–еклама и манипул€ци€

–еклама и манипул€ци€ –еклама и манипул€ци€

ѕриемы «промывани€ мозгов» и контрол€ над сознанием, которые стали известны после  орейской войны, нашли себе применение не только в разведке. ќни с энтузиазмом вз€ты на вооружение рекламой. –екламодател€м п€тидес€тых годов, «бросающим вызов новому миру», психологи€ говорила о неограниченных перспективах, которые сулило использование скрытой манипул€ции. “ака€ манипул€ци€ рассматривалась как ключ к посто€нно растущему успеху. ќна могла быть использована дл€ того, чтобы вызвать у людей практически непрерывную т€гу к потреблению. Ёто, в свою очередь, оправдывало бы и поддерживало непрерывный процесс производства. –аньше объем производства, как правило, в большей или меньшей степени определ€лс€ потребност€ми. ѕсихологическа€ манипул€ци€ предложила способы увеличени€ потребностей и таким образом открыла поистине безграничные возможности дл€ производства. ¬с€кое увеличение покупательской способности потребител€ могло быть направлено на создание новых потребностей, и эти потребности, в свою очередь, формировали бы необходимость производства.

  середине п€тидес€тых годов двадцатого века конформизм, и особенно в —Ўј, стал фундаментом дл€ строительства нового, необыкновенно процветающего общества. » «простой человек», одетый в костюм из серой шерст€ной фланели, стал основным объектом внимани€ производителей и рекламодателей, на который они направл€ли все свои ресурсы, основанные на психологии и психологической манипул€ции.  орпорации начали использовать психологические технологии не только в отношении потребителей, но и своих собственных работников. ѕсихологические тесты и профилирование приобретали все большую попул€рность как способы обеспечени€ «соответстви€ стандартам» и согласованной работы.

ћысль о коварности этих нововведений преследовала самые проницательные умы того времени. ƒве книги конца п€тидес€тых, «—крытые увещеватели» (1957) ¬енса ѕаккарда и ќбщество изобили€» (1958) ƒжона  еннета √элбрайта, пытались положить конец происход€щему.

ѕаккард, например, показал, что американска€ экономика последовательно укрепл€лась начина€ с 1940 года. ¬ середине 40-х годов многие начали бо€тьс€, что развитие может пойти на спад.   этому времени большинство американцев уже приобрели радиоприемники, телевизоры, холодильники, автомобили, стиральные машины и многие другие продукты современных технологий. ј это значило, что потребител€ так или иначе нужно заставить покупать новые товары или посто€нно совершенствующиес€ версии старых. ќдним из таких способов стал выпуск быстро выход€щей из стро€ продукции, то есть товаров со специально заниженным сроком службы. јмериканские машины, сошедшие с конвейера в этот период, были рассчитаны на эксплуатацию в течение приблизительно 3 лет, или на пробег 60 тыс€ч миль. ѕосле окончани€ этого срока встроенный механизм саморазрушени€ приходил в действие и машина начинала разваливатьс€. ѕри этом цена ремонта была такой, что приобретение нового автомобил€ оказывалось более выгодным.

 роме того, как заметил ѕаккард, было введено пон€тие «морального износа». ¬ соответствии с этим принципом дизайн продукции сильно измен€лс€ каждые несколько лет, что заставл€ло владельцев предыдущих моделей чувствовать себ€ старомодными и несовременными. Ћюди посто€нно стремились «не отставать от соседей», и обладание автомобилем, возраст которого превышал 3 года, даже если он находилс€ в хорошем состо€нии, было равносильно признанию в своих финансовых трудност€х. ¬ ¬еликобритании дизайн не мен€лс€ так часто, однако механизмы совершенствовались только дл€ создани€ стимула к новым приобретени€м. Ќапример, возраст автомобил€ был указан на номерном знаке, и во врем€ ежегодных августовских продаж люди стремились купить машину с самой последней датой выпуска. “аким образом, и в —оединенных Ўтатах, и в ¬еликобритании возможность щегол€ть «новизной» приобретенных товаров сделала преуспевающих людей тщеславными, а тех, кто не мог держатьс€ на уровне, заставила чувствовать себ€ униженными и оскорбленными.

“акие рекламные приемы повлекли за собой то, что ѕаккард называл «созданием неудовлетворенности». ѕри помощи все более изощренных приемов психологии и силы внушени€ были изучены примитивные желани€, потребности и побуждени€ людей - на предмет вы€влени€ слабых мест. ќднажды вы€вленные и распознанные, эти желани€, побуждени€ и потребности - в уважении, в безопасности, в самосовершенствовании, в справедливости - были либо бездарно, либо с умом использованы. Ќекоторые специфические желани€, потребности и стремлени€ выдел€лись особо - такие, как чувство вины, тревоги, враждебность и старомодность. ѕаккард заметил, что «производители зубных паст удвоили объем продаж за несколько лет» в основном благодар€ тому, что «заставили множество людей испытывать беспокойство по поводу чистоты своих зубов». „увство вины на практике было использовано одной компанией, котора€ предлагала свою продукцию «тем, кто не имел возможности чистить зубы после каждого приема пищи». ќсвобождение от чувства вины, подаренное этой компанией, дало ей шанс обогнать всех конкурентов.  ак отметил ѕаккард, поддержива€ в люд€х сильное чувство беспокойства, рекламодатели смогли продавать очень специфичную продукцию, котора€ создавала иллюзию эмоциональной безопасности.  ороче говор€, «јмерика быстро развивалась благодар€ систематическому «созданию неудовлетворенности».

 нига √элбрайта имела скорее экономическую, нежели психологическую направленность. ќднако его заключени€ совпадали с выводами ѕаккарда. —овременна€ экономика, утверждает он, в большей степени создает потребности, чем стремитс€ их удовлетворить. ѕроизводство зависит от просчитанного создани€ потребностей, причем «потребности создает… культура, котора€ придает потреблению огромное социальное значение». ƒругими словами, потребление как таковое и возможность щегол€ть им составл€ют символ статуса. » такое потребление, как указал √элбрайт, может быть отнесено к пуританской рабочей этике, котора€ как в Ѕритании, так и в —оединенных Ўтатах лежит в основе коммерческого и промышленного развити€. —огласно этой этике, Ѕог награждает за т€желую работу. ѕроцветание может рассматриватьс€ как признак благосклонности Ѕога, как печать его одобрени€, и преуспевающий человек приравниваетс€ к добродетельному человеку. —обственность €вл€етс€ внешним про€влением успеха. Ёто не только символ статуса, но также признак добродетели.

Ёта логика настолько укоренилась в западном обществе, что воспринималась как нечто само собой разумеющеес€, и немногие люди даже осознавали это. «начит, ее можно было легко применить на практике. ”довлетвор€€ желание людей засвидетельствовать свой успех, производители могли предложить «детально проработанную и искусную защиту важности производства». –езультатом, как писал √элбрайт, €вилась «сильна€ и очень заметна€ тенденци€ современной экономической системы создавать и развивать потребности, которые она же и удовлетвор€ет». ¬ конечном счете, производство «лишь заполн€ет пустоту, которую само же и создает», и основна€ задача рекламы - «формировать потребности - делать частью нашей жизни желани€, которых раньше не существовало».

ќба писател€ повергли в см€тение всю рекламную индустрию. «амешательство еще больше усилилось, когда были обнародованы некоторые из приемов, используемых в рекламе. —реди самых коварных и манипул€ционных техник, которые описал ѕаккард, было «подсознательное послание». ќно может быть звуковым, визуальным или и тем и другим одновременно. ¬ звуковой форме послание пр€четс€ в совершенно безобидной звуковой дорожке - призыв, например, или предупреждение, прикрытое музыкой или речитативом, или закодированное на частоте, недоступной человеческому уху. ¬изуальна€ форма посланий состоит из картинки или надписи на экране, ненадолго по€вл€ющейс€ через одинаковые промежутки времени на прот€жении всего фильма, причем промежутки эти настолько малы, что картинка не воспринимаетс€ глазом. ¬ обоих случа€х послание передаетс€ на подсознательном уровне, и необходимый эффект достигаетс€ за счет гипнотического внушени€.

–азоблачени€, касающиес€ подсознательного послани€, повлекли за собой огромный скандал.  огда обнаружилось, что рекламодатели примен€ют эту технику в кинотеатрах, на радио и телевидении, публика в отвращении отшатнулась от них. ѕодсознательное послание ассоциировалось с формой «промывани€ мозгов», и газеты заговорили о новой угрозе неприкосновенности человеческого разума». „тобы хоть как-то см€гчить этот удар, Ќациональна€ ассоциаци€ телевидени€ и радиовещани€ в —оединенных Ўтатах согласилась запретить все подсознательные послани€. јналогичный запрет был одобрен профессиональным собранием представителей рекламных агентств ¬еликобритании. ќднако радиостанции и телеканалы, не вход€щие в Ќациональную ассоциацию, не признавали никаких ограничений -так же как и рекламные агентства ¬еликобритании, которые не были членами профессиональной ассоциации, представл€ющей отрасль. » ни в одной стране мира така€ техника не была законодательно запрещена.

“рудно предположить, как долго подсознательные послани€ при помощи контролируемых правительством средств массовой информации использовались в политических цел€х авторитарными режимами - правыми военными диктаторами јргентины и „или в 1970-х и 80-х годах, старым режимом апартеида в ёжной јфрике, —оветским —оюзом и государствами бывшего восточного блока. “рудно представить, как долго эта техника еще будет примен€тьс€ - правительственными структурами, разведкой, правоохранительными органами.

ƒаже если подсознательные послани€ будут запрещены на радио, телевидении и в кинотеатрах в развитых странах «апада, они все равно будут примен€тьс€ в других сферах. ¬ звуковой форме, например, они используютс€ в универмагах и розничных магазинах дл€ пресечени€ воровства, и, возможно - так как никто точно этого не знает, - дл€ продвижени€ того или иного продукта. ¬ 1973 году американский профессор, специалист в области св€зи и информации, ¬ильсон Ѕрайан  и, утверждал, что обнаружил как минимум тринадцать компаний, в том числе автомобильных дилеров, универмаги и супермаркеты, которые примен€ли подсознательные послани€. ќдна из сетей розничных магазинов объ€вила о снижении количества краж на 37 процентов после начала трансл€ции подсознательного сообщени€, содержащего предупреждение. ¬ то же врем€ периодически звучали гневные протесты по поводу использовани€ таких сообщений в эстрадной музыке и клипах. ѕозже послани€ были найдены в детских компьютерных играх. “ак, сообщени€ вроде «€ могу делать то, что хочу» или «€ свободен» внедр€лись в наиболее часто прослушиваемую музыку. Ќа любые возражени€ производители такого рода продукции отвечали, что эти сообщени€ формируют у людей ощущение благополучи€.

ѕод давлением общественного мнени€ и под угрозой уголовной ответственности большинство рекламодателей на сегодн€шний день отказались, хот€ и неохотно, от подсознательного внушени€. ќднако они не оставили без внимани€ другие приемы манипул€ции. ‘рейд, ёнг и другие пионеры научной психологии, например, изучили вли€ние на психику такого древнего, известного еще √ермесу €влени€, как символ. ѕробужденный этими исследовани€ми, психологический символизм открыл новые горизонты дл€ рекламодателей. —имволы работали благодар€ ассоциаци€м, которые устанавливали ассоциативные св€зи между абсолютно разными €влени€ми. —пособность символов налаживать ассоциативные св€зи была направлена рекламодател€ми на укрепление силы внушени€.

—ексуальный символизм, особенно его груба€ и примитивна€ форма, предложенна€ ‘рейдом, очень долго была предметом насмешек; однако рекламодатели продолжают его эксплуатировать, причем довольно успешно. »спользование такого символизма производител€ми автомобилей, например, долго оставалось своего рода клише. —ейчас большинство грамотных людей знают о ложности пропагандируемой рекламой св€зи между автомобилем и сексуальной потенцией или привлекательностью.

—имволы, используемые в рекламе дл€ манипул€ции сознанием, разумеетс€, нос€т не только сексуальный характер. ќни могут также примен€тьс€ дл€ установлени€ св€зи между безопасностью, комфортом, здоровьем, долголетием, производительностью труда, умственными способност€ми и многими другими вещами. —имволизм может использоватьс€ и дл€ того чтобы заставить людей чувствовать недостаток чего-то, о чем говорилось выше, создава€ таким образом потребности, которые обещает удовлетворить рекламодатель. ¬ таком случае вам в виде подтекста внушаетс€, что если вы не сможете обеспечить себ€ рекламируемой продукцией, то это повлечет за собой потерю здоровь€, успеха у противоположного пола, привлекательности, что вы перестанете быть стильным и модным, наберете лишние килограммы или, наоборот, чересчур похудеете, станете невежественным или отстанете от жизни, обеднеете, станете беззащитным - в общем, почувствуете себ€ неполноценным человеком. » мы охотно позвол€ем убедить себ€ в необходимости каких-то ненужных и бессмысленных вещей. “ак, на прот€жении шести тыс€ч лет мы обходились без цветной туалетной бумаги, а сейчас нас убеждают в том, что современна€ жизнь без нее невозможна. ѕодсознательные сообщени€ и символы - это лишь две из множества технологий, примен€емых рекламодател€ми дл€ манипул€ции людьми. ¬ последние годы, например, многие рекламодатели признали, хот€ и неохотно, недовольство общественности «нав€зыванием» продукции и грубым, непристойным символизмом. » на смену таким рекламным продуктам пришли сюжеты, которые старались вас просветить, рассмешить, удивить новыми спецэффектами и даже самокритикой и пароди€ми. Ќекоторые из рекламных роликов получились действительно занимательными и забавными. Ќо даже они содержали манипулирующий подтекст: «¬ы видите? ћы не пытаемс€ давить на вас. ћы всего лишь стараемс€ вас развлечь и рассмешить. » если у нас получитс€, то вы можете выразить свою благодарность приобретением нашей продукции». “акой прием можно отнести к одной из форм эмоционального шантажа или ненав€зчивого принуждени€. Ќо, как считают рекламодатели, эта форма не особенно эффективна. —татистические исследовани€ неоднократно показывали, что чем реклама интересней и оригинальней, тем меньше люди обращают внимание на предлагаемый продукт.

ћузыка представл€ет собой другую рекламную технику, св€занную с манипул€цией. —омнительно, конечно, что полвека назад рекламодатели были достаточно образованны, чтобы знать о традиционной св€зи между музыкой и магией. ќни, однако, сразу обратили внимание, что €рка€ запоминающа€с€ мелоди€ имеет свойство задерживатьс€ в голове на длительное врем€. “ак, производители пепси-колы в сороковых годах прошлого века пустили в эфир радиостанций того времени первую коммерческую песню «ѕепси-кола - это то, что надо…». ƒругие рекламодатели поспешили вз€ть на вооружение новую технологию. —о временем многие мелодии стали ассоциироватьс€ с различными товарами, подобно вагнеровским лейтмотивам. ¬скоре потребители были просто завалены глупыми рекламными песенками. » многие рекламодатели оказались неспособны увидеть грань, где заканчиваетс€ неброское очарование и начинает возникать рефлекторное отвращение.

Ќекоторые песенки могут произвести поистине пагубный эффект - причем когда-нибудь это приведет к судебному процессу в защиту потока сознани€ от загр€знени€. Ёкологии психики они нанос€т не меньший урон, чем токсичные отходы экологии «емли. Ќапример, в 1960-х годах одним из наиболее интенсивно рекламируемых продуктов на американском телевидении была марка сигарет «—алем», особенно модный в то врем€ ментоловый сорт. ѕродаваемые в бело-зеленой упаковке, €кобы несущие свежесть снега и ментола, сигареты «—алем» рекламировались при помощи особой песенки-заклинани€. »сполн€л песенку мелодичный женский голос, и в ней были искусно расставлены интонации и паузы.

—о всеми своими паузами и звоном песенка прокручивалась дважды в сопровождении видеоролика, изображающего идиллическую картину: русло бурл€щей реки, шумный водопад, прозрачное небо, зеленые деревь€ и блест€щий кабриолет, сто€щий на плюшевом ковре только что подстриженного газона. Ќа этом пасторальном фоне развлекалась молода€ симпатична€ парочка, котора€, вт€гива€ похожий на зефир, одурманивающий дым сигарет «—алем», задумчиво смотрела на небо с лицами, выражающими экстаз, сравнимый разве что с оргазмом. ¬ перерыве между исполнением песенки звучный мужской голос с восторгом перечисл€л достоинства сигарет. ¬ конце рекламного ролика песенка звучала еще раз. ¬ этом случае, однако, она была сокращена и заканчивалась звен€щим звуком. ќкончание фразы опускалось. » в конце дн€ зритель, у которого уже выработалс€ рефлекс - почти по физиологу »вану ѕавлову, - автоматически продолжал незаконченную фразу. ѕропущенный фрагмент песенки снова и снова прокручивалс€ в сознании отдельного человека, влеза€ в другие мысли, меша€ сосредоточитьс€, оттесн€€ куда более достойную музыку. ќднако этот рекламный ролик оказалс€ настолько агрессивным, что произвел пр€мо противоположный эффект. ћногие американские студенты, например, отомстили за такое бесцеремонное вторжение в их мысли, сознательно бойкотиру€ марку «—алем».

Ќо даже если «загр€знение потока сознани€» сделают основанием дл€ судебного преследовани€, останетс€ еще немало столь же, если не более, жестоких преступлений, в которых виновата реклама. ¬озможно, самым т€жким среди них €вл€етс€ то, что можно назвать - риску€ показатьс€ сентенциозным - «незаконным использованием и искажением культурного наследи€». ¬ рекламе очень часто можно услышать фрагменты классической музыки, котора€ безнаказанно эксплуатируетс€ рекламодател€ми. ∆ивые композиторы, конечно, защищены законом об авторских правах. Ќо кто защитит музыку ѕерселла и √ендел€, Ѕаха и ћоцарта, Ѕетховена и ¬агнера, ƒебюсси и ћалера? »х музыка - некоторые произведени€ уже были созданы авторами в соответствии с принципами традиционной магии - исключает честную игру; и эти магические свойства служат низким цел€м и растрачиваютс€ на недостойные вещи.

¬ течение многих лет одной из самых распространенных реклам, которую посто€нно можно было услышать на радио и телевидении, была реклама известной марки собачьего корма. ¬ качестве мелодии был выбран вальс «√олубой ƒунай» Ўтрауса, причем музыку сопровождал собачий лай. — одной стороны, это настолько глупо, что кажетс€ смешным. Ќо стоит заметить, что «√олубой ƒунай» далеко не шедевр западной музыки. ¬ сравнении с произведени€ми ћоцарта и Ѕетховена он находитс€ на том же уровне, как, скажем, один из рассказов ”илки  оллинза на фоне творений “олстого или ƒостоевского. ќднако «√олубой ƒунай» до сих пор остаетс€ очень известной и гор€чо любимой частью нашего музыкального наследи€. » даже если этот вальс не достоин включени€ в пантеон величайших произведений искусства, он не заслуживает того, чтобы быть дискредитированным дл€ последующих поколений слушателей. Ќо пока - к сожалению - именно так складываетс€ судьба этого произведени€.

¬зрослые люди, конечно же, узнают мелодию, и, возможно, улыбнутс€ - хот€ скорее поморщатс€ - тому, какое ей нашли применение. Ќо если музыка и не была загублена дл€ них, то дл€ последующих поколений она безвозвратно утер€на. ¬ услови€х господства радио, телевидени€ и развити€ потребительского общества дети услышат «√олубой ƒунай» в рекламе корма дл€ собак задолго до того, как познаком€тс€ с насто€щей историей этого произведени€ -если это когда-нибудь произойдет вообще. » до конца жизни эта мелоди€ будет ассоциироватьс€ у них с кормом дл€ собак. “ака€ судьба постигла не только творение Ўтрауса. ¬ насто€щее врем€ в јнглии продаетс€ как минимум два компакт-диска, содержащих только классическую музыку, котора€ использовалась в рекламе.

–еакци€ потребител€: переключение каналов

Ќесмотр€ на все приемы, св€занные с манипул€цией сознанием, рекламодатели не всегда получали именно то, что хотели. ¬ 1960-х образованное послевоенное поколение про€вл€ло все большую нетерпимость к самым вопиющим нарушени€м своих прав. –астущее недоверие к прав€щей верхушке положило начало кампани€м, направленным против автомобильной промышленности, и дало толчок к развитию организаций по защите прав потребител€. ѕротивники войны во ¬ьетнаме открыто выражали недовольство военно-промышленным

комплексом и даже организовали выступлени€ против некоторых фирм, таких как «ƒоу  емикл», производ€щих ингредиенты дл€ напалма. Ёта реакци€ коснулась и рекламодателей. ѕод давлением общественного мнени€ рекламодател€м пришлось сформировать органы самоуправлени€, а правительственные органы начали вводить некоторые ограничени€. –еклама определенных товаров - таких как табак и алкоголь - была запрещена во многих област€х рекламного рынка.

ќднако проводимый в 1960-х и 70-х годах строгий контроль рекламного рынка касалс€ в основном проблемы правды и вкуса, а не приемов манипул€ции. –екламодатели могли быть наказаны за ложные или нелепые за€влени€, за нарушение правил этикета, но не за приемы, позвол€ющие управл€ть человеческим сознанием. ¬ докладе ёЌ≈— ќ 1980 года утверждалось, что реклама ставит своей целью преувеличение материальных выгод

потреблени€364 и что она виновна в упрощении реальных ситуаций и низведении их до стереотипов, в эксплуатации тревоги и в манипул€ции365. ƒругие исследовани€, также проводившиес€ в 1980-х годах, обнаружили пагубное вли€ние манипул€ционной рекламы на детей, которые оказались особенно у€звимыми дл€ внушени€366. Ћишь по прошествии продолжительного времени рекламодателей вынудили защищатьс€. Ќа все обвинени€ они отвечали тем, что ссылались на отсутствие каких-либо научных данных, утвержда€, что вс€ критика в их адрес необоснованна. ќни за€вл€ли, что «свобода слова» в рекламе должна быть такой же неприкосновенной, как в политике, религии и искусстве367. ”тверждалось, что любой товар, который может быть легально продан, может также легально рекламироватьс€, причем любыми методами, какие производитель и рекламодатель сочтут приемлемыми.

¬ насто€щее врем€ вопрос ввода ограничений в рекламе так и осталс€ открытым, и сложившуюс€ ситуацию иначе как тупиковой не назовешь. Ќесомненно, сегодн€ могут быть запрещены и опасные технологии, такие как подсознательное послание (двадцать п€тый кадр), и реклама опасной дл€ здоровь€ продукции (алкоголь, табак). –екламодателей даже могут призвать к ответу за обман или бестактность. ќднако необычайно сложно запретить в законодательном пор€дке некоторые более тонкие формы манипул€ции: использование символизма, эмоционального шантажа, вымогательства или неоправданное музыкальное сопровождение.

ќднако если рекламодатели смогут по-прежнему обходить законные ограничени€, то у них на пути станет куда более серьезное преп€тствие - апати€ и посто€нно растущий скептицизм потребител€. Ёта проблема стала очевидна еще в 1952 году, когда глава департамента водоснабжени€ в городе “олидо штат ќгайо, сделал потр€сающее открытие. ќн заметил, что во врем€ трансл€ции попул€рной телепередачи в течение коротких промежутков времени имеет место резкое падение давлени€ в системе городского водоснабжени€. Ёти промежутки, как оказалось, соответствовали перерывам на рекламу. ¬скоре причина этого загадочного €влени€ стала совершенно очевидной. ƒовольно большое число жителей “олидо одновременно спускали воду в туалете, про€вл€€ абсолютное безразличие ко всем попыткам рекламы продвинуть на рынке какую-то продукцию. ƒругими словами, основным достижением рекламодателей €вилось то, что они освободили люд€м врем€ дл€ домашних дел. ƒл€ серьезных рекламодателей, способных трезво смотреть на вещи, это открытие было достаточно унизительным - даже несмотр€ на то, что зрители Ѕи-би-си с переполненными мочевыми пузыр€ми жаждали этого небольшого перерыва, предоставл€емого коммерческим телевидением.

Ѕезразличие людей повлекло за собой неразрешимые проблемы дл€ рекламной индустрии, особенно на телевидении. —огласно данным журнала «Ќыосуик» за 1980 год, только 22 процента аудитории любой телепрограммы утруждают себ€ просмотром рекламы. ¬ 1983-м кто-то из руководителей бизнеса подсчитал, что из 16 миллиардов ежегодных затрат на
телерекламу более б миллиардов «идут на рекламу дл€ пустых комнат»369. », конечно, рекламодатели сами все врем€ создают себе проблемы, транслиру€ поздно вечером дл€ взрослой аудитории ролики, рассчитанные на интеллект п€тилетнего ребенка, или упр€мо повтор€€ рекламу, чей срок годности истек несколько мес€цев или даже лет назад. Ёто может превратить даже самую гениальную и новаторскую рекламу в нечто, вызывающее рефлекторное отвращение. “еоретически массированна€ атака должна действовать как нека€ форма психологической обработки. ќднако на практике она только настраивает людей против себ€ или даже заставл€ет их намеренно себ€ бойкотировать. “акой же эффект производ€т инфантильные приемы, до сих пор засор€ющие телеэкран, - какофони€ звуков, глупые лица и пронзительные голоса, воп€щие на большой громкости.

ѕриход на смену старым телевизорам аппаратов с дистанционным управлением повлек за собой новую угрозу дл€ рекламной индустрии. Ёто было €вление, известное как, заппинг, -привычка выключать звук или, того хуже, переключатьс€ на другие каналы во врем€ рекламы. »зучение среднестатистической нью-йоркской семьи показало, что зрители склонны переключать каналы каждые 3 минуты 42 секунды, и поскольку они могут сделать это в любой момент, мелькание каналов учащаетс€ во врем€ рекламы3 70.“аким образом, из-за заппинга рекламодатели столкнулись с еще одной серьезной проблемой - многие люди не только игнорировали плоды их усилий, но активно и сознательно избегали их. ¬ 1980-х годах положение еще более усугубила растуща€ попул€рность видеомагнитофонов.   всеобщему огорчению рекламодателей, зрители стали записывать программы, а затем во врем€ просмотра проматывать рекламу.

Ёта вопиюща€ несправедливость стала на сто€щей головной болью дл€ рекламной индустрии, котора€ была об€зана оправдывать немалую стоимость своих услуг. ¬ результате посыпались серьезные предложени€, начина€ от совершенно неверо€тных и заканчива€ откровенно неприличными. Ќапример, предлагалось заставить все американские телекомпании синхронизировать свои рекламные паузы, чтобы зритель все врем€ натыкалс€ на рекламу независимо от того, на какой канал переключил свой телеприемник. “акже выдвигались идеи сократить длительность рекламных роликов до одной или двух секунд, что дало бы возможность повтор€ть их «каждую минуту или около того». “акие рекламы «прокручивались бы так быстро и часто, что зрители не знали бы, когда переключать канал». –азумеетс€, все это похоже на манипул€цию посредством подсознательных посланий. ≈динственна€ разница состо€ла в том, что манипул€ци€ переставала быть подсознательной.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
√ерметизм сегодн€

„итайте в рубрике «√ерметизм сегодн€»:

–еклама и манипул€ци€
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам