Ёзотеризм в XIX веке

јлхимики XIX века јлхимики XIX века

XIX век, как считают писательница “ать€на “олста€ и многие культурологи, началс€ ‘ранцузской революцией и закончилс€ ќкт€брьской. »з того же будем исходить и мы.

ќстава€сь в рамках истории эзотеризма, XIX век можно охарактеризовать как эпоху свободного экспериментировани€ в области "неведомого" в целом и отдельных оккультных дисциплин в частности. ¬рем€ тайных обществ и посв€щени€ в рыцарские степени миновало: новые государства и правительства, возникшие в результате побед или поражений Ќаполеона, запрещали вс€ческие ложи, ордена и секты. Ќо т€га к "неведомому", разбуженна€ дедушками и д€дюшками, и сохранившиес€ фамильные библиотеки не давали поко€ пытливым умам потомков, верившим, что тем и в самом деле удалось открыть истину. ѕоэтому оккультными изыскани€ми на свой страх и риск занимались очень многие.

” того же кн. ¬.‘. ќдоевского есть рассказ "—ильфида", герой которого открыл было дл€ себ€ новый мiр благодар€ д€дюшкиным книгам, да друзь€ вернули его к бездумной обывательской жизни; у ј.».  уприна есть чудесный рассказ "«везда —оломона", где д€дюшкины книги сделали геро€ чуть ли не всемогущим, но у него личности нехватило совладать с этим могуществом...
 
–ассказ  уприна, кстати, написан эзотерически глубоко и точно. ¬прочем, вс€кий хороший писатель поневоле эзотерик.

ѕервым таким изыскателем (или, по крайней мере, одним из первых) хронологически можно считать швейцарца ћесмера, разрабатывавшего учение о животном магнетизме.

ћесмер, јнтон ‘ранц (Franz Anton Mesmer, 1733-1815) был врачом и, как сказали бы сегодн€, психотерапевтом. ”бедившись в существовании особой энергии, выдел€емой биологическими объектами, он начал примен€ть ее дл€ лечени€ больных путем наложени€ рук или пассов. ѕотом это показалось ему недостаточным, и он стал погружать больных в гипнотический транс.
 
 ому-то это помогало, кому-то нет, что не удивительно: не всех людей можно погружать в гипнотическое состо€ние, и не всем показана биопсихотерапи€. Ќо ћесмер, естественно, этого не знал. ѕоэтому его сеансы в столицах ≈вропы, начинавшиес€ как триумф великого целител€, слишком часто заканчивались гибелью пациентов и скандалом. ѕосле последнего скандала в ѕариже, когда ему было уже за 70, он вернулс€ на родину и умер в нищете и безвестности.
 
ѕодробнее о нем см.: Ћеманн, ј. »ллюстрированна€ истори€ суеверий и волшебства. ћ., 1900, переизд.  иев, "”краина", 1991; Pайков ¬. Ѕум иррациональной психотерапии. "Ќаука и жизнь", N 12/1989, с.114.

ћесмер был первопроходцем в плане практического применени€ магнетизма, который после него еще долго называли месмеризмом.

ћј√Ќ≈“»«ћ ("животный магнетизм"): название, прин€тое в XVII-XVIII вв. дл€ обозначени€ способности живых существ воспринимать вли€ние других существ, предметов и небесных тел, а также в свою очередь вли€ть на них; определение возникло по аналогии с действием магнита. Ќыне это называетс€ Ёнергией биологических объектов.

Ёнерги€ биологических объектов — это обозначение одного или нескольких видов энергии, присущей живым существам — люд€м, животным, растени€м. ќна естественным образом выдел€етс€ в виде эманации (ауры, биорадиации). ќ ее существовании люд€м было известно еще в глубокой древности (джива, ни, од, психическа€ сила, бионическа€ энерги€ и т.д.), однако измерение и научное изучение этой энергии стало возможным лишь в ’’ в.

ћладшим современником ћесмера был глазной врач ёнг-Ўтиллинг, нар€ду с практикой усиленно занимавшийс€ теорией.

»оганн √енрих ёнг, псевдоним Ўтиллинг (Heinrich Jung- Stilling, 1740-1817). ѕриобрел известность в качестве глазного врача. —корее "богоискатель", чем эзотерик, он тем не менее занималс€ гипнозом и магнетизмом, разрабатыва€ учение о духах (пневматологию).

„еловек, писал он, состоит из тела, души и духа. ѕознавать способен лишь дух, но ему мешает физическое тело. „тобы про€вить эту способность в полной мере, человеку не об€зательно расставатьс€ с телом навсегда (физическа€ смерть): приемы гипноза и магнетизма позвол€ют духу освободитьс€ от него на врем€.  огда дух живого человека освобождаетс€ от тела, он может €вл€тьс€ люд€м в других местах, "собира€" дл€ себ€ тело из окружающей материи (двойник, фантом, ср. материализаци€ — лекци€ 11).

Ќемцы вообще много работали в области пневматологии, особенно в первой половине XIX в. ќднако их изыскани€ затрагивали скорее сферу философии (√егель, Ўеллинг), т.е. соотношение духа и материи и "иерархию" духа, или же сферу религии (якоби, “олюк и др.), т.е. роль духа в судьбе микрокосма и макрокосма. Ќас же в данном случае больше интересует чисто практический вопрос о взаимосв€зи духа и тела.

Ћюбопытное решение этого вопроса нашел (неполный) тезка ћесмера √алль — по словам  озьмы ѕруткова, "„ерепослов, или ‘ренолог". ¬ этой пьесе  озьма ѕрутков, кстати, хот€ и сатирически, но вполне нагл€дно описывает суть методики √алл€.

√алль, ‘ранц-…озеф (Franz-Joseph Gall, 1758-1828), врач и анатом, работал в ¬ене, потом в ѕариже (с 1807). –азработал учение о френологии, вскоре ставшее чрезвычайно попул€рным во всей ≈вропе.

‘–≈ЌќЋќ√»я (от др.-греч. phrenos — "душа, сердце, ум", короче — "внутренн€€ сущность"): учение о формах черепа, искусство узнавать духовные способности человека и животных по выпуклост€м на их черепах и по сравнительному развитию тех или иных частей мозга, известное еще в ƒревней ѕерсии.

¬ этом учении, естественно, тоже есть дол€ истины, однако внешние формы черепа далеко не пр€мо св€заны с особенност€ми мозга, поэтому современна€ френологи€ должна была бы исследовать именно особенности развити€ внутренних частей мозга (мозжечок, гипофиз и т.п.) как "первоисточник" внешних про€влений.   сожалению, эта дисциплина пока не нашла интереса у современных исследователей.

 ак мы помним, все внешние черты человека (его физического тела) суть отражение особенностей его личности (т.е. астрального и ментального тела, если воспользоватьс€ самой простой терминологией), а потому могут служить источником информации о последних.

ќдной из дисциплин, позвол€ющих получить такую информацию, €вл€етс€ ’»–ќћјЌ“»я. Ќесколько забыта€ в —редние века, эта наука о чтении ладони (пальмистри€, от лат. palma — "ладонь") возродилась в ≈вропе благодар€ трудам того же ѕарацельса, а также »еронима  ардано и других исследователей. ¬ XVI — XVIII в. ее уже преподавали в университетах, а в XIX в. она получила новое развитие, разделившись на хирометрию и хирогномонию, хирологию и хирософию.

д'јрпантиньи,  азимир —танислав (d'Arpentigny, Casimir Stanislaus, 1798-?) изучал хиромантию по старинным книгам и усовершенствовал ее методы. јнализ ладони он начинал с формы самой руки, ее окраски, формы пальцев и их суставов, формы ногтей и т.п. (у него у самого были очень красивые руки). —вой метод определени€ характера по общим контурам и соразмерности всех частей руки он назвал "хирогномонией".
 
”чеником д'јрпантиньи был јдольф ƒебароль (ƒебарроль, де-Ѕароль, Adolphe Desbarolles, ок. 1810-1885), фр. профессор хиромантии. ќн "вывел хиромантию из мiра шарлатанства и... завоевал ей прочное положение среди других наук" (ѕапюс). ƒебароль стремилс€ к синтезу искусства "чтени€ руки" с другими оккультными дисциплинами (каббалистикой, графологией, физиогномикой). Ётот синтез вскоре был назван "хирософией", ставшей как бы философским разделом хирологии.
 
ћетоды ƒебарол€ и д'јрпантиньи составл€ют основу всей современной хирологии.

¬новь приобрела попул€рность ќ  ”Ћ№“Ќјя Ѕќ“јЌ» ј, также известна€ с древности и разработанна€ ѕарацельсом и др. как наука о св€зи растений с планетами и знаками «одиака, о наиболее благопри€тных сроках дл€ посева и сбора растений, дл€ приготовлени€ из них лекарственных препаратов и дл€ приема этих препаратов больными.

ѕозже оккультисты-"травники" ( алпепер, XVII в., Ёккартсгаузен XVIII в.) увлеклись идеей палингенезии (от греч. palin — "вновь" и genesis — "рождение"), особого вида материализации, направленной на воссоздание уничтоженного организма животного или растени€ в его физическом или хот€ бы астральном теле.

Ёта лини€, продолженна€ в XIX в. ‘абром д'ќливе, потом ѕиобом и —едиром, в наши дни привела к возникновению ‘»“ќѕ—»’ќЋќ√»», т.е. науки, изучающей поведенческие реакции растений и формы про€влени€ этих реакций.

“ак, сегодн€ уже известно, что растени€ способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на рассто€нии, различают настроение и намерени€ людей, обладают пам€тью; излучение, испускаемое ими (энерги€ биологических объектов), может быть зафиксировано ( ирлиановска€ фотографи€). ѕодробнее см., напр.: Tompkins, P., Bird, C. The Private Life of Plants. N.Y. 1974.

‘абр д'ќливе, јнтуан (Antoine Fabre d'Olivet, 1768-1825): французский поэт-мистик, изучавший  аббалу и алхимию. ѕереводил на фрц. €з. еврейские и греческие тексты, попыталс€ составить историю оккультных учений (Histoire philosophique de genre humain), которую тоже не окончил.

ƒруга€ лини€ — это √ќћ≈ќѕј“»я, точнее, теперь уже целый комплекс наук, базирующихс€ на ее основе. ≈е начало было заложено в 1810 г. —амуэлем √анеманом (тогда вышла его книга "ќрганон врачебного искусства" — Organ der rationellen Heilkunde).

Ќемецкий врач —амуэль √анеман (Samuel Hahnemann, 1755-1843) не был ни метафизиком, ни масоном. ќн даже не собиралс€ исследовать невидимые св€зи между пациентом и врачом, болезнью и лекарством, травами и планетами. Ќо его заслуга перед эзотерикой несомненна (и неоценима), потому что разработанный им принцип гомеопатии — лечи подобное подобным — дал толчок поиску и в этих, и во многих других направлени€х.
 
–азработанный — не значит открытый. ѕринципы similia similibus и contraria contraribus curantur ("лечи подобное подобным" и "лечи противоположное противоположным") тоже были известны с глубокой древности.
 
Ёто означает, что любую болезнь лечили дво€ко. „аще лечили "по противоположности": если у человека жар, ему клали лед на голову. Ќо могли назначить и баню — "по подобию". √анеман же обнаружил, что любой €д может служить противо€дием, а любое вещество способно как вызвать болезнь, так и побороть ее — все зависит от дозы. ѕринцип подоби€ оказалс€ действеннее принципа противоположности. » √анеман начал примен€ть этот принцип.

ќпробовав на себе больше сотни препаратов, главным образом - продуктов растительного и животного мiра, √анеман нашел способ превращать любой €д в противо€дие, любой возбудитель болезни — в лекарство. ¬ещество развод€т до микроскопических "потенций", т.е. пр€мое химическое воздействие исключаетс€: в растворе сохран€етс€ только информаци€, цель которой — напомнить больному организму, как быть здоровым. ќстальное он сделает сам.

Ќыне гомеопаты работают с "чистой информацией", т.е. воспроизвод€т действие препаратов с помощью электромагнитных колебаний, когда само вещество вообще отсутствует, или даже пишут его название на бумажке и дают пациенту — помните фигурку "духа болезни", которую прикладывают к больному месту (лекци€ 7)? ƒни и часы приема лекарств рассчитываютс€ по гороскопу больного, при этом учитываетс€ семейный анамнез (чем болели родители и дедушки-бабушки) и совместимость врача и пациента (астрогомеопати€). Ќайден, наконец, и третий путь лечени€ болезни — не по противоположности и не по подобию, а по сочетанию того и другого, гармонический метод "«олотого сечени€", т.е. нахождение оптимального режима взаимодействи€ микрокосма и макрокосма. »зучаютс€, а иногда уже и поддаютс€ лечению кармические болезни, т.е. нарушени€, переносимые из жизни в жизнь, из воплощени€ в воплощение.

» пусть многие механизмы тут еще не €сны, но они используютс€, сведени€ накапливаютс€, и дерево, посаженное √анеманом, приносит все новые плоды.

Ќемаловажный вклад в нашу сегодн€шнюю картину мiра внес и барон  арл фон –ейхенбах, неутомимый исследователь Ёнергии биологических объектов.

P≈…’≈ЌЅј’,  арл, барон фон (Karl Freiherr von Reichenbach, 1788-1869), немецкий химик и естествоиспытатель, изобретатель креозота и парафина. ќзнакомившись с учением о магнетизме, начал экспериментировать сам и убедилс€, что биологические объекты - люди, растени€, животные, — действительно выдел€ют некую энергию и обмениваютс€ ею.

–ейхенбах назвал ее "од" (от евр. `OUD — "продолжающеес€ бытие") и несколько дес€тилетий подр€д занималс€ ее измерением и изучением.   сожалению, эту энергию и сейчас сложно измерить (хот€ никто уже не сомневаетс€ в ее существовании), а тогдашн€€ техника вообще едва позвол€ла это делать, поэтому –ейхенбаху пришлось ограничитьс€ лишь гипотезами.

≈го книга "ќдо-магнетические письма", вышедша€ в √ермании в 1848 году, была переведена на русский €зык и издана в 1856 г. в ћоскве.

ќпыты –ейхенбаха положили начало изучению новых ("невидимых") видов энергии, и последующие открыти€ подтвердили правоту барона: достаточно вспомнить "икс-лучи" –ентгена или  ирлиановскую фотографию.

¬прочем, не все эксперименты оказывались столь плодотворными. Ќекоторые уходили в пустоту или давали результаты скорее вредные, чем полезные. “ак, на американском континенте возникло учение спиритизма.

јмериканское ("штатовское") мышление вообще представл€ет собой весьма своеобразный феномен, и это отмечают многие - философы, историки, литературоведы, даже химики и физики. Ќе вдава€сь в подробный анализ этого феномена, укажем, что американец часто страдает "синдромом сверхценных идей". ќткрыв дл€ себ€ какую-либо идею, он не только гор€чо уверует в нее, но и сочтет себ€ призванным проповедовать о ней по всему мiру. ’от€ иде€ эта, как правило, проста до крайности и в основном сводитс€ к известной истине кота Ћеопольда: "–еб€та, давайте жить дружно". ” американца нет истории и он не знает, что эта иде€ не только была открыта за много поколений до него, но и успела обрасти множеством комментариев, толкований и достаточно глубоких мета-, пара- и гипертеорий. “акова "нова€ религи€" мормонов, основанна€ в 1830 г. ƒжозефом —митом, или тот же спиритизм, открытый в 1840-х гг. Ёндрю ƒэвисом.

ƒэвис, Ёндрю ƒжексон (Andrew Jackson Davis, 1826-1910), был сыном сапожника в крохотном городишке наподобие марктвеновского —анкт-ѕетербурга ("“ом —ойер").  огда ему было 17 лет, через их городок проезжал магнетизер Ћевингстон. ќн открыл у мальчика способности медиума. “от бросил лавку, в которой служил приказчиком, и погрузилс€ в исследование мiра духов.

ќткрыв дл€ себ€ этот мiр, ƒэвис самосто€тельно проделал тот путь, которым человечество шло веками, и разработал теорию общени€ с духами, получившую название —ѕ»–»“»«ћј или, как предпочитают говорить американцы, спиритуализма ("спиритизмом" они называют французское учение јллена  ардека, о котором ниже).

¬се души, считал ƒэвис, и живые и мертвые, движутс€ по пути самоусовершенствовани€. ‘изическа€ смерть облегчает и ускор€ют этот процесс, поэтому души умерших знают и умеют больше, чем живые. ќбщени€ между этими двум€ мiрами не происходит, потому что "ни духи, ни люди еще не умеют пользоватьс€" этой возможностью общени€. Ќо, считал он, "настало врем€, когда два мiра, духовный и естественный, подготовлены к тому, чтобы встретитьс€ и обн€тьс€ на почве духовной свободы и прогресса".

≈го учение пало на добрую почву протестантского мистицизма (помните тетю ѕолли с ее верой в чудеса?) и нашло немало последователей. јмериканские спириты активно использовали медиумов и сомнамбул, изобрели "столоверчение" и "блюдцеверчение", а ƒэвиса провозгласили "—веденборгом Ќового —вета" и присвоили ему степень доктора медицины и антропологии.

»з јмерики спиритизм быстро перешел в ≈вропу; в 50-х и 60-х гг. XIX в. им занимались в с е. ”же был изобретен дагерротип, и барон фон –ейхенбах пыталс€ засн€ть духов, по€вл€ющихс€ на спиритических сеансах. јстрофизик »оган ÷ельнер (Zoellner, 1834-1882), увлекавшийс€ четвертым измерением, отождествил это измерение с мiром духов. Ёту теорию развил Ўарль ƒюпрель (du Prel, 1839-1999), считавший духов четырехмерными существами, а их вмешательство в жизнь людей - результатом и свидетельством духовного роста человечества. ¬ Pоссии спиритические опыты ставили ј.Ќ. јксаков, ƒ.». ћенделеев, ≈.ѕ. Ѕлаватска€.

јлександр Ќиколаевич јксаков (1832-1903), из семьи писателей јксаковых, но родственник более дальний, статский советник; заинтересовалс€ проблемами оккультизма благодар€ трудам —веденборга, многие из которых перевел на русский €зык. ѕриглашал в Pоссию медиумов, сам выступал в качестве такового в Pоссии и за границей. ќсновал журнал "Pебус" (1881), просуществовавший более 20 лет, и был его бессменным главным редактором. “ам публиковались переводы и статьи русских авторов, часто очень интересные.

‘ранцуз јллен  ардек (Cardec или, как пишут американцы, Kardec; собств. Hippolyte Denizard Rivail, 1804-1869) при помощи медиумов активно общалс€ с мiром духов, жела€ узнать о нем как можно больше. ¬се, что узнал, он изложил в своей " ниге духов" (Livre des Esprits, 1857).

ќн узнал, что кажда€ душа проходит цикл воплощений, число которых неопределенно. Ёто необходимо ей дл€ самоусовершенствовани€, цель которого — единение с јбсолютом. ¬оплощени€ могут быть только человеческие, т.е. ни в животных, ни в растени€ человеческа€ монада воплощатьс€ не может. ƒух, завершивший цепь воплощений, наслаждаетс€ блаженством вечной жизни.

“аким образом учение о реинкарнации, давно известное на ¬остоке, окончательно закрепилось и в ≈вропе. ѕоскольку сведени€ спиритов о "мiре духов" в основном совпадают с буддийскими и йогическими представлени€ми, сомневатьс€ в их верности не приходитс€. ќднако здесь следует учесть два момента.

¬о-первых, так называемые спиритические сеансы — если не брать случаи чистого шарлатанства — очевидно представл€ли собой просто коллективную медитацию, во врем€ которой медиум (сенситив) находилс€ в состо€нии транса. “аким образом, информацию они получали чаще всего не от "дорогих покойников", а либо из какого-то эгрегора, открытого дл€ них в данный момент, либо же из собственного подсознани€, объем и содержание которого, как известно, те же, что у "мiровой души" (тождество микрокосма и макрокосма).

Ёто не означает, что покойников вызвать невозможно. Ёто возможно и, надо полагать, случалось на спиритических сеансах, хот€ и не слишком часто. Ќо здесь-то и возникает "во-вторых": покойникам это вредно.  ак писал позже йог –амачарака (англичанин ¬. јткинсон), душа, утративша€ физическую оболочку, должна пройти р€д трансформаций, и любые помехи замедл€ют этот процесс. „то же получитс€, если ее будут теребить "звонками" все врем€?

 роме того, общение с мiром живых в формах, доступных воспри€тию живых, возможно дл€ души лишь на начальных стади€х трансформации, пока она не утратила хот€ бы астрального тела. ѕотом она переходит в такое состо€ние, про€влени€ которого могут восприн€ть из живых лишь единицы, а перевести на человеческий €зык не может никто (ср. Ќострадамус, —веденборг, ƒаниил јндреев).

», если не брать в расчет анекдотов о духах-шутниках, "с того света" разыгрывающих медиумов, придетс€ вновь согласитьс€ с –амачаракой, считавшим, что многие спириты принимают за души давно отброшенные теми астральные оболочки, которые тоже могут реагировать на раздражение. ќднако чего стоит така€ "информаци€", €сно и без комментариев.

ѕосле –амачараки (его книги выходили перед I мiровой войной) интерес к спиритизму значительно уменьшилс€, а потом и вовсе сошел на нет. –амачарака, кстати, имел полное право именоватьс€ йогом, потому что прожил в »ндии много лет и действительно стал им. ѕо его книгам ("’атха-…ога" и др.) учились ваши дедушки или, возможно, уже прадедушки, занима€сь по утрам йогической гимнастикой. ѕодробнее о спиритизме см., напр: јлексеенко —. »гры спиритов. ћ., 1991.

 атолический мистицизм в XIX в. тоже дал свои плоды. ƒь€кон парижской церкви —ен-—юльпис јльфонс-Ћуи  онстан (Alphonse Louis Constant, 1810-1875) проповедовал всемiрное братство и возврат к "истинно коммунистическим" принципам первых христиан, не знавших ни роскоши, ни богатства. «а это его, естественно, изгнали из церкви. “огда он написал и выпустил "Ѕиблию свободы" (1840), в которой клеймил богачей и тиранов, официальную же церковь называл их "куртизанкой".

»звестность он приобрел, однако, не как один из первых "коммунистов", а как крупнейший теоретик оккультизма под именем Ёлифаса Ћеви: все остальные его труды посв€щены истории и теории магии, пневматологии (науке о духах) и христианско-каббалистической символологии. —ама€ известна€ его книга, "”чение и ритуал высшей магии" (в двух томах) вышла на русском €зыке в —анкт-ѕетербурге в 1910 году и, возможно, теперь уже переиздана.

Ёлифас Ћеви верил, что в начале времен существовала едина€ книга, написанна€ великими мудрецами. ѕотом она погибла, а Ѕибли€, јвеста и ¬еды — всего лишь более или менее неудачные попытки восстановить ее. ћудрецы пытались сохранить знани€, передава€ их все новым посв€щенным, но до наших дней дошли лишь их жалкие крупицы, и задача теперешних оккультистов — искать и восстанавливать утраченные знани€.

Ёта теори€ быстро сделалась попул€рной и значительно повли€ла не только на развитие оккультизма, но и на ретроспективное воссоздание истории.  ак Ћуна, как известно, делаетс€ в √амбурге (√оголь), так в конце XIX в. возник тот палеофантастический оккультизм, в который верит сегодн€ как минимум половина любителей эзотеризма в нашей стране.

ќднако мы с вами уже знаем, что подлинна€ истори€ эзотеризма, во-первых, не так уж длинна (дай Ѕог начать ее с VI в. до нашей эры), а во-вторых шла, как ей и положено, от простого к сложному, от "жалких крупиц" ко все более глубоким знани€м, а никак не наоборот. Ќе вина истины в том, что люди каждый раз вынуждены открывать ее дл€ себ€ заново.

ћожно сказать иначе. ѕреемственность действительно есть: мы с вами видели, как из поколени€ в поколение, из страны в страну передавались и накапливались знани€, как человечество поднималось на все более высокие ступени эзотерического сознани€. » в этом оккультисты XIX в. совершенно правы. Ќо истину тем не менее следует искать не в прошлом, а в будущем.

Ёто почувствовал перс ћирза ’оссейн јли Ќури. ќн родилс€ 8 но€бр€ 1817 года, и —олнце у него в гороскопе находилось в самой середине знака —корпиона. Ёто одна из четырех т.н. "точек аватар", как говор€т индийские астрологи (середины знаков “ельца, Ћьва, —корпиона и ¬одоле€): они означают "искру Ѕожию", дар интуитивного понимани€ мiровых законов.

Ќури был мусульманин-шиит, но эти рамки показались ему тесны. ќн вступил в секту бабидов, боровшихс€ за "демократизацию" »слама, но в 1850 г. секта была разгромлена. “огда он сам решил реформировать »слам. ќн прин€л им€ Ѕахаулла ("Ѕлеск Ѕожий") и издал книгу " итабе јкдес", в которой попыталс€ сочетать догматы ислама, иудаизма и христианства.
 
» нашел неожиданно много последователей, причем не только в ѕерсии, но и во всем мiре. Ќо не потому, что все они тоже хотели реформировать »слам: они увидели в Ѕахаулле основател€ новой, так долго ожиданной всемiрной религии, естественной и общечеловеческой (то, к чему стремились розенкрейцеры).

Ѕахаулла умер в 1892 году, еще не успев увидеть многочисленных храмов, ашрамов и контор дл€ приема членских взносов от приверженцев новой религии — бахаизма. —ейчас в мiре насчитываетс€ около 4 миллионов бахаистов (или бехаитов, как их еще называют). ”правл€ет ими ¬семiрный ƒом —праведливости — совет из дев€ти человек, резиденци€ которого находитс€ в ’айфе (»зраиль).

Ёта попытка создани€ единой религии несомненно была шагом вперед, к эре ¬одоле€. ќднако бахаисты начали слишком рано, к тому же старыми средствами, и бахаизм выродилс€ в "орден" баптистского толка, целью руководителей которого стало приобретение вли€ни€ и денег. Ќедаром Ѕорис ѕастернак говорил, что великие идеи живут только в головах их создателей, а ученики и последователи обычно искажают их до неузнаваемости.

ќрдена тоже возобновили свою де€тельность: последние дес€тилети€ XIX в. были эпохой политической либерализации. ќднако их члены уже не думали о переустройстве мiра и воспитании нового человека. ќдни из них, как масоны и мальтийцы, интегрировались в систему буржуазного государства, стара€сь приобрести возможно большее вли€ние, другие, как розенкрейцеры и мартинисты, всецело посв€тили себ€ оккультным изыскани€м. я имею в виду, конечно, "светские" ордена: церковным (бенедиктинцы, францисканцы и др., включа€ иезуитов) по уставу не положено было заниматьс€ оккультизмом, а анализ их политической де€тельности выходит слишком далеко за рамки нашего курса.

¬ 80-х гг. маркиз де √уайта, француз, вновь зарегистрировал " аббалистический ќрден  реста и –озы", членов которого историки называют "вторичными розенкрейцерами".

—танислав де √уайта (тж. √вайта, √юайта, Stanislas de Guaita, 1862-1897), оккультист поэтико-мистического толка, решил объединить всех добросовестных исследователей, чтобы направить их работу в единое русло и пресечь или хот€ бы разоблачить де€тельность "черных магов", псевдоэзотерических сект и просто шарлатанов.

≈го орден по традиции также имел три степени, однако члены должны были не проходить церемонию посв€щени€, а сдавать экзамен на бакалавра, магистра и доктора  аббалы. ќни занимались весьма достойным делом: переводили, комментировали и издавали классические сочинени€ по эзотерике. —ам √уайта начал писать фундаментальный труд: Le Serpent de la Genese ("ѕервозмей" или "«мей Ѕыти€", если понимать последнее слово как название первой книги ¬етхого «авета), в котором попыталс€ обобщить все накопленные к тому времени оккультные знани€, но успел закончить лишь два тома из намеченных трех.

—реди руководителей ордена (√уайта, ∆. ѕеладан, ∆. Ёнкосс), как водитс€, вскоре начались трени€, и он распалс€ на несколько групп. “ем не менее де€тельность ордена дала свои плоды: практически все нынешние розенкрейцеры, да и просто эзотерики, занимающиес€ научно-просветительской работой, стро€т ее на принципах, заложенных маркизом де √уайта.

’орошим примером может служить розенкрейцерска€ колони€ "Mount Ecclesia" на юге  алифорнии, основанна€ в 1910 г. ћаксом ’ейндлем или, как его у наз называют, √енделем (Heindel). Ёто был, по сути, целый санаторий, в котором розенкрейцеры изучали астрологию и другие оккультные науки, лечили больных и утешали несчастных, т.е. занимались, по нашим пон€ти€м, астромедициной и психотерапией.

—ам ћакс ’ейндль (собств. Carl Louis von Grasshoff, 1865-1919) был родом датчанин. ¬ орден вступил в 1907 г. в √ермании. Ќаписал р€д книг, в т.ч. уже цитировавшуюс€ " осмогоническую концепцию розенкрейцеров". ƒо вступлени€ в орден был членом “еософского общества.

“≈ќ—ќ‘— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ (англ. Theosophical Society) было основано ≈.ѕ. Ѕлаватской и полковником √енри ќлкоттом в 1875 г. в Ќью-…орке с целью образовать "€дро всемiрного братства", исследовать неизученные законы природы и скрытые способности человека на основе синтеза духовных достижений ¬остока и «апада.

—амо слово "теософи€" означает "богопознание". ќно также было придумано греками, естественно, вкладывавшими в него свой смысл (познание воли богов и судьбы). ¬ данном же случае оно послужило просто новым названием эзотеризма: Ѕлаватска€ предпочла так назвать свою доктрину, чтобы подчеркнуть ее отличие от других, а также ненав€зчиво за€вить ее претензию на роль новой мiровой религии.

≈лена ѕетровна Ѕлаватска€, урожденна€ von Hahn- Rottenstern, 1831-1891), после развода с мужем, генералом Ѕлаватским, несколько лет путешествовала по »ндии и √имала€м. ¬осточные учени€ произвели на нее огромное впечатление (они пали "на добрую протестантскую почву", ведь она по рождению была лютеранка, хоть и прин€ла православное крещение). ќна вз€ла себе эзотерический псевдоним –адда-Ѕай и по повелению своего учител€ по имени  ут √уми (Koot Humy) основала международное “еософское общество — в —оединенных Ўтатах, где протестанты, как известно, составл€ют большинство населени€.

ѕодробнее см., напр.: ѕисарева ≈. ћисси€ Ѕлаватской, теософи€ и теософическое общество. јльманах "јум", N 3, M., 1990.

»з восточных учений Ѕлаватска€ пон€ла далеко не все, да и то, что пон€ла, не сумела сформулировать толком. ≈е книги поражают обилием ничем не доказуемых утверждений и полной бессистемностью изложени€. Ќовый "—вет с ¬остока" не смог до конца рассе€ть тьму, накопившуюс€ в ее сознании в результате первоначального знакомства с теори€ми Ёндрю ƒэвиса и Ёлифаса Ћеви.

¬полне закономерно поэтому, что сегодн€шние теософы об€заны своей ролью на эзотерической сцене не столько самой основательнице общества, сколько трудам ее последователей, сумевших выделить и сохранить в ее доктрине элементы подлинно эзотерического сознани€.

Ёти элементы, они же основные принципы теософов, те же, что и у других современных эзотерических школ: единение всех людей без различи€ рас, внимательное изучение трудов эзотериков ¬остока и «апада, посто€нное совершенствование психических способностей человека. ƒевиз “еософского общества гласит: "Ќет религии выше »стины". Ќыне его центр находитс€ в »ндии (јдь€р, недалеко от ћадраса), ѕрезидент — г-жа Pадха Ѕернье.

¬ Pоссии ќбщество было создано в 1908 г.; до запрещени€ его правительством большевиков (1918) вело активную культурно- просветительскую работу, издавало журнал "¬естник теософии" (1908-18). ¬ 1991 г. Pоссийское “еософское общество создано заново, с 1992 возобновлено печатание журнала.

», чтобы не оставл€ть на последнюю лекцию слишком много, давайте с вами закончим разговор и о масонах.

ћасоны, мартинисты и иллюминаты — многие из них состо€ли в нескольких ложах сразу — приветствовали ‘ранцузскую революцию, хот€ она была начата не ими. ѕравда, среди революционеров были масоны (ƒантон, –обеспьер, ћирабо и др.), но и среди самих масонов имелись высокородные аристократы и даже лица королевской крови. ѕо этим и р€ду иных причин масоны большой роли во ‘ранцузской революции не сыграли, а с началом террора и вовсе "сошли на нет", выродившись в патриотические кружки мистического толка. »х возрождение началось лишь после 1870 г.

¬ –оссии они были запрещены в 1786 г. за вольнодумство "фармазонство"), хот€ их просветительские заслуги несомненны. »мп. ѕавел I отменил этот запрет, и русские масоны активно вв€зались в политическую борьбу, решив, что ни просвещенно-монархический (≈катерина II), ни прусско- (или, если угодно, русско-) деспотический режим (ѕавел I) не соответствуют их высоким идеалам, а потому должны быть заменены хот€ бы конституционной монархией.

„ем это закончилось, известно. ѕавел I был убит, как теперь часто говор€т, "в результате масонского заговора" (јлександр I тоже был "братом"), хот€ это верно лишь отчасти, т.к. в то врем€ почти все уважающие себ€ люди принадлежали к масонам. 15 лет спуст€ на основе масонских лож (московска€ "ложа Ќептуна" и др., главным образом военные) возникли первые союзы декабристов. »мп. јлександр I запретил тайные общества (1822), но это не помогло; лишь запрет »мп. Ќикола€ I (дек. 1825) положил конец де€тельности "старых масонов".

ќживление де€тельности масонов началось во второй половине XIX века. "¬с€ система французской 3-й республики [1870-1932] была насквозь пронизана членами тайного общества, его јреопагами,  апитулами,  онсистори€ми, секретными св€з€ми и дисциплиной, не говор€ уже о “айне и  л€тве", — пишет Ќина Ѕерберова в книге "Ћюди и ложи: русские масоны ’’ столети€" (Ќью-…орк, 1986).

¬ 1905-1906 гг. некоторые из русских двор€н вступили во французские масонские ложи, а вскоре они были вновь открыты и в –оссии. Ќо это было, по словам Ќины Ѕерберовой, уже не "масонство ѕьера Ѕезухова": членов этих лож интересовало только политическое вли€ние.

ѕримерно тогда же в –оссии оживилась и де€тельность мартинистов — "с помощью двух шарлатанов, ѕапюса и ‘илиппа (предшественников –аспутина при русском дворе). ¬скоре гр. ћусин-ѕушкин стал у них ¬еликим ћастером. √оворили, что в молодости Ќиколай II был мартинистом, по примеру своих английских, германских и датских родственников. Ќиколай II вышел, однако, очень скоро из тайного общества... Ёто продолжалось до 1916 г., когда марнинистам пришлось прекратить свое существование" (Ќ. Ѕерберова).

 стати о ѕапюсе, книги которого у нас в последние годы приобрели большую попул€рность. ѕапюс (Papus): эзотерич. псевдоним д-ра ∆ерара јнкосса (тж. Ёнкосса, Gerard Encausse, 1865-1916), "воскресител€ французского герметизма" (ћ. ѕалеолог). »звестный оккультный писатель, хиромант и астролог, глава ¬ерховного —овета ћартинистов ‘ранции. ¬ 1902 г. впервые приехал в Pоссию, где нашел немало поклонников. ¬ окт. 1905 был представлен имп. Ќиколаю II, желавшему узнать будущее Pоссии.
 
ѕапюс и вправду был продолжателем дела  алиостро (или, точнее, —ен-ћартена, потому что был человек интеллигентный), то есть намеренно нагнетал таинственность и преувеличивал свои знани€. ѕоэтому его собственные сочинени€ в лучшем случае — компил€ци€ древних авторов. ќднако он и его помощники сделали одно важное дело: они разыскали и перевели на французский €зык большое количество старинных трудов, вернув их в научный оборот.

ѕосле 1917 г. активна€ де€тельность масонских лож и сами они были перенесены во ‘ранцию. „то же касаетс€ –оссии, то "50% масонов Ћенин ликвидировал в первые же годы после революции, часть он выпустил на «апад, а остальные были прикончены —талиным... «адача масонства — вли€ть на внешнюю и внутреннюю политическую жизнь мiра - русскими никогда не могла быть осуществлена" (Ќ. Ѕерберова).

ƒо ¬торой мiровой войны масонство действительно занимало ключевые позиции во многих странах и подвергалось критике как справа ("жидомасоны во главе с коммунистами"), так и слева ("преступна€ организаци€ мiровой буржуазии"). ¬ойна положила этому конец: в самой √ермании и в оккупированных странах нацисты расправл€лись с масонами так же, как с коммунистами и евре€ми: их расстреливали сотн€ми и отправл€ли в концлагер€ тыс€чами.

ѕосле войны они в какой-то мере восстановили свои организации, но мiр уже изменилс€, интерес к д€дюшкиным тайнам сошел на нет, так что "даже самый миф мiрового могущества масонов испарилс€ как дым" (Ќ. Ѕерберова).

Ќачина€ с 1990 года масоны возобновили свою де€тельность в –оссии. —ейчас существует уже более 20 лож, правда, в основном в ћоскве и двух-трех других крупных городах. ќни очень немногочисленны и не афишируют свою де€тельность, справедливо опаса€сь, что "народ их не поймет". “аким образом, хот€ в масоны в ’’ в. стали принимать и евреев, говорить о какой-то "масонской экспансии" не имеет смысла.

¬ампиры и вурдалаки

¬ XIX в. «апад открыл дл€ себ€ не только »ндию и “ибет. “урецка€ импери€, разбита€ во многочисленных войнах, вернула в лоно ≈вропы √рецию, —ербию и Ѕолгарию, ¬енгрию и –умынию. » перед удивленными европейцами открылс€ целый мiр, уже полтыс€челети€ как забытый ими - мiр варварской магии, не подавленной христианством, потому что само христианство в этих странах было подавлено османизмом.

” балкано-слав€нских народов была сложна€ истори€. ќбширна€ область от ¬ены до Ћьвова и от  ракова до “риеста много столетий подр€д была ареной войн и завоеваний, начина€ от греко-римских и конча€ тевтонскими и турецкими. «а это врем€ на шамано-водуистские веровани€ ее обитателей наложились образы мойр и ларов, троллей и эльфов, ортодоксальные и неортодоксальные христианские учени€ (ариане и альбигойцы, католицизм и православие, униатство и сектантство), а с приходом турок — и тюрко-арабо-персидска€ мифологи€, то есть элементы митраизма, зороастризма, суфизма и Ѕог знает чего еще.

Ќедаром до сих пор многие экстрасенсы горд€тс€, что их бабушка была серби€нка или румынка: одно это заставл€ет признать за ними принадлежность к богатейшей эзотерической традиции, пусть не философско-метафизической, зато хорошо разработанной практически. Ќатуральна€, она же народна€ маги€ действительно имеет в этих странах не только широкую историческую основу, но и богатый опыт.

ѕриворотные и "отворотные" зель€, пучки особых трав дл€ отпугивани€ злых духов и лечени€ болезней у людей и скотины, заговоры дл€ домовых, вод€ных, полевых и леших, правила общени€ с ведьмами и ведьмаками, осиновый кол и серебр€на€ пул€ против вампиров и оборотней, христианска€ молитва и крестное знамение против призраков и прочей нежити — всем этим мы в большой мере об€заны именно балкано-слав€нскому конгломерату (включа€ и венгров).

ќтсюда — многочисленные сказки и легенды, обращение европейских писателей к этому феномену (ѕушкин и √оголь, ѕроспер ћериме, даже ∆орж —анд, не говор€ уже о ћэри Ўелли и Ѕрэме —тоукере); именно изыскани€ в области балкано-слав€нской мистики возродили у западно-европейских исследователей интерес к родным (кельтским и германским) сказани€м об оборотн€х и вампирах.

„то такое "оборотень"? ќтождествление человека со зверем (или вообще духом) нам уже знакомо: можно вспомнить хот€ бы "оседланность" у суринамцев, превращение в леопарда у ашанти или "омедвеживание" у берсеркеров. ќднако такое превращение дает "оседланному" и некоторые преимущества — неу€звимость оккультную или физическую, способность проникновени€ в иные мiры и т.д.  ельто-балканскому же оборотню это не дает ничего, кроме возврата к шаблону своего первопредка ("не будите во мне звер€").

ќЅќ–ќ“≈Ќ№ (англ.-нем. Wer[e]wolf, фрц. loup-garou): человек, в темное врем€ суток оборачивающийс€ зверем, обычно волком или медведем, отсюда "ликантропи€" (от греч. `o lykos, "волк", и `o 'anthrwpos, "человек") как обозначение €влени€. “€гу к "превращению" испытывает в полнолуние. —читаетс€, что человек становитс€ оборотнем вынужденно — наказан за что-то, заключил договор с чертом, сам пал жертвой оборотн€ или это у него в роду. ѕарапсихолог ј. »льин (—ѕб) называет это генетическим заболеванием.

Ќам с вами €сно, что превращение человека в волка на физиологическом уровне (как в фильме "јмериканский оборотень") невозможно. «ато возможно на психическом: есть люди, в самом деле "звереющие" в ритме фаз Ћуны. “огда ликантропи€ — действительно психическое заболевание (такие заболевани€, как правило, имеют генетическую природу).

 роме того, умелый колдун может "вселитьс€" (отправить свой фантом) в животное и управл€ть им. Ќо это, во-первых, сложно, а во-вторых, не об€зательно: в принципе любой человек может натравить на своего врага хоть кошку. “аким образом, легенда о физиологических оборотн€х при всей ее древности — всего лишь легенда.

»ное дело "вампиризм", возможный (как питье чужой крови) и физиологически. ѕри этом нам нет необходимости обращатьс€ к архаичным культам, где питье крови входило в ритуал: такое бывало и в войнах самого последнего времени, а после по€влени€ многочисленных книг и фильмов о вампирах тоже превратилось в психическое заболевание, встречающеес€ и среди гражданского населени€. Ќо мы не будем вспоминать об этих непри€тных истори€х.

ѕо определению, архаичный ¬јћѕ»– (англ., франц. vampire, нем. Vampir, Vampyr, от слав. упырь, восх. к татарск. убыр - "ведьма"?) — это живой мертвец, по разным причинам не обретший поко€ (румын. Nosferatu — "Ќе-покойник") и пьющий по ночам кровь живых.
 
“аков легендарный граф ƒракула, герой романа английского писател€ Ѕрэма —тоукера (1847-1912). √раф предпочитал кровь красивых женщин, которых завлекал к себе в замок. Ќедалеко от Ѕухареста находитс€ замок XV века, который показывают туристам как обитель ƒракулы. Ќа самом деле он принадлежал кн€зю ¬ладу ѕ€тому, прославившемус€ тем, что он подвергал мучительным пыткам пленных турок (за что его и прозвали Dracul — "ƒь€вол").

ќ слав€но-румынской мифологии есть прекрасна€ книга ¬улканеску: Vulcanescu, Romulus. Mitologie Romana. Bucuresti, Edit. Acad. 1985.

¬ наши дни чаще говор€т об "энергетических вампирах". ѕод этим понимаетс€ энергодефицитна€ личность, сознательно или бессознательно отбирающа€ энергию у других людей или живых существ (Ёнерги€ биологических объектов). ѕри этом роль вампира может быть обусловлена врожденным энергодефицитом, ситуацией (в любой паре один человек будет играть роль вампира, другой — донора или генератора) или состо€нием (психотравма, болезнь). ѕодробнее см., напр.: Ќазин ƒ.  ак защищатьс€ от вампиров. "Ќаука и религи€" N 9/92.

јвтор: Het Moncter
 
XIX и XX век

„итайте в рубрике «XIX и XX век»:

Ёзотеризм в XIX веке
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам