√ермес “рижды ¬еличайший

√ермес “рижды ¬еличайший √ермес “рижды ¬еличайший

¬не вс€кого сомнени€, с самого начала эксперимента под названием «человек» среди людей встречались колдуны, шаманы, предсказатели, чудотворцы и целители. «адолго до по€влени€ письменной истории такие фигуры уже выполн€ли функции - иногда отличные друг от друга, иногда пересекающиес€ - св€щеннослужител€, пророка, мудреца, колдуна, прорицател€, толковател€ снов, астролога, барда и лекар€. »х де€тельность одна из первых нашла отражение в исторических документах.

Ќа заре христианской эры на Ѕлижнем ¬остоке таких фигур было великое множество. Ќекоторые даже утверждают, что сам »исус был лишь одним из многих чудотворцев своего времени и его вли€ние на нашу цивилизацию можно считать лишь делом случа€. “ак, например, по мнению профессора ћортона —мита из  олумбийского университета, христианство представл€ет собой случайное €вление, которое могло бы про€витьс€ совсем иначе или не про€витьс€ вообще. ”читыва€ случайный характер стечени€ обсто€тельств, у нас вполне могло быть не два тыс€челети€ христианства, а два тыс€челети€ религии, основанной на учении, скажем, јполлони€ “ианского. » действительно, »исус - в том облике, как его представл€ет христианска€ традици€, - имеет много общего с јполлонием.

јполлоний родилс€ в “иане (современна€ “урци€) в начале первого века нашей эры и умер между 96 и 98 годом от –ождества ’ристова. ∆изнеописание јполлони€ было составлено писателем ‘илостратом примерно в 220 году. ¬ соответствии с предани€ми, собранными и записанными ‘илостратом, јполлоний исцел€л больных, воскресил по меньшей мере одного человека, а после смерти был вознесен на небеса под пение жриц. ѕо общему мнению, в юности он прин€л учение пифагорейцев. јполлоний был убежденным вегетарианцем и носил длинные волосы. Ќепри€тие убийства заставило его носить одежду из растительных волокон, отказавшись от кожи, меха и других продуктов животного происхождени€. —трастное стремление к философскому исследованию мира побудило его много путешествовать - в »талию, √рецию, ≈гипет, —ирию и ¬авилон. ќн отказывалс€ посещать ѕалестину, потому что считал, что иудаистска€ традици€ жертвоприношени€ в храме оскверн€ет как народ, так и страну. — 41 по 54 год нашей эры он жил в »ндии, изуча€ индуистскую философию и то, что осталось от буддизма. —реди его приверженцев был римский император ¬еспасиан, который считал јполлони€ своим духовным наставником. —читаетс€, что јполлоний придерживалс€ единственно разумной философии в том, что касаетс€ души. ѕо его мнению, «именно душа, котора€ не €вл€етс€ объектом ни жизни, ни смерти, есть источник существовани€».

Ќетрудно себе представить и вещи пострашнее, чем два тыс€челети€ религии, основанной на воззрени€х јполлони€, - хот€, подобно любой другой религии, она, вне вс€кого сомнени€, была бы деформирована временем, общественными и политическими факторами, догматизмом и фанатизмом ее сторонников. ќднако обсто€тельства сложились так, что в реальности јполлоний был вытеснен на обочину так называемым ходом истории, и мы знаем о нем только благодар€ биографии ‘илострата, весьма сомнительному по своей достоверности документу. ”дел других чудотворцев этого времени - почти полное забвение.

“ем не менее один из них - реальный или вымышленный - сохранилс€ в христианской мифологии, чтобы стать олицетворением мага. Ёто был по определению «черный» маг, или злой волшебник, «перва€ полна€ легенда: о злом волшебнике» в западной истории2. Ёта фигура по€вл€етс€ в ƒе€ни€х јпостолов (глава 8, 9-24), в трудах отцов церкви и работах последующих комментаторов под именем —имона-волхва. »менно в обличье —имона-волхва впервые перед нами предстает ‘аустус, или ‘ауст.

—уществуют свидетельства, что насто€щий —имон - возможно, один или несколько человек, €вл€вшихс€ его прототипом, - был приверженцем «ереси», известной как гностицизм. ќдин из раннехристианских апостолов, живший в четвертом веке, блаженный ≈пифаний, обвин€ет —имона в том, что тот €вл€етс€ основателем гностицизма - довольно неправдоподобное утверждение3. ƒругие пророки говор€т, что он называл себ€ ћессией, —ыном Ѕожиим и даже персонификацией Ѕога-отца. √овор€т, что он путешествовал в компании блудницы из “ира ’елены, или ≈лены, - она может рассматриватьс€ как идентификаци€, если не реинкарнаци€ ≈лены “ро€нской. ƒругое приписываемое этой женщине им€ - это —офи€, термин гностиков дл€ обозначени€ божественной мудрости. ѕо словам одного из комментаторов, «ее представление в виде шлюхи имеет целью продемонстрировать глубину падени€ божественного первоисточника, когда он участвует в акте творени€».

¬ —в€щенном ѕисании и более поздних церковных трудах —имон предстает как некий закл€тый враг, воплощение сил тьмы, нечестивой и нечистой энергии, диаметрально противоположной недавно сформулированному христианскому посланию. “ак, например, в ƒе€ни€х јпостолов он по€вл€етс€ как самозваный чудотворец и месси€ из —амарии. Ёта харизматическа€ личность, окруженна€ ревностными поклонниками, €вл€етс€ - подобно апостолу ѕетру, но в более греховном смысле - «ловцом людей», или «ловцом душ». ѕри встрече с ѕетром он предлагает апостолу деньги за дар исцелени€ наложением рук. ƒругими словами, он пытаетс€ купить исцел€ющую силу —в€того ƒуха, чтобы использовать ее в эгоистических и корыстных цел€х, - именно отсюда происходит название греха «симони€».  роме того, он высказывает сомнени€ в статусе ’риста и в полномочи€х ѕетра как апостола.

¬ соответствии с более поздними свидетельствами встреча заканчиваетс€ тем, что —имон бросает перчатку» ѕетру и вызывает его на своеобразную «дуэль», во врем€ которой они соревнуютс€ друг с другом в сотворении чудес. ѕоначалу —имон даже превосходит ѕетра, поскольку его чудеса выгл€д€т более впечатл€ющими. ќднако в отличие от чудес ѕетра в их основе лежит не божественна€ сила, а сомнительный и (по свидетельствам христианских комментаторов) демонический источник.  акими бы €ркими они ни выгл€дели, эти чудеса €вл€ютс€ всего лишь дешевым трюком, продуктом ловкости рук, обмана, мошенничества, рассчитанными на поверхностный эффект и не несущими в себе глубокого смысла. Ќет нужды говорить, что в конечном итоге —имона постигает заслуженна€ кара - он низвергаетс€ с высот, на которые сам себ€ вознес, ломает ногу и тер€ет веру окружающих.

ѕри первом своем по€влении в ƒе€ни€х јпостолов —имон выгл€дит жалкой и незначительной фигурой - корыстный шарлатан, мелкое преп€тствие на пути ѕетра, совершающего евангельскую миссию в —амарии. ƒл€ последующих комментаторов он становитс€ не просто презренным соперником ѕетра, против которого выступает сам √осподь. ќн превращаетс€ в фигуру, сопоставимую с самим антихристом - не просто врагом, но воплощением главного духовного врага человечества. ƒл€ истинных христиан этот первый колдун по определению воспринимаетс€ как «черный» маг, как посол сил космического зла. —илы, которые он демонстрирует, изначально считались исход€щими из источника зла, от антихриста или дь€вола. » все последующие колдуны считались последовател€ми —имона -просто потому, что они владели искусством волховани€. ¬ соответствии с учением церкви они не могли быть никем иным. —овершенно очевидно, что за ними не могли признать доступа к божественным силам, их не могли считать современными апостолами - это бросило бы вызов церковной монополии на подобные силы. Ћюбое про€вление силы, которое не исходило из официально санкционированных церковных источников, по определению могло быть только демоническим.

“аким образом, —имон-волхв проложил дорогу ‘аусту, заключившему договор с дь€волом. ќднако св€зь между ними не ограничивалась тематическими параллел€ми и общими ассоциаци€ми с ≈леной “ро€нской. Ќа немецком €зыке слово Faust означает «кулак», что с некоторой нат€жкой можно считать вполне уместным именем. ќднако на латыни faustus значит пользующийс€ благосклонностью», и именно такое прозвище было у —имона-волхва. ѕо мнению профессора ’анса …онаса:

«Ћюбопытно, что в латинских кругах —имон был известен как Faustus («пользующийс€ благосклонностью»): в сочетании с его посто€нным прозвищем ¬олхв и тем фактом, что его сопровождала ’елена, которую он называл перевоплотившейс€ ≈леной “ро€нской, это €сно доказывает, что здесь мы сталкиваемс€ с одним из источников легенды о ‘аусте. Ќемногие почитатели произведений ћарло и √ете подозревают, что их герой €вл€етс€ потомком сектанта-гностика и что ≈лена ѕрекрасна€, возрожденна€ к жизни его искусством, когда-то была падшим творением Ѕога, через вознесение которой должно быть спасено человечество».

¬ ƒе€ни€х јпостолов —имон-волхв не отождествл€ет себ€ со злом, не считает себ€ посланником дь€вольских сил. ќднако даже в это врем€ - в середине и конце первого века нашей эры - подобна€ фигура сурово осуждалась большинством иудеев, исповедовавших иудаизм. ƒл€ иудеев он был религиозным преступником, действовавшим вне рамок официальных храмовых служб, националистических мессианских сект и зарождающегос€ талмудистского иудаизма. ƒл€ приверженцев новой религии - независимо от того, принадлежали ли они к сторонникам церкви »акова или к новообращенным, следовавшим за диссидентом ѕавлом, - его грех был еще т€желее. —имон рассматривалс€ как соперник ћессии, чьи утверждени€ и де€ни€ претендовали на «истинность». ¬ этом отношении он мог действительно считатьс€ антиподом ’риста.

ќднако если чародей, олицетворением которого €вл€лс€ —имон-волхв, был парией в ѕалестине и в Ќовом «авете, то в другой обстановке он встречал более благосклонный прием. ¬ первом веке нашей эры одним из самых известных подобных мест считалс€ ≈гипет, и особенно город јлександри€.

јлександри€: сердце греческого ≈гипта

Ѕолее чем за п€тьсот лет до описываемых событий между ≈гиптом и √рецией установились теплые отношени€. ≈ще в 610 году до –ождества ’ристова в дельте Ќила было основано первое греческое поселение, превратившеес€ в торговый центр, а греческие воины, сами противодействовавшие экспансии персов, часто оказывали помощь египт€нам в отражении набегов персидской армии. ќднако в отличие от √реции ≈гипет не сумел дать отпор завоевател€м. ѕочти два столети€ - с 525 по 332 год до нашей эры - ≈гипет находилс€ в рабстве у персов. ¬ 343 году последний фараон Ќехтанеб II бежал по Ќилу в Ёфиопию, и древн€€ династи€ египетских царей перестала существовать. ’рамы, алтари, пам€тники и даже целые города были разрушены персидскими завоевател€ми. ќт них остались одни развалины.

 огда в 332 году до нашей эры в ≈гипет вторглись войска јлександра ¬еликого, население встречало их как освободителей. ќккупационные персидские власти не оказали почти никакого сопротивлени€ и были без труда изгнаны. √од спуст€, в 331 году до нашей эры, македонский царь основал город, который по сей день носит его им€. ¬скоре поле этого јлександр покинул ≈гипет и больше никогда туда не возвращалс€. ќн умер в ¬авилоне через восемь лет, и его огромна€ импери€, простиравша€с€ до границ »ндии, была поделена между его военачальниками. ќдин из них, ѕтолемей, получил в управление ≈гипет и в 305 году до нашей эры стал царем этой страны под именем ѕтолеме€ I. “аким образом, он стал основателем династии греческих монархов, котора€ правила страной до 30 года нашей эры, когда умерла последн€€ египетска€ царица  леопатра.

 леопатра покончила с собой, когда ее флот и флот м€тежного римл€нина ћарка јнтони€ был разбит в битве при јктиуме приемным сыном ёли€ ÷езар€ ќктавианом. ¬ 27 году нашей эры победоносный ќктавиан провозгласил себ€ римским императором, вз€л им€ јвгуст и основал –имскую империю. ≈гипет превратилс€ в государство - сателлит –има под управлением префекта, который напр€мую подчин€лс€ императору. Ќа прот€жении следующих трех с половиной веков ≈гипет €вл€лс€ главной житницей –има.  араваны судов из јлександрии развозили зерно по всему —редиземноморью - сначала в »талию, потом дальние аванпосты –имской империи, а после 334 года нашей эры и в недавно основанный город  онстантинополь.

¬о времена правлени€ греческой династии ѕтолемеев ≈гипет пользовалс€ славой места, где можно было без особого труда получить земли, добитьс€ высокого социального положени€ и сделать себе состо€ние. Ёто способствовало притоку эмигрантов, многие из которых у себ€ на родине проз€бали в бедности, а здесь получали возможность разбогатеть, приобрести власть и вли€ние. ѕод вли€нием греческих колонистов ≈гипет эллинизировалс€ и коренным образом изменилс€. “ак, например, египт€не еще с глубокой древности пили пиво. √реки предпочитали вино, и это привело к широкому распространению виноградников. ≈гипт€не носили льн€ную одежду, а греки использовали шерст€ные ткани, так что дл€ их производства требовалось завезти в страну овец. Ќе признава€ никаких заменителей своего оливкового масла, греки также насадили большое количество оливковых рощ. √реки основывали новые города, располага€ их вдоль важных торговых путей. „тобы увеличить производство сельскохоз€йственной продукции, они занимались землеустройством, увеличив площади обрабатываемых земель, улучша€ ирригацию и осуша€ болота. »мпорт железа позволил египт€нам получить сельскохоз€йственные оруди€ такого качества, какого они до сей поры не знали.

ќсновным компонентом эллинизированной египетской экономики стало банковское дело. Ѕыл основан государственный банк с центром в јлександрии и отделени€ми по всей стране. »гра€ роль придатка царской казны ѕтолемеев, он мен€л деньги, выдавал ссуды, принимал депозиты и предлагал залог. –азумеетс€, эти возможности в первую очередь предлагались греками дл€ других греков.  оренное население ≈гипта не пользовалось подобными привилеги€ми.

“ем не менее во времена правлени€ ѕтолемеев ≈гипет процветал, причем это относилось не только к приезжим из других стран, но и к местным жител€м.   концу царствовани€  леопатры в стране производились огромные богатства. ѕо свидетельству одного из источников, ежегодный доход казны составл€л 294 метрические тонны золота и 45 300 метрических тонн пшеницы - стоимостью несколько сотен миллионов долларов в пересчете на современную валюту. Ќакануне христианской эры, когда ≈гипет перешел в руки римл€н, страна представл€ла собой самый важный коммерческий актив того времени. Ќи одна область –имской империи не приносила такого дохода.

≈гипет процветал, и самым €рким свидетельством этого процветани€ был город јлександри€. Ќикогда не претенду€ на звание официальной столицы страны, јлександри€ обладала собственным уникальным статусом. «десь располагалась резиденци€ царской династии ѕтолемеев, а после ее падени€ резиденци€ римского префекта. ќбычно о городе говорили, что он расположен «р€дом» с ≈гиптом, а не «в» ≈гипте.

¬ первом столетии христианской эры јлександри€ была самым богатым, урбанизированным, космополитичным, культурным и цивилизованным городом греко-римского мира, не имеющим себе равных центром мировой торговли. ≈го население оценивалось в 500 тыс€ч человек - гораздо больше, чем в любом другом средиземноморском метрополисе. —реди главных достопримечательностей города можно назвать знаменитый ма€к, считавшийс€ одним из семи чудес света. ѕостроенный на острове ‘арос, ма€к был св€зан с городом дамбой, длина которой составл€ла 1300 метров. ¬еличественное сооружение вздымалось ввысь на 120 метров - как современное сорокаэтажное здание. ќно было сложено из ослепительно белого камн€ и увенчано огромной статуей «евса. Ќа самой вершине ма€ка посто€нно горел огонь, свет которого отражалс€ далеко в море при помощи системы увеличивающих зеркал.

ѕо свидетельству одного из источников, в самом городе было более 800 таверн, 1500 бань, 2400 храмов и более 24 000 домов. Ѕыли здесь и театры, и стадион дл€ спортивных игр, а также форум, большой базар, колоссальный гимнастический зал, многочисленные общественные парки и св€щенные рощи. ¬ городе имелись суды и казармы.  оличество пам€тников не поддавалось подсчету. ” входа в храм јвгуста высились два обелиска, впоследствии получившие название «иглы  леопатры»; один из них теперь находитс€ на набережной Ћондона, а другой в ÷ентральном парке Ќью-…орка. ¬о всех этих сооружени€х так обильно использовалс€ белоснежный мрамор, что на солнце они ослепительно сверкали и на них больно было смотреть.

ќдной из главных достопримечательностей города считалось забальзамированное тело јлександра, которое привезли из ¬авилона в основанный им город. ћуми€ великого полководца покоилась в золотом саркофаге в громадном мавзолее, который превратилс€ в место паломничества. √овор€т, что саркофаг был украден в 89 году до нашей эры по повелению одного из царей из династии ѕтолемеев, который нуждалс€ в деньгах. —ам мавзолей просуществовал гораздо дольше. ѕоследнее упоминание о нем в исторических документах относитс€ к 215 году нашей эры, когда его посетил римский император  аракалла.

ќднако дл€ многих людей того времени, а также дл€ их потомков главную славу јлександрии составл€ла знаменита€ «¬елика€ библиотека». Ѕлагодар€ своему собранию книг город превзошел такие центры науки, как јфины и  оринф, и стал главным местом обучени€ дл€ ƒревнего мира. Ќа самом деле в јлександрии располагались две библиотеки. ќдна из них, больша€ по размеру, была построена из белого мрамора и соединена с «ћузеем» - в оригинале «ћусейон», или «’рам муз». ћеньша€ библиотека - если можно так выразитьс€, дочерн€€ - была размещена в храме, посв€щенном богу —ерапису.

«ћусейон» изначально представл€л собой культурный центр, св€щенное место, посв€щенное музам. ¬о времена правлени€ римл€н, которые сменили ѕтолемеев, это место приобрело более светский характер и превратилось в нечто вроде эквивалента современного университета. –асположенное на берегу мор€ сооружение могло похвастатьс€ крытой галереей, аркадой со скамейками, общим обеденным залом дл€ студентов, комнатами дл€ зан€тий, жилыми помещени€ми, а также, возможно, лекционными залами и театрами. ѕерсонал и учащиес€ субсидировались самим заведением. ќни не платили налогов, получали бесплатное питание, высокое жалованье и имели р€д других привилегий, в том числе слуг.

«ћусейон» был основал между 300 и 290 годами до нашей эры ѕтолемеем I, который был образованным человеком и любил наслаждатьс€ обществом художников, философов, поэтов и писателей. ѕтолемей приказал конфисковать все книги, найденные на судах в портах јлександрии, и сн€ть с них копии.  опии были отданы хоз€евам книг, а оригиналы помещены в «ћусейон». ѕтолемей также распор€дилс€ сделать копии книг, хран€щихс€ в других библиотеках, например в јфинах, и покупать частные коллекции со всего мира.

Ѕиблиографическа€ страсть ѕтолеме€ передалась его потомкам. ¬ конце концов библиотека разрослась до дес€ти залов, каждый из которых был посв€щен отдельной сфере знаний. ѕодобно ма€ку на острове ‘арос, јлександрийска€ библиотека считалась одним из семи чудес света ƒревнего мира. ¬ дни наивысшего расцвета в «ћусейоне» хранилось около 500 тыс€ч свитков, а в меньшей библиотеке при храме —ераписа насчитывалось 40 тыс€ч рукописей. ¬се это богатство было доступно не только элите общества, но и широкой публике -вс€кому, кто хотел учитьс€.

Ѕольшинство трудов в библиотеках города были написаны на греческом €зыке. ѕосле установлени€ власти –има они, разумеетс€, были дополнены латинскими текстами. ќднако в библиотеке хранились и книги на других €зыках, привезенные издалека. “ак, например, здесь имелись комментарии к св€щенным текстам зороастрийцев, а также копии древних египетских папирусов.

јлександрийска€ библиотека, как и все такого рода учреждени€, была трагически беззащитна перед бедстви€ми войны и всплесками религиозного фанатизма. ¬ 48 году до нашей эры город осадил ёлий ÷езарь. ѕлам€ от уничтоженного египетского флота перекинулось на береговые постройки, и в «ћусейоне» сгорело около 70 тыс€ч рукописей. ћногие потери удалось возместить, но с конца третьего века нашей эры јлександри€ стала жертвой непрерывных набегов - нова€ волна персидских завоевателей, римский император ƒиоклетиан, догматики-христиане. ѕо всей видимости, к четвертому веку библиотека «ћусеиона» была уничтожена - или потер€ла большую часть своего собрани€ - и больше не упоминалась в исторических документах.

ќгромность потери можно проиллюстрировать именами выдающихс€ личностей, которые ассоциируютс€ с јлександрией и ее библиотеками. —реди ее, если можно так выразитьс€, питомцев» был математик ≈вклид, чью геометрию мы изучаем и сегодн€. Ёто и Ёратосфен, сделавший вывод, что «емл€ имеет сферическую форму, и вычисливший ее окружность. Ёто астроном и астролог ѕтолемей. Ёто врач √ален, чье учение стало определ€ющим дл€ развити€ медицины на прот€жении последующих полутора тыс€ч лет. Ёто египетский жрец и историк ћането, чей список египетских правителей и прав€щих династий во многих отношени€х считаетс€ достоверным даже в наши дни. Ёто отцы церкви и теологи, такие как ќриген и епископ  лимент јлександрийский. Ёто выдающиес€ основатели учени€ гностиков ¬алентин и ¬асилид. Ёто многочисленные философы, чьи труды оказывают вли€ние и на современных мыслителей, например ѕлотин, ѕрокл и эллинизировавшийс€ иудей ‘илон.

Ќесхожесть этих личностей указывает на то, что на заре христианской эры јлександри€ была насто€щим «плавильным котлом». Ќаселение города состо€ло из людей со всех концов «емли, всех рас, национальностей, культур и всех известных религий, и это делало јлександрию космополитическим метрополисом, аналогом которого можно считать современный Ќью-…орк или Ћондон. –азумеетс€, в городе жили и коренные египт€не. ¬ нем можно было также встретить представителей любого эллинизированного уголка —редиземноморь€ - не только из материковой и островной √реции, но также из —ицилии, —ирии, “урции и ћалой јзии. ¬ городе жили вавилон€не, арабы, персы, карфаген€не, италь€нцы, испанцы и галлы. ¬ јлександрии также существовала крупнейша€ за пределами »удеи иудейска€ община.

ѕодобно другим этническим сообществам города, иудеи занимали отдельный квартал. Ќесмотр€ на то что они считали своим духовным лидером »ерусалим и платили ежегодный налог тамошнему храму, их привычки и образ жизни в значительной степени эллинизировались. ” многих были жены гречанки. ћногие забыли иврит, и службы в одной большой и многочисленных мелких синагогах велись на греческом €зыке. —уществовали и греческие переводы “оры. „асть «свитков ћертвого мор€», найденных в  умране, представл€ет собой папирусы с текстами на греческом €зыке - это делает вполне веро€тным предположение, что они могли происходить из јлександрии.

—реди всех народностей јлександрии иудеи обладали наивысшим после греков статусом и пользовались широкой автономией. “ак, например, у них были свои суды и свои руководители общины. Ќекоторые достигали очень высокого положени€. √овор€т, что один из царей династии ѕтолемеев доверил управление всем своим царством и армией двум иуде€м. ƒва военачальника в армии  леопатры тоже были иуде€ми.

ѕадение династии ѕтолемеев неминуемо привело к возникновению трений между иудейской общиной и римскими власт€ми, что стало причиной беспрецедентного всплеска антисемитизма. ¬ то врем€ в ѕалестине не прекращались восстани€ против римской оккупации, и отголоски м€тежа через пустыню добрались и до јлександрии. ¬ 66 году нашей эры в »удее вспыхнуло полномасштабное восстание, которое продолжалось целых восемь лет. ѕо мере того, как арми€ римл€н постепенно восстанавливала контроль над страной, многие мессианские иудейские секты - зилоты, или так называемые сиккарии, - искали убежища в јлександрии, где они занимались подстрекательством к новым м€тежам. ѕоследующие бунты спровоцировали вполне предсказуемый ответный удар. ¬осстани€ в »удее привели к усилению антисемитизма.   середине второго века нашей эры прежде многочисленна€ иудейска€ община јлександрии была практически уничтожена.

  этому моменту безм€тежна€ жизнь самой јлександрии подошла к концу. “ем не менее еще в четвертом веке нашей эры римский историк јммиан ћарцеллин писал о ≈гипте: ««десь впервые, гораздо раньше, чем в любой другой стране, люди припали к истокам (если можно так выразитьс€) различных религий. ќни до сих пор бережно сохран€ют элементы св€щенных обр€дов, записанных в их тайных книгах». ќн подчеркивал, что и ѕифагор, и ѕлатон значительную часть своих знаний почерпнули у египт€н. » даже в четвертом веке, добавл€ет он, источники такой мудрости все еще сохранились в јлександрии:

«ƒаже сегодн€ в этом городе можно многому научитьс€; здесь великое множество духовных наставников различных сект, а разнообразное тайное знание объ€сн€етс€ посредством геометрической науки. —реди них жива и музыка, и гармони€. Ќекоторые, хот€ и немногие, продолжают наблюдать за движением мира и звезд; здесь великое множество ученых математиков, а также тех, кто искусен в предсказани€х и ворожбе».

јммиан ћарцеллин делает вывод: «≈сли кто-то со всей серьезностью желает посв€тить себ€ различным област€м божественного знани€ или изучению метафизики, то он обнаружит, что весь мир об€зан этими науками ≈гипту».

≈сли јлександри€ в пору своего расцвета была центром товарообмена, то не в меньшей степени она была центром обмена иде€ми. Ёто был «плавильный котел» не только дл€ людей, но и дл€ культов, религий, убеждений и философских систем. ¬ сущности, город представл€л собой некое св€зующее звено, центр анализа и синтеза информации дл€ знаний со всех концов мира. ќн давал пристанище практически любой религии, любому мировоззрению.

Ќа нижних уровн€х существовали культы, уход€щие корн€ми в религию древних египт€н времен фараонов - а возможно, и раньше - и ассоциировавшиес€ с ней. Ќа эту основу накладывались, а иногда и смешивались с ней, культы различных греческих богов, а также јлександра ¬еликого и династии ѕтолемеев, члены которой не стесн€лись обожествл€ть самих себ€. ќдним из результатов этого процесса стал культ бога —ераписа. —ераписа можно охарактеризовать как намеренно выдуманное божество, вычисленное и синтезированное дл€ того, чтобы привлекать как греков, так и египт€н. ѕо словам одного из комментаторов, —ерапис «фактически был результатом работы группы философов и св€щенников, которые собрали из различных источников и сплавили вместе идеи и атрибуты, показавшиес€ им полезными».  ульт —ераписа пользовалс€ особым покровительством династии ѕтолемеев, поскольку он сглаживал религиозные противоречи€ и мог использоватьс€ дл€ поддержани€ общественного пор€дка. Ётот культ многое вз€л от древнего обр€да поклонени€ св€щенному быку јпису, центром которого считалась древн€€ столица ≈гипта ћемфис. Ётот культ, в свою очередь, включал в себ€ элементы еще более древнего культа ќсириса. “аким образом, —ерапис часто изображалс€ как супруг древней египетской богини »сиды. ѕоэтому надписи на греческом €зыке, касающиес€ —ераписа, переведенные в демотическое письмо, адресовались ќсирису. ќднако дл€ греков —ерапис отождествл€лс€ с «евсом, и в те времена часто использовалось составное им€ «евс-—ерапис.  роме того, —ерапис имел отношение к другим египетским божествам, например јмону, и к греческим богам, таким, как ѕосейдон. ¬ каждом районе ≈гипта был храм —ераписа. ѕосв€щенный этому богу храм в јлександрии считалс€ архитектурной достопримечательностью того времени.

ѕосле установлени€ власти –има в јлександрии по€вились римские божества, а также романизированные варианты греческих богов.  роме того, существовал и официальный культ самозваного бога, то есть римского императора. Ѕольшим вли€нием пользовалс€ культ богини восточного —редиземноморь€  ибелы, жрецов которой, подвергавших себ€ добровольной кастрации, можно было в изобилии встретить на улицах јлександрии. –аспространен в городе был также культ јхура-ћазда, центральной фигуры персидского зороастризма. ¬ городе было множество учителей, толкователей и последователей так называемой «гимнософии» -индуизма, буддизма и родственных им философских концепций, а также многочисленных школ йоги, привезенных из »ндии. », как уже отмечалось выше, второй по значимости после греков национальной общиной была иудейска€.

  середине первого века нашей эры в јлександрии стала все шире распростран€тьс€ нова€ вера, котора€ впоследствии получила название христианской. „тобы выжить и сохранить себ€ в водовороте бесчисленных религий и традиций города, ей нужно было приспособитьс€. ќна должна была отбросить некоторые сугубо мессианские и иудаистские аспекты, характерные дл€ ѕалестины. Ќова€ вера должна была стать более доступной, чтобы передать послани€ апостола ѕавла необразованной в большинстве своем пастве. ѕо словам одного из комментаторов, «если христианство претендовало на то, чтобы стать дл€ необразованных людей больше чем религией, ему нужно было найти общий €зык с греческой философией и греческой наукой». ¬ результате христианство в јлександрии стало развиватьс€ в совершенно ином направлении. ѕод руководством сначала епископа  лимента, а затем его преемника ќригена христианские теологи начали знакомитьс€ с греческой философией -например, с учени€ми стоиков, јристотел€ и ѕлатона. ¬ооружившись знани€ми, они начали вести «диалог с €зычеством», и этот диалог постепенно превращалс€ в «диалог равных». ” последователей двух философий оказалось много общего. “ак, например, ќриген, считающийс€ одним из вли€тельнейших отцов церкви, училс€ у того же александрийского мудреца, что и ѕлотин, основатель школы €зыческой философии, котора€ известна как неоплатонизм. ’ристианское пон€тие логоса было позаимствовано из толкований эллинизировавшегос€ иуде€ ‘илона.

—овременный человек привык проводить границу между теологией и философией. “еологи€ рассматриваетс€ как интеллектуальна€ формул€ци€, или рационализаци€, веры, как кредо, как система убеждений, касающихс€ божественного или непостижимого. ¬ этом отношении теологи€ считаетс€ попыткой описани€ божественного. ‘илософи€ же, наоборот, воспринимаетс€ как нечто более «мирское» в традиционном понимании этого слова. ‘илософи€ может быть абсолютно светской. ќдновременно она может быть такой же метафизической, как люба€ теологи€, однако даже в этом случае в ней об€зательно присутствие божественного. ¬ большинстве религий теологи€ считаетс€ божественной по своему происхождению. ‘илософи€ же принадлежит человеку.

¬ јлександрии на прот€жении первых нескольких веков христианской эры - как, впрочем, и в течение двух последующих тыс€челетий - такого разделени€ не существовало. “еологи€ и философи€ были в той или иной степени взаимозамен€емы - или перекрывались до такой степени, что линии раздела между ними становились практически неразличимыми. ѕо этой причине интеллектуальный климат јлександрии формировалс€ не только многочисленными религи€ми и культами, а также их теологическими концепци€ми, но и тем, что мы сегодн€ называем философскими системами. Ёти системы пользовались не меньшим уважением и вли€нием.  ульты, секты и тайные школы јлександрии дополн€лись философскими учени€ми. јристотель, который когда-то был учителем јлександра ¬еликого, имел множество последователей, и его учение впоследствии оставило глубокий след в христианской доктрине. Ќе меньшим уважением пользовалс€ ѕлатон - его рассматривали как еще более важное св€зующее звено между христианством и €зычеством. ” философов-мистиков, таких как ѕлотин, идеи ѕлатона пережили второе рождение, прин€в форму системы, котора€ впоследствии получит название неоплатонизма. ћодными считались и другие философы, и особенно так называемые «досократовские» мыслители с более или менее мистической ориентацией, например ѕифагор и √ераклит.

¬ јлександрии различные культы, секты, религии, философские школы и системы сталкивались друг с другом, боролись друг с другом, взаимообогащались, питались иде€ми друг друга в динамичном и посто€нно мен€ющемс€ интеллектуальном «бульоне». ¬ результате этого взаимодействи€ возникали концепции, которые в насто€щее врем€ обозначаютс€ общим термином «синкретизм». јлександрийский синкретизм оказал решающее вли€ние на формирование и развитие западного сознани€, западного мировоззрени€ и западных ценностей. —реди самых значительных продуктов александрийского синкретизма был сплав, который впоследствии кристаллизуетс€ в западную магическую традицию, ту самую традицию, из которой вышел ‘ауст - в том виде, в каком мы его знаем со времен ¬озрождени€. Ёту традицию удобнее всего назвать герметизмом.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
»стори€ герметизма

„итайте в рубрике «»стори€ герметизма»:

√ермес “рижды ¬еличайший
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам