Теория и практика алхимии II

Алхимик за работой Алхимик за работой

Все философы естественных или герметических наук начинают свои труды молитвой . Верховному Алхимику Вселенной, мольбой о помощи в свершении Великой Работы. Молитва, текст которой следует ниже, записанная неизвестным адептом в немецкой провинции в прошлом веке, весьма характерна:

"О Святая и Святейшая Троица, Твое неразделенное и тройственное Единство! Позволь мне погрузиться в глубины Твоего безграничного вечного Огня, потому что только в этом Огне смертная природа человека может превратиться в смиренный прах, а новое тело из соединения солей находится в свете. О, расплавь меня и преврати меня в этом Твоем Священном Огне, чтобы однажды по Твоей команде огненные воды Святого Духа вытянули меня из мрачного праха, дав мне рождение и оживив меня Своим дыханием. Пусть буду я возвышен через смиренное унижение Твоего Сына, восстав с Его помощью из пыли и праха и превратившись в чисто духовное тело цветов радуги, как в прозрачное кристальное райское золото, чтобы моя природа могла быть искуплена и очищена, подобно элементам в ретортах, которые находятся передо мной. Раствори меня в водах жизни, как если бы я был в винном погребе вечного Соломона. Здесь огонь Твоей любви примет новое топливо и запылает столь ярко, что ничто не сможет потушить его. С помощью этого божественного огня я, возможно, удостоюсь быть названным среди просвещенных праведников. Может, я буду тогда скреплен со светом нового мира, смогу получить бессмертие и славу, где не будет больше смены света и тьмы. Аминь".

Происхождение алхимических формул

По-видимому, были такие средневековые алхимики, которые открыли Великую Тайну без всякой помощи. Другие авторы утверждают, что никто не смог достичь желаемого результата, не прибегая при этом к помощи Мастера Учителя. В каждом случае личность этих Мастеров тщательно скрывалась, и даже в средние века было немало по их поводу спекуляций. Таких просвещенных мудрецов называют адептами. Этот титул говорит, что его носитель обладает истинными секретами превращения и умножения. Адепты появлялись и неожиданно исчезали под многими именами, не оставляя после себя никаких следов. Есть некоторые данные о том, что у них существовала организация. Наиболее мощными из алхимических организаций были Розенкрейцеры, Иллюминаты и некоторые арабские и сирийские секты.

В приводимых ниже документах упоминаются Братья. Под ними имеются в виду те люди, которые в действительности выполнили Великую Работу. Они были объединены в общества и узнавали друг друга с помощью таинственных знаков, символов и шифров. Значительное число этих просвещенных адептов осело в Аравии, так что многие из великих европейских алхимиков были инициированы в Малой Азии. Когда ученик получал доступ к высшим секретам, он ревностно хранил их, не разглашая ни за какие сокровища. Ему не позволялось раскрывать их даже членам его собственной семьи. Но шли годы, и тот, кто открыл секрет, или, точнее, кому они были открыты, начинал искать молодого человека, которому можно было бы доверить формулы. Ему одному и никому больше, как правило, философ мог открыть тайну. Молодой человек становился "философским сыном" старого мудреца, и ему впоследствии переходили все секреты того. Однако время от времени адепт находил столь способного молодого человека, что ему доверялись самые высшие секреты искусства и он принимался в Братство. При таком способе передачи знаний алхимическое искусство сохранялось, но в то же время численность владеющих им не росла.

В течение XVI, XVII и XVIII веков значительное число адептов алхимии переезжало с места на место в Европе, появляясь и исчезая по собственной воле. Согласно распространенному мнению, эти адепты были бессмертными и поддерживали в себе жизнь посредством таинственного лекарства, бывшего одной из целей алхимических устремлений. Говорили, что они жили много сотен лет, не употребляя никакой пищи, за исключением своего эликсира, несколько капель которого позволяет продлить молодость на многие годы. В том, что эти таинственные люди существовали на самом деле, не может быть никакого сомнения, поскольку о них есть много надежных свидетельств.

Существует также мнение, что их до сих пор можно еще найти, но сделать это смогут лишь те, кто достоин выполнения этой задачи и установления контакта с ними. Философы учили, что подобное привлекается подобным и что, когда ученик разовьет в себе добродетели и целостность натуры, сравнимые с этими качествами у адептов, они появятся перед ним и откроют ему те части секретного процесса, которые тот не сможет открыть без их помощи. "Мудрость - это цветок, из которого пчела делает мед, а паук - яд, каждый согласно своей природе" (неизвестный адепт).

Читатель должен все время иметь в виду, что формулы и эмблемы алхимии должны рассматриваться в качестве аллегорических символов, и до тех пор, пока не осмыслено (постигнуто) их эзотерическое значение, буквальная их интерпретация бесполезна. Почти каждая алхимическая формула имеет пропуск, сделанный сознательно. Средневековые философы полагали, что если человек сам не сумеет понять суть опущенного процесса или субстанции, то он недостоин того, чтобы ему доверяли секреты, позволившие бы ему получить контроль над огромными человеческими массами и подчинить своей воле стихийные силы Природы.

Изумрудная табличка Гермеса

Древнейшей и наиболее почитаемой из всех алхимических формул является священная Изумрудная Табличка Гермеса. Авторитеты расходятся во мнениях по поводу подлинности этого предмета, и некоторые полагают, что она является на самом деле послехристианской подделкой, но есть также и свидетельства, что возраст Таблички очень велик. В то время как символизм Изумрудной Таблички представляет особый интерес для Масонов, которые соотносят ее с личностью Хирама, Табличка является прежде всего алхимической формулой, относящейся к алхимии основных металлов и к божественной алхимии человеческого возрождения.

Коллекция алхимических рукописей, принадлежащая д-ру Сигизмун-ду Бакстрому, содержит раздел, посвященный переводам и интерпретациям этой замечательной Таблички, которая была известна древним под названием Tabula Smaragdina. Д-р Бакстрем был инициирован в Братство Розы и Креста одним из тех неизвестных адептов, которого в свое время звали граф де Хазаль. Ниже следуют переводы д-ра Бакстрома содержания Таблички, а также его заметки по ее поводу. Подлинный текст Изумрудной Таблички выделен заглавными буквами. «Изумрудная Табличка, наиболее древний Памятник Халдеев, относящийся к Lapis Philosophorum (камень философов).

Изумрудная Табличка показывает истоки аллегорической истории Царя Хирама. Халдеи, египтяне, евреи во всем, что касается Хирама, черпали свое знание из одного и того же источника. Гомер, изложивший эту историю несколько иначе, следовал тому же оригиналу, и Вергилий следовал в этом Гомеру, то же можно сказать о Гесиоде, которому потом следовал Овидий в своих "Метаморфозах". Суть всех античных произведений составляло знание секретных операций Природы, но невежество, превратившее это знание в мифы и идолы, предотвратило его полное осознание.

Истинный перевод оригинала очень древнего источника халдейского происхождения:

СЕКРЕТНЫЕ РАБОТЫ ХИРАМА ЕДИНЫ В СУЩНОСТИ, НО ТРОЙСТВЕННЫ В АСПЕКТАХ.

(Первые два больших слова означают Секретную Работу).

(И далее: Chiram Telat Machasot, то есть Хирам Универсальный Агент, единый в сущности и тройственный в аспектах

ИСТИНА, А НЕ ЛОЖЬ, И В ЭТОМ СОГЛАСЯТСЯ ВЫСШИЕ С НИЗШИМИ И НИЗШИЕ С ВЫСШИМИ, ЧТО ЭТО ВОИСТИНУ УДИВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. КАК ВСЕ ВЕЩИ ОБЯЗАНЫ СВОИМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ВОЛЕ ЕДИНОГО, ТАК И ВСЕ ВЕЩИ ОБЯЗАНЫ СВОИМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ЕДИНСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ, НАИБОЛЕЕ СКРЫТОЙ ПО УСТАНОВЛЕННОМУ ЕДИНЫМ БОГОМ ПОРЯДКУ. ОТЕЦ ЭТОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ - СОЛНЦЕ, МАТЬ - ЛУНА, ВЕТЕР НОСИТ ЕЕ В СВОЕМ ЧРЕВЕ, НО ПИТАЕТ ЕЕ ДУХОВНАЯ ЗЕМЛЯ. ЭТА ЕДИНСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ (после Бога) ЕСТЬ ОТЕЦ ВСЕХ ВЕЩЕЙ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ЕЕ ВЛАСТЬ СОВЕРШЕННА ПОСЛЕ ЕЕ СОЕДИНЕНИЯ С ДУХОВНОЙ ЗЕМЛЕЙ.

(Процесс - первая Очистка). ОТДЕЛИ ЭТУ ДУХОВНУЮ ЗЕМЛЮ ОТ ПЛОТНОГО ИЛИ ГРУБОГО СОСТОЯНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДЛЕННОГО ОГНЯ, ДЕЙСТВУЯ С БОЛЬШОЙ ОСТОРОЖНОСТЬЮ.

(Последнее вываривание). БУРНО ВОСХОДИТ ОТ ЗЕМЛИ К НЕБЕСАМ, И НИСХОДИТ НАЗАД, И ВОСХОДИТ СНОВА НОВОРОЖДЕННЫЙ НА ЗЕМЛЕ, И ВЫСШЕЕ И НИЗШЕЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ В СИЛЕ. Азот восходит от Земли, от дна реторты, и снова восходит в стеклянных трубках, и капает на Землю, и через эту непрерывную циркуляцию Азот очищается все больше и больше, и становится Volatilizes Sol, Летучим Солнцем, и несет его атомы с собой, становясь Solar Azoth, солнечным Азотом, то есть третьим и истинным Софическим Меркурием, и циркуляция Солнечного Азота должна продолжаться до полного его исчезновения, и земля насытится им только тогда, когда станет черной, как смола; эта стадия называется Жабой (субстанция в алхимической реторте, а также низшие элементы в теле человека), и обозначает она полное разложение или Смерть Состава.

ЧЕРЕЗ ЭТО ТЫ РАЗДЕЛИШЬ БЛАГОСТЬ ВСЕГО МИРА. Черное, как смола, вещество будет становиться Белым и Красным, и Красное доводится до совершенства с лекарственной точки зрения и для металлов. Вещество тогда способно сохранить mentem sanam in corpore sano в течение естественного периода Жизни и обещает нам блаженное состояние, бесконечно умноженное, делающее нас великодушными и щедрыми без всякого уменьшения ресурсов. Вещество это может быть названо Славой Всего Мира и как и размышление о Философском Камне находится в гармонии с Божественными Истинами. Оно поднимает нас к Богу, нашему Творцу и милостивому Отцу, чтобы Он позволил нам владеть им и при этом сделал так, чтобы развеять Зависть и Злобные Устремления, чтобы сердца наши воспарили к Нему, дабы проявил Он свою милость к нам! Следовательно, Философы говорят как великую Истину, что Философский Камень либо находит доброго человека, либо делает его.

И ОТЛЕТИТ ОТ ТЕБЯ МРАК. Придание сил Органам Души позволяет сообщаться ей с внешними объектами. Если мы хотим получить еще большее знание, органы и секретные пружины физической жизни восхитительно усиливаются, Душа при этом получает новые силы. Если при этом мы прибегаем к мольбе Богу о знании и подтверждаем наши мольбы верой нашей, все Неясности должны исчезнуть. Если так не получалось со всеми искателями, то это их ошибка, поскольку они заранее решили про себя добиваться только лишь Превращения Металлов.

(Использование). ЭТО УСИЛЕНИЕ ВСЕХ СИЛ. Это очень сильная фигура, говорящая о том, что Философский Камень обладает всеми Силами, которые скрыты в Природе, и не для разрушения, а для поднятия и возрождения материи в трех разделах Природы.

С ТОБОЙ Я БУДУ СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ ВЕЩИ И ПРЕВРАТИТЬ ВСЕ ТОНКОЕ И ВСЕ ГРУБОЕ. Это завоюет каждую Вещь, поскольку это поглощает тонкий Кислород и превращает его в собственную огненную Природу, после чего его добродетель возрастает в десять раз, и так происходит при каждом цикле и за более короткий период времени, до тех пор пока сила его не становится безмерной. Эта сила проникает сквозь каждую Твердую Вещь, даже неподвластные ничему Золото и Серебро, даже в такие неизменяемые сущности, как Ртуть, Кристаллы и Горное Стекло, которым Философский Камень способен дать твердость и жесткость. Как свидетельствует Филалет, искусственный алмаз, полученный с помощью Философского Камня, оцененный в 500 тысяч дукатов, был преподнесен Принцу Лихтенштейнскому.

ВОТ ТАК БЫЛ СОТВОРЕН МИР, НО ЗНАНИЯ, КАК СЛЕДОВАТЬ ПО ЭТОМУ ПУТИ, СКРЫТЫ, ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ Я НАЗЫВАЮ ХИРАМА TELAT MECHASOT, ЕДИНЫМ В СУЩНОСТИ, НО ТРОЙСТВЕННЫМ В АСПЕКТАХ. В ЭТОЙ ТРОИЦЕ СКРЫТА МУДРОСТЬ ВСЕГО МИРА (то есть в Хираме и его Использовании). Полагали, что Гермес был Моисеем или Зороастром; в других случаях Гермес, как полагали, означает "Змей", а змей был использован как Эмблема Познания или Мудрости. Змей встречается повсюду среди иероглифов древних египтян, изображающих Глобус с крыльями, Солнце и Луну, Драконов и Грифонов, посредством чего египтяне обозначали возвышенные знания о Философском Камне, соответствующие намекам в Священных Писаниях и других священных книгах, где говорится о древних Египетских святилищах.

ЗДЕСЬ ПРИХОДИТ КОНЕЦ ТОМУ, ЧТО Я НАЗВАЛ ВОЗДЕЙСТВИЕМ СОЛНЦА. КОНЕЦ TABULA SMARAGDINA. То, что я говорил и чему учил о Солнечной Работе, завершено... Это совершенное Семя, готовое для приумножения.

Таково мое знание истинной Tabula Smaragdina Hennetis».

Письмо от Братьев Розы и Креста

Хотя Евгений Филалет отрицал свое членство в Братстве Розы и Креста, многие верили в то, что именно он многие годы был главой этого Ордена. В небольшой работе "Lumen de Lumine, или Новый Магический Свет, открытый и сообщенный Миру", опубликованной в Лондоне в 1651 году, Евгений Филалет приводит интересное письмо, предположительно, от Ордена Розенкрейцеров. В письме была символическая фигура, представляющая процесс и формулы Философского Камня. Это письмо является отличным примером системы Розенкрейцеров в комбинировании абстрактных теологических спекуляций с конкретными химическими формулами. С помощью материала, содержащегося в разных частях этой книги, исследователь сам сможет разрешить загадку, заключающуюся в этом иероглифе.

"Письмо от Братьев Розы и Креста касательно Невидимой Магической Горы и Сокровищ внутри нее".

«Каждый человек желает быть выше, обладать Золотом и Серебром (интеллект и душа) и казаться великим в глазах мира. Бог сотворил все вещи для использования их человеком, чтобы тот мог править ими и через это, познав благость и всемогущество Бога, мог воздать хвалу Богу, вознести к Нему молитву и поблагодарить Его. Но нет человека, который бы искал эти вещи, кроме праздного человека. Люди радовались вещам, доставшимся им без труда и опасности. Не обращали они внимания и на то, где Бог поместил эти вещи. Кто мог ожидать, что они будут искать их, а тем, кто все-таки будет искать, они будут даны Богом. Но не было ничего в этих местах, кроме вывесок, и богатства не были обнаружены. Потому что и сами места, и путь к ним были долгое время неизвестны и скрыты от большей части мира. Но как бы ни было трудно найти это место, его следует искать.

Но не в природе Бога скрывать что-нибудь от Его же собственных созданий, и поэтому в последний нынешний век, перед тем как наступит последний суд, все эти вещи проявятся тем, кто этого достоин. Как Он Сам говорил (хотя в неясных выражениях, чтобы не быть понятым недостойными): нет ничего тайного, что не стало бы рано или поздно известно. Нами, следовательно, движет Дух Божий, и мы стремимся сообщить миру Его волю, что мы делаем на нескольких языках. Но большинство людей либо поносят, либо презирают наш Манифест ("Fama" и 'Confessio") и отмахиваются от Духа Божьего. Они ожидали от нас каких-то прямых указаний, как получить золото или же как найти сокровища, что позволило бы им жить пышно и чванливо, воевать, пьянствовать, обжираться, жить нечестиво и отягощать свои жизни всеми другими грехами, всем, что противоречит воле Божьей. Эти люди должны были бы научиться у Десяти Дев (где пять глупых требовали масло для своих ламп у пяти умных), что происходит в этом случае.

Каждый человек должен трудиться в поисках сокровищ, с помощью Божьей, но сам. Но извращенные намерения этих жаждущих обогащения людей видны уже из их писаний. Мы затыкаем свои уши и окутываемся облаком невидимости, дабы избежать рева и вытья их. Они непрерывно клевещут на нас, но Бог им судья. Но поскольку мы хорошо узнали (хотя и незаметно для вас) о вашем тщании в изучении Святого Писания, и что вы ищете истинного знания Бога, мы подумали, что вы, среди многих других, достойны внимания, и делаем это мы по воле Бога и по наущению Святого Духа.

Есть посреди земли гора, в самом центре мира, одновременно большая и малая. Она мягкая и в то же время сверх всякой меры тверда. Она далеко и под рукой и по Божьей воле невидима. В ней сокрыта большая часть сокровищ, которые мир не способен беречь. Завистливый дьявол, противостоящий славе Божьей и счастью человеческому, населил окрестности горы кровожадными животными и страшными птицами, так что подступы к этой горе неприступны. И пока время не подошло, путь к горе и не следовало искать. Но наконец появились достойные, которые должны найти его, и к этим достойным могут присоединиться все, чье старание и трудолюбие заслуживают этого звания.

Когда гора будет обнаружена вами, свершится первое чудо. Неистовый ветер потрясет гору и разнесет ее на мелкие кусочки. Вы будете окружены львами и драконами и другими ужасными хищниками, но не бойтесь их. Будьте решительны и не сворачивайте со своего пути, потому что ваш Проводник не позволит никакой опасности задеть вас. Сокровище еще не будет видно вам, но оно уже близко. После урагана произойдет землетрясение, которое поглотит те вещи, которые остались после урагана, и вместо горы окажется равнина. Знайте, что вы при этом останетесь целы.

После землетрясения будет великий огонь, который поглотит земной мусор и обнажит сокровище, но вы его не будете пока видеть. После всего этого наступит великая тишина и появится Дневная Звезда, и тогда вы узрите великое сокровище. Главной среди вещей будет возвышенная настойка, при помощи которой мир может быть обращен в чистое золото (если при этом вы свои деяния посвящаете Богу и сами достойны сокровищ).

С помощью этой настойки, как вам скажет ваш Проводник, старого можно сделать молодым, а также излечить все болезни. Посредством этой настойки вы можете найти жемчужину, равную которой невозможно представить. Но не будьте при этом самодовольны, а ограничьтесь тем, что даст вам Господь. Вознесите благодарность Богу за дары Его и делайте так, чтобы не использовать их в мирских целях. Используйте их так и радуйтесь им так, как будто у вас их нет. Ведите умеренный образ жизни и бегите от греховности жизни, а в противном случае Бог покинет вас и лишит вас этого счастья. А те, кто отступит от этого правила, потеряют все преимущества от этой настойки, и благодать никогда не возвратится к ним вновь».

Если инициации в Братство Розы и Креста, как в это верили трансценденталисты, указывавшие путь в невидимые миры, окружающие видимую вселенную, были возможными, то эта аллегория должна рассматриваться не только в свете ритуала посвящения, но и в свете алхимической формулы.

Как уже сказано, трудно говорить о какой-то единой и полной формуле для любой алхимической операции. Формула, представленная в этой главе, является одной из наиболее полных из доступных. Парацельс с успехом использовал процесс осаждения собранных в капле лучей и энергии небесных тел. Нужно непременно иметь в виду, что эти процессы могут быть осуществлены только теми, кто посвящен в секретное искусство.

"ИСТИННОЕ ОТКРОВЕНИЕ ПО ПОВОДУ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЛЕКАРСТВА, НАЗЫВАЕМОГО В ПРОСТОРЕЧИИ ФИЛОСОФСКИМ КАМНЕМ". "Составлено на смертном одре славным философом из Лейдена в 1662 году. Моему возлюбленному Кузену и Сыну от истинного герметического философа:

Дорогие любимые Кузен и Сын!

Хотя я поклялся не открывать никому секреты древних Веков, не в силах противостоять моей любви к вам я решил открыть их вам. И еще я думал о том, что жизнь коротка, а Искусство темно, и вы можете не достичь желанной цели, и поэтому я вручаю вам этот Божий дар, к которому надо относиться с христианским почтением. Но, Сын мой, драгоценный ка-

мень не может принадлежать свинье, и точно так же этот великий Божий дар ты должен бережно и заботливо хранить от недостойных. Объявив это, я провозглашаю свою волю. Заклинаю вас устами и руками:

1. Хранить этот секрет от злых, алчущих и преступных людей.

2. Не возвышать себя с помощью этого секрета.

3. Хотя вы ищете благосклонности Творца нашего и всех вещей, храните этот секрет так, чтобы Господь не имел причины быть недовольным вами в судный день. Я изложил в моем трактате ту часть Царства Небесного, с которой я сам собственными руками работал, и, лежа на смертном одре, я подписываюсь своей собственной кровью.

ПРОЦЕСС. Во Имя Бога бери чистейшую соль, морскую соль, которая сделана самим солнцем, соль, привезенную из Испании. (Я употребил соль, полученную от Святого Юбера). Поставь ее на медленный огонь, истолки ее камнем до пудры, чтобы она легче растворялась в воде из росы майской или июньской. Росу надо собирать при полнолунии и при восточном или юго-восточном ветре. Врой в землю палки в полтора фута и поставь на них тарелки из стекла, куда будет скапливаться роса, которую слей в специальный сосуд. Полнолуние является хорошим временем, а позднее время будет не совсем благоприятно ".

Солнечные лучи несут с собой солнечную серу - Божественный Огонь. Эти лучи кристаллизуются при контакте с лунными лучами. Солнечные лучи также встречаются с эманация-ми, исходящими от земной поверхности, и таким образом дальше кристаллизуются в частично осязаемую субстанцию, которая растворима в чистой воде. Эта субстанция есть "Магическая Гора Луны", о которой упоминается в письме R.C. Кристаллизация солнечных и лунных лучей в росной воде дает чистейшую землю - чистую, невидимую субстанцию, не зараженную материальной водой. Когда чистейшие земные кристаллы увлажняются, они становятся зелеными, а затем при просыхании белыми.

Фон Веллинг делает предположение об экстрагировании солнечной жизни из застойной воды, но не открывает название той сущности, которая при этом экстрагируется, а также различные процессы, через которые она должна пройти для того, чтобы очиститься и увеличиться в силе. Его намеки, однако, весьма ценны и необычны:

"Возьми мягкую чистую воду в большой бутыли, заполни ее на три четверти. Помести бутыль на солнце на несколько недель, пока вода не загниет и не появится осадка. Этот осадок, если его подвергнуть хорошей очистке, дает чистое огненное горящее масло, состав которого известен только мудрецам".

Философ из Лейдена продолжает: "Когда у тебя будет достаточно росы, храни ее так, чтобы ни один из духов ее не испарился, что может легко случиться. Поместите для этого ее в холодное место и запечатайте сосуд воском.

Теперь во Имя Господа возьми этой воды из росы столько, сколько надо, помести ее в чистый сосуд и затем раствори там соль, о которой я уже говорил, и добавляй ее до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Возьми такой воды сколько надо, я брал полтора фунта, и налей ее в сосуд с узким горлом, и замажь сосуд так, чтобы ни один из тонких и живых духов не испарился оттуда, потому что, если это случится, душа соли не воспарит и работа не придет к нужной цели. Подогревай эту воду на медленном огне сорок или пятьдесят дней, и состав будет становиться все чернее, что будет результатом разложения.

Как только вещество будет вынуто, его надо сразу высушить в подготовленной печи. Помести сосуд в другой сосуд для коагуляции содержимого, подогревая на медленном огне его в течение двенадцати или пятнадцати дней. Содержимое будет осаждаться на стенках сосуда в виде серой соли. Как только осадок появится, подогревать еще два дня, а потом начать осаждать. Затем вся процедура повторяется снова. При подогревании обрати внимание на то, чтобы не повредить сосуда, и кроме того, чтобы он был плотно закрыт деревянной или стеклянной пробкой так, чтобы жидкость не испарялась.

Когда состав станет черным, продолжай процесс его осаждения, и, когда он будет становиться серо-белым, подвергни его процессу разложения в третий раз, и осади в пятый раз, до тех пор пока вода не станет чистой, а при прокаливании состав не станет белым, как Снег. Когда это произойдет и Соль загустеет, ее надо расплавить на горячей серебряной тарелке, как воск. Теперь вместо Соляной Воды ты получишь Свежую всепроникающую Воду, которую философы называют по-разному, - это Ртуть для всех истинных Философов, Вода, из которой получаются Серебро и Золото, потому что, как говорят, ее отец - Золото, а мать - Серебро. Таким образом, силы обоих этих Светил соединяются в этой воде, наиболее истинной.

Рецепт. 5 капель воды принять внутрь для усиления понимания и памяти. При этом перед человеком раскрываются такие вещи, о которых он и не слыхивал и о которых я не смею писать, ибо в противном случае я нарушу клятву перед Богом. После принятия внутрь этой воды человек почувствует себя так, как будто все силы звезд и небесных тел вольются в него. Все Знания и все Искусства будут открыты ему, как во сне, но самое ценное из всего - это знание всех существ в их внутренней природе и истинное понимание Бога, нашего Творца, Небес и Земли, всех святых, потому что мудрость нашего источника живой Воды просветит вас, как Соломон просветил наше Братство .

В редком трактате "Соль, Сера и Ртуть" фон Веллинг раскрывает секрет, вообще-то не раскрываемый в алхимических сочинениях. Дело в том, что алхимики не только были заняты превращением металлов, но и имели законченную космологическую и философскую систему, основанную на Каббале.

Согласно фон Веллингу, универсальная соль (в растворе) есть лекарство от всех физических болезней людей. Она есть в каждом живом существе, но в некоторых из них она сохраняется лучше, чем в других. Особенно это справедливо относительно чистой земли, это универсальный растворитель, алкахест. Тот же самый автор говорит, что на первых стадиях приготовления соль лечит любую болезнь. Анонимный философ из Лейдена продолжает:

"А теперь ты готов, сын мой, продолжать работать с благословенной Водой для приготовления Настойки для Металлов:

Возьми во ИМЯ Господа от этой Райской Воды, или Божественной Воды Меркурия, столько, сколько надо, помести ее в сосуд и поставь на медленный огонь, и когда содержимое станет красным, это будет Золотом, а когда - белым, то это - Серебро, и процесс для обоих тот же самый. Возьми тончайший лист золота или серебра и бросай его кусочками в раствор, пока эти вещества не перестанут растворяться. Хранить раствор в таком состоянии четыре дня. Перелить содержимое в круглый сосуд и заполнить его на две трети, запечатать его герметически. Поставить сосуд на медленный огонь и держать сорок дней, пока золото и серебро не растворятся и раствор не будет полностью готов.

Философы говорят, что не может быть полного растворения тела без предварительного осаждения духа, потому что они перемешаны в нужной пропорции и телесная сущность приобретает духовную всепроникающую природу. С другой стороны, непостижимые духовные сущностные добродетели делаются телесными через огонь, потому что между ними существует родство, подобно тому, как небеса действуют до самых Глубин Земли и производят оттуда все сокровища и богатства всего Мира.

Admirandum Natura Operationem in Archidoxes Cognitam.

И с таким порошком ты можешь приступить к металлам. Возьми пять частей тончайшего Золота или Серебра и расплавь их на тигле. Заверни свое лекарство в воск, подогревай на сильном огне около часа, затем сними с огня тигель, прокали его, и затем положи одну часть содержимого на десять частей нечистых металлов. Они немедленно превратятся в благородные металлы, более чистые, чем можно получить из руды и плавки. Их сила и добродетель может быть усилена повторением процесса растворения и осаждения, причем на пятый раз на растворение полагается три дня, а на осаждение - двадцать четыре часа. Результатом будет чистейший Камень или красный горящий Уголь. Для праведной работы это станет, как очищающая молния.

Из последнего осадка возьми одну часть, смешай с пятью тысячами расплавленного серебра или золота как и прежде. Смесь превратится в такое же совершенное лекарство, и нечистые металлы превратятся в чистейшие золото и серебро. До этой стадии я доходил, но не дальше, потому что, если процесс продолжать дальше (шесть раз за двенадцать часов), состав становится столь тонким, что проходит через стекло, имея при этом невероятный Запах. Предостерегаю тебя от этого.

Можно много добавить об этом священном искусстве, а именно то, как приготавливать все виды драгоценных камней и другие восхитительные

вещи, но для этого потребовалась бы целая книга. Кроме того, это Искусство бесконечно, и его нельзя объять одним умом, и моя цель, возлюбленные мои кузен и сын, провести вас в тайны Природы и этой священной Науки, и она теперь выполнена".

В заключении послания говорится: "Приступая к работе, бойся Бога, люби соседа своего до глубины Души. Следуй инструкциям моим, и, когда ты будешь работать, многие из Братьев откроются тебе. Богом продиктованы строки мои, молитвами к Нему раскрыть тайны Природы и работой, которую я делал собственными руками, и результатами ее, которые я видел собственными глазами. И я подписываю этот Завет собственной кровью в последний день моей жизни. Лейден, 27 марта 1662 года".

Автор: Мэнли П. Холл
 
Алхимия

Читайте в рубрике «Алхимия»:

Теория и практика алхимии II