Пути Древа Жизни и Арканы Таро
Рассказ о сотворении мира в книге "Сефер Йецира" начинается так: "На тридцати двух чудесных Путях Мудрости запечатлел Иах - Иегова Саваоф, Господь Израиля, Элохим живущих, Царь эпох, благой и милосердный Бог, величественный Единый, Обитатель вечности, высочайший и священный - Имя Свое тремя сефарим Двадцати двум буквам древнееврейского алфавита соответствуют двадцать два творения, перечисленные в Книге Бытие, в которых, как считается, содержатся вся мудрость, вся истина и все знания Бога и вселенной. В Каббале эти буквы и творения связаны также с Двадцатью Двумя Путями - соединительными линиями между сефирот на Древе Жизни.
Двадцать две буквы - и Двадцать Два Пути - охватывают все, что существует во вселенной. Это ступени на пути души, восходящей к Богу, и на пути мага, восходящего к власти. Это этапы процесса духовного роста, в итоге которого человек может "расшириться" до пределов всей вселенной, охватить ее всю и подчинить себе. Интерпретации каббалистических Путей, с одной стороны, обогащаются, а с другой - усложняются тем фактом, что каждый из Путей соответствует одному из двадцати двух старших арканов колоды Таро.
Таро - это набор причудливых карт, на основе которых позднее возникли современные игральные карты. Его до сих пор используют для гаданий, а также для игры под названием "тароккини", популярной в Италии и Центральной Европе. Многие оккультисты убеждены, что Таро изобрели древние египтяне, зашифровав в этих картах свои эзотерические познания; в Европу же Таро попало благодаря цыганам. По другому оккультному преданию, эти карты придумала группа ученых каббалистов в Фесе около 1200 года н. э. В символике Таро прослеживаются традиции гностиков, неоплатоников и катаров, однако ранняя история игральных карт окутана мраком, и когда и где на самом деле возникла первая колода Таро, неизвестно. Самые ранние упоминания об этих картах, не вызывающие сомнений, относятся только к концу XIV века. В 13 9 2 году безумному королю Франции Карлу VI подарили колоду Таро; в Париже до сих пор сохранилось несколько карт, которые, как считается, входили именно в эту колоду.
Карты Таро обладают какой-то необыкновенной притягательностью. Они подобны причудливым окнам, за которыми простирается неведомый мир. Каждая вещь в этом мире - не то, чем она кажется, и уловить до конца ее суть невозможно. На фоне залитых солнечным светом средневековых пейзажей движутся крохотные фигурки, словно очаровательные старинные куклы, - Шут в колпаке с колокольчиками; Император и Императрица в роскошном убранстве; Смерть с косой; Отшельник с посохом и светильником; Повешенный, качающийся на виселице вниз головой; рушащаяся под ударами молний Башня... Если разгадать скрытый смысл всех Этих фигурок, - считают оккультисты, - то можно проникнуть в глубочайшие тайны вселенной и постичь сокровенные ритмы великого Танца Жизни. Ранние колоды Таро различались по количеству карт и по названиям мастей. Сейчас стандартной считается колода, в которую входят четыре масти по четырнадцать карт в каждой: король, королева (дама из колоды игральных карт), рыцарь (не имеющий соответствия в игральных картах), паж (валет) и числовые карты от десятки до туза. У мастей особые названия: Мечи (соответствующие пикам). Кубки (червы), Пентакли, или Денарии (бубны), и Жезлы, или Посохи (трефы). Выдвигалось предположение, что эти масти соответствуют четырем священным предметам из легенд о Граале - мечу, чаше, блюду и копью. Кроме этих карт, называемых "младшими арканами", в колоду Таро входят еще двадцать две карты — "старшие арканы". Неизвестно, в каком порядке они располагались изначально (дошедние до нас карты из колоды Карла VI не пронумерованы), однако в настоящее время принят следующий традиционный порядок:
0. Шут
1. Маг
2. Жрица
3. Императрица
4. Император
5. иерофант
6. Влюбленные
7. Колесница
8. Сила
9. Отшельник
10. Колесо Фортуны
11. Правосудие
12. Повешенный
13. Смерть
14. Умеренность
15. Дьявол
16. Башня
17. Звезда
18. Луна
19. Солнце
20. Суд
21. Мир
Колоды Таро отличаются друг от друга по оформлению и деталям изображений на картах, но в общем можно говорить о приблизительном сходстве. Интерпретаций карт Таро существует великое множество: оккультная, христианская, цыганская, психологическая и т. д. Эти карты настолько богаты символикой, что, пожалуй, не найдется двух таких людей, которые воспринимали бы их одинаково. Большинство оккультистов, наверное, согласились бы с мнением одного современного комментатора: "Не исключено, что глубинную оккультную мудрость Таро вообще невозможно выразить в словах... в конечном счете, искатель находит в этих картах только то, что не мог бы узнать без их помощи".
Современные каббалистические интерпретации Таро исполнены эротической Символики. Значение каждого из старших арканов отчасти определяется его номером и изображением на карте, но главным образом зависит от положения аркана на Древе Жизни. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются практически все интерпретаторы Таро, - это вопрос о месте Шута, который не имеет номера и соответствует джокеру в обычной игральной колоде, часто Шута соотносят с 21-м Путем, но в системе Алистера Кроули он располагается на 1-м Пути, и это, по-видимому, самое удачное решение, хотя в результате и нарушается традиционная нумерация старших арканов и каббалистических Путей. Уэйт придерживался той же системы, хотя и не афишировал этот факт. Система соответствий, применяемая для интерпретации старших арканов и каббалистических Путей, представляет собой расширенную версию системы соответствий из книги "Сефер Иецира", где буквы древнееврейского алфавита разбиваются на три группы в 3,7 и 12 букв. 3 буквы первой группы соотносятся с тремя природными элементами (Огнем, Воздухом и Еодой; Земля в этой классификации не учитывается); 7 букв второй группы - с семью планетами; 12 букв третьей группы - с двенадцатью знаками Зодиака.
Старшие арканы Таро и каббалистические Пути можно рассматривать двумя различными способами. Если продвигаться по Древу Жизни сверху вниз, то перед нами предстанут последовательность сотворения мира Богом и пути, ведущие от Бога к человеку.
Если же двигаться в противоположном направлении, от подножия Древа к вершине, то перед нами окажется путь восхождения души к Богу. Каббалист начинает от подножия Древа Жизни и движется вверх, вслед за "Змеем Мудрости", обвивающим Древо кольцами своего тела. Это означает, что каббалист проходит все Пути: 22-й - чтобы достичь сефиры Йесод, 20-й и 21-й - чтобы достичь сефиры Ход, 17-й, 18-й и 19-й - чтобы достичь, сефиры Нецах, и так далее. Продвигаться таким способом будет легче, если мы рассмотрим старшие арканы Таро в обратной последовательности.
21-й аркан - Мир - соответствует 22-му Пути, ведущему от сефиры Малькут (Земля) к порогу астрального плана Йесод. На этой карте изображена обнаженная пляшущая женщина, держащая в каждой руке по жезлу и окруженная гирляндой цветов. Она символизирует радость, легкость и освобождение, расставание с унылым земным бытием и вступление в высший мир. Это своего рода "малая смерть", каковой является и усмирение разума и тела в ходе каббалистических упражнений. Сатурн - планета смерти, а ясень, тис и кипарис ассоциируются со смертью и кладбищами. Крокодил олицетворяет переход с прочной и неизменной "суши" обыденной жизни в бегущие "воды" более тонкого и глубокого плана бытия.
20-й аркан - Суд. На этой карте большой крылатый ангел дует в трубу; услышав этот трубный глас, мертвые встают из могил. "Что же это звучит внутри нас, словно звонкие трубы, - спрашивает Уэйт, - и на что же это так чутко - почти немедленно, почти в мгновение ока - отзывается низшая часть нашей натуры?" Ответ на этот вопрос "желание", сексуальное либо духовное.
Суд - карта устремлений и чаяний, карта тоски по лучшей жизни. Она принадлежит к числу нескольких карт в колоде Таро, символизирующих смерть и воскресение: человек обретает новую жизнь, пройдя через "малую смерть", освободив и преобразив свою земную природу. Крапива - символ жала смерти; красный мак - символ крови и смертного сна. Шин - буква Святого Духа, и в книге "Сефер Иецира" она связывается с Огнем, со страстным пламенем томления, возносящим ввысь божественную искру духа.
19-й аркан - Солнце. Солнце сияет над двумя детьми, которые весело играют друг С другом под высокой Стеной. Соответствующий каббалистический Путь ведет к сефире Ход (высшие умственные способности), Поэтому на карте Солнце изображено нисхождение света с небесных высот, ослепительного света истинной мудрости, которая освобождает разум от мелочных забот и ограничений окружающего мира. Этот свет очищает человека от приверженности догмам и условностям, начиная процесс, который продолжится в следующей карте. Каббалист все еще воспринимает себя как отдельное существо, однако которую символизирует Солнце. Беспощадным и зорким ястребом он взмывает к солнцу; цветком гелиотропа он следует за великим дневным светилом. Переход от Солнца к 18-му аркану. Луне, - это переход от света к тьме.
На этой карте изображена луна посреди ночного неба; капли крови падают с лунного диска на тропинку, ведущую вдаль и теряющуюся в глубине пейзажа между двумя башнями. Собака и волк воют на луну, а из озера на переднем плане выползает на сушу рак. Сумма цифр числа 18 равняется девяти; девятка - число инициации, представленной в символике этой карты как лишение девственности. Буква коф соответствует затылку, таким образом, эта карта Таро символизирует "подземное царство" разума и проникновение каббалиста в область неведомого. Капли крови - это растворитель (жидкость, растворяющая твердые тела). Он олицетворяет состояние "текучести" сознания, в котором растворяются и уносятся прочь все надежные и прочные опоры уверенности в себе, стандартных идей и привычных способов мышления. В этих потемках души обитают порождения фантазии и ночных кошмаров - иллюзии и обманы, сновидения и мечты. Собака и волк символизируют высвобожденные животные импульсы в человеке, а рак, согласно загадочному утверждению Уэйта, - это "безымянная и чудовищная склонность, которая хуже дикого зверя". С другой стороны, эта карта означает также сгущение тумана и образование твердых тел, формирование ребенка в материнской утробе и воплощение фантазий в жизнь. Путешественник по астральному плану находится в мире, который - по крайней мере, отчасти, - порожден его собственным воображением, однако здесь его фантазии вполне реальны, хоть и могут оказаться лживыми и опасными. На этом каббалистическом Пути маг постигает искусство изготовления талисманов, которые являются материальными воплощениями желаний и идей. Луна - владычица ночи и глубин сознания, а зодиакальные Рыбы (управителем которых в астрологии считается Юпитер) - ото знак созданий, плавающих в темных глубинах подводного мира. 17-й аркан -Звезда.
Прекрасная обнаженная девушка льет воду из одного кувшина на землю, а из другого - в озеро. За ее спиной цветут деревья и кусты, а над ее головой сияет в небе большая звезда, окруженная семью маленькими звездочками. Таким образом, в общей сложности на карте изображено восемь звезд, а цифры ее номера -17 - также дают в сумме восьмерку, число новой жизни. Девушка на карте - это сама Природа, возрождающая мир в весеннюю пору животворной водой. Кроме того, эта вода символизирует воды жизни в женском теле (выделения, обещающие блаженство) и воды жизни в сознании (нежный поток интуиции, дарующий надежду духу, измученному тревогами и сомнениями). Карта Звезда означает потенциальные возможности и ожидание, надежду на прекрасное будущее; ее часто ассоциируют с астрологией и другими способами предсказания будущего. Орел считается символом надежды потому, что он способен взлетать очень высоко. Зодиакальный знак Водолея в мифологии соответствует женственному красавцу Ганимеду, кравчему олимпийских богов. Зевс в облике орла некогда похитил его с земли и принес на Олимп; созвездие Орла на небе расположено неподалеку от созвездия Водолея.
16-й аркан - Башня. На этой карте изображена башня телесного цвета, увенчанная короной и рушащаяся под ударом молнии, С вершины башни падают вниз головой два человека. Перед нами -очевидный символ семяизвержения. Башня означает крах ложной философии, основанной на поверхностных представлениях, ибо, как замечает один комментатор, "здание науки, выстроенное на фундаменте ложной убежденности в том, будто человек изолирован от окружающего мира,- это башня лженауки". Момент обнаружения этого ложное представления символизирует медведь, весной возвращающийся к миру после одинокой зимней спячки. Кроме того, эта карта - символ дисциплины, испытания каббалиста на "преданность Ордену" (в противовес индивидуалистической изолированности). О сущности этого испытания можно догадываться по тому, что Кроули называет карту Башня "избиением младенцев" и "давильным прессом". Полынь и рута горьки, а Марс- планета насилия и разрушения. Каббалистические Пути следующих трех карт связаны с сефирой Тиферет, сферой жизненной силы. 15-й аркан изображает крылатого и рогатого Дьявола с острыми когтями, который держит на цепях мужчину и женщину. В Древнем Вавилоне число 15 было посвящено богине Ищтар, владычице любви между полами, и в нумерологии число 15 также тесно связано с сексом, при так называемом "оккультном сложении" пятерка, число секса и чувственности, дает именно 15(1 + 2 + 3 + 4+5=15); кроме того, 15 — это произведение пятерки и тройки, символа половых органов. Дьявола часто изображают в виде козла (Козерога); козел и осел - традиционные символы похоти. Дьявол - ЭТО возгордившийся ангел, который восстал против Бога и был за это низвергнут на землю. Карта Дьявол означает силу и власть в мире сем, а также гордость, честолюбие и сладострастие.
Название 14-го аркана - Умеренность - представляется довольно странным, если считать верной каббалистическую интерпретацию этой карты. Число 14 означает перемены и трансформации, ибо за четырнадцать дней Луна переходит от новолуния к полнолунию (или наоборот, от полнолуния к новолунию). Эта карта - высшая ступень карты Мир; связанный с ней каббалистический Путь соединяет Тиферет и Йесод. На ней изображена крылатая женщина, переливающая жидкость из серебряного сосуда в золотой. Серебряный сосуд-это Йесод (Луна), золотой -Тиферет (Солнце), а жидкость в этих сосудах - ото влага духовного лкстязя, который испытывает душа, поднимаясь с низшего плана на высший. Стрелец-охотник - это кентавр, полуживотное - получеловек, сочетающее в себе низшую и высшую природу. Лошадь и собака - традиционные спутники охотника; они также символизируют переход от низшего к высшему, ибо обучены помогать человеку.
Охотник охотится за знанием, стремится обнаружить главную движущую силу вселенной, скрытую в глубинах его собственной природы. Тиферет - это сфера человеческого сознания, а Йесод - сфера подсознания. Карл Густав Юнг заметил: "Если направить внимание на подсознательное, то подсознание обнаружит свое содержимое, которое, в свою очередь, словно источник живой воды, оплодотворит сознание. Ибо сознание и подсознание, эти две половины нашей психической жизни, равно бесплодны до тех пор, пока отделены друг от друга".
13-й аркан - Смерть; на этой карте изображен скелет с косой. Смерть косит поле, на котором растут человеческие головы; на месте скошенных голов вырастают руки и ноги. Это символ смерти и возрождения Природы. Срубленные головы - это семена, которые падают в землю и из которых вырастают новые стебли - руки и ноги. Эта карта представляет начало процесса, завершающегося в следующем аркане и соответствующего алхимической стадии "putrefactic" ("гниение") - состоянию истощения и угасания духа, из которого рождается новая жизнь. Головы, символизирующие "высшую", цивилизованную и сдерживающую часть человеческой природы, падают в землю, сгнивают и порождают руки и ноги - цепляющиеся, хватающие, давящие, месящие, движущие силы "низшей" природы. Тринадцать - несчастливое число, поскольку оно на единицу больше числа двенадцать, символизирующего "полноту", а также потому, что на Тайной Вечере, после которой Иуда предал Христа, Христос был с двенадцатью апостолами (т. е. общее число сидевших за столом составляло 13). Однако распятый Христос воскрес к новой жизни, и потому 13 -также число некромантии, искусства оживлять мертвых. Выражение "восстать к жизни" вызывает очевидные фаллические ассоциации. В астрологии знак Скорпиона управляет половыми органами, а самим этим знаком управляет Марс -планета агрессивной энергии. Животные Марса - свирепый волк и ярко-красный омар. Жук символизирует бесконечное обновление Природы, так как древние египтяне считали скарабея (жука-навозника, скатывающего шарики из навоза и откладывающего в них яйца) эмблемой жизнепорождающего солнечного шара, воскресающего каждое утра Кроме того, жук - символ животворной силы навоза и "разлагающейся скверны" в глубинах человеческой натуры.
Каббалистические Пути, связанные с арканами Повешенный и Справедливость, ведут к сефире Гебура, царству разрушительных энергий. Эта сефира символизирует Смерть и Страшный суд, уничтожение и изгнание ложного "я" перед сотворением истинного внутреннего "я"- По словам Уэйта, 12-й аркан. Повешенный, означает "возможность великого пробуждения" и намекает на то, что "за священной Мистерией Смерть, следует великолепная Мистерия Воскресения". Смерть - это врата жизни: не только жизни духа в высшем мире после смерти физического тела, но и жизни в земном мире, ибо новая человеческая жизнь зарождается поете символической "смерти" фаллоса при семяизвержении. Повешенный безвольно висит на виселице вниз головой; в жаждой руке он держит по мешку золота, а на лице его написано безмятежное довольство. Он символизирует угасшую страсть и завершение процесса, а в нумерологии 12 —число полноты, ибо С древнейших времен год и день делили на двенадцать частей, и, кроме того, у Христа было двенадцать учеников.
Буква древнееврейского алфавита, связанная с Повешенным, - Мем, которая в книге "Сефер Йецира" ассоциируется с Водой (и вполне заслуженно, ибо и Мем, и современная буква М произошли, по-видимому, от древнеегипетского иероглифа со значением "вода"), Вода - это кровь почвы, носительница жизни и плодородия. Это "исток и источник", ибо древние мифы гласят, что все на свете произошло из воды и что хаос, из которого образовался мир, представлял собой беспредельный океан. Кроме того, вода символизирует "глубины" человеческой личности, равно как и змея и скорпион, живущие в темных, потайных местах. На стадии Повешенного мага захлестывают волны его внутреннего бытия. Ложное "я", разрушающееся в этом процессе, - это вся "надстройка" мировоззрения, установок, вкусов, приобретенных мыслительных и эмоциональных привычек, держащая в плену внутреннее "я", привычные ценности мага меняются на противоположные (недаром Повешенный висит вниз головой!), и вся эта "надстройка" рушится и рассыпается, освобождая путь "глубинным водам". Это -- воды плодородия, несущие в себе семя новой жизни, зародыш того, что может оказаться истинным внутренним "я" мага.
11-й аркан. Правосудие, - это суд над душой в загробном мире, происходящий после "смерти" Повешенного. На этой карте изображена женщина, держащая в правой руке меч, а в левой - весы. Она символизирует правосудие и справедливость в смысле точного равновесия. На стадии Правосудия адепт достигает состояния статичного равновесия: каждый составной элемент его натуры точно уравновешивается своей противоположностью. Ни одна идея, ни одно направление действий теперь не являются для него более предпочтительными, нежели другие, и каждой мысли или действию он противопоставляет ее противоположность. В сфере этого аркана маг проходит своеобразное "чистилище": он очищает свое истинное "я", отбрасывая конфликтующие склонности. Недаром растение, связанное с картой Правосудие, - горькое алоэ, из которого делают слабительное, очищающее желудок.
Поскольку число 11 на единицу больше десяти, оно символизирует "новое начало". Аркан Правосудие содержит в себе концепцию истинного "я", представленную через оплодотворение женщины (изображенная на карте женщина) мужчиной (символы которого - меч и весы). На этой стадии адепт находится "в материнском чреве": оставаясь пассивным и инертным, он ожидает рождения в следующем аркане - Колесе Фортуны.
Каббалистические Пути, соответствующие арканам Сила, Отшельник и Колесо Фортуны, ведут к сефире Хесед в царство созидательной силы, на стадии этих арканов формируется и растет истинное "я" мага. На карте Колесо Фортуны изображено колесо с семью спицами, на котором восседает ангел, держащий в одной руке меч, а в другой - корону. Это символ судьбы, рока, бесконечного циклического движения Природы, неотвратимых приливов и отливов жизни и смерти, роста и упадка, которым подвержены все вещи мира. Номер этой карты, 10, - число "всех вещей", а также число Юпитера, который был верховным божеством, царившим над всем миром, и которому были посвящены орел, парящий в небе, и дуб, глубоко уходящий корнями в землю. Колесо Фортуны представляет оккультный закон кармы, принцип "что посеешь, то и пожнешь". "Посеяв" истинное "я" на этапе Правосудия, маг "пожинает" его на стадии Колеса Фортуны. Рождаясь здесь, оно включается в непрестанно вращающееся колесо бытия. Эта карта также символизирует вмешательство человека в Природу; на связанном с нею каббалистическом Пути маг становится "Владыкой жизненных сил".
9-й аркан. Отшельник, - это старик в плаще, несущий фонарь и посох. Соответствующий ему каббалистический Путь соединяет сефиры Хесед (Отец) и Тиферет (Христос, Солнце, жизненная сила). Уэйт говорил, что в этой карте "сочетаются образы Древнейшего из Древних и Солнца Мира". Замкнутый в себе и оторванный от мира. Отшельник тем не менее дарует свет другим людям и Служит им путеводной звездой. Связанная с ним буква Йод - это символ фаллоса и творческой силы. В плане сексуальной символики Отшельник означает мастурбацию (истинное "я" достигает отрочества, маг обнаруживает в себе Мастера). Совершенный и самодостаточный, одинокий и девственный. Отшельник соответствует растениям с белыми цветками - символам чистоты и отстраненности, сам же он символизирует плодовитость абсолютной уверенности в своих силах.
8-й аркан - Сила. На этой карте изображена женщина, с усилием смыкающая челюсти льва. Сила ~ это высшая ступень аркана Башня; она также символизирует дисциплину. Вспомним формулу Алистера Кроули: "Зверь, соединенный с Женщиной". Эта причудливая оргиастическая формула связывает противоположные сферы, соединяя любовь и милосердие (Хесед, женщина) с жестокостью и ненавистью (Гебура, лев). неестественное превосходство женщины над львом подразумевает, что речь идет о весьма суровой дисциплине, т. е. о подчинении чему-то непривычному и неприятному. "Природа попрана Магией; мужчина стал животным, женщина осквернена". Трепет возбуждения и постижение этой суровой дисциплины - лишь начало восхитительного экстаза, который достигнет кульминации в следующему аркане (Колесница) и прорвет преграды, мешающие высвобождению истинного "я".
Арканы Влюбленные и Колесница соответствуют каббалистическим Путям, ведущим к сефире Бина через пропасть, отделяющую три высшие сефирот от остальных, пропасть между человеком и Богом. Современные оккультисты придерживаются того "уточненного" значения 7—го аркана. Колесница, которое ввел Элифас Леви. На этой карте изображен всадник на колеснице, запряженной двумя сфинксами, черным и белым. В старинных колодах Таро (в том числе и в колоде Карла VI) колесница была запряжена лошадьми. Лошадей заменили на сфинксов, дабы показать, что колесничий разгадал великую загадку Сфинкса. Черный и белый сфинксы символизируют те противоположности, которые маг обуздал внутри самого себя. Колесница украшена лингамом - символом единения полов. Рак и черепаха, способные жить как на суше, так и в воде, опять, же заключают в себе идею единства противоположностей и намекают на свершающийся переход мага от "низшего", человеческого состояния к "высшему", божественному.
Колесница - это высшая ступень Повешенного. В процессе этой "малой смерти" адепт погружается не в глубины собственного "я", а в жизнь вселенной.
Чтобы достичь божественного состояния, он должен умереть как индивид и отождествиться со всей вселенной, т. е. с Богом, Он уничтожает свою смертную человеческую личность и возвращается в утробу сефиры Бина, или Вавалон, - Великой Матери и Великой Блудницы. Аркан Колесница соответствует алхимической стадии "экаальтации" - получению Философского Камня, растворению человека в божестве. Этому сопутствует состояние высшего эмоционального и духовного напряжения, завершающегося экстазом, в котором маг покидает пределы своего ограниченного "я" и объединяется со всеми вещами (сфинкс - четыре элемента плюс "квинтэссенция"). Это своего рода вывернутое наизнанку причастие: маг вливает себя в золотую чашу великой Вавалон. "Излей свою кровь - жизнь свою - в золотую чашу блуда ее, - говорит Кроули в "Liber Cheth" ("Книге Хет"; Хет - буква древнееврейского алфавита, соответствующая аркану Колесница). - Смешай свою жизнь с жизнью всеобщей. Ни единой капли не оставляй себе, пролей все без остатка".
6-й аркан. Влюбленные, известен в нескольких вариантах. В старинных колодах на этой карте иногда изображали мужчину, делающего выбор между двумя женщинами, а иногда - молодую чету с ребенком или с купидоном. Но в варианте Уэйта на ней изображены обнаженные Адам и Ева в Эдемском саду: это означает, что пропасть, отделяющая человека от Бога, была преодолена сотворением человека по образу и подобию Божию. Значения этой карты также весьма разнообразны: любовь и невинность, искушение, свобода воли, выбор.
Но в первую очередь она символизирует объединение противоположностей. Чтобы пересечь пропасть, лежащую на пути к Единому, человек должен уравновесить и примирить противоположности, заключенные в нем самом.
Равновесие и союз противоположностей представлен в облике Адама, и Евы, которые изначально были единым существом. Символами этого аркана служат также зодиакальный знак Близнецов, сорока и все помеси и гибриды в животном царстве. Карта Влюбленные намекает на то, что маг, пересекая пропасть, совершает выбор, аналогичный тому, который совершили Адам и Ева, - выбор между повиновением и неповиновением высшему закону. Избрав самоуничтожение, маг "возродится" в будущем, вступив на каббалистический Путь, соответствующий аркану Императрица. Если же он откажется от этой возможности, то станет Черным Братом и замкнется от всего мира в прочной скорлупе собственного эгоизма. "Такое существо постепенно распадается из-за недостатка пищи и под медленным, но верным воздействием тяготения всей остальной Вселенной, несмотря на все свои попытки изолироваться, защититься и расширить сферу своей власти путем хищнических действий.
Правда, некоторое время он может процветать, но в конце концов неминуемо погибнет. Кроули считал, что именно такая судьба постигла Макгрегора Мазерса; другие были убеждены, что эта участь не миновала самого Кроули.
Каббалистические Пути, связанные с арканами Императрица, Император и Иерофант, ведут к сефире Хокма, представляющей активный творческий принцип Бога. 5-й аркан носит тля Иерофант - "открывающий святыни"; иногда встречается также название "Папа". Эта карта - символ мага, достигшего духовной власти и авторитета. Иерофант соответствует алхимической стадии "проекции", на которой совершенная субстанция Философского Камня смешивается с "неблагородным" металлом и превращает его в золото. Этот аркан олицетворяет вмешательство божественного начала в земную жизнь (высшая ступень Колеса Фортуны). Иерофант держит ключи небес и ада -символ познания добра и зла. Правая рука его поднята в жесте благословения, который называют "знаком посвящения в таинства": большой, указательный и средний пальцы подняты вверх, безымянный и мизинец -прижаты к ладони. Это - знак различения между "верхом" и "низом", Богом и человеком, золотом и "неблагородным" металлом. Папа - это понтифик, что по-латыни означает "строитель мостов"; таким образом, он устанавливает Связь между всеми перечисленными противоположностями. В графическом Символе зодиакального знака Тельца - - совмещены символы Солнца и Луны -и : "верх", откуда изливается свет, и "низ", который отражает этот свет.
Планета-управитель Тельца - Венера, поэтому Иерофант, поднимающий руку в жесте благословения, символизирует "безличную идею Любви". 4-й аркан. Император, - это своего рода оборотная сторона, "альтер - эго" Иерофанта.
Он повелевает материальными вещами и символизирует светскую власть, правительство, организацию, закон и порядок, внешнюю форму и структуру вещей. Он восседает на троне и держит в руке скипетр. Ручки трона в форме бараньих голов указывают на связь этого аркана с зодиакальным Овном -знаком мужественной энергии и власти. Император - это Бог или человек, организующий порядок и определяющий форму вещей. Это Маг, который "объявил свой закон" и властвует над всем материальным миром. Связанная с этим арканом сова - птица Афины, воинственной богини мудрости; а сефира Хокма - это Мудрость Бога. На карте 3-го аркана - Императрица - изображена светловолосая беременная женщина с улыбкой на лице. Соответствующий каббалистический Путь соединяет Хокму и Вину, активный и пассивный, мужской и женский аспекты Бога. Императрица соотносится с Венерой, богиней Природы и любви. Лебедь - символ удовлетворенного желания: фаллическая шея этой птицы соединена с телом, напоминающим по форме женские половые органы. Императрицу часто отождествляют с "женой, облеченной в солнце" из Откровения Иоанна. Она олицетворяет красоту, наслаждение и плодородие, безмятежную жизнь Природы. Ее беременность символизирует переход божественного начала от бесконечного состояния к конечному в процессе сотворения мира. Такую же трансформацию должен испытать маг, чтобы достичь сефиры Хокма. В сфере Вины он слился с божеством и стал бесконечным. А на Пути, ведущем от Бины к Хокме, он рождается снова как существо, одновременно и конечное, и бесконечное.
К сефире Кетер (Бог), конечной цели каббалиста ведут Пути, соответствующие Шуту, Магу и Жрице. 2-й аркан - Жрица, называемая также Папессой. На этой карте изображена темноволосая девушка, увенчанная тройной тиарой и полумесяцем. Она восседает на троне между двух колонн - черной и белой. Эти колонны - символы двойственности, полярных противоположностей и женщины. Между колоннами - завеса, символизирующая девственность. Каббалистический Путь этого аркана ведет от сефиры Кетер (Бог-Отец) вниз, к сефире Тиферет (Иисус Христос), поэтому в христианском толковании Жрица - это Дева Мария. А в оккультной интерпретации - это гнозис, совершенное знание Бога, и врата небес (а потому 2-й аркан соответствует Луне, которая также считается "вратами небес", будучи ближайшим к Земле небесным телом). Чтобы стать Единым, мужчина должен "овладеть девственницей", т. е. примирить противоположности своей натуры и уничтожить свою двойственность. В аркане Шут маг уничтожает двойственность действий, в аркане Маг - двойственность намерений. А на стадии Жрицы он уничтожает двойственность мысли. Совершенное познание Бога для каббалиста - это полное познание себя самого. В терминах современной психологии Жрица - это девственное бессознательное или подсознание. "Оно, так сказать, сокрыто завесой, И только когда мы сорвем эту завесу или проникнем за нее посредством концентрированных импульсов, рождающихся в самосознании, можно будет высвободить и актуализировать творческие силы подсознания". Эта формулировка соответствует упомянутому выше Оккультному представлению о том, что "все покоится на принципе стимуляции инертного, но заключающей в себе все потенциальные возможности Путь Императора на Древе Жизни является продолжением Пути аркана Дьявол. Его называют "Солнцем Утра", что содержит в себе намек на Люцифера - Утреннюю Звезду. Аркан Иерофант также не лишен отрицательных черт: Симон Волхв утверждал, что силы, сотворившие мир, навязали человечеству стандарты морали, дабы подчинить его своей власти. А Элифас Леви указывал, что рука иерофанта, поднятая в жесте "посвящения в таинство", отбрасывает тень, форма которой напоминает рогатую голову Дьявола.
Наконец, во главе старших арканов стоит 0-й аркан - Шут. На этой карте изображен человек в шутовском костюме. Он несет узелок на палке и приближается к краю обрыва. Он гонится -за пестрой бабочкой, не глядя, куда идет, и следующий его шаг будет шагом в пропасть. У ног Шута -странное животное, похожее на большую кошку. В старинных колодах Таро ото животное кусало Шута за ногу. Этот аркан соответствует первому каббалистическому Пути (ведущему от сефиры Кетер ко всем остальным сефирот) и первой букве древнееврейского алфавита - Алеф. В книге "Сефер Йецира" Алеф соотносится с Воздухом. Орел - владыка воздуха, и форму орла имел древнеегипетский иероглиф со значением "воздух". Шут - это символ глупости или безумия, однако его безумие божественно. Воздух символизирует дух, потому Шут - ото Дух Божий, готовый снизойти "в ничто (сорваться с обрыва) в начале творения. С другой стороны, Шут - это ставший совершенным дух человека, приближающегося к Единому. Единое охватывает собой все вещи и свободно от всех ограничений. Оно содержит в себе все качества и в то же время лишено каких бы то ни было качеств, ибо приписать Ему какое-либо свойство значило бы ограничить Его. Шут - это ноль, который заключает в себе все, но сам - ничто. Он так же свободен, всепроникающ и невеществен, как воздух и дух. "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь. Откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа".
Младшие арканы Таро используются главным образом для гадания. Масть Мечей (пики) в целом считается зловещей и несчастливой. Девятка Мечей - это карта смерти, десятка мечей предвещает боль, печаль и одиночество.
Значение Восьмерки Мечей - болезнь и дурные новости. Масть Пентаклей (бубны) символизирует деньги, -деловые связи, престиж и мирские заботы.
Рыцарь Пентаклей - традиционный предвестник беды, равно как и Король Пентаклей. известно предание о том, как Иоахим мюрат, блистательный наполеоновский маршал и неаполитанский король, обратился за предсказанием судьбы к знаменитой гадалке мадемуазель Ленорман. Та велела ему достать из колоды карту, и Мюрат вытащил Короля Пентаклей. Не довольствовавшись этим неудачным результатом, он смешал колоду и взял еще одну карту... и снова выпал Король Пентаклей. Так повторилось трижды.. Мюрат попросил гадалку дать ему еще один шанс, но мадемуазель Ленорман бросила карты и заявила, что его судьба - быть повешенным или расстрелянным. В 1815 году Мюрата расстреляли.
Масть Кубков (червы) в целом благоприятна и символизирует любовь, веселье, счастье и крепкое здоровье. Десятка Кубков означает стойкий успех. Тройка Кубков - удовольствия, а Туз Кубков - красоту и плодовитость. Жезлы (трефы) связаны с энергией, предприимчивостью и активностью (возможно, потому, что жезл - фаллический символ). Тройка жезлов ("человек с тремя жезлами"), упомянутая в поэме Т. С. Элиота "Бесплодная земля", связана с торговлей и торговыми путешествиями, в том числе морскими ("бойся смерти от воды").
Читайте в рубрике «Каббалистика»: |