический кристалл. ћ., "–еспублика", 1992.

¬ы, веро€тно, заметили, что среди перечисленных мною авторов очень много русских имен — если не сказать, что они вообще преобладают, когда речь заходит о серьезных теори€х. Ёто не в последнюю очередь объ€сн€етс€ тем, что в –оссии доминирует архетип ¬одоле€, и наступает эра ¬одоле€ — период не отъединени€, а объединени€, духовного плюрализма и подъема человечества на новую ступень сознани€, осознани€ им своего места уже не на одной только «емле, а и в —олнечной системе. —ледующа€ эра, эра  озерога, котора€ должна наступить еще через две тыс€чи лет, должна стать временем осознани€ человечеством своего места в √алактике. Ёто, если хотите, и будет седьма€ раса, если нарождающуюс€ ныне прин€ть за шестую.

Ќе удивительно, что наиболее высокие теоретические обобщени€ были сделаны в последний век именно в –оссии... и что русских авторов XX века за рубежом (на «ападе) плохо понимают, предпочита€ что-нибудь попроще (американцы читают "”рантию", но не читают ƒаниила јндреева).

ƒаниил Ћеонидович јндреев (1906-1959), сын писател€ Ћеонида јндреева, был визионером (что это такое, мы уже говорили). ¬ своей книге "–оза мiра" он пыталс€ описать то, что увидел, сознава€, что слов в человеческом €зыке не хватит, чтобы изложить все пон€тно и подробно. ѕоэтому, в частности, его книгу так трудно перевести. ¬ ней трактуютс€ проблемы космогонии и космологии, включа€ концепцию многомерности пространства и времени, детально излагаетс€ теори€ эгрегоров, подтверждаетс€ наличие пол€ космического разума и "—инклита ћiра", т.е. все того же ¬еликого Ѕелого Ѕратства.
 
“о же есть и у ”спенского, писавшего, что человечество распадаетс€ на два круга: внешний и внутренний. "Ёзотерический круг — это как бы человечество внутри человечества, мозг, вернее, бессмертна€ душа человечества, где хран€тс€ все его достижени€, все результаты, успехи всех культур и цивилизаций" (”спенский ѕ.ƒ. Ќова€ модель ¬селенной. —ѕб., 1993).

Ќо наиболее крупной фигурой из философов XX столети€ €вл€етс€, конечно, ѕавел ‘лоренский.

ѕавел јлександрович ‘лоренский (1882-1937) был рукоположен в св€щенники в 29 лет (завершение цикла —атурна), после окончани€ двух факультетов ”ниверситета (физмат и истори€ философии) и ƒуховной јкадемии. Ћишь у него все три элемента треугольника эзотеризм — философи€ — религи€ пребывают в органическом единстве, не меша€, а помога€ один другому.  онечно, он различал религию с ее ритуалами, философию с ее логикой и эзотеризм с его пониманием макрокосма и микрокосма, но главным дл€ него был не какой-то один из этих элементов, а их центр, "точка сборки", середина Ѕожественного треугольника, Ћучезарное ќко.

“от уровень обобщени€, который был достигнут ‘лоренским, даже еще не имеет названи€ — хот€ дело оп€ть-таки не в названии. »менно необычайна€ высота "точки наблюдени€" позвол€ла ему трезво и здраво судить обо всех религиозных, философских и эзотерических учени€х, наход€ в них главное, истинное, и отбрасыва€ "ложные аспекты".

ќн оставил много трудов, которые просто необходимо знать, если хочешь пон€ть, что такое эзотеризм, религи€ и философи€. ƒл€ начала можно рекомендовать статьи — "ћакрокосм и микрокосм", "»коностас", лекции, прочитанные в јкадемии — и потом, конечно, главный труд: "—толп и утверждение »стины".

“е, кого прин€то называть "русскими философами" (Ѕерд€ев, –озанов, —оловьев и др.), ни в коей мере эзотериками не €вл€ютс€, потому что решают главным образом проблему взаимоотношений человека и Ѕога, слишком часто и надолго вторга€сь в сферу религии.

 роме эзотерической философии, как мы помним, есть еще прикладна€ эзотерика, исследующа€ необычные €влени€ методами современной науки.

“ак, в 20-х гг. ’’ в. возникла ѕј–јѕ—»’ќЋќ√»я (англ. parapsychology), наука о "паранормальных €влени€х", то есть о способност€х человека передавать на рассто€ние мысли и образы, прит€гивать к себе металлические предметы и т.п., включа€ €сновидение, вызывание духов и др. способности, демонстрируемые или описываемые медиумами и оккультистами.

»де€ исследовать эти €влени€ возникла в јмерике (—Ўј). "ќтцом" парапсихологии считаетс€ ƒжозеф Ѕэнкс Pайн (J.B. Rhine, 1885-1980), директор Ћаборатории парапсихологии при ”ниверситете ƒьюка и основатель »нститута парапсихологии в —Ўј (1930). ¬ Pоссии аналогичные опыты проводились еще ¬.ћ. Ѕехтеревым (1920) и позже Ћ.Ћ. ¬асильевым, но были прекращены в 1938 г. по приказу —талина. ѕосле смерти —талина они были возобновлены, но вскоре засекречены. »сследовани€ американских парапсихологов не привели к каким-л. определенным результатам. ѕодробнее см., напр., ¬асильев Ћ.Ћ. “аинственные €влени€ человеческой психики. Ћ., 1959; ’энзел „. ѕарапсихологи€. ћ., 1970.

— по€влением сообщений о "голосе  осмоса" и началом космических полетов возникла мода на контакт со внеземными цивилизаци€ми. ѕомимо теорий о "палеоконтакте", столь блест€ще представленных Ёрихом фон ƒэникеном (фильмы, представл€ющие мегалитические сооружени€ и прочие чудеса «емли типа громадных рисунков на ее поверхности как следы визита чужих цивилизаций за много лет до нашей эры), возникла вполне академическа€ дисциплина, изучающа€ возможные признаки такого контакта — уфологи€.

”‘ќЋќ√»я (от англ. UFO — Unknown Flying Object, "неопознанный летающий объект", ЌЋќ): наука, собирающа€ и изучающа€ свидетельства о ЌЋќ, предполагаемых инопланетных визитах и иных энерго-органических феноменах. ЌЋќ, считает уфолог к.т.н. ¬ладимир √еоргиевич јжажа, "это защитные вместилища, временно организуемые полевыми формами жизни, этим 'эфирным разумом', дл€ того чтобы обеспечить перемещение своих фрагментов с большой скоростью в плотной среде — атмосфере. » когда заканчиваетс€ необходимость в 'тарелке', она тает пр€мо на глазах". ¬ марте 1990 г. в ћоскве создан межотраслевой уфологический научный центр, где аккумулируетс€ вс€ информаци€ о ЌЋќ, в 1993 — отделение уфологии и биоэнергоинформатики при ћеждународной академии информатики. —м.тж.: Vallee, Jacques. The Invisible College. N.Y. 1975; јжажа ¬.,  рушельницкий ≈. ЌЋќ вокруг нас. ћ., "√олос", 1992.

ќднако, как сказал тот же ∆ак ¬алле, французский американец и чрезвычайно добросовестный исследователь, "из всех сотен и тыс€ч фотографий и свидетельских показаний, собранных нами, ни одно из них, к сожалению, не может считатьс€ достоверным свидетельством визита к нам инопланетных цивилизаций"...

—лова ∆ака ¬алле можно отнести и ко многим другим, вполне земным €влени€м, вызывающих интерес исследователей и любознательной публики - барабашки (полтергейсты), снежный человек (йети), люди, прит€гивающие металлические предметы... Ќо все они — если речь не идет об обыкновенном обмане или самообмане — представл€ют собой на деле либо варианты вещей, нам с вами уже известных (аку-аку, фантом, животный магнетизм), либо всего лишь гипотезы, которые могут подтвердитьс€, а могут и не подтвердитьс€.

—егодн€шние "инопланет€не" — это, в сущности, те же аку-аку. ¬ опытах уфологов и "контактЄров", в романах и сценари€х они занимают то же место, которое прежде занимали эльфы и духи предков. ѕо функци€м эти инопланет€не неотличимы от своих предшественников, тем более, что и те (по многим легендам) обитали на Ћуне, —атурне или каких-нибудь мифических планетах.

” них по€вилось даже свое информационное поле (эгрегор). ѕоддерживаемое не только прессой и телевидением, но и такими экстрасенсами, как ”ри √еллер, пытавшимис€ вступить в контакт с "ќбъединением космических цивилизаций" (UMMO, SPECTRA), это поле стало настолько стабильным и мощным, что и в самом деле стало "отвечать на вызовы": сенситивы слышат голос  осмоса, а эзотерики-любители — голоса жителей ”рана (∆ак ¬алле).

» есть, наконец, эзотерическа€ практика. Ёто многочисленные учители, целители и предсказатели, у каждого из которых, как правило, есть определенные способности, однако далеко не каждый достигает уровн€ сознани€, необходимого насто€щему эзотерику.

ќднако врем€ лекции уже подходит к концу, да и де€тельность современных эзотериков-практиков еще не стала историей. ћногого мы, конечно, рассмотреть не успели. Ќо, поскольку курс истории эзотеризма, видимо, вообще невозможно закончить, мы тоже не будем этого делать, оставив кое-что и на будущее.

јвтор: Het Monster
 
XIX и XX век

„итайте в рубрике «XIX и XX век»:

Ёзотеризм в XX веке
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам