озни дь€вола и кинематографические войны

ћанипулирование массовым сознанием ћанипулирование массовым сознанием

—амо собой разумеетс€, что манипул€ци€ в религии, политике и рекламе - становитс€ все более зависимой от средств массовой информации. Ќапример, политики во всем мире стараютс€ любыми способами завоевать доверие у —ћ». ƒаже самые жестокие из режимов очень чувствительны к тому, как средства массовой информации освещают событи€, и посто€нно вмешиваютс€ в дела св€зи с общественностью. ¬ любой западной демократии телевизионна€ аудитори€ регул€рно буквально умирает от скуки от передач про политические партии, воспринимать серьезно которые не может даже человек с половиной мозга и которые по своей воле будет смотреть разве что убежденный мазохист. —о времен войны, когда –узвельт обращалс€ к народу при помощи телевидени€, до сегодн€шних мелких ссор и перепалок взаимозависимость политики и —ћ» значительно усилилась.

»нтерес религии к средствам массовой информации также существенно вырос. — момента по€влени€ первых газет количество изданий, где не было бы религиозной колонки, содержащей церковные новости и проповеди на день или неделю, можно сосчитать по пальцам. Ќа радио и телевидении существуют религиозные программы, так называемые «God slot» в сетке вещани€, содержание которых может быть необычайно разнообразным, от исполнени€ церковных гимнов и служб до серьезных дебатов по вопросам теологии и морали.

¬ течение последней четверти двадцатого века с отменой в —оединенных Ўтатах государственного контрол€ над радио и телевещанием организованна€ религи€ стала захватывать все больше и больше эфирного времени. ѕо€вивша€с€ в 1970-х и до сих пор продолжающа€ свою де€тельность нова€ порода псевдоволшебников, телевизионных евангелистов, стала обычным €влением. ќднако доверие таким организаци€м посто€нно ставилось под сомнение. Ќа вершине своей карьеры один из самых харизматичных молодых евангелистов, ћарджо √ортнер, публично объ€вил себ€ подставным лицом, призналс€ в скептическом отношении к религии и стал актером, причем часто исполн€л роли наивных психопатов. ¬ 1987-м евангелист ƒжим Ѕеккер отрекс€ от своего пасторства после «инцидента» с секретаршей. » он, и его нелепо загримированна€ жена “эмми проходили лечение от наркозависимости, а в 1989 Ѕеккер был осужден на 45 лет тюрьмы и штраф 500 тыс€ч долларов за «выманивание путем обмана» дес€тков миллионов долларов у своей паствы. ¬ 1988 году другой евангелист, ƒжимми —воггарт, был пойман с проституткой, после чего публично призналс€ в своем проступке перед полумиллиардной телевизионной аудиторией. Ќесмотр€ на все эти скандалы, телевизионный евангелизм оставалс€ неверо€тно прибыльным бизнесом. ¬ —оединенных Ўтатах он насчитывал 60 миллионов последователей, и по мере приближени€ начала нового тыс€челети€ их число продолжало расти. „асто не име€ ничего, кроме скромной телестудии, они ухитр€лись создавать огромные информационные империи, которые включали в себ€ журналы, издательства, почтовые компании, лоббирующие политические организации, тематические парки и студии звукозаписи. Ќекоторые даже основывали свои собственные университеты. “олько строгий правительственный контроль пресек попытки развернуть подобную де€тельность в ¬еликобритании.

„то касаетс€ св€зи между средствами коммуникации и рекламой, то она слишком очевидна, чтобы быть темой дл€ дискуссии. Ёта св€зь - за редким исключением, таким как государственные сети вещани€ на «ападе, - на данный момент неразрывна и €вл€етс€ неким подобием симбиоза. –екламодател€м необходимо место в печати и эфирное врем€ на радио и телевидении. √азеты, телевизионные каналы и радиостанции нуждаютс€ в средствах существовани€, а больша€ часть их доходов поступает от рекламы. » каждый имеет власть над другим. –екламодатели могут поддержать или отвергнуть какую-либо программу, отказавшись покупать эфирное врем€ в часы ее трансл€ции, или даже закрыть любую газету, лишив ее доходов. Ќо и средства массовой информации способны нанести ощутимый урон рекламодател€м, отказав им в месте на газетной полосе или в эфирном времени или предоставив его их конкурентам. ѕри слаженной работе обеих сторон средства массовой информации станов€тс€ дл€ рекламодател€ самым мощным средством манипул€ции.

—ћ» способны не только предоставл€ть возможности дл€ манипул€ции политикам, религиозным де€тел€м и рекламодател€м, но и манипулировать людьми в своих собственных цел€х. ¬ последней четверти двадцатого века они занимались этим все чаще и с неуклонно растущей эффективностью. »нформационные технологии сегодн€ €вл€ютс€, пожалуй, самым мощным средством манипул€ции сознанием в западном обществе.

¬озможности этой силы, конечно же, известны довольно давно. ¬ конце дев€тнадцатого века богатый газетный магнат ”иль€м –эндольф ’ерст, известный как отец «желтой прессы», гордилс€ тем, что, как ему казалось, он в одиночку спровоцировал испано-американскую войну. ¬овлеченному в тиражную битву с конкурентами ’ерсту понадобилась война, чтобы продавать газеты.  уба, одна из последних колоний разваливающейс€ »спанской империи, представл€ла собой как раз нужный объект. ¬дохновленный посто€нными выступлени€ми жителей острова против своих испанских господ, ’ерст послал репортера ‘редерика –емингтона, чтобы осветить «жестокости и бедстви€ войны». ѕосле прибыти€ в √авану –емингтон обнаружил, что на  убе не так уж много жестокостей, не говор€ уже о войне. «“ы предоставишь фотографии, -говорил ’ерст, отправл€€ репортера обратно в кубинскую столицу, - а € организую войну». ѕ€тнадцатого феврал€ 1898 года загадочный взрыв уничтожил старый и разваливающийс€ военный корабль «ћэн», бросивший €корь в кубинских водах. «¬спомните «ћэн», кричали заголовки газет ’ерста, которые приписывали взрыв и потерю 260 американских жизней злодейскому заговору даго»373. јнтипати€ по отношению к »спании приобрела массовый характер. 1898 год был годом президентских выборов, и поэтому действующий президент ”иль€м ћаккинли, которому была необходима поддержка избирателей, подчинилс€ общественному мнению и объ€вил войну »спании.

–азжига€ шовинистические настроени€ в обществе, газеты ’ерста превратили проблему, котора€ могла бы быть с легкостью улажена дипломатическим путем, в полноценный военный конфликт. ¬ результате своей первой военной кампании (после ћексиканской войны 1846 -1848 годов), направленной против другого государства, —оединенные Ўтаты уничтожили остатки испанской империи за океаном и сформировали свои собственные сферы вли€ни€ в бывших испанских владени€х от  убы до ‘илиппин. ¬ ходе этой кампании подполковник “еодор –узвельт, командовавший легкой кавалерией, котора€ штурмовала холм —ан-’уан, стал национальным героем и четыре года спуст€ президентом страны. ’ерст утверждал, что все это его лична€ заслуга.   1925 году он владел двадцатью п€тью газетами в семнадцати крупнейших городах.  роме этого, ему подчин€лись журналы, кинокомпании, радиостанции и два телеграфных агентства. ћногие считают ’ерста прототипом сегодн€шнего «медиамагната».

¬ 1930-е годы манипул€ци€ сознанием средствами массовой информации стала уже весьма распространенным €влением. ∆естокие погони за «сенсацией», за «главной новостью» стали обычным делом - настолько, что даже √олливуд посв€щал этому свои работы, иногда сатирические «эксцентричные комедии», а иногда и более серьезные произведени€, которые вдохновл€ла непри€знь к данному €влению. ¬ то же врем€ директор ‘Ѕ– ƒж. Ёдгар √увер посто€нно боролс€ с лицемерием —ћ», которые воспевали подвиги таких преступников, как Ѕони и  лайд, «красавчик» ‘лойд или ƒжон ƒиллинджер, практически превраща€ их в романтических героев вроде –обина √уда. “ем не менее в то врем€ —ћ» не знали о своих насто€щих возможност€х.

–аскрытие этих возможностей задержала ¬тора€ мирова€ война, котора€ привела к сплочению как американского, так и английского общества и сделала —ћ» участником военных действий. ¬о времена последующей «холодной войны» и печально известной «охоты на ведьм» ћаккарти —ћ» оставались по большей части запуганными и послушными. —итуаци€ практически не мен€лась до начала вьетнамского конфликта.  огда американское военное руководство пыталось манипулировать —ћ», они оказали сопротивление, отстаива€ свою независимость. ¬ последующей борьбе —ћ» начали осознавать свою силу и понимать, что они могут успешно противосто€ть американской военной машине, - и доказали это впоследствии. ќсвещение средствами массовой информации войны во ¬ьетнаме сыграло основную роль в формировании общественного мнени€, которое осуждало этот конфликт. ярким подтверждением силы и независимости —ћ» стало «уотергейтское дело», когда –ичард Ќиксон был с позором смещен с поста президента —Ўј.

ќсвещение вьетнамского конфликта и «уотергейтского дела» в целом было достойным и правдивым, что подтвердило намерени€ части —ћ» не только оставатьс€ независимыми, но и сохранить репутацию. ¬ какой-то степени ¬ьетнам и ”отергейт представл€ли собой насто€щий триумф средств массовой информации. Ќо этот триумф и осознание своей силы могли легко вскружить голову и вызвать чувство опь€нени€ властью, что повлекло бы за собой опасные последстви€. —уществовала опасность отделени€ этого триумфа от первоначального нравственного контекста, когда триумф превозносили бы ради него самого. “акой триумф мог вызвать сильнейшее искушение повторить успех, причем любой ценой. ѕосле ¬ьетнама и ”отергейта возник стандарт успеха, которому во что бы то ни стало стараютс€ соответствовать —ћ», не обраща€ внимани€ на моральные и нравственные принципы.

 огда в 1982 году началась война с јргентиной из-за ‘олклендских островов, британское правительство, усвоившее уроки ¬ьетнама, попыталось вз€ть под контроль освещение конфликта средствами массовой информации, ограничив доступ корреспондентов к театру военных действий. Ёта задача, конечно, облегчалась организацией материально-технического обеспечени€ конфликта. ƒаже немногочисленные представители —ћ», уполномоченные сопровождать британскую тактическую группу, были практически отрезаны от зоны военных действий. Ёто, однако, не пугало британские средства массовой информации на родине. ¬ результате военные и военно-морские офицеры - в основном демобилизовавшиес€ - давали ночные интервью. ќсновыва€сь на этих данных, комментаторы на телевидении и в прессе продолжали активно строить предположени€. ¬се возможные стратегии со всеми вариантами развити€ событий были детально изучены и обнародованы, да еще с представлением карт, диаграмм и других нагл€дных материалов. ƒл€ британских командиров в ёжной јтлантике, чей успех зависел от возможности перехитрить врага и застигнуть его врасплох, такие выходки —ћ» были, м€гко говор€, обескураживающими. ќфицеры и солдаты парашютного полка, готовившиес€ штурмовать аргентинский гарнизон в √ус √рин, с ужасом обнаружили, что план операции во всех подробност€х был обнародован на Ѕи-би-си всего за несколько часов до ее начала. ƒл€ того чтобы организовать «сенсацию» и похвастатьс€ своей осведомленностью в военных делах, комментаторы раскрыли план операции всему миру, предупредив таким образом тот самый аргентинский гарнизон и поставив под угрозу жизни британских солдат. Ќеудивительно, что впоследствии солдаты выражали свое искреннее негодование по этому поводу и даже говорили о государственной измене.

—трого говор€, при освещении событий во ¬ьетнаме, «уотергейтского дела» и войны на ‘олклендских островах средства массовой информации не использовали средства манипул€ции сознанием. —корее —ћ» нагл€дно продемонстрировали свою силу и независимость. ќднако от демонстрации силы и автономии до беззастенчивой манипул€ции оставалс€ один маленький шаг. ¬ сегодн€шнем мире мы слишком благосклонны к средствам массовой информации, которые манипулируют событи€ми, преследу€ свои собственные - или «исторические» - цели. ¬ Ѕелфасте, например, журналисты были пойманы на том, что раздавали деньги молодым люд€м, чтобы те устроили подобие забастовки, - и все это ради «сенсационного» телерепортажа. Ѕританска€ телевизионна€ сеть поставила перед собой цель замусорить улицы одного из италь€нских городов, чтобы сделать его более подход€щим дл€ документальных съемок. ¬ јнглии журналисты малоформатных газет «охотились ста€ми» и часто решали между собой, какой будет очередна€ «сенсационна€» истори€, искажа€ реальные событи€ и выдумыва€ новые подробности в борьбе за место на обложке издани€.

ѕосле ¬ьетнама и ”отергейта —ћ» начали бессовестно злоупотребл€ть своей новообретенной силой и упиватьс€ чувством собственной значимости. ¬ поисках новой истории, на которой можно неплохо нажитьс€, зерном дл€ этой адской мельницы стало практически все - от церковных дел до президента јмерики и британской монархии. ¬вед€ моду на недоверие и цинизм по отношению к государственным учреждени€м, средства массовой информации получили возможность - и активно ее используют - извлекать выгоду из этого сомнительного достижени€ как источника материалов дл€ свежих публикаций. “аким образом, попул€рность недовери€ и скептицизма по отношению к государственным учреждени€м сама по себе €вл€етс€ хорошим «сюжетом», который позвол€ет —ћ» представл€ть последующие «новости» в эгоистическом свете собственного могущества. » остальному миру приходитс€ все больше считатьс€ с этим могуществом. —ейчас дл€ политических лидеров стало обычной практикой планировать расписание не только важных докладов, но и военных операций, в соответствии со временем вечернего выпуска новостей. “ак, во врем€ войны в ѕерсидском заливе небо над Ѕагдадом взорвалось как раз в нужный момент, чтобы это событие успело стать ключевым в вечерних новост€х Ќью-…орка и ¬ашингтона. ¬ —омали американские «миротворческие» силы высадились на берег с десантного судна в полной боевой экипировке, рассчитыва€ встретить не только вооруженное сопротивление, но и армию опытных репортеров и операторов.

ћир средств массовой информации присвоил себе целый свод бессмертных и укрепл€ющих его значительность ролей, растущих, как злокачественна€ опухоль. ќдной из них €вл€етс€ роль политического интервьюера и/или комментатора. “еоретически основна€ задача средств массовой информации состоит в том, чтобы докладывать о событи€х, а затем, возможно, осторожно их комментировать в передовой статье или телепередаче, излагающей принципиальные взгл€ды газеты или канала и полностью осознающей свои политические пристрасти€. —ейчас, однако, комментатор призван заслон€ть собой материал, который он должен комментировать. ѕри освещении любого событи€ на политической сцене намного больше времени и места выдел€етс€ дл€ гипотетических вариантов развити€ и интерпретаций, чем дл€ самого событи€. «ќстрое словечко» какого-нибудь политика может стать причиной выделени€ многих часов эфирного времени и целых газетных полос, посв€щенных его анализу. » весь этот так называемый анализ есть не что иное, как беспочвенные спекул€ции так называемых «экспертов», которые, возможно, располагают большей информацией, но никак не большей проницательностью, чем образованные читатели, слушатели и зрители. ѕохоже, медиамагнаты не осознают, насколько вли€тельны, оскорбительны и опасны такие анализы. ѕодразумеваетс€, что люди слишком глупы, чтобы самосто€тельно разбиратьс€ в происход€щем и делать собственные выводы. ѕодразумеваетс€, что все политические событи€, преобразовани€ и доклады должны быть разбиты на части, пережеваны, а затем на блюдечке с голубой каемочкой поданы массовой аудитории, слишком темной, чтобы сделать это самой. —читаетс€, что мы нуждаемс€ в интерпретации материала, который сам по себе либо пон€тен слепому, либо €вл€етс€ вульгарной ложью и, следовательно, не достоин анализа. » така€ интерпретаци€, конечно, дает возможность дл€ использовани€ скрытой манипул€ции. –вение, с которым производ€тс€ такие интерпретации, доказывает, что людей пытаютс€ убедить в их необходимости - в том, что мир вокруг них слишком сложен дл€ понимани€ и им не обойтись без посторонней помощи. “аким образом, формируетс€ симбиотична€ зависимость, питающа€ невежество.

¬ западной демократии ни одна политическа€ парти€ не застрахована от непри€тных казусов и осложнений. —ледовательно, представители каждой партии хот€ бы раз проход€т через суд инквизиции —ћ». «рители довольно часто станов€тс€ свидетел€ми этого «суда» и, что вполне естественно, начинают относитьс€ с недоверием, цинизмом и презрением к скользким сладкоречивым политикам. ¬ глубине души, подсознательно они представл€ют интервьюера как фигуру, сто€щую над всей этой политической низостью, единственную, котора€ сохран€ет свое олимпийское достоинство и честность. “аким образом, возможности средств массовой информации по манипул€ции сознанием увеличиваютс€ еще больше.

≈сли —ћ» способны исполн€ть об€занности независимого и беспристрастного судьи в мелких политических распр€х, то у них есть возможность выступать в таком же качестве уже в более крупных, даже глобальных масштабах. ќни могут играть роль надгосударственного руководител€, например призыва€ к пор€дку и ответственности ссор€щиес€ правительства. ѕодтверждение того, что они играют именно эту роль, пришло во врем€ войны в ѕерсидском заливе, когда американское и иракское правительства общались между собой больше с помощью телевизионных интервью, чем по традиционным дипломатическим каналам.  роме того, —ћ» предоставл€ют возможность главам правительств обратитьс€ к народу чужой страны напр€мую, мину€ лидеров этого государства. “ак сделал ƒжордж Ѕуш, призыва€ народ »рака восстать против режима —аддама ’усейна. Ќо когда вли€ние средств массовой информации в таких глобальных вопросах продолжает расти, они стрем€тс€ скорее контролировать событи€, чем просто сообщать о них. ѕо словам одного комментатора —ћ», особенно международные телевизионные сети стали «активным участником событий, о которых должны были только сообщать. “елевидение нельз€ больше считать… просто сторонним наблюдателем и глашатаем событий. ќно запуталось в этих событи€х и стало их неотъемлемой частью».

¬ какой-то степени —ћ», подсознательно использу€ силу внушени€, незаметно нав€зывают нам свою собственную иерархию ценностей. Ќаиболее очевидным такое нав€зывание становитс€ тогда, когда они сами отдают предпочтение тем или иным новост€м или же, наоборот, считают их несущественными.  онечно, некоторые событи€ не вызывают споров по поводу своего приоритета над другими, что автоматически выводит их на первый план в новост€х. ”бийство видного политического де€тел€, захват самолета или другой террористический акт. авиакатастрофа или национальное бедствие, большой политический скандал - все это может стать основной темой дл€ любой газеты, радиостанции или телеканала. Ќо если ничего особенного, на что необходимо обратить внимание публики, не случаетс€, то средствам массовой информации приходитс€ самим создавать шкалу приоритетов.

ѕроисход€щее близко к дому неизбежно потребует внушительного количества газетных полос и эфирного времени. —мерть двух или трех граждан —оединенного  оролевства или американцев привлечет больше внимани€ —ћ» в их странах, чем гибель двух или трех тыс€ч человек в отдаленном уголке јфрики или јзии. ќдин американский гражданин, заключенный под стражу за контрабанду наркотиков в “аиланде, будет более интересен —ћ», чем куда более важные международные событи€ - например, территориальный спор между ѕеру и Ѕоливией, который может стоить жизни тыс€чам граждан. Ётого, конечно, и следовало ожидать. Ќа всех нас сильнее вли€ют событи€, которые напр€мую затрагивают нас, которые в какой-то мере могут изменить нага мир, нашу жизнь. » бесспорно, что в расстановке приоритетов между такими событи€ми манипул€ции —ћ» наиболее эффективны и коварны.

¬ день, свободный от мировых сенсаций, средства массовой информации, использу€ силу внушени€, предлагают свою собственную, «правильную» иерархию ценностей. Ѕульварна€ пресса, например, откопает последний материал про британскую королевскую семью, американского президента или ничего не значащий проступок одного из публичных де€телей. ќстальные печатные издани€ отдадут предпочтение совсем другим темам. ѕередова€ стать€ одной из газет, передача какой-либо радиостанции или телеканала может быть посв€щена экономическим проблемам. √де-нибудь еще акцент будет сделан на политике или защите прав человека. ћедленное и лишенное драматизма течение мирных переговоров может быть отодвинуто на второй план какими-то вульгарными сплетн€ми. » у всех подобных событий - за исключением происшествий такого масштаба, как, скажем, убийство  еннеди, - будет €вно ограниченный «срок годности».

 онечно, нужно прин€ть во внимание, что аудитори€ - читатели, слушатели, зрители -ожидает узнать в новост€х что-нибудь драматичное и волнующее. ‘раза «ѕолмиллиона женщин остались неизнасилованными в Ѕостоне прошлой ночью» не годитс€ дл€ эффектного заголовка (хот€ во многих американских городах така€ газетна€ шапка имела бы успех). Ќо есть что-то неправильное и возмутительное в том, что нам предлагают очередные кривл€нь€ известного спортсмена или поп-звезды как нечто более важное, чем уличные беспор€дки в ћайами или важные событи€ в —еверной »рландии.  онечно, образованные люди поймут, что эти событи€ несравненно более значимы, чем жизнь ћайка “айсона, ћайкла ƒжексона или ћадонны. Ќо —ћ», расставл€€ акценты на этих «знаменитост€х», настаивают на обратном, искажа€ таким образом наши приоритеты, нашу иерархию ценностей, наши представлени€ о том, что на самом деле важно в этой жизни. »ллюстрацией тому стали пр€мые репортажи спортивных событий, о которых комментаторы говор€т с благоговейным придыханием. ќгромные суммы денег трат€тс€ на забавы горстки оболтусов, которые гон€ютс€ по полю за накачанным воздухом пузырем. „тобы уступить место этим спектакл€м, властно отодвигаютс€ в сторону другие программы, включа€ выпуски новостей. ј те, кто комментирует подобные представлени€, делают это захлебывающимис€ голосами и с таким €ростным возбуждением, которое было бы уместно разве что на поле брани или в момент второго пришестви€. — помощью этих шоу нас сознательно ввод€т в заблуждение, убежда€ в важности таких вещей.

¬ли€ние средств массовой информации на расстановку наших приоритетов может принимать и другие формы, станов€сь при этом одновременно незаметным и совершенно очевидным. ћы гордимс€, например, что живем не только в «цивилизованном», но и в культурном обществе. ¬ течение одной недели только в Ѕритании издаетс€ около сотни новых книг.  онечно, лишь немногие из них можно причислить к «серьезной литературе». Ќекоторые €вл€ютс€ лишь новыми издани€ми, или новыми переводами, или первыми английскими переводами признанной классики, такими, как последнее полное издание «„еловека без свойств» –оберта ћузил€. ƒругие могут стать классикой в будущем - томики свежих поэм Ўимуса ’ини, последний роман √абриэл€ √арсиа ћаркеса или  арлоса ‘уэнтеса. —реди них также немало документальной литературы, значение которой не стоит недооценивать.  роме этого, в мире происходит множество других культурных событий - выставки, концерты, премьеры опер и спектаклей.

—колько места отводитс€ дл€ таких вещей даже в самой, если верить названию, культурной» газете?  ак много эфирного времени предоставлено дл€ них в теленовост€х?  аждый выпуск новостей завершаетс€ освещением последних спортивных достижений.  ажда€ газета включает три, четыре, п€ть или даже семь страниц, рассказывающих о спорте. ¬ каждой газете есть четыре или больше страниц, посв€щенных последней финансовой информации. ¬ средней ежедневной газете новости искусства, однако, редко занимают больше одной или двух страниц, которые призваны осветить широкий спектр культурных событий.  ниги анонсируютс€ газетами раз в неделю, но всегда лишь их мала€ часть, отобранна€ более или менее случайным образом и не заслуживающа€ особого внимани€. «—ерьезна€ литература» часто вообще не фигурирует среди этой малой части, особенно иностранна€ или изданна€ не самым крупным издательством. „то касаетс€ телевизионных новостей, то там «серьезна€ литература» не упоминаетс€ вовсе, за исключением случаев, когда умирает выдающийс€ писатель или ему присуждают престижную премию. –азве может такой баланс, или, вернее, дисбаланс, не искажать наши приоритеты и представлени€ о том, что важно, а что нет?

ћожно, конечно, за€вить, что дл€ анонса культурных событий существует специальна€ литература и что у нее есть эксклюзивное право на полноценные публикации. ќднако существуют специализированные спортивные и экономические издани€, но —ћ» почему-то продолжают освещать событи€, относ€щиес€ к этим сферам. Ѕолее того, даже немногочисленные средства массовой информации, освещающие вопросы культуры, постепенно перестают быть таковыми. ¬ последнее врем€ такие публикации, как, например, Ќью-йоркское книжное обозрение», выдел€ют все меньше места дл€ самих книг, уступа€ его эссе и комментари€м по поводу текущих событий. » последнее - тот самый процесс, посредством которого все культурные событи€ были «изгнаны» в специальные журналы, радио и телевизионные передачи, в дальнейшем призван изолировать массовую аудиторию от искусства и укрепить пропагандируемую средствами массовой информации идею о том, что такие вещи доступны лишь немногочисленной элите и им нет места в широком обществе.

»скусство в двадцатом веке, возможно, стало основным прибежищем герметизма. ѕридава€ искусству лишь второстепенное значение, средства массовой информации лишь усиливают фрагментацию знаний и реальности. ¬ дальнейшем они помогут установлению мирового господства заур€дности и филистерства.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
√ерметизм сегодн€

„итайте в рубрике «√ерметизм сегодн€»:

 озни дь€вола и кинематографические войны
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам