ульт ¬уду и рок-музыка

–ок-музыка –ок-музыка

—в€зь музыки и магии, была известна человеку с незапам€тных времен. —тоит, однако, напомнить, что сама€ древн€€ музыка ассоциировалась с «примитивной» магией шаманов и предшественников герметизма. √ерметическа€ маги€ как традици€, сохранивша€с€ еще с доклассических времен - пифагорейска€ «музыка сфер», - находит отражение в творчестве таких композиторов, как Ѕах и ћоцарт, ¬агнер, ћалер и јрнольд Ўонберг. Ёта традици€, конечно же, была досконально изучена музыковедами. ≈е герметические основы были исследованы и писател€ми, например кубинским романистом и музыковедом јлехо  арперньером. ¬озможно, самой серьезной из всех подобных работ €вл€етс€ книга “омаса ћанна «ƒоктор ‘аустус».

ƒругое дело - попул€рна€ музыка. Ќа самом деле попул€рную музыку, и особенно музыку двадцатого века, охарактеризовать чрезвычайно сложно. —уществует, конечно, множество народных песен - так называемых «Border Ballads», «Child ballads» и других, которые ассоциируютс€ с “омасом –ифмоплетом, - относ€щихс€ к догерметической €зыческой магии. —огласно легенде уже в дев€тнадцатом веке мелоди€ «Danny Boy», также известна€ как «Londonderry Air», была передана сп€щему скрипачу или арфисту волшебным народцем —идхе. –оман «ƒвойник» австралийского писател€ —. ƒж.  оха посв€щен так называемой «волшебной музыке» и ее вли€нию на «возрождение оккультизма» в 1960-х годах.

ѕо большей части, однако, попул€рна€ музыка двадцатого века использует совсем другие источники - по крайней мере в Ѕритании и —оединенных Ўтатах. ¬ определенный период это были частушки, рабочие и дорожные песенки, гимны - «Ѕританские гренадеры» или «Hearts of Oak», «Yankee Doodle», «The Girl I Left Behind Me». ¬ јмерике в середине дев€тнадцатого века по€вились так называемые «западные» баллады, такие как «ƒолина  расной реки» и попул€рные песни —тивена ‘остера. Ёто была музыка - иногда весела€, иногда величественна€, иногда мучительно нав€зчива€ - √ражданской войны в јмерике. » конечно, нельз€ оставить без внимани€ гораздо более попул€рную музыку оперетты - √илберта и —алливана, например, - и мюзик-холлов. ¬ этих произведени€х, далеких от всего, что могло бы сделать их «броскими», не использовались никакие магические приемы, тем более умышленно и обдуманно. ƒа и у сочинивших их композиторов, несомненно, не было таких целей, дл€ достижени€ которых могла бы понадобитьс€ эта маги€.

— изобретением и распространением первого фонографа, а затем и радио попул€рна€ музыка - в том виде, в котором мы знаем ее сегодн€, - достигла своего расцвета. »сключение составл€л лишь джаз, источником большей части которого до 1950-х годов двадцатого века продолжали оставатьс€ мюзик-холлы. ѕопул€рна€ музыка была уделом так называемых шансонье» вроде Ѕинга  росби и ‘рэнка —инатры и в редких случа€х включала несколько магических элементов. — другой стороны, джаз объедин€л эти элементы, и в определенном смысле его можно считать потенциально «взрывоопасным». ќднако во многих отношени€х он оставалс€ изысканной музыкой, признаком «хорошего вкуса», и присутствие магических элементов зачастую компенсировалось его интеллектуальной направленностью. Ќесмотр€ на свою попул€рность, джаз не произвел такого магического эффекта, как рок-н-ролл на последующие поколени€ молодежи. — приходом рок-н-ролла древн€€ св€зь между музыкой и магией была снова восстановлена, в результате чего по€вилась массова€ индустри€, сыгравша€ решающую роль в развитии современной западной культуры. ƒовольно давно было установлено, что рок-музыка уходит корн€ми в основном в негрит€нскую музыку американского юга - религиозные гимны и песнопени€, джаз, блюз, ритм-энд-блюз. ћенее распространенным €вл€етс€ мнение, что все эти музыкальные формы вышли из системы религиозных верований, известной как ¬уду. ≈сли музыка чернокожих американцев - это отец современного рока, то ¬уду - его дедушка.

¬ 1517 году испанский миссионер Ѕартоломео де Ћ ас  асас, преисполненный жалости к индейцам, которые умирали в адских шахтах јнтильских золотых приисков, предложил  арлу V, королю »спании, план ввоза чернокожих работников, чтобы они могли умирать в адских шахтах јнтильских золотых рудников». “аким, согласно ’орхе Ћуи Ѕорхесу, оказалось хваленое милосердие и сочувствие христиан и отношение к возникновению работорговли между јфрикой и недавно открытой јмерикой. ¬ 1518 году первые три раба из «ападной јфрики были проданы недавно колонизированным испанским владени€м в  арибском море. –аботорговл€ - перевозки так называемой «слоновой кости» - быстро стала неверо€тно доходным делом и распространилась на всей территории —еверной и ёжной јмерики. ¬ 1526-м первые рабы были ввезены на территорию, впоследствии названную  онтинентальными —оединенными Ўтатами.

Ћюдей похищали пр€мо из их деревень и насильно перевозили через јтлантический океан; в некоторых случа€х рабов переправл€ли вместе с семь€ми, но по большей части по прибытии в Ќовый —вет они навсегда расставались с родными. ќт старой жизни у рабов не оставалось ничего, кроме религиозных верований и обычаев. Ёти веровани€ были в основном анимистическими, основанными на шаманстве, а боги €вл€лись олицетворением сил природы. ¬се это разительно отличалось от обычаев, которые господствовали в дохристианской ≈вропе. ƒл€ достижени€ состо€ни€ транса, или «одержимости» духами, использовались барабаны, танцы, ритмичные заклинани€, а иногда и наркотики. Ќа €зыке племени фон, который называлс€ «дахоми», дл€ обозначени€ природного божества использовалось слово «вуду».
–елиги€ племени фон пустила в јмерике более глубокие корни, чем религи€ любого другого африканского племени. ѕо мере распространени€ на запад от  арибских островов она вбирала в себ€ - в зависимости от особенностей региона - больше или меньше черт римского католицизма. “акой странный гибрид на  убе - где вли€ние католицизма было наибольшим -получил название «сантери€». Ќа ямайке его называли «обеа», в “ринидаде «шанго», а в Ѕразилии «макумба». —начала на Ѕарбадосе, а затем на √аити он получил название «вуду».

Ќезависимо от степени вли€ни€ христианской церкви все разновидности вуду содержат несколько ключевых элементов, выдающих его африканское происхождение. Ёто музыка, танцы, приношение в жертву домашних животных, например кур, поедание плоти убитого животного и использование его крови в ритуальных цел€х (иногда ее даже пьют). —амым важным из всех элементов, однако, €вл€етс€ достижение состо€ни€ транса, или «одержимости».

¬озможно, самый зачаровывающий из религиозных аспектов вуду - феномен одержимости», когда бог входит в разум одного из верующих и тот становитс€ богом в душе, поступках и речи. Ёто €вление также неотделимо от африканских обычаев, как и от ритуалов культа вуду в западном полушарии.

—тать «одержимым» богом или духом - основна€ задача обр€дов вуду. Ёто знак великого уважени€, свидетельство того, что бог или дух сочтет индивидуума достойным вместилищем или сосудом дл€ своей божественной имманентности.

≈вропейские работорговцы и рабовладельцы были справедливо озабочены существованием культа вуду. ќни считали его единственной силой, способной объединить рабов из одного региона и спровоцировать м€теж. » в самом деле, такие восстани€ не заставили себ€ долго ждать. ѕервый м€теж вспыхнул в 1522 году, меньше чем через четыре года после прибыти€ первых рабов на јмериканский континент. Ќа прот€жении следующих трех веков восстани€ случались достаточно часто, а дл€ их подавлени€ иногда даже требовалось вмешательство регул€рных войск из ≈вропы. ¬ 1804-м, когда Ќаполеон был зан€т войной в ≈вропе и закрыл доступ британскому военному флоту в ¬ест-»ндию, гаит€нские рабы подн€ли восстание против своих французских господ и создали свое собственное государство.

 онечно же, именно √аити в первую очередь ассоциируетс€ с культом вуду. ќднако эта религи€ - под другим именами - пустила прочные корни по всей јмерике. ƒаже когда восстани€ заканчивались поражением, многим рабам удавалось найти прибежище в густых непроходимых лесах и в горах, где белые хоз€ева не могли их найти. ¬ перерывах между бунтами к ним присоедин€лись другие рабы, сбежавшие поодиночке или маленькими группами с тростниковых, табачных и других плантаций. ≈вропейцы в своих поселени€х слышали непрекращающийс€, нервирующий и гипнотический бой барабанов, отбивающих африканские ритмы где-то вдалеке. «ащищенные большими рассто€ни€ми, беглые рабы сумели сохранить не только свои жизни и свободу, но и свою религию. ќни стали хранител€ми общинных племенных традиций и воспоминаний, спаса€ от забвени€ богов и ритуалы своих африканских предков.

  дев€тнадцатому веку английские рабовладельцы наконец-то распознали потенциальную угрозу. Ѕольшинство представителей племени фон были депортированы с Ѕарбадоса и других британских владений и проданы в другие места. ¬ британских колони€х рабам запретили пользоватьс€ барабанами. Ёто преп€тствовало проведению ритуалов, но многие основные ритмы были сохранены благодар€ переложению на другие инструменты - нередко с импровизаци€ми и в сопровождении слов.  ульт вуду был запрещен в британских колони€х —еверной јмерики, но во французских владени€х в Ћуизиане он не встретил серьезных преград. Ќовый ќрлеан вскоре стал не только основным центром североамериканской работорговли, но также и «столицей» культа вуду.   1800 году культ укоренилс€ там окончательно. ¬ том же году французское правительство сделало слабую попытку ограничить его распространение, запретив ввоз рабов с островов  арибского бассейна, где вуду получило наиболее широкое распространение. ќднако в 1803 году Ћуизиана была куплена у Ќаполеона американским правительством и включена в состав —оединенных Ўтатов. Ќовый ќрлеан сразу же наводнилс€ беженцами с √аити и других островов.   1817 году культ вуду получил такое широкое распространение, что городской совет Ќового ќрлеана был вынужден ввести запрет на участие в народных собрани€х чернокожего населени€.

ѕр€мым следствием такого запрета стало то, что узы, св€зывающие музыку вуду с самим культом, постепенно ослабевали, а иногда разрушались совсем. ћузыка, никогда по-насто€щему не забывавша€ о своем религиозном происхождении, мало-помалу приобретала независимость. јфриканские ритмы уже исполн€лись на инструментах «ападной ≈вропы и —оединенных Ўтатов, что привело к по€влению новоорлеанских медных духовых оркестров. “аким образом, по словам одного из комментаторов, «результатом векового созревани€ стало по€вление самых попул€рных в двадцатом веке музыкальных стилей - джаза, блюза, ритм-энд-блюза и рок-н-ролла».

ѕосле прин€ти€ закона об отмене рабства и окончани€ √ражданской войны огромное количество освобожденных рабов переехали на север —оединенных Ўтатов. Ѕольшинство переместилось из Ќового ќрлеана и дельты ћиссисипи вверх по реке к ћемфису и —ент-Ћуису. ћногие двинулись еще дальше на север, в „икаго и ƒетройт. »менно в этих городах в конце дев€тнадцатого века произошло «рождение блюза». ƒо сих пор эти регионы считаютс€ хранител€ми музыки в стиле блюз.

¬озможно, блюз в большей степени, чем остальные жанры негрит€нской музыки, был непосредственным родоначальником рока. » в большей степени, чем другие, блюз сохранил св€зи со своим прародителем, то есть культом вуду. Ёта музыка наполнена метафорами и образами, св€занными с культом, иногда €вными, иногда скрытыми под маской чистоты и невинности. ќна по€вилась после многих лет рабства, и именно благодар€ ей следы вуду в музыке оставались незамеченными ничего не подозревающими белыми хоз€евами. “акие образы-метафоры представл€ли собой некий диалект - что-то вроде «шифра», специального словар€, придуманного угнетенными и преследуемыми людьми дл€ того, чтобы иметь возможность свободно общатьс€, не навлека€ на себ€ гнев власть имущих. “ак, например, в блюзе часто присутствует, причем с откровенно непристойным, но, с другой стороны, совершенно невинным подтекстом, «моджо», амулет вуду, служащий талисманом. „асто встречаетс€ также «ƒжон «авоеватель», растительный талисман, используемый «травником», св€щенником или шаманом вуду, больше известным как «исполнитель непристойных танцев». ¬ конце концов, ћадди ”отерс имеет в виду не только любовные завоевани€, когда поет о вылазке в Ћуизиану в поисках моджо, который работает.

” ћадди ”отерса есть и другие подобные тексты.

ќдин из самых значительных и зловещих образов вуду - перекресток. ќн символизирует врата, ведущие в невидимый мир, мир духов и богов.   этим вратам можно подойти, только произнос€ соответствующие молитвы и взыва€ к помощи сверхъестественных сил. ¬се ритуалы и обр€ды культа вуду начинаютс€ с приветстви€ бога, защищающего перекрестки, и пройти через них значит пройти посв€щение в вуду.

ѕерекрестки часто упоминаютс€ в музыке одного из самых загадочных и мрачных блюзовых певцов, –оберта ƒжонсона. ќказав огромное вли€ние на ћадди ”отерса и многих других музыкантов, записав в период между 1936 и 1937 годами двадцать дев€ть песен, он затем бесследно исчез в возрасте 28 лет. ¬последствии вы€снилось, что он умер в 1938 году от отравленного виски, который подарила ему подружка. —реди других знаменитостей он выдел€лс€ своим необычным образом посв€щенного в культ вуду, нечеловеческой и внушающей страх магической силой, а его виртуозное умение играть на гитаре приписывалось сделке с дь€волом, заключенной «у перекрестка». ≈го «Crossroad Blues» на самом деле €вл€етс€ одним из гимнов вуду. ќн начинаетс€ словами: «я иду на перекресток, падаю на колени…» аждый из последующих куплетов содержит один из образов, используемых в церемони€х вуду. ќт других песен ƒжонсона также веет демонической магией и прокл€ти€ми. ƒаже ћадди ”отерс считал ƒжонсона пугающей и «темной» личностью. ”видев его выступление, ”отерс сказал, что «это действительно опасный человек… и он действительно использовал ту гитару …. я выполз оттуда и сдалс€, потому что это было слишком т€жело. јромат серы, исход€щий от ƒжонсона, мог быть даже сладким и опь€н€ющим, если бы не исходил также от других. »нтересно, что большинство первых блюзовых певцов окружала фаустовска€ атмосфера. ќдин из них, ѕити ”итстроу, называл себ€ «з€тем дь€вола и главным шерифом ада». ƒь€вол и демоническа€ маги€ остаютс€ основными мотивами в блюзе и на сегодн€шний день. “акие песни, как «—импати€ к дь€волу», выполнены в тех же тематических традици€х. Ќельз€ назвать случайным то, что «–оллинг —тоунз» сыграли несколько песен –оберта ƒжонсона и вз€ли название своей группы из одного из произведений ћадди ”отерса.

ѕодобно «–оллинг —тоунз» и другим исполнител€м рока, блюзовые певцы включали в свою музыку элементы шаманских ритуалов, предназначенных дл€ введени€ аудитории в состо€ние истерии. “ак, например, Ѕесси —мит, котора€ начала записыватьс€ в 1925 году, регул€рно вызывала у своих слушателей, как белых, так и черных, - состо€ние, описанное одним из комментаторов как «религиозна€ эйфори€».

ћедленно выход€ на сцену под аккомпанемент стонущих, приглушенных духовых инструментов и монотонной африканской барабанной дроби… она начинала свои странные ритмичные движени€, сопровождающиес€ кричащим, мол€щимс€, стонущим и страдающим голосом… (толпа) впадала в истерику, и из нее неслись полурелигиозные выкрики, исполненные жалости и сострадани€».

“о есть еще тогда можно было увидеть в действии те элементы и приемы, которые будут служить отличительным признаком рок-концертов тридцать п€ть лет спуст€. ƒл€ Ёлвиса ѕресли, ƒжерри Ћи Ћьюиса, дл€ «Ѕиттлз», «–оллинг —тоунз» и тех, кто пришел после них, было просто необходимо «приправл€ть» свои выступлени€ сексуальными непристойност€ми, которые со временем становились все откровеннее. ¬сего этого в сочетании с магической силой полушаманских образов хватало, чтобы заставить девочек-хиппи издавать истошные экстатические крики, а также вызывать чувство сильной тревоги у их родителей - взрослых людей, которые сталкивались с такими помешательствами на примере нацистской √ермании и имперской японии и теперь приход€т в ужас от возрождени€, как им кажетс€, той же темной энергии в их €кобы безопасном послевоенном рационалистическом обществе.

Ѕезумие рок-концертов вызывает страшные воспоминани€ о нюрнбергских сборищах нацистов, но вр€д ли хот€ бы одному комментатору удалось распознать принципы шаманской магии, которые на самом деле были положены в основу обоих событий. —ами исполнители, однако, хорошо понимали, какое психологическое, и даже невротическое, действие оказывают звук, голос, ритм, свет и гипнотические ритуалы на публику. ѕо словам  ейта –ичардса: «ќни бо€тс€ этого ритма. Ёто их возбуждает. » кажда€ звукова€ вибраци€ действует и на теб€. “ы можешь создавать определенные шумы, которые тут же взвинчивают теб€ самого. ѕрактически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставл€ет людей двигать пальцами в своих ботинках».  ак писал ћикки ’арта, барабанщик группы «Grateful Dead», «дума€ о ранних годах рок-н-ролла, € начинаю понимать, почему взрослые были напуганы им.  рики, состо€ние экстаза, истери€ - у этой музыки была сила, не подвластна€ их пониманию».

√овор€ о вли€нии рокмузыки, –.‘. “ейлор заметил: «—ловно старые шаманы отбросили последние остатки маскировки и наконец открыто вышли на сцену». ќн видел в роке специфическую и умышленно магическую реакцию на рационализм и потенциальную разрушительную силу технологии:

ѕодозрение о расточительности и недальновидности современной технологии, несомненно, подтверждалось ее военными приоритетами. ¬озможно, старые маги, давно уже утратившие доверие, оказались в конце концов правы в том, что перед тем, как получить в свое распор€жение огромные силы, не мешало бы набратьс€ ума. »
многим люд€м захотелось магии, а не технологии». »:

«¬переди шла именно молодежь. ѕоколение людей, родившихс€, чтобы узнать, что одна война окончена, но приготовление к следующей в самом разгаре, инстинктивно пот€нулось ко всему альтернативному, к новому «черному искусству». » ответ на все свои вопросы они нашли у шаманов. ќни с головой окунулись в исцел€ющую магию». Ёто не было религиозным движением в традиционном его понимании: они хотели подарить магию именно этому миру. ¬ конечном счете они искали шаманов».

Ёто очень точное описание той охоты за шаманами, которую устроили рок-музыканты. “ак јлтамонт можно рассматривать как шаманский ритуал, которым он и был на самом деле -или скорее стремилс€ быть. » если јлтамонт выдел€лс€ на фоне других обилием насили€ и кровопролити€, то по части силы своих шаманских ритуалов ему нечем было похвастатьс€. » чем глубже рок-музыканты осознавали, какой энергией они могут управл€ть, тем чаще они начинали вести себ€ как насто€щие колдуны. ƒжон Ћеннон, например, четко осознавал, что и публика, и сами «Ѕиттлз» во врем€ концертов находились под вли€нием «божественных и магических сил». «ћне кажетс€, что не мы играем дл€ них, - говорил он, - а они играют нами». » он не испытывал угрызений совести по поводу присвоени€ себе статуса св€того, или даже мессии.  огда в 1981-м его спросили, почему «Ѕиттлз» не соберутс€ снова, он ответил:

«≈сли они не хот€т понимать, что удел «Ѕиттлз» - шестидес€тые, то что, черт подери, мы можем дл€ них сделать? ћы что, должны оп€ть накормить всех страждущих? »ли нам нужно снова пройти по воде - только потому, что кучка идиотов не увидела этого в первый раз или не поверила, когда увидела?»

 роме того, он, как насто€щий шаман, придерживалс€ мнени€, что €вл€етс€ единственным каналом или сосудом дл€ исход€щей отовсюду энергии:

«—ама€ при€тна€ вещь дл€ мен€… это вдохновение, дух… высшее наслаждение -быть одержимым, медиумом. ќбычно это приходит в середине ночи, когда € сижу без дела… причем приход€т сразу и слова, и музыка - как единое целое. я вот думаю: могу ли € сказать, что сам это написал? я не знаю, кто €вл€етс€ насто€щим автором. я просто сижу там и записываю эту чертову песню».

 онечно же, «Ѕиттлз» не были одиноки в своих взгл€дах. ¬ возрасте четырех лет, рассказывал ƒжим ћоррисон из «ƒорз», он проезжал с родител€ми мимо места, где произошла автокатастрофа, в результате которой погиб старый индеец. ѕосле этого ћоррисон убедил себ€, что душа этого индейца завладела им. Ќа сцене, по словам одного из членов группы ћоррисона, происходило следующее:

«Ёто выгл€дело так, будто ƒжим был шаманом, специализирующимс€ на игре на электрогитаре, а мы всего лишь его оркестром, служащим дл€ аккомпанемента. »ногда он не хотел входить в свою роль, и тогда оркестр, продолжа€ играть, мало-помалу начинал заводить его снова. √осподи, € мог буквально пропустить через него электрический ток при помощи своего электрооргана, ƒжон делал это, использу€ свои барабаны. Ќередко можно было увидеть, как ƒжим вздрагивает. ќдин лишь мой аккорд мог заставить его вздрогнуть. » после этого он снова с головой окуналс€ в «ƒорз», по их собственному признанию, «не поддерживали общих настроений любви, мира и братства, установившихс€ на фестивале. ћы представл€ли его теневую сторону». ƒжон ƒенсмор, барабанщик группы, рассказывал, что «концерты превращались в насто€щие ритуальные представлени€», в которых ћоррисон играл роль «верховного колдуна, руковод€щего нами в течение всей церемонии». —ам ћоррисон определ€л выступлени€ «ƒорз» как «очищающий алхимический процесс». ≈сли литератор дев€тнадцатого и двадцатого веков был пр€мым наследником мага эпохи ¬озрождени€, то рок-певец ассоциируетс€ с еще более попул€рной и не менее противоречивой фигурой ‘ауста. ярким примером тому могут служить Ёлвис ѕресли, ƒжим ћоррисон, ƒжимми ’ендрикс, ƒженис ƒжоплин и многие другие менее известные исполнители. Ќеобузданна€ энерги€, непреодолима€ т€га к экспериментам и открыти€м, приобретающа€ в итоге самоубийственный характер, - все это совпадает с традиционными представлени€ми о ‘аусте. Ёто относитс€ и к тем, кто выжил, кто прошел путь ‘ауста почти до конца, но все же смог вернутьс€, например Ѕобу ƒилану, Ёрику  лэптону,  рису  ристоферсону, ћики ƒжаггеру и другим музыкантам «–оллинг —тоунз».

ћузыка, которую использовали рок-музыканты - пришедша€ при помощи блюза из вуду, - по сути своей €вл€лась элементом шаманской магии. ѕодобно культу вуду и магии еретиков ≈вропы в эпоху раннего —редневековь€, она была очень примитивна. ¬ сущности, ее можно рассматривать как разновидность догерметической магии. ќна не способствовала интеграции и синтезу, которые характерны дл€ герметизма. ќна не пропагандировала превосходство личности, отдава€ предпочтение скорее «стадным инстинктам». ќна не столько просветл€ла, сколько затемн€ла сознание. ¬ определенной степени она даже содержала элементы, которые можно было видеть в действии на фашистских сборищах в Ќюрнберге.

Ќо даже следу€ по пути ‘ауста, многие рок-музыканты становились более образованными, более искушенными и приближались к таким поэтам, как Ѕодлер и –ембо. ¬ дальнейшем они пошли по пути той или иной разновидности герметического синтеза. Ѕоб ƒилан, например, соединил в своих композици€х огромное количество музыкальных жанров, таких как рок и фольклорна€ музыка.  олдовские гипнотические ритмы сочетаютс€ у него с ослепительными сюрреалистическими образами и интеллектуальным содержанием, созданными дл€ того, чтобы пробуждать сознание, а не безумную эйфорию.  ак только Ѕиттлз» переходили со сцены в студию, они тут же отбрасывали инфантильные тексты и начинали смешивать музыкальные жанры, чтобы вызвать нечто большее, чем простую истерию у девочек-подростков, - они начинали творить на €зыке «космической магии» и «космической гармонии». —леду€ по стопам таких блюзовых певцов, как –оберт ƒжонсон,  ристоферсон столкнулс€ лицом к лицу с «дь€волом». Ќо «дь€вол»  ристоферсона был во всех отношени€х фигурой более сложной и искушенной, чем тот же герой ƒжонсона, скорее близкий к Ћюциферу Ѕлейка или ћефистофелю √ете. » когда противосто€ние закончилось, он сказал, что хот€ он и не преуспел в битве с дь€волом, но все же выпил свое виски и украл свою песню. ¬озможно, ƒжимми ’ендрикс прожил жизнь, похожую на жизнь ‘ауста, и, будучи отчасти индейцем черокки, он чувствовал природную т€гу к «примитивному» шаманизму. Ќо его музыкальные идеи по сути своей были герметическими. «ќн писал музыку, котора€ производила эффект, похожий на действие психоделических наркотиков, сочин€л звуки, которые могли на самом деле изменить сознание и „открыть люд€м глаза на космические силы"… ќн открыто интересовалс€ возможностью трансл€ции звуков гитары на огромные рассто€ни€, чтобы воздействовать на всех, наход€щихс€ на пути их следовани€». ѕо словам ћоники ƒеннеман, его последней подруги, ’ендрикс стремилс€ «создавать чистую, позитивную, гармоничную музыку. —илой своей музыки он пыталс€ внести фундаментальные изменени€ в разум людей»406 ц далее: «ƒжимми верил, что музыка - это маги€… сверхъестественна€ сила… она действовала как магическа€ наука: ритм мог быть гипнотическим - вводить слушател€ в состо€ние, похожее на транс … »

’ендрикс старалс€ сочин€ть музыку, способную «лечить человеческое сознание и заставл€ть людей делать что-то, чтобы изменить этот мир к лучшему». ќн верил, что кто-нибудь сможет «писать музыку настолько совершенную, что она будет проходить через вас как излучение, несущее абсолютное исцеление». ¬от что говорил сам ’ендрикс: «Ёто больше, чем музыка. Ёто как исповедь, как источник жизни дл€ потер€нных людей. ћы делаем музыку дл€ нового вида Ѕиблии - Ѕиблии, которую вы всегда можете носить в своем сердце»408. Ќезадолго до своей смерти он за€вил, что «работает над тем, чтобы музыка стала завершенной магической наукой, несущей в мир исключительно позитивную энергию… ».

ѕереход от шаманской к герметической магии не был четко обозначен. ѕо этой причине различи€ часто не были заметны даже дл€ самих певцов и музыкантов, не говор€ уже об их фанатах. ƒо сих пор эти различи€ остаютс€ едва различимыми - особенно в современной поп-музыке, в которой используютс€ и те и другие приемы, причем нередко одними и теми же исполнител€ми. ќднако некоторые комментаторы все же заметили это развитие:

«ѕредположение, что музыка может вызывать у человека состо€ние измененного сознани€, дл€ исполнителей рок-н-ролла не нуждаетс€ в по€снени€х. ¬се они хорошо знакомы с состо€нием, похожим на транс, в которое некоторые из их самых преданных фанатов могут войти самосто€тельно. “ак почему же таким же способом нельз€ вызвать состо€ние умиротворенности, моменты озарени€ и вспышки радости? –азве не может рок-н-ролл принести исцеление и гармонию, всего лишь подобрав правильные ноты?»

“от же комментатор ответил на эти вопросы, опира€сь на принципы герметизма, правда, не произнос€ этого термина:

«Ѕолее важной дл€ музыкантов была теори€ о том, что музыке присущи целебные свойства. ¬ древние времена, как уже говорилось, люди знали, что результатом действи€ музыкальных формул может быть физическое выздоровление или всеобща€ гармони€. ћузыкантам тех далеких времен не нужно было петь о проблемах - они могли решать их при помощи своей музыки. ќни могли стать докторами, хирургами, св€щенниками, психологами и политиками, и все это при помощи своих инструментов».

ћногие музыкальные жанры, по крайней мере попул€рна€ музыка, развиваютс€ по этому по существу герметическому пути. Ќапример, многие ирландские группы в стремлении к миру и примирению объединили в своей музыке €зыческую магию «волшебных мелодий» с мистическим герметизмом. ѕриведем еще один пример: ¬ан ћоррисон воспринимал музыку как исцел€ющую магию в традиционном герметическом понимании. »сполненный своим чувством духовности, ћоррисон объ€вил основной целью своей музыки «быть идеальной, чтобы вызывать состо€ние медитации и экстаза, заставл€€ при этом людей думать».

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
√ерметизм сегодн€

„итайте в рубрике «√ерметизм сегодн€»:

 ульт ¬уду и рок-музыка
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам