»нди€ и ѕерси€

»нди€ и ѕерси€ »нди€ и ѕерси€

»нди€

ѕри всем богатстве и разнообразии философских систем, школ, учений, традиций и направлений, существующих в »ндии, при всей многочисленности ее €зыков, каст, религий и сект мы все-таки можем говорить о феномене индийского или даже индо-иранского мышлени€, потому что в основе всех вышеперечисленных вариантов лежит одно и то же представление о мiре, сложившеес€ еще на рубеже эр “ельца и ќвна и настолько совершенное и самодостаточное, что любые последующие принципиальные новации, зарождались ли они внутри индийской культуры, как буддизм, или привносились извне, как христианство, просто отторгались потом как лишнее или "переваривались", будучи разжалованы в р€довые, мелкие частности единого и неделимого учени€.

¬кратце истори€ развити€ этого учени€ или, точнее, мышлени€ такова. —вое начало оно берет в эре “ельца — это уже известный нам постулат "мiр совершенен и мен€ть его незачем", — однако свои теперешние формы оно прин€ло лишь в начале эры ќвна, после вторжени€ индо-арийцев ("белые вытесн€ют черных", вспомните теорию —еми рас). “€готы этой эпохи завоеваний добавили к названному постулату вторую часть: "„еловек несовершенен и об€зан мен€тьс€". ¬ этом духе и были составлены первые "черновики" ¬ед.  онец эры ќвна, эпоха окончательного оформлени€ св€щенных книг и зарождени€ учени€ о —пасении (VI-III в. до н.э.) под вли€нием наступающей эры –ыб прибавило к этой формуле третью часть: "»зменение — залог —пасени€". “аким образом, самое позднее к III в. до н.э. это мiровоззрение сформировалось окончательно и далее обжалованию не подлежало, ибо эта формула оказалась настолько всеобъемлющей, что все более юные учени€ (зороастризм, буддизм, христианство, мусульманство и пр.) либо накрывались и далеко перекрывались ею как огромной шапкой, либо отвергались как глупые и примитивные (если они, например, предлагали изменить не человека, а мiр и его устройство). Ёзотерический смысл этой формулы очевиден и не требует комментариев.

—ледует наде€тьс€, что в период перехода от эры –ыб к эре ¬одоле€ к этой формуле будет добавлена четверта€ часть, отвечающа€ духу новейшего времени.

≈ще раз подчеркиваю, что € имею в виду здесь лишь эзотерическую, т.е. высшую, способную к самым высоким обобщени€м часть общественного и индивидуального сознани€: стоит опуститьс€ хоть на ступеньку ниже, на уровень "просто" философии или религии, как тут же начинаютс€ споры и противоречи€: существует мiр или это только иллюзи€, какой бог главнее и т.п. ќднако именно всепроникающий эзотеризм индийских религий и философий позвол€ет сн€ть эти противоречи€, благодар€ чему защитники самых пол€рных точек зрени€ никогда не опускались до вы€снени€ отношений с мечом в руках, а признавали друг за другом право облекать общее мiровоззрение в любые частные формы. Ётого-то и не могли пон€ть многие западные исследователи индийской культуры (см., напр.: „аттопадхь€€ ƒ. »стори€ индийской философии. ћ., "ѕрогресс", 1966).

¬ чем же заключаетс€ концепци€ индийского эзотеризма, если эту формулу развернуть?

ќ космогонии древних народов вообще и индийцев в частности мы уже говорили. "¬начале не было ничего", то есть хаос. ѕотом в этом хаосе начала складыватьс€ нека€ структура, из которой возникло ћiровое яйцо — зародыш ¬селенной (ћифы ƒревней »ндии. Ћит. изложение ¬.√. Ёрмана и Ё.Ќ. “емкина. ћ., "Ќаука", 1975). ≈сли подойти к этому с нумерологической точки зрени€ (тем более, что "арабские" цифры, которыми мы пользуемс€, имеют на самом деле индийское происхождение), то хаос очевидно соответствует "нулю".

ќднако что следует считать единицей — ћiровое яйцо? Ќо оно уже двоично, ибо в нем присутствуют центр и перифери€, "желток" и "белок". ќднако €йцо — еще не ¬селенна€, ибо оно безжизненно, пока не оплодотворено. ј оплодотворение — это оп€ть-таки единица, вспомните живописный миф о лингаме Ўивы, возмущающем мiровые воды. ћожет быть, проще предположить, что нуль (хаос) также имеет какие-то свои, "нулевые" стадии развити€?

ћысль о том, что €йцо напоминает маленькую модель —олнечной системы, пришла люд€м в голову еще в глубокой древности. »сследу€ €йцо, они делали выводы о строении —олнечной системы, и эти выводы были правильны. Ќо мы с вами уже знаем, что св€зь между обеими структурами — не причинно-следственна€ (то есть нельз€ сказать, что одно €вл€етс€ причиной другого), а телеологическа€: в нашей ¬селенной все устроено по одним законам (т.е. эти €влени€ имеют одну причину).

Ёта проста€ и оп€ть-таки всеобъемлюща€ картина сотворени€ мiра очень понравилась европейцам в конце XIX века, после "открыти€ »ндии" англичанами. ƒавно надоевший вопрос: "как понимать утверждение о шести дн€х творени€" показалась вполне разрешимой. ≈.ѕ. Ѕлаватска€ подробно разработала проблему "нулевого" состо€ни€ ¬селенной, выделив три стадии развити€ нул€: единое отвлеченное пространство (хаос без вс€кой структуры), знак: круг (знак —олнца без точки), потенциальное пространство внутри отвлеченного (зарождение структуры), знак: —олнце с точкой, и девственна€ матерь-ѕрирода (яйцо), знак: круг с горизонтальной полосой.

“ут возникает также интересный вопрос о том, что именно вызвало по€вление структуры в хаосе. ƒревние индийцы и позднейшие теософы объ€сн€ли это действием некоторого внутреннего фактора, имманентного самому хаосу. Ќесложна€ логическа€ интерпол€ци€ приводит нас к выводу о тождественности этого "фактора неопределенности" пон€тию јбсолюта или Ѕога, который есть всЄ, и в первую очередь природа на всех своих стади€х развити€, даже самых начальных и предначальных.
 
Ќе удивительно, что примерно в то же врем€ и не без вли€ни€ этих переработанных теософами индийских представлений зародилась иде€ "Ѕольшого ¬зрыва" (Big Bang), объ€сн€вша€ хоть что-то в материалистической картине мiра физиков западной, точнее, иудео-христианской культуры. ¬сЄ вещество ¬селенной, собранное в точку, аналогично "потенциальному пространству", второй стадии нол€, а Ѕольшой ¬зрыв, начало расширени€ ¬селенной — третьей стадии, "девственной ѕрироде". ќ первой стадии, то есть о том, что было ƒќ Ѕольшого ¬зрыва, физикам-материалистам говорить было трудно, потому что пон€тию "хаоса" нельз€ дать строгого определени€.
 
ћежду тем нам с вами уже должно быть €сно, что фактор, обусловивший зарождение структуры в первичном хаосе, то есть вызвавший уменьшение энтропии ¬селенной, €вл€етс€ скорее "внешним", чем "внутренним", если взгл€нуть на дело с точки зрени€ теософов и физиков, потому что исходит из сознани€ человека, а не ¬селенной: попросту говор€, как мы подумаем, так и будет — точнее, так и было (will have been). я недаром повтор€ю в каждой лекции, что истори€ пишетс€ ретроспективно.
 
¬едь врем€ — всего лишь одна из функций ¬селенной, оно не пр€молинейно (или, по крайней мере, не всегда пр€молинейно, в чем мы убедимс€ позже), поэтому наша мысль может точно так же воздействовать на относительное линейное прошлое, как и на будущее...  ороче говор€, тем самым вопрос об определении хаоса, он же вопрос о том, что было до Ѕольшого взрыва, он же вопрос об иллюзорности или реальности ¬селенной становитс€ чисто схоластическим и утрачивает дл€ нас вс€кий смысл, подобно знаменитому вопросу о том, "сколько ангелов уместитс€ на кончике иглы" — до тех пор, пока мы не найдем ответ на вопрос, что есть »стина, — кстати, кто помнит, что говоритс€ об этом в книге ƒао ƒэ ÷зин?
 
ќт »стины рожден ќдин,
ќт ќдного €вились ƒва,
»з ƒвух образовались “ри,
»з “рех — все множество вещей.
 
¬ыходит, »стина — это хаос?
 
Ќа самом деле это, конечно, ловушка. ѕросто с точки зрени€ древних индийцев (и современных эзотериков) пон€ти€ "внешний" и "внутренний" в приложении к фактору, вызвавшему структурализацию хаоса, тоже не имеют смысла, ибо человек присутствует в Ѕоге, как и Ѕог в человеке...
 
ѕостулат о тождестве Ѕога и человека в той или иной форме присутствует во всех религи€х, в чем мы с вами еще не раз убедимс€. Ќо мы и так слишком уклонились от темы.

¬идите, сколько мыслей и ассоциаций порождает один, казалось бы простенький, образ какой-то древней эзотерической доктрины. ќднако в том-то и дело, что именно эта доктрина составила один из краеугольных камней нашего сегодн€шнего мiропонимани€, ведь все мы, называющие себ€ европейцами, американцами, арабами, турками или греками, хиндустани, панджабцами, сикхами и так далее, в сущности, изначально принадлежим к одной культуре, и лишь позднейшие наслоени€ и новации привели к возникновению множества разнонаправленных учений, каждое из которых первым делом хваталось за меч, чтобы доказать свою правоту.

“ерпимость и миролюбие индийцев, объ€сн€ющеес€ в большой мере иньским, лунно-венерианским началом их культуры (недаром даже космическа€ энерги€, кит. ци или чи, €вл€етс€ в индийском понимании женской энергией — шакти), со временем сыграли дл€ них, конечно, плохую службу, не дав подн€ть меч против завоевателей, которых в истории »ндии хватало. ќднако именно эти терпимость и миролюбие, отказ от меча как средства разрешени€ философских споров создали оптимальную среду дл€ ничем не сдерживаемого роста эзотерических, религиозных и философских идей, нашедших своих почитателей и продолжателей далеко за пределами »ндии — то есть создали то, что сегодн€ называетс€ плюрализмом.

ѕоэтому дл€ самих индийцев в принципе было неважно, как нумеровать стадии мiрового развити€. ” них не было столь строгого и торжественного отношени€ к символике чисел, как у китайцев или у ѕифагора. ќднако сама символика была в принципе той же самой: мiр делитс€ на три "этажа" по вертикали — сначала небо, воздух и земл€, потом рай (голока), земл€ и подземное царство (нарака), — и на четыре стороны света (они же четыре стихии, четыре времени года и т.п.).

ќтсюда — множество триад и еще больше тетрад ("четвериц"): “римурти — троица богов Ѕрахма (творец), ¬ишну (—охранитель) и Ўива (–азрушитель), “рикарман — три главные об€занности брахмана (жертвоприношение, изучение ¬ед и благотворительность), “рипитака — три "корзины", т.е. сборника буддийского канона: монашеский устав, наставлени€ в вере и религиозна€ доктрина, и так далее; четверка дает четверорукость и четвероликость многих божеств, четыре сло€ ¬ед — –игведа (веда гимнов), —амаведа (веда песен), яджурведа (веда жертвенных стихов) и јтхарваведа (веда заклинаний), четыре об€занности человека (пурушатхи) — дхарма, артха, кама и мокша, о которых ниже, и св€занные с ними четыре этапа жизни (ашрамы) — ученик, домохоз€ин, отшельник и св€той, четыре эпохи-юги, четыре благородных истины буддизма и т.п.

»з них дл€ нас важны в пон€тийном смысле четыре пурушатхи, т.к. из них складываетс€ карма.

ѕрежде всего хотелось бы рассе€ть одно весьма распространенное заблуждение. —ловом "карма" у нас сегодн€ называют все что угодно: и наследственность, и "долги", остающиес€ нам от прошлых жизней, и дхарму (роль), и мокшу (служение), и кизмет... „аще всего именно кизмет, то есть судьбу, жребий (от араб. късм — жребий), имеющий значение только дл€ данного воплощени€ и никак не св€занный с воплощени€ми прошлыми или будущими.

ћежду тем карма — это абстрактное философское пон€тие, к обыденной жизни приложимое так же мало, как пон€тие "матери€" — к столу, за которым мы обедаем. ¬ индуизме это всеобща€ причинность, сходна€ с европейско-греческим пон€тием "телос" (конечна€ причина), поэтому обычна€ причинно-следственна€ св€зь, дл€ которой предполагаетс€ необратимость во времени (сначала всегда идет причина, а потом следствие), в области кармы неприменима.

¬ буддизме и даосизме это безличный закон мiрового равновеси€, всегда стрем€щегос€ к самовосстановлению. „еловек может нарушить его в каком-то месте; мiр от этого не перевернетс€, а человек, как говоритс€, сделает хуже себе же, потому что равновесие будет стремитьс€ восстановитьс€, и человек поплатитс€ за его нарушение. (¬ мировой мифологии описан один-единственный случай настолько глубокого нарушени€ этого равновеси€, что мiр в самом деле "перевернулс€", но это было сделано не человеком).

ƒ’ј–ћј (санскр.): долг, закон, пор€док жизни. "ƒхарма огн€ — гореть, дхарма тигра — быть жестоким..." (ƒ. –едь€р. ѕсихологи€ личности). ¬ индийской астрологии домами, указывающими дхарму человека, счит. I, V и IX.

ј–“’ј (санскр. "цель"): общественна€ де€тельность, направленна€ на приобретение пользы, богатства. ¬ астрологии домами а. считаютс€ II, VI и ’. ¬ авестизме — јрта или јша (јша-¬ахишта), "Ћучша€ ѕравда", небесный архетип пор€дка и гармонии.

 јћј (санскр.): любовь, чувственные влечени€ и страсти. ¬ индийской астрол. домами к. считаютс€ III, VII и XI.

ћќ Ўј (санскр.): спасение души, освобождение от пут материального мiра, одна из важнейших сторон жизни человека и его задач в индийской философии. ¬ инд. астрологии домами мокши счит. IV, VIII и XII.

ѕ€терки, семерки и дев€тки в качестве "несущих конструкций" встречаютс€ гораздо реже. »нди€ вообще больше т€готеет к четным числам. ќчень попул€рна шестерка и несколько менее — восьмерка. ќб индийской шестерке (гексаграмме) мы уже упоминали в прошлой лекции:

»ндийска€ шестерка

  шестерке "прив€зана" и система чакр, называема€ на санскрите "шат-чакра нирупана", т.е. "система шести чакр", и описывающа€ всю индийскую картину мiра. Ёто — схема устройства микрокосма и макрокосма, лежаща€ в основе всех "индогенных" учений — и древних, и новейших.

„ј Pј (Chakra, санскр. "круг, диск"): орган астрального (или эфирного) тела человека, "преобразователь жизненной энергии". ¬ индийской традиции насчитываетс€ шесть основных чакр плюс одна высша€, сверх-чакра (—ахасрара). Ўесть основных чакр расположены не на (или в) физическом, а на эфирном теле, которое считаетс€ носителем информации о физическом и других телах.

 ажда€ чакра обладает особыми свойствами, про€вл€ющимис€ на всех уровн€х, т.е. во всех телах. — каждой чакрой св€зываетс€ тж. определенное божество или ипостась божества, стихи€, мантра и шакти. ћантра, если вы помните, это краткое заклинание или молитва, шакти же в данном случае — женское божество, одно из олицетворений космической энергии шакти.

 ажда€ чакра имеет также свой знак или символ, сопровождаемый сложной расшифровкой и включающий несколько букв алфавита деванагари. Ўесть чакр охватывают все 50 букв алфавита, седьма€ же, сама€ высша€, тыс€челепестковый лотос, включает каждую букву в 20 повторени€х.   классическим чакрам относ€т (перечисление снизу вверх):

1. ћуладхара — на уровне копчика. „етырехлепестковый лотос. Ёто Ѕрахма, про€вл€ющийс€ в богине любви  аме. —ама€ нижн€€ чакра, при активизации которой пробуждаетс€ канал кундалини (от санскр. кундали — "зме€", служивша€ в »ндии символом красоты и силы). ѕо этому каналу жизненна€ энерги€ (шакти) поднимаетс€ наверх, в высшие области человеческого сознани€, чтобы в конце концов символы мужского и женского начала, Ўива и Ўакти, соединились в космическом блаженстве. —овр. "интегральна€" йога занимаетс€ упражнени€ми, направленными на прокачку этой энергии снизу вверх и сверху вниз. —тихи€ — земл€.
 
2. —вадхистана — на уровне лобка. Ўестилепестковый лотос. ¬ишну. —тихи€ — вода.
 
3. ћанипура — на уровне солнечного сплетени€. ƒес€тилепестковый лотос. Ўива, про€вл€ющийс€ в образе юпитерианского божества-громовержца –удры. —тихи€ — огонь.
 
4. јнахата — между сосков. ƒвенадцатилепестковый лотос. Ўива-’арикодра (Ўива в образе ¬ишну и наоборот). —тихи€ — воздух.
 
5. ¬ишуддха — на уровне щитовидной железы. 16-лепестковый лотос. —адашива (Ўива-ардханаришвара, т.е. андрогин). —тихи€ — акаша (эфир, творческа€ сила).
 
6. јджна — чуть выше переносицы. ƒвухлепестковый лотос. ѕарам-Ўива (¬севышний Ўива). —тихи€ — мысленна€, неартикулируема€ речь (манас).
 
7. —ахасрара — над макушкой. “ыс€челепестковый лотос. ќбитель чистого сознани€ Ўивы, сли€ние индивидуального и мiрового разума, мужского и женского начала.

¬ наши дни эзотерики работают не только с классическими семью чакрами, но и с некоторыми дополнительными — акитрой, двадасарной (ћанас-чакрой), Ћалана и —ома-чакрой и др. ѕодробнее см.: Woodroffe, John. The Serpent Power. Madras 1918, 1958; Pаджнеш, Ѕхагван Ўри. ћедитаци€: искусство внутреннего экстаза. Rajnesh Foundation, Poona, 1977;  аптен ё.Ћ. ќсновы медитации. —ѕб., "јндреев и сыновь€", 1991.

ѕредставление о "пространственно-временной замкнутости мiра", о цикличности всех его про€влений восходит, как мы уже говорили, к "таврическому" мышлению, т.е. мышлению эры “ельца, элементов которого в индийской культуре сохранилось немало. ¬ыражением этого представлени€ €вл€етс€ м а н д а л а — символ вечного круговорота времен и событий, солнечного года, воплощений и перевоплощений, модель ¬селенной, изображаема€ в виде круга со вписанным в него крестом или квадратом, обозначающим стороны света.

“ем же словом обозначаютс€, кстати, и "круги", т.е. разделы –игведы, а тж. некоторые другие круги — например, небесный круг «одиака и все, к нему относ€щеес€. “ак, у известного астролога и философа-эзотерика ƒейна –едь€ра (Rudhyar) имеетс€ работа, озаглавленна€ "јстрологическа€ мандала": в ней привод€тс€ образные описани€ свойств каждого из 360 градусов «одиака.

»так, познакомившись вкратце с основами индийской эзотерической мысли, рассмотрим этапы ее развити€.

"ѕриродна€ религи€" ¬≈ƒјЌ“»«ћј примерно к середине эры ќвна (VI-III в. до н.э.) смен€етс€ Ѕ–ј’ћјЌ»«ћќћ, разработавшим учение о мiровой душе (брахмане), о карме и реинкарнации (перевоплощении). ¬ это же врем€ складываетс€ система к а с т, создающа€ своего рода "стержень" в прежде аморфном (венерианско-лунном) индийском обществе. Ёта система обеспечивала эзотеричность (т.е. в данном случае — недоступность дл€ непосв€щенных) знаний ¬ед и высших ступеней самосовершенствовани€ дл€ женщин и членов низших каст. —тать сань€си (св€тым) мог и об€зан был только брахман (—м. об этом: «аконы ћану. ћ., "Ќаука", 1962; переизд. 1992).

  концу эры ќвна из брахманизма выделились шесть ортодоксальных и целый р€д неортодоксальных учений:

- веданта: истинным бытием обладает только брахман (мiрова€ душа), все остальное же есть про€вление божественной иллюзии (май€); изложено в "Ѕрахмасутре" Ѕодара€ны;

- миманса: истинным бытием обладает только реальный мiр, никакой мiровой души нет; мiр управл€етс€ кармой и познаваем разумом;

(и можно бесконечно спорить о том, иллюзи€ ли наш мiр или не иллюзи€, привод€ бесчисленное количество доказательств, но подлинному философу-эзотерику €сно, что правы и те, и другие, ибо нет разницы между иллюзией и не-иллюзией, нет границы между мiром видимым и мiром невидимым — или, точнее, эта разница несущественна, эта граница преодолима; до конца эта мысль додумана, как мы помним, в дзен-буддизме, но и другии философии учили преодолевать ее, хоть и кажда€ по-своему...)

- санкхь€: учение о страдании и освобождении от него;

- йога: дериват санкхьи, учение о совершенствовании тела и духа. ѕодраздел€етс€ на восемь анг (ступеней):

¬осемь наг (ступеней йоги)

ѕодробнее см., напр.: "…ога-сутры" ѕатанджали и "¬ь€са-бхашь€". ѕер. и комм. ≈. ќстровской и ¬. –удого. ћ., "Ќаука", 1992;

ќ йоге и ее применимости у нас, "на «ападе", процитируем доктора ‘ридриха ‘еерхофа — "јстрологи€ как основа терапии", отрывки печатались в журн. "Ќаука и религи€", N 1/94:
 
"—ам факт все увеличивающегос€ вли€ни€ великого учени€ йоги на развитие народов «апада представл€етс€ весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высша€, духовна€ природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью.
 
“акова единственна€ истинна€ цель насто€щего йога. ќднако подверженна€ всем страст€м природа человека «апада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно ист€зать свою плоть, жела€ путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытаетс€ использовать свои психические способности дл€ физического укреплени€ организма.
 
ѕока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы — незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п. ¬ таких случа€х неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себ€, вслед за перенапр€жением наступают нервные расстройства и заболевани€, депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчиваетс€ экзальтированностью и "надломом".
 
/.../ ќпыт показывает, что одни и те же психические упражнени€, завершающиес€ дл€ человека восточного (напр., индийца или перса) блест€щим успехом, дл€ европейца могут оказатьс€ буквально губительны. ѕричиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случа€х попросту отказываетс€ переносить такие упражнени€, — напр., приемы "таттвы" или глубокие дыхательные упражнени€.
 
/.../ »ндийцы тыс€чи лет жили в определенном климате и определенных услови€х, во многих отношени€х пр€мо противоположных нашим. ќни выработали определенный тип мышлени€, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий на определенные типы индивидов. ѕоэтому дл€ нас бесполезно пытатьс€ идти их путем, хот€ и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но дл€ народов «апада столь же мало приемлемым, как овс€на€ диета — дл€ льва".

- и, наконец, вайшешика и нь€€ (астика-нь€€): схоластические системы, старавшиес€ уложить все древние и новые представлени€ в строгие схемы, что, конечно, не так-то просто сделать. Ёти схемы так или иначе восход€т к шат-чакра нирупана, обраста€ лишь некоторыми добавлени€ми. ѕодробности можно найти в любой книге по индийской философии.

Ёти учени€ были как бы "прин€ты в семью" индийских философий, т.к. они не претендовали на значение и роль религий. ”чени€ же, претендовавшие на нечто большее, т.е. породившие новые религии или секты, считаютс€ "неортодоксальными", т.е. выход€щими как бы за рамки официальной доктрины.

Ёто, во-первых, “јЌ“–»«ћ (от санскр. тантра — "сокровенное, маги€"): р€д сект и школ с особыми обр€дами, восход€щими к древним культам плодороди€. »х отличает прежде всего эзотеричность обр€дов, несовместимость с брахманистическим ритуалом, представление о мужском и женском энергетическом начале. ќбщение полов рассматривалось как мистический акт, в результате которого оба партнера приобретают часть космической энергии (шакти). ћногие элементы тантризма были прин€ты ламаизмом (—м.  итай и “ибет).

ƒалее это, конечно, Ѕ”ƒƒ»«ћ в своих первоначальных формах, учение принца √аутамы. Ѕуддизм разработал учение о сансаре, т.е. круговороте нашей обычной жизни, включа€ перевоплощени€ и повторные рождени€, неизбежно св€занном со страдани€ми, и нирване, т.е. "погашении жажды", оставлении радостей этого мiра, завершении круговорота страданий и соединении с абсолютом.

Ёто учение было сформулировано в виде "четырех благородных истин": 1) всЄ — это страдание, 2) у страдани€ есть причина, 3) страданию можно положить конец, 4) существует путь, ведущий к прекращению страдани€.

Ётот путь включал, в свою очередь, четыре стадии медитации или "степени религиозного погружени€". јдепты, освоившие эти стадии или степени, прошедшие очередной цикл жизни (ашрамы, см. выше), также подраздел€ютс€ на различные "ранги" по своей св€тости (см., напр., ѕишель –. Ѕудда, его жизнь и учение. ћ., 1911, репринт 1991).

ѕри этом из мистического арсенала буддизма удал€лась как вс€ палитра традиционных индийских верований, включавших почитание множества божеств и их ипостасей, так и собственно человеческа€ личность как участник какого бы то ни было мiрового процесса, т.к. важнейшим залогом перехода к нирване (—пасени€) считалс€ отказ от вс€кой результативной де€тельности (тот же принцип неде€ни€). ј это противоречило уже установившейс€ системе каст, требовавшей от каждого члена общества совершенно определенных и вполне результативных действий.

ќднако с эзотерической точки зрени€ буддизм был шагом вперед, потому что познание закономерностей мiра видимого и невидимого действительно требует отказа от вмешательства в действие этих закономерностей (известный постулат о вли€нии экспериментатора на ход эксперимента). ѕоэтому на традиционной индийской почве буддизм большого распространени€ не получил и в начале эры –ыб был вытеснен индуизмом — новейшей формой древней индийской религии, однако дал множество вариаций на периферии индийского ареала.

≈ще до этого он распалс€ на два больших направлени€: маха€ну и хина€ну.

ћаха€на (санскр. "Ѕольша€  олесница"): наиболее крупное направление буддизма, "Ѕольшой путь —пасени€", распростр. в »ндии,  итае,  орее, японии. ¬ отличие от ’ина€ны считает, что —пасени€ может достичь каждый, кто следует заветам Ѕудды Ўакь€муни и живет в любви с ближними. Ќосит более эзот. характер, чем ’ина€на.

’ина€на (санскр. Hinayana, "ћала€ колесница"): "ћалый путь —пасени€", меньшее, чем ћаха€на направление в буддизме, по традиции счит. более ранним. –аспростр. в Ѕирме, “аиланде, Ўри Ћанке. Ѕудда в х. — историческа€ личность, пример дл€ подражани€, а не —паситель, ибо никто никому не может помочь ни очиститьс€, ни освободитьс€. ƒл€ постижении истины отшельничество счит. практически об€зательным. Ёто означает, что —пасени€ могут достичь лишь немногие.

ƒ∆ј…Ќ»«ћ, первоначально представл€вший собой одну из сект буддизма, ныне €вл€етс€ самосто€тельной религией. “радиционно его первым "пророком" считают ћахавиру, старшего современника Ѕудды, однако корн€ми он уходит в древние, еще тотемистические веровани€ жителей »ндии (наподобие ламаизма, вобравшего в себ€ элементы древней тибетской религии бон). ¬ эзотерическом плане он, пожалуй, наиболее полно выразил мысль об относительности любых человеческих определений, даваемых €влени€м макрокосма и микрокосма, признав, что люба€ вещь существует и не существует одновременно, вопрос лишь в том, что под этим понимать.

 роме того, джайнизм считает непременными атрибутами любой души (индивида) совершенное знание и высшее блаженство, непро€вление же того и другого в каждом отдельном случае есть результат нарушени€ индивидом своей кармы. ¬ысшей целью джайнисты называли освобождение от груза кармы путем подвижничества, важнейшим элементом которого считали непричинение вреда (ахимса).

ѕерси€

–елиги€ парсов, предков жителей сегодн€шнего »рана, также имеет очень древние корни, т.е. восходит к самым ранним индо-иранским анималистическим и тотемическим культам. ƒревние парсы почитали стихии и их воплощени€ — огонь, воду, камни, ветер, совершали жертвоприношени€, поклон€лись божествам солнца и луны.

ќгонь считаетс€ самой мощной, а в некоторых теори€х — и самой древней из стихий. ќгонь очищающий, этот каббалистический Ёш-ћезареф, как нельз€ лучше отвечает задаче —пасени€, ибо он освобождает от скверны. ѕоэтому и зороастризм, пришедший на смену чистому стихие- и огнепоклонству, не смог отказатьс€ от культа огн€.

«ќ–ќј—“–»«ћ как учение «ороастра (не будем вдаватьс€ в детали вопроса о личности «ороастра и времени его жизни) сложилс€ к концу эры ќвна, т.е. к VI-V вв. до н.э. ¬о вс€ком случае, он уже был распространен в державе персидского цар€  ира (558-529 до н.э.), и евреи, находившиес€ в это врем€ в плену в завоеванном  иром ¬авилоне, успели кое-что перен€ть из религиозной философии зороастризма.   тому же времени относитс€ и оформление первых текстов "јвесты".

¬ √осударственной (бывшей Ћенинской) библиотеке есть издание "јвесты" на немецком €зыке: Avesta. Die heiligen Buecher der Parsen. Brl.-Lpz. Verl. De Gruyter, 1924. Ќа русском €зыке эти тексты целиком до сих пор не выходили. ¬ принципе они целиком и не сохранились: из 21 книги, существовавших при —асанидах, т.е. в —редневековье, до нас дошли лишь четыре, из них только одна (¬ендидад) без пропусков и потерь. ≈сть, впрочем, перевод избранных гимнов: —теблин- аменский ».ћ. јвеста. »збранные гимны из ¬идевдата. ћ., 1993.

ќчень многое в иранской картине мiра сходно с представлени€ми древних индийцев — корни-то общие. », хот€ функции божеств и других элементов мифологии у парсов нередко измен€ютс€ на пр€мо противоположные по сравнению с индийцами, родство их имен и названий очевидно.

—р. санскр. артха и авест. аша — закон мiровой необходимости, санскр. яма и авест. …има — бог подземного царства, но санскр. дэва — "бог" и авест. "даэва" — злой дух, разрушительна€ сила (ср. груз. дэв).

ѕервоначальные общество и культура иранцев носит, в отличие от индийских, €рко выраженный марсианский характер (поклонение огню, завоевательные войны, не прекращавшиес€ в течение столетий, "культ" личности вместо отказа от нее и т.п., наконец, Ћев с саблей и —олнце в гербе современного »рана), поэтому отличий между ними довольно много. Ќе рассматрива€ их во всех подробност€х, отметим две идеи, важных не только в догматическом, но в большой мере и в философском плане; возможно, они были восприн€ты иранцами у соседних семитских или даже более отдаленных восточно-африканских племен: это иде€ чистилища и иде€ благодати.

Ќе утвержда€, что обе эти идеи проникли в »ран именно из јфрики, все же напомню о весьма распространенной гипотезе происхождени€ всех человеческих рас именно с африканского континента (а с учетом теории —еми рас — с "черного" континента √ондваны), а также процитирую иранского писател€ √оламхосейна —аэди: " ультура суахили больше, чем люба€ друга€, оказала вли€ние на обычаи и традиции населени€ южного побережь€ »рана" — цит. по: ∆уков ј.ј.  ультура, €зык и литература суахили. Ћ., Ћ√”, 1983.

„истилище, авест. чинвад (Chinvad), „инвато-ѕэрэру, поздн. —ерат: волшебный мост, плоский и узкий, как меч. ѕройти через него могут лишь те, кто был праведен и верно служил Ѕогу.  огда на мост вступает грешник, он поворачиваетс€, превраща€сь в острие.

„истилище (лат. Purgatorium): в позднейших монотеистич. мифологи€х — место, промежуточное между раем и адом, "перва€ инстанци€", где души усопших предстают перед судом, оценивающим их земные дела. «ачатки пон€ти€ ч. имелись уже у древних народов (см. Ёлисийские пол€, Ѕардо, ЅифрЄст). –азвитие пон€тие п. получило в эпоху –ыб: мост „инвад у зороастрийцев, пропускающий лишь праведников, от них — представление о "мосте толщиной в волос" у мусульман (сам человек пройти по нему не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал јллаху), римско-катол. представление о „. как приношении очистительной огненной жертвы (нем. Fegefeuer). —пор о „. был одной из причин раскола ¬селенской церкви на католическую и православную (ѕравославие „истилища не признает).

Ѕлагодать (греч. 'h charisma, лат. gratia, др.-евр. BERACHA, араб. Baraka); современные русские часто называют ее "благостью", т.к. старинное "благодать" дл€ них скорее кажетс€ равнозначным "кайфу", но термин есть термин: это — важнейшее эзотерическое пон€тие, означающее особую божественную силу, ниспосылаемую человеку. ѕередаетс€ человеку от божества посредством эманации или в ходе свщ. таинств (мистерий) от других носителей благодати, и может быть таким же образом отн€та (можно вспомнить персидского геро€ јфрасиаба, за свои преступлени€ лишенного благодати богиней, лишение сана и отлучение от церкви у христиан и т.п.).

¬ христианстве зап. отцы церкви считали благодать единственным условием —пасени€, а вост. нар€ду с нею допускали и свободу воли (пелагиане). ” зороастрийцев хварна (фарн) считаетс€ эманацией божественного огн€, "благой долей", озн. награду и в земной жизни — власть, богатство, как и бераха (йидд. брохе) у иудеев. ” мусульман носител€ми небесной благодати (барака) считались суфии и иные "столпы веры" (а€толлы, шейхи).
 
√реч. харизма, в древности означавшее "дар богов" (или богам — в виде жертвы), ныне употребл€етс€ дл€ обозначени€ дара служени€ идеалу или просто дара общени€ с людьми ("харизматический лидер"). ¬ совр. культурах пон€тие благодати имеет свои отличи€: фр.-англ. grace, нем. Gnade скорее означает "милость Ѕожию" (милосердие, mercy, греч. to "eleos), как и в современом иудаизме (ивр. ѕESED, "благоволение", отсюда хасид).

—колько ни искал, в индийских трактатах (и древних, и современных) € нигде не нашел пон€ти€, которое хоть отчасти соответствовало бы идее благодати.  онечно, в разных €зыках и культурах его содержание различно, но €дро-то все равно одно. ј у индийцев, начина€ с ¬ед и конча€ трудами  ришнамурти, есть все, что угодно: божественна€ сила, прана, шакти, асхима, праведность, — кроме благодати.

Ёто оттого, что "носител€ми божественной силы" у индийцев считались (и посейчас считаютс€) не отдельные люди, заслужившие ее тем или иным образом, а в с е члены касты брахманов по праву рождени€. ≈сли ты даже кшатрий (воин, патриций), то будь ты хоть сорок раз герой, тебе не познать высшей благодати. » наоборот, даже совершив преступление, "дважды рожденный" может утратить звание брахмана, но он не утратит своей причастности к высшей благодати (ср. двор€не-декабристы, лишенные "прав состо€ни€", но не утратившие врожденного благородства).

¬ этом смысле выделение зороастризма из протоведической религии было шагом вперед, ибо предоставл€ло возможность —пасени€ не одной только касте избранных, а вообще всем, прин€вшим учение.

≈ще одно отличие индийского и персидского мiровоззрени€ заключаетс€ в признании существовани€ пары верховных божеств, бога добра ќрмузда и бога зла јримана как двух независимых начал, каждое из которых ведает своими делами: один — добрыми, другой злыми. ѕоэтому персов часто упрекают в дуализме. ќднако этот дуализм относителен, ибо и ќрмузд, и јриман на самом деле суть "небесные близнецы", дети бога вечного и бесконечного времени — «рвана, хот€ в "јвесте" он упоминаетс€ лишь вскользь.

¬ самом зороастризме эзотеризма немного, да и то это по большей части элементы все того же индо-иранского мiровоззрени€. √ораздо эзотеричнее зороастризма его дериваты — "ереси" и новейшие учени€ (напр., "“ак говорил «аратустра" Ќицше), одно из которых пр€мо обращаетс€ к «рвану: это «–¬јЌ»«ћ (зерванизм), учение о бесконечном времени.

«рван, тж. «ерван, «урван (пехл.; арм€нск. «руам, «руан; англ. Zurvan, Zervan): «. јкарана, "Ќеограниченное ¬рем€", верховный бог зрванистской мифологии (»ран), персонификаци€ даже не столько времени, сколько принципа космического равновеси€ (весы, на одной чаше которых находитс€ добро, на другой — зло). ѕо одной из версий вообще двуполое божество, андрогин, который "не знал даже, что творитс€ в его утробе". ¬оспринимаетс€ как бесконечное врем€, тогда как мiр конечен и обречен на гибель. —оздатели мiра — сыновь€ «. ќрмазд и јриман, но врем€ могущественнее обоих, т.е. добра и зла. »з ѕерсии этот культ проник в —ирию, ѕалестину и ≈гипет (Ёон). ‘еодор ћопсуэстийский наз. его "“ихе" (греч. н tychh — "∆ребий", "—удьба").

‘еодор ћопсуэстийский (ум. 425) — великий экзегет јнтиохийской школы, ученик ѕавла —амосатского. ¬первые дал подробные комментарии ко всем книгам Ѕиблии и составил "ответы" относительно всех ересей. ¬ 553 г. (на V ¬селенском соборе) сам осужден как еретик (несторианин) за то, что признавал в »исусе две природы, божественную и человеческую. —оставил труд "ќ магах в ѕерсии", краткое изложение к-рого даетс€ у ѕатр. ‘оти€ (ок. 820-891).

¬ эпоху поздней античности зрванизм был распространен тж. на —ицилии и в —ирии "среди магов", как пишет Ѕартел ¬ан-дер-¬арден (ѕробуждающа€с€ наука II. –ождение астрономии. ћ., "Ќаука", 1991). ќднако в самом »ране приверженцы религиозной секты зрванитов были в конце концов подавлены —асанидами, и в насто€щее врем€ их почти не осталось. ќднако их философские взгл€ды, более близкие эзотеризму, чем философи€ собственно "јвесты", и сегодн€ дают неплохую пищу дл€ размышлени€.

ƒругой не менее интересной в эзотерическом плане сектой были ћјЌ»’≈».

ћани-«ендиг, ћанес сын ѕатала (лат. транскр. Manes или Mani, 216 — ок. 277): основатель манихейского учени€. —чит. себ€ учеником ‘аридуна. ќбъ€вилс€ в »ране при Ўапуре, сыне јрдешира (2-й царь —асанидской династии), отрицал «енд-јвесту, за что он сам и его последователи были прозваны "зендигами" (отсюда араб. зиндик — "вероотступник"). Ќазывал себ€ преемником Ѕудды, «ороастра и ’риста.
 
ѕо аль-Ѕалхи, ћани бежал от преследований Ўапура в  итай, где основал секту абахитов. ¬нук Ўапура, Ѕахрам, вернул ћани в »ран, пообещав легализовать его учение. “от поверил, и манихеи вышли из подполь€. ∆ела€ поступить "по-царски", Ѕахрам устроил религиозный диспут, и ћани признали побежденным. ÷арь предложил ему отречьс€ от своей веры или умереть. ћ. избрал смерть. — него содрали кожу и набили ее соломой — "и вот почему каждому, кто окажетс€ главой зендигов, кожу набивают соломой" (»бн аль-Ѕалхи. ‘арс-Ќаме). ѕоследователей ћ. заключили в темницы, а тех, кто не отрекс€, казнили. Ѕируни (см.) наз. его  урбикос ибн ‘аттак; у римл€н он наз.  орбиций (Corbitius).

ћанихейство представл€ло собой своеобразный синтез собственно персидских, шумеро-вавилонских и христианских (гностических) взгл€дов. ¬ отличие от зрванитов и собственно зороастрийцев, манихеи были истинными дуалистами: они считали добро и зло (свет и тьму, бога и диавола) двум€ абсолютно самосто€тельными и равноправными началами, представленными как во ¬селенной, так и в человеке.

— современной точки зрени€ это был эзотеризм "без верхушки", так и не достигший стадии "плеромы" (полноты) из-за отказа от признани€ ≈диницы (јбсолюта): их космогони€ начиналась сразу с двойки. ¬ сравнении со зрванизмом он, конечно, менее развит, однако более живописен и содержит по крайней мере одну немаловажную концепцию, к которой нам еще не раз придетс€ вернутьс€ — назовем ее условно "восстанием Ћюцифера" (иногда ее еще называют "войной богов").

≈е смысл таков. «ло (Ћюцифер, јриман, диавол — неважно, самосто€тельна€ ли сила или неблагополучный "33 отдел" “ворени€, если кто читал —ьовалла и ¬аллЄо или видел фильм) однажды восстало против ƒобра, жела€ возглавить ¬селенную. » это ему почти удалось, но его окончательна€ победа означала бы коллапс ¬селенной, поэтому вступил в силу закон космического равновеси€ (в иудео- христианских мифах персонифицируемый в качестве архистратига ћихаила), и зло было повержено, катастрофа предотвращена.

ћанихеи делали из этого вывод, что јриман, потерпев неудачу в макрокосме, вс€кий раз пытаетс€ вз€ть реванш в микрокосме, то есть искушает каждого отдельного человека, стара€сь лишить его "образа и подоби€ ќрмуздова", поэтому задача человека — искать пути к восстановлению этого образа.

≈ще манихеи проповедовали аскетизм и безбрачие, выступали против огнепоклонничества (зороастризма). —уществовало 6 " ниг ћани" на сирийском и 1 на среднеиранском (парф€нском) €з. (" нига гигантов", "Ўапуракана" и др.); не сохранились. ¬згл€ды манихеев нашли потом многих последователей на «ападе и на ¬остоке, однако сами они, как уже говорилось, были уничтожены.

¬ наши дни зороастризм как таковой сохранил по большей части чисто религиозный характер, утратив философские элементы. Ёто не удивительно, т.к. государственной религией в »ране сейчас €вл€етс€ ислам шиитского толка, а зороастрийские общины, сравнительно небольшие, разбросаны по всему мiру. «ороастрийцам (так же, как цыганам) "некогда" заниматьс€ эзотерической философией.

—овременна€ же философи€ "ј¬≈—“»«ћј", существующа€, кажетс€, только в европейской части –оссии, представл€ет собой переработку древнеиранских мифов (индийские источники которых бросаютс€ в глаза почти всюду).

ќдин из этих мифов, отталкивающийс€ от исторического факта — прихода индо-иранских племен откуда-то с севера, — и учитывающий опыт нацистского учени€ об арийской расе, дал на нашей почве своеобразную теорию об јрктогее.

јрктоге€

ј– “ќ√≈я: ¬ авестийской эзот. историософии — древнейший праматерик, предпол. прародина человечества (ѕ. √лоба). ” совр. европ. националистов — родина северной (нордической) расы, носительницы высшей культуры, в противоп. √ондване как родине южной расы. ¬стречное движение этих рас дало все разнообразие культур, однако высшие формы культуры и цивилизации возникали там, где преобладали "арктоиды". ѕодробнее см., напр.: ƒугин ј. √иперборейска€ теори€ (опыт ариософского исследовани€). ћ., 1993.

Ўамбала

≈сли у нас есть еще врем€, мы можем рассмотреть легенду о Ўамбале, нашедшую столь широкий отклик в сердцах многих современных росси€н.

ЎјћЅјЋј, Ўамбхала, в зап. лит. тж. Ўангри-Ћа (санскр. Cambhala, англ. Shambhala или Shangrila): по ламаистическим представлени€м — легендарна€ страна, в которой хран€тс€ высшие магические тайны тантризма и буддизма. ќвладением этими тайнами — страстное желание ламаиста, поэтому Ў. воспринимаетс€ как олицетворение мiра гр€дущего будды ћайтрейи. ѕо легенде, Ў. была царством в —редней јзии. ≈е царь —учандра побывал в ёжной »ндии, чтобы приобрести знание. ѕосле мусульманского вторжени€ в —реднюю јзию в IX в. царство Ў. сделалось невидимым дл€ человеческих глаз. “олько чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Ќо в недалеком будущем царь –удрачакрин выйдет из нее вместе со своим воинством и его предводителем, чтобы после великой битвы установить на «емле новое духовное сообщество.

ѕодобные легенды существовали (или существуют) у многих народов: российские Ѕеловодье и √рад  итеж, в какой-то мере германска€ ¬инета и так далее.

Ќа самом деле Ўамбала — это всего лишь эгрегор, информационное поле, созданное к тому же исключительно западным эзотеризмом: это своего рода мечта об идеальном обществе, в которое войдут только лучшие из "посв€щенных". ќднако поскольку большинство из тех, кого на «ападе объ€вл€ли "лучшими", оказались людьми скорее бессовестными, то и их информационное поле в наши дни значительно утратило свою первоначальную €сность и чистоту.

јвтор: Het Monster
 
ƒревний мир

„итайте в рубрике «ƒревний мир»:

»нди€ и ѕерси€
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам