Ќикола ‘ламель

Ќикола ‘ламель Ќикола ‘ламель

¬о ‘ранции всегда было много алхимиков, много их и сегодн€. Ќо никто — даже современный адепт ‘юльканелли — не добилс€ такой славы, как Ќикола ‘ламель. ¬ многолюдном квартале, окружающем церковь —ен-∆ак-ла-Ѕушери, вплоть до начала ’I’ века сохран€лись живые воспоминани€ об этом мелком ремесленнике; традици€ сохранила даже им€ его жены, госпожи ѕеренеллы. ƒа и в наши дни в ѕариже можно обнаружить запечатленные в камне зримые следы его неслыханной щедрости и баснословного состо€ни€.

„то из себ€ представл€л ‘ламель? ѕолагают, что родилс€ он около 1330 года, недалеко от ѕонтуаза, в довольно бедной семье, но ему тем не менее удалось получить неплохое образование. ”же в юном возрасте он будто бы отправилс€ в ѕариж, чтобы стать писарем. ≈го мастерска€ располагалась сначала возле кладбища Ќевинных младенцев; несколько лет спуст€ он вместе с собрать€ми по ремеслу перебралс€ под своды церкви —ен-∆ак-ла-Ѕушери1. ¬ эти годы он вступил в брак с немолодой женщиной, успевшей дважды овдоветь и обладавшей некоторым достатком. Ћишь тогда ‘ламель сумел завести две мастерские: одну дл€ себ€. вторую дл€ своих переписчиков и учеников. ќднако это не дает никаких оснований считать его богачом! “акого тесного помещени€, где он на прот€жении всей жизни занималс€ своим ремеслом, в наши дни уже не встретишь — напоминают его разве что некоторые лавчонки Ћатинского квартала, более сходные с прихожей, чем с магазином. „ерез несколько лет, благодар€ приданому госпожи ѕеренеллы м ее вошедшей в поговорку бережливости, писарь приобрел небольшой домик, сто€щий напротив его мастерской. Ёто также не означает богатства; существует составленный через несколько лет после свадьбы нотариальный акт, согласно которому супруги завещали друг другу свое имущество — по тем временам чрезвычайно скромное.

»так, ‘ламель стал женатым человеком и, заключив весьма разумный брак, получил возможность перейти в разр€д мелкой буржуазии. √ерметическа€ философи€ совершенно его не интересовала, он думал только о том, как бы зан€тьс€ книготоргов-лей. Ётот новый дл€ него род де€тельности и стал причиной знакомства с алхимическими сочинени€ми, которые он либо продавал, либо брал на переписку; — с этим и св€зан знаменитый сон, послуживший отправной точкой дл€ его карьеры адепта. ќб этом сне позднее расскажет он сам. ≈му €вилс€ ангел, державший в руках книгу в медной обложке, и, показав форзац, произнес: «‘ламель, посмотри внимательно на эту книгу, ты в ней ничего не понимаешь, как м многие другие, но в один прекрасный день ты увидишь то, что никто не смог бы разгл€деть». ѕотом видение исчезло, но пам€ть об этом необыкновенном сне писарь сохранил на долгие годы,

¬оспоминание внезапно обрело плоть, когда ‘ламелю попалась в руки очередна€ алхимическа€ книга. ¬от как он описывает это в своем труде «“олкование иероглифических знаков» («Explication des figures hieroglyphiques»): «“огда €, Ќикола ‘ламель, писарь, после кончины родителей моих зарабатывающий себе на пропитание искусным почерком моим, а также составлением; описей и счетов между опекунами и несовершеннолетними, за два флорина приобрел книгу весьма древнюю и изр€дно большую. Ѕыла она не из бумаги и не из пергамен-та, подобно другим, а из коры (как показалось мне) молодых деревьев. ќбложка ее была из гладкой меди, украшенной вс€ческими символами, буквами и странными фигурами, и € решил, что это, должно быть, буквы греческие или какого-то иного древнего €зыка. я не мог прочесть их, но уверен, что это были буквы не латинские и не галльские, в коих мы кое-что смыслим. ¬нутри же листочки из коры были с великим тщанием исписаны кончиком железного пера; это были прекрасные, весьма четкие, €рко раскрашенные латинские буквы.

¬ ней было три раза по семь листов: так они были обозначены цифрами в верхнем углу, причем седьмой всегда был не с буквами, а с рисунком. Ќа каждом первом листе изображались плеть и проглатывающие друг друга змеи; на втором — крест с расп€той на нем змеей; на последнем, седьмом — пустын€, посреди которой было несколько прекрасных источников, откуда в разные стороны расползались змеи. Ќа первом листке было написано заглавными золотыми буквами: «ј¬–јјћ ≈¬–≈…,  Ќя«№, —¬яў≈ЌЌ» , Ћ≈¬»“, ј—“–ќЋќ√ » ‘»Ћќ—ќ‘, ѕ–»¬≈“—“¬”≈“ ≈¬–≈…— »… Ќј–ќƒ, Ѕќ∆№»ћ √Ќ≈¬ќћ –ј——≈яЌЌџ… —–≈ƒ» √јЋЋќ¬».

«атем следовали вс€ческие поношени€ и прокл€ти€ (со словом MARANATHA, которое часто повтор€лось) в адрес любого, кто кинет на книгу сию взгл€д, не будучи жрецом или писарем».
ѕо собственному признанию, Ќикола ‘ламель мало что пон€л в прочитанном. Ќа первом листке находилось только приведенное выше заглавие, на втором — обращение к иуде€м, третий же был посв€щен трансмутации металлов, котора€ рассматривалась в качестве основного средства уплатить подать, наложенную римскими императорами. “екст, описывающий способ получени€ философского камн€, казалс€ довольно вн€тным, но в нем ничего не говорилось о том, что такое первична€ матери€ и где ее берут; этим характеризуютс€ все герметические сочинени€. —ведени€ о первичной материи содержались на четвертом и п€том листах, где были изображены очень красивые раскрашенные фигурки без вс€ких по€сн€ющих надписей. ‘ламель уточн€ет, что фигурки эти действительно обозначали искомую первичную материю, но пон€ть их мог бы лишь тот, кто уже освоилс€ в алхимическом искусстве, сам же он в то врем€ не увидел в них никакого смысла.

я тщательно изучил эти иероглифические символы и должен признать, что не сумел постичь намерений их авторов, как это было и в случае с «Ѕезмолвной книгой» («Mutus Liber»), а также с другими, чисто аллегорическими сочинени€ми. ƒаже когда € знаю, что именно символизирует та или ина€ фигура, мне кажетс€ вполне оправданным использование совсем других символов, поскольку у каждого из них имеетс€ по меньшей мере несколько различных значений.

„то касаетс€ текста книги, то нам придетс€ довольствоватьс€ малым, поскольку ‘ламель про€вил на сей счет большую скрытность1 и объ€снил это так: «я умолчу о том, что было написано на прочих листках прекрасным и четким латинским €зыком, иначе √осподь накажет мен€; € совершил бы большее злодейство, нежели тот, кто сказал (как утверждают), что ему хотелось бы, чтобы у всех людей мира была одна голова, дабы мог он срубить ее одним ударом».

—тав обладателем алхимической книги и исполнившись убеждени€, что ему предстоит осуществить вещий сон, ‘ламель прин€лс€ изучать текст и фигурки јвраама ≈вре€. Ёто продолжалось мно-гие мес€цы, даже годы — без какого бы то ни было намека на продвижение вперед. ¬прочем, кое-что изменилось: госпожа ѕеренелла догадалась, что у мужа по€вилс€ некий секрет, и тогда ‘ламель приобщил ее к своим изыскани€м, причем она ревностно ему помогала, а от соседей хранила все в тайне. »так, ‘ламель, вдохновл€емый женой и св€то уверенный втом, что исполн€ет Ѕожью волю, продолжал свои поиски, но — безрезультатно.

¬озникает вопрос: почему писарь, несомненно, знакомый со многими образованными людьми, не
стал распростран€тьс€ о своей находке и не обратилс€ к кому-либо за помощью. Ќа это есть по меньшей мере одно чрезвычайно убедительное объ€снение, о котором мы уже упоминали. ƒело в том, что как раз в это врем€ алхими€ была лишена ореола св€тости: в 1317 году папа »оанн XII обрушилс€ на эту науку в булле Spondent partier2.ѕриведем точный ее текст: «јлхимики обманываютнас и обещают то, чего у них нет. ѕочитают они себ€ мудрецами, но падают в пропасть, которую приуготовл€ют дл€ других. —мехотворным образом мн€т они себ€ сведущими в алхимии, но доказывают невежество свое тем, что ссылаютс€ на писани€ древних авторов; не могут обнаружить то, чего древним не удалось открыть, однако же почитают возможным найти сие в будущем. ¬ыдава€ поддельным металл за истинные золото и серебро, произнос€т они при этом слова, которые ничего не означают. Ќевозможно более сносить дерзость их, ведь сим способом изготовл€ют они фальшивые монеты и обманывают народ. ћы повелеваем, чтобы все эти люди навсегда покинули наши кра€ равно как и те, кто заказывает таковым золото и серебро, или сговариваетс€ с мошенниками дава€ им деньги за таковое золото. ƒабы наказать их, приказываем мы отобрать у них подлинное золото в пользу бедных, —оздающие фальшивое золото или серебро лишены чести. ≈сли у тех, кто преступил закон, недостает средств дл€ уплаты означенного штрафа, наказание может быть заменено другим. ≈сли среди алхимиков найдутс€ люди церковного звани€, пусть не ожидают помиловани€, ибо будут навсегда лишены сана своего».

«аметим, кстати, что в те времена ни дл€ кого не было секретом, что папа »оанн XXII сам занималс€ алхимией: после смерти своей он оставил такие неслыханные богатства, что в их герметическом происхождении никто не усомнилс€.  роме того, ему приписывают авторство трактата «»скусство трансмутации» («Ars transmutatoria»), однако здесь полной уверенности нет.

¬ернемс€ к ‘ламелю, который в результате усердного изучени€ книги јвраама ≈вре€ познал суть магистерии за исключением одного пункта первостепенной важности, посто€нно от него ускользающего. –ечь идет о первичной материи. ћежду тем ангел больше не по€вл€лс€ и ‘ламель, вполне справедливо полага€, что предпочтительнее воззвать пр€мо к Ѕогу, нежели к его св€тым, обратил к небесам следующую молитву, текст которой приводит ћанже в своем «—обрании химических редкостей» («Bibliotheca Chemica Curiosa»): «√осподь ¬семогущий и ¬ечный, ќтец светоносный, от коего исход€т все

Ќо божественное откровение не снизошло на ‘ламел€ — по крайней мере в ос€заемой форме. “огда упавший духом писарь решил показать некоторые из скопированных им фигурок лиценциату медицинских наук, которого звали мэтр јнсельм. Ѕудучи страстным поклонником алхимии, тот пожелал увидеть книгу, откуда были извлечены столь замечательные фигурки, и нашему писарю пришлось вс€чески изворачиватьс€ (а затем, несомненно, ка€тьс€ во лжи на исповеди), чтобы уверить собеседника своего в том, будто у него есть только рисунки, без какого бы то ни было по€сн€ющего текста. ћэтр јнсельм понимал в символах јвраама не более ‘ламел€, однако вз€л на себ€ смелость толковать их. » эти объ€снени€ совсем сбили с толку несчастного ‘ламел€, который рассказывает об этом так: «¬от почему в течение двадцати одного года совершил € тыс€чу опытов с огнем, но без вс€кой крови, так как почитаю сие злодейством и низостью. »бо в книге моей говоритс€, что философы называют кровью минеральный дух, который имеетс€ во всех металлах, а особенно в солнце, луне и меркурии, к соединению коих € всегда стремилс€».  ровь поминаетс€ здесь по той причине, что мэтр јнсельм, подобно многим суфлерам, путал алхимию с магией, отчего и дал совет смешать жидкую ртуть с чистой кровью новорожденных младенцев.   счастью, ‘ламель, будучи человеком мудрым и добрым, не поверил в это и полностью отверг преступные рецепты невежественного советчика.

Ќаконец €вилось и откровение — быть может, это действительно был божественный промысел. ‘ламель пон€л, что никогда не сможет разобратьс€ с книгой самосто€тельно, а потому решил сделать копию и посетить те кра€, где жили ученые мужи, принадлежавшие к нации јвраама, иными словами, евреи. “огда в »спании, в частности в окрестност€х —анть€го де  омпостелло, было несколько знаменитых синагог. ‘ламель, естественно, объ€вил, что намерен отправитьс€ в паломничество.

»так, мы снова встречаемс€ с паломничеством к св€тому »акову, которое прежде совершил –аймунд Ћуллий, а впоследствии также и ¬асилий ¬алентин, — если верить его собственному утверждению. «десь стоит прислушатьс€ к словам такого искушенного алхимика, как ‘юльканелли. ¬от что он пишет в первом томе своих «‘илософских приютов» («Demeures philosophales»): «ѕодобные аллюзии помогают осознать ошибку многих поклонников оккультных наук, которые буквально толковали чисто аллегорические сочинени€, созданные с намерением что-то открыть одним и утаить от других. ƒаже јльбер ѕуассон угодил в эту ловушку. ќн поверил, будто Ќикола ‘ламель, оставив жену свою ѕеренеллу, мастерскую и книги с рисованными миниатюрами, действительно исполнил данный перед алтарем приходской церкви —ен-∆ак-ла-Ѕуше-ри обет и отправилс€ в пешее паломничество по иберийским дорогам. Ќо мы искренно убеждены и готовы в этом ручатьс€, что ‘ламель никогда не покидал подвала, где пылали его печи. Ћюбой из тех, кому известно, что именно символизируют посох, калебаса и шнур на шл€пе св€того »акова, подтвердит истинность наших слов. ”подобл€€ себ€ материалам, которые им использовались и избрав внутренний агент в качестве образца? великий адепт соблюдал правила философской дисциплины и следовал в этом своим предшественникам».

‘юльканелли хочет сказать, что в рассказе ‘ламел€ о паломничестве речь на самом деле идет о первичной материи, а в пережитых им приключени€х аллегорически изображаютс€ различные манипул€ции с этой материей в процессе магистерии. ¬ легендарной версии V путешестви€ в √алисию один факт выделен с особой четкостью: по исполнении своего обета в —анть€го де  омпостелло Ќикола ‘ламель на обратном пути будто бы заболел и вынужден был задержатьс€ в городе Ћеоне. ѕо совету одного торговца из Ѕолоньи он обратилс€ за помощью к еврейскому врачу, мэтру  анчесу. ¬ беседе тот обнаружил такие познани€ в еврейской каббале, что ‘ламель показал ему фигурки из своей книги. “огда врач €кобы воскликнул, что это сочинение раввина јвраама «јш ћезареф» («Asch Mesareph»), которое считали утер€нным безвозвратно, — и предложил ‘ламелю сопровождать его в ѕариж. Ќо добрались они только до ќрлеана, где мэтр  анчес внезапно скончалс€, так и не открыв ‘ламелю врата познани€. Ёта аллегори€ представл€ет собой довольно прозрачное описание гибели первичной материи, что €вл€етс€ необходимым отправным пунктом дл€ реализации философской магистерии.

я не раздел€ю уверенности ‘юльканелли в том, что ‘ламель никогда не покидал своих печей. ¬месте с тем это паломничество к св€тому »акову вполне можно толковать как своеобразную инициацию: писарю в течение многих лет не удавалось раскрыть тайну первичной материи, и весьма веро€тно, что его направил на истинный путь другой адепт, скрывающийс€ под именем мэтра  анчеса, — насто€щее его им€ осталось нам неизвестным. ¬ таком случае «путешествие» предупреждает о необходимости инициации, а также €вл€ет собой аллегорический modus operandi.

»так, Ќикола ‘ламель получил наконец недостающие ему знани€, открыв, в частности, тайну пресловутой первичной материи. » вновь приступил к работе„ но сумел завершить ее только через три года после возвращени€ из «паломничества».  ак мы убедимс€ в последнем разделе этой книги, три года — это и есть нормальна€ продолжительность магистерии,— если используетс€ влажный путь, — поэтому указанное ‘ламелем врем€; представл€етс€ мне еще одним доказательством его правдивости, Ќо давайте послушаем теперь его рассказ о том, каким образом и при каких обсто€тельствах он обрел философский камень: «¬ конечном счете € нашел искомое, сразу же опознав его по сильному запаху. ѕолучив его, € легко совершил магистерию; потерпеть неудачу € не смог бы, даже если бы захотел, ибо знал теперь, как изготовл€ютс€ первые агенты, так что мне оставалось лишь во всем следовать указани€м моей книги.

¬ первый раз сделал € проекцию на ртуть, обратив примерно полфунта ее в чистое серебро, превосход€щее по качеству рудниковое, в чем € убедилс€, вз€в собственную пробу и отдав его на испытание нескольким другим люд€м. Ёто произошло 17 €нвар€, в понедельник, около полудн€, в моем доме, в присутствии одной лишь ѕеренеллы, в год 1382-й от искуплени€ рода человеческого. «атем, по-прежнему следу€ указани€м книги, совершил € проекцию с красным камнем и примерно с таким же количеством ртути, и при сем вновь была только ѕеренелла, и случилось это в двадцать п€тый день апрел€ того же года, около п€ти часов вечера, когда произведена была мною доподлинна€ трансмутаци€ в чистое золото, гораздо лучшее, чем обыкновенное, более м€гкое и гибкое. »стинную правду говорю, трижды произвела таковую операцию с помощью ѕеренеллы, котора€ понимает в этом не меньше мен€, поскольку неустанно мне помогала, так что могла бы и одна сие предприн€ть, если бы захотела»,

»менно в этом, 1382м году начинает ощутима расти материальное благополучие ‘ламел€. ¬сего за несколько мес€цев он приобрел только в ѕаррэше около тридцати домов и земельных участков, построил несколько часовен и больниц.  роме того, он возвел портал церкви св€той ∆еневьевы и пожертвовал значительную сумму на учреждение сообщества “рехсот, которое вплоть до 1789 года устраивало ежегодный крестный ход к церкви —ен-∆ак-ла-Ѕушери, чтобы вознести благодарственную молитву Ќикола ‘ламелю. ¬ собственном его приходе, —ен-∆ак-ла-Ѕушери, было обнаружено около сорока надлежащим образом оформленных актов дарени€, из которых можно заключить, что скромный писарь раздарил целое состо€ние. Ќаконец, на его средства было благоустроено кладбище Ќевинных младенцев, чрезвычайно модное в то врем€ место погребени€, а также место прогулок, где влюбленные назначали друг другу свидани€, поскольку никого не пугала громадна€ стату€ смерти, возвышавша€с€ над могилами. ‘ламель распор€дилс€ нарисовать на четвертой арке кладбища Ќевинных младенцев те самые иероглифические фигуры, которыми была украшена книга јвраама ≈вре€. Ќа многих из созданных ‘ламелем пам€тников было вырезано его изображение с чернильницей и пером в руках. Ќекоторые из этих изображений сохранились вплоть до XIX века.

¬незапное обогащение ‘ламел€, как ни старалс€ он утаить его от соседей, не осталось незамеченным. ’от€ он был всего лишь мелким ремесленником, не имевшим никакого вли€ни€ или знакомств в высшем обществе, слух о его богатствах достиг ушей корол€  арла VI — верный признак того, что современникам они казались баснословными.  оролевские чиновники сразу же пон€ли, что речь идет о случае необычайном, и  арл VI послал к ‘ламе-лю своего главного дознавател€, сира де  рамуази. я процитирую сочинение «—окровищница галльских и французских изысканий и древностей» («Tresor de Recherches et Antiquites Gauloises et Francoisesз») ѕьера Ѕорел€, королевского советника и придворного лекар€ в 1655 году: «» вот слух о богатствах ‘ламел€ достиг ушей корол€, каковой послал к нему г-на де  рамуази, главного дознавател€ своего, дабы вы€снить, правда ли то, о чем ему рассказали; но тот нашел ‘ламел€ в нищенстве, даже посуда у него была глин€на€. ќднако легенда гласит, будто ‘ламель во всем призналс€ ему, сочт€ его человеком честным, и подарил целую колбу с порошком, которую в этой семье, говор€т, долго хранили, отчего и вынужден он был оберегать ‘ламел€ от разысканий корол€».

ѕодкупив (если называть вещи своими именами) сира де  рамуази, ‘ламель спокойно продолжал свои зан€ти€. Ќо в образе жизни его никаких перемен не произошло: он жил, как подобает мел-кому ремесленнику, вместе со своей ѕеренеллой вплоть до ее смерти: она скончалась либо в 1397, либо в 1404 году и была похоронена на кладбище Ќевинных младенцев. —ам же писарь достиг возраста восьмидес€ти лет. ѕредоставим здесь слово замечательному историку прошлого века ¬але де ¬иривилю, который широко известен превосходными работами о ∆анне д'јрк и публикацией «’роники ƒевы» («Chronique de la Pucelle»). ¬але де ¬иривиль также интересовалс€ ‘ламелем, и вот что он говорит о нем: «ƒом его «Ѕольшой  онек» лишилс€ и своего конька, и многих скульптур, и античных украшений. Ќо он по-прежнему существует: это дом номер 51 по улице ћонморанси, и все могут увидеть там старинную надпись: «ћы, мужчины и женщины, живущие трудом своим и пребывающие под кровом дома сего, построенного в году 1407 от –ождества ’ристова, почитаем за долг каждый день возносить молитву √осподу, чита€ «ќтче наш» и «јве ћари€», дабы милосердием Ѕожьим не были оставлены несчастные умершие грешники. јминь».

«Ќикола ‘ламель умер в 1418 году, — продолжает историк, — когда слава и состо€ние его продолжали расти. ћесто дл€ могилы он приобрел себе в самой церкви —ен-∆ак-ла-Ѕушери. ћы знаем это по одной из многочисленных статей его изумительного завещани€, согласно которому он завещал почти все свое имущество приходу —ен-∆ак-ла-Ѕушери (детей у него не было). ѕомимо этого главного распор€жени€ в завещании перечисл€етс€ большое количество даров, что свидетельствует о его удивительной щедрости».

ћногие авторы, отверга€ любое предположение об алхимии, пытались доказать, что богатства ‘ламел€ — не более чем легенда; к несчастью дл€ них, нотариально заверенные акты о его многочисленных владени€х служат неоспоримым доказательством это-го колоссального состо€ни€. ƒругие утверждали, будто превосходный мастер своего дела вполне мог приобрести дома и участки на доходы от торговли, — абсурдность этой версии очевидна дл€ всех, кто знаком с жизнью мелких ремесленников в средние века. Ќаконец, некоторые объ€вили его ростовщиком или выдвинули обвинение в том, что он присвоил какое-то золото, принадлежавшее евре€м. Ћуи ‘игье превосходно ответил на подобные инсинуации: «¬ыдумки эти не подкрепл€ютс€ никакими доказательствами. Ѕолее того: все, что истори€ сообщает нам о характере и поступках ‘ламел€, позвол€ет полностью очистить его пам€ть от таких обвинений». »так, перед нами человек, который, по собственному признанию, стал заниматьс€ алхимией и нажил благодар€ ей огромные богатства. —оответствует ли это усвоенному нами пон€тию об алхимии? ¬едь трансмутаци€ металлов считалась лишь ступенькой к обретению бессмерти€. ћы ответили бы на этот вопрос отрицательно, если бы истори€ ‘ламел€ этим и завершилась — € имею в виду его смерть. Ќо в том-то и дело, что истори€ ‘ламел€ имеет продолжение, как и в случае с графом —ен-∆ерменом, а также некоторыми другими великими адептами.

ѕутешественник ѕоль Ћюка, живший в XVII веке, описыва€ свою поездку по ћалой јзии, рассказывает, в частности, следующее: «¬ Ѕурну-Ѕаши у мен€ была долга€ беседа о герметической философии с одним узбекским дервишем, этот житель Ћеванта сказал мне, что истинные философы обладают секретом продлени€ земного существовани€ своего до тыс€чи лет и могут уберечьс€ от любой болезни. “ут € завел речь о прославленном ‘ламеле, который, невзира€ на философский камень, умер окончательно и бесповоротно. ”слышав это им€, дервиш стал сме€тьс€ над моей простотой. я уже почти поверил ему, а потому чрезвычайно изумилс€, вид€, как он встретил мои слова, «аметив мое удивление, он спросил мен€ насмешливо: неужто € действительно так глуп, чтобы поверить в кончину ‘ламел€, «Ќет, нет, — сказал он мне, — вы ошибаетесь. ‘ламель жив. Ќи он сам, ни жена его еще не изведали, что такое смерть. “рех лет не прошло, как € рассталс€ с ними обоими в ¬ест-»ндии, это один из моих лучших друзей». ѕозже дервиш сообщил ѕолю Ћюка новые подробности: «—лава часто вредит человеку, но мудрец знает, как избежать непри€тностей. ‘ламель хорошо понимал, что его в конечном счете — едва станет известно, что он добыл философский камень, — заточат в тюрьму. ¬ самом скором времени его уличили бы в знании сей науки, ибо щедростью своей он привлек слишком большое внимание. ≈му удалось скрытьс€ от преследований, публично объ€вив о смерти своей и жены. ѕо его совету она будто бы слегла от смертельной болезни, а когда возвещено было о ее кончине, находилась уже в Ўвейцарии, исполн€€ приказ мужа и ожида€ его там. ¬место нее погребено было полено, причем похороны состо€лись с соблюдением всех церемоний и в той часовне, которую она сама возвела. «атем ‘ламель использовал такую же хитрость и, поскольку за деньги можно получить все, без большого труда подкупил как лекарей, так и св€щенников. ќн оставил завещание с наказом похоронить его р€дом с женой, на их могиле поставили надгробье в виде пирамиды, —ей истинный мудрец был уже на пути к супруге своей, когда второе полено упокоилось в часовне. — той поры оба стали вести сугубо философскую жизнь, переезжа€ из одной страны в другую. ¬от подлинна€ истори€ Ќикола ‘ламел€, так что не верьте глупым россказн€м, которые ход€т в ѕариже, где почти нет людей, познавших насто€щую мудрость.»

—уществует множество других свидетельств того, что ‘ламель не умер. Ћюбопытно, что все они совпадают в одном: супружеска€ пара будто бы удалилась в ¬ест-»ндию после, того, как философ приехал в Ўвейцарию к ѕеренелле, котора€ опередила его в «смерти», чтобы подготовить все необходимое дл€ долгого путешестви€.

я не могу сказать ничего определенного по этому поводу. — точки же зрени€ простой трансмутации здесь впервые по€вл€етс€ возможность дать утвердительный ответ. ¬ моем исследовании жизни јльберта ¬еликого, јрнальдо де ¬иланова и –аймунда Ћулли€ мне не удалось обнаружить ничего, что подтвердило бы их уверени€, будто они создали золото. ¬ отношении ‘ламел€ ситуаци€ совершенно ина€: источником его колоссальных богатств не могло быть ничто, кроме искусства √ермеса,

ѕоэтому ответ мой будет таким: да, более чем веро€тно, что Ќикола ‘ламель нашел философский
камень.

ѕравда, это «более чем веро€тно» мен€ не вполне устраивает: € хотел бы располагать полной уверенностью, чтобы признать себ€ вполне убежденным. ¬от почему € приглашаю вас следовать за мной далее по цепи времен, котора€ приведет нас прежде всего к ¬асилию ¬алентину, немецкому монаху-бенедиктинцу.

 
јлхимики

„итайте в рубрике «јлхимики»:

Ќикола ‘ламель
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам