ћистика в Ёпоху ¬озрождени€

ћистика в Ёпоху ¬озрождени€ ћистика в Ёпоху ¬озрождени€

  началу п€тнадцатого века в «ападной ≈вропе уже возникла светска€ культура.   примеру, «Ѕожественна€ комеди€» ƒанте, начата€ поэтом в 1307 году, хот€ и была «религиозной» по своей тематике, не имела пр€мого отношени€ к церкви. ќна была написана на италь€нском €зыке, а не на латыни, а ее христианство во многих отношени€х балансировало на грани неортодоксальности, если не открытой ереси. ѕоследователем ƒанте (1265-1321) был ‘ранческо ѕетрарка (1304-1374), чь€ поэзи€, эрудици€ и страстна€ любовь к классической √реции возродили интерес европейцев к эллинской античности, а также способствовали тому, что его стали считать «отцом италь€нского гуманизма». ќдновременно с поэзией ѕетрарки по€вились новеллы в прозе ƒжованни Ѕоккаччо (1313-1375). ¬ли€ние этих личностей не ограничивалось »талией. «а несколько лет до смерти Ѕоккаччо, к примеру, его вли€ние про€вилось в далекой и дождливой јнглии, где « ентерберийские рассказы» „осера ознаменовали зарождение светской литературы Ѕритании.  ак и ƒанте, ѕетрарка, Ѕоккаччо и „осер писали не на латыни, а на своем родном €зыке.

ќднако в целом монополи€ церкви на образование оставалась незыблемой. ќна постепенно ослабл€лась, приобретала определенные признаки гибкости и даже смелости. √реческий €зык преподавали в »талии и ‘ранции, а греческа€ философи€ - в той степени, в которой к ней имели доступ ученые, - тщательно изучалась. ƒл€ ‘омы јквинского и других видных богословов јристотель, чьи идеи без труда гармонизировались и примир€лись с католической доктриной, оставалс€ высшим классическим авторитетом. ¬се большую попул€рность приобретал и ѕлатон. «а тыс€чу лет до этого он получил одобрение такого авторитета, как блаженный јвгустин, который считал его ближе к христианству, чем любого другого €зыческого философа.   нему благоволили и другие видные теологи, и поэтому латинские переводы ѕлатона можно было найти в церковных библиотеках. — введением в курс обучени€ греческого €зыка диалоги ѕлатона стали доступными в оригинале, и вли€ние их усилилось.

” философии ѕлатона много общего с герметизмом. “аким образом, распространение этого учени€ в «ападной ≈вропе в значительной степени проложило дорогу дл€ герметизма. ќднако основное и самое разрушительное по своим последстви€м проникновение герметизма в христианство произошло при помощи самой церкви. ¬ попытке распространить свою власть на греческое православие римско-католическа€ церковь невольно перен€ла мировоззрение, способствовавшее ее разрушению.

≈ще в одиннадцатом веке - за п€тьдес€т лет до первого  рестового похода - православна€ церковь в ¬изантии ухитрилась приспособить свою доктрину к герметизму. —читаетс€, что официальна€ «√ерметика» - свод герметических трудов, известных сегодн€ под этим названием, - датируетс€ примерно 1050 годом. ќна была составлена в  онстантинополе ћихаэлем ѕселлусом, выдающимс€ византийским ученым - философом, историком и богословом - и государственным де€телем. ѕселлус возродил изучение неоплатонизма и приобрел такую славу, что к нему стекались такие разные ученики, как арабы и кельты. ¬полне веро€тно, что свои экземпл€ры герметических текстов он получил из ’аррана, где незадолго до этого был разрушен главный храм. ¬ редакции ѕселлуса герметические тексты лишились многих своих чисто алхимических и магических аспектов, что сделало их приемлемыми дл€ греческой православной церкви и позволило как самому ѕселлусу, так и его работам избежать пламени костра. ќднако философские и мистические аспекты герметизма сохранились в неприкосновенности и с помощью ѕселлуса нашли дорогу в основное русло византийской интеллектуальной жизни.

“ем временем давний спор между православной и католической церкв€ми обострилс€ еще больше, а вол€ Ѕожи€ - по крайней мере, как провозглашалось его мирскими институтами - все больше раздваивалась. ¬ 1054 году, как раз во врем€ пика карьеры ѕселлуса, окончательно исчезло вс€кое подобие согласи€ между двум€ церкв€ми. –азрыв между ними прин€л официальный характер; кажда€ отлучила от церкви соперницу, и эта взаимна€ антипати€ сохран€лась до 1965 года. Ќа прот€жении следующих трех столетий католики-крестоносцы получали молчаливое - а иногда не только молчаливое - благословение разор€ть восточную соперницу –има. “ак, например, в 1204 году во врем€ четвертого  рестового похода армии из «ападной ≈вропы, €кобы направл€вшиес€ в »ерусалим, чтобы вернуть себе √роб √осподень, уделили врем€ дл€ захвата и разграблени€ византийской столицы. ѕосле этого они уже не нашли возможности двинутьс€ на —в€тую землю.

ќднако к п€тнадцатому веку ¬изантийска€ импери€ испытывала все возрастающее давление со стороны турок и была вынуждена просить помощи у западных государей. ÷еной этой помощи стало своего рода примирение с –имом. ¬ 1438 году византийский император в сопровождении константинопольского патриарха (православного аналога папы) приехал в »талию на —обор церквей, призванный исследовать возможность объединени€ христианства. ѕервоначально —обор должен был собратьс€ в ‘ерраре, но внезапна€ вспышка чумы заставила организаторов перенести его во ‘лоренцию, владение папского банкира  озимо де ћедичи.

—обор начал свою работу 8 окт€бр€ 1438 года, а завершилс€ он 26 августа 1439 года отъездом византийского императора. –езультатов —обор не принес никаких. ќбе церкви подписали символическую декларацию о достигнутом туманном согласии - возможно, этому способствовала смерть константинопольского патриарха во врем€ переговоров. ќднако по возвращении домой император побо€лс€ объ€вить народу о достигнутом примирении. ќно сохран€лось в тайне вплоть до 1452 года.

„ерез год  онстантинополь захватили турки, и соглашение потер€ло вс€кий практический смысл.

Ќо если —обор во ‘лоренции и не смог способствовать объединению христианства, то он посе€л семена, которые оказали огромное вли€ние в других сферах. ƒело в том, что византийский император дл€ отстаивани€ позиций православной церкви привез с собой 650 ученых и св€щеннослужителей. ѕредполагалось, что ученые должны будут приводить цитаты из соответствующих источников, и поэтому они вооружились огромным количеством оригинальных греческих рукописей. Ќе все эти тексты были библейскими или даже христианскими. —реди них встречались такие, которые прежде были неизвестны на «ападе.

—амый большой интерес представл€л, конечно, ѕлатон, из всех работ которого западным ученым был знаком только «“имей».

ќдним из самых выдающихс€ ученых в свите византийского императора был √еоргий √емист, который во врем€ —обора вз€л себе псевдоним ѕлетон. –анее он называл себ€ учителем философии из ћистры, третьего по величине города ¬изантийской империи, расположенного на полуострове ѕелопоннес, примерно в том месте, где находилась древн€€ —парта. ¬о всем, за исключением имени, ѕлетон был €зыческим философом. ќн стал сторонником александрийского синкретизма - и особенно неоплатонизма - самого начала христианской эры. ќн отвергал учение јристотел€, этой философской иконы многих католических богословов. ќн мечтал о возрождении энергии и динамизма €зыческих традиций и јфинской академии.

¬ ¬изантийской империи существовал закон, предусматривающий смертную казнь дл€ христиан, предававшихс€ €зыческим учени€м или практике. ѕоэтому ѕлетон был вынужден скрывать свои убеждени€. ќни были известны, по всей видимости, лишь узкому кругу посв€щенных из числа его учеников в ћистре. »менно через них ѕлетон пропагандировал свои идеи. ќн настаивал на необходимости устного обучени€, подчеркива€, что и ѕифагор, и ѕлатон предпочитали живое слово книге. ‘лорентийский —обор обеспечил ему уникальную возможность дл€ изложени€ своих взгл€дов. ≈го временное пребывание в городе вызвало нечто вроде химической реакции, радикально изменившей - благодар€ взаимному вли€нию - как людей, так и город.

«а одно или два поколени€ до начала —обора ‘лоренци€ превратилась в насто€щий очаг распространени€ разнообразных знаний. —ветское образование создало такую среду, в которой науки могли свободно развиватьс€, не сдерживаемые церковными ограничени€ми. ¬ атмосфере, котора€ все больше освобождалась от чувства вины, нав€зываемого церковным учением, достоинство и ценность человека приобрели невиданное доселе значение. ¬ обиход вошел новый термин, studio, humanitatis. ƒругими словами, ‘лоренци€ превратилась в колыбель гуманизма, в колыбель гуманистических идей и традиций.

ѕо€влению гуманизма сопутствовала реакци€, направленна€ против јристотел€. —емена этого отторжени€ были засе€ны еще за сто лет до этого, когда ѕетрарка изучал греческий €зык и восхвал€л ѕлатона. Ќесмотр€ на то что светской аудитории были доступны лишь немногие работы ѕлатона, они были с жаром восприн€ты учениками и последовател€ми ѕетрарки.   моменту созыва ‘лорентийского —обора ѕлатон - даже с учетом малого количества его доступных трудов - пользовалс€ в городе не меньшей попул€рностью, чем гуманизм. ‘лоренци€ в те времена была независимой республикой и п€тым по величине городом ≈вропы с населением от 50 до 70 тыс€ч человек. ¬ 1406 году после захвата ѕизы республика получила собственный морской порт.  роме того, во ‘лоренции располагалс€ самый крупный в ≈вропе банк, принадлежавший ћедичи. ћногие общественные де€тели и муниципальные чиновники города, начина€ с самого ћедичи, не только покровительствовали гуманизму, но и сами были гуманистами.

Ќетрудно представить, с какой радостью ѕлетон, до этого вынужденный скрывать свои интересы, окунулс€ в эту освежающую атмосферу, свободную от цензуры и ограничений. ќн наслаждалс€ интеллектуальной свободой. Ётому способствовало то обсто€тельство, что он не был об€зан посещать каждое заседание или собрание церковного —обора. »ме€ свободное врем€ и возможность использовать его по своему усмотрению, он мог неспешно общатьс€ с флорентийскими гуманистами.

  концу своего пребывани€ во ‘лоренции ѕлетон отбросил вс€кую видимость христианской веры и начал пропагандировать - по крайней мере, в определенных кругах - €вно еретические взгл€ды. ќтбросив христианскую доктрину, он открыто пропагандировал взгл€ды, похожие на взгл€ды классических школ мистиков. ¬ течение нескольких лет, предсказывал он, эти идеи распростран€тс€ по всему миру, вытесн€т все другие религии (включа€ христианство и ислам) и будут способствовать объединению человечества. ќн за€вл€л о неизбежности того, что «ћухаммед и ’ристос будут забыты и истинна€ вера восси€ет во всех уголках мира».

ѕоражает бескомпромиссность этого за€влени€. ѕлетон не говорит о том, что христианство и ислам €вл€ютс€ вариантами абсолютной истины. Ќаоборот, он подразумевает, что это фальсификации этой истины и что их искоренение €вл€етс€ необходимым условием ее возрождени€.

¬о врем€ пребывани€ во ‘лоренции ѕлетон также прочитал несколько публичных лекций перед аудиторией из ученых-гуманистов. ¬ этих лекци€х он сравнивал ѕлатона и јристотел€, превознос€ первого и подверга€ уничтожающей критике последнего. ≈го слова звучали тем более убедительно, что он имел возможность приводить слушател€м цитаты непосредственно из греческих оригиналов, без каких-либо искажений, свойственных латинским и арабским переводам. ¬ своих лекци€х ѕлетон также провозглашал свою веру в универсальную религию, напоминающую неоплатонизм, котора€ требовала «одного разума, одной души, одной проповеди»! ё. ≈го эрудици€, энтузиазм и харизма были настолько велики, что аудитори€ воспламен€лась желанием глубже узнать его взгл€ды, а также источники, на которых они основаны. —реди тех, кто наиболее остро ощутил эту жажду знаний, был сам  озимо ћедичи -человек, обладавший уникальными возможност€ми дл€ ее удовлетворени€.

 озимо «часто слушал греческого философа по имени √емист, рассуждавшего о ѕлатоне и загадках платонизма…  озимо почувствовал… такое воодушевление, что с тех пор в его мозгу зародилась иде€ своего рода јкадемии, которую следовало основать при первой же
благопри€тной возможности».

“ак несколько лет спуст€ писал ћарсилио ‘ичино, молодой человек, который станет протеже  озимо и сыграет очень важную роль в дальнейших преобразовани€х. Ћекции ѕлетона действительно вдохновили  озимо, умудренного опытом человека, на поиски высшей, духовной истины - истины, которую, по его мнению, больше не несла церковь, но котора€ содержалась в учении ѕлатона. ќн приобрел полное собрание сочинений ѕлатона -предположительно купил их у самого ѕлетона. «атем  озимо зан€лс€ амбициозным проектом по переносу философии ѕлатона во ‘лоренцию, намерева€сь превратить город в центр распространени€ этого учени€. ќсновной составл€ющей его мечты было создание академии по образцу античной. ќсуществлению этого замысла мешало то обсто€тельство, что летом 1439 года ѕлетон вернулс€ в ¬изантию. “ем не менее  озимо прин€лс€ набирать преподавателей и приобретать книги. — энергией, источником которой могло быть только ощущение возложенной на него миссии, он отправил своих представителей на ¬осток, жела€ приобрести древние рукописи дл€ своей библиотеки в —ан-ћарко, в которой со временем накопитс€ около дес€ти тыс€ч томов.

Ќесмотр€ на энтузиазм самого  озимо, поначалу осуществление его планов шло медленно. ¬ 1453 году после длительной агонии  онстантинополь, наконец, пал под ударами турок. ќдним из результатов этой катастрофы стал массовый исход ученых и св€щеннослужителей, многие из которых вз€ли с собой в изгнание бесценные рукописи. ѕуть большей части этих беглецов лежал через јдриатическое море в »талию, где их по€вление придало новый мощный импульс мечте  озимо о ѕлатоновской академии. ¬ 1459 году он предложил студенту университета Ѕолоньи ћарсилио ‘ичино возглавить это учреждение.

‘ичино родилс€ в 1433 году во ‘лоренции в семье лекар€. ¬о врем€ ‘лорентийского —обора ему было всего п€ть лет. ¬последствии он получил всеобъемлющее гуманитарное образование, став знатоком не только обычных дл€ своего времени дисциплин, но и музыки, греческого €зыка и греческой философии. ”влечение греческой философией нанесло смертельный удар по его вере: лекции византийских изгнанников произвели на него такое впечатление, что архиепископ ‘лоренции запретил ему присутствовать на них. Ќе испугавшись, ‘ичино продолжал свои изыскани€ с таким рвением, что был обвинен в ереси. ¬ любом другом городе, кроме ‘лоренции, такие обвинени€ были равносильны смертному приговору. ‘ичино, однако, оставили в покое, и он продолжал свою работу в Ѕолонье, пока  озимо не позвал его в родной город.

¬ возрасте двадцати шести лет не по годам развитый молодой ученый поселилс€ на вилле ћедичи в  ареджи. Ёто место превратилось в давно задуманную  озимо академию, среди посетителей которой вскоре по€вились не только ученые, но и художники, банкиры, юристы, купцы, политики и духовенство. ѕоскольку сам  озимо не знал греческого €зыка, он поручил ‘ичино перевести свое драгоценное собрание трудов ѕлатона. —трастна€ увлеченность  озимо этой идеей видна из письма, адресованного его протеже:

¬чера € поехал в свое поместье в  ареджи - ради того, чтобы совершенствовать свой ум, а не поместье. ѕриезжай к нам, ћарсилио, как можно быстрее. ѕривези с собой книгу ѕлатона «¬ысшее благо», которую, надеюсь, ты перевел с греческого на латынь, как обещал. Ѕольше всего мне хочетс€ знать, какой путь непременно приведет к счастью. ѕрощай. ѕриезжай и привози с собой лиру ќрфе€».

¬ течение года ‘ичино направл€л все свои усили€ на перевод ѕлатона. «атем, в 1460 году,  озимо вдруг приказал ему прекратить это зан€тие и направить свою энергию и знани€ на что-либо другое. Ќовый проект предполагал перевод более захватывающего произведени€. ¬ руки  озимо попала сделанна€ самим ћихаэлем ѕселлусом копи€ «√ерметики», датируема€ одиннадцатым веком.  озимо желал прочесть диалоги герметиков прежде, чем умрет. ‘ичино закончил новую работу в апреле 1463 года, получив в награду за нее виллу в  ареджи.  озимо умер год спуст€, в 1464 году.

Ќе осталось никаких документальных свидетельств того, что ѕлетон во врем€ пребывани€ во ‘лоренции упоминал тексты герметиков, хот€ не исключено, что он обсуждал их тайно, в узком кругу лиц, удостоившихс€ «посв€щени€». Ќевозможно представить, что ѕлетон не знал об этих работах. ¬ любом случае герметические тексты потр€сли  озимо, а также самого ‘ичино, который видел в них основу философии ѕлатона. — 1467 ѕо 1469 год ‘ичино работал над комментари€ми к ѕлатону, которые озаглавил «“еологи€ ѕлатона». ”чение ѕлатона и герметизм стали дл€ него именно этим - полноценной теологией, котора€ €вл€лась приемлемым и прит€гательным дополнением, если не альтернативой, дл€ иудаистско-христианского мировоззрени€.

  этому времени ‘ичино уже предпринимал активные попытки возродить древнее мистическое учение €зычников и увлекс€ соответствующими обр€дами, ритуалами и церемони€ми. ќн пропагандировал регул€рное исполнение орфических гимнов - культовых заклинаний, ассоциировавшихс€ с мистическими школами античности. ‘ичино украсил виллу в  ареджи астрологическими символами, созерцание которых он прославл€л как способствующее духовному совершенствованию и просветлению. Ќа стенах была сделана надпись, отражавша€ его жизненное кредо: «¬се в этом мире управл€етс€ добродетелью. Ќаслаждайтесь насто€щим; не придавайте значени€ богатству и не ищите почестей. »збегайте излишеств; избегайте действий. Ќаслаждайтесь насто€щим».

–авн€€сь на своих античных предшественниц, академи€ представл€ла собой не традиционное учебное заведение, а скорее добровольное объединение людей, интересующихс€ философией ѕлатона и герметиков. ¬ ее стенах читались лекции, устраивались философские беседы и праздники. —ам ‘ичино осуществл€л неформальное руководство и разрабатывал программы обучени€ дл€ своих учеников и приглашенных слушателей. —реди посещавших зан€ти€ академии был и Ћоренцо де ћедичи, или Ћоренцо ¬еликолепный, который в 1469 году узурпировал власть во ‘лоренции. —реди учеников академии были такие личности, как архитектор Ћеон Ѕаттиста јльберти, возродивший классические принципы ¬етруви€, јнджело ѕолициано, наставник детей Ћоренцо, переводчик √омера и учитель англичан ”иль€ма Ћатимера и “омаса Ћинакра, а также поэт и издатель  ристофоро Ћандино, который в 1481 году опубликовал «Ѕожественную комедию» ƒанте с собственными комментари€ми и иллюстраци€ми Ѕоттичелли. Ѕоттичелли был не единственным из великих художников, испытавших на себе вли€ние академии ‘ичино. ѕод ее вли€ние попали также Ћеонардо, ћикеланджело, –афаэль и ƒюрер. “ем временем ‘ичино поддерживал активную переписку с выдающимис€ личност€ми далеких стран - с англичанином ƒжоном  олетом, немцем »оганном –ейхлином и прав€щим королем ¬енгрии, который приглашал ученого к венгерскому двору.

ќсновыва€сь исключительно на герметических текстах, ‘ичино изложил новые дл€ «апада принципы магии. ќн объ€сн€л, каким образом при помощи этой магии человек может использовать св€зи между микрокосмом и макрокосмом, чтобы управл€ть определенными аспектами и того, и другого. ¬ качестве авторитета он ссылалс€ в своем учении на √ермеса “рижды ¬еличайшего, предполагаемого автора герметических текстов.  ак и в эпоху александрийского синкретизма, √ермес “рижды ¬еличайший считалс€ исторической личностью. ‘ичино, ћедичи и другие его последователи верили, что он был древнеегипетским магом и волшебником, более древним и мудрым, чем ѕлатон или ѕифагор, которые, по всей видимости, почерпнули свои идеи именно у него. »ногда его называли современником и равной по значимости фигурой таких пророков, как ћоисей и «аратустра, а иногда даже прославл€ли как их учител€. ƒревний ≈гипет вновь стал рассматриватьс€ как основной и самый ценный источник мудрости, а в сочинени€х, приписываемых √ермесу “рижды ¬еличайшему, усматривали «божественный свет». √ерметические книги почитались как «носители божественной истины, а не как продукт человеческой мысли».

 ак и в эпоху александрийского синкретизма, √ермес “рижды ¬еличайший отождествл€лс€ с богом Ћуны “отом, изобретателем письменности, покровителем магии, судьей умерших, стражем ворот подземного мира, св€щенным числом которого считалось число три, а св€щенным металлом - серебро. “от-√ермес, изображавшийс€ в виде белой обезь€ны, ибиса или человека с головой ибиса, на прот€жении следующих полутора веков зан€л главенствующее положение в пантеоне древних мудрецов, оракулов и религиозных пророков. ≈го вли€ние даже превосходило вли€ние ’риста, хот€ открыто об этом никогда не говорилось. ¬ вопросах веры все по-прежнему хранили номинальную верность »исусу. ќднако именно к √ермесу маги, государи, монархи, военачальники и даже духовенство той эпохи стали обращатьс€ за практической помощью - от организации личной жизни до планировани€ политических интриг и военных кампаний. “аким образом, √ермес превратилс€ в активное средство, с помощью которого можно было создавать событи€. ƒругими словами, через приписываемое ему учение он стал средством практического применени€ магии.

ћагию, которую описали и прославили ‘ичино и его последователи, обычно называют талисманной магией». ќна существенно отличаетс€ от примитивного колдовства прошлых эпох. “алисманна€ маги€ расширила довольно узкие границы средневековой магии - оккультную месть личным врагам, лечение бесплоди€, импотенции или облысени€. Ёти сферы применени€ магии сохранились, но теперь они были включены в космическую по своим масштабам и глубине структуру, в которой нашлось место дл€ амбиций и желаний, далеко выход€щих за рамки личных. ¬ магии ‘ичино можно было опиратьс€ на космические силы, космические принципы, космическую энергию. „тобы задействовать энергию —олнца, к примеру, нужно было надеть мантию золотистого цвета - цвета —олнца - и исполнить определенный обр€д перед алтарем, украшенным изображением светила. ќдновременно нужно было зажечь благовони€, сделанные из посв€щенных солнцу растений, и петь орфический гимн —олнцу.

”слышь мен€, благословенное, чьи глаза вид€т все… ¬ твоей власти золота€ лира и гармони€ космических сфер; ты управл€ешь благородными делами и сменой времен года. ¬ладыка мира в облике жаркого си€ющего круга… твои лучи дают свет и плоды… око справедливости и свет жизни… ”слышь мои слова и открой радость жизни посв€щенным».

‘ичино считал, что это не просто «хвалебный гимн» или художественный образ. Ёто магическое заклинание, предназначенное дл€ того, чтобы —олнце в буквальном смысле вселилось» в свое талисманное изображение - а через это талисманное изображение в просител€, наполн€€ его трансцендентной силой. “алисманный образ - так сказать, магнит, который прит€гивает к себе силу —олнца, - часто принимал форму произведений искусства. ѕоэмы, музыкальные произведени€, маски, картины, скульптуры - все это могло играть роль талисмана, или проводника талисманной магии. ¬скоре в соответствии с герметическими принципами архитектуры эту роль начали играть здани€. «а ними последовали сады и парки.

‘ичино много писал о приемах, которые при помощи принципов герметической аналогии позвол€ют привлекать силу планет и концентрировать ее дл€ использовани€ в личных цел€х: «≈сли вы хотите, чтобы ваши тело и душа получили энергию от —олнца, узнайте, какие металлы и камни, а также растени€ и животные св€заны с —олнцем». „тобы привлечь к себе энергию —олнца, «носите солнечную одежду… живите в солнечных местах, смотрите на —олнце, слушайте —олнце, вдыхайте —олнце, представл€йте себе —олнце, думайте о —олнце и даже желайте —олнца».

— помощью амулетов и талисманов, а еще в большей степени мазей и эликсиров ‘ичино стремилс€ открыть нечто подобное духовному увеличительному стеклу, которое могло бы фокусировать энергию —олнца и концентрировать ее до такой интенсивности, которой не существует в природе. “еоретически така€ интенсивность должна была подчеркивать, освещать, исцел€ть, обогревать, а в определенных обсто€тельствах и испепел€ть. ¬ли€ние —олнца было наиболее €вным и заметным, но ни в коем случае не единственным. ћожно было создать амулеты, талисманы, мази и эликсиры дл€ привлечени€ любой другой планеты или звезды. “ак, например, меланхоли€ считалась следствием вли€ни€ —атурна. ѕоскольку —атурн также управл€л долгими часами обучени€, необходимыми дл€ философа, ученые мужи считались склонными к меланхолии. ƒл€ нейтрализации этой тенденции следовало воспользоватьс€ противоположным вли€нием ёпитера. ѕри помощи таких приемов, за€вл€л ‘ичино, «можно избежать злонамеренности судьбы». ƒругими словами, человек не должен оставатьс€ пассивной и беспомощной жертвой обсто€тельств - или в данном случае гороскопа. ќн способен вз€ть судьбу в свои руки и измен€ть ее по своему желанию. ¬ соответствии с традици€ми мистических учений человек может пережить символические смерть и возрождение, после чего он обретает новую личность, что нередко сопровождаетс€ прин€тием нового имени. ≈сли такой ритуал проводитс€ в подход€щий с астрологической точки зрени€ момент, то он может - по крайней мере, теоретически - исправить предполагаемые недостатки гороскопа человека.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
»стори€ герметизма

„итайте в рубрике «»стори€ герметизма»:

ћистика в Ёпоху ¬озрождени€
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам