√реки и варвары

ƒельфийский оракул ƒельфийский оракул

¬згл€ды и достижени€ древних греков составл€ют неотъемлемую часть нашей культуры (€ имею в виду культуру христианскую или западную), а потому всем хорошо знакомы. ѕоэтому мы не будем вдаватьс€ в общеизвестные подробности, а оп€ть-таки попробуем выделить основные черты греческой эзотерической мысли.

¬ конце эры ќвна, а точнее, в период становлени€ мiровых религий и философий — VI-IV вв. до н.э. — греки поклон€лись обширному пантеону космических и иных богов, духов или героев, у которых были свои жрецы и храмы или алтари, св€щенные рощи, ручьи и реки.

Ѕыли у них, естественно, также вс€ческие нимфы, на€ды и дриады, по сути те же винти и аку-аку (см. Ёкзотические культуры).

” богов просили заступничества и спрашивали совета. ƒл€ этого приходили в храм, вносили положенную плату, и через некоторое врем€ жрец или жрица сообщали ответ. “акой храм, а также ответ бога называлс€ "оракулом" (лат. oraculum, "кратка€ молитва"), по-гречески mantyon, отсюда мантика — "гадание".

√адали также по полету и крику вещих птиц, по внутренност€м жертвенных животных, по петуху или курице, по воде, по вину, по воску, по встретившимс€ на пути люд€м или животным... ћногие из этих видов гадани€ через ¬изантию распространились потом в странах ≈вропы, в том числе в –оссии.

— началом персидских войн в √рецию проникли астрологи€ и хироманти€, маги€ и демонологи€. Ўироко были распространены приворотные зель€, любовна€ ворожба и т.п. √реческие врачи при лечении болезней прибегали к заклинани€м. Ћечили больных в храме, где приносили жертву, чтобы больной выздоровел.

 л€тва √иппократа — классический обет мага: кл€нусь делать все, что только в моих силах и возможност€х, чтобы помочь больному, и главна€ заповедь — не навреди.
 
“от же √иппократ (ок. 460-337 до н.э.) одним из первых сформулировал теорию четырех жидкостей человеческого тела - слизи, крови, желтой и черной желчи, из которой позже развилось учение о четырех темпераментах (флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик).

ѕрибегать к заклинани€м, а также к астрологии, гаданию и другим герметическим средствам не запрещалось: преступлением считалось лишь нанесение кому-либо вреда с их помощью. √реки различали тавматургов - чудотворцев и гоэтов — колдунов или "черных магов", счита€, что первым помогают боги, а вторым злые духи или демоны (ср. curandero и brujo, лекци€ 6).

ќсобое место занимали мистические культы, восходившие к древним народным праздникам-мистери€м в честь ƒеметры,  ибелы, ƒиониса и других божеств, так или иначе св€занных с рождением, плодородием и смертью, этими важнейшими сакральными категори€ми.

¬начале это были "первобытные культы с медвежьей пл€ской и факельным богом, с неуклюжими идолами и грубыми обыча€ми, с заклинани€ми и чудодейственными исцелени€ми" (Ћеманн ј.  ратка€ истори€ суеверий и волшебства), участники которых приходили в экстаз и предавались орги€м -

- недаром и "экстаз", и "орги€" — слова греческие, но в древности они не имели еще современной негативной окраски, а означали всего лишь "смещение, переход [в иное состо€ние]" ("ek-stasis) и "[св€щенно]действие (ta "orgia, от "ergw)", -

- однако чем ближе подходил конец эры ќвна, тем более они становились похожи на своего рода тайные общества, ордена или закрытые клубы, куда принимали лишь после выполнени€ особых обр€дов или обетов. ѕрин€тые же проходили несколько степеней посв€щени€, и в самых главных мистери€х могли участвовать только высшие адепты.

ќдним из таких орденов или обществ были ќ–‘» ». —вое учение они возводили к мифическому певцу ќрфею, которому приписывали свои книги и гимны.

ќрфей — сын ќагра и музы  аллиопы, легендарный фракийский певец и пророк. ћифов о нем существует множество: он спускалс€ в ѕодземное царство за своей возлюбленной Ёвридикой, мог укрощать песн€ми диких зверей и перемещать деревь€ и скалы. ѕосле гибели ќрфе€ его голову, брошенную в реку √ебр, принесло течением к Ћесбосу, где она стала местным оракулом.

” них были свои школы. ¬ частности, в јфинах в VI в. до н. была така€ школа, возглавл€вша€с€ ќномакритом. ќднако больше было брод€чих жрецов, называвшихс€ орфеотелестами. ќни ходили по городам и селам, объ€вл€€ изречени€ оракулов, продава€  ниги ќрфе€ и ћусе€, и посв€ща€ желающих в орфические таинства. —ами они соблюдали множество строгих правил, вед€ аскетический образ жизни.

—егодн€ у нас под аскезой понимаетс€ отказ от материального ради духовного. ќднако слово "аскеза" ("askhsis) собственно означает тренировку, так что античный аскет — это тот, кто приобрел некие навыки, преимущественно практические, нужные дл€ достижени€ определенной цели, например, состо€ни€ медитации или экстаза, то есть человек, в нашем понимании скорее соответствующий йогу.

 осмогони€ орфиков, в отличие от общеприн€той у греков, носила черты ¬остока:

»з €йца, брошенного в воду, родилс€ ‘анет (‘анеш), божество солнечного света и годового цикла. ≈го изображали окруженным змеей и 12 знаками «одиака, как Ёона и ћитру.

»з ¬оды и «емли родилось нечто “ретье, и "это был «мей с головами быка и льва, между которыми было лицо бога. »м€ его было ’ронос јгераос (Ќестареющее ¬рем€)" — уже знакомый нам сатурнический образ. ј сопровождали его јнанке-—удьба и јдрасте€-ћстительница.

Ќо особенно орфики почитали ƒиониса.

ќбраз ƒиониса, св€занный с культом плодороди€, очень сложен. ѕрежде всего ƒионисов было два, позже слившихс€ воедино: 1) всем известный ƒионис-¬акх, покровитель винодели€, но он же и демон јзазел, и 2) гораздо более древний ƒионис-«агрей, великий охотник, сын «ме€. ≈сли первый в конце попал на ќлимп, то второй погиб примерно так же, как ќрфей, и в своих мистери€х орфики, конечно, больше имели в виду второго.

ќ том, как благостный демон (ангел) јзазел захотел стать божеством, рассказываетс€ в апокрифической книге ≈ноха. јзазел научил мужчин делать мечи, ножи, щиты, а женщин — зеркала и браслеты. “аким образом ƒионис-¬акх, хоть и косвенно, оказываетс€ очередным "культуртрегером", родственным тому же ≈ноху, ќанну или самому √ермесу “рисмегисту.
 
ƒионис-«агрей же, помимо прочего, был сыном ѕерсефоны, богини ѕодземного царства, нашедшей способ преодолевать порог смерти (ср. о рыбе, преодолевающей очередной порог, у суринамцев, лекци€ 6): так в одном образе слились категории рождени€, плодороди€ и смерти.
 
¬ целом ƒионис стал символом освобождени€ от оков «акона (своеобразный анти-сатурнический бунт), от преграды, отдел€ющей человеческое "я" от окружающего его мiра (ср. араб. хаджаб, лекци€ 8). Ёто — чувство, интуици€, эмоци€ в чистом виде, сли€ние духа и тела, путь к обожению через расслабление, "группова€ терапи€", восточный путь единени€ с јбсолютом (объ-единение, ср. solidaire у  амю). ¬от чему учили своих адептов орфики. «аметим, что они, разумеетс€, считали ƒиониса богом, но у нас с вами речь давно уже идет о культурном архетипе ƒиониса. ¬ этом смысле "путь ƒиониса" можно описать как освобождение от —атурна через ¬енеру и ёпитер (или, в новейшей традиции, ѕлутон).
 
 ак писал ¬ладимир Ўмаков, это "экстаз, и он уносит душу на крыль€х сладостного безуми€ в причудливые чертоги Ћюбви, где в миг высочайшего напр€жени€... она одновременно испивает и кубок —мерти, сгорает в этих пламенных объ€ти€х" (Ўмаков ¬. ќсновы пневматологии.  иев, "—офи€", 1994).

Ќо был и другой путь к обожению, тоже хорошо известный грекам. ≈го св€зывают с образом јполлона, солнечного бога. Ќо это не —олнце-ћитра, жизнедатель дл€ всех, а —олнце-јполлион, губитель, только уже не дл€ всех, а лишь дл€ избранных им же (`ap-ollyw, сначала "отобрать"), бог гармонии — помните у ѕушкина: "пока не призовет поэта к с в € щ е н н о й ж е р т в е јполлон..." - тут не поэт приносит жертву богу, а его самого принос€т в жертву.

Ёто — абсолютизаци€ преграды-хаджаба, не бунт, а прин€тие —атурна, "индивидуальна€ терапи€", чистый разум, полный отрыв духа от тела, одиночный путь к —вету через приобщение к его неописуемой красоте путем напр€жени€ всех сил и последующий катарсис ("очищение"), ставший западным путем единени€ с јбсолютом (отъ-единение от всего остального, solitaire у того же  амю). "ѕуть јполлона" можно описать как уравновешивание —атурна ¬енерой и —олнцем.

¬ нем тоже есть экстаз, пишет ¬ладимир Ўмаков, и он уносит том€щийс€ дух в светозарные чертоги —вета, но в то же врем€ "гнетет человека своим бездушным спокойствием, безразлично взирающим на скорби и восторги вс€кого существа".

Ѕеда была только в том, что представлени€ о самом јбсолюте, пусть даже в форме единого верховного Ѕога, у греков так и не сложилось. ќрфики, правда, пытались вывести образ единого Ѕога:

"«евс был ѕервым, «евс — ѕоследний, красота блистающей молнии; «евс есть Ќачало, «евс — —ередина, благодар€ «евсу все совершаетс€. «евс есть основание земли и звездного неба" (цит. по: ¬ан-дер-¬арден Ѕ. ѕробуждающа€с€ наука II. –ождение астрономии. ћ., "Ќаука", 1991), -

- но в окружении сонма греческих богов и божеств архетип «евса так и не утратил своих дионисийских черт. ¬прочем, по словам того же ¬ладимира Ўмакова,"вовсе отрицать очевидность ≈го быти€" греки не могли, а потому нашли своеобразную замену јбсолюту: это абстрактна€ иде€ —удьбы, ћойры (она же 'Anagkh — –ок), "непостигаемой, но одинаково властно т€готеющей как над людским родом, так и над бессмертными обитател€ми ќлимпа" (там же).

ќднако јнанке-–ок греков или ее ипостась ћойра ("дол€, удел, жребий") сопоставима скорее с текущей судьбой-кизметом, чем с кармой как индивидуальным и мiровым законом, ибо ни путь ƒиониса, ни путь јполлона от нее не освобождают.

“аким образом распалс€ классический треугольник јлеф-ћим-Ўин, превратившись в бинер (двоицу) и антиномию Ўин-ћим, ƒионис-јполлон, ¬осток-«апад:

“ри физические категории 

“аким образом, остаетс€ два полюса:

ƒ»ќЌ»— как интуитивное, простонародное начало,  аббала-ћаасит (натуральна€ маги€) или познание через милосердие (из сфирот - ’охма), Psyche (душа) у ѕлатона: среди арканов “аро это — Ўут, естественно ощущающий свое единение с  осмосом и предающий себ€ его воле, мистика ¬остока; не удивительно, что в христианской мистике с этим полюсом оказалось св€зано представление о Ѕоге-ќтце. ≈го отрицательное значение ("ложный аспект" по ¬. Ўмакову) — это архетип ¬аал-«авува (¬ельзевул), ’аос, Ёнтропи€. —оответственно этому из трех физических категорий (матери€, энерги€, информаци€) это - »нформаци€.

јѕќЋЋќЌ как интеллектуальное начало, аристократическое в духовном смысле,  аббала-»юнит (учение) или познание через строгость (Ѕина), Nous (ум) у ѕлатона: среди арканов “аро это — —мерть, порог, через который необходимо пройти, чтобы достичь обновлени€, мистика «апада; в христианской мистике — Ѕог-—ын. ќтрицательное значение ("ложный аспект") — архетип ћефистофел€, мертва€ логика, втора€ и окончательна€ —мерть. »з физических категорий — ћатери€.

ќрфики, кстати, ввели в обиход знаменитое выражение о "соме" и "сэме", ставшее потом важнейшим постулатом христианской философии: to soma einai to shma, "тело — это могила", матери€, от которой дух должен быть свободен.
 
“реть€ вершина — јбсолют, "En ѕлатона, Ёнерги€ (физическа€ категори€), ¬ол€, аркан ћага, из сфирот — ¬енец ( етер) — была позже достроена (восстановлена) христианством при помощи пон€ти€ —в€того ƒуха.

 ак говорит √.ќ.ћ. ( урс энциклопедии оккультизма), "посв€щение есть умение нейтрализовать бинеры". ѕоэтому греческие мистериальные школы учили своих посв€щенных именно этому, наход€ кажда€ свой путь.

Ќекоторые создавали маленькие триады (так, из одной ћойры стало три, что, по мнению некоторых исследователей, "означало право дл€ каждого на личную судьбу", т.е. приближало человека к пон€тию индивидуальной кармы — см. Ћукач …. ѕути богов. ћ., »ѕЋ, 1984), но их "мощности" нехватало дл€ нейтрализации общегреческого бинера.

ѕо ѕлутарху, мойры ведали св€з€ми: 1) принципа движени€ с принципом жизни, которые св€зывает монада, в области незримого (јтропос); 2) принципа жизни с принципом гибели, которые св€зывает природа, символ — Ћуна (Ћахезис); 3) принципа гибели и возрождени€ с принципом движени€, которые св€зывает ум, символ - —олнце ( лото).

ќднако бинер можно достроить не только до треугольника, но и до квадрата:

ѕифагорейска€ тетрактидаѕолучаетс€ андрогин, от греч. "andros — "мужчина" и gynh - "женщина", символ "несли€нного единства" €н и инь, попытка найти в законах —атурна с м ы с л через нахождение их элементарных составл€ющих, ведь квадрат (четверка) — это четыре стихии, четыре стороны света и т.д. (уравновешивание —атурна при помощи архетипа двойной ¬енеры, јфродиты и јфродитона — ср. у орфиков: "ёпитер — и божественный —упруг, и —упруга, ќтец и ћать" /цит. по: Ўюре Ё. ¬еликие посв€щенные.  алуга, 1914; репринт ћ., 1990/, или у китайцев: ƒракон-ёпитер как темна€ и "ƒракон-ёпитерша" как светла€ ипостась ёпитера /Ўицзин/).

—огласно греческой мифологии, боги первоначально создали не людей, а андрогинов: это были двуполые существа с двойным набором органов. ¬озгордившись, андрогины восстали против богов. “огда «евс расколол каждого из них пополам: "≈сли они и теперь не усмир€тс€, € рассеку их еще пополам (квадрат!), и им придетс€ скакать на одной ноге". ѕо ѕлатону, любовь есть инстинктивное стремление люб€щих вновь соединить раздвоенное.

¬есьма "квадратным" в этом смысле было учение ѕифагора.

ѕ»‘ј√ќP (ок. 580-500 до н.э.): в юности училс€ музыке, живописи и атлетике, потом — геометрии и астрономии. ѕо легенде (естественно, не подтвержденной) побывал в ≈гипте, ¬авилоне, ѕерсии и других странах: "математические науки он усвоил от египт€н, халдеев и финики€н... а от магов услышал о почитании богов и о прочих жизненных правилах" (ѕорфирий. ∆изнь ѕифагора).

¬ернувшись на родину, открыл школу в  ротоне. ѕоступавшие туда должны были пройти обет молчани€ (от 2 до 5 лет), после чего их посв€щали в "акусматики" (слушатели) или "экзотерики" (внешние) и разрешали слушать таинства из-за занавески. ¬ это врем€ они изучали классические науки — грамматику, риторику и т.п.

"¬се, €вленное ѕифагору, его последователи полагали законом, его самого чтили как посланца от «евса, а на себ€, благогове€ перед божественным, накладывали обет молчани€, ибо внимали многим св€щенным тайнам" — ‘лавий ‘илострат. ∆изнь јполлони€ “ианского. ћ., "Ќаука", 1985.

Ћишь после этого их посв€щали в "математики" (ученые, т.к. mathhsis и значит "наука") или "эзотерики" и после обр€да очищени€ (греч. katharsis /!/, ср. "“ахарот" у евреев — трактат о ритуальных очищени€х, но очищени€х ж е н с к и х) разрешали участвовать в мистери€х.

“ребовани€, предъ€вл€вшиес€ ѕифагором к ученикам, нам уже знакомы так же, как и смысл его учени€, ибо основы эзотерики везде одни и те же. –азличаютс€ лишь детали.

”ченики должны были соблюдать правила добродетельной жизни (почитай богов, блюди кл€тву, уважай родителей, т.е. те же заповеди: "да не будет у теб€ иного Ѕога кроме мен€, почитай отца твоего и мать твою, не лги, не лжесвидетельствуй...") и р€д символических требований (напр., "не ешь сердца", т.е. не удручай себ€ горем, или "в перстне изображений не носи", т.е. не выставл€й напоказ того, что думаешь о богах).

ќни изложены в т.н. "«олотых стихах", принадлежащих кому-то из последователей ѕифагора (опубл., в частности, в альманахе: ј”ћ. —интез мистических учений «апада и ¬остока. N 2. ћ., "Terra", 1990). Ќичего особо эзотерического в них изначально не было, если не считать последних стихов, где говоритс€, что в результате такой жизни человек освободитс€ от земной оболочки (ср. сома и сэма) и уподобитс€ божеству.
 
ќднако эзотерики XIX в. (‘абр д'ќливе и вслед за ним Ёдуард Ўюре), прочт€ их с высоты своей культуры, не только узнали в ѕифагоре единомышленника, что не удивительно, ибо основы эзотерики всегда одни и те же, но и прин€ли этот примитивный текст за глубоко зашифрованное изложение мыслей, волновавших их самих, вложив их в него так же, как их современники в  итае вкладывали глубочайший смысл в столь же примитивные стихи книги » ÷зин. ќднако, как мы уже говорили, это не ошибка их, а заслуга.
 
“очно так же и образ ѕифагора как великого мудреца и посв€щенного сложилс€ в умах потомков под вли€нием его биографии в пересказе јполлони€ “ианского (I в. н.э.), если не под вли€нием биографии самого јполлони€ в пересказе ‘лави€ ‘илострата (III в.н.э.). ƒа и не к одному ѕифагору это относитс€: истори€ ведь пишетс€ ретроспективно...

”чение же ѕифагора, каким мы его знаем сегодн€, было сформулировано не столько им самим, сколько его учениками и последовател€ми — поэтом ѕиндаром, магом јполлонием, философом ѕлатоном.

¬ чем состо€ло учение, "какой именно культ отправл€ли древние пифагорейцы и какое божество было в центре этого культа, доподлинно не известно", — пишет ≈лена –абинович (≈.√. –абинович. ѕослесловие к кн.: ‘лавий ‘илострат. ∆изнь јполлони€ “ианского). Ќо нам важно не это.

¬ажнейшим принципом познани€ мiра дл€ пифагорейцев служило число. ќно не только помогало выделить в этом мiре элементарные составл€ющие ("рассеку еще пополам..."), но и служило символом многих вещей и пон€тий, став в конечном итоге таким же архетипом, как уже упоминавшиес€ нами ќвен и –ыбы, —атурн и ¬енера или ’охма и Ѕина.

"“ак, пон€тие единства, тождества, равенства, причину единодуши€, единочувстви€, всецелости, то, из-за чего все вещи остаютс€ самими собой, пифагорейцы называют ≈диницей; ≈диница эта присутствует во всем, что состоит из частей, она соедин€ет эти части и сообщает им единодушие, ибо причастна к первопричине. ј пон€ти€ различи€, неравенства, всего, что делимо, изменчиво и бывает то одним, то другим, они называют ƒвоицею; такова природа ƒвоицы и во всем, что состоит из частей" (ѕорфирий).

≈ще одним средством познани€ мiра грекам, как и евре€м, служил алфавит (что не удивительно, ибо у них греки его и перен€ли). ÷ифры обозначались буквами, из значений букв складывалось значение всего слова и т.д. ¬се это нам уже знакомо: эти представлени€ и поныне составл€ют основу нумерологии.

ћiр гармоничен, учили пифагорейцы, "все небо есть гармони€ и число". ќни открыли математическое соотношение музыкальных интервалов (кварта, квинта и т.п.) и св€зали их со стихи€ми, геометрическими телами и планетными сферами, которых насчитывали дес€ть.

“ак сложилось пон€тие "гармонии сфер" (слова-то оп€ть греческие): пифагорейцы считали, что кажда€ планетна€ сфера издает свою музыкальную ноту, в результате чего получаетс€ мiрова€ музыка (музыка сфер). —читалось, что услышать ее могут лишь посв€щенные, а чувство гармонии в человеке, его "индивидуальна€ нота" есть отражение ее космического прототипа.
 
ѕодробнее об этом см., напр: ’олл, ћэнли ѕ. Ёнциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Ќовосибирск, 1992.
 
Ётим соотношением в последующие века интересовались и интересуютс€ очень многие, от »оганна  еплера (1571-1630) до нашего современника ќлега Ќиканкина ("јстролог" N 5/1994), стрем€сь то уточнить планетные рассто€ни€ путем расчета звуковых частот гаммы, то создать "музыкальную астрологию" путем прив€зки элементов гороскопа к нотам, интервалам и другим музыкальным пон€ти€м, то разработать систему "астрологической музыки" (найти дл€ каждого человека свой аккорд или мелодию (ср.  арлхайнц Ўтокхаузен и его двенадцать пьес дл€ каждого из зодиакальных архетипов)...
 
ѕифагорейцы, кстати, лечили музыкой: "...песн€ми, напевами и лирной игрой он /ѕифагор/ унимал и душевные недуги и телесные" (ѕорфирий).
 
¬ 1772 году, через сто п€тьдес€т лет после смерти  еплера, немецкий астроном »оганн-Ёрнст Ѕоде на основе своих наблюдений и расчетов сформулировал закон планетных рассто€ний, согласно которому рассто€ние каждой следующей планеты от —олнца увеличиваетс€ в определенной пропорции. Ёта пропорци€, естественно, не совпадала с пифагорейской (т.к. они считали в геоцентрической системе), но очень ее напоминала. — современными же данными о планетных рассто€ни€х она коррелирует довольно точно.
 
„ем объ€сн€етс€ сходство или, точнее, подобие планетных рассто€ний и музыкальных интервалов, мы уже знаем...

 осмос был дл€ пифагорейцев единым живым существом (ѕлатон, "“имей"), —олнце же, считали они, есть живой огонь и главна€ движуща€ сила  осмоса (стоик  леанф, III в. до н.э.). —тоики ’рисипп и ѕосидоний (II-I вв. до н.э.) учили, что  осмос одушевлен и рационален, и что человеческа€ душа имеет в нем частичку (¬ан-дер-¬арден Ѕ. –ождение астрономии. ћ., "Ќаука", 1991). ƒуша человека тоже приходит из  осмоса и возвращаетс€ туда после смерти тела, чтобы возродитьс€ снова (перевоплотитьс€): эти странстви€ необходимы душе, чтобы постепенно достичь совершенства.

ѕеревоплощение (реинкарнаци€) называлось у греков метемпсихозом (греч. meta-em-psychosis). —читалось, что сам ѕифагор помнил свои прежние воплощени€.
 
 роме того, у греков было первичное представление об астральном теле и даже двойнике: они называли его "образом жизни" (to eidolon tis aionos — "идол Ёонов" /!/): "¬ то врем€, как тела всех людей подвластны смерти, — писал поэт-пифагореец ѕиндар, этот образ остаетс€ живым, поскольку он один исходит от богов. ќн спит, пока члены тела еще действуют, а тому, кто спит, он во многих сновидени€х предзнаменует решени€ вопросов, благопри€тные или скорбные" (цит. по ¬ан-дер-¬ардену). —р. у бенинцев (Ёкзотические культуры).

ѕифагорейцам удалось и превратить андрогинный квадрат обратно в треугольник — с помощью уже упоминавшейс€ тетрактиды (греч. tetraktis):

“етрактида

«десь квадрат снова развертываетс€ в треугольник, и получаетс€ фигура, не менее продуктивна€, чем —ветлый ѕрестол (ћин “ан) китайцев. ¬ы видите, что из этой фигуры легко выводитс€ и гексаграмма, и дес€тка (дес€ть точек), и дев€тка (дев€ть малых треугольников), и дюжина (три стороны по четыре точки на каждой). —м. об этом.: ’олл, ћэнли ѕ. Ёнциклопедическое изложение... Ќовосибирск, 1992 (переводчик называет эту фигуру "тетрактис").

“аковы были в общих чертах эзотерические представлени€ греков.  акой-то цельной системы наподобие современных им индийских или персидских у греков не возникло, хот€ св€зь между ними существовала несомненно (ѕлатон, јристотель и другие титаны греческой мысли все-таки в гораздо большей мере философы, чем эзотерики). ќднако, как писал небезызвестный вам јлексей ‘едорович Ћосев (1893-1988), эзотерические представлени€ греков "оказались чрезвычайно живучими не только в пределах самого античного мiра, но и во всех последующих культурах, вплоть до современных теософии и антропософии" (Ћосев ј. ѕифагор. —тать€ в: ‘илософска€ энциклопеди€, т. 4, ћ., 1967).

¬арвары

¬арварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки. ¬ те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры ќвна - начале эры –ыб это были египт€не, семиты, персы, с которыми мы уже знакомы. Ќо нас интересуют не они, а те, кого мы больше привыкли называть варварами, т.е. предки будущих западных европейцев, наших современников, а также мы сами, хоть себ€ так и не называем.

Ќа исторической арене они по€вились уже в иную эпоху: она начинаетс€ с очередного переселени€ народов в V в. н.э., когда пал –им — который мы не рассматриваем, во-первых, в силу его культурного сходства с Ёлладой, а во-вторых потому, что многое из его наследи€ вошло в культуру варваров и их потомков, с которой нам еще предстоит встретитьс€.

Ёта эпоха не тождественна —редневековью, которое начинаетс€ тогда же, а оканчиваетс€ то ли ¬озрождением, то ли јнглийской буржуазной революцией XVII в. (»стори€ средних веков, ћ., "ѕросвещение", 1986). ќна охваывает около п€тисот лет или чуть больше и оканчиваетс€ дл€ нас все той же ¬еликой схизмой 1054 г. (суфизм,  аббала, крестовые походы).

ѕ€тисотлетние исторические периоды св€заны не с прецессионной хронологией, а с планетными циклами.

ѕланета Ќептун делает полный оборот вокруг —олнца (или «емли, если оставатьс€ на точке зрени€ древних) за 165 лет, ѕлутон — за 250 лет. ќни соедин€ютс€, то есть встречаютс€ в одном районе неба, примерно раз в 500 лет. “огда в жизни общества происход€т значительные перемены.
 
Ётот аспект, как говор€т астрологи, "св€зан с изменением настро€ общества в св€зи с развитием философии, религии, науки, с поворотным моментом в развитии науки, культуры, цивилизации или социальных институтов" (Het Monster. ѕрактическа€ астрологи€. ћ., 1992).

¬прочем, с планетами их можно и не св€зывать. —овременные историки, например, выдел€ют в каждом историческом периоде подпериоды "весна — лето — осень — зима", т.е. зарождение, расцвет, упадок и гибель. Ёто все та же знакома€ нам четырехчастна€ схема — квадрат, тернер, тетрактида. “очно так же можно подразделить эти периоды на три, семь, двенадцать и т.д. подпериодов (что и делаетс€), но дл€ нас в данном случае удобнее четверична€ схема.

ѕериод от падени€ –има до —хизмы — это эпоха христианизации ≈вропы, замены старых представлений эпохи ќвна или даже “ельца новыми, "рыбными". ќднако, несмотр€ на это, реликты древних эпох кое в чем сохранились или (особенно в XIX — XX вв.) были открыты заново.

»з варваров мы сегодн€ рассмотрим не всех, и тем более не представителей монголоидных племен, о которых уже шла речь (лекци€ 4), а лишь германо-скандинавов и кельтов. ѕричем если германцы (готы, саксы, даны и т.п.) до V в. не имели документированной предыстории, то о кельтах этого сказать нельз€.

¬ греческие времена кельты жили в ћалой јзии и назывались галатами. Ёто к ним обращено известное письмо ап. ѕавла ("ѕослание к галатам"), где он хоть и не в первый раз, но не менее настойчиво повтор€ет: "Ќет ни эллина, ни иуде€" (√ал. 3:28).

“ем самым ап. ѕавел указывал, что эгрегор новой религии, христианства, открыт дл€ всех, а не только дл€ принадлежащих к определенному этносу. ” него нет "кода", и чтобы стать причастным к нему, достаточно прин€ть (во крещении) новое им€.

»з ћалой јзии кельты переселились в »талию, »спанию и другие кра€, позже постепенно продвига€сь все дальше на север. Ќынешние потомки кельтов — это валлийцы в јнглии, бретонцы во ‘ранции и ирландцы.

«авоевыва€ бывшие римские провинции, обладавшие в целом более развитой культурой, варвары, естественно, попадали под ее вли€ние, причем иногда настолько, что даже утрачивали свой €зык. ƒостаточно вспомнить о современных "романских" странах — »талии, ‘ранции, »спании, да что говорить — вс€ ≈вропа пользуетс€ сейчас латинским алфавитом. ќднако дл€ развити€ эзотерики (котора€ у варваров, естественно, была) римска€ — или, если брать шире, греко-римска€ - культура не дала ничего. —корее наоборот.

¬о-первых, их космогони€ и космологи€ практически ничем не отличались от уже неоднократно описывавшихс€ нами "архаичных": та же схема делени€ мiра, трехчастна€ по вертикали и четырехчастна€ по горизонтали, те же астральные божества, только носившие иные имена.

«евсу-ёпитеру у германо-скандинавов соответствовал громовержец “ор (Thor), ћарсу — “ир или, как еще говор€т, «иу, ћеркурию — ќдин (¬отан), бог мудрости и письма, ¬енере — ‘рей€ (Friday, день ¬енеры), а —атурн... вот с —атурном сложнее.  ак  ронос (бог плодороди€) это скорее ‘рейр (»нг), как ’ронос (бог времени) — антикультурный герой (или культурный антигерой) Ћоки.
 
— Ћуной и —олнцем тоже не все благополучно: ‘ригга и Ѕальдр настолько незначительны, а богов-покровителей войны и охоты так много, что напрашиваетс€ вывод о возникновении этих племен лишь в эру ќвна, а также о невыраженности у них этих архетипов. ≈диного верховного бога у них тоже не было, однако в описываемую эпоху на эту роль все больше претендовал меркуриально-буддхический ќдин (головой добьешьс€ большего, чем мечом).

” них были те же архаические духи, заведовавшие всем и вс€ - ундины и кобольды, эльфы и сильфы, красивые и безобразные, козловидные, однорукие, одноглазые... Ѕыл, наконец, и собственный алфавит, даже несколько алфавитов — так называемое огамическое письмо и руны.

ќгамическое письмо названо по имени ирландского бога ќгме (он же ќдин) и выгл€дело так:
 
ќргамическое письмо
 
Ќо огамическими письменами не пользовались в мантико-магических цел€х (хоть это и возможно, однако свидетельств этого не сохранилось, да и алфавит неудобный).
 
Pунический же алфавит существовал в нескольких модификаци€х: так, на британских островах он состо€л из 33 букв, в германских земл€х — из 24, а в далекой »сландии всего из 16 букв.
 
—лово же runa означает "тайна", восход€ к древнейшему индогерманскому корню со значением "пр€тать, скрывать". ≈го следы сохранились и в современных €зыках, ср., напр., немецкое raunen — "нашептывать", латышское runat — "говорить" или финское runo — "стихотворение, заклинание".  стати, русское "хранить" св€зано, по всей веро€тности, с тем же корнем.
 

‘утарк - рунический алфавит

Pуны — в первую очередь магические, а потом уже алфавитные знаки, использовавшиес€ многими народами ≈вропы. Pуны высекали на камн€х или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинани€ над входом в дом и на носах кораблей. ћногие знаки имеют очень древнее происхождение, восход€ к магическим символам кельтских жрецов-друидов.

ƒ–”»ƒџ (ед.ч. друид, англ. druid): жрецы у древних кельтов √аллии, Ѕритании и »рландии, хранители знаний и преданий. ќни разводили и поддерживали св€щенный огонь, составл€ли лекарства, €ды и различные зель€ (как приворотные, так и оградительные), гадали, учили учеников, то есть были, по сути, теми же магами- жрецами или шаманами.

Ѕыли у них и мистерии (праздники наподобие Ѕелтейна (в ночь на 1 ма€) или —амайна (ночь на 1 но€бр€), позже легшие в основу христианского представлени€ о шабашах ведьм, однако "школ" наподобие греческих у них не было.

— приходом христианства друиды отступили на второй план, часто остава€сь советниками королей; по народным поверь€м, многие из них прин€ли облик кобольдов, демонов и пр., а рунический алфавит был вытеснен латинским.

ќдной из первых стран в этом регионе была христианизирована »рланди€ (V в., —в. ѕатрик, уничтоживший всех змей; хорошо ли это дл€ эзотерического сознани€? ¬прочем, »рланди€ — страна рыбаков), последней — »сланди€, самый далекий остров в јтлантическом океане (’ в.). «нание рун, как алфавитных, так и магических, сохран€лось там дольше всего. ќднако и там к концу XV в. не осталось ни одного "рунекендера" (мага).

 ажда€ руна имела собственное им€ и св€зывалась с тем или иным божеством, предметом или €влением. Ёто был символ, знак некоей сущности, ее им€. ¬ыкладыва€ руну из дерев€нных палочек или нанос€ ее изображение на березовую кору или камень, на древко копь€ или на поверхность глин€ного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращалс€ непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее желательным дл€ себ€ образом. ¬рачеватель изгон€л болезнь, воин добывал победу в бою, охотник привлекал добычу.

ѕочему у них это получалось?

¬ основе этих простых магических действий лежит тот же принцип, что и в основе гадани€, только примен€емый "в обратном пор€дке". ≈сли при гадании руны (и вообще любые символы) помогают перевести некую мыслеформу, уже существующую во внесознательных област€х (в подсознании), в область сознани€, то натуральна€ маги€ при помощи тех же символов позвол€ет перевести мысль, возникшую в области нашего сознани€, в другие области, придать ей форму, а вместе с формой и действенность.

ѕопробуем объ€снить это проще. Ќасто€щее — это не точка на пр€мой, как кажетс€ нашему сознанию, а некий пространственно- временной континуум, довольно большое образование, включающее в себ€ событи€, случившиес€ несколько мес€цев или год назад, а также событи€, которым еще предстоит случитьс€. ќднако наше сознание не воспринимает этот континуум, его воспринимает только подсознание.
 
≈сли какое-то событие "назрело", его отпечаток по€вл€етс€ в подсознании (или где угодно; вопроса о том, в чем разница между микрокосмом и макрокосмом, на экзамене не будет, потому что ответить на него не может никто), и гадатель может его обнаружить и перевести в сознание, в пон€тный вам €зык, при помощи гадательных символов — например, рун. “огда в вашем сознании по€витс€ представление о предсто€щем событии. Ёто и называетс€ предсказанием.
 
ћаг поступает строго наоборот. —обыти€ как такового в вашем пространственно-временном континууме (в том «десь и —ейчас, которое охватывает несколько мес€цев или год) пока нет, но оно вам желательно. » тогда маг использует все те же гадательные символы дл€ того, чтобы на этот раз переправить вашу мысль из сознани€ в подсознание (или в макрокосм), ведь символы работают "и туда, и обратно".

» тогда в вашем континууме по€витс€ отпечаток событи€, которого нет и не планировалось. ќднако оно совершитс€, потому что на то есть ваше желание, записанное на "магнитном носителе" - на мантико-магических символах.

Ќедаром ƒжордано Ѕруно говорил: "из всех человеческих страстей лишь две обладают силой: гор€чее желание и страх". ≈сли вы гор€чо желаете чего-то, то тем самым увеличиваете веро€тность того, что желаемое исполнитс€. “ем более, если желание подкреплено символом. » наоборот, если вы отча€нно боитесь чего-то, оно об€зательно произойдет — его веро€тность увеличитс€, и уменьшить ее помогают оп€ть-таки символы, атрибуты мантики и магии.

ƒл€ усилени€ воздействи€ им€ руны произносили или распевали в особой песни (ср. ќрфей). „асто, поскольку им€ и вообще слово считалось тесно св€зано с тем, кого или что оно обозначало, его замен€ли описанием или иносказанием.

¬иса как образец "суфийского" текста у скандинавов. ¬иса — та же касыда. "—одержание стиха часто зашифровано посредством очень своеобразных поэтических фигур, т.н. кеннингов" (метафор). — ћ.». —теблин- аменский. "—аги об исландцах". ѕослесловие к "—аге о √реттире", Ќовос., 1976.

∆ела€ вызвать бурю, наслать болезнь или гибель на врага, пели т.н. "злую песнь" или совершали зейд — магический обр€д, включавший пение и танец. ƒл€ его выполнени€ был необходим "зейдовый жезл" и подмостки. Ёто была женска€ маги€.

” ¬альтера —котта в "јйвенго" приводитс€ образец зейда - его поет "саксонска€ ведьма" ”льрика:
 
“учею черной замок окутан,
 ак всадник — на туче лет€щий орел.
Ќаездник заоблачный, ты не тревожьс€,
ѕир твой готов.
ƒевы ¬алгаллы, ждите гостей... и т.д.
 
ќтсюда пошло, кстати, позднейшее христианское представление о в е д ь м а х.

— помощью песен и рун заклинали также духов и домовых, мертвецов и троллей (великанов). “ак же, как и другие архаичные народы (ср. у бенинцев, у греков), скандинавы и кельты высылали "по делам" (на разведку и т.п.) своего астрального двойника.

», наконец, Ѕ≈–—≈– » (от BЄr serkr — "медвежь€ шкура") у скандинавов были воинами, приводившими себ€ в состо€ние исступлени€. ѕо преданию, они выли как дикие звери, кусали свои щиты и в этом состо€нии были неу€звимы.

Ќе вдава€сь в подробности этого феномена с точки зрени€ психологии или психиатрии, укажем, что они "давали духу овладеть собой" (ср. " онь, оседланный богами" у суринамцев). јналогичного состо€ни€ достигают мастера восточных единоборств (напр., айкидо).

¬ этом состо€нии берсерк приобретал необходимый в битве "фарн" (благодать), но, в отличие от истинной благодати, така€ "оседланность" не носит посто€нного характера и прекращаетс€ с окончанием его объективной или субъективной необходимости.

“аким образом, "варварский" эзотеризм мало чем отличалс€ от греческого — если прин€ть поправку в тыс€чу лет, отдел€ющие √рецию ѕифагора и ѕлатона от эпохи проникновени€ христианства в отдаленные уголки ≈вропы.

јвтор: Het Monster
 
ƒревний мир

„итайте в рубрике «ƒревний мир»:

√реки и варвары
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам