Причинность

Причинность Причинность

Каждая Причина имеет свое следствие; каждое следствие имеет свою Причину; все совершается в соответствии с Законом; Случай — лишь название непознанного Закона; существует множество планов Причинности; но ничто не избежит Закона.

Великий Шестой Герметический Принцип — Принцип Причины и Следствия — заключает ту истину, что Закон распространяется на всю Вселенную, что ничто не происходит случайно, что случай — лишь обозначение причины существующей, но не познанной или неосознанной, что явления непрерывны, без разрывов или исключений.

Принцип Причины и Следствия лежит в основе всего научного мышления — древнего и современного, а провозглашен он был Учителями-Герметистами в древнейшие дни. Хотя многочисленные и разнообразные споры между различными школами мысли возникали с тех пор, полемика шла главным образом в деталях действия Принципа, а еще чаще о значении определенных терминов.

Основной Принцип Причины и Следствия признавали справедливым практически все мыслители мира, достойные этого звания. Думать иначе означало бы исключить все явления Вселенной из сферы Закона и Порядка и предоставить их во власть чего-то воображаемого, что люди назвали случаем.

Небольшим рассуждением можно показать, что нет такой вещи, как чистый случай. Вебстер определяет слово случай следующим образом: „Предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цепи, действие или деятельность которого — событие, случайность, авария и т. д." Но небольшое размышление покажет вам, что не может быть такого фактора, как случай в смысле чего-то внешнего по отношению к закону — чего-то вне Причины и Следствия. Как может существовать что-то действующее в необычном мире, свободном от законов порядка и преемственности последнего. Такое нечто было бы совершенно независимо от упорядоченного мира, и поэтому выше его. Мы не можем ничего представить вне Всего, что было вне Закона, поскольку Все — само по себе Закон. Нет места во вселенной для чего-то внешнего и независимого от Закона. Существование такого нечто обратило бы в ничто все естественные Законы и ввергло бы мир в хаотический беспорядок и беззаконие.

Тщательное изучение показывает, что то, что мы называем случаем, — лишь выражение, относящееся к неясным причинам, то есть причинам, которые мы не можем осознать, которые мы не можем понять. Слово случай возникло от слова, означающего упасть (или падение кости) — идея, означающая, что падение кости (имеется в виду игра в кости) и многие другие случайности являются событием, которое нельзя отнести к какой-либо причине. И именно в этом значении обычно употребляется этот термин. Но при более пристальном изучении предмета обнаруживается, что нет какого бы то ни было случая при падении кости.

Каждый раз, когда кость падает и показывает определенное число, оно подчиняется Закону, настолько же непоколебимому, как и те, которые управляют вращением планет вокруг солнца. За падением кости существуют причины или цепи причин, уходящих глубже, чем может следовать ум. Положение кости в коробке, величина мускульной энергии, выразившаяся в броске, положении стола и т. д. и т. п. — вот причины, действие которых можно увидеть. Но за этими причинами, которые мы еще как-то видим, существуют еще цепи невидимых, предшествующих причин, причем все они оказали влияние на число кости, которое оказалось наверху.

Если бросать кость много раз, обнаружится, что числа будут выпадать почти равное количество раз, то есть будет равное число двоек и т. д., которые будут наверху.

Подбросьте в воздух монету, и она упадет либо орлом, либо решкой, но при достаточном количестве бросаний орлы и решки выпадут почти равное количество раз. Это действие Закона Усреднения (среднего). Но как средний, так и единичный — броски подчиняются Закону Причины и Следствия, и, как мы можем видеть из предыдущих случаев, ясно видно, что просто невозможно, чтобы кость упала иначе, нежели это произошло при одних и тех же обстоятельствах в одно и то же время. При тех же причинах последовали бы те же результаты. Всегда есть мотив и причем в каждом событии. Ничто никогда не случается без причины или даже цепи причин.

У тех, кто изучает этот Принцип, возникает некоторое смущение мысли вследствие того, что они не могут объяснить, как одно может вызвать другое, то есть быть творцом другого.

Как правило, ни один предмет никогда не вызывает, то есть творит никакой другой предмет. Причина и Следствие имеют дело лишь с событиями. Событие — это то, что приходит, поступает или случается, как результат или следствие предшествующего события. Ни одно событие не творит другого, а лишь является предшествующим эвеном в огромной, упорядоченной цепи событий, проистекающих из творческой энергии Всего. Существует преемственность между всеми событиями -предшествующими, следующими и последующими. Существует связь между всем, что происходило прежде и впоследствии. Камень, сорвавшись с горы, проломил крышу коттеджа в долине. На первый взгляд мы считаем это делом случая, но при исследовании предмета мы обнаружим огромную цепь причин за этим случаем. Во-первых, был дождь, который смягчил почву, поддерживавшую камень, благодаря чему камень и упал; кроме этого, было действие солнца, других дождей и т. д. и т. п., которые постепенно отделили кусок камня от скалы; далее существенная причина — образование горы, ее сдвиг в результате землетрясения и т. д. — до бесконечности. Далее мы можем исследовать цепь причин выпадения дождя и т. д. Еще далее мы могли бы рассмотреть существование крыши. Короче, мы вскоре обнаружили бы себя увязшими в болоте причин и следствий, из которого мы вскоре постарались бы выбраться.

Так же как человек имеет двух родителей и четверо прародителей-родителей и т. д., скажем, до сорока поколений, когда число предков дошло бы до нескольких миллионов, — так же и с причинами, стоящими всегда даже за пустячными событиями или явлениями, такими, как полет крошечного кусочка копоти перед глазами. Не так легко проследить его путь с древнейшего периода, когда он был частицей мощного ствола дерева, который впоследствии превратился в уголь и т. д., до тех пор, пока он ни пролетел перед вами по пути к дальнейшим приключениям. И могущественная цепь событий, причин и следствий привела его в настоящее состояние, причем последнее опять-таки — одно из звеньев в цепи событий, которые повлекут за собой другие события еще сотни лет после настоящего времени.

Одним из ряда событий, связанных с частичкой копоти, было написание этих строк, вследствии чего пришлось выполнить определенную работу наборщику и, аналогично, корректору, и которые вызовут определенные мысли у вас, а также у других, которые, в свою очередь, подействуют на других, и т. д.; далее, выше и мыслительных способностей человека, — а псе из полета крошенного кусочка копоти, причем пес это показывает относительность, а также взаимосвязь явлений и дальнейшего факта, что „Нет великого, нет малого в Разуме, который является причиной всему".

Остановитесь на минутку поразмыслить. Если бы определенный мужчина не встретил определенную девушку давным-давно в смутный период каменного века, — вас, читающих эти строки, не было бы здесь. И если бы, вероятно, та же пара не встретилась, нас, пишущих эти строки, тоже не было бы. Даже само действие писания, с нашей стороны, и чтение, с вашей, будет действовать соответственно на ваши и наши жизни, но окажет прямое или косвенное воздействие на многих других людей, .живущих ныне и которые будут жить в грядущие века. Каждая мысль, мелькнувшая у нас, каждое действие имеют спои прямые и косвенные следствия, которые войдут, в великую цепь Причин и Следствий.

Мы не хотим вдаваться в рассуждения о свободной воле, или Детерминизме, в данной работе вследствии различных причин. Среди многочисленных причин есть одна принципиальная, а именно — что ни одна из оспариваемых строк не верна полностью; действительно, они верны лишь отчасти-, в соответствии с Герметическим Учением. Принцип Полярности показывает, что обе верны как полуистины, противоположные полюса Истины. Учения подразумевают, что человек может быть свободен и связан Необходимостью, в зависимости от понимания значения и высоты Истины, с которой рассматривается предмет.

Древние писатели высказывались об этом так: „Чем далее происходит Творение от центра, тем более оно связано; чем ближе оно достигает центра, тем более оно свободно".

Большинство людей являются более или менее рабами наследственности, среды и т. д. и высказывают весьма малую Свободу. На них влияют мнения, обычаи и мысли внешнего мира, а также их эмоции, чувства, настроения и т. д. Они не проявляют Мастерства, достойного этого имени. Они с возмущением отвергают это утверждение, говоря: „Почему же, я действительно свободен в действиях и делаю, как мне приятно; я делаю только то, что я хочу делать". Они не могут объяснить, откуда возникают „хочу" и „как мне приятно". Что значит их „хотеть делать одно предпочтительно другому", что составляет их удовольствие „делать это и не делать то"?

Разве здесь нет „почему" к их „удовольствию" и „желанию"? Мастер может изменить эти „удовольствия" и „желания в противоположные на другом полюсе души. Он обладает волей к желанию, вместо того чтобы хотеть, потому что какое-то чувство, настроение, эмоция или соблазны окружающей среды вызвали в нем стремление или желание поступить так.

Большинство людей влачатся подобно падающим камням, послушные окружению, внешним влияниям, внутренним настроениям, желаниям и т. д., не говоря уже о желаниях и страстях других, более сильных, чем они сами, причем посредственность окружения и соблазны влекут их испытывать какое-либо сопротивление с их стороны, или Изъявления Воли. Движимые как пешки на шахматной доске, они играют свою роль и устраняются, когда игра закончена.

Но Мастера, зная правила игры, поднимаются выше плана материальной жизни и, соприкасаясь с высшими силами своей природы, властвуют над своими настроениями, характерами, качествами и полярностью, так же как и своей окружающей средой, и, таким образом, становятся в игре Авторами (инициаторами), вместо того чтобы быть пешками, — Причинами вместо Следствий. Мастера не ускользают от Причинности высших планов, но уступают. высшим Законам и так руководят обстоятельствами на низшем плане.

Они так формируют сознательную часть Закона, вместо того чтобы быть слепыми инструментами. Хотя они служат на Высших Планах, они Правят на материальном Плане.

Но и на высших, и на низших — Закон всегда в действии. Нет такого фактора, как случайность. Слепая богиня отвергнута Разумом. Мы можем видеть теперь глазами, проясненными знанием, что все руководится всеобщим Законом, что бесконечное число законов есть не что иное, как проявление одного Великого Закона — Закона, который есть Все, — что даже волосы на вашей голове сосчитаны, как гласят Писания. Нет ничего вне Закона; ничто происходящее не противоречит ему. И все же не совершайте ошибки, предполагая, что Человек — лишь слепой автомат, — это далеко не так.

Герметические Учения гласят, что Человек может использовать Закон против Законов, что высшая воля превалирует над низшей, пока, наконец, не достигнет стадии, где он найдет убежище в самом Законе и с презрением высмеет феноменальные законы (законы явлений).

Способны ли вы ухватить внутреннюю суть Этого?

Автор: Трое посвященных
 
Герметические принципы

Читайте в рубрике «Герметические принципы»:

Причинность
 

RuCaptcha - заработай на вводе каптч
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам