„то такое эзотеризм

Ёзотеризм Ёзотеризм

¬ конфуцианской этике существовало пон€тие "чжэнмин", буквально — "исправление имен", означавшее, что им€ должно соответствовать сущности вещи. ѕроблема единства терминов, а точнее, его отсутстви€, давно назрела во всех област€х человеческого знани€, и эзотеризм здесь не исключение. ѕоэтому € хотел бы начать с определени€ пон€тий. “ем более, что многие из пон€тий, к которым мы обратимс€ в этой лекции, несколько раз на прот€жении нашей истории обретали новую жизнь.

Ћюди никогда не сомневались, что нар€ду с мiром видимым существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. Ќа заре человеческой истории эти два мiра вообще не раздел€лись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. ѕозже наступила нека€ дифференциаци€, но их по-прежнему объедин€ло представление о единстве законов, управл€ющих тем и этим мiром. ”чение о единстве этих законов и называетс€ сегодн€ эзотеризмом.

Ё«ќ“≈P»«ћ, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происход€т от греч. esoterikos, "внутренний". “ермин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). »сторически он обозначал тайноведение, "¬Ќ”“–≈ЌЌёё ƒќ “–»Ќ”" религиозного, философского или иного учени€, доступную лишь прошедшим обр€ды высших посв€щений, в отличие от Ё «ќ“≈–»„≈— ќ…, "внешней", изучение которой не только было доступно всем, но и вмен€лось им в об€занность.

—р. тайное учение и "общеобразовательна€ программа" ѕифагора, батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из которых только в православной церкви и иере€м, и мiр€нам доступны все семь, в католической же это право есть только у св€щеннослужителей, различные ступени посв€щени€ у масонов (от первой до третьей у французов и до тридцать третьей у шотландцев), наконец, тайны ѕолитбюро, доступные лишь очень узкому кругу, с одной стороны, и всеобщие политзан€ти€, которые многим из нас еще пам€тны, — с другой. ѕосв€щенный в эзотерическое знание был об€зан хранить его в тайне — и чувствовал себ€, естественно, избранным, принадлежащим к "элите".

—егодн€ Ё«ќ“≈–»«ћ — это обобщающее название современного учени€ или, точнее, представлени€ о мiре и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегос€ рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познани€ "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых, как известно, €вл€етс€ человек.

 роме того, со времен "великого  офты"  алиостро (конец XVIII века), а окончательно — мадам Ѕлаватской (конец XIX века) и јлистера  роули (начало ’’ века) в основе современного эзотеризма лежит сравнительное изучение учений ¬остока и «апада, цель которых — помочь человеку познать в первую очередь самого себ€, если уж мера всех вещей — он сам, ибо без этого он не сможет познать все остальное. ј познание самого себ€, как известно, не только древнейша€, но и труднейша€ из задач, когда-либо ставившихс€ человеком, недаром на храме јполлона в ƒельфах было написано: Gnwri se auton — "ѕознай самого себ€".

Ёто название окончательно прижилось после ¬торой мировой войны на «ападе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: √≈–ћ≈“»«ћ и ќ  ”Ћ№“»«ћ.

≈сли не придиратьс€ к частност€м, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане — определенный взгл€д на мiр, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношени€ и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане - совокупность дисциплин, изучающих законы, общие дл€ того и другого.

¬ чем же между ними разница?

—лово √≈–ћ≈“»«ћ так же, как и слово Ё«ќ“≈–»«ћ, придумано греками в эпоху эллинизма или чуть раньше: √еродот (484-425 до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возвод€щих это знание к некоему √ермесу “рисмегисту, от имени которого и образовано слово.

ќт того же слова, точнее, от имени, происходит и пон€тие "герменевтика" — искусство толковани€ св€щенных текстов, получившее в православной практике название "экзегетика" (толкование —в€щенного ѕисани€), а также всем известное слово "герметический" в смысле "плотно закрытый".

ƒревние и даже эллинистические греки, проника€ в чужие страны, не утруждали себ€ герменевтикой, то есть не вникали в подробности местного пантеона. ќни просто подгон€ли местных богов под своих собственных — главным образом по функци€м, хот€ эти функции у греческих богов со временем тоже мен€лись.

ѕредставьте себе картину: во времена јлександра ћакедонского ученый грек приезжает в ≈гипет. ≈го подвод€т к св€тилищу бога “ота (так он может выговорить это им€).
 
—  ак зовут этого вашего бога? "“олкователь"? ќн дал люд€м письмо, число и умение обвешивать? «начит, это √ермес!
 
” египт€н этот бог называлс€ ƒхути (“от), и центром его культа был город ’мун на юге ≈гипта, который греки называли √ермополем. Ётот бог был лунным божеством, изображавшимс€ с двум€ рогами: рога служили символом мудрости и учительства. ѕозже это про€вилось в (арабском) наименовании јлександра ¬еликого: «у-ль  арнейн (ƒвурогий). –ога (в виде лучей света) как символ мудрости украшают также изображени€ пророка ћоисе€ и некоторых других великих реформаторов.
 
Ќа самом же деле, очевидно, “от был первоначально не богом, а жрецом храма древнего лунного бога с тем же именем (“от, ƒхути) в этом городе, ученым. »стори€ вообще пишетс€ ретроспективно, и чем дальше от описываемых событий, тем она выгл€дит значительнее и красивее.
 
¬ конце концов его обожествили — сначала египт€не, потом греки. Ќо, в отличие от собственного бога √ермеса - древнего аккадского божества, олицетвор€вшего силы природы, — греки назвали египетского √ермеса "“рижды великим" (“рисмегистом).

Ќа рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие €влени€ одних планов (уровней) быти€ по их про€влени€м на других согласно принципу подоби€. Ётот принцип, иначе называемый законом подоби€ (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим √ермесом “рисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "“о, что внизу, подобно тому, что наверху".

Ёпоха эллинизма вообще представл€ет собой своего рода водораздел между древним и новым мiром. ѕочему — это мы после рассмотрим.  огда это было — считайте от јлександра ћакедонского: 333 год до н.э., drei - drei — drei, bei Issos Keilerei, как заучивали немецкие гимназисты, победа при »ссе.

“е, кто жили до этой эпохи, представл€ютс€ нам людьми довольно дикими или по меньшей мере странными. „тобы в этом убедитьс€, достаточно попробовать почитать книги ¬етхого «авета, написанные до эпохи јлександра или, если уж быть точным, до ≈здры и его ученика Ќеемии (V в. до н.э.). —овременный человек не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих книг и их герои.  ак сказал однажды ¬иктор ¬асильевич Ѕычков, философ и историк культуры, "все врем€ кажетс€, что это были инопланет€не". Ќаша логика начинаетс€ с Ёкклезиаста.
 
ѕозже к √ермесу как ученому, обладателю тайного знани€, обратились гностики.  лимент јлександрийский (III в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого- космографического и религиозного содержани€. ¬ греческих и латинских изложени€х до нас дошли: "ќ природе богов" (De natura deorum), "ѕимандр или о могуществе и мудрости Ѕожией" (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и знаменита€ "»зумрудна€ скрижаль" (Tabula smaragdina). ѕодробнее см., напр., јгапова «. √ермес — бог познани€ земли и неба. јльманах "√ермес", ћ., 1992.

“аким образом, под √≈–ћ≈“»«ћќћ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличи€ скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посв€щенным. —лово же Ё«ќ“≈–»«ћ стали пример€ть к себе христианские иерархи: себ€ они считали эзотериками, и не без оснований — какое учение может быть эзотеричнее веро-учени€? — а всех остальных, включа€ царей, — экзотериками. Ќедаром даже —в€той  онстантин, пам€ть которого вместе с его матерью ≈леной ныне отмечаетс€ ѕравославной церковью 21 ма€ ст.ст. (3 июн€), в документах Ќикейского собора (325) именуетс€ `o 'episkopos twn 'exoterikwn - "владыка внешних".

√ерметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и нынешнего тыс€челетий, то есть до ¬еликой схизмы 1054 г., когда римский папа (Ћев IX) и константинопольский ѕатриарх (ћихаил  ируларий) заочно прокл€ли друг друга. XI век вообще был периодом окончательного оформлени€ д о г м ы во всех трех мiровых религи€х — иудаизме, христианстве и мусульманстве.

ѕоследствий от этого было много, дл€ нас же важно вот что. ≈сли оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относитс€, пон€тие догмы и не-догмы. ѕрежде знание хот€ бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. ¬ гороскопы можно было верить или не верить, но составл€ть их умели — в этом признаетс€, например, замечательный византийский писатель и царедворец ћихаил ѕселл (1018-78), современник великой схизмы. “еперь же это знание стало порочным, поганым ("€зыческим", от лат. paganus). ѕраво на св€зь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себ€ ждать — начиналась эпоха сожжени€ ведьм. √ерметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обь€влен дь€вольщиной и забыт.

¬озродилс€ он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: ќ  ”Ћ№“»«ћ.

—лово ќ  ”Ћ№“»«ћ происходит от лат. occultus, "скрытый" и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосв€зи между событи€ми и €влени€ми, не объ€снимой полностью ни с точки зрени€ канонического богослови€, ни с точки зрени€ рациональной науки.

¬ XII в. рабби јвраам бен ƒавид из “оледо собрал древние тексты, кое-что дописал сам и представил мiру первый свод учени€  аббалы. ¬ XIII в. граф Ѕольштедт, он же јльберт ¬еликий, сложил с себ€ сан епископа и стал учителем оккультных наук. ¬ XIV веке –аймонд Ћуллий создал свою Ars Magna — "¬еликое искусство", книгу по магии и алхимии. ¬ XV веке юный граф ѕико делла ћирандола пон€л, что мiр видимый и мiр невидимый едины, и лучшим средством познани€ этого назвал  аббалу. ¬ XVI веке солдат по имени √енрих, за храбрость посв€щенный в рыцари пр€мо на поле бо€ под именем  орнелиуса фон Ќеттесгейм, написал трехтомное сочинение о тайной философии — De occulta philosophia, фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его знаем как јгриппу). ¬ XVII веке юный Ѕенедикт —пиноза... ќ —пинозе, впрочем, разговор более уместен в курсе истории религии.

Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа и микроскопа, бином Ќьютона, гелиоцентрическа€ система) несколько ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха ѕросвещени€, представители которой стали изгон€ть из массового сознани€ не только дь€вола, но и Ѕога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и ребенка, да не одного, а нескольких. Ќас, впрочем, пока интересует только один ребенок, а именно оккультизм: его оп€ть забыли чуть ли не на полтора века. я имею в виду, впрочем, только образованные круги, в народе-то вера в чудеса никогда не умирала.

ќткрытие ”рана (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. ¬ конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродилс€ с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, гл.об. врачей (ћесмер, √алль, √анеман), и "открыти€" европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хироманти€, спиритизм, теософи€).

ѕутем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. ѕри этом каждое маленькое общество вырабатывало свой пон€тийный €зык. –азличие между этими €зыками дает о себе знать и сейчас. Ѕеда еще в том, что оккультизм подталкивал их к политике. Ёзотерический взгл€д на мiр есть философи€ человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным. ƒостаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Ќо о масонах речь пойдет особо.

“ак или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложилс€ как цельное и вполне научно обоснованное мiровоззрение. «а весь дев€тнадцатый век вообще было сделано очень много — во всех област€х развити€ оккультизма. ѕо€вилось много новых дисциплин. ќднако эпоха fin de siecle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. —начала оккультизм стал модой, после чего, естественно, по€вилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Ќад ними стали насмехатьс€. ƒаже ярослав √ашек в "ѕохождени€х бравого солдата Ўвейка" вывел повара-оккультиста ёрайду. ”влекатьс€ оккультизмом стало дл€ образованных людей зазорным.

¬ 20-е — 30-е годы началс€ новый, на сегодн€шний день последний этап в развитии эзотеризма. —лово "оккультизм", ставшее уничижительным, было забыто, и названи€ подбирались новые.

ќправилось от ударов судьбы “еософское общество, созданное ≈леной Ѕлаватской. ¬ Ўвейцарии д-р –удольф Ўтайнер основал "храм" антропософии. ¬ јмерике возник »нститут парапсихологии, в –оссии - целое научное направление по исследованию возможностей человека (Ѕехтерев). Ќацисты в √ермании попытались поставить себе на службу астрологов и €сновид€щих. ¬ јнглии под именем "—еребр€ной звезды" возродилс€ орден "«олотой зари", основанный в конце XIX в., и так далее.

—амые умные из власть предержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. ¬се исследовани€, могущие хоть как-то повли€ть на расстановку сил в мiре или на престиж государства, стали субсидироватьс€ — и засекречиватьс€. ƒо этих пор вс€ эзотерика, включа€ и церковь, на прот€жении тыс€челетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвовани€.

¬ годы второй мiровой войны это развитие замедлилось, многие эзотерики умерли или погибли. Ќо сразу после войны оно возобновилось и быстро пошло вперед. ѕо€вились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. ѕо€вление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. ¬озникли новые направлени€ и дисциплины, к старым теори€м были найдены новые подходы. » ко всему этому как-то прижилось название Ё«ќ“≈–» ј как некое объедин€ющее пон€тие. —начала оно, естественно, получило распространение за рубежом, а после крушени€ социализма — и у нас.

” нас, правда, эзотерика тогда расцвела махровым цветом, как в начале века. Ќо это пройдет, да и уже проходит.

¬ целом же, несмотр€ на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, наход€сь как бы на периферии общественного сознани€. Ёзотеризм как философи€ прежде всего удобен, потому что помогает объ€снить и пон€ть многие вещи, а также прогнозировать их развитие. “о есть требовани€м, предъ€вл€емым к теории, он отвечает (теори€, как известно, должна не только объ€сн€ть, но и прогнозировать).  роме того, его построени€ красивы, а красота — еще один признак хорошей теории. ѕрикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем.

ќднако тыс€челетн€€ печать "зазорности" еще не стерлась. » хот€ короли и президенты, спортивные чемпионы и секретные службы, не говор€ уже о простых люд€х, успешно пользуютс€ услугами целителей и €сновид€щих, астрологов и гадалок, признаватьс€ в этом как-то не прин€то. » дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстител€ нравов.

Ќе секрет, что многие отрасли современной науки переживают не лучшие времена. Ќе секрет также, что многие представители этой науки больше интересуютс€ своими собственным, чем чужим преуспе€нием. Ќо есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать "эти средневековые суевери€" по той лишь причине, что своим знакомством с эзотерикой они об€заны дешевой американской литературе, астрологу- недоучке или лекарю-шарлатану.

Ќо так будет не всегда. ¬ истории человечества наступает новый перелом, "водораздел", и очень может быть, что люд€м какого-нибудь XXIII века мы будем казатьс€ такими же инопланет€нами, какими нам кажутс€ жители древнего Ўумера. ”же в будущем, XXI веке, то есть очень скоро, эзотерические науки займут свое место в программах учебных заведений нар€ду со всеми другими. ¬едь на самом деле и те, и другие тесно св€заны между собой. ќднако переход от прежней логики к новой, хот€ он уже началс€, займет несколько столетий.

Ётот прогноз основываетс€ на особой хронологии, прин€той у астрологов и вообще в современном эзотеризме. ¬ы, веро€тно, слышали выражение: "наступает эра ¬одоле€". „то оно означает?

Ќачну издалека. ¬о II веке нашей эры астроном √иппарх, живший на острове –одос, открыл €вление прецессии, т.е. смещени€ точки весеннего равноденстви€.

“очкой весеннего равноденстви€ называетс€ точка пересечени€ небесного экватора с эклиптикой. ƒень, когда —олнце проходит эту точку, переход€ из южного небесного полушари€ в северное, называетс€ днем весеннего равноденстви€, по современному календарю — 21 марта. — этого дн€ во многих древних календар€х начиналс€ год, а в наши дни эта точка служит началом отсчета небесных координат.
 
“ак вот, √иппарх сравнил свои наблюдени€ с астрономическими таблицами египт€н за несколько веков и обнаружил, что эта точка переместилась. ќн вычислил и угловую скорость ее перемещени€ — она составл€ет около 50 секунд в год. Ёто означает, что дл€ земного наблюдател€ весь по€с зодиакальных созвездий постепенно сдвигаетс€: если в эпоху √иппарха —олнце в этот день действительно восходило вместе с созвездием ќвна, то в наше врем€ оно в этот день восходит вместе с созвездием –ыб, хот€ его положение относительно экватора и эклиптики не изменилось. ј в течение ближайших двух тыс€ч лет оно будет восходить в этот день вместе с созвездием ¬одоле€.
 
Ќа этом, в частности, основывают свою аргументацию противники астрологии:
 
— јстрологи утверждают, что с 21 марта по 21 апрел€ —олнце находитс€ в созвездии ќвна, а на самом деле оно входит в него только 18 апрел€!
 
“ак оно и есть, только в астрологии учитываютс€ не созвезди€, а знаки «одиака. —озвезди€ имеют разную прот€женность и действительно мен€ют свое положение, а знаки — это условные сектора небосвода по 30 градусов каждый, отсчитываемые от точки весеннего равноденстви€. “аким образом, эта точка перемещаетс€ лишь относительно созвездий, знаки же чередой движутс€ вслед за ней, потому что начало этой череды к ней прив€зано. „ерез дес€ть тыс€ч лет в день весеннего равноденстви€ —олнце будет восходить вместе с созвездием ¬есов, однако дл€ астрологов люди, родившиес€ в течение мес€ца после этого дн€, все равно будут обладать "качествами ќвна" — не созвезди€ ќвна, у которого, естественно, нет никаких качеств, а того психологического архетипа, который в литературе описываетс€ как "ќвен".
 
ѕри скорости 50 угловых секунд в год точке весеннего равноденстви€ требуетс€ около двух тыс€ч лет на прохождение одного созвезди€ (или, если уж быть точным, одного знака истинного «одиака). ¬ период примерно от начала нашей эры и до сего дн€ она находилась в созвездии –ыб. ѕеред этим она около двух тыс€ч лет находилась в ќвне, то есть где-то начина€ с эпохи "великого переселени€ народов" в XX веке до нашей эры и вплоть до –ождества ’ристова. ≈ще за две тыс€чи лет до этого она находилась в “ельце, и так далее. ¬ ближайшем будущем она перейдет в созвездие ¬одоле€.

—оответственно этому и истори€ человечества делитс€ на отрезки примерно по две тыс€чи лет каждый: истори€ шумеров и ≈гипта до конца эпохи —реднего ÷арства — эра “ельца и бык как символ божественной и царской власти, ок. 4000 — ок. 2000 до н.э.; далее после периода войн и перемен, длившегос€ три-четыре столети€, настала эра ќвна — јссири€ и ¬авилон, евреи со своим козлом отпущени€ и греки со златорунным бараном, 2-е и 1-е тыс€челетие до н.э.; далее снова период перемен, он же эпоха эллинизма и первых христианских общин, оп€ть три-четыре столети€, и начало эры –ыб — если помните, символом первых христиан и были рыбы.

«а эрой –ыб должна последовать эра ¬одоле€, переход к которой уже началс€. ≈сли не считать первых ее провозвестников, по€вившихс€ еще в XIX веке, по-насто€щему он началс€ только сейчас. ќн тоже займет три-четыре столети€, поэтому раньше XXIII века говорить об окончательном уходе эры –ыб будет рано. ќ значении каждой из этих эр мы еще поговорим, да и вы сами можете посмотреть в астрологической литературе, что такое архетип “ельца, ќвна, –ыб и ¬одоле€.

ясно, что это деление условно — так же, как деление истории на "эпоху рабовладени€", "эпоху феодализма" и так далее. ясно также, что наше краткое изложение касаетс€ в основном иудеохристианской, то есть фактически европейской культуры: в разных регионах «емли смена эр происходила по-разному. Ќо эти подробности мы рассмотрим позже.

¬ целом же дл€ нас эта хронологи€ удобна тем, что позвол€ет легко проследить основные этапы развити€ эзотерической мысли, структурировать их по принципу логики человеческого мышлени€. “еперь вам €сен и смысл названи€ второй и третьей лекции: "ƒоовновые культуры" и "Ёра ќвна". », задумавшись над тем, что означала кажда€ из этих эр дл€ самосознани€ человечества, мы сможем €снее представить себе этапы его развити€.

ѕрикладные эзотерические дисциплины

–азвивались эзотерические науки так же, как все другие, например, физика или хими€. ≈сли первоначально ими занимались "в комплексе" - химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном - астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что нам теперь приходитс€ иметь дело со множеством узких дисциплин. ¬прочем, границы между ними размыты, так что на их стыке посто€нно возникают все новые дисцилины, да и сама область эзотерических наук тесно соприкасаетс€ с другими област€ми человеческого знани€, которые можно было бы объединить под названием н а у к  о  ч е л о в е к е.

“аких наук очень много. ƒаже их алфавитный список, от антропологии до €зыкознани€, зан€л бы столько же места, сколько вс€ эта стать€. ¬ наши дни человек, решивший изучать какую-то одну из этих наук, вынужден не только "узнавать все больше о все меньшем и меньшем" (узка€ специализаци€), но и посто€нно обращатьс€ к "соседним" наукам. “ак, психиатру часто приходитс€ изучать и социологию, и педагогику, и философию, а астрологу бывает не обойтись без хиромантии, графологии или “аро.

„тобы поближе познакомитьс€ с эзотерическими науками, мы дл€ удобства разделим их на три группы. ¬о-первых, это дисциплины, использующие объективные  данные  о  человеке, то есть те параметры, которых он сам изменить не может: дату рождени€, форму и линии ладони, почерк и т.д.   таким дисциплинам относ€тс€ в первую очередь астрологи€, графологи€ и хирологи€ (хироманти€), а также дактилоскопи€, котора€, в сущности, есть не что иное, как один из разделов хирологии.

—юда же относ€тс€ френологи€ (установление характера по выпуклост€м черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также нумерологи€ — определение характера и предсказание судьбы по числовым значени€м букв имени и цифр даты рождени€.

  ним же примыкают и дисциплины неоккультные, также использующие объективные данные: криминалистика, паралингвистика (изучение мимики, жестикул€ции) и многие диагностические методики — например, иридологи€, определ€юща€ состо€ние здоровь€ по радужной оболочке глаза. ¬ конечном итоге сюда же следовало бы отнести и психиатрию, выводы которой тоже стро€тс€ на объективных про€влени€х личности - реакци€х, высказывани€х и т.п., симулировать которые достаточно сложно.

¬тора€ группа оккультных наук оперирует субъективными данными, то есть тем материалом, который человек предоставл€ет о себе сам. Ёто главным образом какие-то образы подсознани€, которые сам человек обычно истолковать не умеет; специалист выступает здесь в роли "дешифровщика". —юда относ€тс€ все мантические дисциплины, то есть различные способы гадани€.

—пособов гадани€ существует очень много, начина€ от гадани€ на картах, палочках или кофейной гуще и конча€ экзотическими приемами древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по характеру дыма, поднимающегос€ над жертвенником. √адать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на вопрос уже заключен в подсознании спрашивающего, иначе не возник бы сам вопрос. √адательные символы лишь помогают сделать этот ответ пон€тным.
 
“олкование снов (онейрологи€) также входит в эту группу, так как сны принадлежат не объективному, а субъективному мiру. —юда же следует отнести и каббалистическую нумерологию, исследующую случайные сочетани€ букв и цифр.
 
—о стороны неоккультных наук к мантическим дисциплинам примыкает психологи€, также занимающа€с€ изучением тех данных, которые человек дает о себе сам, что-то сообща€, а что-то утаива€. Ќаиболее €рко эти признаки психологии выражены в психоанализе ‘рейда. ясно, что к этой категории относ€тс€ и столь распространенные ныне психологические тесты.

», наконец, треть€ группа оккультных наук — науки магические, основна€ цель которых — не изучение характера человека и не предсказание судьбы, а воздействие как на то, так и на другое. ћагией занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы), так и обыкновенные люди. “ри волхва, пришедшие, по евангельскому сказанию, поклонитьс€ младенцу »исусу, тоже были не кем иным, как вавилонскими магами, узнавшими о рождении —пасител€ из наблюдений за небосводом.

—уществует несколько видов магии, различающихс€ по цел€м и способам воздействи€. ѕрофессиональную магию издавна подраздел€ли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). –азличие между ними скорее этическое, чем техническое: если перва€ направлена на уменьшение зла в мiре, то втора€ имеет противоположную цель.

Ќатуральна€ же или "народна€" маги€ просто составл€ет неотъемлемую часть нашей жизни. "Ћюбое действие, совершаемое намеренно, уже есть маги€", — говорил јлистер  роули и был прав, ибо осознание человеком своего намерени€ уже вызывает изменени€ в окружающем его мiре, облегча€ осуществление этого намерени€, если оно не нарушает космического равновеси€, или затрудн€€, если нарушает.

ѕодробнее об отдельных эзотерических дисциплинах и их истории можно прочитать в книге јльфреда Ћеманна "»ллюстрированна€ истори€ суеверий и волшебства" (ћ., 1900, репринт  иев, 1993). ѕреподаетс€ эта истори€ там скорее критически, если не сказать саркастически, однако факты там изложены точно и верно.

јвтор: Het Monster
 
»стори€ герметизма

„итайте в рубрике «»стори€ герметизма»:

„то такое эзотеризм
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам