“еори€ и практика јлхимии I

ќбложка трактата по алхимии ќбложка трактата по алхимии

јлхими€, секретное искусство земли  ем, €вл€етс€ одной из двух древнейших известных миру наук. ƒругой такой наукой €вл€етс€ астрологи€. »стоки обеих наук восход€т к незапам€тным историческим временам. —огласно древнейшим летопис€м, алхими€ и астрологи€ считались такими науками, которые были открыты человеку с той целью, чтобы он смог вернуть свое утер€нное состо€ние. —огласно старым легендам, хранимым раввинами, ангел у ворот Ёдема посв€тил јдама в мистерии  аббалы и алхимии, обеща€, что, когда человеческа€ раса в совершенстве овладеет секретной мудростью, скрытой в этих божественных искусствах, прокл€тие запретного плода будет сн€то и человек снова сможет войти в —ад √осподень. “очно так же как человек облачаетс€ в "оде€ние из кож" (физическое тело) во врем€ своего падени€, так и эти св€щенные науки были даны ему в низших мирах воплощенными в плотные оболочки, сквозь которые их духовные трансцендентальные природы не могут больше себ€ про€вл€ть. ќни, следовательно, рассматривались как мертвые или утер€нные.

«емным телом алхимии €вл€етс€ хими€, и поэтому химики не понимают, что половина " ниги “ота" навечно скрыта за покрывалом »сиды, и пока они изучают только материальные элементы, они могут открыть только половину тайны. јстрологи€ кристаллизовалась в астрономию, чьи приверженцы использовали видени€ мудрецов древности, но исказили их символы, счита€ бессмысленными суевери€ми. “ем не менее интеллигенци€ современного мира не может проникнуть за покрывало, отдел€ющее видимое от невидимого, и единственный путь преодолени€ этого барьера - указанный ей путь ћистерий.

„то есть жизнь? „то такое разум? „то такое сила? “аковы проблемы, решению которых древние посв€щали свои храмы знаний.  то сказал, что они не ответили на эти вопросы? » кто мог бы пон€ть и распознать ответ, если он был дан? Ќе может ли быть так, что за символами алхимии и астрологии лежит скрыта€ мудрость, столь непон€тна€, что разум человечества не способен пон€ть ее принципов?

’алдеи, финикийцы и вавилон€не, как и многие древние восточные расы, были знакомы с принципами алхимии, котора€ практиковалась в √реции и –име и была высшей из наук в ≈гипте. " ем" было древним именем земли ≈гипта, а оба слова "алхими€" и "хими€" посто€нно напоминают о приоритете египт€н в научном познании. —огласно сохранившимс€ фрагментам сочинений мыслителей древних народов, алхими€ не была дл€ них спекул€тивным искусством. ќни подспудно верили в умножение металлов, и в силу многих фактов исследователи и материалисты должны быть более расположены к алхимическим теоремам. Ёволюционисты считают, что искусства и науки по€вились в результате развити€ интеллекта доисторического человека, в то врем€ как другие, придерживающиес€ трансцендентальной точки зрени€, предпочитают рассматривать их по€вление как пр€мое откровение Ѕога. Ѕыло предложено много интересных гипотез относительно происхождени€ алхимии. ќдна из них полагает, что алхими€ была открыта люд€м таинственным египетским полубогом √ермесом “рисмегистом. Ёто возвышенна€ личность, проступающа€ сквозь туман времени, несуща€ в руках бессмертный »зумруд, по мнению древних египт€н, €вл€етс€ автором всех наук и искусств. ¬ честь него все научное знание собирательно именуетс€ √ерметическими искусствами.  огда тело √ермеса было предано земле в ƒолине √ебра, божественный »зумруд был захоронен вместе с ним. „ерез много веков »зумруд был раскопан - по одной версии арабскими посв€щенными, а по другой версии јлександром ¬еликим, царем ћакедонским. — помощью могущества, присущего этому »зумруду, на котором были выгравированы таинственные письмена “рижды ¬еликого √ермеса (всего тринадцать предложений), јлександр завоевал весь известный тогда мир. Ќе сумев однако справитьс€ с собой, он потерпел в конце концов поражение. ¬опреки его власти и славе, јлександр был сломлен в разгар триумфа; сбылось предсказание говор€щих деревьев (ходили упорные слухи о том, что јлександр был инициированным высоких пор€дков и потерпел жизненную катастрофу из-за своей неспособности совладать с искушением обладать властью).

≈. инли, привод€ цитату из « осмодромиума» д-ра √обелина, рассказывает о случае с јлександром и говор€щими деревь€ми, с которыми царь ћакедонский столкнулс€ перед походом в »ндию: «ј теперь јлександр углубилс€ со своим войском в опасные земли: то ему приходилось преодолевать горные хребты, то он проходил через мрачные долины, где его войско подвергалось нападению змей и диких животных. Ќаконец через триста дней он подошел к прекрасной горе, на склонах которой грудами лежало золото. Ќа вершину горы вели две тыс€чи и п€тьдес€т ступенек, все из сапфира чистейшей воды, и около этой горы јлександр стал лагерем. ќднажды јлександр со своими ƒвенадцатью ѕринцами взошел по этим ступен€м на вершину √оры и обнаружил там прекрасный ƒворец с ƒвенадцатью ¬оротами и семьюдес€тью окнами из чистого золота. Ёто был дворец —олнца, а внутри него был ’рам из чистого золота. ѕеред воротами росли виноградные лозы, сплошь увешанные гроздь€ми карбункулов и жемчуга. јлександр и его спутники вошли во дворец и нашли там „еловека, лежащего на ложе из золота. „еловек был прекрасной внешности, а голова и борода его были белы, как снег. јлександр и его ѕринцы преклонили головы перед св€тым ћудрецом, который сказал такие слова: "јлександр, ты зришь сейчас то, что не зрил ни один смертный". Ќа что јлександр ответствовал: "ќ наисчастливейший мудрец, откуда ты знаешь мен€?" “от сказал: "≈ще до того, как волны ѕотопа накрыли землю, € уже знал заранее о твоих де€ни€х". » добавил: "’очешь ли ты предстать перед св€щенными

ƒеревь€ми —олнца и Ћуны, вещающими будущее всех вещей?" јлександр немедленно ответил: " онечно же, господин, мы уже давно жаждем сделать это..."

“огда ћудрец сказал: "—ними с себ€ кольца и другие украшени€, сбрось обувь и следуй за мной". » јлександр сделал все это, вз€л с собой трех ѕринцев, сказав остальным ждать его возвращени€, и последовал за ћудрецом. ¬скоре они подошли к ƒеревь€м —олнца и Ћуны. Ћисть€ ƒерева —олнца были из золота, а ƒерева Ћуны - из серебра. —ами деревь€ были громадными; по предложению ћудреца јлександр стал вопрошать ƒеревь€ о том, не следует ли ему вернутьс€ назад в ћакедонию. ƒеревь€ ответили: "Ќет", но сказали, что жить ему осталось еще год и восемь мес€цев, и умрет он от чаши с €дом. Ќа вопрос, кто принесет ему €д, он не получил ответа. ƒалее, ƒерево Ћуны предсказало, что его мать после позорной и преждевременной смерти долго будет лежать непогребенной и этим будет об€зана его сестрам» (см. " нига ≈ноха, ¬торой ѕосланник Ѕога").

ѕо всей веро€тности, так называемые говор€щие деревь€ были на самом деле досками с письменами на них, посредством которых говорили оракулы. ќдно врем€ книги, сделанные из дерева, назывались говор€щими деревь€ми . “рудность в распознавании истоков и происхождени€ алхимии усугубл€етс€ игнорированием погибшего материка јтлантиды. ¬елика€ јркана была наиболее драгоценным секретом жрецов јтлантиды.  огда земл€ јтласа погрузилась в воду, св€щенники ќгненных ћистерий принесли свои формулы в ≈гипет, где они оставались досто€нием мудрецов и философов целые века. ѕостепенно они перекочевали в ≈вропу, где эти секреты до сих пор хран€тс€ посв€щенными. “е, кто не согласен с легендой о √ермесе и его »зумрудной “абличке, говор€т о двух сотн€х ангелов, спустившихс€ на гору, согласно описанию ѕророка ≈ноха, как о первых учител€х в алхимических искусствах. “ак или иначе египетским жрецам выпало сохранить алхимию дл€ современного мира. ≈гипет из-за цвета земли в этой стране называлс€ черной империей и упоминалс€ в ¬етхом «авете как 'страна тьмы". Ќаверное, из-за своего возникновени€ в ≈гипте алхими€ стала называтьс€ черным искусством, но не в смысле дь€вольского зан€ти€, а в смысле мрака, которым были покрыты секретные процессы ее.

¬ средние века алхими€ была не только философией и наукой, но также и религией. “е, кто восставал против религиозных ограничений своего времени, скрывали свои философские учени€ под аллегорией получени€ золота. ѕри этом они сохран€ли свою личную свободу, и над ними чаще сме€лись, чем преследовали. јлхими€ была тройным искусством, и ее тайны символизировались треугольником. ≈е смыслом была тройка, умноженна€ на 3, - три элемента или процесса в трех мирах или сферах. 3, умноженное на 3, есть часть тайны 3 3 степеней ћасонства, потому что 33 есть 3, умноженное на 3, что представл€ет 9, число эзотерического человека и число эманации от корн€ Ѕожественного ƒерева. Ёто число миров, питаемых четырьм€ реками, вытекающими из Ѕожественных ”ст «аветными —ловами. ѕод слоем так называемого символизма алхимии скрываетс€ восхитительна€ концепци€, потому что за этим высме€нным и презираемым искусством - тройной ключ к воротам вечной жизни. ≈сли понимать, что алхими€ есть мистери€ трех миров - божественного, человеческого и стихийного, то становитс€ €сно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.

јлхими€ есть наука о приумножении и основываетс€ на естественном феномене роста. "Ќичто не получаетс€ из ничего" - это чрезвычайно древнее изречение. јлхими€ это не процесс получени€ чего-то из ничего. Ёто процесс увеличени€ и улучшени€ того, что уже существует. ≈сли бы философ утверждал, что человек может быть сделан из камн€, непросвещенный люд сразу бы воскликнул: "Ќевозможно!". “ем самым люди обнаружили бы свое невежество, потому что мудрым известно, что в каждом камне есть зародыш человека. ‘илософ также мог за€вить, что вселенна€ могла бы быть сделана из человеческого материала, и было бы глупостью объ€вл€ть это невозможным, поскольку это свидетельствовало бы о непонимании того, что человек есть сем€, из которого могла бы вырасти вс€ вселенна€.

Ѕог "внутри" и "снаружи" всех вещей. ¬ерховный про€вл€ет —еб€ через рост, направленный изнутри наружу, через борьбу за выражение и про€вление. –ост и умножение золота €вл€етс€ не большим чудом, чем произрастание из маленького семени куста, в тыс€чи раз большего этого семени. ≈сли это может случитьс€ с семенем растени€, то почему это не может случитьс€ с семенем золота, если посадить его в землю (в основные металлы) и питать искусственно, согласно секретным алхимическим рецептам?

јлхими€ учит, что Ѕог во всем, что ќн есть ”ниверсальный ƒух, про€вл€ющийс€ в бесконечном множестве форм. Ѕог есть духовное сем€, посаженное в темную землю (материальную вселенную). „ерез искусство алхимии возможно вырастить и умножить это сем€ так, что вс€ вселенска€ субстанци€ будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. ¬ духовной природе человека это называетс€ возрождением; в материальном теле элементов это называетс€ превращением. “очно так же, как это происходит в материальном и духовном мирах, это происходит и в интеллектуальном мире. »диот не может получить мудрость по той, причине, что в нем не было ее зародыша, но мудрость можно передать невежественному человеку, как бы он ни был несведущ, потому что в нем были посе€ны семена мудрости, которые могут быть взращены через искусство и культуру. ќтсюда, даже философ есть просто несведущий человек, в чьей природе обнаруживаетс€ проекци€ природы.

„ерез искусство (процесс обучени€) вс€ масса основных металлов (умственное тело невежества) была превращена в чистое золото (мудрость), потому что оно пронизано пониманием. “аким образом, если через веру и близость к Ѕогу сознание человека может быть превращено из основных животных желаний (представленных массой планетарных металлов) в чистое, золотое, богоподобное сознание, просвещенное и искупленное, и манифестаци€ Ѕога в нем от малой искры превращаетс€ в великое и славное Ѕытие; если основные металлы умственного невежества через процесс учени€ и старани€ могут быть превращены в трансцендентные гений и мудрость, так почему же процессы, осуществимые в этих двух мирах, не могут быть осуществлены в третьем мире? ≈сли духовные и умственные элементы вселенной могут быть приумножены в их выражении, тогда по закону аналогии материальные элементы вселенной также могут быть умножены, если при этом задействованы необходимые процессы.

“о, что истинно в высшем, истинно и в низшем. ≈сли алхими€ была великим духовным фактом, тогда она €вл€етс€ и великим материальным фактом. ≈сли она имела место во вселенной, тогда она должна иметь место "в человеке; если она имела место в человеке, она должна иметь место и в растени€х и минералах. ≈сли во вселенной растет хоть одна вещь, тогда во вселенной растет все. ≈сли может быть приумножена одна вещь, тогда могут быть приумножены все вещи, "потому что высшее согласуетс€ с низшим, а низшее согласуетс€ с высшим". Ќо точно так же как искупление души сокрыто ћистери€ми, так и секреты искуплени€ металлов скрыты, дабы они не попали в руки профанов и не были извращены.

≈сли кто-либо хотел выращивать металлы, он должен был изучить секреты металлов: он должен сначала пон€ть, что все металлы, подобно всем камн€м, растени€м, животным и вселенным, выращиваютс€ из семени и что это сем€ уже находитс€ в теле —убстанции (лоно Ќепорочной), потому что семена человека наход€тс€ во вселенной еще до рождени€ его (или до выращивани€ его), и точно так же как семена растений существуют все врем€, хот€ сами растени€ живут ограниченный срок, так и семена духовного золота и материального золота вечно присутствуют во всех вещах. ћеталлы выращиваютс€ веками, потому что жизнь передаетс€ им солнцем. ќни растут неощутимо, в форме маленьких кустов. ћетоды выращивани€ различаютс€ в зависимости от вида и величины металла.

ќдна из великих аксиом гласит: "¬о всем есть семена всего", хот€ в простых процессах ѕрироды они могут оставатьс€ скрытыми многие века или же растут чрезвычайно медленно. —ледовательно, кажда€ песчинка содержит не только семена драгоценных металлов и семена драгоценных камней, но и семена солнца, луны и звезд. “очно так же как природа человека отражает всю вселенную в миниатюре, так и кажда€ песчинка, кажда€ капл€ воды, кажда€ частичка космической пыли скрыты во всех част€х и элементах космоса в форме маленьких зародышей, столь малых, что даже самый мощный микроскоп не может распознать их. ¬ триллионы раз меньшие, чем ионы или электроны, эти семена, нераспознаваемые и непостижимые, ожидают своего времени, чтобы про€витьс€ и начать расти. (—равни с монадами Ћейбница).

≈сть два метода, посредством которых может быть обеспечен рост. ѕервый - ѕрирода, потому что ѕрирода €вл€етс€ алхимиком, достигающим кажущегос€ невозможным. ¬торой - это искусство, и посредством этого искусства результат достигаетс€ за сравнительно короткое врем€, тогда как ѕрироде дл€ этого требуетс€ бесконечно много времени. »стинный философ, жела€ осуществить ¬еликую –аботу, согласует свой метод с законами ѕрироды, осознава€, что искусство алхимии есть просто метод, скопированный у ѕрироды, но с помощью некоторых секретов формула в значительной степени укорачиваетс€, а процесс существенно интенсифицируетс€. ѕрирода дл€ достижени€ своих чудес должна работать либо экстенсивно, либо интенсивно. ѕримером экстенсивных процессов ѕрироды €вл€ютс€ миллионы лет отвердени€, которые €вл€ютс€ причиной превращени€ черного углерода в алмаз. »нтенсивным процессом €вл€етс€ искусство, которое €вл€етс€ верным слугой ѕрироды ( о чем говорил д-р ј. ƒи), дополн€€ каждый ее шаг и сотруднича€ с ней всеми возможными способами. "ѕоэтому в своей философской работе ѕрирода и »скусство должны любить друг друга так, чтобы »скусство не требовало того, что отрицает ѕрирода, а ѕрирода не отрицала того, что усовершенствовано »скусством. ѕотому что ѕрирода уступчива, она повинуетс€ каждому артисту, в то врем€ как служитель искусства помогает ей в своих трудах и никак не преп€тствует" (д-р ј. ƒи. "’имические собрани€").

ѕосредством этого искусства сем€, которое находитс€ внутри души камн€, может расти столь быстро, что в несколько мгновений из семени может вырасти большой алмаз. ≈сли бы семени алмаза не было в граните, мраморе и песке, из них никогда не могло бы вырасти алмаза. Ќо поскольку сем€ находитс€ во всех вещах, алмаз может вырасти из любой субстанции во вселенной. »з некоторых субстанций, однако, это чудо выполнить гораздо легче, потому что в них эти зародыши были уже давно оплодотворены и таким образом более подготовлены дл€ оживл€ющего процесса искусства. ѕодобным же образом, научить одних людей мудрости легче, нежели других, потому что в одних уже есть основание, на котором производитс€ работа, в то врем€ как у других мыслительные способности остаютс€ дремлющими.

јлхими€, таким образом, может считатьс€ искусством увеличени€ и приведени€ в совершенное состо€ние уже имеющихс€ процессов. ѕрирода может осуществл€ть желаемые ею цели, или же из-за разрушительного воздействи€ одного элемента на другой она может этого не делать. Ќо с помощью истинного искусства ѕрирода всегда достигает своих целей, потому что это искусство не подвержено ни трате времени зр€, ни вандализму стихийных реакций.

¬ своей книге "»стори€ химии" ƒжеймс Ѕраун так формулирует цели, которых хотели достичь алхимики:

"“аким образом, это было общей целью алхимиков - выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми ѕрирода работала внутри земли. —емь главных проблем занимали их внимание:

1. ѕриготовление сложного вещества, называемого Ёликсиром, универсальным лекарством или ‘илософским  амнем, который обладал свойством превращени€ основных металлов в золото и серебро и выполнени€ многих других великолепных операций...

2. —оздание гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. ѕриготовление универсального растворител€, который бы раствор€л любую субстанцию...

4. ѕалингенез, или восстановление растений из пепла. ≈сли бы они преуспели в этом, у них была бы надежда оживл€ть мертвых.

5. ѕриготовление spiritus mundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. »звлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций.

7. ѕриготовление aurum potabile, жидкого золота, совершеннейшего средства дл€ излечени€, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу"-

јлхимический символизм

¬ алхимии есть три символические субстанции: ртуть, сера и соль.   ним был добавлен четвертый таинственный источник жизни по имени јзот.  асательно трех первых субстанций фон ¬еллинг писал: "≈сть три основные химические субстанции, называемые философами солью, серой и ртутью, но которые никоим образом нельз€ путать с обычными солью, серой и ртутью, добытыми из земли или купленными у аптекар€. ¬се эти три субстанции имеют тройственную природу, потому что в каждой из них, как гласит тайное учение мудрецов, содержатс€ остальные две субстанции. “ело соли, следовательно, состоит из соли, ртути и серы, но при этом соль доминирует. ѕодобным же образом ртуть состоит из соли, ртути и серы с доминированием ртути. “о же относитс€ к сере. Ёти дев€ть сущностей - три, умноженное на три, - плюс јзот (таинственна€ универсальна€ жизненна€ сила) образуют число 10, св€щенную декаду ѕифагора. ќтносительно природы јзота существуют противоречивые мнени€. Ќекоторые считают его невидимым вечным огнем, другие - электричеством, а третьи надел€ют его магнитными свойствами. “рансценденталисты говор€т о нем как об астральном свете.

¬селенна€ окружена сферой звезд. «а ней находитс€ сфера Ўамаим, сфера Ѕожественной огненной воды, первого истока —лова Ѕога, пламенеющей реки, вытекающей из ¬ечности. Ўамаим, огненна€ андрогинна€ вода, раздел€етс€. ќгонь становитс€ солнечным огнем, а вода становитс€ лунной водой. Ўамаим есть универсальна€ ртуть, иногда называема€ јзотом, неизмеримый дух жизни. ƒуховный огонь первоначальной воды - Ўамаим - проходит через Ёдем (в переводе с иврита - пар) и становитс€ четырьм€ реками (элементами). ќбъединенные потоки образуют реку живой воды - јзот (огненна€ ртутна€ сущность), котора€ вытекает из трона Ѕога и јгнца. ¬ этом Ёдеме (парова€ или туманна€ сущность) есть духовна€ земл€ (непостижима€ и не-ощущаема€), или же пыль јфар, из которой Ѕог сделал Adam min Haadamah, духовное тело человека, которое должно иногда открыватьс€".

¬ другом месте фон ¬еллинг говорит, что материальна€ вселенна€ возникла, когда Ћюцифер, пыта€сь совершить космический алхимический эксперимент, неправильно использовал Ўамаим, или Ѕожественный огонь. ƒл€ того чтобы восстановить Ўамаим, извращенный Ћюцифером, и была образована эта вселенна€ как средство освобождени€ ее от темного облака, внутри которого она была заключена из-за ошибки Ћюцифера. Ёти утверждени€ €вно свидетельствуют о том, что ранние философы видели в Ѕиблии книгу химических и алхимических формул. Ёто обсто€тельство следует всегда иметь в виду. √оре тому исследователю, который понимает бессв€зные аллегории алхимиков буквально. “акой человек никогда не сможет войти в св€щенное обиталище истины. Ёлиас Ёшмо-ул в своем труде "’имический “еатр Ѕритании" таким образом описывает

методы, используемые алхимиками дл€ сокрыти€ своих истинных доктрин: "»х главнейшим зан€тием было облачение —екретов в оде€ни€ Ѕасен, и пр€дут они свои ‘антазии в “ени, чьи Ћучи идут во все стороны и все же встречаютс€ в ќбщем ÷ентре, и указывают на ќдну вещь".

“от факт, что —в€щенное ѕисание содержит скрытое знание, если его рассматривать аллегорически, €сно демонстрируетс€ притчей о царе —оломоне, его женах, наложницах и девах, опубликованной в "¬ основных фигурах –озенкрейцеров" ”олтона в 1785 году. ƒ-р ’артман, который перевел часть этой книги на английский €зык, говорил, что жены —оломона представл€ли искусство, наложницы - науки, девы - еще не открытые секреты природы. ѕо приказу цар€ девы должны были сн€ть свои покрывала, что означало, что посредством мудрости (—оломон) мистические искусства вынуждены были открыть свои скрытые части философу, в то врем€ как непосв€щенным видны только внешние одежды (такова мистери€ покрывала »сиды).

јлхимик должен вести свою работу одновременно в четырех мирах, если он хочет свершить Magnum Opus. “аблица, показывающа€ аналогии трех принципов в четырех мирах, может про€снить соотношени€ между ними. –анние мастера искусства алхимического символизма не стандартизировали термины и символы. ѕоэтому дл€ раскрыти€ их загадочных утверждений требуетс€ серьезное знакомство с предметом, соединенное с добротной интуицией. “реть€ и четверта€ рубрики таблицы имеют альтернативные прочтени€, возникающие из-за того, что некоторые авторы не проводили €сного различи€ между духом {spirit) и душой

{soul). —огласно —в€щенному ѕисанию, дух не разрушим, а душа разрушима. ясно, что они не €вл€ютс€ синонимами. ¬едь €сно утверждаетс€, что "душа согрешивша€ умрет", а "дух возвратитс€ к Ѕогу". ј вот сама таблица:

“ройные силы в четырех мирах

  ћиры ќтец —ын ћать
1. Ѕог  ќтец —ын —в€той дух
2. „еловек ƒух ƒуша “ело
3. Ёлементы ¬оздух ќгонь ¬ода
4. ’имические элементы –туть —ера —оль

јльтернативные прочтени€ в пунктах 3 и 4 таковы:

  ћиры ќтец —ын ћать
3. Ёлементы ќгонь ¬оздух  ¬ода
4. ’имические элементы —ера –туть —оль

ѕарацельс вслед за јристотелем прин€л другое построение, в котором три фазы “риединого Ѕога-опущены. ќн комбинирует только второй, третий и четвертый миры:

  ћиры ќтец —ын ћать
2. „еловек ƒух ƒуша “ело
3. Ёлементы ¬оздух ¬ода «емл€
4. ’имические элементы —ера –туть —оль

ќднако главное тут €сно: алхимические философы использовали символы соли, серы и ртути дл€ представлени€ не только химических элементов, но и дл€ духовных и невидимых принципов Ѕога, человека и ¬селенной. “ри субстанции (соль, сера и ртуть), существующие в четырех мирах, как показано в таблице, в сумме дают число 12. ѕоскольку 12 €вл€етс€ основанием ¬еликой –аботы, в ќткровении это число названо двенадцатью камн€ми в основании —в€щенного √орода. ¬ том же самом русле ѕифагор утверждал, что додекаэдр, двенадцатигранное симметричное геометрическое тело, был основанием вселенной. ј не могло ли быть св€зи между этим таинственным числом, а именно тройки, умноженной на четверку, и четырьм€ част€ми трех, которые в легенде о третьей степени ћасонства указывают на четыре положени€ херувима, со- г. “ри ¬еликих здани€, составленного из четырех ћастера частей?

—ледующа€ таблица показывает направлени€, по которым группы из трех (соль, сера и ртуть) шли на поиски ’ирама:

„етыре стороны ћироздани€ ¬осток ёг «апад —евер
Ќеподвижные знаки «одиака ¬одолей Ћев —корпион “елец
„асти ’ерувима „еловек Ћев ќрел Ѕык
„етыре времени года ¬есна Ћето ќсень «има
¬озраст человека ƒетство ёность «релость  —тарость
—тадии существовани€ –ождение –ост «релость –аспад
„асти человеческой конституции ƒух ƒуша ”м “ело
„етыре элемента ¬оздух ќгонь ¬ода «емл€

≈ще одна таблица должна представл€ть интерес дл€ исследовател€ ћасонства: она показывает соотношение между трем€ субстанци€ми: солью, серой и ртутью - и определенными символами, используемыми ћасона ми. Ёта таблица также имеет альтернативное прочтение, основанное на философских принципах, которые трудно, если это вообще возможно, разделить на хронологические пор€дки.

1. “ри света «вездный ќгонь —олнечный ќгонь Ћунный ќгонь
2. “ри ¬еликих ћастера ’ирам —оломон ’ирам из “ира
3. √еометрические тела —фера ѕирамида  уб
4. јлхимические субстанции –туть —ера —оль

јльтернативное прочтение второй строчки таблицы таково:

2. “ри великих мастера —оломон ’ирам ’ирам из “ира

јлхими€ €вл€етс€ продолжением ”ниверсальной ћистерии. ¬едь умер на кресте »исус, ’ирам на западных воротах ’рама, ќрфей на берегах реки √ебр, и ќсирис в гробе, приготовленном “ифо-ном. “очно так же в алхимии, пока не умрут элементы, –абота не может быть завершена. —тадии этого алхимического процесса могут быть прослежены в жизни и де€тельности практически всех мировых —пасителей и учителей человечества, а также мифологии многих народов. ¬едь сказано в Ѕиблии, что "пока человек не родитс€ вновь, не видать ему ÷арства Ѕожи€". ј в алхимии провозглашаетс€, что без разложени€ –абота не может быть выполнена. „то умирает на кресте, что хоронитс€ в гробницах ћистерий, и что умирает в ретортах и становитс€ черным при разложении? » что происходит в природе человека, если он может восстать снова, подобно фениксу, из своего пепла (caput mortuum)2.

–аствор в алхимической реторте, если его держать на огне достаточно долгое врем€, обращаетс€ в красный эликсир, который называетс€ универсальным лекарством. ќн напоминает огненную воду и светитс€ во тьме. ¬ ходе процесса он принимает разные цвета, из-за чего называетс€ павлином. ≈сли увеличение его силы зайдет слишком далеко, реторта с ним взорветс€ и вещество превратитс€ в пыль. Ёто часто случаетс€, и в этом состоит больша€ опасность при приготовлении из металлов лекарств дл€ людей. ≈сли раствор получилс€ слишком сильным, он будет просачиватьс€ через стекло, и невозможно будет никаким сосудом удержать его. ѕричина заключаетс€ в том, что это больше не субстанци€, а божественна€ сущность всепроникающей силы Ѕожества.  огда он правильно приготовлен, этот универсальный растворитель в жидкой форме будет раствор€ть все металлы. ¬ этом высоком состо€нии универсальна€ соль €вл€етс€ жидким огнем. Ёта соль раствор€ет определенное количество любого металла и проходит через последовательные стадии приготовлени€, в результате чего становитс€ лекарством дл€ превращени€ низших металлов.

"»стинный ѕуть ѕрироды", по √ермесу “рисмегисту, описанный истинным масоном I.C.H., так говорит об опасности усилени€ раствора: "Ќо это умножение не может продолжатьс€ бесконечно и достигает завершени€ на дев€том цикле.  огда смесь прогон€етс€ через весь процесс дев€ть раз, она не может быть расщеплена больше. ѕотому что, как только она получит даже небольшое количество материального огн€, она проходит через стекло, подобно маслу через бумагу".

Ќет никакого единообрази€ в терминологии при классификации процессов, через которые проход€т химические элементы при приготовлении герметических лекарств. ≈сли в "»стинном ѕути ѕрироды" отмечено семь стадий, то в "—ловаре √ерметических искусств" отмечено двенадцать. Ёти двенадцать стадий св€заны со знаками зодиака весьма любопытным образом.

  1. ќвен, ѕрокаливание.
  2. “елец, «атвердение.
  3. Ѕлизнецы, ‘иксаци€.
  4. –ак, –астворение.
  5. Ћев, ”своение
  6. ƒева, ƒистилл€ци€
  7. ¬есы, ¬озгонка.
  8. —корпион, –азделение.
  9. —трелец, —жигание.
  10.  озерог, ‘ерментаци€.
  11. ¬одолей, ѕриумножение.
  12. –ыбы, ѕроекци€.

Ёта таблица открывает большой простор дл€ спекул€ций, которые, если их совершать с умом, могут принести большую пользу. Ёти двенадцать шагов, ведущие к завершению ¬еликой –аботы, напоминают двенадцать степеней древних розенкрейцеровских ћистерий. ƒо некоторой степени розенкрейцерство было химически теологизировано и алхимически офилософлено. —огласно ћистери€м, человек получает искупление в результате его прохождени€ через двенадцать обителей неба. ƒвенадцать процессов, посредством которых может быть открыта "секретна€ сущность", напоминают о двенадцати —отоварищах-–емесленниках, которые были посланы искать убитого —троител€ ¬селенной, ”ниверсального ћеркури€.

—огласно —оломону “рисмозину, стадии, которые матери€ должна пройти дл€ достижени€ совершенства, раздел€ютс€ на двадцать две части, кажда€ из которых представлена соответствующим рисунком. ≈сть важна€ св€зь между двадцатью двум€ эмблемами “рисмозина, двадцатью двум€ главными картами “а-рот и двадцатью двум€ буквами еврейского алфавита. Ёти таинственные карты “арот сами по себе €вл€ютс€ алхимической формулой, если их правильно интерпретировать.  ак будто с целью привести доказательства теории средневековых философов, что царь —оломон был мастером алхимии, д-р ‘ранц ’артман заметил, что неверно пон€та€ многими и много раз злоупотребл€ема€ "ѕеснь ѕесней" €вл€етс€ на самом деле алхимической формулой. »сследователь натуральной философии незамедлительно поймет, что "черна€ дщерь »ерусалима" не человек, а материал, св€щенный дл€ мудрецов. ƒ-р ’артман пишет:«"ѕеснь ѕесней" —оломона в ¬етхом «авете есть описание процессов в јлхимии».

ћала€ частица ‘илософского  амн€, если ее бросить на поверхность воды, согласно фон ¬еллингу, начнет процесс повторени€ в миниатюре всей истории вселенной, потому что вещество, подобно ƒухам Ёлохим, движетс€ по поверхности вод. ¬ соответствии с утверждени€ми философов, миниатюрна€ вселенна€ на самом деле восстает из вод и плавает в воздухе, где она проходит процесс космического развити€ и наконец снова рассыпаетс€ в пыль. ¬озможно не только приготавливать лекарства дл€ металлов; возможно также приготавливать настойки дл€ минералов, посредством которых куски гранита и мрамора можно превращать в драгоценные камни.  роме того, камни низкого качества можно превращать в камни высокого качества.

 ак справедливо заметил один из великих алхимиков, поиск человеком золота часто приводит к неверным поступкам, потому что при этом алхимический процесс неправильно понимаетс€ как всецело материальный. Ћюди не понимают, что ‘илософское «олото, ‘илософский  амень, ‘илософское Ћекарство существуют в каждом из четырех возможных миров и что эксперимент не может быть завершен до тех пор, пока он не будет проведен во всех этих мирах по одной формуле. Ѕольше того, одна из составл€ющих частей алхимической формулы существует только внутри природы самого человека, и без нее химические субстанции не соедин€тс€, и если алхимик даже проведет всю свою жизнь в химических экспериментах, без этой составл€ющей он не придет к желаемому результату. √лавна€ причина того, почему ученые-материалисты не могут повторить достижений средневековых алхимиков, даже если они повтор€ют каждый шаг их точно и аккуратно, в том, что неуловимый элемент, который исходит от природы просвещенного и возрожденного алхимического философа, отсутствует в их экспериментах.

ѕо этому поводу д-р ‘ранц ’артман в сноске к своим переводам извлечений из ѕарацельса €сно выражает мнение современного исследовател€ алхимической мудрости: «я хотел бы предупредить читател€, который склонен следовать алхимическим предписани€м, не делать этого, если он не €вл€етс€ сам алхимиком, потому что, как € знаю из личного опыта, эти предписани€ не только аллегорически, но и буквально истинны, и если не иметь необходимой квалификации, это будет тратой времени и денег. „еловек, который хочет стать алхимиком, должен иметь в себе "магнезию", что означает магическую силу, котора€ прит€гивает и "сгущает' невидимые астральные элементы».

ѕри рассмотрении формул на следующих страницах нужно понимать, что никто не может успешно провести эксперимент, если сам не €вл€етс€ ћагом. ≈сли два человека, один инициированный и другой непросвещенный в высшем искусстве, начинают работать, пусть даже р€дом, использу€ одни и те же приборы, вещества и способы действи€, то инициированный сможет получить свое "золото", а непросвещенный - нет. ƒо тех пор, пока более высока€ алхими€ не свершитс€ сперва в душе человека, он не сможет выполнить меньшую алхимию в реторте. Ёто нерушимое правило, хот€ оно искусно скрыто в аллегори€х и эмблемах герметической философии. ƒо тех пор, пока человек не "родитс€ вновь", он не сможет завершить ¬еликую –аботу, и если исследователь алхимических формул будет помнить об этом, это избавит его от печали и разочарований. √оворить о той части ћистерии, где речь шла о секретном жизненном принципе внутри действительной природы человека, запрещено. ћастера искусства считали, что каждый сам дл€ себ€ открывает истины, и неверно было бы говорить об этом более пространно.

јвтор: ћэнли ѕ. ’олл
 
јлхими€

„итайте в рубрике «јлхими€»:

“еори€ и практика јлхимии I
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам