Зачем нужна инициация в Ифа и что она означает?

11.12.2009 | Бабалаво Ифашола А. Онифаде (Ошогбо, Нигерия, Западная Африка) пишет:
Эшу Эшу

 Эта статья была написана в ознаменование периода моей Инициации в Ифа, которая имела место с 25 Ноября по 7 Декабря 1992 года (Фестиваль Ифа также проходит между этими датами) в Имении Олусиги, по улице Оджулареде, в городе Эде (мой родной город), Штат Ошун, Нигерия.

Этот текст поможет понять, почему большинство людей [последователей Ифа – прим. пер.] особенно Бабалаво (священники Ифа) проходят Инициацию; также осветит важность Инициации в Ифа. Эта статья также прольет больше света на выбор судьбы каждого человека. Причина, почему разные типы людей имеют разные проблемы в жизни, также может быть найдена в этой статье. Важно отметить здесь, что не только Бабалаво может быть инициирован в Ифа, обычный человек (не Бабалаво) также может быть инициирован по его личным причинам, поскольку Орунмила сказал в стихе из Оду Ифа под названием «Ошеканран» (Osekanran) в главе 234, что для человека возможно будет сосчитать его благословения и иметь основание благодарить Бога, если он инициирован в Ифа; так Он говорит:

«O seran seran
O leni tii jewo fun,
Lo difa f’OKANBI
Tii s’omoye Olofin,
O joye beeni ko dami omo sagbada,
O ni ‘E je ka roju ka te'fa
Ka le r'iregun e se,
E je ka gbiyanju te'fa
Ka le r'iregun e se laye»,

что означает:

«У того, кто грешит определенно
Будет тот, кому он сможет исповедоваться –
Предсказание Ифа для ОКАНБИ
Сына короля Олофин
Когда он был возведен на престол
Но не мог иметь детей.
Так он стал петь:
Попробуй быть инициированным в Ифа
Так чтобы ты смог сосчитать свои благословения
Попробуй быть инициированным в Ифа
И иметь основание возрадоваться жизни».

Благодарность традиционно, особенно в Ифа, очень важна, поэтому в стихе Оду Ифа под названием «Эджиогбе» (Ejiogbe) в главе 1 Орунмила говорит:

«Kasope o, Kasope, Kasope,
Ti a ba ji lowuro kutukutu
Ka koko dupe lowo Olodumare,
Ka dupe lowo Ori eni to dani,
Ka to wa dupe lowo Oun Orunmila paapaa…»

что означает:

«Всегда будь благодарным, признательным и высоко цени помощь,
Так, когда просыпаешься рано утром,
В первую очередь благодари Всевышнего Бога
Затем свою голову [источник сознания – Ori – прим. пер.] и, наконец, Орунмилу...»

Сначала и прежде всего моя благодарность должная быть выражена Всевышнему «Олодумаре» (Богу) за предоставление «Орунмиле» «Ифа» - прикладной мудрости для использования человечеством, и за предоставление мне способности изучения Ифа и написания этого текста.

Голова человека должна рассматриваться как персональный бог этого человека [речь на самом деле идет о сознании, разуме и его источнике в каждом человеке, а также в живом существе вообще – прим. пер.]. Поэтому я говорю: «Большое спасибо!» моему «Ori» (голове) за поддержку меня в моей повседневной жизни. Моя благодарность должна быть выражена также Орунмиле Мудрому за распространение среди людей знаний Ифа, мудрости переданной ему Богом «Олодумаре», а также за позволение мне иметь шанс получения знания.

Стих из Оду Ифа «Икамеджи» (Ikameji), глава 11 говорит:: "Opelope Ejika ti ko j'ewu o bo, Opelope Eni rere to bini lomo ....", что означает: «Благодарность должна быть выражена плечу, поддерживающему рубашку, а значит и хорошему родителю за то, что дал нам жизнь…». Поэтому я, воспользовавшись этой возможностью, поблагодарю моего отца – это Глава Шангодокун Аламу Онифаде, в настоящее время являющийся «Акода-Аво» города Эде, и мою мать – Миссис Одунола Онифаде за то, что дали мне жизнь и необходимую поддержку в процессе изучения искусства Ифа. Если бы не их помощь я не стал бы Бабалаво (священником Ифа), которым сейчас являюсь. Моя благодарность также всей семье «Онифаде» и всем жителям поместья Олусиги за их моральную и финансовую поддержку.

Также я благодарю всех Бабалаво и старых и молодых за их усилия в обучении меня тайнам «Dida owo», «Otite ale» и «Okaara ebo», т.е. искусству прорицания, искусству печати и искусству совершать жертвоприношения (ebo) соответственно. Я признателен за все, что они сделали, чтобы гарантировать успех моей инициации. Также я не могу забыть усилия и Апетеби (Apetebi – с йоруба – супруга Отца Тайн, Бабалаво), и Ийанифа (Iyanifa – с йоруба – жрица Ифа). Я высоко ценю их благородные поступки и поддержку. Друзья и те, кто желал удачи, те, чьих имен слишком много чтобы они все были здесь перечислены, всем им я также очень благодарен. Я благодарю вас всех за то, что жертвовали своим временем и принимали участие в процессе моей инициации в Ифа. Я благодарю Вас всех! Бог обильно вознаградит вас, поскольку Орунмила сказал в одном из стихов Оду Ифа под названием «Иросун-авойе» (Irosun - awoye), в главе 79:

«O fi tire sile gbo teni eleni,
Olorun Oba nii gbo t’Oluwaare…»,

что означает:

«Бог хлопочет о делах тех,
Кто оставляет свои дела ради дел других…»
Я молюсь, чтобы Бог «Олодумаре» вознаградил каждого из вас
и дал вам свое благословение изобилия (АШЕ!)».

ELA BORU O, ELA BOYE, ELA BO SISE!

Ифашола А. Онифаде
Первая редакция от 26 Августа 1996, вторая от 10 Января 2006
Ifa-Knowledge International, Ошогбо, Нигерия

Введение

Согласно интерпретации из Оксфордского Словаря для Продвинутых Изучающих слово «СУДЬБА» означает то, что происходит с кем-то или с чем-то (в понимании этого как предопределенного роковым образом).

Йоруба верят, что есть предопределенность, так же известная как Судьба, они называют ее «Аянмо», «Кадара» или «Акосиле», поэтому они основывают свое видение того, что происходит с ними в этом мире, как предопределенного их судьбой. Они также верят, что существует БОГ, которого они называют «Олодумаре», Создатель Вселенной, Тот к кому мы все взываем.

Понимание судьбы состоит в том, что на небесах все мы выбирали наши судьбы, но потом забыли о них, когда спустились на землю (родились). Что случилось на небесах, прежде чем мы пришли на землю, не может быть вспомнено обычным человеком, однако судьба, как тень, преследует человека, и там и тут. Поскольку мы все пришли с небес, мы все преследуемы Удачей и Неудачей, которые представлены Судьбой на земле. И как мы все знаем, нет на земле ничего вне этой пары противоположностей, Неудача – противоположность Удачи и, как и последняя, также преследует человека везде. Поэтому Йоруба говорят «Tibi tire ni a da Ile Aye», что в переводе означает «Создание земли основывается на хорошей и плохой судьбе».

Однако из этих двух только Удача благосклонна к человечеству, до тех пор, пока мы пытаемся насколько это возможно разделаться с Неудачей. Стремление отделаться от Неудачи – то, что известно как Перерождение или Рекреация – то, что исправляет ошибки в выборе судьбы известно как «ИНИЦИАЦИЯ». Человек не может получить Инициацию до тех пор, пока не отдаст свою жизнь в руки Ориша – Богов и Богинь [Высоких Божеств или Ангелов – детей Олодумаре - прим. пер.], поскольку Всевышний Бог дал им силу спасать души, а также спасать человека из рук Неудачи и всевозможных негативностей во время жизни на земле.

Почему Инициация в Ифа необходима?

В Ифа утверждается, что процесс выбора судьбы – это очень тяжелая задача, поскольку никто из людей не является настолько совершенным, чтобы не совершить ту или иную ошибку в процессе выбора. Поэтому Инициация в Ифа является важной, поскольку человек при этом может исправить ошибки совершенные в процессе выбора судьбы. 

Выбор судьбы

Как я сказал ранее, на небесах мы выбирали наши судьбы и просили у Бога то, что мы бы хотели взять с собой в наше путешествие на землю. Все просимое всегда даруется, но Неудача все время рядом, готовая преследовать, несмотря на все блага дарованные Богом человеку. Поскольку человек послан на землю Всевышним Богом Он сделал так чтобы человек всегда был обеспечен всем ему необходимым в достижении хороших результатов на земле. На этой земле мы все – посыльные Бога. Но, несмотря на то, что Бог послал человека на землю и обеспечил его всем необходимым, именно за каждым индивидуальным человеком остается использование его собственного ума и мудрости в процессе достижения хороших результатов ожидаемых от него в жизни.

Поэтому каждый человек должен знать, что он был создан Богом, однако, он должен самостоятельно воссоздать себя. Люди должны помнить, что Неудача следует за Удачей, и они должны сделать коррекцию их жизни так чтобы Неудачи удалились от них. Эта коррекция может быть сделана только через Инициацию в Ифа.

Иная точка зрения состоит в том, что все происходящее с человеком происходит согласно его пожеланиям сделанным на Небесах до того, как человек покинул их, чтобы родиться на земле. Сказано, что желания сделаны в соответствии с предпочтениями и вкусом каждого отдельного человека, что делает их разнообразными и отличающимися друг от друга в том смысле, что один желает денег, другой может сказать, что ему они не нужны, один может пожелать хорошего здоровья, а другой нет. Так обстоят дела с разными благами жизни.

Таким образом, есть один человек, который нуждается в одной вещи в жизни, и есть другой, который скажет, что она ему не нужна, и по прибытию на землю каждая такая индивидуальность начинает получать именно то, что было запрошено до того, как она покинула Небеса. Важно отметить здесь, что никто не сможет легко получить то, чего он не просил на Небесах, такой человек будет все время искать и пытаться получить такую вещь, забыв, что он и не просил о ней вовсе, когда находился на Небесах. Пословица Йоруба подтверждает это:

«A kunle a yan Eda
A dele aye tan
Oju n kan gbogbo wa»

что означает:

«Мы преклоняли колени на Небесах
Чтобы сделать выбор нашей Судьбы
Но забыли об этом
Мы торопимся в жизни»

Однако, существует возможность коррекции выбора судьбы человека так, что Неудача может быть отправлена восвояси, божества [Ориша – прим. пер.] могут сделать это, если будут призваны для помощи. Решение человеческих проблем может быть найдено благодаря этим божествам, поскольку мы не можем найти Бога самого, для того чтобы обсудить с Ним наши проблемы, [считается что Олодумаре – Всевышний – слишком велик и его невозможно осознать человеку, поэтому не существует никаких храмов и алтарей, вещей, а также культов посвященных Олодумаре, несмотря на то, что в большинстве молитв первым делом воздают должное для «Олорун» – «всевышний источник», и «Олодумаре» – «владелец всего» - прим. пер.] и сделать так чтобы тот, кто не просил на Небесах о вещи, в которой нуждается в жизни все таки мог получить ее.

Орунмила, по-другому именуемый «Ифа», является одним из таких божеств и известен для Йоруба как «A tori eni ti ko sunwon se», что в переводе означает «Тот, кто переделывает головы» [имеется в виду – Ori – голова, источник сознания; считается, что именно от Ori зависит наш успех/поражение в жизни, а также то, будет ли реализована помощь божеств конкретному человеку; Ori – это главный из меньших божеств, также Ориша – прим. пер.] Божества также могут помочь тем, кто уже имеет благословения, чтобы они имели их в еще большей степени.

Для подтверждения сказанного о выборе судьбы давайте обратимся к стиху из Оду Ифа «Огбейону» («Ogbeyonu») из главы 24, где Орунмила раскрывает нам, что каждый человек должен выполнить семь обязанностей, прежде чем он покинет Небеса и родится на земле. Выполнение этих обязанностей, согласно сказанному Ифа, очень тяжело, поскольку нет ни одного человека настолько мудрого и совершенного, чтобы он не сделал хотя бы одной ошибки. Эти обязанности согласно Ифа следующие:

1. Предсказание
2. Принесение жертв [Эбо – прим. пер.]
3. Получение призвания и табу от Всевышнего Олодумаре
4. Копание ямы потерь
5. Удаление лохмотьев нищеты
6. Изъявление желаний
7. Выбор головы

Выполнение этих семи важных предписаний, согласно Ифа имеет место в четырех различных пространствах Небес. Выполнение первого и второго происходят в Храме Ифа с участием Жрецов Ифа. Третья часть работы происходит во Обители Всевышнего Олодумаре, в то время как четвертое, пятое и шестое действие происходит у Врат при помощи «Онибоде» (Onibode – Хранитель Врат), который работает рука об руку с «Аро»(«Aro» - Тот, кто санкционирует все желания). И наконец последняя, седьмая обязанность выполняется в Пространстве «Аджала» («Ajala») также известном под именем «Обатала» («Obatala»), Обатала – тот кто создает головы родившихся младенцев.

Важно отметить здесь, что никто не будет знать значение каждого из этих предписаний до тех пор, пока соответствующее предписание не будет исполнено. Эти предписания называются «Ипин» («Ipin»), что переводится как «Судьба». Поскольку «Орунмила», также известный как «Ифа» присутствовал в то время, когда эти действия производились, он стал именоваться «Элери Ипин» («Eleri Ipin»)– Свидетель Судьбы. Он знает, где каждый человек совершил ошибку и может легко помочь в произведении необходимых коррекций и улучшений. Для лучшего усвоения мы рассмотрим сейчас все эти семь обязанностей одну за другой и подробно объясним каждую из них.

В Храме Ифа

Предсказание

Нет ничего из того, что мы делаем на земле, что не берет свое начало на Небесах, также как на земле есть жрецы, к которым мы обращаемся за духовной поддержкой и советом, также есть жрецы и на Небесах. И прежде чем человек покинет Небеса, чтобы родится на земле, ему необходимо выполнить предсказание, чтобы знать, какая жизнь его ожидает в очередной раз, а также, чтобы получить совет и предписание совершить определенное жертвоприношение, которые должны служить путеводной нитью для человека во время жизни на земле.

Однако, упрямство приходит с Небес, большинство людей не пойдут за предсказаниями для них, они не получат совет и когда они попадут на землю они будут иметь проблему за проблемой. Это причина проведения предсказания, которое обычно производится в процессе Инициации в Ифа для того чтобы представить то, что должно было быть сделано на Небесах. То Оду Ифа, которое «пришло» [определено при броске оракулов «Опеле» или «Икин» - прим. пер.] в качестве предсказания для инициируемого является определенно тем Оду, которое должно было прийти к нему во время проведения предсказания на Небесах, и это Оду Ифа расскажет ему о его прошлом, настоящем и будущем. Инициируемый также узнает, в чем состоят его ошибки, запреты (табу) для него, что он делает неправильно и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. Оду Ифа, которое пришло для инициируемого также называется «Ifa ti o bini», что означает: «Ифа дающий рождение», и будет служить как направляющий Дух для инициируемого человека [Оду Ифа также являются духовными сущностями и могут быть призваны – прим. пер.]. 

Принесение жертвоприношений

Жертвоприношение, о котором здесь говорится, называется «Эбо» («Ebo» - форма молитвы в Ифа), оно определяется жрецами во время проведения предсказания на Небесах, от этого «Эбо» будет зависеть насколько короткой или длинной будет жизнь человека на земле. Это жертвоприношение по выполнению должно быть доставлено в рощу, но большинство людей, кто пытался выполнять или выполнял это жертвоприношение, не относило это жертвоприношение в соответствующие места, как им советовали жрецы, только немногие из них относили жертвоприношение в рощу, а некоторые бросали его неподалеку от дома жреца – это тип тех людей, которые станут жертвами выкидышей или умрут в течение нескольких недель после рождения.

Те, кто бросил свои жертвоприношения на полпути до рощи, являются теми, кто умрет, едва достигнув возраста половой зрелости. Те, кто бросил свои жертвоприношения в нескольких метрах до рощи, является тем типом людей, кто умрет, когда их семьям как раз будет нужна их помощь. Также, те люди кто дойдет до входа в рощу, является тем типом людей, кто умрет достигнув старости, но те некоторые, кто доберется со своим «Эбо» до середины рощи, как это было предписано Бабалаво, являются тем типом людей кто умрет лишь тогда когда станет очень-очень старым. Йоруба называют этот тип людей «Аругбо» («Arugbo>»), сокращенное от «Eni ti o ru Ebo tire sinu Igbo», что означает: «Тот, кто донес свои жертвоприношения до рощи». Этих людей мы называем Стариками или Старухами.

На второй день проведения Инициации в Ифа обычно совершается специальное жертвоприношение и относится в рощу, где производится процесс Инициации. Это служит той же цели что и жертвоприношение, которое должно было быть совершено на Небесах. Оставление жертвоприношений в роще позволит инициируемому жить долго, поскольку он расположил теперь свое приношение в роще как от него и ожидалось. Стих из Оду Ифа «Огбе-Алара» («Ogbe">Alara»), глава 28, подтверждает сказанное:

«Emi ni n gori,
Emi ni n gori,
A difa fun Orunmila
Ti n mu gbogbo eni to ni regbo aiku,
Ebo ni won ni ko wa se,
Riru Ebo – Atuda Eru,
Emi ni n gori,
Emi ni n gori,
Igbo aiku ni mo mu ara mi re,
Emi ni n gori,
Emi ni n gori,
Igbo aiku ni mo mu aya mi re,
Emi ni n gori,
Emi ni n gori,
Igbo aiku ni mo mu omo mi re»,

что означает:

«Это я – тот, кто будет лидером,
Это я – тот, кто будет на вершине,
Предсказание Ифа для Орунмила
Когда он перевозил своих домочадцев
В лес длинной жизни
Ему было предписано сделать Эбо, что он и сделал
И с радостью стал петь:
Это я – тот, кто будет лидером,
Это я – тот, кто будет на вершине
Это лес долгой жизни - куда я перееду жить
Это я – тот, кто будет лидером,
Это я – тот, кто будет на вершине
Это лес долгой жизни – куда я перевезу своих жен
Это я – тот, кто будет лидером,
Это я – тот, кто будет на вершине
Это лес долгой жизни – куда я перевезу своих детей».

«Лес Долгой Жизни» – ссылка в этом стихе Ифа на рощу, где обычно имеет место Инициация в Ифа. Люди, которые оставят их «Эбо» в этой роще будут жить долго согласно стиху Ифа приведенному выше. Данное положение также подтверждается множеством других стихов Ифа. 

В обители Всевышнего Олодумаре

Получение призвания и Табу

После совершения жертвоприношений как описано выше все собераются во внутреннем дворе Дворца Всевышнего Бога. Бог будет сообщать каждому его персональное призвание на земле, кто должен будет стать фермером, узнают о себе, торговцы узнают о себе, а также охотники, ткачи, учителя, каменщики, плотники, жрецы Ифа, мы упомянем лишь нескольких, у которых появится возможность узнать себя.

Но ленивый не пойдет туда и с ним не будет говорить Бог, он не узнает свое предназначение на земле, этот, а также тип людей, которым не понравится их предназначение, задуманное для них Богом, когда они попадут на землю будут выполнять миссию других людей, и будут постоянно жаловаться, что они не могут быть богатыми в жизни. В тот же день «табу» или «Эево» («Eewo») дается для каждого человека, Бог скажет каждому, что ему можно делать и что запрещается, однако большинство не знает этого или пренебрегает запретами.

Если Инициация проведена, то инициированный узнает свои табу, а также увидит, что он выполняет задание другого человека, если это так. Решение этому находится в Оду Ифа, которое пришло в процессе предсказания в роще при проведении Инициации. Через это Оду можно увидеть какая роль уготована Богом человеку, а также какие табу ему предписаны.

В дополнение о получении работы можно рассмотреть пример, который может быть найден в «Иретеди»(«Iretedi»), глава 215, где Ифа рассказывает историю «Лагбоокуна»(«Lagbookun»), этот человек происходил из семьи чьим делом был маскарад, они преуспели на этом поприще. Однако, «Лагбоокун» сказал, что он не хочет заниматься маскарадами, и попробовал стать охотником, но, к сожалению, он не смог преуспеть в этой сфере и разочарованный пришел к жрецу Ифа за советом, который спросил Ифа о предназначении «Лагбоокуна», и раскрыл ему, что тот занимается не тем делом, которым должен. Ему было предписано узнать о деле, которым занимается его семья и начать заниматься им также. Для него не составило особого труда узнать, что это за дело и начать работать на данном поприще. Так «Лагбоокун» стал заниматься маскарадами и позже преуспел в этом деле. 

«Маскарад – дело вашей семьи, Лагбоокун, почему же ты отправился охотиться?»

Эта история показывает, что каждому из нас свыше предписано свое призвание.Относительно получения табу можно рассмотреть пример из стиха Оду Ифа «Оканран-Оди» («Okanran-Odi»), глава 125. Стих этого Оду Ифа говорит:

«Emo nii reko tie i wele i wele,
Afeebojo ni reko tie ni melo melo,
A difa fun Ariyunbese
Tii somo won ni Ilaminrin-akoko,
Nigba ti n fi omo re sowo abigbin,
Won ni ko wa rubo ko si tun kaawo,
Kini n p’Ariyunbese lomo je?
Aikaawo Igbin,
Ni n p’Ariyunbese lomo je»,

что означает:

«Это коричневая крыса
Что перегрызает траву с легкостью,
Это крыса «Afeebojo»
Что перегрызает траву тихо.
Таким было предсказание Ифа для «Ariyunbese»,
Потомка «Ilaminrin-akoko»,
Когда она страдала от детской смертности
Ей было предписано сделать жертвоприношение и
воздерживаться от запретных вещей («eewo» - табу)
«Ariyunbese» не восприняла всерьез совет Ифа
Так что же в действительности пожирает детей «Ariyunbese»?
Это ее невоздержанность [дословно – нежелание
воздерживаться от употребления улиток – прим. пер.]
Вот что в действительности детей «Ariyunbese» пожирает».

Уверен, что этот текст полностью говорит за себя и нет необходимости вдаваться в подробности. Этот текст – всего лишь один из примеров, который объясняет, что может случиться, если не следовать запретам; также существует большое количество других стихов Оду Ифа показывающих насколько плохие вещи могут произойти при нарушении запретов и нарушении табу. 

У врат

Из Обители Всевышнего Олодумаре все должны проследовать к Вратам, чтобы встретиться там с «Онибоде» («Onibode»), Хранителем Врат, и «Аро» («Aro»), Хранителем Аше (Авторитетом), где четвертое, пятое и шестое предписания должны быть выполнены. Когда вы молитесь за себя или других на манер Йоруба, вы говорите «Aro a ro mo», что означает «Аро примет это», т.е. владелец Авторитета допустит это, т.е. требуется санкция Аро для получения просимого.

Копание ямы потерь

От выполнения данного предписания зависит быстрота достижения успеха человеком в жизни. Также определяется как долго придется работать человеку чтобы стать богатым.

По прибытию к Вратам каждый получает мотыгу от Онибоде для того чтобы вырыть яму у ворот. Леность и трудолюбие приходят с небес, многие люди выкапывали глубокую яму, «так что если они станут в нее, то только голова будет видна, в то время как другие выкапывали яму только себе по пояс, некоторые выкапывали яму только по колено, а некоторые такой глубины, что и лодыжки не скрывались, также были и те, кто вообще не копал яму».

Ничего не делается без тайного смысла сокрытого за этим действием, выкапывание ямы производится для того чтобы наполнить ее тем, что человек достигнет в жизни, деньги будут использоваться для заполнения, как только яма будет заполнена человек начнет прогрессировать в финансовом смысле. Поэтому те люди, кто выкопал глубокую яму – это люди, которые будут тяжело работать всю жизнь, но так и не станут богатыми, поскольку они вырыли очень глубокую яму, которая должна быть заполнена прежде. Но те, кто вообще не выкапывал яму, а также те, чья яма была не глубока, являются тем типом людей, кто станет богат деньгами и многими другими благами жизни с ранних лет, поскольку им нечего заполнять.

По этой причине сегодня во время инициации в Ифа, каури [ракушки], служившие деньгами в древние времена рассматриваемыми как наша цель в мирской жизни, сажаются в 16 куч земли устроенных у входа в рощу. Этот процесс известен как «Гбигбин Ово» («Gbigbin Owo»), что переводится как «сажание денег». В этих кучах земли предварительно выкапывается небольшие углубления, в которые «садятся» каури. 

Удаление лохмотьев нищеты

Вторая часть предписаний и пятая часть из всех семи обязанностей должна быть также выполнена у врат и состоит в следующем. Здесь необходимо снять одежду, в которую инициируемый (он или она) одет в данный момент. Эта одежда рассматривается как лохмотья нищеты. Однажды сняв лохмотья нищеты инициируемый освобождает себя от тяжести и нищеты. Однако, многие люди не снимали свою одежду, чтобы не быть обнаженными. Это тип людей, которые станут бедными в жизни. Когда они придут на землю неснятая одежда превратится в волосы на теле. Этот вид волос называется «Irun Ise» (с йоруба – волосы нищеты) и они не могут быть отличены от настоящих волос. Поэтому во время Ифа Инициации волосы на голове инициируемого сбриваются, а одежда, в которой пришел инициируемый оставляется – это и есть освобождение от нищеты.

Желания

Это последнее, что предписано сделать у врат. Появляется «Aro», Тот кто командует и является Авторитетом. Все становятся на колени перед «Aro» и исполняют его желания: спрашивают его о том, кем бы он хотел стать или что бы он хотел иметь на земле. То, что попросит один может отличаться от просимого другими. Поэтому когда кто-то хочет иметь деньги, жену, детей, дом, хорошее здоровье и длинную жизнь – следует иметь в виду, что это всего лишь небольшая часть того, что может быть упомянуто.

К сожалению, некоторые не просят подобные вещи и потом имеют проблемы в этих сферах жизни. Поэтому йоруба говорят «Oju kan naa ni a gbe yan'ri, Kadara ko papo ni», что означает «Выборы голов были произведены в одном и том же месте, только желания их различаются». Затем после завершения прошения «Aro» выражает одобрение, произнося «Fin in». Как только печать авторитета «Aro» будет им наложена, желание не может быть изменено до тех пор, пока инициация в Ифа не будет проведена и некоторые желания не будут скорректированы духовным образом. По этой причине в течение процесса Инициации в Ифа инициируемому будет предложено изъявить желания и помолиться обо всех благих вещах жизни, для того чтобы он мог иметь все чего у него нет и в чем он нуждается. 

В пространстве «Аджала»

«Аджала» («Ajala»), также известен как «Обатала» («Obatala»)[Ориша Обатала – божество ясности, чистоты сознания и разума, духовной высоты, морали и справедливости; в Нигерии «омо» или дети Ориша Обатала являются судьями – прим. пер.] – это тот, кто «создает головы младенцев». Именно в его пространстве следующее и последнее предписание должно быть выполнено. 

Выбор голов

Это процесс похож на ритуальный маскарад, которым заканчивается обряд. Каждый человек должен выбрать себе «голову» [имеется в виду Ori – личный Ориша каждого живого существа – прим. пер.] в Храме «Аджала». Предписание считается невыполненным до тех пор, пока человек не унесет выбранную голову с собой. В храме «Аджала» очень много готовых голов вылепленных из глины. Но среди них есть головы, которые вылеплены и хорошо обожжены, есть также головы, которые вылеплены, но недостаточно обожжены, и есть головы, которые не обожжены вовсе. Два последних типа голов считаются плохими.

Выбор должен быть сделан каждым человеком. Существует вероятность для каждого человека сделать неправильный выбор и унести плохую голову, поскольку плохие и хорошие головы невозможно отличить друг от друга.

После выбора голов каждый сделавший выбор проследует на землю, чтобы начать свое путешествие по ней [т.е. жизнь]. Однако по дороге на землю люди попадают под дождь (это происходит когда отходят воды у женщины на сносях) и плохие необожженные головы теряют из-за этого дождя свою силу, в то время как хорошие головы нет. И когда такие люди с плохими головами попадают на землю, то имеют большие проблемы с их «головами» - вещи не приходят к ним быстро и легко.

Это еще одна причина считать Ифа инициацию очень важной для человека, поскольку неизвестно в какую именно категорию людей попадает конкретный человек, но именно инициация в Ифа поможет исправить ситуацию. И именно поэтому Орунмила называется также «A tori eni ti ko sunwon se», что означает «Тот, кто переделывает плохие головы», ведь Он может с легкостью помочь любому. Это также одна из причин того, почему во время инициации в Ифа производится специальное омовение головы инициируемого и волосы с головы сбриваются, так сказать делается то, что должно было быть сделано на Небесах. 

Заключение

В заключении я хотел бы сказать следующее: жизнь такая, какая она есть. Она требует исправлений и коррекций, поскольку человек не может вспомнить все, что произошло на Небесах, прежде чем он пришел на Землю. Также никто из обычных людей не знает, где именно он совершил ту или иную ошибку, поэтому определенные меры должны быть приняты, чтобы поправить вещи в жизни человека и поставить их на свои места, и единственный способ сделать такую коррекцию – Инициация в Ифа. 

Большинство людей имеют проблемы в жизни, которые являются результатом того, что они делают в жизни, например, они употребляют в пищу продукты, которые им запрещены исходя из их судьбы, выбранной на Небесах. Однако, если такие люди смогут получить Ифа Инициацию они будут знать все, что позволено для них и все, что запрещено, и следуя этим правилам они будут далеко от проблем. Короче говоря, Инициация в Ифа означает «Новое Рождение». Каждый человек нуждается в том чтобы «родиться заново» и сделать коррекции его жизни в соответствии с выбранной судьбой. Ифа говорит в стихе «Огбейону» («Ogbeyonu»), в главе 24:

«Пестики стоят прямо в ступках,
Таким было предсказание для «Orisanku»,
Потомка «Ogun», бога железа,
Для «Ori'lemere», потомка «Ija»,
И для «Ahuwapele», потомка Орунмила,
Когда они должны были прийти с Небес
Им было предписано сделать жертвоприношение,
прежде чем они покинут Небеса
«Orisanku» и «Ori'lemere» проигнорировали предписание,
Но «Ahuwapele» отнесся серьезно и сделал Эбо
Когда они попали на Землю
«Ahuwapele» стал богатеть
А двое других стали причитать от зависти
«Мы не знаем, где Счастливчик сделал свой выбор,
Если бы знали, то отправились туда и сделали бы наш выбор,
Мы не знаем, где «Ahuwapele» сделал свой выбор,
Мы бы отправились туда, чтобы сделать наш выбор»
Тогда «Ahuwapele» ответил им:
«Вы знаете, где Счастливчик сделал свой выбор,
Дело в том, что вы не сделали Эбо,
Вы знаете где «Ahuwapele» сделал свой выбор,
Но вы не сделали Эбо»
Также он ответил им следующее:
«Головы выбираются в одном и том же месте,
Но судьбы отличаются,
В одном и том же месте мы с вами выбирали наши головы,
Только судьбы у нас различны».


Поэтому, учитывая важность инициации в Ифа, для тех, кто ее еще не имеет, а также для тех, кто уже посвящен, я желаю им удачи и говорю: 

«ATEGBO, ATEYE, ATESORI IRE», УДАЧИ! 


 

Перевод: Антон В. Агафонов
Источник: Ifa Knowledge International Temple
Ифа-Ориша

Читайте в рубрике «Ифа-Ориша»:

Зачем нужна инициация в Ифа и что она означает?