Христианская Европа
Первые века христианства были эпохой переосмысления древнего наследия. Вопросы космогонии и космологии, взаимодействия человека с мiром божеств и духов, мiра видимого с мiром невидимым пересматривались, так сказать, через призму идей новой эпохи (эры Рыб): Конец света, Спасение, Смерть и воскресение и др.
Заслуги христиан в этом поначалу не было никакой: просто настала новая эра. Первые христиане были людьми невежественными, поскольку происходили главным образом из самых нищих слоев одного-единственного этноса — палестинских евреев. Такие люди, как ап. Павел, были исключением.
Христиане требовали от обращаемых "меньше думать и больше верить" (ср. экстатические Послания Петра в Новом Завете, Credo quia absurdum Тертуллиана). Эллинистическое же окружение первохристиан было гораздо более развитым. Для человека, воспитанного на классической греческой философии, "вера — это низший уровень познания, состояние необразованного ума", — как пишет Александр Хосроев (Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М., "Наука", 1991).
Ограничиться одной верой образованным людям было трудно. Тем более, что то время уже существовала масса апокалиптической, эсхатологической и, конечно, герметической литературы. Христиане пытались ее осмыслить, отредактировать и приспособить к своим нуждам, но это получалось плохо. Свидетельством тому могут служить т.н. тексты Наг-Хаммади.
Однако национальный и социальный состав христианских общин вскоре начал меняться. Началась институционализация: в 313 г. имп. Константин принял Миланский эдикт, в котором христианство признавалось равноправной религией со всеми другими. Через год римскому епископу, преемнику ап. Петра, был предоставлен Латеранский дворец (будущий Ватикан).
Появились первые монастыри и их уставы (Пахомий Великий, 292-346, в том же Хенобоскионе — Наг Хаммади). Стала разрабатываться христианская аскеза (понимаемая как умерщвление плоти). Появилась новая категория людей: христианские святые. Появились и первые теоретики.
И христиане начали создавать свою литературу, свои теории и учения, начиная с Евангелий, Деяний и Посланий, часть из которых вошла потом в новозаветный канон, и кончая теоретическими трудами, писать которые продолжают и сегодня.
Отсюда — огромное количество более или менее глубоких, красивых и уродливых, остроумных и не очень остроумных теорий, разнообразие которых до сих пор поражает исследователей и дает богатейшую пищу уму, не пораженному "магией креста".
Но вернемся к истокам. В первой четверти нашего двухтысячелетия ("весенний" период эры Рыб, см. Греки и варвары) можно выделить — помимо собственно христианства, эзотеризм которого еще только начал складываться, — два основных направления эзотерической мысли: плюралистическое, рассматривавшее христианство как одно из многих учений о мiре и человеке, в чем-то лучше, а в чем-то и хуже прочих, и монистическое, считавшее христианство важнейшим из этих учений, однако требующим целого ряда дополнений и поправок.
Первое связано с философской мистикой неоплатонизма, этим "последним взлетом античной мысли", второе — с религиозной мистикой гностицизма. Слово "мистика" в данном случае не означает ничего кроме ощущения некоей тайны и попытки раскрыть эту тайну.
Начнем со второго как более раннего по времени возникновения.
Во II в. н.э. в Александрии и иных местах Египта жили христиане, греки и копты, не без оснований считавшие, что учение Иисуса, изложенное в те времена лишь в кратких и маловразумительных логиях ("ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет..." - М. Булгаков), требует разъяснений и комментариев.
Но нас интересуют не сами эти церкви, хотя их воззрения тоже достаточно любопытны (это — предмет истории религий), а те группы или секты, которые даже им казались неортодоксальными. Пожалуй, мы уже можем утверждать, что догматическая неортодоксальность есть важнейший признак эзотеризма.
Такие секты имелись и в самой Александрии, и в провинции (Хенобоскион, он же Наг-Хаммади). Их называют ГНОСТИКАМИ.
Как пишет Александр Арнольдович Столяров, ученик А.Ф. Лосева, "Неустоявшийся характер [христианского] учения и поиски своего места в культурном мiре неизбежно порождали массу уклонений, ибо развитие шло в нескольких направлениях. Искушение сразу же воспользоваться богатейшим набором мифологических и философских средств вызвало к жизни целую группу течений, объединенных идеей спасительного Знания" (Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха — жизнь — учение. В: Тертуллиан. Избранные соч. М., 1994).
Гностики искали (и думали, что нашли) Истину. Основой ее они считали Гносис (греч. Gnwsis — "знание", ср. gnwri se auton): тайное знание о Боге, мiре и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе ведет к Спасению.
Бог скрыт и непознаваем: "Не дерзай говорить слова о Нем..." (Поучения Силуана. Ср. пифагорейское: "в перстне изображений не носи"). Но это — верховный, истинный Бог. Он невидим ни первым, ни вторым зрением ("третьим глазом"). Большинство же людей поклоняются неистинному Богу, образ которого то и дело маячит у них перед глазами. Между тем это — всего лишь производное истинного Бога, отец не мiра, но лжи этого мiра (майи), то есть Диавол (хотя для гностиков Диавол был не Ариманом — отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений). Отсюда подразделение, превращающее гностические учения из монистических в дуалистические:
Одной из таких сект были ВАЛЕНТИНИАНЕ. Начав как христиане "с неоплатоническим уклоном", они скоро превратились в школу наподобие Пифагоровой, где непосвященным преподавались начатки христианской веры, а посвященным — учение о Саваофе и Йалдаваофе.
Человек, учили валентиниане, состоит из тела, души и ума. Тело - от земли, душа — от "сформированного" (plasma), ум — от "созданного": ср. Мiр реального, Мiр творения, Мiр творчества в Каббале. Человек получил это от Бога (Мiр эманаций). Отсюда три вида людей: духовные (у них есть все три составляющие), душевные (только две) и плотские (одна).
Но это в теории. На практике же они занимались целительством и астрологией, изготовлением талисманов, амулетов и пр. абракадабры.
Подобно валентинианам, ОФИТЫ различали высшего и низшего Бога, Саваофа и Йалдаваофа, и поклонялись первому, но в образе Змея (греч. `o 'ophis — змея) как символа высшей мудрости, Софии. Поэтому и Иисус христиан был для офитов всего лишь в очередной раз воплотившимся Змеем, "Вечным Посвященным", все той же божественной монадой. Отсюда - офический символ змея на Т-образном кресте и живые змеи, участвовавшие в их мистериях.
Таких сект было великое множество. Поэтому первые церковные философы ("отцы церкви") занимались главным образом апологетикой, то есть выработкой принципов христианской религиозной философии и их защитой против этих ересей. Однако их уже подстерегала новая опасность, надвинувшаяся с другой стороны.
Христианство "хорошо легло" на платоническую философию: НЕОПЛАТОНИКАМ (Плотин и др.) импонировала идея о триипостасной сущности верховного Бога, в которой они видели платоновский треугольник (см. лекцию 9), включающий "En, Единое как способ нейтрализации бинера. Считается даже, что эту свою идею христиане у них и заимствовали, но нам с вами ясно, что речь здесь идет не столько о заимствовании, сколько об интуитивном открытии одних и тех же закономерностей устройства мiра.
Из всех направлений философской мысли того времени именно (нео)платонизм обладал наиболее высокоразвитым понятийным и категориальным аппаратом, поэтому первые христианские философы испытали на себе значительное его влияние.
Классическим и наиболее эзотеричным из философов-неоплатоников (не христиан) следует считать Ямвлиха ('Iamblichos, 280-330), провозгласившим догмат "всеобщего согласия тайноведцев всех времен и народов":
Ямвлих комментировал Платона в эзотерическом духе, чем оказал большое влияние на развитие оккультизма и повлиял на Пико делла Мирандола, христианских каббалистов и других западных эзотериков эпохи Возрождения, живших тысячу лет спустя. При этом он отмечал разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между эзотеризмом и философией: "об эзотеризме надо мыслить эзотерически, о философии — по-философски". Эзотеризм (теургия — theourgia, греч. "богодействие") был для него выше философии.
Философы-христиане, как уже указывалось, тоже не могли не пользоваться этим эзотерическим багажом. Так, искренно уверовавший во Христа Ориген (185-253), гениальный эзотерик, не смог преодолеть противоречия между узостью раннехристианских догматов и широтой позднеплатонического мышления — и решил отказаться от последнего, поддавшись "магии креста". Поэтому церковники долго раздумывали, еретик он или нет, но все же в VI веке исключили его из числа авторитетных отцов церкви.
Крупнейшей фигурой среди "отцов церкви" того времени, безусловно, является Блаженный Августин, путем долгого поиска нашедший в христианских догматах, а точнее, вложивший в них тот глубокий смысл, которым, как с тех пор считается, они обладали изначально.
Для нас особенно интересны два его постулата: о Граде Божием и о Спасении.
"Два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный — любовью к Богу вплоть до забвения себя" (О Граде Божием). Град Земной — это сообщество обычных людей, неверующих или даже верующих, но "больных", т.е. обремененных грехами и суетой. Град Небесный — это сообщество праведных, незримая истинная Церковь.
Правда, собственный опыт говорил Августину, что одних только человеческих сил, т.е. веры и горячего желания, для Спасения недостаточно. Лишь божественная благодать способна "вылечить больную душу". Чтобы обрести ее (или, пользуясь термином каббалистов, узреть Шехину — см. Каббалисты и суфии), нужно стремиться познать Бога, а для этого надо в первую очередь познать самого себя:
В своих рассуждениях Августин, как мы видим, использовал положения неоплатоников, но на таком высоком уровне, что церковные иерархи так и не решились исключить его из числа своих "мудрецов" (как и р. Акибу, см. лекцию 8).
Однако в целом "увлечение неоплатонизмом дальше известной границы, как писал А.Ф. Лосев, всегда приводило монотеистические построения Средневековья либо к существенной деформации, либо к катастрофе. Вот почему исторически неоплатонизм в средние века, а затем в период возрождения оказывался передовой теорией, для которой любая монотеистическая концепция — Библия, Коран, Талмуд — всегда оставалась наивной, детской фантазией или простонародным суеверием" (Лосев А.Ф. Неоплатонизм. В: Филос. энцикл., т. 4, М., 1967).
К V в. (очередное соединение Нептун-Плутон) христианство окончательно "встало на ноги". Оно объединяло людей многих национальностей, но евреев среди христиан уже не было. Сложился новозаветный канон — четыре Евангелия, 21 Послание и по одному образцу Деяний и Апокалипсиса. Было изобретено новое летоисчисление - от Рождества Христова.
Христианство повсеместно стало государственной религией. Исчез гностицизм как самостоятельное религиозно-философское течение, хотя его идеи продолжали жить, время от времени проявляясь в средневековых ересях. В VI в. платонизм был признан "язычеством", Платоновская Академия была закрыта, однако и его идеи продолжали жить, проникнув не только в европейскую, но и в иудейскую, а потом и в мусульманскую философию.
О "триумфальном шествии" христианства по окраинам Европы с V по X век ("лето" эры Рыб) мы уже говорили. О догматических различиях между Восточной и Западной церковью, в конце концов приведших к Великой схизме 1054 г., говорить не будем, потому что это не предмет наших лекций. Хотя у многих философов Средневековья есть мысли, немаловажные и с точки зрения эзотерики, эти "тончайшие волокна души", по словам о. П. Флоренского, просто невозможно разобрать в кратком курсе: нас торопит история.
В 1095 г. на церковном соборе в Клермоне Папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и отвоевать христианские святыни, находящиеся в руках язычников: "Те, кто здесь горестны и бедны, будут там счастливы и богаты". В 1099 г. войска крестоносцев вторглись в Палестину и 17 июля взяли Иерусалим.
В политическом плане эта попытка овладеть Востоком, как известно, не дала Западу ничего: ровно двести лет спустя последние рыцари были изгнаны из Святой Земли сарацинами (арабами). Однако для развития культуры Запада это знакомство с Востоком дало очень много. Считается даже, что именно крестовые походы положили начало эпохе Возрождения.
Рыцари привозили с собой во Францию, Германию, Англию более или менее смутные сведения о науке и мистике "неверных", а нередко и самих носителей этих сведений (в качестве пленников); представления о "родных" эльфах и гномах, о целительных свойствах друидского бальзама и страшной силе женского проклятия, не столько поколебленные, сколько дополненные верой в чудотворную силу христианской молитвы и святых мощей (вспомните о расширении арсенала шаманизма после христианизации), перемешались со слухами о восточной магии и оргиастических культах, о демонах и вампирах, о тайных обществах губителей добрых христиан и кознях Аримана-Диавола.
И древние легенды обрели новую силу. Мистическая чаша друидов превратилась в Священный Грааль (лат. Graalis или Graale, англ.-нем.-фрц. Graal или Gral) — чудесный сосуд, из которого Иисус вкушал Свою последнюю трапезу (по другой версии — сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал капли крови Христовой). Множество рыцарей отправлялись, по выражению Марка Твена, "граалить", т.е. разыскивать эту чашу, которая считалась целебной реликвией.
Лит.: Король Артур и его рыцари Круглого Стола. По Г. Гильберту и Дж. Ноульсу. СПб., изд. Э. Гранстрема, 1901; Stern, W., Dr., lic. theol. Herkunft der Graal-Legende. Bad-Salzungen 1903; Лазарев Е. Вселенская святыня. "Наука и религия" N 4/1993. См. тж.: Андреев Д. Песнь о Монсальвате. "Вестник теософии", N 1/1992.
Орден рыцарей Грааля очевидно легендарен: никаких документальных свидетельств о его существовании нет. Зато свидетельств о существовании других орденов более чем достаточно, тем более, что большинство из них существует и поныне.
Рыцарские и монашеские ордена, которых насчитывается более двух десятков, были созданы в эпоху Крестовых походов для защиты христианских святынь и миссий, для оказания помощи раненым и больным, для просветительской и исследовательской работы. Они получали благословение папы и со временем, как правило, становились влиятельными организациями, обладавшими значительной собственностью и связями во всех вновь возникавших европейских государствах.
Изучением восточного эзотеризма занимались среди них лишь немногие, а с гибелью ордена храмовников (тамплиеров) они и вовсе перестали этим заниматься, по крайней мере открыто, предоставив эту деятельность нецерковным организациям.
ХРАМОВНИКИ (тамплиеры, от лат. templum — "храм"): Templarii sive fratres militiae templi — духовный рыцарский орден, возникший в ходе крестовых походов, осн. Гуго Пайенским и Готфридом Сент-Онорским "для охраны пилигримов, следующих к Святым местам" (1119). Наз. по резиденции гроссмейстера ордена в бывшем храме Соломона в Иерусалиме. В XIII в. — богатейший и влиятельнейший орден.
Тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. "Церковность" понимается здесь в ее изначальном смысле, от греч. 'ekklhsia, "общность" людей, объединенных одной идеей.
Тамплиеры заимствовали у гностиков (следы которых лучше сохранились на Востоке, чем на Западе) символ андрогина в его первоначальном значении: для них это был оккультный образ вселенского единения.
БАФОМЕТ: слово "Baphomet" прочитанное справа налево (Temophab), будет нотариконом (см. лекцию 8) следующей формулы: Templi omnium hominum pacis abbas, т.е. "Настоятель храма мира всех людей". Этим термином тамплиеры обозначали эманацию мiрового "Мы", астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.
Это обошлось им дорого. Противники тамплиеров обвинили их в тайном переходе в мусульманство, сочтя это слово искажением имени "Магомет" и утверждая, что так называются деревянные идолы, установленные в святилищах тамплиеров. Поклонение козлоподобному божеству и явный выход за рамки христианской догматики оказались для папы Климента V достаточным поводом, чтобы лишить орден своего благословения. Орден был объявлен еретическим и разогнан (1312). Из документов ордена не сохранилось почти ничего.
Лит.: Spence, Lewis. An Encyclopaedia of occultism. Univ. Books, Inc. N.Y. 1960; Гелвер Б. Школы мистерий. В сб.: Аум. Синтез мистических учений Запада и Востока, вып. 1-2, М., "Терра", 1990; Никитин А. Тамплиеры в Москве. Серия очерков: "Наука и религия" NN 4/1992 — 7/1993.
С козлоподобными божествами у римского престола вообще были проблемы. Кроме греческого Пана и палестинского Азазела имелся еще кельтский Кернунн и другие языческие божества, украшенные копытами и рогами. Продолжали отмечаться языческие праздники, хотя и прикрытые христианским флером. Народ (включая и крестьян, и рыцарей) продолжал заниматься магией или по крайней мере верить в нее. И церковь наконец решила дать им бой.
В этом орденские братья усердствовали очень - цистерцианцы, доминиканцы, иезуиты (над ними ведь постоянно висела тень папского неблагословения). Но следует признать, что, гоняя "Диавола" и в подробностях разбирая его способности, свойства и приемы действия, они сами СОЗДАВАЛИ этого Диавола, год за годом внося все больший вклад в укрепление того коллективно-сознательного эгрегора зла, от которого европейцы страдают и по сей день, хоть это всего-навсего порождение буйной фантазии тысячелетней давности.
Таков и был тот тупик, в который загнали верующих христианские иерархи. Даже такая простая мысль, что слова Библии авторитетнее слов епископа, считалась ересью (альбигойцы, вальденсы). В самой церкви это, как мы помним, вызвало движение Реформации. Что же касается эзотеризма, то простой народ уверовал в ведьм и "черную магию", а люди образованные решили самостоятельно во всем разобраться.
Они стали собирать и изучать еврейские, арабские и греческие книги. Если это были монахи (которые тогда чаще всего и были наиболее образованными людьми), их за это могло ожидать отлучение от церкви, а то и казнь. Лица светские платили за свои изыскания изгнанием или тюремным заключением. Вообще жизнь каждого из этих исследователей подобна приключенческому роману.
Граф Альберт фон Больштедт, он же Альберт Великий (1207-1280), немецкий монах-доминиканец, изучал влияние природных условий (состава и формы лесов, гор и вод) на характер жителей страны и всего, что они создают: картин, статуй, домов, которые они строят...
Алхимик Арнольд Вилланова (1235-1312), испанец, учился у арабов и стал придворным врачом Арагонского короля, но был отлучен от церкви как колдун и бежал из Испании. Автор многих сочинений по медицине, алхимии, магии (собр. соч. Базель, 1585), труда "О печатях" (12 амулетов по знакам Зодиака).
Монах-францисканец Раймонд Луллий (1235-1315), француз, первым из европейцев познакомился с Каббалой и разработал философско- мистическую систему, которую назвал Ars Magna ("Великое искусство"). Легенды о нем ходили еще при жизни.
Граф Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), итальянец, 23 лет от роду опубликовал 900 тезисов по всем отраслям знаний (De omni re scibili), которые вызвался защищать публично.
Немецкий ученый Иоганн Рейхлин (Reuchlin, 1455-1552) издал первую в Европе еврейскую грамматику (1506) и вступился за евреев перед папой, когда кельнские католики (доминиканцы) потребовали сожжения всех еврейских книг.
Рыцарь Генрих Агриппа из Неттесгейма (1486-1535) написал трехтомное сочинение "О тайной философии" (De occulta philosophia), в котором впервые объединил все оккультные науки в единую систему.
Монах-бенедиктинец Иоганн Гейденберг, он же Тритгейм (латиниз. Тритемий, 1462-1516), собрал огромную библиотеку по алхимии, магии и др. эзотерическим темам. За консультацией к нему обращались влиятельнейшие люди Европы.
Его ученик граф Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гонгейм (Hohenheim), врач, известный нам под именем Парацельса (1493-1541), применял теории Агриппы в медицине.
Последователь Парацельса Мишель де Нотр-Дам (Nostradamus, 1503-1566), врач "от Бога", был еще и визионером, т.е. обладал способностью предвидеть будущее.
Нострадамус действительно видел будущее, однако описать его мог только в терминах своего времени, т.е. пятисотлетней для нас давности. Но тогда и терминов таких не было, потому что не было самих вещей. К тому же он, по обычаям того времени, пользовался аллегорическим языком. Поэтому адекватная (безошибочная) интерпретация его катренов, увы, невозможна.
Другой последователь Парацельса Генрих Кунрат (1560-1601) тщательно изучал Каббалу и старался увязать ее с христианской философией. Главный труд Кунрата, "Амфитеатр", был опубликован только после его смерти, однако его взгляды во многом определили картину мiра будущих розенкрейцеров.
Итальянец Джанбаттиста делла Порта (Gianbattista della Porta, 1538-1615) первым возвел натуральную магию в ранг самостоятельной научной дисциплины. После долгих путешествий по Европе и Азии основал в Неаполе "Общество по изучению тайн природы" и в 1589 г. издал окончательный вариант своего труда — "Натуральная магия" (Magia naturalis).
Что же такое магия, о которой мы с вами уже столько говорили? Со времен Агриппы она наконец перестала быть "страшной тайной", которую боги или демоны открывают отдельным избранным. На основе закона подобия ("то, что внизу, подобно тому, что наверху") Агриппа доказал естественный характер магии:
Ее подразделяют на несколько родов или видов — во-первых, с точки зрения этики.
Начнем с Белой магии или теургии: это магич. воздействие, имеющее целью достижение или восстановление космического равновесия, не противоречащее Божественной воле, т.е. применяемое с добрыми намерениями.
Противоположностью Белой считают Магию черную: это магич. действия, имеющие целью нарушение космического равновесия, противоречащие Божественной воле, совершаемые злонамеренно.
В наши дни иногда выделяют также Серую или нейтральную магию: под этим подразумеваются действия, не ведущие к изменению космического равновесия или просто совершаемые без осознаваемого доброго или злого намерения. Последнее опасно, т.к. в результате подобного действия может быть причинен вред.
Во-вторых, магию подразделяют по сферам и характеру применения:
Магия ментальная: магич. действия, совершаемые человеком с целью воздействия на самого себя в целях развития и укрепления своих способностей и возможностей.
Магия народная: комплекс сравнительно простых магич. приемов, сложившийся на основе многовекового опыта в малообразованных слоях населения. Имеет задачу гл. об. обнаруживать и изгонять злых духов, ведьм, паразитов, предупреждать несчастье, исцелять причиненный вред и болезни.
Магия натуральная (естественная): magia naturalis, учение о магических силах вещей в природе.
Магия оперативная: любые магические действия, направленные на изменение текущего хода вещей.
Магия священная: магич. действия, входящие в состав ритуалов того или иного культа и исполняемые жрецами (священнослужителями). Совершается с целью защиты человека от влияния сил зла.
Магия церемониальная: комплекс ритуальных правил и приемов, выполняемых для подготовки к совершению собственно магич. действий и для усиления ожидаемого эффекта.
Что же касается алхимии, то за недостатком времени мы ее подробно разбирать не будем. Отметим лишь, что и эта наука перестала быть искусством вызывания духов земли и огня ради превращения свинцовых чушек в золотые монеты. Задача алхимии — "творить золото в человеческой душе", одним из средств чего и является уже упоминавшийся духовный брак. Философский же камень, он же "Камень мудрецов", Lapis philosophorum, — не материальный катализатор указанной химической реакции, а духовный катализатор, средство, помогающее человеку подняться на новую ступень развития сознания.
Читайте в рубрике «Средние века»: |