ѕолитические манипул€ции

ѕолитические манипул€ции ѕолитические манипул€ции

ѕсихологические манипул€ции реальностью стали распространенным €влением не только в сфере религии, но и в сфере политики. » действительно, образованна€ публика осознала всю глубину цинизма политиков. ѕрофессиональные политики стали, похоже, наименее уважаемыми фигурами в обществе, вызывающими недоверие и презрение. ƒо некоторой степени это обусловлено тем, что значительна€ часть современных политиков менее образованна и психологически более груба и невоспитанна, чем многие избиратели, к которым они обращаютс€. ƒруга€ причина заключаетс€ в том, что избиратели, слишком часто становившиес€ объектом циничных и бесстыдных манипул€ций, избавились от иллюзий.

–азумеетс€, политическа€ пропаганда стара, как сама политика. ≈сли проституцию называют древнейшей профессией на земле, то политическа€ пропаганда вполне может претендовать на второе место - если не считать ее одной из форм проституции. ћотивы политической пропаганды могут не иметь ничего общего с благородством, а ее приемы -выгл€деть сомнительными, но иногда цель оправдывает средства. ѕервое искусство было неразрывно св€зано с религией. ќднако первое светское искусство, вне вс€кого сомнени€, имело отношение к политике. ¬авилонский миф о сотворении мира «Ёнума элиш» имел в первую очередь религиозное значение, но он также выполн€л и политическую функцию, провозглаша€ превосходство древнего ¬авилона над соперничавшими с ним городами-государствами. «»лиаду» и «ќдиссею» √омера тоже можно рассматривать как политическую пропаганду, обращающуюс€ к подвигам времен “ро€нской войны, чтобы поощрить граничащую с ксенофобией гордость греков. «Ёнеида» ¬ергили€ прославл€ла недавно созданную –имскую империю, приемного сына ёли€ ÷езар€ ќктавиана, который вз€л себе титул јвгуста. ¬ергилий сам чувствовал, что его поэма пропитана корыстными политическими мотивами, и пыталс€ уничтожить ее - и, возможно, уничтожил бы, если бы не личное вмешательство нового императора. ¬ древней дохристианской »рландии саги, сюжеты которых вращались вокруг  ухулина и воинов  расной ¬етви, тоже можно считать формой политической пропаганды, поскольку они провозглашали превосходство королевства ќльстер над соперничающими королевствами ћанстер, Ћенстер и  оннахт. Ёлементы политической пропаганды можно найти у ƒанте и „осера. ƒавно известно, что некоторые пьесы Ўекспира -особенно исторические драмы - €вл€ютс€ лишь слегка завуалированной политической пропагандой, призванной подтвердить права ≈лизаветы I на английский престол и дискредитировать ее противников. ¬озможно, «√енрих V» - это одно из величайших драматических произведений, но это также величайший образец политической пропаганды, и именно в этом качестве пьесу использовал сэр Ћоуренс ќливье в своем знаменитом фильме 1945 года. » если, преследу€ политические цели, √енриха V незаслуженно превозносили, в результате чего в глазах потомков сформировалс€ его искаженный образ, то точно такой же процесс происходил с –ичардом III, но только в обратном направлении. ¬ насто€щее врем€ признано, что –ичард III не был тем горбатым злодеем и циничным убийцей, каким он изображен в пьесе Ўекспира. —в€тым его, конечно, назвать нельз€, но он был ничем не хуже своих противников. Ўекспир, однако, дискредитировал его, руководству€сь политическими мотивами, важными дл€ ≈лизаветы јнглийской. ј в пам€ти потомков осталс€ именно образ, созданный Ўекспиром.

¬ дев€тнадцатом и особенно двадцатом столети€х политическа€ пропаганда существенно изменилась. ѕолитическое вли€ние прежде бесправных классов и новой, только формирующейс€ интеллигенции постепенно усиливалось. ќдновременно развитие средств коммуникации расширило возможности дл€ привлечени€ новой аудитории, а также дл€ использовани€ еще более изощренных методов манипул€ции. ¬о врем€ ѕервой мировой войны политическа€ пропаганда была еще т€желовесной, а во многих случа€х и контрпродуктивной. ќднако к 30-м годам двадцатого века пропаганду признали таким мощным орудием манипул€ции и контрол€, что в “ретьем рейхе было учреждено ћинистерство пропаганды, а его глава, …озеф √еббельс, считалс€ одним из руководителей Ќационал-социалистической партии.

—пектр нацистской пропаганды был чрезвычайно широк, от неуклюжих и нелепых за€влений до утонченной игры. »ногда одно соседствовало с другим. ќдной из крайностей было использование радио, когда голос √итлера непрерывно доносилс€ из развешанных на каждом углу громкоговорителей.  ак заметил один из комментаторов, при помощи радио фюрер превращалс€ в своего рода эрзац Ѕога, «если не всемогущего, то, по крайней мере, вездесущего». “очно так же использовалось новое и бурно развивавшеес€ искусство кино. ѕечально известный пропагандистский фильм «≈врей «юсс» исподволь подводил зрител€ к отождествлению евреев с предател€ми. ќн пробуждал у аудитории чувство отвращени€, когда кадры со ста€ми снующих по улице крыс смен€лись кадрами, на которых были запечатлены переполненные людьми улицы еврейского гетто. ≈ще большее впечатление производил фильм Ћени –ифеншталь «“риумф воли», в котором величественные кинематографические приемы соедин€лись с пагубным содержанием и который даже сегодн€ вызывает жаркие споры. ѕерва€ сцена, изображающа€ прибытие самолета √итлера на съезд в Ќюрнберге, часто рассматривалась как образец искусства манипул€ции. ƒаже в наши дни, шестьдес€т лет спуст€, эти кадры не утратили своей завораживающей и темной силы. ¬ 30-х годах они действовали еще эффективнее. ¬ то врем€ самолет был еще редкостью. ѕолеты были доступны лишь избранным, и немногие главы государств путешествовали по воздуху. ƒл€ аудитории фильма Ћени –ифеншталь вид Ќюрнберга с высоты птичьего полета, сн€тый во врем€ снижени€ самолета, представл€л собой захватывающее зрелище, перспективу, доступную лишь богам. «—ошествие» фюрера с облаков было обставлено с таким же величием, как по€вление божества в опере ¬агнера. –азумеетс€, никто не знал, что √итлер панически бо€лс€ летать.

ѕропаганда - это одна из форм политической манипул€ции. —уществуют и такие проверенные временем средства, как агент-провокатор, а также приемы, которые сегодн€ называютс€ «гр€зными трюками».  ак и пропаганда, эти средства известны с древних времен, однако новый импульс дл€ своего развити€ они получили в ≈вропе дев€тнадцатого века в эпоху ћеттерниха, после ¬енского конгресса 1815 года. ¬ –оссии, к примеру, еще за семьдес€т п€ть лет до революции 1917 года фигура агента-провокатора была настолько распространенной, что превратилась в почти комедийный персонаж ÷арска€ тайна€ полици€, или «охранка», с одной стороны, и подпольные революционные или террористические организации, с другой, проникали друг в друга, соверша€ различные зверства и акты саботажа от имени противника. ѕолицейские агенты обычно организовывали событи€, призванные дискредитировать участников революционного движени€ - нападени€ на мелких чиновников, взрывы бомб и убийство случайных свидетелей. “еррористы поступали точно так же, жертву€ не представл€ющими ценности членами своей организации, чтобы действи€ тайной полиции выгл€дели еще более жестокими. ќбычной практикой считалось существование двойных и даже тройных агентов, работавших одновременно на полицию и революционные организации, причем во вред и той и другой стороне.

¬еро€тно, самым €рким примером политических «гр€зных трюков» в эпоху царизма можно считать публикацию постыдных и оскорбительных «ѕротоколов сионских мудрецов». Ётот документ, €кобы излагавший тайный план достижени€ мирового господства международным сионизмом», впервые был опубликован в 1903 году. ≈го стали усиленно распростран€ть, разжига€ антисемитские настроени€. ƒавно известно, что документ €вл€етс€ подделкой. Ёто открылось почти сразу же после его по€влени€. «ѕротоколы» были составлены человеком, работавшим на царскую «охранку», на основе известного, гораздо более невинного и не имевшего никакого отношени€ к евре€м материала - французской сатирической брошюры середины дев€тнадцатого века, искаженных документов масонов и, возможно, документов насто€щего, но €вно не еврейского тайного общества356. “ем не менее «ѕротоколы сионских мудрецов» были с энтузиазмом восприн€ты нацистами четверть века спуст€, а также многочисленными экстремистскими организаци€ми правого толка во всем мире, в том числе в ¬еликобритании и —оединенных Ўтатах. ƒаже сегодн€ существуют фундаменталистские, правые и (или) антисемитские организации, которые публикуют «ѕротоколы» как €кобы аутентичное свидетельство «международного еврейского заговора».

ѕомимо «ѕротоколов», нацисты позаимствовали в –оссии еще многое другое, причем не только у царского режима, но и у пришедших ему на смену большевиков. ќт Ћенина и —талина они узнали о том, как важно представл€ть себ€ «социалистической рабочей партией». ќни усвоили изощренные приемы манипул€ции массами. ќни научились тому, как нужно заставл€ть людей доносить друг на друга, порожда€ тем самым атмосферу всеобщей паранойи, недовери€ и страха. ќни пон€ли, каким образом направить в свою сторону то доверие, которого лишились все другие институты общества. »менно нацисты применили самый известный и решительный «гр€зный трюк» в истории западного общества двадцатого века. 27 феврал€ 1933 года «по непон€тной причине» загорелось здание рейхстага. “еперь доподлинно известно, что этот поджог был делом рук нацистского агента-провокатора, но в то врем€ пожар было легко приписать коммунистическим агитаторам, чтобы у √итлера по€вилс€ благовидный предлог дл€ репрессий против них. Ќа следующее утро были арестованы более четырехсот де€телей  оммунистической партии, а также большое число представителей интеллигенции, враждебно настроенных к нацистскому режиму. ƒругими словами, поджог рейхстага проложил √итлеру дорогу к абсолютной власти.

ƒжон  еннеди и –ичард Ќиксон: победа при помощи имиджа. –азвитие радио и кино в период между двум€ мировыми войнами открыло новые возможности дл€ политической манипул€ции. ѕосле войны 1939 - 1945 годов эти возможности расширились еще больше. “елевидение постепенно превращалось в самое мощное и вли€тельное средство массовой информации в истории человечества - даже с учетом того факта, что печатные средства и их возможности дл€ политической манипул€ции использовались в беспрецедентном прежде масштабе.

 ак это ни странно, но огромные возможности телевидени€ были осознаны не сразу. ѕотребовалось п€тнадцать лет, чтобы ситуаци€ окончательно про€снилась. Ёто случилось во врем€ президентской кампании 1960 года в —оединенных Ўтатах, когда –ичард Ќиксон боролс€ с ƒжоном ‘.  еннеди и когда состо€лись первые телевизионные дебаты претендентов. ¬ тот момент Ќиксон был уже известным политиком. ќн занимал должность вице-президента в администрации Ёйзенхауэра. ƒо этого, в печально известные времена маккартизма, он приобрел репутацию €рого антикоммуниста, современного «охотника за ведьмами».  еннеди, в то врем€ сенатор от штата ћассачусетс, был меньше известен широкой публике, но мог опиратьс€ на вли€ние и финансовые ресурсы своей семьи, а также на свой статус геро€ войны.

ќгромное значение телевизионных дебатов между Ќиксоном и  еннеди давно уже €вл€етс€ общепризнанным фактом. ќни вошли в историю как водораздел с точки зрени€ эволюции западных политиков и понимани€ роли средств массовой информации в политическом процессе. —разу же после их проведени€ комментаторы осознали, что обсуждавшиес€ вопросы и позиции кандидатов имеют второстепенное значение. √лавным стало то, что впоследствии получит название «имидж».  еннеди и его команда до некоторой степени почувствовали это заранее и сосредоточили свои усили€ именно на имидже. ѕоэтому  еннеди тщательно подготовилс€ к по€влению перед камерами и предстал перед зрител€ми как воплощение всего того, что американцы хотели бы видеть в своем лидере, - молодой, €ркий, жизнерадостный, энергичный, здравомысл€щий, простой американский парень с обезоруживающе взъерошенными волосами, оба€тельной улыбкой и безупречной военной карьерой.

Ќиксон, не удел€вший почти никакого внимани€ вопросам имиджа, выгл€дел полной противоположностью  еннеди - неприметный, хитрый, изворотливый, с нетипичной дл€ американце, в чуть отросшей к вечеру щетиной на щеках.  еннеди говорил четко и €сно, не скрыва€ свой €вно выраженный акцент, Ќиксон м€млил.  еннеди с незаур€дным актерским мастерством играл на камеру, в то врем€ как Ќиксон избегал и, веро€тно, смущалс€ ее. Ќежелание Ќиксона смотреть пр€мо в камеру создавало впечатление нежелани€ устанавливать зрительный контакт с кем бы то ни было. ¬ результате он выгл€дел типичным «темным дельцом», плутоватым адвокатом, оказывающим услуги сомнительного характера, или - более пон€тный дл€ американцев образ - жуликоватым торговцем подержанными автомобил€ми. ѕосле дебатов широкое распространение получили фотографии не очень чисто выбритой личности с бегающими глазами, снабженные надписью: «ј вы купили бы у этого человека подержанный автомобиль?» ќтвет был очевиден, и реакци€ американского избирател€ ничем не отличалась от реакции любого другого человека.

ѕосле телевизионных дебатов исход выборов 1960 года был предрешен. Ќебольшой перевес  еннеди свидетельствует об остроте борьбы, а созданный телевидением образ признаетс€ решающим фактором, тем элементом, который склонил чашу весов в пользу одного из кандидатов. ¬ этом случае результаты манипул€ции не дают повода дл€ сожалени€. ≈сли в 1960 году президентом был бы избран Ќиксон, то —оединенные Ўтаты оказались бы совсем в другом, €вно худшем положении. —овершенно очевидно, что и Ќиксон не брезговал политической манипул€цией. ѕросто его переиграли в той области, с которой он был плохо знаком. ќднако урок был усвоен, причем политики продолжают усваивать его и сегодн€.

ѕосле президентских выборов 1960 года роль средств массовой информации и специалистов по имиджу постепенно возрастала, а политики все больше вовлекались в процесс, который специалисты по рекламе называют «управлением воспри€тием» - сознательный эвфемизм, который тем не менее разоблачает больше, чем скрывает. —тоит подробнее остановитьс€ на двух случа€х, когда умелое «управление» действительно способствовало радикальному изменению воспри€ти€, оказав существенное вли€ние на общество и политику. ѕервый случай может служить €рким примером того, каким образом методы манипул€ции черной магии могут быть использованы в достойных похвалы цел€х. ¬о втором случае такого оправдани€ нет.

√ражданские права в —оединенных Ўтатах

¬ середине 50-х годов двадцатого века после прин€ти€ федеральных законов на американском юге стало набирать силу движение за гражданские права. ѕроводились марши в защиту свободы и сид€чие демонстрации в сегрегированных ресторанах и магазинах, бойкоты и демонстрации, а также намеренные провокации, когда черные отказывались занимать отведенные им задние места в автобусе или либерально настроенные белые садились вместе с ними. ∆ители северных штатов постепенно стали узнавать о ситуации на юге, где внимание средств массовой информации к проблеме вызывало замешательство и растущий антагонизм. “ем не менее до 1964 года движение за гражданские права оставалось спорадическим и в€лым, продвига€сь неспешным шагом, что вызывало растущее недовольство и усугубл€ло противоречи€, но не приносило конкретных результатов. —евер€не были шокированы и возмущены сценами жестокости, которые по€вл€лись на телевизионных экранах и газетных страницах, но все это казалось далеким и не имеющим к ним пр€мого отношени€ - как будто эти событи€ происходили в другой стране. ¬ конце 50-х и начале 60-х годов относительно небольшое число студентов участвовали в движении за гражданские права. “от, кто хотел расшевелить их, с таким же успехом мог апеллировать к конфликту, который в то врем€ разгоралс€ в јлжире. Ћидеры движени€ за гражданские права приходили в отча€ние от апатии, охватившей большую часть —оединенных Ўтатов.

—итуаци€ коренным образом изменилась во врем€ президентских выборов 1964 года. «а год до выборов в ƒалласе был убит ƒжон ‘.  еннеди, и его место зан€л вице-президент Ћиндон ƒжонсон. ¬ но€бре 1964 года ƒжонсон боролс€ против кандидата республиканцев Ѕарри √олдуотера, сенатора от јризоны. ¬ то врем€ √олдуотер был известен как фанатичный -на грани экстремизма - сторонник правых взгл€дов, склонный к агрессивному бр€цанию оружием и восхвалению американской военной мощи. ѕребывание √олдуотера в Ѕелом доме, похоже, значительно приближало перспективу глобальной €дерной катастрофы.

¬ действительности у √олдуотера не было никаких шансов зан€ть президентское кресло. “еперь мы €сно видим, какими безнадежно смешными были его претензии на президентство. ќднако лидеры движени€ за гражданские права и рабочие увидели в его выдвижении шанс использовать ситуацию в своих цел€х - привлечь внимание к своим проблемам и помочь остановить √олдуотера, убив, как говор€т, одним выстрелом двух зайцев. ќни забили тревогу -как теперь вы€снилось, чересчур громко. ”тверждалось, что в случае избрани€ √олдуотера €дерна€ война становитс€ практически неизбежной. ѕоэтому √олдуотера нужно остановить.  ак это лучше сделать? ѕривлечь подавл€ющее большинство избирателей на сторону Ћин дона ƒжонсона.  ак добитьс€ этой цели? Ќа юге сотни тыс€ч чернокожих граждан были лишены гражданских прав из-за обструкционистских законов, придуманных специально дл€ того, чтобы исключить их из списков дл€ голосовани€. ≈сли этих людей зарегистрировать и включить в состав электората, то их голоса окажутс€ решающими.

–азумеетс€, в подобной логике содержитс€ элемент цинизма, но в то врем€ она выгл€дела не лишенной смысла. —оответственно остановка √олдуотера приравнивалась к регистрации черных избирателей. ѕоэтому регистраци€ черных избирателей быстро стала приоритетом дл€ многих север€н, которые раньше не про€вл€ли интереса к злоупотреблени€м на юге, но которые были ужасно напуганы перспективой €дерной катастрофы. »де€ регистрации избирателей была с воодушевлением встречена в бастионах либерализма на севере страны, особенно в ћассачусетсе с его традици€ми аболиционизма и высокой концентрацией университетов и колледжей, а также в Ќью-…орке и  алифорнии. Ћюди, которыми вначале двигало чувство самосохранени€, вскоре осознали всю важность самой этой идеи. –овно через столетие после опустошительного «похода к морю» 1864 года ”иль€ма “. Ўермана американский юг пережил новое вторжение, но на этот раз не солдат —оединенных Ўтатов в синих мундирах, а армии, состо€щей из студентов и профессоров, судей, св€щенников и проповедников, адвокатов, бухгалтеров, журналистов, художников, представителей богемы и искателей приключений - всех, дл€ кого расовые предрассудки юга и угроза €дерной войны слились воедино, а выживание человечества стало синонимом крестового похода в защиту угнетенных.

“ыс€чи студентов и специалистов с севера пожертвовали привычными рождественскими и летними каникулами ради того, чтобы зарегистрировать черных избирателей в южных штатах. ј когда в штате ћиссисипи трое борцов за гражданские права были убиты членами ку-клукс-клана, движение за гражданские права приобрело невиданный размах.   делу подключилось ћинистерство юстиции, которым в то врем€ руководил –оберт  еннеди. ѕод давлением общественного мнени€ определенные меры принимало и ‘Ѕ– - несмотр€ на нежелание и враждебность директора. ƒж. Ёдгар √увер ненавидел ћартина Ћютера  инга, но был вынужден послать своих агентов на юг.

¬ но€бре 1964 года Ћиндон ƒжонсон победил на президентских выборах с самым большим перевесом за всю историю американской политики. ¬скоре вы€снилось, что у √олдуотера и так не было шансов стать президентом, и он потерпел бы поражение - хот€ и не такое сокрушительное - даже без движени€ за регистрацию избирателей. Ќо это уже не имело значени€. ѕроизошло нечто большее, чем избрание очередного президента. ¬ результате движени€ за гражданские права трансформировались само американское общество и отношени€ между расами, и страна вступила в новую эру. «адним числом многие люди пон€ли, что стали жертвой манипул€ции, другие же признались, что сами принимали участие в манипулировании общественным сознанием. ќднако взаимных упреков почти не было слышно. ≈сли в этом случае и были использованы элементы черной магии, то делалось это ради благой цели.  ак в «‘аусте» √ете, коварство дь€вола было использовано от имени ангелов.

ћанипул€ци€ в —еверной »рландии

¬ американском движении за гражданские права политическа€ манипул€ци€ служила, в общем-то, дл€ благой цели - чтобы устранить реальные конфликты, оказать поддержку достойному делу. ќднако совершенно очевидно, что политическа€ манипул€ци€ может использоватьс€ и в деструктивных цел€х. —амым нагл€дным примером этого процесса может служить —еверна€ »рланди€.

  концу 60-х годов двадцатого века движение за гражданские права, сформировавшеес€ в —еверной »рландии, почти точно копировало аналогичное движение в —оединенных Ўтатах. ѕоначалу использовались точно такие же стратеги€ и тактика - марши, сид€чие забастовки, демонстрации, широкое освещение событий в средствах массовой информации. Ћюди даже пели те же песни: «We Shall Overcome», к примеру, или «We Shall Not Be Moved».

ѕри своем зарождении движение за гражданские права в —еверной »рландии не ставило перед собой никаких конституционных целей. —татус ќльстера как части —оединенного  оролевства считалс€ общепризнанным фактом, закрепленным международными соглашени€ми, и никто не помышл€л о его изменении. Ќе было никаких разговоров об объединенной »рландии». ≈динственна€ цель движени€ за гражданские права заключалась в том, чтобы устранить конкретные проблемы, похожие на те, что существовали на американском юге, хот€ и менее острые. “ребовани€, выдвигаемые участниками движени€, были вполне обоснованными. ƒо 1968 года к североирландским католикам - как и к чернокожим гражданам южных штатов —Ўј, хот€ и не в такой степени, - действительно относились как к «гражданам второго сорта». ћасштабные предвыборные махинации, св€занные с неправильной разбивкой на округа, к примеру, лишили многих католиков ќльстера права голоса при решении внутриполитических вопросов. Ўирокое распространение также получила практика дискриминации католиков при покупке жиль€ и найме на работу, в сфере услуг и во многих других повседневных, но очень важных вопросах.  оролевска€ ольстерска€ полици€ того времени, а также приданные ей так называемые специальные подразделени€ по борьбе с экстремизмом, с особым рвением требовали исполнени€ законов. ѕарламент —еверной »рландии, базировавшийс€ в —тормонте, не мог считатьс€ полноценным представительным органом из-за доминировани€ в нем протестантов.

»менно в этих област€х требовало реформ движение за гражданские права. ¬ разворачивавшихс€ в то врем€ событи€х Ўинн ‘ейн и »–ј не играли никакой роли. ”поминание об »рландской республиканской армии вызывало у ее противников усмешку - настолько слабой и незаметной была эта организаци€.

 огда участники маршей движени€ за гражданские права подвергались нападению толпы ро€листов,  оролевска€ ольстерска€ полици€ предпочитала не вмешиватьс€. ќна про€вл€ла пассивность, и телевизионные экраны заполнились кадрами, напоминавшими событи€ в јлабаме и ћиссисипи за несколько лет до этого. »ща защиты от насильственных действий противника и от бездействи€ полиции, лидеры движени€ за гражданские права вновь обратились к опыту своих американских предшественников. ќни вспомнили о марше ћартина Ћютера  инга из —ельмы в столицу јлабамы ћонтгомери.

¬ конце зимы и начале весны 1965 года американское движение за гражданские права, больше не сосредоточенное на конкретной задаче регистрации избирателей, стало слабеть. ¬ отча€нной попытке сплотить его ћартин Ћютер  инг призвал провести широко разрекламированный марш из —ельмы в ћонтгомери. √убернатор јлабамы ƒжордж ”оллес решительно - как будто он защищал ¬ерден в 1916 году - за€вил, что не допустит проведени€ марша. ≈му оказали поддержку местные и федеральные силы правопор€дка, от шерифов и муниципальной полиции до подразделений федеральной полиции и национальной гвардии јлабамы. Ќазревало открытое столкновение, и лидеры движени€ за гражданские права, опаса€сь массового кровопролити€, обратились за помощью в ¬ашингтон, к федеральному правительству. ѕодобные призывы звучали не только из уст лидеров движени€ за гражданские права. ѕо всей стране перед здани€ми федеральных учреждений и властей штатов прошли демонстрации. ÷ель этих демонстраций состо€ла в том, чтобы убедить ¬ашингтон в необходимости отправки в јлабаму подразделений регул€рной армии, которые защитили бы участников марша.

¬ашингтон уступил давлению общественного мнени€. Ќациональную гвардию јлабамы вывели из подчинени€ губернатору и официально подчинили президенту Ћиндону ƒжонсону. ƒругими словами, национальна€ гварди€ была, если можно так выразитьс€, национализирована» и превращена в федеральное подразделение, подотчетное федеральному правительству. ќдновременно в јлабаму был отправлен двухтыс€чный отр€д регул€рных войск с двум€ подразделени€ми военной полиции, а также около сотни федеральных маршалов. ѕравительство привело в состо€ние повышенной готовности подразделени€ «—корой помощи» и санитарные вертолеты, а также две больницы, одна из которых располагалась на базе ¬¬— —Ўј.

¬ результате прин€тых мер губернатор ”оллес вынужден был отступить, и марш из —ельмы в ћонтгомери прошел беспреп€тственно. “ем не менее он стал причиной двух смертей. Ѕыла убита женщина, отвозивша€ участников марша назад в —ельму, - на дороге с ее машиной поравн€лс€ ку-клукс-клановец и выстрелил. —в€щенник из Ѕостона был избит до смерти, когда он отклонилс€ от основного маршрута марша. ќднако эти трагические случаи произошли вне самого марша, и марш был объ€влен величайшим - и, как вы€снилось, последним - успехом движени€ за гражданские права на американском юге.

»менно это событие вдохновило ирландских лидеров движени€ за гражданские права в 1969 году. —еверна€ »рланди€, говорили они, входит в состав —оединенного  оролевства, точно также как јлабама €вл€етс€ частью —оединенных Ўтатов.. ≈сли ¬ашингтон смог при помощи армии обеспечить защиту демонстрантов в јлабаме, то Ћондон способен сделать то же самое в ќльстере. Ѕританское правительство реагировало в полном соответствии с американским прецедентом. ¬ августе 1969 года на улицах Ћондондерри и Ѕелфаста по€вились первые подразделени€ британской армии, призванные защитить гражданские права демонстрантов, католическое население и католические анклавы, которым угрожал вандализм и поджоги.

ƒл€ тех, кто ухитрилс€ не обратить внимани€ или забыть те событи€, или тех, особенно в —оединенных Ўтатах, кто ничего не знал о них, стоит напомнить, что писали газеты и какие кадры видели люди на экранах своих телевизоров. ¬от типичные строки из «“аймс»: «“олпа на (католической) ‘оллс-–оуд оказала солдатам радушный прием. —лышались приветственные крики. —овсем иначе вели себ€ люди на (протестантской) Ўанкил-–оуд, где одна из женщин крикнула: «√р€зные ублюдки !».  огда войска вошли в католический район Ѕелфаста јрдойн, их «тепло приветствовали» аплодисментами и рукопожати€ми, угощали чаем и пивом. ќдин из репортеров сообщал о чувстве «глубокой благодарности». ƒалее он пишет: «„то касаетс€ предположений о попытке »–ј вз€ть ситуацию под свой контроль, то эта организаци€ в насто€щее врем€ чрезвычайно непопул€рна в јрдойне».

 ороче говор€, когда британские войска впервые по€вились на улицах Ћондондерри и Ѕелфаста, их приветствовали как насто€щих спасителей. ќни сами упивались ролью благородных рыцарей, которые пришли освободить притесн€емое население.  инокадры и фотографии запечатлели английских солдат, прогуливающихс€ по тротуарам города с льнущими к ним девушками, в то врем€ как пожилые матроны торопливо сбегали с террас своих домов, чтобы угостить их пирожными и чаем. ¬езде царила атмосфера влюбленности и эйфории. Ѕританска€ арми€, приглашенна€ в —еверную »рландию католической частью населени€, была встречена с распростертыми объ€ти€ми.

ќднако через полтора года эта атмосфера была уже в значительной степени отравлена. —олдаты, которых приветствовали как спасителей и избавителей, превратились во врагов - в законную мишень» сначала дл€ камней, а затем дл€ пуль и бомб, а также дл€ кондитерских изделий, начиненных бритвенными лезви€ми и толченым стеклом. „ерез полтора года их проклинали и оплевывали - и они отвечали тем же. „ерез полтора года бывшие странствующие рыцари превратились, выража€сь €зыком того времени, в «иностранную оккупационную армию».   началу 1972 года враждебные отношени€ между католическим населением —еверной »рландии и британскими войсками переросли в непримиримую ненависть. Ёта ненависть достигла своей кульминации 30 €нвар€ 1972 года, в день «кровавого воскресень€», когда во врем€ восстани€ в Ћондондерри английские парашютисты застрелили тринадцать демонстрантов-католиков. — этого момента озлобление обеих сторон только усиливалось. Ќо почему это произошло? ѕочему солдаты, которых позвали жители провинции и которые были встречены с необыкновенной и искренней радостью, превратились в непримиримых врагов и страшных злодеев?

“еперь уже всеми признаетс€ тот факт, что в определенный момент движение за гражданские права в —еверной »рландии было подм€то под себ€ Ўинн ‘ейн и »–ј - сначала официальными» структурами, а затем и «временными» экстремистскими группами, действовавшими террористическими методами. Ўинн ‘ейн и »рландска€ республиканска€ арми€, державшиес€ в тени на начальных этапах движени€ за гражданские права, быстро стали использовать сложившуюс€ ситуацию в своих цел€х. ќни - и только они - сместили акцент с реформ и устранени€ дискриминации на революционные изменени€, затрагивающие конституционное устройство страны. ¬место восстановлени€ гражданских прав в одной из провинций —оединенного  оролевства их новой целью стала «объединенна€ »рланди€». Ѕолее того, объединением »рландии дело не ограничивалось. »де€ объединени€ всегда была довольно туманной и изначально шизофренической, выступа€ в дев€тнадцатом веке в виде архаичного национализма в союзе с католической церковью, а в двадцатом - в виде марксистской республики по образцу  убы в центре »рландского мор€.

–ади осуществлени€ этой мечты Ўинн ‘ейн и »–ј приступили к выполнению тщательно рассчитанного и организованного плана, призванного настроить католическое население —еверной »рландии против британской армии и британского правительства. —оставной частью этого плана было откровенное запугивание. “ак, например, молодых женщин наказывали за братание с врагом» или за «сотрудничество». «а такие преступлени€, как флирт или, того хуже, любовь к британскому солдату, девушек-католичек стригли наголо, мазали дегтем, вываливали в перь€х и прив€зывали к фонарному столбу, предварительно жестоко избив. ќбычной практикой дл€ »–ј стала организаци€ демонстраций и бунтов, когда женщин и детей выставл€ли - иногда насильно - в первые р€ды протестующих, чтобы они становились первыми жертвами ответных действий сил правопор€дка, примен€вших дубинки и резиновые пули.

ѕримен€лись и более тонкие формы манипул€ции, некоторые из которых включали в себ€ элементы шутки и розыгрыша, которые в наше врем€ превратились в «гр€зные трюки» или что-то еще более низкое. Ѕританска€ арми€, впервые вышедша€ на улицы Ѕелфаста и Ћондондерри, не имела опыта проведени€ подобных операций. ѕолучившие проверенную временем профессиональную подготовку, солдаты действовали именно так, как их учили, и поначалу не осознавали, что им отведена совсем друга€ роль, более тонка€ и деликатна€, труднее поддающа€с€ определению. ѕоэтому и они были у€звимы перед примен€емыми против них махинаци€ми.

“ак, например, через час после обстрела снайперами армейского патрул€ в штаб-квартире британских войск раздавалс€ анонимный телефонный звонок. Ќеизвестный абонент сообщал, что в определенной квартире на ‘оллс-–оуд находитс€ тайный склад оружи€. јрми€ реагировала стандартно: солдаты совершали внезапный налет на указанную квартиру, обыскивали помещение - и, естественно, ничего не находили. ’оз€евам приносили извинени€ и принимали меры дл€ возмещени€ ущерба. Ќеделю или мес€ц спуст€ эта же квартира обыскивалась солдатами другого подразделени€, в которое тоже поступал анонимный звонок о тайном складе оружи€. —овершенно очевидно, что после трех или четырех таких обысков обитатели квартиры относились к британской армии без особой симпатии.

¬от еще один типичный сценарий. ѕосле перестрелки армейский патруль поворачивает за угол и натыкаетс€ на заполненную детьми игровую площадку. —реди малышей видна фигура взрослого человека. ќн стоит на одном колене или лежит на животе, держа в руках предмет, который с первого взгл€да можно прин€ть за оружие - бейсбольную или крикетную биту, клюшку дл€ гольфа, зонтик. ¬ это врем€ где-то в стороне другой человек взрывает маленькую петарду, стрел€ет из игрушечного или стартового пистолета или просто хлопает надутым бумажным пакетом. ѕри этом звуке солдаты поворачиваютс€, бер€ свое оружие на изготовку. –аздаетс€ щелчок фотокамеры, и на следующий день все республиканские газеты и плакаты выход€т с фотографией британских солдат, направл€ющих свое оружие на ирландских школьников.

“акой тактики »–ј придерживалась около года.   1971 году цель была достигнута. —олдаты, которых ирландские католики встречали как своих спасителей, превратились в палачей и убийц, в смертельных врагов. »х оскорбл€ли, за ними шпионили, на них нападали и их убивали при первой же возможности. Ќенависть достигла такой степени, что беспомощного солдата, раненного снайпером, могли насмерть забить камн€ми малолетние дети. “акой силой может обладать эффективна€ манипул€ци€.

¬ современном мире самой показательной и драматичной формой манипул€ции €вл€етс€ терроризм. √ражданское население на «ападе давно привыкло к покушени€м на глав государств и видных политических де€телей, к нападени€м на солдат и полицейских, а также на казармы и другие военные объекты. ќднако перспектива убийства абсолютно случайных людей - бомба или автоматна€ очередь в пабе, общественном центре, офисном здании, аэропорту или самолете - придает террору новый аспект. Ќет никакого смысла пытатьс€ рационально оценить веро€тность стать жертвой террориста - напомнить себе, что у человека гораздо больше шансов погибнуть в автомобильной катастрофе или просто при переходе улицы и что количество смертей от террористического акта с точки зрени€ статистики ничтожно. «а цифрами статистики стоит смерть людей, и перспектива стать одним из них заставл€ет нас измен€ть планы на отпуск, отказыватьс€ от полетов на самолете, сторонитьс€ общественных центров и избегать любых других мест, в которых мы можем оказатьс€ у€звимыми. ѕараной€ оказалась гораздо масштабнее самой угрозы. “еррорист и терроризм получили посто€нную прописку в нашем сознании. “ак террорист при помощи манипул€ции волшебным образом размножил себ€. “ак черна€ маги€ обеспечила ему мнимую вездесущность. “ак он получил власть, значительно превышающую его реальные возможности.

ƒл€ того чтобы создавать те или иные событи€, в магии используетс€ такой прием, как манипул€ци€ - манипул€ци€ реальностью, людьми, их представлени€ми или воспри€тием реальности. »ногда при помощи такого рода манипул€ций, а также магических преобразований и трансформаций создаютс€ целые миры - или их иллюзии.

ќдним из самых важных средств манипул€ции людьми €вл€етс€ так называема€ «сила внушени€». ¬ конце концов мы все поддаемс€ внушению, и наша внушаемость делает нас у€звимыми, что, в свою очередь, открывает широкие возможности дл€ манипул€ции. Ќаибольшего эффекта от манипул€ций можно добитьс€ на подсознательном уровне, причем тот, кто нами манипулирует, может не осознавать своих действий - в равной степени как и объект манипул€ции. “акие манипул€ции часто станов€тс€ неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. ћы можем, к примеру, почувствовать радость или даже восторг, просто прогулива€сь по улице. ѕредставьте, что именно в такой момент случитс€ встретить друга или знакомого, который после обычного обмена приветстви€ми станет изучать вас обеспокоенным взгл€дом и начнет спрашивать, все ли у вас в пор€дке, не подхватили ли вы простуду, потом заметит, что вы выгл€дите бледным и удрученным. » даже если вы будете отрицать все это, то, распрощавшись с при€телем и продолжив свой путь, вы почувствуете, что ваше настроение неуловимо изменилось. ¬ы почувствуете тревогу, как будто кака€-то гнетуща€ тень заслонила ваше прежнее бодрое настроение.

–азумеетс€, аналогичный процесс может протекать в обратном направлении. ≈сли вы чувствовали апатию, печаль, раздражение или депрессию и если ваш знакомый будет чрезмерно активно и, казалось бы, искренне распростран€тьс€ о том, какой у вас бодрый, здоровый и жизнерадостный вид, то вы продолжите свой путь с обновленным чувством благополучи€, а на место прежней печали придет при€тное оживление. “ень, окутывавша€ вас прежде, внезапно исчезнет.

“ака€ предрасположенность к внушению неизменно существует внутри нашей психики. ќна посто€нно вли€ет на состо€ние нашего сознани€, на взаимоотношени€ с самим собой и с окружающим миром. ќна определ€ет наше воспри€тие различных аспектов собственного внутреннего мира - хорошо или плохо мы себ€ чувствуем, насколько мы привлекательны дл€ противоположного пола, уверены в себе или нерешительны, придерживаемс€ мы оптимистических или пессимистических взгл€дов. –одитель, партнер или сослуживец, который непрестанно, пусть даже из лучших побуждений, заставл€ет нас сомневатьс€ в себе, может существенно подорвать наше чувство собственного достоинства и нанести ощутимый урон самолюбию. “очно так же человек, общение с которым поднимает настроение и заставл€ет нас думать хорошо о самих себе, может сформировать у нас глубокое чувство гармонии, равновеси€ и собственной ценности. “ак, например, о профессионализме врачей часто суд€т не только по их умению правильно поставить диагноз и назначить лечение, но также по способности использовать силу внушени€ дл€ того, чтобы заставить нас чувствовать себ€ лучше. Ћюбой доктор знает, насколько легко может быть укреплен или разрушен в человеке такой, казалось бы, немедицинский принцип, как «вол€ к жизни».

≈сли мы поддаемс€ внушению со стороны других, то соответственно можем внушить что-либо самим себе. ћы посто€нно используем «силу внушени€», чтобы поддержать или изменить свое настроение. ѕредположим, что мы суеверны и что дорогу нам перебежала черна€ кошка. Ќа самом деле это событие может даже скрасить наш день. Ќо если мы достаточно твердо уверим себ€ в том, что сегодн€ непременно случитс€ что-нибудь страшное, то именно это убеждение может превратитьс€ в пророчество, которое сбываетс€ только потому, что по€вилось на свет, - то есть мы прит€нем то, чего боимс€. »нтересно также, что многие люди предпочитают скорее «оказатьс€ правыми» - то есть чтобы предсказанное исполнилось, -нежели поставить под сомнение предмет суевери€.

 онечно, если сила внушени€ всецело €вл€етс€ частью нашего повседневного существовани€ на подсознательном уровне, то ее можно использовать умышленно, с полным пониманием цели и механизма процесса. » нигде она не используетс€ так осознанно, систематично и безжалостно, как в мире рекламы.

≈жедневно нам приходитс€ воспринимать огромное количество рекламной информации, котора€ поступает через радио, телевидение, газеты, журналы, рекламные щиты и многие другие источники. Ќемала€ часть рекламных объ€влений предлагает лекарства от множества непри€тных болезней, начина€ от головной боли и болей в спине и заканчива€ геморроем и предменструальным синдромом. “ака€ повсеместность обещаний излечени€ убеждает нас, хот€ бы даже на подсознательном уровне, что мы действительно нуждаемс€ в этих лекарствах, -другими словами, что мы на самом деле страдаем от непри€тных симптомов, которые этими средствами легко излечиваютс€. Ќеудивительно, что мы превращаемс€ в общество невротиков и ипохондриков. ¬ действительности именно реклама приводит нас к этому.

»спользующа€ силу внушени€ реклама бывает иногда глупа до неприличи€, иногда безжалостно остроумна, а иногда сочетает в себе и то и другое. –екламодатели не всегда только внушают. ќни также запугивают. Ёто, конечно, не так называемое «нав€зывание», которое раньше отпугивало разумных людей, но даже реклама, страдающа€ от недостатка воображени€ и других ресурсов у своих создателей, упорно продолжает работать, несмотр€ на то что она просто оскорбительна дл€ образованного человека. — приходом телевидени€ мы стали наблюдать домохоз€ек, испытывающих насто€щий восторг, сравнимый разве что с оргазмом, от улучшенной отбеливающей силы» каждого нового поколени€, каждой новой формулы предлагаемого моющего средства. јнализиру€ частоту по€влени€ подобных улучшений, можно предположить, что белизна предметов, которых чист€т этим средством, превосходит вс€кие известные ранее метафизические представлени€ о ней.

ќднако именно в этих рекламных роликах стиральных порошков, которые выдел€ютс€ даже среди самых отталкивающих рекламных идей, наиболее искусно примен€етс€ манипул€ци€ сознанием. ¬ек телевидени€ совпадает с атомным веком. » телевидение, и атомна€ энерги€ €вл€ютс€ результатом научного прогресса. — расщеплением атома наука сравн€лась в своем величии с Ѕогом.  ак отмечалось выше, наука стала, в сущности, религией нашей эры, единственным источником, способным рождать в люд€х искреннюю и непоколебимую веру.

ƒогмат традиционной религии может вызывать различную степень довери€ у народа в целом. Ќо немногие люди способны бросить вызов постулатам науки, даже когда эти постулаты менее всего применимы к проблемам поиска смысла жизни и выбора моральных ценностей.

≈сли после ¬торой мировой войны наука превратилась в религию нашей эры, то ученый стал ее жрецом. », следовательно, даже реклама такой обыденной вещи, как стиральный порошок, приводит к установлению потенциальной власти ученых. ≈сли реклама сама по себе €вл€етс€ грубой и отпугивающей, то предполагаема€ непогрешимость науки предоставл€ет ей возможность действовать скорее за счет убеждени€, нежели своей правдивости. “аким образом, к примеру, та сама€ «улучшенна€ отбеливающа€ сила» нового моющего средства будет представлена результатом добавлени€ так называемого «активного компонента» со сложным псевдонаучным названием, который был «протестирован специалистами и прошел клинические испытани€». » эффективность нового компонента получит подтверждение от некой личности, нареченной ученым или специалистом, белый халат которого по аналогии с облачением св€щенника подтвердит его абсолютную компетентность. “акого рода псевдонаучную ратификацию получают не только стиральные порошки. «убные пасты, шампуни, кремы дл€ лица и множество другой продукции продвигаетс€ таким же способом, и каждый новый продукт €кобы содержит революционный ингредиент, протестированный и утвержденный «его св€тейшеством» ученым. “акие же «ученые» используютс€ дл€ подтверждени€ различий в торговых марках, которых на самом деле не существует. “ак, например, в фармацевтике разрешена продажа без рецепта всего четырех обезболивающих средств - аспирина, парацетамола, кодеина и ибупрофена. “олько они могут быть представлены на рынке лекарств, причем в ограниченном числе комбинаций и ограниченных дозах, устанавливаемых законом. » все лекарственные бренды, в состав которых вход€т, скажем, парацетамол и аспирин, или аспирин и кодеин, будут абсолютно идентичны. » все же производители, использу€ профессиональный жаргон и авторитет науки, убеждают нас в существовании важных различий между ними. ƒовольно часто они идут еще дальше.   примеру, одна компани€ наводнила американские клиники огромными парти€ми своего обезболивающего средства по существенно заниженной цене - товар отдавалс€ практически даром. Ќеудивительно, что в больницах стали

пользоватьс€ им чаще, чем другими. Ёто дало возможность фирме за€вить, что их средство предпочитают примен€ть в госпитал€х по причине его большей эффективности.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
√ерметизм сегодн€

„итайте в рубрике «√ерметизм сегодн€»:

ѕолитические манипул€ции
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам