¬олшебна€ сила театра

¬олшебна€ сила театра ¬олшебна€ сила театра

÷елое столетие после того, как √енрих VII распустил монастыри и порвал с –имско-католической церковью, в јнглии не строили церквей. ¬место них в стране возводили театры. Ћондон был единственным из европейских городов, в котором существовало множество дерев€нных театров, вызывавших удивление у иностранных гостей. ѕо существу, английский театр стал своего рода новой церковью, новым храмом. ¬нутри магических пределов его здани€ перед жадной до зрелищ публикой разыгрывались обр€ды и ритуалы герметических мистерий.

¬итрувий, древнеримский архитектор, на которого часто ссылались герметики ¬озрождени€, пропагандировал строительство дерев€нных театров. ¬ каменных театрах, утверждал он, акустика портитс€ большими бронзовыми сосудами, которые помещались на сцену с целью усилени€ голоса актера. ƒерево же само выступало в качестве резонатора, и поэтому звуку не требовалось акустического усилени€. ¬ строгом соответствии с принципами ¬итруви€ театры во времена правлени€ ≈лизаветы и якова сооружались из дерева.

ѕервый театр в этом стиле, который называлс€ просто «“еатр», был построен в Ћондоне в 1576 году ƒжеймсом Ѕербеджем, который сам был не только актером, но и плотником. ¬ то врем€ актеры объедин€лись в труппы, или компании, находившиес€ под покровительством какого-нибудь богатого, знатного или вли€тельного человека. “акое покровительство было необходимо, поскольку в те времена в јнглии свирепствовали фанатики-пуритане, которые через семьдес€т п€ть лет во времена  ромвел€ добьютс€ закрыти€ всех театров.  омпани€ актеров, из которой Ѕербедж создал свой театр, пользовалась покровительством –оберта ƒадли, графа Ћестера.  ак уже отмечалось выше, Ћестер приходилс€ д€дей сэру ‘илипу —идни и поддерживал ƒжона ƒи, чей дом в ћортлейке он регул€рно посещал.

—ам ƒи был пылким поклонником архитектуры ¬итруви€ как проводника герметической талисманной магии.  роме того, он увлекалс€ театром и, подобно своим последовател€м ‘ладду и »ниго ƒжонсу, механическими приспособлени€ми ƒл€ театра. ¬ 1574 году во врем€ пребывани€ в  ембридже он подавил пьесу јристофана, дл€ которой изобрел механический летательный аппарат». ¬итрувий считал, что подобное знание техники должно быть дополнением к роли архитектора как мага.

‘рэнсис …ейтс убеждена, что Ѕербедж консультировалс€ с ƒи при постройке «“еатра». ќна даже высказывает предположение, что ƒи мог собственноручно спроектировать это здание. ¬ любом случае, замечает …ейтс, постепенное усложнение елизаветинской драмы требовало все более сложных сценических эффектов. Ќо где, задаетс€ вопросом она, можно было найти реквизит дл€ таких эффектов? –азумеетс€, не в университетах, которые не занимались прикладной наукой и практическими вещами. “олько «у философов-герметиков… мог искать помощи театральный режиссер, поскольку именно они разбирались в технике в те времена, когда наука только рождалась из магии»280

«а «“еатром» Ѕербеджа, открывшимс€ в 1576 году, вскоре последовали другие, как публичные, так и частные. —реди самых известных публичных театров, построенных в конце шестнадцатого века, можно назвать такие, как ««анавес», «–оза», «Ћебедь», «‘ортуна» и « расный бык».  онфликт с владельцем земли, на которой располагалс€ театр Ѕербеджа, привел к тому, что здание было демонтировано. ¬ 1598 году оставшиес€ от него части перевезли на южный берег “емзы и использовали при сооружении нового здани€, театра √лобус», который открылс€ в 1600 году. «√лобусом» владела театральна€ труппа лорда „емберлена, членом которой с 1592 года был Ўекспир, ставший к тому времени уже знаменитым драматургом. ¬ 1603 году труппа лорда „емберлена перешла под покровительство нового монарха, якова I.

ѕо мнению ¬итруви€, основой планировки театрального здани€ должен быть зодиакальный круг. Ётот круг делилс€ на четыре равносторонних треугольника, символизировавших «триады», наиболее гармоничные астрологические соотношени€.  ажда€ триада соедин€ла три знака «одиака, соответствовавших четырем основным элементам - земле, воздуху, огню и воде. “аким образом, круг, лежащий в основе конструкции театра, представл€л собой микрокосм всего мироздани€. Ётот его статус усиливалс€ навесом над сценой, разрисованным звездами и изображающим небесную твердь. –езультатом должен был стать мировой театр, в котором человеку… было предначертано играть свои роли».

»менно такой, подчеркивает ‘рэнсис …ейтс, была конструкци€ театра «√лобус», само название которого указывало на воплощенный в нем микрокосм и который воскресил космическое и, следовательно, религиозное значение» театра ¬итруви€. “аким образом, сам театр становилс€ составной частью и продолжением разыгрываемой в нем пьесы, способству€ гармоничному объединению спектакл€ и окружающего мира.

»менно театр, план которого выражен в простой геометрической символике соотношений космоса и человека, мировой музыки и человеческой музыки, мог стать мощным средством дл€ раскрыти€ гениальности Ўекспира. ќ судьбе человека на сцене ¬селенной он всегда мыслил в терминах музыки».

явл€€сь воплощением герметического микрокосма, такой театр, как «√лобус», превращалс€ в «магический, космический и религиозный театр». ј «ћаг как создатель театра и его магии» становилс€ аналогом Ѕога, верховного ћага. »менно в герметическом храме театра, в этом микрокосме талисманной магии, маг эпохи ¬озрождени€ достиг наивысшего расцвета. ƒл€ многих современников и потомков такой маг выступил в облике ‘аустуса ћарло. Ќесмотр€ на то что ћарло называл себ€ атеистом, его атеизм заключалс€ лишь в отрицании иудаистско-христианской концепции божественного. Ќесмотр€ на это отрицание, он сохранил глубокое чувство св€щенного, или духовного.  ак уже отмечалось выше, ћарло принадлежал к герметическому кружку графа Ќортумберлендского, который частично совпадал с кружком ƒжона ƒи.  ак показал «ƒоктор ‘аустус», ћарло серьезно увлекс€ философией герметизма. —овершенно очевидно, что он особенно восхищалс€ јгриппой. » действительно, его ‘аустус считает јгриппу образцом дл€ подражани€.
ћарло восхищаетс€ своим главным героем и отождествл€ет себ€ с ним. ѕо существу, ‘аустус - это романтизированный и идеализированный автопортрет ћарло, изображение того, каким он видел или хотел видеть себ€. ‘аустус €вл€етс€ отражением «непомерных амбиций» самого ћарло, его бунтарского презрени€ к ограничени€м на знани€, которые накладывались иудаистско-христианской теологией и моралью.

ќднако театр, дл€ которого писал ћарло, был искусством дл€ масс, каким в наше врем€ €вл€ютс€ голливудские фильмы. » хот€ протестантска€ јнгли€ благосклонно относилась к памфлетам на католицизм и папу, она оставалась еще слишком благочестивой в своем христианстве, чтобы отшатнутьс€ от сделки с «нечистой силой». “аким образом, ћарло оказалс€ в положении, аналогичном тому, в котором очутились сценаристы и кинорежиссеры 50-х годов двадцатого века, - следовало соблюдать господствующие нравственные принципы и запреты, обеспечить этически приемлемую концовку, сделать так, чтобы зрители покидали зал с €сным осознанием того, что грех наказан, а добродетель вознаграждена. ѕоэтому «ƒоктор ‘аустус» довольно точно укладываетс€ в традицию стандартного английского перевода истории о ‘аусте, вышедшего в 1587 году. ¬ соответствии с принципами господствующей морали ‘аустус об€зательно должен был быть прокл€т. ≈сли магу эпохи ¬озрождени€ вообще суждено по€витьс€ на сцене, то фигура его должна была быть менее спорной, не нарушающей устои и более великодушной.

Ќекоторые комментаторы, включа€ авторов этой книги, готовы видеть в ѕросперо из «Ѕури» Ўекспира портрет ƒжона ƒи. » действительно, теперь уже многие ученые признают, что ƒи был прототипом шекспировского ѕросперо. ”читыва€ контакты драматурга с театром Ѕербеджа и с труппой актеров графа Ћестера, Ўекспир об€зательно должен был в какой-то момент познакомитьс€ с магом.

¬ одной из своих ранних пьес, « ак вам это понравитс€», Ўекспир провозглашал герметическую св€зь между театром и миром, между актером и “ворцом как св€зь между микрокосмом и макрокосмом.

«¬есь мир - театр.
¬ нем женщины, мужчины - все актеры.
” них свои есть выходы, уходы,
» каждый не одну играет роль».

(ѕеревод “. ўепкиной- уперник)

Ёта же мысль провозглашаетс€ ѕросперо в «Ѕуре»:

«ќкончен праздник. ¬ этом представленье
јктерами, сказал €, были духи.
» в воздухе, и в воздухе прозрачном,
—вершив свой труд, раста€ли они. -
¬от так, подобно призракам без плоти,
 огда-нибудь растают, словно дым,
» тучами увенчанные горы,
» горделивые дворцы и храмы,
» даже весь - о да, весь шар земной.
», как от этих бестелесных масок,
ќт них не сохранитс€ и следа.
ћы созданы из вещества того же,
„то наши сны. » сном окружена
¬с€ наша маленька€ жизнь».

¬озможно,  ирхер €вл€етс€ самым €рким представителем герметизма в постреформаторской церкви. ќн изучал философию, математику, греческий и древнееврейский €зыки, а впоследствии преподавал эти предметы. ѕодобно другим практикующим герметикам, он был искусен в изготовлении механических устройств, движущихс€ декораций и других специальных приспособлений дл€ театра. ќн занималс€ исследованием магнетизма. ѕриобрет€ телескоп, он зан€лс€ изучением астрономии и в 1625 году опубликовал свое описание п€тен на —олнце. ќн много путешествовал по всей ≈вропе, стрем€сь увидеть как можно больше и про€вл€€ ненасытное любопытство к происхождению всего, с чем он сталкивалс€: музыки, €зыка, религии, вулканических выбросов или лавы. ќн даже спускалс€ в кратен ¬езуви€ перед назревавшим извержением, чтобы собственными глазами увидеть происход€щие там процессы.

ѕосле того как руководители ордена иезуитов отвергли его просьбу об отправке на миссионерскую работу в  итай,  ирхер испытал горькое разочарование. “ем не менее он поддерживал оживленную переписку с другими миссионерами-иезуитами, а также с учеными всего мира. ќн про€вл€л особый интерес к тому, что в наше врем€ называют сравнительным религиоведением. ќн считал €зыческую религию древних египт€н источником религий и верований практически всех народов - греков, римл€н, евреев, халдейцев и даже индусов, китайцев, €понцев, ацтеков и инков. »зуча€ более поздние и лучше документированные религиозные системы, он наде€лс€ больше узнать об источнике их происхождени€, то есть о ƒревнем ≈гипте. —вод герметических текстов, полагал он, содержит €дро древней теологии, общей дл€ всех народов. ќн делал вывод, что люба€ религи€ содержит в себе экзотерический и эзотерический аспекты, и именно в эзотерических аспектах религий он искал их общий знаменатель. ѕримечательно, что благочестивый иезуит  ирхер «допускал возможность существовани€ божественной истины во всех религи€х прошлого, а также у иноверцев своего времени, до которых еще не дошло христианское послание … ».

—реди корреспондентов  ирхера и самых преданных его читателей был шотландец сэр –оберт ћорей, один из первых масонов, о котором сохранились документальные свидетельства его приема в братство. ¬ письме одному из своих корреспондентов ћорей насто€тельно рекомендует прочесть книгу  ирхера, посв€щенную египетским иероглифам. Ќа обложке другой работы  ирхера, «Ars magna sciendi» («¬еликое искусство науки»), изображен человеческий глаз, заключенный внутрь треугольника и освещенный си€ющим божественным светом. Ёто изображение впоследствии было позаимствовано масонами, а от них перешло на долларовую банкноту —оединенных Ўтатов.

 ак это ни удивительно, но  ирхеру удалось не поссоритьс€ с церковными иерархами. ¬ отличие от, например,  ампанеллы его оставили в покое. Ќо если де€тельность  ирхера осталась без внимани€, то –им уже давно был обеспокоен перспективой вытеснени€ церкви герметизмом в деле объединени€ западного христианства. ≈ще большую тревогу вызывало наступление протестантской религии, котора€ продолжала вербовать сторонников по всей ≈вропе, при этом нередко дава€ пристанище философии герметизма. ѕеред лицом этого кризиса церковь предприн€ла шаги, впоследствии получившие название контрреформации, -грандиозные и согласованные усили€ по возвращению себе позиций, уступленных «еретикам», и по восстановлению главенства католичества.

ѕервые шаги в этом направлении были предприн€ты папой ѕавлом III, вступившим на престол —в€того ѕетра в 1534 году, через год после отлучени€ от церкви √енриха VIII јнглийского. ¬ 1538 году папа издал буллу против √енриха, котора€ еще больше ожесточила англиканскую церковь и углубила раскол. ¬ 1540 году ѕавел официально санкционировал образование ордена иезуитов. ¬ 1542 году он усилил власть инквизиции, котора€ теперь на всей территории, подвластной –имско-католической церкви, пользовалась теми же правами, что и в »спании. ¬ 1545 году с целью консолидировать р€ды католиков в борьбе с протестантством папа созвал —обор в “ренте, который продолжал заседать и при его преемниках - вплоть до 1563 года. ѕомимо всего прочего, —обор составил список запрещенных книг, просуществовавший до 1966 года. —обор пришел к заключению, что религиозна€ истина в равной степени передаетс€ через —в€щенное ѕисание и через традиции. ќн установил, что единственное и исключительное право интерпретации ѕисани€ принадлежит церкви и что таинства церкви, отвергаемые протестантами, об€зательны дл€ спасени€ души.

¬ 1521 году на конгрессе в ¬ормсе желание папы уничтожить Ћютера и его сторонников натолкнулось на сопротивление императора —в€щенной –имской империи, который стремилс€ к примирению и согласию. —обор в “ренте отрезал все пути к сближению и примирению, провозгласив главенство папы над императором во всех вопросах веры. ƒругими словами, объ€вл€лась война - реальна€ или духовна€ - не на жизнь, а на смерть.

”дарными част€ми в этой войне были иезуиты. Ќесмотр€ на то что они не принимали участи€ в реальных столкновени€х, их организаци€, структура и строга€ дисциплина были позаимствованы у рыцарей ’рама, которые существовали за четыре века до них. ѕодобно тамплиерам, иезуиты видели себ€ новыми «milice du Christ», то есть воинами ’риста. ¬ооруженные логикой, образованием и основательной теологической подготовкой, они предприн€ли новый вид крестового похода, целью которого было возвращение земель, потер€нных церковью, а также установление власти –има на вновь открытых или ставших доступными территори€х. ¬ последующие годы миссионеры из ордена иезуитов проникли в »ндию,  итай, японию и јмерику, основав там свои аванпосты. ¬ ≈вропе такие территории, как ѕольша, Ѕогеми€ и ёжна€ √ермани€, которые на короткое врем€ стали протестантскими, вернулись в лоно –имско-католической церкви. ѕосле поражени€ испанской ¬еликой армады в 1588 году јнгли€ стала считатьс€ - по крайней мере, временно - недостижимой целью. ќднако еще сохран€лась надежда на изол€цию јнглии, котора€ в одиночку не смогла бы противосто€ть объединенной под знаменем католицизма ≈вропе.

≈сли иезуиты совершали свой крестовый поход в сфере духа и разума, другие сторонники –има действовали в иных област€х. Ќа прот€жении всего шестнадцатого века армии католической »спании разор€ли и грабили населенные в основном протестантами »спанские Ќидерланды и ‘ландрию. ¬о ‘ранции католики и протестанты непрерывно воевали между собой, разв€зав кампанию тайных заговоров, интриг и убийств, котора€ в конечном итоге уничтожила династию ¬алуа.   концу второго дес€тилети€ семнадцатого века крестовый поход контрреформации во главе с церковью приобрел беспрецедентную до той поры жестокость.

¬ 1612 году умер –удольф II, благосклонный к герметизму император —в€щенной –имской империи, двор которого располагалс€ в ѕраге. ¬ 1618 году богемска€ знать восстала против его преемника и предложила корону протестанту - стороннику розенкрейцеров курфюрсту ѕфальцскому ‘ридриху, который был мужем ≈лизаветы —тюарт и з€тем корол€ јнглии якова I. ѕоспешное согласие ‘ридриха дало ‘ердинанду » - новому императору —в€щенной –имской империи и решительному стороннику –има - повод дл€ действий. Ѕогеми€ была быстро завоевана. “ака€ же участь постигла пфальцграфство самого ‘ридриха и его двор в √ейдельберге; вместе с женой он бежал из страны и вынужден был отправитьс€ в изгнание в √аагу. Ќамерева€сь полностью искоренить протестантство, арми€ императора вторглась в √ерманию, разор€€ страну.

ќдно за другим протестантские владени€ покор€лись захватчикам, но в войну вмешалась протестантска€ Ўвеци€, которой правил энергичный и харизматичный монарх √устав јдольф. «Ќова€ арми€» √устава - вскоре она послужит образцом дл€ армии  ромвел€ - временно изменила ход событий. ќднако окруженные имперские войска были спасены по€влением загадочного наемника-аристократа и солдата удачи јльбрехта фон ¬алленштайна, чье увлечение герметизмом не помешало ему выступить на стороне католиков. ¬алленштайн также увлекалс€ астрологией. ’одили слухи, что источником его неистощимого богатства, за счет которого он содержал свою армию, была именно алхими€.

–езультатом всех этих событий стало столкновение двух выдающихс€ полководцев. Ќа прот€жении п€ти лет армии ¬алленштайна и √устава были вовлечены в бесконечную череду кровопролитных сражений и маневров, ареной которых стала вс€ √ермани€.   1534 году оба полководца уже были мертвы. √устав пал на поле бо€, а ¬алленштайн был убит при загадочных обсто€тельствах одним из своих подчиненных - возможно, по приказу императора. “ем не менее война продолжалась еще четырнадцать лет. ¬ конфликт были брошены силы габсбургской »спании, объединившиес€ с армией габсбургской јвстрии. ƒругие войска - из »талии, ¬енгрии, балканских стран, ƒании, √олландии и Ўотландии - присоединились к тем, что уже курсировали по разоренной √ермании. ¬ конце концов в конфликт вмешалс€ французский кардинал –ишелье. —делал он это достаточно необычно, поставив национальные интересы ‘ранции выше религиозных.  атолическа€ арми€ из католической страны была направлена католическим кардиналом на поддержку протестантов.  огда в 1648 году “ридцатилетн€€ война наконец, закончилась, миф о непобедимости испанцев был окончательно разрушен, и основной военной силой на континенте стала ‘ранци€. √ермани€ осталась политически раздробленной, и ее объединение задержалось на два с половиной столети€. —трана превратилась в бесплодную пустыню. Ѕыла уничтожена треть€ часть ее населени€. ƒо двадцатого века “ридцатилетн€€ война оставалась самым жестоким конфликтом на европейской земле.

ѕротестантска€ религи€ сохранилась, но преимущественно в своих самых суровых, аскетических и нетерпимых формах. √ерметизм все больше вытесн€лс€ в подполье. „ерез год после начала войны »оанн ¬алентин јндреа - предполагаемый автор третьего манифеста розенкрейцеров, «’имической свадьбы ’ристиана –озенкрейца», - опубликовал свою последнюю известную работу. ¬ этой книге, названной «’ристианополис», јндреа изобразил идеальное общество, нечто вроде герметической утопии в волшебном городе, спроектированном в соответствии с законами герметической геометрии. ∆изнь в этом обществе вращалась вокруг обучени€ - гуманитарным наукам, механике, медицине, архитектуре, живописи и особенно музыке. ¬след за ƒжоном ƒи јндреа подчеркивал важность образовани€ и развити€ класса мастеровых. ќднако после «’ристианополиса» јндреа перестал писать, направив свою энергию преимущественно на организацию сети «христианских союзов»292. ¬ них можно усмотреть некоторые элементы масонских лож и тайных обществ, но их основна€ цель заключалась, по-видимому, в переправке сторонников герметизма, которым угрожала опасность, в надежные убежища. —ам јндреа пережил “ридцатилетнюю войну, оставшись целым и невредимым, но вел себ€ настолько сдержанно, что о его де€тельности после 1620 года почти ничего не известно.

¬озможно, единственным магом ¬озрождени€ в семнадцатом веке - единственным, кто придерживалс€ традиций индивидуальной работы јгриппы и ѕарацельса, был немец якоб Ѕеме (1575 - 1624). Ѕеме родилс€ в —илезии, был самоучкой и большую часть жизни проработал простым сапожником. ѕопытки организовать кружок мыслителей-единомышленников в своем родном городе √ерлиц посто€нно наталкивались на обвинени€ в ереси со стороны бескомпромиссного лютеранского пастора. ¬ результате он почти ничего не опубликовал при жизни, а все самые главные его работы были изданы после смерти. Ѕеме серьезно увлекс€ алхимией и, возможно, пошел дальше своих предшественников, рассматрива€ алхимию не как прикладную науку, а как символическую систему -каббалистическую психологическо-духовную методологию, предназначенную дл€ того, чтобы привести человеческий разум к непосредственному постижению мистического. ¬ то же самое врем€ сам Ѕеме был насто€щим мистиком, пытавшимс€ соединить «чистую» традицию экстатического созерцани€, как у ћейстера Ёкхарта, с более земными аспектами философии герметизма. ќднако, несмотр€ на все поиски практического применени€ своих идей, Ѕеме оставалс€ в основном философом и наблюдателем. ¬ насто€щее врем€ его считают больше мечтателем и мыслителем, чем практиком.  акими бы глубокими, блест€щими и важными ни были его труды, его нельз€ назвать насто€щим «магом» - да и сам он поморщилс€ бы, услышав такое определение в свой адрес. ¬ конце семнадцатого века его учение вошло в моду среди некоторых групп английского общества, например в кругу Ёлиаса јшмол а или у братьев ¬оэнов. ¬последствии он оказал заметное вли€ние на таких писателей, как √ете и Ќовалис, а также на философов Ўеллинга, √егел€ и Ўопенгауэра. ќднако во времена “ридцатилетней войны и контрреформации его им€ практически было предано забвению.

Ѕеме умер задолго до окончани€ “ридцатилетней войны. јндреа пережил конфликт, но его главные труды были написаны либо до его начала, либо на самой первой его стадии.   концу семнадцатого столети€ герметизм практически исчез из основного направлени€ религиозной, политической и культурной жизни континента. ќстались лишь разбросанные по разным странам фрагменты этого учени€.  ак отметила ‘рэнсис …ейтс, следы его можно обнаружить в работах философа √отфрида ¬ильгельма фон Ћейбница (1646-1716), который был советником курфюрста √анноверского, а впоследствии английского корол€ √еорга I, и учителем будущей королевы  аролины, жены √еорга II. ѕрофессор …ейтс приводит «настойчивые слухи», что Ћейбниц €вл€лс€ членом тайного общества розенкрейцеров, которое, вполне возможно, было основано ƒжордано Ѕруно. ѕо выражению ‘рэнсис …ейтс, «образ розенкрейцера буквально лип к Ћейбницу» и действительно, его философи€ пронизана герметизмом розенкрейцеровского толка. ќднако среди современников Ћейбниц был знаменит совсем другим. » совсем не это обеспечило ему прочное место в истории западной философии. Ќо и это место выгл€дит двусмысленным. „ерез несколько лет после смерти Ћейбница его идеи стали предметом рационалистического исследовани€ ¬ольтера и были беспощадно высме€ны в « андиде». ¬ наше врем€ Ћейбниц больше известен по безжалостному и презрительному описанию французского писател€, чем благодар€ своим собственным достижени€м.

√ерметизм, практически исчезнувший на континентальной части ≈вропы, нашел своего рода убежище в јнглии. ѕо мере того как плам€ “ридцатилетней войны охватывало ≈вропу, многие герметики искали убежища в јнглии, причем нередко с помощью «христианских союзов» јндреа. —реди наиболее известных немецких беглецов можно назвать таких сторонников розенкрейцеровских идей, как —амуэль √артлиб из ѕруссии, ян јмос  оменский из ћоравии (известный как  омениус) и ћихаэль ћайер, бывший лекарь сначала якова I, а затем курфюрста ѕфальцского ‘ридриха.

¬ јнглии изгнанники из √ермании нашли близких по духу людей, вместе с которыми основали «Ќевидимый колледж»295, который в определенном смысле можно назвать розенкрейцеровским. Ќекоторые члены этой организации впоследствии стану! основател€ми  оролевского общества. ќднако убежище, которое предоставл€ла беглецам јнгли€, вскоре стало не таким надежным, как представл€лось вначале. ¬ 1642 году в стране разгорелась гражданска€ война, которую многие историки рассматривают как эхо более широкого конфликта на континенте. –езультатом этой гражданской войны стал протекторат  ромвел€. ¬о времена сурового пуританского режима этого самозваного «избранника» были закрыты театры, велась охота на людей, подозреваемых в колдовстве, а обща€ атмосфера едва ли была более благопри€тной дл€ герметической магии, чем в континентальной ≈вропе.

Ќо, несмотр€ на преобладание пуританских взгл€дов, герметизм в стране выжил и оказал весьма заметное вли€ние на английскую культуру. ¬ 1650 году по€вилс€ английский перевод свода древних герметических текстов, а в 1657 году вышло его второе издание. ¬ 1651 году на английском €зыке была издана «ќккультна€ философи€» јгриппы, а двум€ годами позже два манифеста розенкрейцеров. ‘илософи€ герметизма распростран€лась людьми, св€занными с первыми масонами - сэром –обертом ћореем и Ёлиасом јшмолом. ќна пропагандировалась кембриджским платоником» √енри ћором, а затем такими известными - хот€ и не похожими друг на друга личност€ми, - как ”.Ѕ. …етс и  .√. ёнг. ≈е последовател€ми были поэт √енри ¬оэн и его брат-близнец алхимик “омас. ƒостаточно сильно вли€ние герметизма ощущаетс€ в произведени€х ƒжона ћильтона, который состо€л в дружеских отношени€х со многими английскими и зарубежными философами-герметиками, включа€ —амуэл€ √артлиба. » действительно, в некоторых стихах ћильтона присутствует талисманна€ маги€, характерна€ дл€ —идни и —пенсера.

Ёти имена свидетельствуют о том, что герметизм все сильнее проникал в искусство и одновременно становилс€ все более изолированным от основного направлени€ общественной, религиозной, философской и, самое главное, научной мысли. √ерметизм испытывал давление со стороны абсолютно нового мировоззрени€, которое было в равной степени враждебно и церковному догматизму —обора в “ренте, и спартанской суровости и фанатизму протестантства. Ёто мировоззрение прин€ло форму скептического рационализма и научного материализма. ѕо иронии судьбы новые взгл€ды ведут свое происхождение от герметизма. ƒругими словами, неблагодарное дит€ отреклось от своего родител€ и отказалось признавать его. Ќаука и техника, вышедшие из магии и древнего герметизма, теперь за€вили о своей независимости и автономности, стара€сь освободитьс€ от прежнего контекста и в качестве отдельных фрагментов жить по собственным законам. –езультатом этого процесса стала фрагментаци€ реальности, сохранивша€с€ и по сей ƒень.

јвтор: ћайкл Ѕейджент, –ичард Ћи
 
√ерметизм в искусстве

„итайте в рубрике «√ерметизм в искусстве»:

¬олшебна€ сила театра
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам