Все во всем
В то время, как Все существует во Всем, то справедливо при этом и то, что Все есть во всем. Тот, кто действительно понимает эту Истину, тот постиг Великое Знание.
Как часто большинство людей слышало повторяемые утверждения, что их божество „под различными именами" было „Всем во Всем". И как мало подозревали о глубокой (внутренней) оккультной истине, заключенной в этих равнодушно произнесенных словах. Часто обычно используемые выражения являются остатком (пережитком) древней Герметической максимы, цитированной выше. Как говорит Кибалион, „к тому, кто поистине понимает эту Истину, пришло Великое Знание". И поскольку это так, давайте исследуем эту Истину, понимание которой так много значит. В этом положении Истины — такова Герметическая максима — заключена одна из величайших философских, научных, религиозных истин.
Мы дали вам Герметическое учение, относящееся к духовной природе Вселенной, — Истину, что Вселенная Духовна и заключается в Разуме Всего, как говорит Кибалион в отрывке, цитированном выше „Все во Всем". Но отметим также взаимосвязанное утверждение, что равноценно справедливо и что Все находится во Всем. Это явно противоречивое утверждение примиряется Законом парадокса. Более того, что точное Герметическое установление отношений, существующих между Всем и его духовной (ментальной) Вселенной. Мы видели, как Все содержится во Всем.
Теперь исследуем другой аспект этого вопроса. Из Герметических учений следует, что Все приближенно (сокращается внутри, прирожденное, живущее внутри) к своей Вселенной и каждой частицей, единицей или соединением внутри этой Вселенной. Это утверждение обычно иллюстрируется Учителями ссылками на Принцип Соответствия. Учитель поручает ученику образовать (сформулировать) духовный образ чего-либо, идеи чего-нибудь, имеющего духовную форму, при этом излюбленным приемом служит создание автором или драматургом идеи его персонажей или созданию (сотворению) художником или скульптором образа идеала, который он желает выразить своим искусством. В каждом случае ученик обнаруживает, что в то время, как образ имеет свое существование и бытие (существует и живет) исключительно в пределах его собственного дна, однако он, ученик, писатель, драматург, художник или скульптор по ощущениям также очень близок к нему (живет в нем), или обитает на нем (живет), как и духовный образ. Другими словами, внутренняя сила (жизнь, дух) действительности в духовном образе исходит из внутреннего разума мыслящего человека. Поразмыслите над этим, пока не усвоите идею.
Чтобы привести современный пример, скажем, что Отелло, Яго, Гамлет, Лир, Ричард Третий существовали только в уме (мозгу) Шекспира в момент их замысла или творчества. И в то же время Шекспир также существовал (присутствовал) в каждом из этих характеров, отдавал им свою жизнь (дух) и поступки. Кому же принадлежит душа персонажей, которых мы знаем под именем Оливера Твиста, Урии Гипа — не Диккенсу ли? Или каждый из этих персонажей обладал собственной душой, независимо от своего творца. Имеют ли Венера Мидицейская, Сикстинская Мадонна, Аполлон Бельведерский души самостоятельные или представляют душевную и духовную силу своих творцов. Закон парадокса объясняет (выявляет), что оба предположения справедливы, если смотреть с соответствующих точек зрения. И Микобер и, однако, Диккенс и опять-таки, хотя можно сказать, что Микобер — Диккенс, однако Диккенса нельзя индентифицировать с Микобером. Человек, подобный Микоберу, может воскликнуть: „Душа моего Творца заключена во мне — и все же я не он". Настолько отлично это от ужасных полуистин, столь широко провозглашенных теми из полумудрых, которые (наполняют) оглашают воздух своими хриплыми воплями: „Я есть Бог". Вообразите бедного Микобера или Урин Гипа с его змееподобным характером: „Я есть Диккенс" или кого-либо из низших слуг из какой-либо пьесы Шекспира, напыщенно объявляющих: „Я Шекспир". Все есть в земном черве и все же земной червь далек от того, чтобы быть всем. И все же сохраняется чудо, что хотя этот земной червь существует просто как низшее существо, созданное и существующее исключительно внутри Духа (Разума), однако. Все близко (родственно) к этому червю и к тем частичкам, из которых он состоит. Может ли быть более великая тайна, чем та, что заключена в этом „Все во всем".
Ученик, конечно, осознает, что примеры (иллюстрации), данные выше, очень несовершенны и не адекватны вследствие того, что они показывают сотворение духовных образов в конечных (человеческих) умах, тогда как Вселенная является творением бесконечного Разума — и разница между этими двумя полюсами разделяет их. И все же это только аспект уровня (дела) — этот же принцип действует — проявляется Принцип соответствия в том и другом: „Как вверху, так внизу; как внизу, так вверху".
И по мере того (по уровню), как человек осознает существование Постоянно Пребывающего Духа близко внутри своего существа, так и он будет подниматься по духовной шкале (лестнице) жизни. Это то, что означает духовное развитие -узнавание, осознание и проявление Духа внутри масс. Постарайтесь запомнить это определение Духовного развития. Оно содержит Истину истинной Религии.
Существует много планов Бытия — множество подпланов жизни — множество уровней существования во Вселенной и все зависит от продвижения Существ по шкале, низшей точкой которой является грубейшая материя, а высшая отделяется тончайшей границей от Духа (Души) Всего. И все движется вперед и вверх вдоль этой „Шкалы Жизни", все находится в движении, все находится в Пути, конец которого — Все.
Весь прогресс является Возвращением Домой.
Все находится в прогрессе Вперед и Вверх, несмотря на кажущееся противоречие наружности. Таково послание Просветленных (Посвященных). Герметические учения, касающиеся процесса духовного сотворения Вселенной, заключаются в том, что в начале Творческого Цикла Все в своем аспекте „бытия" устремляет свое желание к аспекту „становления" и начинается процесс творчества. Учение гласит, что процесс заключается в снижении вибраций до очень низкого уровня энергии вибраций, по достижении этой точки проявляются наиболее низшие возможные формы материи.
Этот процесс получил название стадии инволюции, в которой Все вовлекается или погружается в творчество. Этот процесс, как считают Герметисты, имеет сходство (соответствие) с душевным процессом художника, писателя или изобретателя, которые настолько глубоко погружаются в свое духовное творчество, что почти забывают о своем собственном существовании и в течение некоторого времени почти живут в творчестве. Если бы вместо слова „погруженный" мы пользовались словом „поглощенный", „отвлеченный", вероятно, мы бы дали более яркое выражение нашей идеи. Эта инволюционная стадия творчества заключается в том, что называется „излиянием" в Божественной Энергии. Тогда как эволюционное состояние называется „втягиванием" (впитыванием).
Экстремальный полюс процесса творчества считается максимально удаленным от Всего, тогда как начало эволюционной стадии считается началом обратного движения маятника Ритма — идея прихода домой содержится во всех Герметических учениях.
Учения гласят, что время излияния вибрации становится все ниже и ниже до тех пор, пока не достигается граница, и тогда начинается возвратное движение. Но существует та разница (отличие), что в то время как идет „излияние", Творческие Силы проявляются в сжатом, компактном виде и как целое, тогда как с начала эволюционного состояния, или впитывания, проявляется Закон индивидуализации, то есть тенденция к разделению на Единичные Силы так, чтобы в конечном счете то, что составлено Всем, как не индивидуализированная энергия, возвратилось к своему источнику в виде бесчисленных, высоко развитых Единиц Жизни, поднимаясь выше по шкале путем физической, душевной и духовной эволюции.
Древние Герметисты, описывая процесс ментального сотворения Вселенной в Разуме Всего, пользуются термином „медитация" (замысел, размышление — созерцание), часто используя и термин „проявление" (рассмотрение, изучение, ожидание, предположение). Но, вероятно, имеется в виду работа Божественного Внимания (заботы). „Внимание" — слово латинского происхождения, корень его обозначает „протягивать", „вытягивать" посему действие — внимание — в действительности есть мысленное „вытягивание, протягивание" духовной энергии — такова основная идея, которую мы имеем в виду, когда вникаем в истинное значение термина „внимание".
По Герметическим учениям, касающимся процесса Эволюции, не Все, замыслив начало Творчества — заложив, таким образом, материальные основы Вселенной, продумав до конца ее существование, постоянно (глубоко) просыпается, то есть выходит из состояния „медитации" и при этом начинает проявляться процесс Эволюции на материальных, мысленных и духовных планах — последовательно и по порядку. Так начинается движение вверх — все начинает двигаться к Духу. Материя становится менее грубой. Начинают появляться элементы; формируются соединения, проявляется Жизнь и проявляется во всех более высоких формах; Разум становится более явным — с постоянным повышением вибраций. Короче, весь процесс Эволюции во всех его фазах берет начало и идет в соответствии с установленными Законами процесса „впитывания". Все это занимает вечности человеческого времени; вечность длится миллион лет, но Просветленные утверждают, что все создания, включая эволюцию и инволюцию Вселенной, не более чем мгновение ока Всего.
В конце бесчисленного цикла вечности Все забирает свое Внимание, свой Замысел и Содержание Вселенной, так как Великая работа закончена — и все входит во Все, из которого оно возникло. Но Тайна Тайн — Дух каждой души не уничтожается, а бесконечно развивается — Творение и Творец сливаются. Так говорят Просветленные.
Выше рассмотренные картины „содержания" и последующего „пробуждения от содержания" Всего — не что иное, как попытка Учителя описать Бесконечный процесс конечным примером. И все же — „как внизу* так вверху". Разница только в уровне. И точно так же, как Все пробуждается от созерцания Вселенной, так. и Человек (в свое время) уходит от Материального Плана, уходя все глубже и глубже в Живущий Дух, являющий поистине Божественным Я (Эго).
Есть еще один вопрос, о котором нам хотелось бы поговорить в этом уроке, почти вторгающийся в область Метафизической теории, хотя наша цель — просто показать бесполезность таковой теории. Мы имеем в виду вопрос, несомненно приходящий на ум каждому, кто отважился на поиски Истины. Вопрос: почему Все создает Вселенные? Вопрос может быть задан в любой форме, но вышеуказанная заключает суть его.
Люди упорно бились над его решением — но до сих пор нет ответа достойного. Некоторые воображали, что Все стремилось чего-то достичь этим, но это нелепо, ибо чего могло достичь Все, чем бы оно не обладало. Другие искали ответа в том аспекте, что Все пожелало что-нибудь возлюбить; третьи — что оно творило для удовольствия, либо развлечения, или потому, что оно было „одиноко"; или для того, чтобы проявить свою силу — таковы ребяческие объяснения и идеи, принадлежащие детскому периоду мышления.
Другие стремились объяснить тайну, положив, что Все было „втянуто" в творчество по причине своей врожденной природы, своего „творческого инстинкта". Эта мысль говорит о прогрессе последних, но ее слабость заключается в той мысли, что Все было „втянуто" чем-то внутренним или внешним.
Если его врожденная природа или „творческий инстинкт" вынуждает его что-то совершить, тогда Абсолютом будет „внутренняя природа" или „творческий инстинкт", а не Все, а посему эта часть предположения отпадает. И все же Все творит и проявляется и, кажется, находит некоторое удовольствие, поступая таким образом. И трудно избежать заключения, что на каком-то бесконечном уровне оно должно иметь нечто соответствующее „врожденной природе" или „творческому инстинкту" человека, соответственно с бесконечными страстями и желаниями. Оно не могло бы действовать, если бы оно не желало действовать, и оно бы не жаждало действовать, если бы это не приносило ему при этом удовлетворения. И все это было присуще „врожденной природе" и могло бы быть постулировано в соответствии с Законом соответствия. Но тем не менее мы предпочитаем думать, что Все действует совершенно независимо от какого-либо влияния, как внутреннего, так и внешнего. Задача коренится в трудности, а трудность коренится в самой задаче.
Строго говоря, невозможно говорить о существовании какого-либо повода, какого бы то ни было, по которому могло бы Все действовать, так как повод подразумевает причину, а Все выше причины и следствия, кроме того случая, когда Желания становятся Причиной, а тогда входит в действие Принцип.
Итак, вы видите, что вопрос немыслим так же, как Все -Непознаваемо. Так же, как мы говорим, что Все просто „существует", так же мы должны сказать, что Все действует потому, что оно действует.
Наконец, Все само есть Весь повод, Весь закон. Все -Действие, и можно утверждать достоверно, что Все — свой собственный Повод, свой собственный Закон, свое собственное Действие — даже более того, что Все — Его Повод, Его Действие, Его Закон — являются Одним, являясь лишь названием одного и того же. По мнению тех, кто дает вам эти уроки, ответ скрыт внутри Самого Всего, вместе с Тайной его Бытия. Закон соответствия, по нашему мнению, охватывает лишь тот аспект Всего, который может быть назван Аспектом Становления. Обратная сторона того аспекта — Аспект Бытия, где все законы теряются в Законах, все принципы сливаются с Принципом — и Все, Принцип и Бытие — идентичны, одно и то же. Поэтому Метафизическая теория по этому вопросу — пуста (тщетна). Мы обращаемся здесь к этому вопросу просто, чтобы показать, что мы осознаем этот вопрос, а также нелепость обычных ответов Метафизики и Теологии.
В заключение, нашим ученикам, может быть, интересно будет узнать, что в то время как некоторые из древних и современных Герметических учителей скорее придерживались направления — приложения Принципа соответствия к этому вопросу, в результате чего следовало заключение „врожденной природы" — и в то же время легенды гласят, что Гермес Великий, будучи спрошенным своими продвинутыми учениками, в ответ на этот вопрос плотно сомкнул свои губы, не говоря ни слова, указывая, что нет ответа. Но, кроме того, может, он хотел применить аксиому своей философии, что гласит: „Уста Мудрости кроме как для ушей понимающих", полагая, что даже его передовые ученики не обладают Пониманием, дающим им право на Учение. Во всяком случае, если Гермес обладал
Тайной, он не смог передать ее и постольку, поскольку это касается мира, „Уста Гермеса безмолствуют об этом".
А какой смертный может попытаться учить там где Великий Гермес не решался говорить.
Но помните, каким бы ни был ответ этой задачи если может существовать какой-либо ответ вообще, частица остается в то время как „Все пребывает во Всем", равноистинно что „Все есть во Всем".
Учение подчеркивает это. А мы можем добавить заключительные слова изречения: „К тому, кто истинно понимает эту Истину, пришло Великое Знание".
Читайте в рубрике «Герметические принципы»: |
Tdfilter.ru/catalog/kassetnye-filtry
Купить фильтр кассетный tdfilter.ru/catalog/kassetnye-filtry.
tdfilter.ru