“айны кафедральных соборов

ћиланский кафедральный собор ћиланский кафедральный собор

ѕрежде всего, следует задатьс€ вопросом: действительно ли существовала «тайна кафедральных соборов»? ”давалось ли алхимикам помещать в большие культовые сооружени€ периода —редних веков — а точнее говор€, в эпоху готики — произведени€ искусства (витражи, скульптуры), которые бы заключали в себе, помимо своего открытого, пон€тного всем значени€, еще и некий потаенный смысл, непосредственно св€занный с тайнами алхимии?

» по сей день еще в ходу множество фантастических преданий. “ак, увер€ют, что в некоторых кафедральных соборах (Ўартра, –одеза и некоторых других городов) солнечные лучи в день летнего солнцесто€ни€, проход€ через крошечное отверстие, проделанное в витраже, падают точно на то место (на плитке пола или на колонне), где устроен тайник, в котором лежит изр€дное количество порошка проекции. ¬ этом также выражаетс€ характерна€ дл€ традиционной алхимии аналоги€ между триумфальным завершением ¬еликого металлического ƒелани€ и славным апогеем солнца во врем€ его периодического триумфа в круговороте смены времен года.

—уществует также — но тут мы, правда, становимс€ на более реальную почву — проблема красных витражей (например, в Ўартрском кафедральном соборе), секрет изготовлени€ которых утрачен, и современные мастера не могут его найти. Ѕесспорно лишь то, что упом€нутый витраж об€зан своим особым цветом одному из компонентов —  ассиеву пурпуру, одним из элементов которого €вл€етс€ золото, поэтому вполне возможно, что средневековые стеклоделы использовали способ изготовлени€, позаимствованный у некоего безвестного алхимика.

Ѕолее того, в глазах историка не кажетс€ абсурдной возможность существовани€ пр€мых контактов алхимиков с корпораци€ми строителей готических соборов. ¬идимо, отнюдь не случайно на одном из рисунков, которыми проиллюстрирован манускрипт Ќикол€ ¬алуа, хран€щийс€ в ѕариже, в библиотеке јрсенала, можно увидеть строительные инструменты, которые на первый взгл€д могли бы показатьс€ здесь совершенно неуместными. Ёто дает нам право предположить, что во врем€ строительства больших кафедральных соборов устанавливались реальные св€зи между теми или иными алхимиками и каменщиками (masons).

» тем не менее следует в этом отношении быть сдержанными. ‘ранцузский автор времен ¬еликой эпохи, сам страстно увлекавшийс€ герметизмом (до такой степени, что пыталс€ заниматьс€ деланием в лаборатории), јльберт ѕуассон, считал подобные контакты вполне возможными, но в статье3, посв€щенной алхимическим пам€тникам ѕарижа, делает осторожную оговорку:

«ѕод алхимическими пам€тниками мы подразумеваем все символические сооружени€ в целом или отдельные их части, изначально построенные алхимиками или же получившие впоследствии герметическую интерпретацию...»

 роме того, следует учитывать модификации и перестройки, кои претерпевали на прот€жении веков кафедральные соборы и прочие культовые сооружени€ готической эпохи. Ёто особенно касаетс€, очевидно, наиболее знаменитого из французских готических соборов, часто ассоциирующегос€ — с большим или меньшим основанием — с герметизмом: собора ѕарижской Ѕогоматери.

Ћюсьен  арни, эрудит, особенно искушенный в этих вопросах, упорно напоминает нам о необходимости, когда изучаешь этот кафедральный собор с герметической точки зрени€, принимать во внимание тот факт, что многие из его статуй были в 1860 году заменены ¬иолле ле ƒюком и потому не идентичны оригиналам, а кроме того, они сдвинуты с тех мест, на которых находились их предшественники.

» все же стоит попробовать перевоплотитьс€ в алхимика, прибывшего (допустим, в 1425 году) в ѕариж, дабы обследовать собор ѕарижской Ѕогоматери в надежде найти ключи дл€ реализации ¬еликого ƒелани€. „то мог он заметить? ћногое, в том числе и из того, что существует но сей день. ѕосещение нашим делателем собора ѕарижской Ѕогоматери начиналось с осмотра трехмастного портала, буквально напичканного алхимическими скульптурами. ѕрежде всего там можно было видеть саму алхимию, персонифицированную женской фигурой, держащей открытую книгу (книгу мирского, профанного знани€) и закрытую (книгу герметического знани€, запретного дл€ профанов), причем голова женщины касалась «небесных вод». Ёта фигура ассоциировалась с лестницей »акова, увиденной патриархом во сне, соедин€ющей небо с землей.

—лева на портале алхимик мог видеть величественную фигуру Ѕога ќтца, держащего человека и ангела.   теологическому смыслу скульптурного изображени€, означавшего всемогущество Ѕога, алхимик добавл€л еще и другое, герметическое значение: эта замечательна€ композици€ символизировала дл€ него универсальную материю, основную влагу, котора€ порождает два противоположных, но дополн€ющих друг друга начала (философские —еру и ћеркурий).

Ќиже сверхнебесного мира можно было видеть двух ангелов. „то они олицетвор€ли собой? ¬семирный дух или небесное сем€, нисход€щее с вышнего мира, чтобы оплодотворить воздушное пространство. ≈ще ниже располагались символы нижнего, земного мира. ј что же олицетвор€ли собой три детские фигурки в облаках? “ри начала ¬еликого ƒелани€ — —еру, ћеркурий и —оль.

Ќаш воображаемый алхимик конечно же заметил бы там же, на левой части портала, символы воздуха, воды и земли. ѕрисутствие тельца и овна символи-

зировало два весенних мес€ца, имевших решающее значение дл€ начала лабораторных операций: в марте приготовл€ли первичную материю, а в апреле заделывали философское €йцо, после чего операции по осуществлению ¬еликого ƒелани€ могли начинатьс€,

ј что означали заснувший человек и две колбы? Ёто, как полагал алхимик, служило олицетворением основной соли всех вещей, начала, привлекавшего универсальную жизнь.

ј четыре высеченные из камн€ фигуры на уровне человеческого роста — что означали они? ƒракон символизировал философский камень; гротескна€ декоративна€ маска должна была служить символом суфлеров и ложных алхимиков; кобель и сука — дополн€ющие друг друга символы посто€нного и летучего, соединение которых означает осуществление «алхимической свадьбы».

“ам же, на левой части портала, в простенке, наш алхимик не мог не заметить фигуру епископа (очевидно, √ийома ѕарижского, который, сам будучи большим знатоком герметической науки, заказал резчикам по камню выполнить все алхимические скульптуры собора ѕарижской Ѕогоматери), попирающего ногами дракона.

Ќиже этой символической скульптуры6 посетитель мог видеть два небольших круглых выступа. ќни служили символами двух грубых, еще не обработанных металлических пород, какими они извлекаютс€ из рудника; два точно таких же выступа на противоположной стороне представл€ли их, но уже обработанные, очищенные от шлаков; наконец, два аналогичных мотива олицетвор€ли окончательное очищение от примесей.

Ќа центральном портале, слева, наш алхимик видел орла — символ ¬семирного ƒуха; птицу ‘еникс — символ возрождени€, олицетвор€вшую также красный камень; овна — указание на мес€ц, в котором следовало начинать операции ¬еликого ƒелани€; человека, держащего чашу; и, наконец, крест — символ четырех элементов первичной материи7.

“ам же, на центральном портале, «делатель» мог увидеть п€ть разумных дев и п€ть дев неразумных, расположенных по обе стороны ворот. ќни олицетвор€ли собой, соответственно, путь успеха (ведущий к открытым вратам на небо) и превратности пути, хот€ и заманчивого, однако ложного (ведущего к закрытым вратам).

ѕрава€ часть портала также, в свою очередь, не лишена была герметических мотивов. ¬ частности, на ней были воспроизведены двенадцать знаков зодиака.

—права, у входа в неф, искушенный посетитель должен был обратить внимание на большую (достигавшую в высоту двадцати восьми футов) статую, которой сейчас там нет, возведенную в 1413 годујнту-аном из Ёссара. ќна представл€ла (это был хорошо известный религиозный мотив) св€того ’ристофора, идущего вброд, нес€ на своих плечах младенца »исуса ’риста. ¬ камышах у ног св€того можно было разгл€деть — весьма примечательна€ деталь — две колбы. Ќо нести ’риста — не то ли самое, что и нести —вет?

¬ нижней части нефа, слева, некогда находилась, прислоненна€ к стене собора неподалеку от лестницы, ведущей на башню, очень красива€ надгробна€ плита каноника Ётьена »вера, известного алхимика. »зображени€ на ней представл€ли в виде классических религиозных тем из јпокалипсиса три уровн€, на которых должно было осуществл€тьс€ ¬еликое ƒелание и необходимое чередование основных цветов: черного (гниение), белого (растворение) и, наконец, красного (рубификаци€).

–ассказывали, что епископ √ийом ѕарижский спр€тал в одной из колонн на хорах собора ѕарижской Ѕогоматери изр€дный запас философского камн€, и взгл€д ворона, помещенного на одном из порталов, будто бы направлен как раз на то место, где хранитс€ сокровище. –азве случайно, что среди многочисленных скульптурных изображений на трех порталах фасада ворон — единственна€ стату€, взгл€д которой направлен не на паперть, а внутрь собора?

¬ 1926 году вышла в свет перва€ из двух знаменитых книг, подписанна€ псевдонимом ‘ульканел-ли — «“айны соборов». „то касаетс€ собора ѕарижской Ѕогоматери, то следует про€вл€ть предельную осмотрительность, интерпретиру€ скульптуры, которые в насто€щее врем€ можно видеть на его фасаде.  огда архитектор ¬иолле ле ƒюк во времена ¬торой империи реставрировал собор, он заменил некоторые оригинальные скульптуры (их пришлось удалить, поскольку они уже рассыпались от времени) новоделами, изготовленными по мотивам, заимствованным с других готических кафедральных соборов (в частности, јмьенского). » все же предание о взаимоотношени€х между алхимиками и камнетесами, строившими собор ѕарижской Ѕогоматери, существовало еще задолго до эпохи романтизма. Ёто предание следует принимать во внимание, разумеетс€, учитыва€ факт замены скульптур.

ќтметим, что скульптурное изображение сид€щей женщины, которое в насто€щее врем€ можно видеть на центральном портале собора ѕарижской Ѕогоматери, олицетвор€ющее алхимию, изготовлено под наблюдением ¬иолле ле ƒюка скульптором ∆оффруа ƒешомом. »ми вз€та за образец стату€ кафедрального собора в Ћане, расположенна€ слева от большого круглого витража этого здани€. ќднако и в —редние века на центральном портале собора ѕарижской Ѕогоматери находилась сид€ща€ женска€ фигура, символизировавша€ алхимию, с той лишь разницей, что она была изображена не анфас, а в профиль. Ќад оригинальной статуей помещалась шестиконечна€ звезда (печать —оломона), служивша€ символом успеха ¬еликого ƒелани€, бракосочетание воды и огн€ (представленных двум€ равносторонними треугольниками).

∆енска€ фигура, символизирующа€ собой алхимию, держит лестницу, насчитывающую дев€ть ступенек, которые, в свою очередь, олицетвор€ют дев€ть степеней озарени€.

ќдин из малых мотивов на нижней части оконного проема центрального портала представл€ет собой человека, смотр€щего на источник, вытекающий из-под корней дерева. Ёто — одно из классических изображений источника жизни, берущего начало из дуплистого дуба, в свою очередь символизирующего атанор (алхимическую печь).

ѕортал собора ѕарижской Ѕогоматери и в эпоху –енессанса, и в последующие времена продолжал служить местом встречи всех, кто интересовалс€ и увлекалс€ алхимией. ¬ XVI веке Ќоэль дю ‘ай отмечал в своих «–ассказах Ёвтрапел€»: с¬ свое врем€ местом встречи подобного рода ученых людей был собор ѕарижской Ѕогоматери». ќднако и гораздо позже он продолжал оставатьс€ им.

≈ще задолго до ‘ульканелли французский алхимик специально зан€лс€ изучением герметических скульптур собора ѕарижской Ѕогоматери. Ёто был Ёспри √обино де ћонлуизан, «знатный господин из Ўартра, любитель натурфилософии и алхимии, а также трудов древних философов». ¬ результате видени€, посетившего его в среду 20 ма€ 1640 года, накануне ¬ознесени€, он постиг, что решающие подсказки к разгадке секретов ¬еликого ƒелани€ надо искать в фигурах на портале собора ѕарижской Ѕогоматери. –езультаты своих исследований он собрал в книге «¬есьма любопытное истолкование загадок и иероглифических фигур, реально присутствующих на большом портале кафедрального митрополичьего собора ѕарижской Ѕогоматери». ƒадим слово самому автору:

«¬ тот день, помолившись Ѕогу и его ѕресв€той ћатери, ...€ вышел из этой прекрасной большой церкви и, внимательно всматрива€сь в ее роскошный и великолепный портал, весьма изысканно построенный от фундамента и вплоть до самого верха двух ее высоких восхитительных башен, заприметил то, о чем собираюсь сейчас рассказать».

¬ 1724 году —оваль в своей «»стории и результатах исследовани€ древностей города ѕарижа писал:

«¬се порталы собора ѕарижской Ѕогоматери покрыты таинственными знаками. —кульптура св€того ’ристофора €вл€етс€ самой большой в королевстве; приверженцы герметического учени€ считают ее символической».

—реди желобов предпоследнего этажа южной башни собора ѕарижской Ѕогоматери можно видеть скульптурное изображение человека, взгромоздившегос€ на самый верх балюстрады (он резко контрастирует с изображени€ми фантастических существ), с фригийским колпаком на голове. —огласно устному преданию, это — скульптурное изображение алхимика в одежде XV века. „то означает фригийский колпак? Ѕ древности его носили рабы, отпущенные на волю, и потому он стал известным символом обретени€ свободы, освобождени€. ќднако фригийский колпак, помимо этого своего социально-политического смысла, означал и внутреннее освобождение, достигаемое благодар€ посв€щению в таинства.

—реди изображений, представленных на портале, погруженна€ в огонь саламандра9 символизирует философскую —еру.

Ќа хорах Ћмьенского кафедрального собора, служившего, по мнению ‘ульканелли, еще одним средоточием алхимического искусства, в период с 1388 (с момента его создани€) и вплоть до 1792 года собиралось братство, именовавшее себ€ √орой Ѕогоматери. ƒостоверно известно, что в XV веке оно включало в свой состав членов, живо интересовавшихс€ алхимией.  аждый год глава братства, избиравшийс€ в ƒень —ретени€ √осподн€, должен был пожертвовать собору на ближайшее –ождество картину, прославл€вшую ƒеву ћарию и имевшую девиз, избранный самим дарителем. “ак, некоторые из этих предводителей братства √оры Ѕогоматери избрали девиз, пр€мо св€занный с алхимией. Ќапример, ∆ак ћалый, возглавивший братство в 1428 году, вз€л и качестве девиза следующие слова: «—кала, из коей прорастает победоносный камень» (философский камень). “ак же было и в случае с ∆аном Ће  арбоннье, ставшим во главе братства в 1444 году, девиз которого звучал так: «ѕревосходна€ матери€ чистейшего золот€.

¬торой труд современного алхимика ‘ульканслли, получивший название «ќбители философов», посв€щен, как можно пон€ть уже из самого его названи€, жилищам, специально построенным адептами или оборудованным ими.

¬ XV веке некоторые очень богатые алхимики строили дл€ себ€ роскошные дома — великолепные городские особн€ки, загородные усадьбы и даже весьма внушительные замки.

Ќаиболее известным примером этого служит дом, а вернее сказать — самый насто€щий дворец, увлеченного алхимика ∆ака  Єра, министра финансов корол€ ‘ранции  арла VII, построенный в Ѕурже. ќднако если само строение и украсившие его герметические скульптуры в целости и сохранности дошли до наших дней, то комнаты были опустошены во врем€ революции. ѕроход€ по ним, мы должны попытатьс€ мысленно перенестись во времена, когда они, роскошно меблированные и украшенные, принимали знатных посетителей, увлекавшихс€ алхимией. ’арактерной принадлежностью этого дома служит небольша€ астрологическа€ башн€ (∆ак  Єр, как и мноще важные особы той поры, пожелал иметь собственную астрологическую обсерваторию), куда хоз€ин поднималс€ по ночам, дабы наблюдать за ходом планет на небосводе.

¬ойдем в это роскошное жилище, построенное богатым алхимиком. Ќа скульптурном тимпане большой лестницы представлены три персонажа. ¬ центре находитс€ человек, подн€вший глаза к небу; у его ног — скамеечка дл€ молитвы. —лева от него удал€етс€ другой человек (слуга?), выт€нув перед собой руку, словно что-то нащупыва€, подобно слепому. —права от него еще один персонаж набрасывает покров на нечто похожее с первого взгл€да на алтарь, что при более внимательном рассмотрении оказываетс€ печью с поставленной в нее ретортой, в которую, в свою очередь, заключено философское €йцо — первична€ матери€, соедин€юща€ в себе два начала. ѕримечательно, что на этой скульптурной композиции присутствуют сердце (по-французски ссеиг, что должно было вызывать ассоциацию с фамилией владельца дома — —сеиг) и морска€ раковина — атрибут »акова  омпостельского, св€того покровител€ христианских алхимиков.

≈ще один скульптурный тимпан, вызывающий ассоциации и навод€щий на размышлени€, можно видеть на воротах. »зображены два дерева, на них ангел указывает одной рукой, а в другой держит сосуд, из которого поднимаютс€ три распустившихс€ цветка, по всей веро€тности, символизирующие три основных цвета ¬еликого ƒелани€ — черный, белый и красный. Ёто древо жизни и древо познани€ из библейской  ниги быти€. ¬ одной из комнат второго этажа на скульптурном мотиве лепного плафона изображены двое возлюбленных (по всей видимости, “ристан и »зольда). »х застал врасплох неизвестный (веро€тно, король ћарк, супруг »зольды), голова которого скрыта листвой дерева. ѕомимо аллюзии на совершенную любовь алхимика и его спутницы жизни (∆ак  Єр и его жена составл€ли, подобно Ќи-кол€ ‘ламелю и госноже ѕернелле, герметическую супружескую пару), в этой сцене можно разгл€деть и другие алхимические аллюзии. ƒерево (возможно, пальма), увешанное крупными плодами — золотыми плодами сада √есперид, — символизирует первичную материю, служащую исходным материалом дл€ получени€ философского камн€. ” подножи€ дерева стоит ларец — символ тайного знани€. Ќапомним, что в эпосе о “ристане и »зольде герой, подобно “езею, победившему ћинотавра, нападает на страшное чудовище и убивает его. ѕо мнению ‘ульканелли, этот эпизод символизирует собой главный этап в процессе исполнени€ операций ¬еликого ƒелани€ — переход к приготовлению универсального растворител€, с помощью которого можно осуществить воскрешение натурального золота.

¬ часовне дворца ∆ака  Єра имелс€ витраж, пропавший в XIX веке, но сохранилась его точна€ репродукци€, на которой изображен шут, облаченный в короткую мантию с капюшоном и держащий в руке шутовскую погремушку. √убы сего персонажа заперты на вис€чий замок. јллюзи€ на необходимость ревностно хранить секреты этого возвышенного знани€ подчеркнута размещением тут же двух максим: «¬ закрытый рот не влетит муха» и «–адость мо€ (то есть радость адепта, имеющего счастье видеть философский камень) — говорить, де€атъ, молчать».

ƒо нас дошли и другие великолепные французские «обители философов», в которых сохранились декор и даже мебель. “ак обстоит дело с домом Ћаль-манов, тоже наход€щимс€ в Ѕурже. “о же самое касаетс€ и еще более роскошного дворца ѕлесси-Ѕурре, построенного в 1468 году финансистом ѕлесси-Ѕурре, министром Ћюдовика XI. «а исключением великолепных, насыщенных символическим смыслом витражей часовни, которые бесследно исчезли, ничто в нем не изменилось с тех времен, когда этот дворец оказывал радушный прием проезжим алхимикам. ƒо сих пор можно, например, насладитьс€ зрелищем двадцати четырех герметических мотивов на кессонном потолке караульного помещени€. —реди мебели и предметов искусства можно видеть великолепное многоцветное изделие из дерева, которое называют апганором и которое представл€ет сочетание двух начал ¬еликого ƒелани€ в виде двух юных персонажей — юноши и девушки, которые собираютс€ купатьс€ в гор€чей ванне.

¬ этой св€зи следует упом€нуть еще и замок ƒам-пьер-сюр-Ѕутонн (неподалеку от Ќиора).‘ульканелли в своих «ќбител€х философов» попыталс€ расшифровать смысл шестидес€ти одного кессона его верхней галереи, каждый из которых включает в себ€ герметический мотив.

—истематическое исследование архитектурных сооружений ‘ранции и других стран ≈вропы, несомненно, увенчаетс€ открытием ранее неизвестных «обителей философов», в свое врем€ менее знаменитых и не столь грандиозных по своим масштабам. ѕримером тому может служить усадьба Ўаснэ в јр-си-сюр- юр (в Ѕургундии, ныне департамент …онн), скульптура и живопись которой, бесспорно, заключают в себе богатый герметический смысл.

≈сли дворец ∆ака  Єра утратил со времен революции свою богатую меблировку, то подобной участи избежала друга€ роскошна€ «философска€ обитель» в Ѕурже — дом Ћальманов, в котором проживали три поколени€ этих знаменитых финансистов и алхимиков. —троительство дома Ћальманов началось в 1487 году и завершилось к 1518 году. ¬ нем полностью сохранились как мебель, так и внутренний декор. ќднако это уже другой исторический период — эпоха –енессанса.

¬ ЋизьЄ существовал дом, построенный в XV веке и прозванный ƒомом саламандры. Ќа тимпане его фасада можно было видеть сражающихс€ льва и львицу, каждый из которых держит зеркало, отражающее солнце. Ќа двер€х был изображен крылатый дракон — символ летучего начала. Ќа урне, сто€вшей слева от дверей, было изображение человека в камзоле, украшенном шестиконечной звездой — символом философского камн€. Ќад дверью красовалась саламандра — символ философской —еры, подверженной воздействию огн€. Ќа одном из опорных столбов первого этажа изображалс€ рыцарь, атакующий грифона, — мотив, напоминающий одно из тех изображений, которые можно видеть на большом портале собора ѕарижской Ѕогоматери среди мелких фигур оконного проема.

≈сли в XV веке только очень состо€тельные люди могли позволить себе строительство роскошной «философской обители», то алхимики победнее вынуждены были довольствоватьс€ тем, что помещали в своих скромных жилищах те или иные символические предметы, смысл которых был пон€тен лишь посетител€м, которые и сами €вл€лись любител€ми герметического знани€. Ќапример, присутствовал гербовый щит с изображением полумес€ца — одного или повторенного трижды. Ќе зр€ же одним из прозваний алхимиков было красильщики луны.

ќп€ть риску€ несколько выйти за хронологические пределы, которые мы установили дл€ своего исследовани€, напомним о существовании многочисленных «обителей философов», построенных или оборудованных в эпоху –енессанса. ѕревосходным примером этого может служить «ƒом-крепость» в Ўейраке, неподалеку от ѕюи, очень хорошо отреставрированный и используемый в коммерческих цел€х.

јвтор: —ерж ётен
 
√ерметизм в искусстве

„итайте в рубрике «√ерметизм в искусстве»:

“айны кафедральных соборов
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам