’ристианска€ ≈вропа

’ристианска€ ≈вропа ’ристианска€ ≈вропа

ѕервые века христианства были эпохой переосмыслени€ древнего наследи€. ¬опросы космогонии и космологии, взаимодействи€ человека с мiром божеств и духов, мiра видимого с мiром невидимым пересматривались, так сказать, через призму идей новой эпохи (эры –ыб):  онец света, —пасение, —мерть и воскресение и др.

¬последствии чуть ли не каждый из этих вопросов положил начало новой теоретической дисциплине. “ак возникли: эсхатологи€ — наука о конце света, сотериологи€ — наука о —пасении, танатологи€ — наука о —мерти и т.п.

«аслуги христиан в этом поначалу не было никакой: просто настала нова€ эра. ѕервые христиане были людьми невежественными, поскольку происходили главным образом из самых нищих слоев одного-единственного этноса — палестинских евреев. “акие люди, как ап. ѕавел, были исключением.

¬начале христианство было по преимуществу христианством ап. ѕетра, будущего первого римского епископа, который, как известно, был простым рыбаком. јп. ѕавел же происходил из богатой и образованной еврейской семьи и был потомственным римским гражданином. ѕетр считал себ€ апостолом евреев, ѕавел же был "апостолом €зычников" и проповедовал по всему —редиземноморью. ќ противоборстве линии ѕавла и линии ѕетра см. у Ёрнеста –енана (–енан Ё. јнтихрист. —ѕб., 1915).
 
¬ообще говор€, проповедников и сект тогда было много. “ак, "третьей силой" одно врем€ пыталс€ стать —имон ¬олхв (I в.), человек из —амарии, которого американские проповедники называют "—имон ћаг".  рестившись, он просил у апостолов за деньги научить его целительству, но был "обличен" (ƒе€н. 8:9 ff).

’ристиане требовали от обращаемых "меньше думать и больше верить" (ср. экстатические ѕослани€ ѕетра в Ќовом «авете, Credo quia absurdum “ертуллиана). Ёллинистическое же окружение первохристиан было гораздо более развитым. ƒл€ человека, воспитанного на классической греческой философии, "вера — это низший уровень познани€, состо€ние необразованного ума", — как пишет јлександр ’осроев (’осроев ј.Ћ. јлександрийское христианство. ћ., "Ќаука", 1991).

ќграничитьс€ одной верой образованным люд€м было трудно. “ем более, что то врем€ уже существовала масса апокалиптической, эсхатологической и, конечно, герметической литературы. ’ристиане пытались ее осмыслить, отредактировать и приспособить к своим нуждам, но это получалось плохо. —видетельством тому могут служить т.н. тексты Ќаг-’аммади.

’от€ обнаружены эти тексты были в 1945 году, опубликованы они до сих пор лишь частично, а на русском €зыке к тому же в плохих переводах (т.к. переводились не с оригинала, а с французского или английского текста, как напр. в кн.: јпокрифы древних христиан. ћ., "ћысль", 1989).
 
¬прочем, нам с вами легко пон€ть, о чем в них идет речь, т.к. мы все эти темы уже рассматривали: "ѕремудрость »исуса" - развитие темы ’охмы-—офии, "–ассуждени€ о восьмерке и дев€тке" - ћин “ан и тетрактида, "јсклепий" — диалог √ермеса “рисмегиста со своим учеником о том, что мы называем шаманизмом и т.д. –азумеетс€, все книги, приписываемые √ермесу, тоже возникли в эту эпоху.

ќднако национальный и социальный состав христианских общин вскоре начал мен€тьс€. Ќачалась институционализаци€: в 313 г. имп.  онстантин прин€л ћиланский эдикт, в котором христианство признавалось равноправной религией со всеми другими. „ерез год римскому епископу, преемнику ап. ѕетра, был предоставлен Ћатеранский дворец (будущий ¬атикан).

ѕо€вились первые монастыри и их уставы (ѕахомий ¬еликий, 292-346, в том же ’енобоскионе — Ќаг ’аммади). —тала разрабатыватьс€ христианска€ аскеза (понимаема€ как умерщвление плоти). ѕо€вилась нова€ категори€ людей: христианские св€тые. ѕо€вились и первые теоретики.

»з св€тых дл€ нас интересны не кн€зь€-христианизаторы и не многочисленные мученики, а люди, бывшие при жизни целител€ми и экстрасенсами: даже их мощи по сей день не утратили своего энергетического потенциала.

» христиане начали создавать свою литературу, свои теории и учени€, начина€ с ≈вангелий, ƒе€ний и ѕосланий, часть из которых вошла потом в новозаветный канон, и конча€ теоретическими трудами, писать которые продолжают и сегодн€.

ќтсюда — огромное количество более или менее глубоких, красивых и уродливых, остроумных и не очень остроумных теорий, разнообразие которых до сих пор поражает исследователей и дает богатейшую пищу уму, не пораженному "магией креста".

¬ыделив и закрепив треугольник, христиане переосмыслили и пон€тие квадрата, трансформировав его в крест. — одной стороны крест, конечно, сужает выбор вариантов, с другой же его перекладины можно продолжать до бесконечности, что дает новый стимул мышлению, заставл€€ его проникать все глубже или все выше.
 
 роме того, крест по-своему соответствует структуре макрокосма и микрокосма: "в самой форме нашего тела не€вно сокрыты тайные очертани€ креста" (“ертуллиан). »: "¬се -  рест, все крестовидно —  рест лежит лежит в основании всего быти€ как истинна€ ф о р м а быти€, уже не внешн€€ только, но форма организующа€, платоновский stauros" (‘лоренский ѕ. —трах Ѕожий. "Ѕогосл. труды", вып. XVII).
 
Ќеобходимость мыслить в рамках канона делает мысль все более изощренной — вспомните иконописный канон, строгость которого привела к возникновению высочайшего мастерства художников. ќднако тот же канон затормозил развитие всех других жанров изобразительного искусства.
 
“ак современные новообращенцы, после целой жизни "расцерковленности", будь им 16 или 60 лет, попада€ под "магию креста", цепл€ютс€ за сообщенные им догматы стостраничного школьного катехизиса, не составл€ющие и миллионной доли христианского "культургута", и добровольно лишают себ€ доступа ко всему остальному богатству на том лишь основании, что "мой духовник считает это грехом". ƒа разве одно только христианство страдает от подобной "нищеты духа" своих прозелитов?

Ќо вернемс€ к истокам. ¬ первой четверти нашего двухтыс€челети€ ("весенний" период эры –ыб, см. √реки и варвары) можно выделить — помимо собственно христианства, эзотеризм которого еще только начал складыватьс€, — два основных направлени€ эзотерической мысли: плюралистическое, рассматривавшее христианство как одно из многих учений о мiре и человеке, в чем-то лучше, а в чем-то и хуже прочих, и монистическое, считавшее христианство важнейшим из этих учений, однако требующим целого р€да дополнений и поправок.

ѕервое св€зано с философской мистикой неоплатонизма, этим "последним взлетом античной мысли", второе — с религиозной мистикой гностицизма. —лово "мистика" в данном случае не означает ничего кроме ощущени€ некоей тайны и попытки раскрыть эту тайну.

Ќачнем со второго как более раннего по времени возникновени€.

¬о II в. н.э. в јлександрии и иных местах ≈гипта жили христиане, греки и копты, не без оснований считавшие, что учение »исуса, изложенное в те времена лишь в кратких и маловразумительных логи€х ("ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет..." - ћ. Ѕулгаков), требует разъ€снений и комментариев.

ќснователем јлександрийской православной церкви счит. ап. ћарк (II в.), а  оптской — ѕатриарх ƒиоскор (V в.). ќбе существуют и поныне. ѕерва€ долгое врем€ (ок. 1000 лет) была монофелитской (от mono + thelhma, "едина€ [Ѕожественна€] вол€" ’риста, не оставл€вша€ места человеческой), втора€ и до сих пор — монофизитска€ (от mono + physis, "едина€ [Ѕожественна€] природа" ’риста, подчинивша€ себе человеческую). –усска€ ѕравославна€ церковь в этом плане €вл€етс€ диофелитской и диофизитской, т.е. признает равноправие Ѕожественного и человеческого начала в »исусе ’ристе.
 
Ётот пример показывает, что христианское учение в то врем€ еще далеко не усто€лось даже на уровне институционализированных церквей, число которых продолжало увеличиватьс€ еще долго.

Ќо нас интересуют не сами эти церкви, хот€ их воззрени€ тоже достаточно любопытны (это — предмет истории религий), а те группы или секты, которые даже им казались неортодоксальными. ѕожалуй, мы уже можем утверждать, что догматическа€ неортодоксальность есть важнейший признак эзотеризма.

“акие секты имелись и в самой јлександрии, и в провинции (’енобоскион, он же Ќаг-’аммади). »х называют √Ќќ—“» јћ».

 ак пишет јлександр јрнольдович —тол€ров, ученик ј.‘. Ћосева, "Ќеусто€вшийс€ характер [христианского] учени€ и поиски своего места в культурном мiре неизбежно порождали массу уклонений, ибо развитие шло в нескольких направлени€х. »скушение сразу же воспользоватьс€ богатейшим набором мифологических и философских средств вызвало к жизни целую группу течений, объединенных идеей спасительного «нани€" (—тол€ров ј.ј. “ертуллиан. Ёпоха — жизнь — учение. ¬: “ертуллиан. »збранные соч. ћ., 1994).

√ностики искали (и думали, что нашли) »стину. ќсновой ее они считали √носис (греч. Gnwsis — "знание", ср. gnwri se auton): тайное знание о Ѕоге, мiре и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохран€емое эзотерической традицией. ќбладание подобным знанием, удостоитьс€ которого могли лишь избранные, само по себе ведет к —пасению.

«ло в мiре считалось возникшим изначально, в результате "ошибки технологии". ”ничтожение его происходит лишь постепенно, в ходе мiрового процесса восстановлени€ планировавшейс€ гармонии (гомеостаз), ускорить который помогают пророки и божественные посланники. ѕуть к —пасению лежит через приобретение √носиса.

Ѕог скрыт и непознаваем: "Ќе дерзай говорить слова о Ќем..." (ѕоучени€ —илуана. —р. пифагорейское: "в перстне изображений не носи"). Ќо это — верховный, истинный Ѕог. ќн невидим ни первым, ни вторым зрением ("третьим глазом"). Ѕольшинство же людей поклон€ютс€ неистинному Ѕогу, образ которого то и дело ма€чит у них перед глазами. ћежду тем это — всего лишь производное истинного Ѕога, отец не мiра, но лжи этого мiра (майи), то есть ƒиавол (хот€ дл€ гностиков ƒиавол был не јриманом — отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений). ќтсюда подразделение, превращающее гностические учени€ из монистических в дуалистические:

—ј¬јќ‘: истинный и непознаваемый Ѕог, "общий бог  осмоса", порождающий ѕлерому — полноту духовности, состо€щую из соединенных попарно эонов (духовных сущностей — ср. ’ронос јгераос, он же «рван!). ѕоследний из эонов — ѕистис —офи€, ѕервичность ¬еры, порождающа€ …алдаваофа, она же ’охма, она же √носис — «нание.
 
…јЋƒј¬јќ‘ (от евр. YELED — "ребенок, потомок"): "тень" истинного Ѕога, порождение ѕлеромы, ƒемиург, "местный бог человечества", творец нашего неудачного мiра, столь же несовершенного, как и он сам, к чему —аваоф не имеет отношени€. ќн же јгноси€, Ќезнание. Ќо в сотворение человека вмешиваютс€ силы ѕлеромы, и ѕервочеловек получает частицу подлинной Ѕожественной субстанции (ср. у зороастрийцев, »нди€ и ѕерси€).
 
Ќесовершенство ƒемиурга объ€сн€лось, среди прочего, его андрогинностью, т.е. недифференцированностью на €н и инь, на мужское и женское начало, на добро и зло. ѕоэтому позже христианским философам пришлось переосмыслить само пон€тие андрогинности: ведь незнание добра и зла — это состо€ние јдама и ≈вы до грехопадени€, атрибут божественности, позже утраченный ими (и здесь христианство смыкаетс€ с буддизмом, в котором ¬се-безразличие, т.е. отказ от суждени€ о добре и зле, есть высша€ ступень приближени€ к јбсолюту, а также со зрванизмом — см. »нди€ и ѕерси€). ѕоэтому в христ. философии андрогинность души — символ непричастности человека к вопросам пола, целостности и догреховного состо€ни€. ѕреодоление "ложного аспекта" андрогинности достигаетс€ при помощи "духовного брака", т.е. посв€щени€.
 
Ѕрак — это символ союза. Ќо союз ("завет") может быть заключен не только между людьми, но и между человеком и Ѕогом. ќтсюда — пон€тие "духовного брака", ¬етхий и Ќовый «авет, образ ÷еркви как "невесты ’ристовой" и т.д.

ќдной из таких сект были ¬јЋ≈Ќ“»Ќ»јЌ≈. Ќачав как христиане "с неоплатоническим уклоном", они скоро превратились в школу наподобие ѕифагоровой, где непосв€щенным преподавались начатки христианской веры, а посв€щенным — учение о —аваофе и …алдаваофе.

¬алентин (лат. Valentinus, 110-175): иудей из јлександрии, философ, основатель гностич. секты. ѕредположит. автор "ѕослани€ к –егину" (о воскресении), "≈вангели€ »стины".

„еловек, учили валентиниане, состоит из тела, души и ума. “ело - от земли, душа — от "сформированного" (plasma), ум — от "созданного": ср. ћiр реального, ћiр творени€, ћiр творчества в  аббале. „еловек получил это от Ѕога (ћiр эманаций). ќтсюда три вида людей: духовные (у них есть все три составл€ющие), душевные (только две) и плотские (одна).

ƒуховное: мужское јфродита ”рани€
ƒушевное: женское јфродита ѕандемос
ѕлотское: мужеженское јфродита/јфродитон

Ќо это в теории. Ќа практике же они занимались целительством и астрологией, изготовлением талисманов, амулетов и пр. абракадабры.

Ќе следует думать, что абракадабра — пон€тие ругательное. ¬ те времена так называлс€ амулет, помогающий от лихорадки. Ќазвание восх. к имени демона јбраксаса, которого и заклинали таким образом, чтобы он "отпустил" больного (ср. Ўумер и ¬авилон).
 
„ем талисман отличаетс€ от амулета? “алисман — это фигурка или иное изображение божества (вуду, аку-аку и пр.), амулет - фигурка с надписью или одна только надпись (или символ): у евреев — мезуза (бумажка с текстом из “оры), у христиан - украшени€ с символами креста, сердечка и €кор€ (вера, любовь и надежда), со знаками «одиака, буквами алфавита и т.п.

ѕодобно валентинианам, ќ‘»“џ различали высшего и низшего Ѕога, —аваофа и …алдаваофа, и поклон€лись первому, но в образе «ме€ (греч. `o 'ophis — зме€) как символа высшей мудрости, —офии. ѕоэтому и »исус христиан был дл€ офитов всего лишь в очередной раз воплотившимс€ «меем, "¬ечным ѕосв€щенным", все той же божественной монадой. ќтсюда - офический символ зме€ на “-образном кресте и живые змеи, участвовавшие в их мистери€х.

“аких сект было великое множество. ѕоэтому первые церковные философы ("отцы церкви") занимались главным образом апологетикой, то есть выработкой принципов христианской религиозной философии и их защитой против этих ересей. ќднако их уже подстерегала нова€ опасность, надвинувша€с€ с другой стороны.

’ристианство "хорошо легло" на платоническую философию: Ќ≈ќѕЋј“ќЌ» јћ (ѕлотин и др.) импонировала иде€ о триипостасной сущности верховного Ѕога, в которой они видели платоновский треугольник (см. лекцию 9), включающий "En, ≈диное как способ нейтрализации бинера. —читаетс€ даже, что эту свою идею христиане у них и заимствовали, но нам с вами €сно, что речь здесь идет не столько о заимствовании, сколько об интуитивном открытии одних и тех же закономерностей устройства мiра.

ќднако если "ипостаси неоплатонической триады — это безличные сущности", философские категории, в каковом качестве мы их и рассматривали, то "...ипостаси христианской “роицы — не только и не столько диалектические категории, сколько 'лица', личности (prosopa)" — јверинцев —.—. Ёволюци€ философской мысли. ¬:  ультура ¬изантии, т. 1, ћ., "Ќаука", 1984, — в таком персонифицированном виде эти категории были пон€тнее простым люд€м, какими были первые христиане.

»з всех направлений философской мысли того времени именно (нео)платонизм обладал наиболее высокоразвитым пон€тийным и категориальным аппаратом, поэтому первые христианские философы испытали на себе значительное его вли€ние.

 лассическим и наиболее эзотеричным из философов-неоплатоников (не христиан) следует считать ямвлиха ('Iamblichos, 280-330), провозгласившим догмат "всеобщего согласи€ тайноведцев всех времен и народов":

¬се восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели, поэты и философы, считал ямвлих, во все времена возвещали одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую надо только пон€ть и истолковать правильно, чтобы убедитьс€ в ее единстве... „ем мы с вами, собственно, и занимаемс€.

ямвлих комментировал ѕлатона в эзотерическом духе, чем оказал большое вли€ние на развитие оккультизма и повли€л на ѕико делла ћирандола, христианских каббалистов и других западных эзотериков эпохи ¬озрождени€, живших тыс€чу лет спуст€. ѕри этом он отмечал разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между эзотеризмом и философией: "об эзотеризме надо мыслить эзотерически, о философии — по-философски". Ёзотеризм (теурги€ — theourgia, греч. "богодействие") был дл€ него выше философии.

—амого ямвлиха, естественно, тоже провозгласили "тайноведцем и чудотворцем".  аждый неоплатоник стремилс€ стать не только мыслителем, но и теургом, т.е., как сказали бы теперь, "белым магом". “еори€ была неразрывно св€зана с практикой. “от же ямвлих занималс€ астрологией, магией, гаданием и практикой экстатического восхождени€ в сверхчувственные сферы, то есть тем же, чем и другие учители-эзотерики всех времен и народов.
 
¬ этой св€зи можно упом€нуть исихастов, "йогическую" секту православных христиан, возникшую примерно в то же врем€ (IV в.) и обосновавшуюс€ на јфоне. »сихазм (Hesichasm, от греч. `hsycheia — "внутренн€€ тишина") был мистическим течением, начавшим с медитативной практики и завершившимс€ (к XIV в.) разработкой вполне эзотерического учени€ о пути человека к единению с Ѕогом через сосредоточение сознани€ в себе самом (√ригорий ѕалама, 1296-1360).

‘илософы-христиане, как уже указывалось, тоже не могли не пользоватьс€ этим эзотерическим багажом. “ак, искренно уверовавший во ’риста ќриген (185-253), гениальный эзотерик, не смог преодолеть противоречи€ между узостью раннехристианских догматов и широтой позднеплатонического мышлени€ — и решил отказатьс€ от последнего, поддавшись "магии креста". ѕоэтому церковники долго раздумывали, еретик он или нет, но все же в VI веке исключили его из числа авторитетных отцов церкви.

ќднако ќриген успел все же сформулировать р€д положений, не только повтор€ющих уже известные нам космологические и иные представлени€, но и позвол€ющих осмыслить их по-новому. “ак, ќриген признавал существование не только нашего "уникального" мiра, но бесконечного множества мiров, свод€ тем самым страшноватый вопрос о конце света в целом к вопросу об исчезновении всего лишь одного из этих мiров, к тому же наверн€ка не самого важного. ћногим ли отличаетс€ этот постулат ќригена от наших сегодн€шних взгл€дов?
 
ѕодробный анализ философии ќригена — предмет истории философии, а не наших зан€тий. ”пом€нем, однако, еще один его постулат, о добре и зле. «ло — не самосто€тельна€ сила, а всего лишь недостаток добра в каком-то определенном месте и времени ("ошибка технологии", нарушение космического равновеси€). ќтсюда простое и €сное понимание —пасени€ как восстановлени€ нарушенного равновеси€. ј раз так, значит, и ƒиавол спасетс€, ибо его светла€ сущность (ведь она была!) в конце концов восстановитс€ в первоначальной чистоте.
 
Ётот постулат, расширенный до понимани€ об€зательного —пасени€ всех, называетс€ апокатастасис (греч. "восстановление" как воскресение всех и вс€).

 рупнейшей фигурой среди "отцов церкви" того времени, безусловно, €вл€етс€ Ѕлаженный јвгустин, путем долгого поиска нашедший в христианских догматах, а точнее, вложивший в них тот глубокий смысл, которым, как с тех пор считаетс€, они обладали изначально.

Ѕл. јвгустин (Aurelius Augustinus, 354-430). —ын римл€нина и христианки, он сначала был манихеем, потом увлекс€ греческой философией (скептики, неоплатоники). ¬ 32 года прин€л крещение, в 41 стал епископом √иппонским.

ƒл€ нас особенно интересны два его постулата: о √раде Ѕожием и о —пасении.

"ƒва √рада созданы двум€ видами любви, а именно: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежени€ Ѕогом, Ќебесный — любовью к Ѕогу вплоть до забвени€ себ€" (ќ √раде Ѕожием). √рад «емной — это сообщество обычных людей, неверующих или даже верующих, но "больных", т.е. обремененных грехами и суетой. √рад Ќебесный — это сообщество праведных, незрима€ истинна€ ÷ерковь.

Ёто — не только начало богословского представлени€ о ÷еркви торжествующей (христианский эгрегор) и ÷еркви воинствующей (живущие христиане), это и начало эзотерического христианства, цель которого сродни цели буддизма ћаха€ны: путь к —пасению открыт дл€ всех, все экзотерики могут стать эзотериками, и дл€ —пасени€ всей «емли лучше, чтобы они ими стали.

ѕравда, собственный опыт говорил јвгустину, что одних только человеческих сил, т.е. веры и гор€чего желани€, дл€ —пасени€ недостаточно. Ћишь божественна€ благодать способна "вылечить больную душу". „тобы обрести ее (или, пользу€сь термином каббалистов, узреть Ўехину — см.  аббалисты и суфии), нужно стремитьс€ познать Ѕога, а дл€ этого надо в первую очередь познать самого себ€:

"Ќе стремись к внешнему, возвратись в себ€ самого: истина обитает внутри человека" (јвгустин. ќб истинной религии). “аков путь к мистическому озарению, которое јвгустин однажды пережил сам (—тол€ров ј.ј. јврелий јвгустин. ∆изнь, учение и его судьбы. ¬: јврелий јвгустин. »споведь. ћ., 1991).

¬ своих рассуждени€х јвгустин, как мы видим, использовал положени€ неоплатоников, но на таком высоком уровне, что церковные иерархи так и не решились исключить его из числа своих "мудрецов" (как и р. јкибу, см. лекцию 8).

ќднако в целом "увлечение неоплатонизмом дальше известной границы, как писал ј.‘. Ћосев, всегда приводило монотеистические построени€ —редневековь€ либо к существенной деформации, либо к катастрофе. ¬от почему исторически неоплатонизм в средние века, а затем в период возрождени€ оказывалс€ передовой теорией, дл€ которой люба€ монотеистическа€ концепци€ — Ѕибли€,  оран, “алмуд — всегда оставалась наивной, детской фантазией или простонародным суеверием" (Ћосев ј.‘. Ќеоплатонизм. ¬: ‘илос. энцикл., т. 4, ћ., 1967).

  V в. (очередное соединение Ќептун-ѕлутон) христианство окончательно "встало на ноги". ќно объедин€ло людей многих национальностей, но евреев среди христиан уже не было. —ложилс€ новозаветный канон — четыре ≈вангели€, 21 ѕослание и по одному образцу ƒе€ний и јпокалипсиса. Ѕыло изобретено новое летоисчисление - от –ождества ’ристова.

’от€ и здесь не обошлось без недоразумений. ¬ычисл€€ дату –ождества, монах ƒионисий (525) ошибс€ по крайней мере лет на шесть: »исус родилс€ в правление »рода ¬еликого, а тот умер — по новому летоисчислению — в 4 г. до нашей эры. „то же касаетс€ даты ѕасхи, т.е. смерти и воскресени€ »исуса, то ее установить вообще невозможно (см., напр.,  лимишин ».ј.  алендарь и хронологи€. ћ., 1985). ¬прочем, дл€ нас это не имеет значени€.

’ристианство повсеместно стало государственной религией. »счез гностицизм как самосто€тельное религиозно-философское течение, хот€ его идеи продолжали жить, врем€ от времени про€вл€€сь в средневековых ерес€х. ¬ VI в. платонизм был признан "€зычеством", ѕлатоновска€ јкадеми€ была закрыта, однако и его идеи продолжали жить, проникнув не только в европейскую, но и в иудейскую, а потом и в мусульманскую философию.

ќ "триумфальном шествии" христианства по окраинам ≈вропы с V по X век ("лето" эры –ыб) мы уже говорили. ќ догматических различи€х между ¬осточной и «ападной церковью, в конце концов приведших к ¬еликой схизме 1054 г., говорить не будем, потому что это не предмет наших лекций. ’от€ у многих философов —редневековь€ есть мысли, немаловажные и с точки зрени€ эзотерики, эти "тончайшие волокна души", по словам о. ѕ. ‘лоренского, просто невозможно разобрать в кратком курсе: нас торопит истори€.

¬ 1095 г. на церковном соборе в  лермоне ѕапа ”рбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ вз€тьс€ за оружие и отвоевать христианские св€тыни, наход€щиес€ в руках €зычников: "“е, кто здесь горестны и бедны, будут там счастливы и богаты". ¬ 1099 г. войска крестоносцев вторглись в ѕалестину и 17 июл€ вз€ли »ерусалим.

¬ политическом плане эта попытка овладеть ¬остоком, как известно, не дала «ападу ничего: ровно двести лет спуст€ последние рыцари были изгнаны из —в€той «емли сарацинами (арабами). ќднако дл€ развити€ культуры «апада это знакомство с ¬остоком дало очень много. —читаетс€ даже, что именно крестовые походы положили начало эпохе ¬озрождени€.

–ыцари привозили с собой во ‘ранцию, √ерманию, јнглию более или менее смутные сведени€ о науке и мистике "неверных", а нередко и самих носителей этих сведений (в качестве пленников); представлени€ о "родных" эльфах и гномах, о целительных свойствах друидского бальзама и страшной силе женского прокл€ти€, не столько поколебленные, сколько дополненные верой в чудотворную силу христианской молитвы и св€тых мощей (вспомните о расширении арсенала шаманизма после христианизации), перемешались со слухами о восточной магии и оргиастических культах, о демонах и вампирах, о тайных обществах губителей добрых христиан и козн€х јримана-ƒиавола.

» древние легенды обрели новую силу. ћистическа€ чаша друидов превратилась в —в€щенный √рааль (лат. Graalis или Graale, англ.-нем.-фрц. Graal или Gral) — чудесный сосуд, из которого »исус вкушал —вою последнюю трапезу (по другой версии — сосуд, в который »осиф јримафейский собрал капли крови ’ристовой). ћножество рыцарей отправл€лись, по выражению ћарка “вена, "граалить", т.е. разыскивать эту чашу, котора€ считалась целебной реликвией.

»менно в эпоху  рестовых походов (1185, перва€ известна€ запись легенды о √раале) эта легенда стала особенно актуальной: где же и хранитьс€ этой чаше, как не в —в€той «емле? —читаетс€, что рыцари и в самом деле привезли эту чашу, но скрыли ее на св€щенной горе ћонсальват и образовали ќрден рыцарей √раал€ дл€ защиты всех угнетенных и слабых. ќднако им было запрещено говорить, кто они: открыв свое им€, они тер€ли волшебную силу и должны были возвращатьс€ в ћонсальват. “аков сюжет "Ћоэнгрина" –ихарда ¬агнера.
 
ћесто расположени€ этой горы широко варьируетс€ — от горы Montserrat в »спании до Ўамбалы на ¬остоке. ѕозже - ≈лова€ гора (лат. Mons Abiegnus) розенкрейцеров, их мистическа€ "родина" и хранилище документов.

Ћит.:  ороль јртур и его рыцари  руглого —тола. ѕо √. √ильберту и ƒж. Ќоульсу. —ѕб., изд. Ё. √ранстрема, 1901; Stern, W., Dr., lic. theol. Herkunft der Graal-Legende. Bad-Salzungen 1903; Ћазарев ≈. ¬селенска€ св€тын€. "Ќаука и религи€" N 4/1993. —м. тж.: јндреев ƒ. ѕеснь о ћонсальвате. "¬естник теософии", N 1/1992.

ќрден рыцарей √раал€ очевидно легендарен: никаких документальных свидетельств о его существовании нет. «ато свидетельств о существовании других орденов более чем достаточно, тем более, что большинство из них существует и поныне.

–ыцарские и монашеские ордена, которых насчитываетс€ более двух дес€тков, были созданы в эпоху  рестовых походов дл€ защиты христианских св€тынь и миссий, дл€ оказани€ помощи раненым и больным, дл€ просветительской и исследовательской работы. ќни получали благословение папы и со временем, как правило, становились вли€тельными организаци€ми, обладавшими значительной собственностью и св€з€ми во всех вновь возникавших европейских государствах.

»зучением восточного эзотеризма занимались среди них лишь немногие, а с гибелью ордена храмовников (тамплиеров) они и вовсе перестали этим заниматьс€, по крайней мере открыто, предоставив эту де€тельность нецерковным организаци€м.

’–јћќ¬Ќ» » (тамплиеры, от лат. templum — "храм"): Templarii sive fratres militiae templi — духовный рыцарский орден, возникший в ходе крестовых походов, осн. √уго ѕайенским и √отфридом —ент-ќнорским "дл€ охраны пилигримов, следующих к —в€тым местам" (1119). Ќаз. по резиденции гроссмейстера ордена в бывшем храме —оломона в »ерусалиме. ¬ XIII в. — богатейший и вли€тельнейший орден.

 то знает роман ¬альтера —котта "јйвенго", вспомнит Ѕриана де Ѕуагильбера, члена этого ордена, человека довольно беспринципного; среди храмовников наверн€ка были и такие, но основа ордена заключалась в другом.

“амплиеры мечтали о водворении на земле ÷арства ћира и ≈динени€ всех народов, дл€ чего занимались эзотерическими изыскани€ми и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. "÷ерковность" понимаетс€ здесь в ее изначальном смысле, от греч. 'ekklhsia, "общность" людей, объединенных одной идеей.

“амплиеры заимствовали у гностиков (следы которых лучше сохранились на ¬остоке, чем на «ападе) символ андрогина в его первоначальном значении: дл€ них это был оккультный образ вселенского единени€.

≈го изображали в виде фигуры с крыль€ми, восседающей на кубе. Ќа голове — факел с трем€ пламенами. ѕрава€ рука мужска€ (с лат. надписью solve — "разрешай"), лева€ - женска€ (с надписью cоagula — "сгущай").
 
Ѕеда в том, что у јндрогина была козлина€ голова; ее рога, борода и уши складываютс€ в опрокинутую пентаграмму. ” христианских иерархов она ассоциировалась с ƒиаволом (микропрозоп, см. лекцию 8).
 
ћежду тем пентаграмма, она же пентальфа, пентаиерон (от греч. pente, "п€ть"), у пифагорейцев была символом здоровь€ и опознавательным знаком общины. ¬ христианской символике она олицетвор€ла п€ть ран »исуса или, в числовом толковании, двойственную природу ’риста (божественную и человеческую). ѕо концам пентаграммы расставл€ютс€ еврейские буквы "йод", "хе", "шин", "вав" и "хе", составл€ющие им€ »исуса (к уже известной нам тетраграмме добавл€етс€ буква Ўин — J-H-V-Sh-A).
 
Ёто — XV аркан “аро, карта ƒиавола, однако не как олицетворени€ мiрового зла, а как принципа обновлени€ и —пасени€ через преодоление зла (ср. апокатастасис ќригена). ” тамплиеров он называлс€ Ѕафометом.  онечно, это важнейший мантический и магический символ, однако все зависит от того, в чьих руках и с какой целью он примен€етс€.

Ѕј‘ќћ≈“: слово "Baphomet" прочитанное справа налево (Temophab), будет нотариконом (см. лекцию 8) следующей формулы: Templi omnium hominum pacis abbas, т.е. "Ќасто€тель храма мира всех людей". Ётим термином тамплиеры обозначали эманацию мiрового "ћы", астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствовани€, ко всеобщему миру и братству.

Ёто обошлось им дорого. ѕротивники тамплиеров обвинили их в тайном переходе в мусульманство, сочт€ это слово искажением имени "ћагомет" и утвержда€, что так называютс€ дерев€нные идолы, установленные в св€тилищах тамплиеров. ѕоклонение козлоподобному божеству и €вный выход за рамки христианской догматики оказались дл€ папы  лимента V достаточным поводом, чтобы лишить орден своего благословени€. ќрден был объ€влен еретическим и разогнан (1312). »з документов ордена не сохранилось почти ничего.

Ћит.: Spence, Lewis. An Encyclopaedia of occultism. Univ. Books, Inc. N.Y. 1960; √елвер Ѕ. Ўколы мистерий. ¬ сб.: јум. —интез мистических учений «апада и ¬остока, вып. 1-2, ћ., "“ерра", 1990; Ќикитин ј. “амплиеры в ћоскве. —ери€ очерков: "Ќаука и религи€" NN 4/1992 — 7/1993.

— козлоподобными божествами у римского престола вообще были проблемы.  роме греческого ѕана и палестинского јзазела имелс€ еще кельтский  ернунн и другие €зыческие божества, украшенные копытами и рогами. ѕродолжали отмечатьс€ €зыческие праздники, хот€ и прикрытые христианским флером. Ќарод (включа€ и кресть€н, и рыцарей) продолжал заниматьс€ магией или по крайней мере верить в нее. » церковь наконец решила дать им бой.

ѕервых "ведьм" начали казнить уже в XI веке. ћайские и но€брьские праздники пробуждени€ и засыпани€ природы (1 ма€ и 1 но€бр€) превратились в ночи шабашей. ≈вреев как носителей "диавольского знани€" казнили, изгон€ли или в лучшем случае запирали в гетто в течение всей "осени" эры –ыб (XI — XVI в.) и даже позже.
 
¬се прежние €зыческие божества и духи оказались ипостас€ми ƒиавола. »х было огромное количество, и они становились все хитроумнее с каждым веком и даже с каждым годом. ѕо необходимости возник экзорцизм — технологи€ изгнани€ ƒиавола или его подручных из людей, "оседланных" ими.
 
–азличие между этой и архаической "оседланностью" (винти, берсерки) заключалось лишь в том, что суждение об этом выносилось не самим "оседланным", а совершенно посторонними людьми, то есть вообще было спорным.  лассический труд на эту тему — "ћолот ведьм" я. Ўпренгера и √. »нститориса (XV в., изд. ћ., "»нтербук", 1990).

¬ этом орденские брать€ усердствовали очень - цистерцианцы, доминиканцы, иезуиты (над ними ведь посто€нно висела тень папского неблагословени€). Ќо следует признать, что, гон€€ "ƒиавола" и в подробност€х разбира€ его способности, свойства и приемы действи€, они сами —ќ«ƒј¬јЋ» этого ƒиавола, год за годом внос€ все больший вклад в укрепление того коллективно-сознательного эгрегора зла, от которого европейцы страдают и по сей день, хоть это всего-навсего порождение буйной фантазии тыс€челетней давности.

≈сли € вам расскажу, что ƒиавол умеет превращатьс€ в мужчину и женщину, в инкуба и суккуба, и будет приходить к вам регул€рно, чтобы соблазн€ть вас — что вы сделаете? (ѕрчем даже сегодн€, на уровне знаний ’’ века.) Ёто ведь чистой воды внушение. ¬ы будете д у м а т ь об этом, и тогда вам останетс€ либо признать над собой власть ƒиавола, либо срочно пока€тьс€ перед своим духовником и благодарить Ѕога, что времена костров прошли.

“аков и был тот тупик, в который загнали верующих христианские иерархи. ƒаже така€ проста€ мысль, что слова Ѕиблии авторитетнее слов епископа, считалась ересью (альбигойцы, вальденсы). ¬ самой церкви это, как мы помним, вызвало движение –еформации. „то же касаетс€ эзотеризма, то простой народ уверовал в ведьм и "черную магию", а люди образованные решили самосто€тельно во всем разобратьс€.

ќни стали собирать и изучать еврейские, арабские и греческие книги. ≈сли это были монахи (которые тогда чаще всего и были наиболее образованными людьми), их за это могло ожидать отлучение от церкви, а то и казнь. Ћица светские платили за свои изыскани€ изгнанием или тюремным заключением. ¬ообще жизнь каждого из этих исследователей подобна приключенческому роману.

√раф јльберт фон Ѕольштедт, он же јльберт ¬еликий (1207-1280), немецкий монах-доминиканец, изучал вли€ние природных условий (состава и формы лесов, гор и вод) на характер жителей страны и всего, что они создают: картин, статуй, домов, которые они стро€т...

¬ астрологии јльберт ¬еликий доказал, что врожденные уродства и дефекты св€заны с неблагопри€тными планетными вли€ни€ми, что развитие ребенка в утробе матери в течение каждого из дев€ти мес€цев беременности подчин€етс€ определенной планете, и что основные качества человека закладываютс€ еще до рождени€ (гороскоп зачати€.).

јлхимик јрнольд ¬илланова (1235-1312), испанец, училс€ у арабов и стал придворным врачом јрагонского корол€, но был отлучен от церкви как колдун и бежал из »спании. јвтор многих сочинений по медицине, алхимии, магии (собр. соч. Ѕазель, 1585), труда "ќ печат€х" (12 амулетов по знакам «одиака).

ћонах-францисканец –аймонд Ћуллий (1235-1315), француз, первым из европейцев познакомилс€ с  аббалой и разработал философско- мистическую систему, которую назвал Ars Magna ("¬еликое искусство"). Ћегенды о нем ходили еще при жизни.

√раф ƒжованни ѕико делла ћирандола (1463-1494), италь€нец, 23 лет от роду опубликовал 900 тезисов по всем отрасл€м знаний (De omni re scibili), которые вызвалс€ защищать публично.

ќсновной его мыслью было единство человеческих знаний, непрерывна€ нить развити€ человечества вне зависимости от его разделени€ на народы и вероисповедани€. ¬ конце своей краткой жизни пришел к  аббале, с помощью которой хотел найти синтез неоплатонической и христианской, философской и религиозной мысли. ѕико считал также, что в человеке господствует высшее, духовное начало, "поднимающее его до божественных высот" и одним из первых в ≈вропе попыталс€ сформулировать идею "всеобщей религии" (—околов ¬.¬. ‘илософское дело Ёразма из –оттердама. ¬: Ёразм –оттердамский. ‘илософские произведени€. ћ., "Ќаука", 1986).

Ќемецкий ученый »оганн –ейхлин (Reuchlin, 1455-1552) издал первую в ≈вропе еврейскую грамматику (1506) и вступилс€ за евреев перед папой, когда кельнские католики (доминиканцы) потребовали сожжени€ всех еврейских книг.

–ыцарь √енрих јгриппа из Ќеттесгейма (1486-1535) написал трехтомное сочинение "ќ тайной философии" (De occulta philosophia), в котором впервые объединил все оккультные науки в единую систему.

÷ель јгриппы состо€ла в том, чтобы превратить магию из сверхъестественной науки в физику, математику и теологию; магические операции, считал он, могут и должны быть лишь естественным применением этих наук. ”чение о взаимной симпатии и антипатии јгриппа возвел в степень всеобщего закона природы. ” всех теоретиков позднейшего времени мы обнаруживаем систему јгриппы с более или менее заметными вариаци€ми.

 

ћонах-бенедиктинец »оганн √ейденберг, он же “ритгейм (латиниз. “ритемий, 1462-1516), собрал огромную библиотеку по алхимии, магии и др. эзотерическим темам. «а консультацией к нему обращались вли€тельнейшие люди ≈вропы.

≈го ученик граф ‘илипп јуреол “еофраст Ѕомбаст фон √онгейм (Hohenheim), врач, известный нам под именем ѕарацельса (1493-1541), примен€л теории јгриппы в медицине.

ќн указывал, что между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует тесна€ св€зь, поэтому познание обоих есть неразрывное целое. ƒал теоретическое обоснование многим средствам "народной медицины", основой же своего учени€ считал натуральную магию. ¬ качестве средств лечени€ широко пользовалс€ амулетами, травами и "арканами" (от лат. arcanum — "тайна") - сложносоставными препаратами, подбира€ их по гороскопу и по часам действи€.

ѕоследователь ѕарацельса ћишель де Ќотр-ƒам (Nostradamus, 1503-1566), врач "от Ѕога", был еще и визионером, т.е. обладал способностью предвидеть будущее.

¬ чем различие между €сновид€щим и визионером? ясновид€щий воспринимает единичный зрительный образ некоего предмета или событи€ в прошлом, будущем или насто€щем (в последнем случае - удаленного на значительное рассто€ние). ¬изионер же обладает способностью иного рода: он воспринимает целый "видеор€д", процесс развити€ событий, который может охватывать столети€, а то и тыс€челети€.

Ќострадамус действительно видел будущее, однако описать его мог только в терминах своего времени, т.е. п€тисотлетней дл€ нас давности. Ќо тогда и терминов таких не было, потому что не было самих вещей.   тому же он, по обыча€м того времени, пользовалс€ аллегорическим €зыком. ѕоэтому адекватна€ (безошибочна€) интерпретаци€ его катренов, увы, невозможна.

ƒругой последователь ѕарацельса √енрих  унрат (1560-1601) тщательно изучал  аббалу и старалс€ ув€зать ее с христианской философией. √лавный труд  унрата, "јмфитеатр", был опубликован только после его смерти, однако его взгл€ды во многом определили картину мiра будущих розенкрейцеров.

»таль€нец ƒжанбаттиста делла ѕорта (Gianbattista della Porta, 1538-1615) первым возвел натуральную магию в ранг самосто€тельной научной дисциплины. ѕосле долгих путешествий по ≈вропе и јзии основал в Ќеаполе "ќбщество по изучению тайн природы" и в 1589 г. издал окончательный вариант своего труда — "Ќатуральна€ маги€" (Magia naturalis).

„то же такое маги€, о которой мы с вами уже столько говорили? —о времен јгриппы она наконец перестала быть "страшной тайной", которую боги или демоны открывают отдельным избранным. Ќа основе закона подоби€ ("то, что внизу, подобно тому, что наверху") јгриппа доказал естественный характер магии:

— все однородное находитс€ в услови€х взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее действует обратно. Ќа этом основании все магические €влени€ станов€тс€ лишь действи€ми единого всеобъемлющего закона природы, и маги€ основываетс€ уже не на "недозволенных операци€х", исполн€емых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком этого закона. ѕодробнее см., напр.: √.ќ.ћ.  урс энциклопедии оккультизма. —ѕб, 1912;  рэг ƒ.ћ. —овременна€ маги€. —ѕб, 1991.

≈е подраздел€ют на несколько родов или видов — во-первых, с точки зрени€ этики.

Ќачнем с Ѕелой магии или теургии: это магич. воздействие, имеющее целью достижение или восстановление космического равновеси€, не противоречащее Ѕожественной воле, т.е. примен€емое с добрыми намерени€ми.

ѕротивоположностью Ѕелой считают ћагию черную: это магич. действи€, имеющие целью нарушение космического равновеси€, противоречащие Ѕожественной воле, совершаемые злонамеренно.

¬ описываемую эпоху лицо, задумавшее причинить вред кому-л. при помощи магич. действий, предварительно "заключало договор с силами зла". —амо выражение "черна€ маги€" восх. к греч. "некроманти€", использовавшемус€ церковью в —редние века дл€ обозначени€ вс€кого "недозволенного волшебства". ¬ народной этимологии "некроманти€" превратилась в "нигромантию" (по анал. с лат. niger, "черный"), отсюда и пошло слово; пон€тие же "бела€ (дозволенна€) маги€" возникло позже как противопоставление "черной".

¬ наши дни иногда выдел€ют также —ерую или нейтральную магию: под этим подразумеваютс€ действи€, не ведущие к изменению космического равновеси€ или просто совершаемые без осознаваемого доброго или злого намерени€. ѕоследнее опасно, т.к. в результате подобного действи€ может быть причинен вред.

¬о-вторых, магию подраздел€ют по сферам и характеру применени€:

ћаги€ ментальна€: магич. действи€, совершаемые человеком с целью воздействи€ на самого себ€ в цел€х развити€ и укреплени€ своих способностей и возможностей.

ћаги€ народна€: комплекс сравнительно простых магич. приемов, сложившийс€ на основе многовекового опыта в малообразованных сло€х населени€. »меет задачу гл. об. обнаруживать и изгон€ть злых духов, ведьм, паразитов, предупреждать несчастье, исцел€ть причиненный вред и болезни.

ћаги€ натуральна€ (естественна€): magia naturalis, учение о магических силах вещей в природе.

ћаги€ оперативна€: любые магические действи€, направленные на изменение текущего хода вещей.

ћаги€ св€щенна€: магич. действи€, вход€щие в состав ритуалов того или иного культа и исполн€емые жрецами (св€щеннослужител€ми). —овершаетс€ с целью защиты человека от вли€ни€ сил зла.

ћаги€ церемониальна€: комплекс ритуальных правил и приемов, выполн€емых дл€ подготовки к совершению собственно магич. действий и дл€ усилени€ ожидаемого эффекта.

„то же касаетс€ алхимии, то за недостатком времени мы ее подробно разбирать не будем. ќтметим лишь, что и эта наука перестала быть искусством вызывани€ духов земли и огн€ ради превращени€ свинцовых чушек в золотые монеты. «адача алхимии — "творить золото в человеческой душе", одним из средств чего и €вл€етс€ уже упоминавшийс€ духовный брак. ‘илософский же камень, он же " амень мудрецов", Lapis philosophorum, — не материальный катализатор указанной химической реакции, а духовный катализатор, средство, помогающее человеку подн€тьс€ на новую ступень развити€ сознани€.

Ћитература: –абинович ¬.Ћ. јлхими€ как феномен средневековой культуры. ћ., "Ќаука", 1979; Gilchrist, Ch. The Elements of Alchemy. Longmead (UK) — Rockport MA (US) 1991. —м. тж.: ». јндреэ. ’имическа€ свадьба. "Ќаука и религи€" NN 2-4 за 1991 г.
 
»оганн ¬алентин јндреэ (Andreae, 1586-1654) оставил р€д сочинений, в которых доказываетс€ непротиворечивость основных духовных учений друг другу (в частности, христианства, магии и каббалистики): "’имическа€ свадьба ’ристиана Pозенкрейца" (1616), "—лавное Ѕратство" и "”став Ѕратства" (Fama Fraternitas, 1616; Confessio Fraternitatis, 1619). ќни стали программными документами ордена –озенкрейцеров, о которых речь впереди.
јвтор: Het Monster
 
—редние века

„итайте в рубрике «—редние века»:

’ристианска€ ≈вропа
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам