Ёкзотические культуры (Ѕамбара, Ѕенин, —уринам, шаманизм)

Ёкзотические культуры Ёкзотические культуры

Ќа периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин не только сохран€ющие в себе черты предыдущих эпох — эры ќвна, эры “ельца или даже еще более ранних, — но и предоставившие этим чертам возможность "пережить свой век", проделать как минимум один, а то и несколько добавочных, "сверхплановых" циклов развити€.

ѕерва€ часть этого положени€, т.е. сохранность в них многих черт глубокой древности, радует этнографов, археологов и других ученых, реконструирующих историю человеческих обществ. Ќас же с вами больше интересует втора€ часть, подразумевающа€ не столько реконструкцию элементов развити€ этих обществ — ибо, как мы уже убедились, повсюду на «емле они были в большей или меньшей степени одинаковы, — сколько роль и место этих культур в нашей сегодн€шней жизни в целом и в эзотерической философии в частности.

–оль и место этих культур сегодн€ во многом напоминали бы роль лапут€нских бессмертных у —вифта, достойно проживших один человеческий век, а затем несколько веков пребывающих в полном маразме, или судьбу однолетнего растени€, высаженного в горшок и оставленного на зиму в теплом помещении — к –ождеству такое растение принимает причудливые, не свойственные ему формы, а к ћасленице выдыхаетс€ и умирает, — если бы не мощна€ основа этих культур, едина€ со всеми остальными, позднейшими, верна€ уже в силу своей простоты и красоты.

¬се подобные культуры мы, естественно, рассмотреть не сможем; € перечислю лишь те, которые представл€ютс€ важными дл€ понимани€ их принципиальной значимости.

Ќачнем с культуры, наиболее близкой нам географически.  ак известно, на самом краю нашего пространства-времени ("от вар€г до греков" и учебников истории с 5 по 10 класс) находитс€ ≈гипет — недаром европейцы столько веков считали его самой дальней и самой древней из цивилизованных стран. ѕро ≈гипет мы уже говорили, попробуем теперь загл€нуть за его пределы.

ƒревний ≈гипет был большой страной. Ќа сегодн€шних картах его территори€ поделена на несколько частей, крупнейшими из которых €вл€ютс€ собственно ≈гипет (северна€ часть ƒревнего) и —удан (юг ƒревнего ≈гипта).

¬ —удане живут разные племена, и на прот€жении последних двадцати веков в нем происходили разные удивительные вещи (например, по€вление мессии — махди, о котором мы, возможно, еще поговорим). ќдно из этих племен называетс€ ЅјћЅј–ј. Ёто обычные чернокожие, красивого телосложени€, они живут также в ћали и некоторых других странах јфрики, в состав ≈гипта никогда не входивших.

ƒл€ начала обратимс€ к космогонии бамбара — естественно, в сокращенном виде, чтобы у€снить главное. »злагаетс€ по: јрсеньев ¬.–. «вери — боги — люди. ћ., 1991.

ћiр произошел из первичной пустоты (т.е. все того же хаоса, определени€ которого нигде найти невозможно. Ќо мы по ходу дела все-таки попытаемс€). ѕустота издала звук, отчего возник ее двойник. ќт их соединени€ возникло влажное вещество (вода), а потом произошел взрыв (! — что мы говорили о Ѕольшом взрыве?), породивший твердое вещество. ќднако это еще не были земл€ и пространство, их еще не сотворили.

ѕри оседании твердого вещества (после взрыва) возникли вещи и их символы. “огда из хаоса выделилось сознание и направилось к вещам, чтобы вдохнуть в них жизнь и наделить именами. “ак возник активный дух …о и 22 основных элемента, от которых произошли звуки, цвета, действи€ и чувства (вам это ничего не напоминает?).

ќт …о произошло божество ‘ а р о, "властитель слова", создавший семь небес, и другие божества. ѕри этом ‘аро соответствует стихии ¬ќƒџ (женское начало, дл€ краткости — инь), "строитель «емли" ѕемба — ќ√Ќё (€н), прародительница людей ћусо  орони — «≈ћЋ≈ (инь), а дух “елико — ¬ќ«ƒ”’” (€н). Ёто распределение стихий по принципу мужского и женского начала полностью соответсвует, кстати, взгл€дам индуистов (брахманистов), пифагорейцев, каббалистов и суфиев.

—ходство с уже известными нам космогони€ми несомненно, а с египетской просто бросаетс€ в глаза — особенно если знать, что двадцати двум арканам “ а р о приписываетс€ египетское происхождение: по легенде, в подземелье одного из древнеегипетских храмов хранились 22 золотые таблицы, на которых в виде рисунков в символической форме были запечатлены все знани€, накопленные египетскими жрецами. язык мен€етс€ и умирает, а рисунок вечен, поэтому жрецы решили запечатлеть свои знани€ в рисунках.

ƒа, аналоги€ напрашиваетс€. ћало того: существует множество красивых легенд о взаимопроникновении севера и юга — например, легенда о римском батальоне, заблудившемс€ в “ропической јфрике и давшем начало роду белолицых и голубоглазых берберов.
 
Ќо: истори€ пишетс€ ретроспективно!
 
 роме того, дл€ нас, раз уж мы углубились в эзотеризм и знаем, что при анализе вопросов быти€ (т.е. проблем микрокосма и макрокосма) закон причины и следстви€ неприменим, и в данном, и в других случа€х неважно, кто у кого заимствовал: бамбара у египт€н или египт€не у бамбара. » те, и другие отразили в своих представлени€х общий закон мiрового равновеси€: ¬селенна€ устроена так, а не иначе, поэтому ее отражени€ в сознании любых племен и народов будут схожи.

¬спомним марксистский закон единства и борьбы противоположностей или слова Ѕхагван Ўри –аджнеша, он же ќшо, великий учитель современных русских и зарубежных индуистов. ¬озвраща€сь к теме ƒревней »ндии и предвар€€ тему современных пост-индийских учений, можно сказать, что заслуга –аджнеша состоит именно в адаптации пон€тий всеиндийского плюрализма богов и мнений к ограниченно- рационалистическому воспри€тию европейцев (или, точнее, вообще людей «апада). ќн писал:

"ѕротивоположности — это не противоположности. ѕосмотрите глубже, и вы ощутите их, как одну и ту же энергию" — это именно то, о чем мы говорили на всех предыдущих лекци€х... ѕомните спор между ведантой и мимансой, иллюзи€ ли мiр или не иллюзи€?

Ќо вернемс€ к нашим экзотическим культурам. Ѕамбара, как мы помним, живут и в ћали. ћали — уже “ропическа€ јфрика, область еще более своеобразной культуры. ƒостаточно вспомнить, что в том же тропическом по€се, только не на северо-западе, а на юго-востоке, находилось легендарное государство ћономотапа (терр. сегодн€шних «имбабве и ћозамбика).

¬рем€ этих культур циклично: "что было, то и будет, и что делалось, то и будет делатьс€" (≈к. 1:9). „еловек и ¬селенна€ или, точнее, человеческое общество (община) и ¬селенна€ едины, они пребывают в равновесии, нарушать которое никому не дозволено. ƒл€ членов таких обществ "характерна сознательна€ ориентаци€ в первую очередь на точное воспроизведение опыта предшествующих поколений и передачу его потомкам в неизменном виде" (¬.–. јрсеньев).

¬ современной научной традиции такие общества или культуры, наход€тс€ ли они в јфрике, в ёжной јмерике или јвстралии, прин€то называть архаичными. » этнологи в данном случае правы: ведь, как мы помним, например, представление о цикличности пространства-времени восходит к эре “ельца, а некоторые другие представлени€ — к еще более ранним периодам человеческой истории.
 
 онсерваци€ или, точнее, посто€нна€ реанимаци€ этих представлений сыграла в истории "архаичных обществ" не менее роковую роль, чем в истории »ндии, о чем мы говорили в предыдущей лекции.  ак пишет к.и.н. »рина “имофеевна  атагощина (»нститут јфрики –јЌ), "устойчивость традиции сделала носителей архаичного сознани€ в значительной мере безоружными перед лицом стремительно надвигавшихс€ на јфрику социальных перемен в колониальный период и позднее" ( атагощина ».“. јрхаичные пространственно-временные представлени€ и общественный прогресс в “ропической јфрике. ¬: ѕространство и врем€ в архаических культурах. ћатериалы коллоквиума, ћ., 1992).

ќднако именно эта "устойчивость традиции", в основе которой лежали наиболее простые и естественные представлени€ о мiре, сделала носителей этих культур резистентными против всех бесчисленных нововведений второй половины эры –ыб, начина€ от мусульманских и христианских вероучителей и конча€ цивилизаторскими потугами капиталистов и коммунистов. "“ропическоафриканска€ цивилизаци€ сохранилась", как констатировал кто-то из наших африканистов.

—легка перефразиру€ ƒмитри€ ћихайловича Ѕондаренко, замечательного современного африканиста, можно сказать, что "то, что дл€ нас €вл€етс€ содержанием, дл€ них всего лишь форма, а то, что мы считаем формой, дл€ африканца и есть содержание". »ными словами, африканец может ходить в костюме с галстуком и беседовать с вами о творчестве  афки, но вы вечером пойдете домой смотреть телевизор, а он обернетс€ леопардом и отправитс€ на ритуальную охоту.
 
ѕочему леопардом? ѕотому что "мы одной крови, ты и €" — это хорошо чувствовал –едь€рд  иплинг, автор "ћаугли", пон€в, что европеец эры –ыб слишком утратил св€зь со своим природным началом, и лишь колоссальный стресс может вернуть его к первоначальному шаблону поведени€ (“. Ўибутани. —оциальна€ психологи€. ћ., 1968).  стати, знаменита€ иде€ "назад к природе" возникла у европейских ѕросветителей не в последнюю очередь именно благодар€ "открытию" јфрики...

¬ чем же заключаетс€ эта картина мiра, столь естественна€ дл€ носителей "архаичных культур" и столь успешно забыта€ нами?

–ассмотрим ее на примере Ѕ»Ќ» (бенинцев) — народа, насел€ющего западноафриканское побережье тропической јфрики. »злагаетс€ по: Ѕондаренко ƒ.ћ. Ѕенинское общество накануне первых контактов с европейцами (стадиальные и цивилизационные особенности). ƒиссертаци€. »н-т јфрики, ћ., 1993 (на правах рукописи).

¬селенна€ представл€лась бенинцам в виде нескольких концентрических кругов — мiров, границы между которыми вполне определенны, хот€ и проницаемы. ¬нешний, самый широкий круг составл€ла ¬селенна€, включающа€ многонаселенный мiр предков, духов и иных нематериальный сущностей, а в центре нее находилась община, частью которой был человек (физическое тело со всеми его уровн€ми), в свою очередь состо€вший из четырех мiров или кругов — "двойника" (эфирное тело), души (астральное тело), духа (ментальное тело) и высшего "я" (монада):

ћир в представлени€х бининцев

 стати о двойнике. "— точки зрени€ африканца, когда человек засыпает на своей циновке, на сцену выходит его двойник, который совершает тот же путь, что проделывал сп€щий в реальном мiре, и проделывает ту же работу... »менно в этом двойнике и кроетс€ личность человека" ( сенофонтова Ќ.ј. Ћичность, общество и социальное врем€. ¬ сб.: ѕространство и врем€ в архаичных культурах. ћатериалы симпозиума, ћ., 1992).

ћы легко узнаем здесь знакомую четырехчастную схему членени€ макрокосма и микрокосма, к тому же в двойном варианте, что дает оп€ть-таки уже знакомые нам восемь элементов, совокупность которых составл€ет не называемый, но подразумеваемый дев€тый (ћин “ан, см. лекцию 4). ѕроизошли ли действительно все земные €зыци (племена) из јфрики или нет, уже не имеет значени€: узнаваемость схемы доказывает, что всюду действуют одни и те же законы, а "противоположности — это не противоположности..."

Ёта схема настолько проста и свободна от каких бы то ни было "культурных наслоений", теоретизирующих оговорок и запутывающих дело деталей, что может служить блест€щей иллюстрацией принципа подоби€, известного нам по формулировке √ермеса “рисмегиста: "“о, что внизу, подобно тому, что наверху", о котором мы упоминали в 1 лекции.

Ќедаром африканисты — а это люди, настроенные в большинстве своем весьма академически, то есть далекие от нашего с вами подхода, — недаром даже они отмечают, что принцип подоби€ составл€ет важнейшую основу мышлени€ народов “ропической јфрики (см., напр.: √иренко Ќ.ћ. —оциологи€ племени. —тановление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. ћ., 1991).

 роме того, представител€м "архаичных культур" и прежде была, и сейчас по-прежнему €сна и друга€ мысль, также вход€ща€ в круг важнейших эзотерических представлений: космос — не структура, не механизм, не мертва€ постройка, а живой организм. “ем, кто читал труды по современной јгни-йоге, эта мысль должна быть хорошо знакома.

ќтсюда представление о жизни как о высшей ценности, поэтому убийство (даже животного) — т€гчайшее преступление (вспомните о заповеди "не убий" эры ќвна) дл€ всех, кроме охотников, и поэтому охотники — особа€ социальна€ группа, членам которой приходитс€ соблюдать массу сложных ритуалов, чтобы не допустить нарушени€ космического равновеси€, ибо нет большего нарушени€, чем отн€тие жизни ("—огласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил" — Ѕулгаков ћ. ћастер и ћаргарита. ћ., "’уд.лит", 1973). ќтсюда же многочисленные охотничьи правила и табу, а также ритуалы отождествлени€ охотника с животным, предназначенным в жертву (представлени€ эр Ѕлизнецов, –ака и Ћьва): ведь в мiре ничто не должно исчезать бесследно, как не должно и по€вл€тьс€ из ничего, иначе равновесие нарушитс€.

“ак, у описанных выше бамбара считаетс€, что при убийстве (разрушении, нарушении целостности) объекта выдел€етс€ особа€ энерги€ — "нь€ма", вредоносна€ в отличие от просто жизненной энергии "ни" (ср. ци, прана) и способна€ оказывать опасное воздействие на людей, на равновесие и пор€док в мiре. Ќо охота дает люд€м пропитание, без нее нельз€ обойтись; поэтому охотник (не просто охотник, а член высшей касты, брахман, если вернутьс€ к теме прошлой лекции) должен вз€ть на себ€ ответственность за нераспространение этой энергии на ни в чем не повинных окружающих, иначе пострадают и тот, и другие.

ќтсюда — развитый к у л ь т, т.е. система "магических и ведовских обр€дов, жертвоприношений, соблюдени€ табу и т.д." (ƒ.ћ. Ѕондаренко). ¬озникнув в период охотничьей эры ќвна, эти обр€ды сохран€ли свою роль как факторы, стабилизирующие жизнь общины, и в "пост-овновый" период. Ќе рассматрива€ сейчас "рыбизирующее" вли€ние мусульманских мулл и католических патеров на формирование мiровоззрени€ "архаичных" народов, отметим, что (идеологическа€) колонизаци€ и здесь не только не привела к вытеснению древних верований и культов, но даже в какой-то мере укрепила их в этой роли.

ѕримером этого может служить культ ¬”ƒ”, очагом которого считаетс€ ƒагоме€, то есть все тот же Ѕенин. ¬уду (Wodoo, Voodoo) — это слово одного из африканских €зыков (кажетс€, эве), означающее "дух". ¬ эпоху работорговли жителей западного побережь€ “ропической јфрики вывозили в —еверную и ёжную јмерику, на  убу и на √аити, поэтому культ распространилс€ и там, вызыва€ ужас у суеверных европейцев.

 ульт, на взгл€д европейца, действительно весьма экзотичен: "танцы змей", жертвоприношени€, поклонение великому богу-воину јфа (ќгуну) и его кровожадным помощникам (похожим на ‘обоса и ƒеймоса у ћарса — €вный продукт эры ќвна), духам-покровител€м, духам-предкам, духам-владыкам кладбища, ритуальное расчленение трупов, а в историческом "анамнезе" и каннибализм, и, конечно, "зомби" — почти единственное пон€тие, усвоенное европейцами из "водуизма", как они его назвали, но зато до сих пор радующее опытных сценаристов и начинающих экстрасенсов.

«ќћЅ» (англ. zombie, от назв. €довитого снадобь€ на €з. эве): "живой мертвец", исторически — жертва колдунов афр. племен, прож. в районе ƒагомеи (совр. Ѕенин) и позже на √аити. ∆ертве подсыпали в пищу "порошок з.", содержащий тетродотоксин или иной сильнодействующий €д, и человек умирал мнимой смертью, почти неотличимой от действительной. „ерез несколько дней "мертвеца" оживл€ли, и он, полностью утратив волю (сознание), подчин€лс€ воле колдуна. ќбычно люди-з. после этого проживали недолго. —лучаи исцелени€ (возвращени€ сознани€) известны, но они крайне редки. Ќыне так называют людей, "одержимых сверхъестественными силами", т.е. утративших личную волю и подчин€ющихс€ чьим-л. приказам. ѕодробнее см., напр.: ћаленков ј., —арбаш ¬. ¬ чем секрет зомби? "Ќаука и жизнь", N 7/1989, с.91.

ќднако и этот культ есть не что иное, как выражение все того же "таврического", архаичного взгл€да на мiр, дл€ лучшего понимани€ и запоминани€ которого и создавались обр€ды и ритуалы.  ак пишет все тот же ƒ.ћ. Ѕондаренко, ритуальное поведение было дл€ африканцев всего лишь "активным способом воздействи€ на ход событий — в конечном счете, может быть и в самом деле 'все в руце божеств и предков'? »х следует бо€тьс€, но на них можно и вли€ть... ѕри этом ритуальные действи€ могли и в самом деле оказатьс€ эффективными, поскольку в это верили не только те, кто их совершал, но и все те, кому во вред или на пользу они были предназначены".

Ёффективность этих действий с точки зрени€ современного эзотеризма объ€сн€етс€ также и тем, что за тыс€чи лет существовани€ водуизма сложилс€ мощный эгрегор (информационное поле), снабженный, однако, своего рода "кодовым замком": обратитьс€ к нему может далеко не вс€кий, а лишь тот, кто владеет кодом — вспомните камни-ключи от родовых пещер на о-ве ѕасхи.
 
–озыски “ура ’ейердала дали поразительные результаты, потому что, во-первых, у него было им€, "пон€тное" местному эгрегору: “ераи ћатеата. ¬о-вторых, ему по всей форме был передан ключ-камень, с произнесением св€щенного текста и пусть символическим жертвоприношением. ¬-третьих, у него по€вилс€ свой аку-аку (дух-покровитель) — эманаци€ эгрегора. јку-аку, таким образом, — те же вуду.
 
»стори€ ’ейердала показывает, кстати, что "ключ" от эгрегора св€зан не с этнической принадлежностью, а с тем, что прин€то называть "посв€щением", будь то формальна€ инициаци€ или необходимый этап внутреннего развити€.
 
“о же относитс€ и к любым иным (не только "аку-акическим") эгрегорам — например, к восточным единоборствам.

Ќо, далеко пережив свое врем€ (и покинув свое исконное пространство), водуизм утратил большую часть своего эзотерического начала или, точнее, перестал его развивать. ќн осталс€ в рамках религии, включающей постепенно усыхающие веровани€ и хорошо развитый в силу своей практичности культ. ќднако, поскольку пользоватьс€ эгрегором этого культа без "ключа" невозможно, вы нигде не найдете ни иноэтнических последователей, ни сект, ни даже кружков любителей водуизма, хот€ в —оединенных Ўтатах, кажетс€, можно найти любителей чего угодно. ƒухи-вуду все реже нужны люд€м.

¬ этом плане больше повезло другим духам — ¬»Ќ“». ≈сть така€ страна —уринам, бывша€ Ќидерландска€ √виана, на севере ёжной јмерики. Ќе вдава€сь в демографический анализ ее пестрого населени€, укажем, что оно в массе своей принадлежит к т.н. креольской культуре, объедин€ющей в себе элементы европейских, африканских, американских (индейских) и некоторых других культур. ¬ креольской культуре все они "сплавились" в нечто качественно новое, свое, оригинальное во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в эзотеризме.

—амо слово ¬инти (Winti), строго говор€, означает "дух" (как вуду и аку-аку). Ќо этим же словом обозначаетс€ и мiровоззрение жителей —уринама, их "народна€ религи€" или философи€.

ѕо своему происхождению ¬инти восходит к жизненной философии африканцев, привезенной в —уринам черными рабами. —читаетс€, что ¬инти пронизывает все живое и состоит из двух важнейших элементов: веровани€ и врачевани€ (а не культа, как в "архаичных" культурах).

ѕервое предполагает, что духи-винти существуют повсюду. “акой дух может быть твоим предком, а может и не быть; он вообще может быть духом дерева или твоего зодиакального знака. Ќо винти может овладеть тобой ("оседлать", как всадник кон€). Ёто может быть хорошо, а может быть и плохо. ¬ последнем случае человек должен обратитьс€ к "своим" винти, чтобы они помогли ему вернуть свое "я".

ƒурные поступки, душевный разлад, отказ от самого себ€ ведут к тому, что человек тер€ет св€зь со своими "винти", без которых он ничто в этом мiре. „еловек нарушил космическое равновесие, и теперь его надо лечить: вот смысл второй части философии ¬инти. ¬ ней, конечно, тоже есть свои ритуалы, но все они посв€щены врачеванию — как тела, так и духа. ¬ ритуалах ¬инти человека так и называют — " онь Ѕожий": духи его внутреннего, а также внешнего мiра посто€нно овладевают им, управл€€ его чувствами и мысл€ми. ¬от как пишет об этом один современный суринамский поэт:

Ёдгар  айро
ѕеснь утратившего душу
 
 
ћой голос звучит, но где же €?
я жив, но где душа мо€?
 
ѕока душа готова в миг любой
сменить привычный облик,
очередной порог перешагнув —
она жива.
 
 то помогает рыбе
очередной порог преодолеть,
идти все выше, станов€сь сильнее
и обрета€ мудрость?
ѕеред порогом отступить — вот смерть.
 
“ак погибает всадник без кон€.
“ак гибнет конь в горах без седока —
один он не найдет пути в долину.
 
» € один. Ќо кто поможет мне
преодолеть очередной порог?

¬рачевание же зиждетс€ на методах "народной медицины", известных всем народам земного шара, главным образом — на использовании природных веществ и психофизиотерапии. Ќо, если простейшие народные средства, выбор которых определ€етс€ природными услови€ми данного региона, известны практически всем, то применение "сложносоставных прописей", а тем более комплексных методов лечени€ — уже професси€, требующа€ знаний и опыта, причем не только в практической, но и в эзотерической сфере. Ћиц, занимающихс€ этой профессией, именуют по-разному — целител€ми, хилерами (англ. Healer) или ЎјћјЌјћ».

ћы воспользуемс€ словом "шаман" как уже вошедшим в научный оборот в качестве термина (см., напр.: ћень ј., прот. ƒоисторические мистики. "Ќаука и жизнь", N 2/1990). —амо это слово проникло в европейские €зыки из €кутского в XVII в. — —р. пьесу ≈катерины ¬еликой "Ўаман сибирский". ¬ якутию оно пришло через ћонголию из »ндии (от санскр. camas — "успокоение, покой").

»значально шаман, без сомнени€, продукт эры “ельца (вспомните третью лекцию). —одержание этой "профессии" за истекшие несколько тыс€ч лет мало изменилось, изменилс€ лишь уровень ее осмыслени€. —егодн€шний шаман — это, как правило, человек с медицинским образованием, принадлежащий к этносу-эгрегорогену (т.е. к коренному населению) — суринамец, если вернутьс€ к последнему примеру, или китаец, если речь идет об акупунктуре, и имеющий подлинно эзотерическое сознание, то есть, во-первых, не просто знающий, а глубоко чувствующий законы микрокосма и макрокосма, а во-вторых, целиком и полностью сознающий свою ответственность (нельз€ нарушать космическое равновесие).

ѕричем если первый и второй элементы факультативны (шаман может не иметь медицинского образовани€ или не принадлежать к соответствующему этносу), то отсутствие третьего элемента (эзотерического сознани€) превращает шамана в колдуна, curandero в brujo.

—ловом curandero (целитель) в Ћат. јмерике называют истинного шамана — такого, как Ёдуардо  альдерон из Ёквадора, описанного ƒуглас Ўарон в ее книге "ћудрец „етырех ¬етров" (Sharon, Douglas. Wizard of the Four Winds. The Free Press, New York 1978; dtsch. Magier der vier Winde. Verlag Hermann Bauer KG, Freiburg in Breisgau, 1. Aufl. 1987). ќн сам говорит о себе так:
 
" онечно, шаман должен быть добрым... »наче нельз€. ƒаже собира€ растени€, надо идти к ним с доброй душой, и они выйдут тебе навстречу. «лой человек найдет только злые растени€... ѕеред тем, как стать curandero, € дал учителю обещание: помогать люд€м, не дума€ о собственной выгоде, помогать всем, кто нуждаетс€ в помощи — кто бы он ни был и какую бы жизнь он ни вел".
 
Brujo же, не вдава€сь в лингвистические подробности, означает "черный маг", "злой колдун".

¬о всех странах мiра, от „укотки до ќгненной земли, принципы работы шаманов одни и те же. ќни используют взаимосв€зи, существующие между мiром видимым и мiром невидимым (закон подоби€), воздейству€ на них с помощью тыс€челети€ми отрабатывавшихс€ приемов, чтобы восстановить космическое равновесие там, где оно нарушено.

Ќа видимом плане это ритуальные действи€ — танец, музыка, молитва, благовони€, манипулирование магическими предметами (кстати, христианизаци€ в данном случае не только не ограничила, но даже обогатила их выбор: современные шаманы используют теперь четки, расп€ти€ и христианские молитвы). Ќа невидимом плане — ритуальное поведение (соблюдение определенных правил жизни и обращени€ с предметами). “аким образом, как писал уже цитировавшийс€ ¬.–. јрсеньев, "ћаги€ выступает не только как набор приемов (инструменталистика), но и как особый способ воспри€ти€ мiра, как стратеги€ воздействи€ на него в интересах людей" (јрсеньев ¬.–. «вери — боги — люди. ћ., 1991).

¬о многих шаманских ритуалах дл€ достижени€ медитативного состо€ни€ (транса) используютс€ наркотические вещества, главным образом в виде тинктур и экстрактов (напитков): кола, чича ("кактус —ан-ѕедро"), октли (пейотль) в јмерике (отсюда "октлупук" — варщики октли), содержащие кокаин, мескалины и датуроиды соответственно, амрита и сома в »ндии, хаома у персов, содержащие эфедрин, амбрози€ у греков, гашиш у арабов и т.д. ќднако их применение строго дозируетс€ и допускаетс€ лишь в определенных случа€х.

¬ качестве примера сошлемс€ на одного из крупнейших русских эзотериков начала века — √.ќ.ћ. (√енрих ќттонович ћЄбиус:  урс энциклопедии оккультизма, —ѕб., 1912): если хочешь усилить воспри€тие — пей кофе, если желаешь усилить "выдачу" информации — пей чай. ≈сли хочешь усилить и то, и другое на короткое врем€ — прими алкоголь ("коммиттментна€ доза" — 25 г.), но "ни в коем случае не повтор€й приемов".

»з своих знаний насто€щие шаманы никогда не делают тайны — в отличие не только от "черных" шаманов-brujo, но и от жрецов чисто религиозных культов. "я готов научить вс€кого, кто искренне этого желает и действительно стремитс€ к знани€м", — говорит тот же Ёдуардо  альдерон. ƒругое дело, что не каждому дано научитьс€.

¬ заключение процитируем в этой св€зи слова другого крупнейшего эзотерика начала века, англичанина √. . „естертона (1874-1936): "»стинные мистики не пр€чут тайн, а открывают их. ќни ничего не оставл€ют в тени, а тайна так и остаетс€ тайной. «ато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сн€в который, находишь нечто вполне тривиальное". 

јвтор: Het Monster
 
ƒревний мир

„итайте в рубрике «ƒревний мир»:

Ёкзотические культуры (Ѕамбара, Ѕенин, —уринам, шаманизм)
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам