јлхими€ и ее представители

јлхимики јлхимики

¬озможно ли превращение основных металлов в золото? »ли же подобна€ иде€ может быть лишь предметом насмешек современного ученого мира? јлхими€ всегда была чем-то большим, нежели просто спекул€тивным искусством: она была также и оперативным искусством. —о времени бессмертного √ермеса алхимики утверждали, что они могут получить золото из олова, серебра, свинца и ртути, и утверждени€ эти не были лишены оснований. “рудно допустить, что созвездие блистательных умов, на прот€жении двух с лишним тыс€ч лет демонстрировавших здравый смысл и рациональный подход к множеству проблем философии и науки, полностью заблуждалось в вопросе о превращении металлов. Ќеразумно и предполагать, что сотни людей, которые видели и сами превращали одни металлы в другие, были все простофил€ми, обманщиками, идиотами и лгунами.

≈сли предположить, что алхимики были не в своем уме, тогда то же придетс€ сказать и о почти всех философах и ученых античности, а также средневековь€. »мператоры, знать, св€щенники и простолюдины были свидетел€ми реальных чудес превращени€ металлов. ѕринима€ во внимание существование свидетельств, любой человек, которого эти свидетельства не убеждают, должен пренебречь весьма важными доказательствами. ћногие великие алхимики и герметические философы занимают почетное место в «але —лавы, в то врем€ как их многочисленные критики всеми забыты. Ќевозможно перечислить всех искренних искателей истины и исследователей тайн ѕрироды, но дл€ знакомства читател€ с тем высшим типом интеллекта, который отваживалс€ проникать в этот темный предмет, достаточно назвать несколько имен.

—реди наиболее знаменитых мы встречаем имена “омаса Ќортона, »саака ’олланда, Ѕазил€ ¬алентина (предполагаемого открывател€ сурьмы), ∆ана де ћенга, –оджера Ѕэкона, јльберта ћагнуса,  ертана √ербера (араба, который своими сочинени€ми в значительной степени способствовал знакомству ≈вропы с алхимией), ѕарацельса, Ќикола€ ‘ламмел€, ƒжона ‘редерика √ельвеци€, –аймонда Ћулли€, јлександра —еттона, ћикаел€ —ендивога, графа Ѕернардо “ревизо, сэра ƒжорджа –ипли, ѕика де ћирандолы, ƒжона ƒи, √енри ’унрата, ћикаэл€ ћайера, “омаса ¬огэна, ».Ѕ.фон √ельмонта, ƒжона ’ейдона, Ћакариса, “омаса „арнока, —инези€ (епископа ѕтолеме€), ћоре, графа  алиостро и графа —ен-∆ермена. —уществуют легенды, что царь —оломон и ѕифагор были алхимики и что первый из них получал алхимическими средствами золото дл€ украшени€ собственного храма.

јльберт ѕайк принимает сторону алхимической философии, говор€, что золото герметических философов было реальностью. ќн писал: "√ерметическа€ наука, подобно всем реальным наукам, была математически доказательной. ≈е результаты, далее в материальной сфере, были такими же строгими, как решени€ уравнени€. √ерметическое золото - это не только истинна€ догма, —вет без “ени, »стина без примеси лжи, это также материальное золото, насто€щее, чистое, наиболее драгоценное, какое только можно найти в земных коп€х". “акова же и масонска€ точка зрени€.

”иль€м и ћари€ взошли на престол в јнглии в 1689 году, и в том же году алхимики буквально кишели в королевстве, потому что тотчас же был отменен јкт корол€ √енриха IV, провозглашавший приумножение металлов преступлением против короны. ¬ "—обрании алхимических рукописей" есть копи€ главы 30 из —вода законов, изданного ”иль€мом и ћарией в первый год их правлени€. јкт из главы читаетс€ следующим образом:

«—им јктом отмен€етс€ «акон, изданный на п€тый год правлени€ корол€ √енриха IV, усопшего корол€ јнглии, который среди прочих вещей гласил: "— сего времени никто не должен умножать «олото или —еребро и использовать умение в делании этих металлов, и тот, кто все-таки сделает это, потерпит наказание как уголовный преступник". ¬едь сей закон привел к тому, что многие искатели в ходе своих исследований, опытов и трудов, про€вив великое умение и совершенство в искусстве плавки и очищени€ металлов, улучша€ их и приумножа€ их и соответствующие руды, которых здесь изобилие, получили золото и серебро, но из-за страха наказани€, предписанного указанным законом, не посмели про€вить свое искусство полностью и демонстрировали его в иностранных государствах, чем нанесли ущерб и потери нашему государству. ѕосему »х ¬еличества, с совета и согласи€ Ћордов, ¬ладык духовных и земных, а также ѕалаты ќбщин, представленных в этом парламенте, постановили, что любое предложение из упом€нутого закона, каждое слово из него должно быть аннулировано, отменено и превращено в пустой звук. — сего времени все золото и серебро, полученное искусством плавки и очищени€ металлов и умножени€ металлов и руд, не должно быть использовано ни дл€ каких целей, кроме как дл€ увеличени€ денег, а местом дл€ их делани€ определить  оролевский монетный двор в “ауэре, в Ћондоне, где золоту и серебру будет даватьс€ истинна€ оценка и придаватьс€ предписанный вес с тем, чтобы ни в каком другом месте золото и серебро не могло бы быть пущенным в дело». ѕосле того как отмена закона сказалась благопри€тно на развитии алхимии, ”иль€м и ћари€ в дальнейшем поощр€ли развитие алхимических исследований.

ƒоктор ‘ранц ’артман собрал убедительные свидетельства того, что четверо алхимиков превращали основные металлы в золото и проделывали это не единожды. ќдно из свидетельств касаетс€ монаха јвгустинского ќрдена по имени ¬енцель «айлер, который открыл в своих исследовани€х в монастыре таинственный красноватый порошок. ¬ присутствии императора Ћеопольда I, корол€ √ермании, ¬енгрии и Ѕогемии, он превратил олово в золото. —реди других вещей, которые он проделывал, было погружение в этот порошок большой серебр€ной медали, котора€ при соприкосновении с превращающей в золото субстанцией обращалась частично в более драгоценный металл. ќстальна€ часть медали оставалась серебр€ной. ќтносительно этой медали доктор ’артман пишет:

"Ќаиболее неоспоримое свидетельство превращени€ основных металлов, могущее убедить вс€кого, лежит в ¬ене. Ёто медаль из императорских сокровищ, и говор€т, часть ее, состо€ща€ из золота, была сделана таковой алхимическими средствами тем самым ¬енцелем «айлером, который впоследствии был посв€щен в рыцари императором Ћеопольдом I и которому был дарован титул ¬енцеслауса –иттера фон –айнбурга" ("¬ пронаусах ’рама ћудрости").

Ќедостаток места не позвол€ет обсто€тельно обсудить достижени€ алхимиков.  раткие очерки жизни четырех из них должны показать общие принципы, которыми они руководствовались, методы, которыми они добывали свое знание, и применени€, которые они находили дл€ него. Ёти четыре человека были ¬еликими ћастерами своей секретной науки, и истории их поисков и борений, запечатленные их собственным пером, а также их современниками, €вл€ютс€ столь же занимательными, как и выдуманные рассказы.

ѕарацельс √огенгейм

Ќаиболее знаменитым из алхимиков и герметических философов был ‘илипп јврелий “еофраст Ѕомбаст фон √огенгейм. Ётот человек, известный под именем ѕарацельса, как-то за€вил, что все врачи ≈вропы отвернутс€ от других школ и последуют ему, почита€ его выше всех других лекарей. ќбщеприн€той датой рождени€ ѕарацельса считаетс€ 17 декабр€ 1493 года. ќн был единственным ребенком в семье. ≈го мать и отец интересовались медициной и химией, ќтец его был врачом, а мать руководила лечебницей. ≈ще будучи молодым, ѕарацельс сильно заинтересовалс€ сочинени€ми »саака √олландца и решил реформировать медицинскую науку своего времени.

ƒвадцатилетним юношей он отправилс€ в путешестви€, продолжавшиес€ двенадцать лет. ќн посетил многие европейские страны, включа€ –оссию. ¬полне веро€тно, что он проник даже в јзию. ¬  онстантинополе арабскими адептами ему были доверены знани€ великих секретов герметических искусств. «нание о ѕриродных духах и обитател€х невидимых миров он, веро€тно, получил от индийских браминов, с которыми вошел в контакт либо непосредственно, либо через их учеников. ќн стал военным лекарем, и его умение принесло ему огромную известность.

ѕо возвращении в √ерманию он начал давно задуманную им реформацию медицинских искусств и наук. Ќа каждом шагу он встречал сопротивление и подвергалс€ жестокой критике. ≈го необузданный темперамент и €ркие личностные качества, несомненно, навлекли на него много нападок, которых он мог избежать, будь он хоть немного осторожней. ќн резко критиковал аптекарей за то, что те неправильно приготавливают лекарства и не учитывают нужды своих пациентов, забот€сь только о своих доходах.

«амечательные успехи ѕарацельса в лечении болезней заставили его врагов ненавидеть его еще больше, потому что они не могли повторить творимые им чудеса. ѕарацельс лечил не только обычные болезни, но и такие, как проказа, холера и рак. ≈го друзь€ говорили про него, что он мертвого поднимает с постели. ≈го системы лечени€ были столь еретическими, что медленно, но верно его противники вытесн€ли ѕарацельса с обжитого места и заставл€ли искать убежища в новом, где он не был известен.

ќтносительно личности ѕарацельса существует много противоречивых слухов. Ќесомненно, что он был вспыльчив. ќн ненавидел врачей и женщин, увлечение которыми почитал за помешательство и дл€ которых он находил только оскорбительные слова. Ќасколько известно, у него никогда не было любовного увлечени€. ≈го особенна€ внешность и неумеренный образ жизни всегда использовались его врагами. ћногие считали, что физическа€ ненормальность была причиной его озлоблени€ против общества, озлоблени€, которое он пронес через всю свою бурную жизнь.

Ќеумеренность, которую ему приписывали, навлекала на него много непри€тностей. √оворили, что, даже в то врем€ когда он был профессором в Ѕазеле, его мало кто видел трезвым. Ќо тогда каким же образом ѕарацельсу давалась поразительна€ €сность ума, которой он был отмечен все врем€? ќгромное число трудов, им написанных (страсбургское издание его работ содержит три тома, по нескольку сотен страниц каждый), весьма сильно противоречит сказкам о злоупотреблении им алкоголем.

Ќет никаких сомнений, что многие из пороков, ему приписываемых, были выдуманы его врагами, которые не ограничились наймом убийц и сделали все возможное, чтобы запачкать его пам€ть, пам€ть павшего в результате их мести. ќбсто€тельства смерти ѕарацельса не €сны, но наиболее правдоподобной версией €вл€етс€ така€: он погиб в драке с убийцами, нан€тыми его врагами, желавшими избавитьс€ от своего соперника.

–укописей, написанных рукой ѕарацельса, осталось мало, потому что большинство своих работ он диктовал своим ученикам, которые их и записывали. ѕрофессор —тэнфордского университета ƒжон —тильман так воздает пам€ти ѕарацельса: " аково бы ни было окончательное суждение о роли ѕарацельса в становлении медицинской теории и практики, нужно признать, что он ознаменовал свою карьеру в Ѕазеле рвением и уверенностью, свойственной тем, кто полагает себ€ вдохновленным великой истиной и кому суждено внести огромный вклад в теорию и практику медицины. ѕо природе своей ѕарацельс был острым наблюдателем, хот€ не был особенно критичен в анализе своих наблюдений. ѕарацельс был независимым мыслителем, полагавшимс€ только на себ€, хот€ многие расход€тс€ по поводу оригинальности его мыслей. ќднажды прид€ к определенному мнению, какие бы вли€ни€ он при этом ни испытывал, ѕарацельс отверг св€щенные авторитеты јристотел€, √алена и јвиценны. ƒалее, обнаружив, что у него есть удовлетворительна€ замена древним догмам в рамках его собственной версии неоплатонической философии, ѕарацельс, не колебл€сь, сжег за собой мосты.

ѕорвав с доминировавшими в его врем€ иде€ми √алена, он стал учить, что основанием медицинской науки будущего станут изучение природы, наблюдение пациента, эксперимент и опыт, но не непогрешимые догмы давно умерших авторов.  онечно, в гордости и самонаде€нности молодого энтузиазма ѕарацельс не сумел правильно оценить чудовищную силу консерватизма, против которого он направл€л свои нападки. Ёту силу ему пришлось ощутить на себе в Ѕазеле. Ќачина€ с этого времени, он снова стал странником, то в полной нищете, то в относительном комфорте, но все более разочарованным в немедленном успехе своей кампании, хот€ он никогда не сомневалс€ в окончательном успехе. ќн верил, что силы природы заодно с его новыми теори€ми, практические успехи €вл€ютс€ выражением воли Ѕога и рано или поздно они должны победить".

Ётот странный человек, неверо€тно противоречивый, своим изумительным гением сверкал, подобно звезде, сквозь философскую и научную тьму средневековой ≈вропы, бор€сь с ревностью своих коллег и с собственной вспыльчивостью, бор€сь за благо дл€ многих против господства меньшинства. ќн был первым человеком, который писал научные книги на €зыке обычных людей, чтобы те могли читать их.

ƒаже после смерти ѕарацельсу не было поко€. —нова и снова его кости выкапывали и переносили в другое место. Ќа мраморном камне на его могиле начертано: "«десь похоронен ‘илипп “еофраст, знаменитый ƒоктор ћедицины, который лечил –аны, ѕроказу, ѕодагру, ¬од€нку и другие неизлечимые Ѕолезни “ела, обладал ¬олшебным «нанием и раздавал добро Ѕедным. ¬ год 15 41 на 2 4 день сент€бр€ он сменил ∆изнь на —мерть. Ќа ¬ечный ѕокой".

ј.ћ.—тоддарт в своей книге "∆изнь ѕарацельса" говорит о замечательных про€влени€х любви, с которой люди относились к великому врачу. ќн пишет: «ƒо нынешних дней бедные мол€тс€ у его могилы. ѕам€ть √огенгейма "цветет в пыли" до св€тости, потому что бедные канонизировали его.  огда «альцбургу угрожала холера в 1 8 3 0 году, люди совершили паломничество к его могиле и молили отвести беду от их домов. —мертельный бич обошел их и обрушилс€ на √ерманию и остальную јвстрию». √оворили, что учителем ѕарацельса был таинственный алхимик по имени —оломон “рисмозин. ќ нем ничего практически не известно, за исключением того, что после многих лет странствий и поисков он нашел формулу превращени€ металлов и сделал огромное количество золота. ѕрекрасна€ рукопись этого автора, датированна€ 1582 годом и называема€ "¬еликолепное солнце", находитс€ в Ѕританском музее. ѕо слухам, “рисмозин жил 150 лет благодар€ своим алхимическим знани€м. ќчень примечательное утверждение по€вл€етс€ в его работе "јлхимические блуждани€", где он рассказывает о поисках ‘илософского  амн€: "»сследуй, что можешь, и то, что ты можешь, €вл€етс€ частью того, что ты знаешь, и вот это-то ты действительно умеешь. “о, что вне теб€, также и внутри теб€. “ак написал “рисмозин".

–аймонд Ћуллий

Ётот самый знаменитый из испанских алхимиков родилс€ в 1 235 году. ≈го отец был сенешалем при якове I јрагонском, и молодой –аймонд провел свою молодость при дворе, окруженный атмосферой искушений и распутства, которые в изобилии вод€тс€ в таких местах. ѕозднее он был назначен на должность, освобожденную его отцом. ”дачна€ женитьба укрепила финансовое положение –аймонда, и он стал жить жизнью знатного человека.

ќдной из красивейших женщин при јрагонском дворе была донна јмбрози€ Ёлеанора ди  астелло, чь€ добродетель и красота делали ее весьма известной. ¬ то врем€ она была замужем и не очень-то обрадовалась, когда узнала, что юный –аймонд влюбилс€ в нее. –аймонд следовал за ней повсюду, и однажды, по какому-то пуст€чному поводу он написал любовные стишки, ей посв€щенные, которые, однако, произвели действие, обратное тому, на которое он рассчитывал. ќн получил письмо, в котором приглашалс€ к даме. ќн с готовностью ответил на приглашение. ќна сказала ему, что было бы только справедливо, если бы он знал больше о красоте, которую описал в своей поэме, и, приоткрыв одежды, показала ему часть тела, практически съеденную раком. –аймонд никогда не смог оправитьс€ от потр€сени€, которое перевернуло всю его жизнь. ќн оставил фривольную жизнь двора и удалилс€, став отшельником.

ѕровед€ некоторое врем€ в пока€ни€х за смертные грехи, –аймонд имел однажды видение, в котором ’ристос сказал ему, чтобы –аймонд следовал пути, указанному ему Ѕогом. Ќисколько не колебл€сь, –аймонд раздал свое имущество родственникам и уединилс€ в хижине на склоне холма, где посв€тил себ€ изучению арабского €зыка, чтобы обращать в истинную веру неверных. ѕосле шести лет уединени€ у него случилс€ инцидент со слугой-мусульманином, который, узнав о том, что его хоз€ин намереваетс€ нападать на веру его народа, вонзил нож в спину хоз€ина. –аймонд отказалс€ от преследовани€ слуги, которому грозила смертна€ казнь, но позднее этот человек повесилс€ сам, будучи в тюрьме.

 огда –аймонд выздоровел после покушени€, он стал учителем арабского €зыка и преподавал его тем, кто хотел совершить паломничество в —в€тую «емлю. “аким вот образом он познакомилс€ с јрнольдом из ¬илла Ќовы, который научил его основам алхимии. ѕродолжа€ исследовани€, –аймонд открыл секреты превращени€ металлов и их приумножени€. ≈го жизнь странника устраивала его, но однажды в “унисе он вступил в спор с мусульманскими теологами и чуть не был убит. ≈му приказали немедленно оставить страну и никогда не возвращатьс€ в нее под страхом смерти. Ќесмотр€ на эти угрозы, он второй раз посетил “унис, но его, вместо того, чтобы убить, переправили в »талию.

јнонимна€ стать€, по€вивша€с€ в журнале "ћир домашнего хоз€йства", номер 2 7 3, под редакцией „арльза ƒиккенса, проливает свет на алхимические способности Ћулли€. «¬о врем€ пребывани€ в ¬ене он (Ћуллий) получил льст€щее ему письмо от Ёдуарда II, корол€ јнглии, и от –оберта Ѕрюса, корол€ Ўотландии, приглашавших его посетить их. ќн, конечно, в своих путешестви€х встречалс€ с ƒжоном  ремером, аббатом ¬естминстера, с которым у него сложились весьма тесные дружеские отношени€, и это сыграло большую роль в согласии Ћулли€ посетить јнглию, нежели приглашение корол€. (“рактат, написанный ƒжоном  ремером, есть в √ерметическом ћузее, но в анналах ¬естминстерского аббатства нет никого под таким именем). ”  ремера было жгучее желание овладеть последним великим секретом алхимии - создать порошок дл€ превращени€ металлов, но –аймонд, несмотр€ на всю дружбу с ним, так и не раскрыл секрета.  ремер, однако, был весьма хитер и быстро узнал, что милым сердцу –аймонда предметом разговора было обращение неверных.  ремер рассказывал королю восхитительные истории о том, как Ћуллий делает золото; он расхваливал –аймонда с надеждой, что король Ёдуард, как все крестоносцы, легко пойдет на неверных, если у него по€в€тс€ средства.

–аймонд столь часто обращалс€ к корол€м и папам, что потер€л вс€кую веру в них; тем не менее его последней надеждой был визит в јнглию, где он был гостем своего друга  ре-мера в аббатстве.  ремер окружил Ћулли€ большим почетом, и, наконец, тот посв€тил его в тайну порошка, секрет, столь долго выпытываемый  ремером.  огда порошок был доведен до кондиции,  ремер представил –аймонда королю; король прин€л –аймонда как человека, который может сделать его безмерно богатым. –аймонд поставил два услови€: золото не должно использоватьс€ дл€ роскоши двора или дл€ ведени€ войны с христианскими корол€ми и Ёдуард должен лично идти походом на неверных. Ёдуард обещал все и вс€.

–аймонду были предоставлены помещени€ в “ауэре, и, как гласит легенда, он превратил п€тьдес€т тыс€ч фунтов ртути, свинца и олова в чистое золото, которое было превращено в монеты, в шесть миллионов ноблей, каждый из которых по нынешним деньгам стоил три фунта стерлингов. √овор€т, что некоторые отчеканенные из этого золота монеты можно до сих пор найти в музе€х и антикварных коллекци€х. (’от€ выдвигались многочисленные версии в опровержение этой легенды, нельз€ сказать, что хот€ бы одна из них стала общеприн€той.) –оберту Ѕрюсу –аймонд послал маленькую работу, названную "ќб искусстве превращени€ металлов". ƒоктор Ёдмунд ƒикенсон рассказывает о том, что когда помещени€, занимавшиес€ в свое врем€ –аймондом в “ауэре, были снесены, рабочие обнаружили там порошок, с помощью которого многие из них обогатились.

¬о врем€ пребывани€ в јнглии Ћул-лий подружилс€ с –оджером Ѕэконом.  ороль Ёдуард и не думал идти крестовым походом на неверных. –оскошные помещени€ –аймонда в “ауэре были почетной тюрьмой, и –аймонд вскоре почувствовал, каковы дела на самом деле. ќн провозгласил, что Ёдуарда ждут несчасть€ и неудачи из-за его слабой веры. ќн ускользнул из јнглии в 1 3 15 году и предприн€л еще одну попытку проповедовать среди неверных.   тому времени он был очень стар, и никто из его друзей не наде€лс€ снова увидеть его живым.

ќн оказалс€ сначала в ≈гипте, затем в »ерусалиме, а потом в третий раз в “унисе. «десь он наконец прин€л мученичество, на которое столько раз отваживалс€. “олпа напала на него и забросала камн€ми.  акие-то купцы подобрали тело, в котором еще теплилась жизнь. ќни перенесли его на корабль, но, когда мор€ки проходили ћайорку, Ћуллий умер, что было 28 июн€ 1315 года. ќн был похоронен с большими почест€ми в семейном склепе в церкви —в. ”льма.

Ќикола ‘ламмель

¬о второй половине XIV века в ѕариже жил один человек, занимавшийс€ подготовкой документов и вс€кого рода бумажных дел, а также коллекционированием рукописей. Ќикола ‘ламмелю мир об€зан знанием о замечательной книге, которую тот купил в букинистической лавке. »стори€ этого замечательного документа, названного " нигой јвраама ≈вре€", лучше всего передана его собственными словами в книге "»ероглифические фигуры":

«—им €, Ќикола ‘ламмель, нотариус, после болезни моих родителей зарабатывающий искусством переписывани€ документов, подведени€ счетов, деланием описей, внезапно за два флорина приобрел книгу, очень большую и древнюю. ќна была не из бумаги и не из пергамента, как другие книги, а из коры молодых деревьев.

ќбложка ее была покрыта медью, украшенной вс€ческими символами, буквами и странными фигурами, полагаю, что это, должно быть, были греческие буквы или же буквы какого-то древнего €зыка. я уверен в этом. я не мог прочесть их, но € хорошо знаю, что это были не латинский и галльский €зыки, о которых мы тоже мало знаем.

¬нутри книги были аккуратно выписанные кончиком пера из железа и раскрашенные латинские буквы. ¬ ней было три раза по семь листов. ѕерва€ семерка заканчивалась картиной с изображением девы, проглатываемой змеем. ¬тора€ семерка - картиной с изображением расп€того зме€, и последн€€ семерка - картиной с изображением пустыни, в середине которой бьют источники, откуда выползают змеи, снующие взад и вперед. Ќа первом листке было написано заглавными золотыми буквами "јвраам ≈врей, ѕринц, —в€щенник, Ћевит, јстролог и ‘илософ, к еврейскому народу, Ѕожьим гневом рассе€нному среди √аллов". ѕосле этого идут прокл€ти€ (со словом ћараната, которое часто повтор€етс€ здесь) каждому человеку, который кинет на книгу взгл€д, если он не жрец или переписчик книг.

“от, кто продал мне книгу, не знал, чего она стоит, как, впрочем, и € в момент покупки. я полагаю, что она была украдена или отн€та у бедных евреев или же найдена в местах, где они раньше жили. Ќа втором листе автор утешает свой народ, совету€ ему избегать пороков и идолопоклонства и терпеливо ожидать пришестви€ ћессии, который покорит всех царей земли и будет править —воим народом вечно во славе. Ѕез сомнени€, автор был очень мудрым человеком.

Ќа третьем листке, после советов, как платить дань римским императорам, и прочих вещей, на которых € не останавливаюсь, следует описание в самых общих словах процесса превращени€ металлов; он разукрасил нарисованные по обе стороны листа сосуды разными цветами, оставив незакрашенным только один агент, о котором он не говорил ни слова, и только на п€том и четвертом листах он разукрасил эту фигуру тщательно и с огромным трудолюбием и умением, но ни один человек не может пон€ть эту фигуру, если он не искушен в  аббале, не овладел традицией и не изучал их св€щенные книги.

Ќа четвертом и п€том листах нет никакого текста, а только красивые, отлично исполненные фигуры. —начала идет фигура молодого человека с крылышками на щиколотках, держащего в руках  адуцей, жезл, перевитый двум€ зме€ми, которым он бьет по шлему, покрывающему его голову. ѕо моему малому разумению, это ћеркурий, бог €зычников; напротив него бежит и летит на крыль€х огромный старик, а на голове у него песочные часы, и в руке у него книга (или коса), которой он €ростно хочет отрубить ноги ћеркурию. — другой стороны четвертого листа нарисован цветок на вершине горы, т€жко сотр€саемой северным ветром. —тебель цветка синего цвета, сам цветок белого цвета, листь€ золотого цвета: вокруг цветка в изобилии вод€тс€ драконы и грифоны —евера.

Ќа п€том листе изображена роза, растуща€ посреди сада, обвивающа€ дуплистый дуб. ” подножи€ дуба течет ручей чистой воды, который исчезает в глубине земли, но сначала все-таки проходит через руки бесчисленного количества людей, которые роют землю в поисках воды, потому

что они слепы, но не знают об этом, за исключением одного важного человека. ¬ конце п€того листа изображен царь, наблюдающий, как солдаты убивают детей, матери которых тщетно мол€т солдат пощадить их.  ровь детей собираетс€ солдатами в огромную чашу, в которой производ€т омовени€ солнце и луна.

я не хочу говорить вам о том, что было написано на хорошем латинском €зыке на следующих страницах, потому что Ѕог наказал бы мен€, если бы € свершил великое зло, сделав так, чтобы весь род людской имел одну голову, которую бы можно было снести одним ударом. –асполага€ этой книгой, день и ночь € ничего не мог делать, кроме как читать ее, мало что понима€ в операци€х, которые там были изображены. Ќо поскольку € не знал, с чего € должен начать изучение книги, € впал в т€желое состо€ние духа, издавал непрерывные вздохи. ћо€ жена ѕеренелла, которую € люблю, как себ€, утешала мен€ и искренне спрашивала, не может ли она чем-нибудь отвлечь мен€ от этой печали. я не мог удержатьс€ и показал ей книгу, и как только она увидела ее, она влюбилась в нее, подобно мне, с удовольствием и наслаждением поглажива€ ее волшебный переплет, рассматрива€ гравюры и так же мало понима€, как и €. » все-таки дл€ мен€ было большим облегчением говорить с ней и обсуждать значение символов книги».

Ќикола ‘ламмель провел много лет, изуча€ таинственную книгу. ќн даже разрисовал стены своего дома картинами из книги, сделал множество копий картинок и показывал их многим ученым люд€м, с которыми заводил дружбу, но никто из них не мог объ€снить ему значение символов. Ќаконец он решил спросить у адепта, или мудрого человека, и после многих странствий и поисков он встретил врача по имени ћастер  ан-чес, который тут же заинтересовалс€ диаграммами и попросил посмотреть на книгу. ѕо дороге в ѕариж они разговорились, и врач объ€снил ему многие принципы иероглифики, но по дороге ћастер  анчес заболел и умер. ‘ламмель похоронил его в ќрлеане, но размышл€€ непрерывно о той информации, которую получил от врача, он сумел с помощью своей жены разработать формулу превращени€ основных металлов в золото. ќн с пребольшим успехом выполн€л много раз подобные эксперименты. Ќезадолго до смерти он позволил изобразить некоторые из этих иероглифических фигур на арках церковного двора ÷еркви Ќевинных в ѕариже. ¬ этих фигурах он скрыл всю формулу, котора€ открылась ему в " ниге јвраама ≈вре€".

√раф Ѕернард “ревизо

»з тех, кто занималс€ поисками Ёликсира ∆изни и ‘илософского  амн€, мало кто прошел через цепь таких разочарований, какие выпали на долю графа Ѕернарда “ревизо, родившегос€ в ѕадуе в 1406 году и умершего в 1490 году. ≈го поиски ‘илософского  амн€ и секретов превращени€ металлов начались, когда ему было 14 лет. Ќа свои поиски он потратил не только свою жизнь, но и состо€ние. √раф Ѕернард переходил от одного алхимика и философа к другому.  аждый из них развивал перед ним маленькую теорему, которую граф охотно принимал и экспериментировал с нею, но всегда без особого успеха. ¬ семье его считали сумасшедшим и говорили, что он позорит их дом своими экспериментами, быстро истощавшими состо€ние.

ќн путешествовал по многим странам, наде€сь, что в отдаленных кра€х земли сможет найти мудрых людей, способных ему помочь. Ќаконец, когда ему исполнилось семьдес€т шесть лет, он был вознагражден успехом. ≈му были открыты великие секреты Ёликсира ∆изни, ‘илософского  амн€ и превращени€ металлов. ќн написал небольшую книгу, в которой были изложены результаты его трудов, и, хот€ ему осталось жить лишь несколько лет, он, раду€сь плодам своего открыти€, был весьма удовлетворен: найденные им сокровища -были достойны того, чтобы потратить всю жизнь на их поиски. ¬ истории алхимических поисков никогда не было другого такого терпеливого и стойкого ученика ¬еликой “айны.

Ѕернард за€вл€л, что процесс растворени€, осуществл€емый не с помощью огн€, а с помощью ртути, €вл€етс€ высшим алхимическим секретом.

јвтор: ћэнли ѕ. ’олл
 
јлхими€

„итайте в рубрике «јлхими€»:

јлхими€ и ее представители
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам