–аспространение герметической мудрости

–аспространение книгопечатани€ –аспространение книгопечатани€

ѕосле перевода «√ерметики», сделанного ‘ичино в 1463 году, начало окончательно оформл€тьс€, приобретать определенное направление и силу €вление, которое впоследствии получило название ¬озрождени€. Ётот мощный импульс, вне вс€кого сомнени€, был усилен техническими достижени€ми, среди которых не последнее место занимает изобретение книгопечатани€. ¬ 1455 году вышла в свет Ѕибли€ √уттенберга, перва€ книга, отпечатанна€ при помощи наборного шрифта. ¬ 1476 году ”иль€м  экстон привез первый печатный станок с наборным шрифтом в јнглию.   этому времени первоначально примитивный процесс стал более сложным и совершенным.

÷ентрами книгопечатани€ в ≈вропе п€тнадцатого века стали ¬енеци€, где первый станок по€вилс€ в 1469 году, и ѕариж, где производство книг началось чуть позже.   концу п€тнадцатого столети€ в ¬енеции работали более 150 печатных станков, выпуска€ более 4000 наименований книг; в ѕариже издавались еще 2000 наименований. »здание книг в других городах не отличалось таким масштабом, но общий объем книгопечатной продукции был огромен. ѕо некоторым оценкам, к 1503 году в ≈вропе было издано около восьми миллионов экземпл€ров книг. ѕечатные станки стали приносить хорошую прибыль, предвосхища€ по€вление сегодн€шних медиамагнатов и способству€ по€влению на континенте нового имущего класса. ¬ 1483 году печать перевода трудов ѕлатона, сделанного рукой ‘ичино, обходилась в три раза дороже, чем заказ рукописной копии. Ќо рукописный экземпл€р оставалс€ единственным, тогда как печатное издание выпускало в обращение 1000 копий книги.

ƒоступность книг обеспечила возможность такого широкого распространени€ идей, о котором в недавнем прошлом нельз€ было даже мечтать. –астущее число книг послужило мощным стимулом дл€ распространени€ грамотности. «нать и монархи, которые раньше выступали за сохранение образовани€ в руках церкви, теперь стали требовать его дл€ себ€. “ака€ же тенденци€ была характерна дл€ растущего среднего класса бюргеров, торговцев и предпринимателей. ѕо словам ‘рэнсис …ейтс, книгопечатание «было одним из тех изобретений, которые обеспечили в дальнейшем удивительно быстрое развитие всей европейской культуры». Ёто развитие не могла сдержать и присвоенна€ себе церковью функци€ цензуры. «»таль€нское ¬озрождение укрепилось благодар€ культуре книгопечатани€».

»зобретение печатного станка привело к необыкновенному расцвету руководимой ‘ичино флорентийской јкадемии. ¬ немалой степени этому расцвету способствовало и полное энтузиазма покровительство ћедичи, сначала  озимо, а затем Ћоренцо ¬еликолепного. јкадеми€ служила не только ученым, философам и богословам, но также духовенству, дипломатам, врачам, юристам, богатым банкирам, поэтам и художникам. Ётим люд€м казалось, что начинаетс€ нова€ эра и что мир стоит на пороге важных перемен. ќбщественна€ атмосфера была пропитана невиданным доселе оптимизмом. ќжидалось, например, что на прот€жении одного или двух поколений будут найдены лекарства практически от всех болезней. ѕредполагали также скорое возникновение универсальной религии, котора€ объединит христианство с учением ѕлатона и философией герметизма, положив таким образом конец спорам, мешавшим достижению согласи€ среди людей.

јкадеми€ во ‘лоренции стала источником нового «духа времени», который постепенно распростран€лс€ по всей »талии. ¬ конце 60-х годов п€тнадцатого века в Ќеаполе была основана еще одна академи€. “реть€ - еще более радикальна€, €зыческа€ и ритуалистическа€ по своей ориентации - возникла в –име. Ќеудивительно, что она была запрещена папой, а ее члены арестованы. ќднако в 1471 году престол —в. ѕетра зан€л новый папа, —икст IV, и де€тельность римской академии возобновилась.

¬ 1502 году в ¬енеции была основана академи€, котора€ впоследствии сыграла важную роль в развитии европейской мысли. Ќа прот€жении следующей четверти века конфликт в »талии стал преп€тствием дл€ возникновени€ новых подобных учреждений. ќднако после 1525 года они начали по€вл€тьс€ вновь, причем в еще больших количествах. ћногие из них имели черты, характерные дл€ такой более поздней организации, как масонство: многозначительные и иногда таинственные названи€, как у многих масонских лож, а также символические предметы, эмблемы и оде€ни€. »зобретались сложные ритуалы и церемонии. –уководители этих организаций избирались и принимали напыщенные имена, например «возвышенных» или «таинственных».

¬ начале восемнадцатого века в »талии насчитывалось более п€тисот академий. Ќекоторые из них - например, академи€ јркади€ в –име, основанна€ в 1690 году,- были известны во всей ≈вропе и привлекали к себе выдающихс€ личностей со всего континента. „леном академии јркади€ был √ете. ƒл€ знаменитого описани€ своего италь€нского путешестви€ он выбрал девиз «Et in Arcadia Ego».

¬се это происходило почти три века спуст€. ј во ‘лоренции конца п€тнадцатого столети€ ‘ичино все больше отдавалс€ зан€ти€м, к которым влекла его неуемна€ энерги€. ≈го роль как духовного лидера академии постепенно перешла к еще более оригинальной, авторитетной и харизматической личности, к ƒжованни ѕико делла ћирандоле (1463-1494). ≈сли ‘ичино был осторожным ученым и м€гким педагогом, то ѕико представл€л собой воплощение совсем другого характера. — отвагой, которую ‘ичино посчитал бы излишней и даже опасной спешкой, ѕико приступил к задаче, котора€ стала одной из самых амбициозных задач ¬озрождени€, - объединить все человеческие знани€ и весь человеческий опыт в некий абсолютно новый и всеобъемлющий синтез. ¬ отличие от ‘ичино, который был в первую очередь ученым, ѕико, обладавший не меньшими научными познани€ми, €вл€лс€ также и практикующим магом. ¬ ѕико делла ћирандоле фигура ‘ауста если еще и не оформилась окончательно, то уже достигла своей зрелости.

ѕико родилс€ на севере »талии в семье мелкого двор€нина. — презрением отвергнув привилегии, которые давал ему титул, не по годам развитый юноша решил посв€тить себ€ науке. ќн училс€ в университетах Ѕолоньи, ‘еррары, ѕадуи, ѕавии и ѕарижа. ќн стал знатоком церковного права, литературы, средневековой схоластики и теологии, греческого €зыка и греческой философии. ¬последствии он выучил древнееврейский, арабский и арамейский €зыки, а до этого нанимал других студентов делать ему переводы с этих €зыков. ¬о врем€ посещени€ ‘лоренции он подружилс€ с ‘ичино и стал членом его академии.

¬ 1486 году ћирандола приступил к осуществлению своего самого смелого проекта. ќн составил сборник из дев€ти сотен пропитанных герметическим духом тезисов, или утверждений, и опубликовал его в –име, объ€вив о своей готовности защищать их истинность в споре с любыми оппонентами. ¬ сущности, он бросил вызов всему христианству, предложив открыто обсуждать его философские взгл€ды. ќн даже предложил оплатить своим оппонентам дорогу до –има. ќднако из этого экстравагантного жеста ничего не вышло. ѕредполагаемые дебаты были запрещены папой, а тринадцать тезисов ѕико были объ€влены еретическими. Ќеискренние оправдани€, которые должны были послужить извинени€ми, лишь добавили ему непри€тностей, избежать которых ему помогли смерть папы и вмешательство Ћоренцо де ћедичи. Ќесколько отрезвленный, он поселилс€ во ‘лоренции, продолжа€ писать и заниматьс€ наукой, но воздержива€сь от публичных диспутов. ќн умер в 1494 году в возрасте тридцати одного года.

¬згл€ды ѕико делла ћирандолы были типично герметическими. ѕодобно ‘ичино, он принимал «√ерметику», провозглаша€ ее истинной библией. ¬ то же врем€ он кое-что добавл€л к ней. ќбнаружив сходство между герметизмом и иудаистской  аббалой, ѕико попыталс€ объединить их. ѕри помощи ѕико  аббала была адаптирована к христианскому миру и пропитана герметизмом. ƒл€ получени€ этого ключевого и сыгравшего важную роль сплава ѕико делла ћирандола опиралс€ на учени€ ƒвух наставников.

ќдним из них был сицилиец ‘лавий ћитридат, перешедший из иудаизма в христианство. ћитридат служил дл€ ћирандолы переводчиком, открыв доступ к своду каббалистических текстов. ћитридат проделал огромную работу. — ма€ по но€брь 1486 года он перевел дл€ ѕико целую библиотеку - около сорока книг, содержащих в общей сложности 3500 рукописных страниц.  роме того, он обучал ћирандолу «халдейскому», то есть арамейскому, €зыку.

≈ще большее, чем ћитридат, вли€ние на ѕико оказал герметик и каббалист »оанн јлеманно. ¬ основе взгл€дов јлеманно лежала иудаистска€ герметическа€ традици€, котора€, как прин€то считать, зародилась в »спании в начале двенадцатого века и согласно которой √ермес “рижды ¬еличайший в одной из своих инкарнаций приравнивалс€ к библейской фигуре пророка ≈ноха. Ёта же традици€ описывала концепцию талисманной магии, очень похожую на ту, которую впоследствии пропагандировал ‘ичино. ¬ ней утверждалось, что «золотой телец» ¬етхого «авета был вовсе не идолом, а магическим талисманом. Ќекоторые ученые полагают, что определенные аспекты этой традиции были перен€ты ¬ольфрамом фон Ёшенбахом, благодар€ чему в «ѕарцифале» по€вились герметические мотивы.

“аковы были взгл€ды, на которые опиралс€ јлеманно. ќн писал, что древних израильт€н учили верить в возможность того, что высшие силы и эманации могут снизойти на нас при помощи средств, изготовленных человеком специально дл€ этой цели, таких как талисманы, одежды и определенные предметы, предназначенные дл€ того, чтобы прит€гивать определенную высшую силу…». јлеманно также утверждал, что »ерусалимский ’рам был, по существу, «гигантским талисманом, построенным дл€ того, чтобы побудить Ѕога спуститьс€ и осв€тить его своим присутствием».  роме того, он говорил, что если √ермеса “рижды ¬еличайшего можно отождествить с ≈нохом, то ћоисей и —оломон были магами и адептами герметизма.

ѕико делла ћирандола с жадностью ухватилс€ за теорию јлеманно. Ќа горе ћинай, утверждал он, ћоисей получил не только «акон, но и его эзотерическую и мистическую интерпретацию, которую он передавал тайно и в устном виде. Ётим «истинным и более сокровенным» объ€снением, по мнению ћирандолы, была  аббала, которую он пыталс€ объединить с переведенным ‘ичино сборником трудов «√ерметика» 124. –езультатом €вилс€ всеобъемлющий и убедительный синтез, в котором примир€лись мистические аспекты христианского, иудаистского, исламского и герметического учений. „тобы сделать этот синтез еще более полным, ѕико добавил к нему халдейские предсказани€ и орфические гимны. “ак возникло нечто вроде новой мировой религии, неотъемлемой частью которой была маги€.

ѕланиру€ грандиозные дебаты, в которых он собиралс€ защитить дев€тьсот тезисов, ѕико делла ћирандола написал речь. Ётой речью, посв€щенной величию человека, он намеревалс€ открыть прени€. ѕоскольку дебаты были запрещены, речь эта никогда не произносилась на публике. »здали ее также только после смерти ѕико. ќднако теперь ее считают самым кратким и €рким изложением взгл€дов мыслител€. ¬ ней ѕико делла ћирандола обращаетс€ к мысли, которую герметизм озвучил еще за п€тнадцать веков до него, - что человек не должен быть беспомощной жертвой обсто€тельств или судьбы, но может обрести силу, котора€ позвол€ет формировать окружающую его реальность, а также определ€ть, свободно и ответственно, собственную судьбу. ѕико за€вл€ет, что человек был создан дл€ того, чтобы зан€ть центральное место в мире, между небесами и землей. ѕоэтому он посредством свободы воли способен сделать из себ€ того, кого пожелает. «—емена, которые взращивает каждый человек, созреют и принесут свои плоды». ƒл€ ѕико этот процесс достигаетс€ «должным использованием природных субстанций в соответствии с принципами симпатической магии». ќн открыто за€вл€ет, «маг соедин€ет земное с небесным, то есть он надел€ет низшее свойствами и силами высшего».

ќценива€ фигуру ѕико делла ћирандолы, ‘рэнсис …ейтс отмечает:

««десь мы сталкиваемс€ с огромными изменени€ми в статусе мага. „ародей, придумывающий свои отвратительные смеси, и заклинатель, произнос€щий свои ужасные заклинани€, считались отверженными, воспринимались как опасность дл€ религии и были вынуждены предаватьс€ своим зан€ти€м втайне. Ёти древние персонажи с трудом узнаютс€ в философской и добродетельной фигуре мага эпохи ¬озрождени€».

¬ противоположность средневековому колдуну, ѕико настаивает на «величии „еловека как ћага… нос€щего в себе божественное творческое начало и магическую силу, способную соедин€ть земное с небесным…» 129 .ѕо мнению ‘рэнсис …ейтс, именно ѕико делла ћирандола «впервые смело сформулировал новый образ европейца, человека и мага, который использует ћагию и  аббалу дл€ воздействи€ на мир, дл€ научного управлени€ своей судьбой.

—в€зи с —еверной ≈вропой

Ёнерги€, генерировавша€с€ ‘лорентийской академией - сначала через ‘ичино, и затем через ѕико делла ћирандолу. - не могла вечно оставатьс€ на том же уровне. ѕо мере того, как ожидани€, инициированные ею, не сбывались, она неизбежно угасала. ¬ 1492 году умер Ћоренцо ¬еликолепный. ≈го сын оказалс€ некомпетентным и не справилс€ с об€занност€ми финансиста и банкира, лежавшими в основе власти и положени€ семьи. ¬следствие этого богатство и вли€ние ћедичи стали та€ть и политическа€ жизнь ‘лоренции погрузилась в хаос. ¬ 1494 году вслед за своим блест€щим покровителем в мир иной перешел и ѕико делла ћирандола. ¬ том же году французска€ арми€ под командованием  арла VII вторглась в »талию и семь€ ћедичи была изгнана из ‘лоренции.

ќднако к этому времени движение, зародившеес€ во ‘лоренции, уже пустило прочные корни в других местах. ¬ »талии новым центром герметической мысли стала ¬енеци€, которой удавалось сохранить независимость и остатьс€ в стороне от раздирающих остальную часть страны конвульсий. ¬ ¬енеции уже существовали крупна€ греческа€ библиотека и довольно многочисленна€ община беженцев из √реции и ¬изантии.  роме того, в городе имелась больша€ иудейска€ община, способствовавша€ изучению древнееврейского €зыка и объединению каббалистических учений с философией герметизма.  роме “ого, как уже отмечалось выше, ¬енеци€ превратилась в главный центр европейского книгопечатани€, столицу издательского дела.

—амым вли€тельным из венецианских печатников был јльд ћануций, близкий друг ѕико делла ћирандолы и бывший наставник двух его плем€нников. ¬ 1489 году ћануций перебралс€ в ¬енецию и основал свое знаменитое издательство «јльдина».   1500 году он стал основным издателем греческих книг, особенно посв€щенных учению ѕлатона и философии герметизма.  роме того, он издал произведени€ дев€носта четырех греческих авторов периода классицизма и постклассицизма. ћануций изобрел портативный формат книги в 1/8 листа и шрифт курсив.

ћануций поддерживал ученых и сыграл ключевую роль в распространении герметизма. ≈го дом и книжна€ лавка стали признанным местом встречи дл€ писателей и мыслителей, причем не только из ¬енеции, но и из других стран. ¬ 1502 году он сам основал ¬енецианскую академию. ¬ 1505 году он раздумывал над тем, чтобы переехать в √ерманию и основать академию при дворе императора —в€щенной –имской империи ћаксимилиана I. »з этого проекта ничего не вышло, однако через ‘уггеров, богатую семью банкиров из југсбурга, он зав€зал многочисленные св€зи в √ермании и на севере ≈вропы. Ёто позволило ему выполн€ть функцию жизненно важной «культурной артерии», св€зывающей ренессансную »талию с остальной частью континента.

“ак, в 1496 году ћануций стал близким другом англичанина “омаса Ћинакра, который впоследствии обучал греческому €зыку Ёразма –оттердамского и сэра “омаса ћора, служил лекарем при дворе √енриха VIII, а в 1518 году основал  оролевский ћедицинский колледж. ¬ 1503 году ћануций принимал в ¬енеции особо почетного гост€, јльбрехта ƒюрера. ѕ€ть лет спуст€ он принимал у себ€ одного из величайших гуманистов эпохи ¬озрождени€ -голландского ученого и писател€ ƒезидери€ Ёразма. “аким образом ћануций служил мостом между двум€ компонентами и направлени€ми мышлени€ эпохи ¬озрождени€ - герметизмом ‘ичино и ѕико делла ћирандолы и гуманизмом, выразителем которого были такие личности, как Ћинакр, Ёразм, сэр “омас ћор и ћартин Ћютер.

—реди самых вли€тельных знакомых ћануци€ был немецкий последователь герметизма и  аббалы »оганн –ейхлин (1455-1522), с которым он подружилс€ и работы которого он напечатал в 1498 году. –ейхлин восприн€л каббалистическую магию ѕико делла ћирандолы и развил ее в собственном учении, представл€вшем собой синтез  аббалы, герметизма, иудаистской и греческой философии. —читаетс€, что его перва€ работа, увидевша€ свет в 1494 году, вдохновила гравюры ƒюрера. ≈го второй, более амбициозный труд «De arte cabballistica», опубликованный в 1537 году, называли «первым полным трактатом о  аббале, написанным не иудеем» и «библией каббалиста христианина» 132. –ейхлин также организовал группу ученых, котора€ располагалась в √ейдельберге и котора€ впоследствии развилась в неофициальную платоническую» академию. —овременники говорили, что в ней господствует «культ трех древних €зыков и мистического учени€, которое –ейхлин перен€л от ѕико из ‘лоренции»«. —реди членов и слушателей академии были и другие друзь€ ћануци€, такие как  онрад ÷ельтис и выдающийс€ представитель герметической алхимии, известный под именем “ритеми€. “ритемий, в свою очередь, станет наставником главного прообраза ‘ауста эпохи ¬озрождени€, √енриха  орнелиуса јгриппы.

»зобретение книгопечатани€ и по€вление таких ученых-гуманистов, как Ёразм –оттердамский, быстро разрушило монополию церкви на науку и образование. Ѕольшинство выдающихс€ последователей и пропагандистов герметизма были светскими писател€ми и преподавател€ми. ќднако среди них были и св€щеннослужители - несмотр€ на €вное несоответствие герметизма их собственным ортодоксальным взгл€дам.

—реди самых вли€тельных последователей философии герметиков был францисканский монах ‘ранческо ƒжорджи (1466-1540). —воим увлечением ƒжорджи был об€зан ѕико делла ћирандоле. ѕодобно ѕико, он обнаружил множество св€зей между учением герметиков и  аббалой. Ёто побудило его собрать обширную библиотеку древнееврейских книг, котора€ вызывала интерес у других практиков герметизма. ¬ свою систему «’ристианской  аббалы» он включил нумерологию и божественную геометрию, а также пон€ти€ гармонии ѕлатона и ѕифагора. ƒжорджи сыграл ключевую роль в возникновении увлечени€, вли€ние которого в шестнадцатом веке постепенно усиливалось, - распространение герметических принципов на архитектуру. ƒжорджи возродил интерес философов к римскому архитектору классического периода ¬етрувию, который руководил перестройкой –има по указанию императора јвгуста.

ѕо существу, ƒжорджи рассматривал архитектуру как важную св€зь в гармонических отношени€х между микрокосмом и макрокосмом - тема, котора€ впоследствии стала одной из главных в масонстве. ƒл€ ƒжорджи теори€ архитектуры ¬итруви€ имела религиозное значение, уход€щее корн€ми к ’раму —оломона. ќснову его ¬селенной составл€ло число, и он был уверен, что ¬селенна€ была сконструирована божественным архитектором «в соответствии с неизменными законами космической геометрии».

¬згл€ды ƒжорджи на архитектуру пользовались огромным уважением в ¬енеции.  огда в 1534 году в городе возник спор относительно пропорций новой францисканской церкви, дож распор€дилс€, чтобы в качестве арбитра был выбран монах-гермегик. ƒжорджи быстро разработал собственный проект, который должен был стать «практическим воплощением гармонии макрокосма и микрокосма».

Ѕлагодар€ знатному происхождению ƒжорджи его врем€ от времени просили выступить в роли дипломата и представл€ть интересы ¬енецианской республики. ќн также играл активную посредническую роль в переговорах о разводе √енриха VIII с ≈катериной јрагонской. ¬ конце 1529 года английский монарх тайно прислал своих представителей в ¬енецию, чтобы получить совет раввинов относительно того, что говоритс€ о законности развода в ¬етхом «авете. ƒжорджи, с его знанием иудаистских учений и контактами в еврейской общине ¬енеции, играл важную роль в состо€вшихс€ консультаци€х. ¬последствии он получил личное послание от английского корол€ с благодарностью за оказанную помощь.

јтаки церкви

¬ 1527 году в »талию вновь вторглись иноземные захватчики - на этот раз арми€ императора —в€щенной –имской импери€  арла V - и –им подвергс€ разграблению.   этому моменту протестантска€ «ересь» уже укоренилась и процветала. ќднако в »талии «инфекци€» еще не получила такого распространени€, и церковь воспользовалась благопри€тными обсто€тельствами, чтобы усилить свою хватку. ¬ 1542 году —в€та€ палата - инквизици€ - была реформирована и получила власть, которой уже обладала в »спании. “еперь инквизици€ имела право производить допрос, заключать в тюрьму, наказывать, конфисковывать имущество и выносить смертный приговор. ¬ 1555 году престол —в. ѕетра зан€л глава —в€той палаты, вз€в себе им€ ѕавла IV. ѕоследовали жесточайшие репрессии. ѕрактически все неортодоксальные учени€, включа€ герметизм, все больше вытесн€лись в подполье.

ќднако к этому времени процесс распространени€ философии герметиков в других странах уже нельз€ было остановить. » действительно, меры, направленные на искоренение герметизма, давали ему дополнительный импульс. ƒл€ нас 1492 год известен путешествием  олумба, но дл€ ≈вропы того времени он был важен совсем по другой причине. ¬ 1469 году наследница кастильского трона »забелла вышла замуж за ‘ердинанда, который должен был унаследовать королевство јрагон. ¬ 1474 году »забелла вступила на трон. ѕ€ть лет спуст€ ‘ердинанд стал королем јрагона и возникло объединенное королевство »спани€. ¬ 1492 году капитулировала √ранада, последн€€ исламска€ твердын€ в стране. ¬скоре после этого ‘ердинанд и »забелла приступили к осуществлению своей всеобъемлющей и безжалостной программы «очищени€», которую можно считать предтечей расовой политики нацистов и недавних «этнических чисток», проводившихс€ в ёгославии. ѕо указанию двух монархов инквизици€ получила право очистить королевство от всего, что считалось враждебным католической вере.  ак выразилс€  арлос ‘уэнтес, »спани€ вместе с маврами изгнала чувственность, а вместе с евре€ми интеллект - и осталась стерильной.

ќдним из следствий программы «очищени€» стал массовый поток беженцев в другие страны ≈вропы. Ќет нужды говорить, что среди них были ученые, €вл€вшиес€ последовател€ми герметизма каббалистического, иудаистского и исламского толка, и они привезли с собой новые книги. »сход из »спании напоминал исход из ¬изантии за сорок лет до этого. ћногие из изгнанников направились в »талию, и особенно в ¬енецию, где они внесли существенный вклад в расцвет там идей ¬озрождени€. ƒругие нашли убежище в самом отдаленном от »спании районе ≈вропы, в Ќидерландах, и в этой стране привезенные ими учени€ упали на благодатную почву.

Ќа прот€жении нескольких лет Ќидерланды - √олланди€ и ‘ландри€ - были очагом неортодоксальных и нетрадиционных взгл€дов. “ам процветали мистические секты, эзотерические культы и тайные общества - например, «Ѕрать€ свободного духа», которые отрицали вс€кую организацию и иерархию и проповедовали нечто вроде духовной анархии. ¬полне веро€тно, что членом этого тайного общества был даже живописец »ероним Ѕосх. ¬последствии Ёразм основал в √олландии гуманистическую традицию, котора€ пустила в стране глубокие корни. ѕриток свежих идей из »спании стал причиной процесса, сравнимого с тем, что происходило в »талии, - так называемого фламандского ¬озрождени€.  ак и в »талии, герметические и иудаистские учени€ здесь соедин€лись с философией гуманизма, наход€ общий €зык в сопротивлении попыткам церкви искоренить их.

ѕеремены, происходившие в Ќидерландах, испытывали вли€ние процессов, протекавших в соседней √ермании. ¬ласть ÷еркви в этой стране, и особенно в ее северной части, всегда была более слабой и непрочной - церковь там представл€ла собой хрупкую и у€звимую надстройку, котора€ не смогла укрепитьс€ так прочно, как это ей удалось сделать в других странах. ¬ первой четверти шестнадцатого века бастионы церковной власти, которые в противном случае преп€тствовали бы распространению герметизма, были окончательно разрушены и церковь навсегда утратила свою монополию на власть. 31 окт€бр€ 1517-года м€тежный монах-августинец по имени ћартин Ћютер в одиночку подн€л казавшийс€ самоубийственным бунт, который всего за четыре года перерос в протестантскую революцию.

Ћютер родилс€ в 1483 году. ¬ 1505 году он поступил в монастырь ордена св. јвгустина и стал быстро продвигатьс€ по иерархической лестнице. ¬ 1511 году он уже был доктором теологии и профессором, преподававшим —в€щенное ѕисание. ¬ 1515 году Ћютер преподавал в одиннадцати монастыр€х. ќднако к этому моменту его взгл€ды все больше отходили от ортодоксальной доктрины. ћежду 1512 и 1515 годами Ћютер пережил духовный кризис, вызванный, как полагают жившие позднее комментаторы, нервным срывом. Ќо какова бы ни была природа этого кризиса, он заставил Ћютера прийти к выводу, что дл€ спасени€ достаточно самой веры и что дл€ этого не нужны добрые дела. ј если вера действительно единственное условие спасени€ души, то посредничество церкви и ее св€щенничество тоже станов€тс€ лишними.

¬раждебное отношение Ћютера к церкви усиливалось масштабом коррупции и вз€точничества среди духовенства. Ёти злоупотреблени€ воплощались дл€ Ћютера в постыдной торговле индульгенци€ми, когда любой, обладающий достаточной суммой денег, мог купить себе отпущение грехов. ¬ 1517 году доминиканец, продававший такие индульгенции - с их помощью собирали средства на реконструкцию собора св. ѕетра в –име, - спровоцировал Ћютера на дерзкое выступление. ¬ порыве праведного гнева Ћютер составил список из дев€носта п€ти тезисов, или обвинений, против римско-католической церкви и прибил этот список к двери церкви замка в ¬иттенберге. Ётот необычный и смелый поступок неожиданно вызвал волну симпатии во всей √ермании. «а две недели весть о дев€носта п€ти тезисах Ћютера распространилась по всей стране. ќни были с энтузиазмом восприн€ты многими из тех, кто настаивал на реформе церкви. — особым пылом восприн€ли их сторонники нового гуманизма.

ѕопытки церкви подавить вспыхнувший м€теж были сорваны сочувствующими Ћютеру монахами и поддерживавшими его светскими власт€ми. ¬ ¬иттенберге Ћютер нашел могущественного покровител€ в лице курфюрста —аксонии. ¬ 1520 году он решительно порвал с –имом и опубликовал трактат, в котором призывал немецких кн€зей самим осуществить реформу церкви - перестать финансировать папу, отменить обет безбрачи€ дл€ духовенства, заупокойные мессы, паломничества, индульгенции, религиозные ордена, а также многие другие обр€ды и институты церкви. ќтвет церкви был вполне прогнозируемым. ¬ июне 1520 года дев€носто п€ть тезисов Ћютера были объ€влены еретическими. Ћютер ответил тем, что сжег папскую буллу с обвинени€ми в свой адрес. 3 €нвар€ 1521 года он был отлучен от церкви.

„ерез год его вызвали на конгресс - или ассамблею выборщиков империи - в ¬ормсе, где он должен был держать ответ перед императором —в€щенной –имской империи  арлом V. ќщуща€ поддержку курфюрста —аксонии и других монархов, Ћютер отказалс€ отречьс€ от своих убеждений. Ѕо€сь восстановить против себ€ немецких кн€зей своей империи,  арл V отказалс€ от дальнейшей конфронтации.  ак-то само собой получилось, что ересь Ћютера получила нечто вроде официального признани€. “аким образом в √ермании утвердилось протестантство, а у папы не хватало сил, чтобы искоренить его. —в€щенники снимали ризы и вступали в брак. »х примеру последовали монахи и монахини, покидавшие монастыри и обители. ¬ 1524 году сам Ћютер отказалс€ от монашеского сана. „ерез год он женилс€ на бывшей монахине-цистерианке  атарине фон Ѕора. “ем временем подн€тый им м€теж распростран€лс€ все ƒальше. ¬ 1519 году ”льрих ÷вингли провозгласил наступление протестантской –еформации в Ўвейцарии. ¬ 1555 году, через ƒев€ть лет после смерти Ћютера, ƒжон  альвин основал в ∆еневе собственную, более строгую разновидность протестантизма. —реди последователей  альвина был ƒжон Ќокс, который привез –еформацию в Ўотландию.

Ћичный бунт Ћютера нанес сокрушительный удар по власти католической церкви, но не меньшее значение имел тот факт, что он широко использовал технологию книгопечатани€, в прошлом Ѕибли€ издавалась только на латыни и поэтому была доступна лишь духовенству. Ћютер одним ударом разрушил эту монополию. ¬ 1522 году после упорного сопротивлени€, которое он оказал на конгрессе в ¬ормсе, Ћютер опубликовал перевод на немецкий Ќового «авета - первый доступный широкой публике перевод —в€щенного ѕисани€ на родной €зык, который €вилс€ предвестником других подобных работ, например Ѕиблии корол€ якова. ¬ 1525 году, например, по€вилась английска€ верси€, переведенна€ ”иль€мом “индейлом непосредственно с греческого и древнееврейского.

¬первые любой более или менее грамотный человек получил возможность самосто€тельно прочесть Ѕиблию. ¬ результате роль св€щенника как хранител€ и толковател€ слова Ѕожьего становилась лишней. ѕоследстви€ этого были грандиозными, причем как в светской, так и в церковной жизни. ¬ частности, по€вилс€ дополнительный стимул к грамотности, причем среди тех классов общества, где раньше грамотность была не нужна. ÷елые касты - такие, как буйные «¬ольные рыцари» в √ермании, - были обуреваемы жаждой чтени€ и использовали открывшиес€ перед ними возможности. ј если люди могли прочесть Ѕиблию, то с таким же успехом они могли прочесть и другие книги, нередко враждебные Ѕиблии. —реди представителей разных социальных слоев √ермании - например, ученых, подобных –ейхлину, или головорезов и м€тежных рыцарей, таких как ”льрих фон ’аттен и ‘ранц фон «иккинген, - часто встречались люди, хорошо разбиравшиес€ в разнообразной литературе, от традиционной теологии, учени€ Ћютера и гуманизма Ёразма до герметических и каббалистических теорий. » действительно, протестантские богословы, поддерживаемые такими вли€тельными светскими фигурами, как «¬ольные рыцари», отвлекали на себ€ внимание католической церкви, позвол€€ про€влени€м герметизма процветать практически в полной без опасности.

ѕо мере того, как протестантска€ религи€ распростран€лась по —еверной ≈вропе, вместе с ней совершал свое путешествие и герметизм, иногда в скрытой и завуалированной форме, а иногда абсолютно открыто. —реди светских властителей, обратившихс€ в протестантство, философи€ герметизма нашла покровителей и даже сторонников. √ерметическа€ академи€ –ейхлина в √ейдельберге, к примеру, вскоре распространила свое вли€ние на все королевские и кн€жеские дворы региона.   концу шестнадцатого века большое количество мелких немецких кн€зей €вл€лись сторонниками философии герметизма. ќбща€ атмосфера способствовала по€влению таких фигур, как ‘ауст.

¬ этих обсто€тельствах «дух времени» неизбежно должен был пересечь Ћа-ћанш и достичь Ѕританских островов. ¬ Ўотландии эти взгл€ды нашли пристанище среди знатных шотландских семей, которые с раннего —редневековь€ про€вл€ли склонность к различным неортодоксальным учени€м, как кельтского происхождени€, так и привезенных из  рестовых походов.  ак и везде, в јнглии герметические теории часто имели много общего с гуманистическими и распростран€лись по тем же каналам. “ак, например, упоминавшийс€ выше “омас Ћинакр был вхож в герметический кружок ћануци€ в ¬енеции, а по возвращении на родину стал лекарем √енриха VIII и основателем  оролевского медицинского колледжа. ¬месте с Ћинакром в ¬енеции гостил другой протеже ћануци€, ”иль€м √роцин, который по возвращении в јнглию стал профессором греческого €зыка в ќксфордском университете. »мена обоих обычно св€зывают с гуманистическими традици€ми, но они также поддерживали тесную св€зь со сторонником герметизма ƒжоном  олетом. ¬ 1493 году  олет предприн€л путешествие за границу, продлившеес€ двенадцать лет. ќ его передвижени€х известно мало, но считаетс€, что он некоторое врем€ провел в ¬енеции, где был близок с ћануцием. ¬ любом случае  олет испытал на себе огромное вли€ние ‘ичино, чьи труды он превозносил, вернувшись в јнглию и став насто€телем собора св. ѕавла. ¬ этой должности он принимал у себ€ одного из самых известных магов ¬озрождени€, √енриха  орнелиуса јгриппу, который займет важное место в нашем повествовании.

ѕодобно Ћинакру и √роцину,  олет поддерживал тесные св€зи с сэром “омасом ћором. “омаса ћора обычно считают гуманистом, близким по своим взгл€дам к Ёразму. Ќа первый взгл€д рационализм его «”топии» враждебен философии герметизма. “ем не менее ћор был страстным поклонником ‘ичино, прекрасно разбиралс€ в герметическом учении и не без симпатии относилс€ к некоторым его аспектам. ≈го «сама€ перва€ биографи€» прин€ла форму длинного письма от Ёразма к ”льриху фон ’аттену, непокорному вольному рыцарю, поэту и сатирику, чьи взгл€ды объедин€ли в себе гуманизм с философией герметизма. “о, что Ёразм состо€л в переписке с такой личностью, как ’аттен, свидетельствует о степени пересечени€ гуманистических и герметических кругов.

–аспространению герметизма в јнглии также способствовал - правда, косвенно - король √енрих VIII.  ак уже отмечалось выше, в своем бракоразводном процессе против ≈катерины јрагонской он опиралс€ на помощь и поддержку венецианского каббалиста монаха ‘ранческо ƒжорджи. ≈ще в 1527 году √енрих пыталс€ получить разрешение на развод у папы, ссыла€сь на прецедент с двум€ французскими корол€ми. ѕопытки папы уклонитьс€ от рассмотрени€ этого вопроса вынудили √енриха искать другие средства достижени€ цели. ¬етхий «авет разрешал развод, и это подтолкнуло английского корол€ к вы€снению - через ƒжорджи - позиции иудаистских богословов в этом вопросе.  роме того, он стал присматриватьс€ к протестантской религии, котора€ придерживалась положений ¬етхого «авета и отвергала законы католической церкви, касающиес€ развода. ¬ протестантстве - например, в требовании Ћютера, чтобы светские государи реформировали церковь, - король нашел нужное ему средство.

¬ 1531 году √енрих VIII объ€вил себ€ главой английской церкви. ¬ 1533 году он тайно женилс€ на јнне Ѕолейн, котора€ уже была беременна девочкой, будущей королевой ≈лизаветой I. ¬ этом же году архиепископ  ранмер публично объ€вил о браке √енриха с преемницей ≈катерины. Ћетом 1533 года јнна была официально провозглашена королевой, а в сент€бре родила дочь. ѕапа римский отлучил √енриха от церкви. √од спуст€ английска€ церковь порвала все контакты с –имом. ¬ 1535 году английские епископы официально отказались признавать власть папы, и в стране была основана англиканска€ церковь. ¬ 1536 году началось закрытие монастырей.

¬ этой атмосфере религиозного переворота и разрыва св€зей с –имом и гуманизм, и герметизм получили возможность беспреп€тственного распространени€.   концу шестнадцатого века различные кружки и общества герметического толка пустили в јнглии глубокие корни. Ќекоторые из них были в той или иной степени тайными. ƒругие, по всей видимости, представл€ли собой шпионскую сеть. “ретьи постепенно сливались с уже существовавшими институтами английского общества, и этот сплав в конечном итоге привел к возникновению масонства.   концу столети€, как мы вскоре увидим, философи€ герметизма стала играть роль объедин€ющей силы в культуре елизаветинской эпохи, включа€, разумеетс€, театры ћарло и Ўекспира. ¬ «ƒокторе ‘аустусе» и «Ѕуре» фигура мага эпохи ¬озрождени€ получила наиболее €ркое воплощение.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
»стори€ герметизма

„итайте в рубрике «»стори€ герметизма»:

–аспространение герметической мудрости
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам