Доовновые культуры

Доовновые культуры Доовновые культуры

История пишется ретроспективно. Чем дальше во времени отстоит историк от описываемых людей и событий, тем красивее и значительнее выглядят эти люди и события, и тем дальше вглубь времен отодвигается начало самой истории. Так, халдеи (вавилоняне) утверждали, что их эзотерические знания накапливались 500 тысяч лет, египтяне претендовали на 600 с лишним тысяч, а у индийцев счет вообще шел на миллионы (утверждают, что первое руководство по астрологии, Сурья Сиддханта, вообще была написана в 2 163 102 г. до н.э.).

Историю эзотеризма можно считать более или менее документированной начиная все с той же эпохи эллинизма. По нашей хронологии это — начало или канун эры Рыб, VI — III в. до н.э. Все остальное же суть только гипотезы, пусть даже они выглядят весьма убедительно. Но, поскольку нас интересует не только сама по себе история эзотеризма, но и представления о ней самих эзотериков, начать мне бы хотелось с одной замечательной гипотезы или скорее теории, получившей очень широкое распространение. Это теория Семи коренных рас — она изложена в трудах Елены Блаватской, Елены Рерих и других западных поклонниц Востока.

Семь, семерица — сакральное число многих земных цивилизаций. Чтобы лучше понять, о чем речь, вспомним, что по эзотерическим представлениям человек также состоит из семи тел, комплект которых и составляет его сущность. Иногда эти тела объединяют в "планы" или "уровни" — физический, астральный, ментальный.

В Древнем Китае им соответствовали "три души" человека — По, Гуй и Хунь. Первая, самая низшая (евр. руах, греч. pneuma, лат. anima, санскр. прана), уходила в землю, вторая (др.—греч. daimon/as/: бесплотное существо, элементаль) становилась духом предка, которого почитали, а третья, высшая (лат. spiritus, санкср. атман), улетала на небо, где причислялась к сонму духов. Позже даосы также дифференцировали эти планы, и подразделений у них получилось тоже семь.

В разных источниках количество и названия тел варьируются — их может быть больше или меньше, хотя семерка преобладает (а почему — мы увидим позже). Позднейшие оккультисты (C.W. Leadbeater) подразделяли каждое тело еще на семь подтел или подпланов, получая таким образом 49. Желающие могут обратиться к книгам Лидбитера в переводах А.В. Трояновского (Астральный план. СПб., 1908, репринт Баку, 1990; Ментальный план. СПб., 1912, репринт М., "КОКОН", 1991), мы же примем самый распространенный вариант: физическое тело, эфирное, астральное, ментальное тело (манас, низший разум), буддхическое тело, он же абстрактный разум, и два последних тела — тело духовного разума и каузальное тело. Два последних тела составляют монаду.

МОНАДА (от греч. monas, "единица"): простейший элемент, неделимая частица бытия; в оккультизме — основа человеческой сущности, объединяющая каузальное тело и тело духовного разума. Известна со времен античности; в Средние века монадой называли "корневую" субстанцию не только человека, но и всех сложных вещей. М. беспола, что обеспечивает реинкарнацию как в мужском, так и в женском облике. По Лейбницу, это своего рода "атом", духовная единица бытия, обладающая способностью перцепции (восприятия) и апперцепции (активного действия). Нет двух одинаковых монад. Монады бывают тж. разного порядка: есть низшие (м. камней, растений), есть высшие (животных, человека), и наивысшая (Бога).

Итак, теория. Сформулируем вкратце ее суть, не вдаваясь в подробности.

Теория Семи рас

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, каким его представляли себе, наверное, все религии на первых этапах своего существования, а целым комплексом высших сил, для описания которого нет слов в человеческих языках.

Эта идея о целенаправленности Творения, выросшая из представления о Боге—Творце, дала позже многочисленные теории о "привнесенности" жизни на Землю из космического пространства — вспомните хотя бы фильмы немецкого палеофутуролога Эриха фон Дэникена или рассказы Станислава Лема, одного из крупнейших философов современности, между прочим.

Первые монады были созданы одновременно с возникновением Земли. Однако они состояли из одних тонких тел, то есть для нас с вами были бы невидимы. Кроме того, они были лишены разума. Это была Первая раса.

Постепенно все первичные монады распались, и из их элементов образовалась Вторая раса. Это были монады, подобные первым, но они в ходе эволюции нашли новый способ размножения, который можно описать как "выделение яйца". Постепенно этот способ стал доминирующим.

Так возникла Третья раса — раса Яйцерожденных. В начале у них тоже не было плотного, физического тела, что было даже хорошо, потому что геологические условия на Земле тогда были непригодны для физического существования белковых тел.

Третья раса эволюционировала быстрее: она возникла в начале Архейской эры, эры появления первых живых организмов, и спустя какое—то время у монад произошло разделение полов и появились зачатки разума. Животный и растительный мiр Земли тоже постепенно развивался, но мы с вами рассматриваем не его эволюцию, а только эволюцию протомонад ЧЕЛОВЕКА.

Любая такая раса подразделялась еще на семь подрас, каждая из которых обладала своими особенностями. Первые три подрасы Третьей расы постепенно наращивали плотную оболочку — для нас с вами они были бы видимыми частично, "полупрозрачными", — пока наконец в период четвертой подрасы Третьей расы не появились первые ЛЮДИ, обладающие настоящим физическим телом. Это было еще в эпоху динозавров, т.е. около 120 млн лет до нашей эры. Динозавры были большие, соответственно и люди тоже были большие, до 18 метров ростом или больше. В последующих подрасах их рост постепенно уменьшался. Доказательством этому должны служить ископаемые кости великанов и мифы о гигантах (Голиаф у евреев, Пелоп у греков и т.д.).

Однако у первого человека не было еще полного комплекта тел, которым обладаем мы с вами. У них не было сознательной души, то есть тела духовного разума (по другим версиям той же теории у людей не было манаса, то есть совести). Поэтому они вели себя как животные, отсюда миф о грехопадении человеков и блестящая побочная теория о мiролюбивых неандертальцах, не совершивших грехопадения и истребленных воинственными людьми (тот же Станислав Лем). От этих человеко—животных и произошли высшие приматы (обезьяны) — не наоборот, как мы учили в школе, люди от обезьян, а обезьяны от людей.

После этого, по одной версии, высшие силы—творцы, вызвавшие на Земле разумную жизнь, вмешались еще раз и внедрили в сознание людей "искру Божию" — не всех, конечно, но по крайней мере некоторых. По другой она сама зародилась у отдельных людей, которые и стали учителями последующих поколений.

Последние подрасы Третьей расы создали первую цивилизацию на протоматерике Лемурии, по другим версиям — Гондване. Этот континент располагался в Южном полушарии и включал в себя Южную оконечность Африки, Австралию с Новой Зеландией, а на севере — Мадагаскар и Цейлон. Хорошая карта Лемурии напечатана в книге: Westwood, Jennifer. The Atlas of Mysterious Places. Weidenfeld & Nicolson, New York 1987. К лемурийской культуре принадлежал и остров Пасхи.

В период седьмой подрасы Третьей расы цивилизация лемурийцев пришла в упадок, и в конце концов сам континент ушел под воду. Это произошло в конце Третичного периода, то есть около 3 млн лет до нашей эры.

Третью расу иногда называют также Черной расой. Ее потомками считаются чернокожие племена, африканские и австралийские.

В то время уже зародилась Четвертая раса — раса Атлантов, естественно, на материке, именуемом Атлантидой. "Северной своей окраиной Атлантида простиралась на несколько градусов восточнее Исландии, включая Шотландию, Ирландию и северную часть Англии, а южной — до того места, где находится сейчас Рио—де—Жанейро" (Стульгинскис, см. ниже).

Атланты были отпрысками лемурийцев, отселившимися на другой континент примерно за миллион лет до гибели Лемурии. Первые две подрасы Четвертой расы происходили от этих "первых поселенцев". Третья подраса появилась уже после гибели Лемурии или Гондваны: это были тольтеки, Красная раса, пришедшая с Запада.

Атланты поклонялись Солнцу, и рост у них тоже был выше среднего — два с половиной метра. Вообще с каждой новой расой рост жителей Земли постепенно уменьшался. Столицей их империи был город Ста Золотых Ворот. Вершины своего развития их цивилизация достигла именно в период тольтеков или Красной расы. Это было около 1 миллиона лет тому назад.

Но этот расцвет длился недолго: геологическая активность Земли продолжалась. Первая катастрофа, случившаяся около 800 тысяч лет назад, нарушила сухопутную связь Атлантиды с будущими Америкой и Европой. Вторая — около 200 тысяч лет назад — разбила континент на несколько островов, крупных и мелких. Возникли современные континенты. После третьей катастрофы, около 80 тыс. лет до н.э., остался только остров Посейдонис, затонувший около 10 тыс. лет до н.э. Его гибель очень убедительно описана в романе А. Беляева "Последний человек из Атлантиды".

Атланты предвидели эти катастрофы и принимали меры к спасению своих ученых и накопленных ими знаний. Считается, что это они построили гигантские храмы в Египте и открыли там первые школы эзотериков. Эзотериками были уже лемурийцы, эзотерическая философия была, так сказать, их государственной философией и привычным взглядом на мiр. При угрозе гибели континентов спасали в первую очередь высших посвященных, благодаря которым древние знания пережили века и тысячелетия.

В этой связи существует еще одна красивая побочная теория — о строительстве атлантами или даже еще лемурийцами космических кораблей и спасении высших посвященных на планете Марс. Насколько мне известно, впервые она была изложена англичанином Фредериком Спенсером Оливером (псевдоним Филон Тибетец) в романе "Житель двух мiров", вышедшем в 1894 г. (Philon The Tibetan. A Dweller on Two Planets).
 
Нам она знакома благодаря Алексею Толстому, в молодости увлекавшемуся оккультизмом. Вообще желающие побольше узнать о первых расах могут просто перечитать его роман "Аэлита", где очень толково и подробно изложено все, рассказанное выше ("Второй рассказ Аэлиты").

Катастрофы Атлантиды вызывали новые волны переселений, во время которых с континента бежали не только посвященные, но и простые люди ("экзотерики"). Так возникли следующие подрасы Четвертой расы: гунны (четвертая подраса), протосемиты (пятая), шумерийцы (шестая) и азиаты (седьмая). Азиатов, смешавшихся с гуннами, иногда называют также Желтой расой, а протосемитов и их потомков, образовавших Пятую расу — Белой.

Мы с вами — Пятая раса. Она тоже делится на семь подрас, из которых пока наличествуют только пять.

Пятая, или Арийская раса: [1] индийцы (светлокожие племена), [2] младшие семиты (ассирийцы, арабы), [3] иранцы, [4] кельты (греки, римляне и их потомки), [5] тевтонцы (германцы и славяне).

Далее, естественно, должны прийти Шестая и Седьмая коренные расы. Но о том, какими они будут или должны быть, мы поговорим позже, а пока вернемся к истории.

Вообще же те, кого интересуют подробности, могут обратиться к книге Стульгинскиса С.А. "Космические легенды Востока", вышедшей уже в нескольких изданиях, например: М., "Сфера", 1991, или к книге Эдуарда Шюре "Великие посвященные", тоже у нас переизданной (Калуга, 1914, репринт М., 1990).

Итак, от атлантов эстафета эзотерических знаний перешла к египтянам. Египтян, кстати, европейцы долго считали творцами вообще всех эзотерических знаний, полагая, что древнее египтян на Земле никого не было: вышеизложенная теория коренных рас сложилась только в конце XIX в. Тогда и получил свое (ретроспективное) развитие полузабытый миф об Атлантиде. Немалую роль в его реанимации сыграли, конечно, и индийские представления о мiровых исторических периодах (кали—юга), длящихся сотни тысяч лет.

Между тем в начале эры Тельца, т.е. в IV тысячелетии до нашей эры, начали складываться культуры не только в Индии и Египте, но также в Шумере, Китае и Мексике. И, хотя они развивались самостоятельно, их многое объединяет. Что же такое эра Тельца?

Эра Тельца

Человеческое мышление в этот период мифологично: миф оказывается лучшим средством понимания и запоминания взаимосвязей между явлениями. Мы с вами говорим, например, что затмения Солнца и Луны происходят, когда оба светила с точки зрения земного наблюдателя оказываются вблизи от узлов своей орбиты, а их разница по широте невелика. Древние говорили "Дракон пожирает Луну (или Солнце)", и это означало для них то же самое. Помните у Алексея Толстого про маленького Митю?

Он разговаривал очень, очень хорошо. Но только деревянную лошадь называл "вевит", собаку — "авава", а плюшевого медведя — "патапум". Так Митя лучше понимал, и лошадь, собака, медведь лучше понимали.
 
Здесь старый оккультист Алексей Толстой, кстати, затрагивает одну важную эзотерическую проблему, чего безграмотные цензоры 30—х гг., к счастью, не заметили. Известно, что эмбрион и потом ребенок как бы повторяют историю развития высших организмов: выход из водной среды в воздушную (жабры сменяются легкими), постепенный переход от низших форм восприятия к высшим, обретение разума. Оккультисты же считали, что эмбрион и ребенок повторяют и этапы духовного развития вышеупомянутых семи рас: маленький человек, еще не умеющий говорить, общается с окружающим мiром телепатически, а потом эта способность утрачивается.
 
Помните "Историю близнецов" в кн. Памелы Л. Трэверс о Мэри Поппинз? (М., 1972). "Вы хотите сказать, они понимали и скворца, и ветер, и... — И деревья, и язык солнечных лучей и звезд — да, да, именно так, — сказала Мэри Поппинз. /.../ Тут ничего не поделаешь. Нет ни одного человека, который бы п о м н и л после того, как ему стукнет самое большее год". — Это, конечно, весьма образное и упрощенное описание проблемы, но нет сомнения, что Памела Трэверс была знакома с этой теорией: на Западе основы эзотеризма доступны всем и составляют неотъемлемую часть "культургута", как говорят немцы, — культурного наследия.
 
Эта теория возникла не на пустом месте. Сами вы, конечно, не помните, но если кому—то приходилось жить рядом с маленьким ребенком, он мог убедиться, что между ребенком и матерью долго, лет до семи (!), существует теснейшая невидимая связь, общее поле: они образуют единую систему, как Земля и Луна. Ребенок плачет, когда мама уходит, болеет мама — заболевает и ребенок, и наоборот, и т.д.
 
Она была известна и людям древности, хотя они, конечно, давали этому более примитивные объяснения. Существует старинная легенда об одном царе, решившем узнать, какой язык на Земле возник первым. Он собрал несколько десятков младенцев разных национальностей и запретил нянькам разговаривать с ними, дожидаясь, когда они заговорят сами. И они заговорили... по—древнееврейски. (Судя по окончанию легенды, она составлена раввинами на рубеже нашей эры).

Итак, для объяснения закономерностей видимого и невидимого мiра человек эпохи Тельца пользовался легендами и мифами. Мифы и возникли как описания наблюдаемых явлений на языке того времени. Поэтому не планеты получили имена богов, как у нас долго считалось, а наоборот: образы богов и героев возникли как отражение феноменов земных и небесных. В период эры Тельца складываются и крупные (общепринятые) космогонические мифы.

В основе космогонических мифов этого периода лежит представление о первоначальном хаосе, из которого возникают небо, земля и остальные вещи. Возникают они путем разделения стихий, соединенных в мiровом яйце (Египет, Индия) или мiровом океане (Шумер). Возможно, что мотив разделения этого "неслиянного единства" восходит к эре Близнецов — недаром тема близнецов встречается в очень многих мифологиях (Гильгамеш и Энкиду у шумерийцев, Яма и Ями у индийцев, Небесные и Земные Близнецы у индейцев Древней Мексики и, наконец, позднейшие Диоскуры, Кастор и Поллукс).

Вместо одного Бога—Творца имеется целый сонм богов разного ранга, иерархия которых все время меняется. Свою же собственную генеалогию люди возводили к первой паре людей, либо созданных богами из глины (Шумер, Египет), либо просто рожденных ими в браке (Индия, Мексика).

Однако мiр, однажды созданный, для людей того времени цикличен: в природе все повторяется. Мiр таков, каким был от начала времен, и пребудет таким до конца. Никакие изменения не только невозможны, они просто не нужны. "И увидел Бог, что это хорошо" — фраза из источника более позднего, но в ней как раз содержится отголосок представлений периода эры Тельца о "пространственно—временной замкнутости мiра", как пишет Владимир Романович Арсеньев (Звери — боги — люди. М., 1991).

Поэтому, кстати, для "тельцовых" культур не характерен страх смерти: смерть для них — не полное исчезновение, не уход навсегда, а всего лишь завершение очередного цикла, за которым следует такой же цикл в инобытии, в иной жизни, и новый цикл на Земле, на этот раз в облике потомка. Отсюда — формирование представлений о реинкарнации (новых воплощениях души) и мифов об умирающих и воскресающих богах.

Следы мифологического сознания сохранились, кстати, и в современном эзотеризме. Желая охарактеризовать какое—то явление, мы говорим "Венера", потому что так короче. Однако это слово давно утратило всякую связь с "Утренней звездой" и даже с посвященными ей божествами древнего мiра: для нас это — динамический архетип, симптомо— и символокомплекс, система ассоциаций, медленно, но непрерывно меняющихся, хотя и сохраняющих некую основу, "монаду".

Так, Венера — это прежде всего символ искусства и любви. Она связана с Тельцом по сродству характеров, поэтому Телец считается "домом" или "обителью" Венеры. Но Телец — еще и место возвышения Луны, а Луна — символ плодородия, мудрости (двурогость) и чувствительности к тонким вибрациям, "флюидам".

Однако у Тельца есть и свои собственные особенности. Прежде всего он представляет одну из четырех стихий, землю, и особенности архетипов Луны и Венеры модифицируются согласно этому: лунная чувствительность к тонким вибрациям ослабевает (в период эры Тельца не происходит новых открытий в мiре невидимом, люди полагаются не на интуицию, а на авторитет "высших посвященных"), а способность к плодородию усиливается (сельское хозяйство как наиболее распространенный род занятий в обществах эры Тельца).

В этот период возникают культы плодородия на основе женского, а не мужского начала (Телец — "женский" знак). При этом любовь (секс) и плодородие (материнство) еще не дифференцированы: египетская Изида, шумерская Инанна, даже позднейшие вавилонская Иштар и армянская Анаит сочетают в себе элементы архетипов Луны и Венеры или просто считаются лунными богинями.

"Великая Мать" средиземноморских народов, она же Сорни—Эква ("Золотая Баба") у манси и вогулов, она же ольмекская Чак Кит, она же знаменитая Кибела — недифференцированный лунно—земной архетип (система мать—ребенок), символ пока еще неразличаемого единства между плодородием существ разумных и неразумных.

Далее, Телец собирает и накапливает — запасы продовольствия, материальные ценности, земли, знания, произведения искусства. "Тельцовые" общества самодостаточны, их не интересует жизнь иноплеменников. Недаром себя жители таких обществ чаще всего называют "людьми", а иноплеменников — "чужаками", "пришельцами" или, как позже греки, "безъязыкими" (варварами).

В то же время Телец — покровитель искусства, знаток, а часто и создатель его произведений. В период эры Тельца складывается (формализуется) основная цветовая гамма и символика цвета. Создаются произведения искусства, нередко переживающие тысячелетия: раскрашенные каменные статуи, храмы и гробницы, сосуды и украшения. Но Венера в Тельце — исполнитель, а не творец, и раз избранные образцы повторяются из века в век.

Телец не теоретик, он практик: он не делает обобщений, а просто накапливает все новые сведения, пополняя статистику, которой воспользуются люди следующей эры. Его науки носят прикладной характер: геометрия, астрономия, медицина служат лишь упорядочению повседневной жизни, "организации труда", как бы мы сказали сегодня.

Кроме того, они комплексны: геометрия неотделима от геомантии, астрономия от астрологии, медицина от магии. Они не разделяются и в сознании занимающихся ими людей, а это, как правило, жрецы, "каста посвященных". И дело тут не столько в тайном характере этих знаний, сколько в необходимости обеспечить их сохранность и преемственность: письменности—то еще нет.

Отсюда — мужские ипостаси лунных богов: Тот у египтян, Нанна у шумерийцев, Чандра у индийцев как изобретатели учения и письма, покровители магии и медицины. В начале эры Тельца лунные боги и богини занимают в пантеонах первые, самые важные места (еще и потому, что Луна — основа древнейших календарей).

Телец консервативен и верен традициям. В период эры Тельца чисто научные операции приобретают характер ритуала, закрепляются в гимнах и мифах для лучшего запоминания. В этот же период, в конце эры Тельца, вырабатываются и первые системы письменности — опять—таки для закрепления накопленных знаний.

Ритуалы же основываются на чувстве (ибо Телец — это главным образом чувство, а не логическое умозаключение). Представьте себе обряд посвящения в жрецы. Юноша приходит в храм. Над ним совершают омовение, одевают в ритуальные одежды, произносят молитвы или заклинания. Его проводят по темному коридору, украшенному изображениями самых страшных богов потустороннего мiра. Он проходит испытание болью, проводит долгое время в одиночестве, без пищи и питья. Если он все это выдержал, его приводят к клятве верности, и теперь уже он становится хранителем древних традиций. Какую же гамму чувств он должен был испытать при этом!
 
Желающие узнать подробности таких обрядов могут обратиться к прекрасному фильму Ежи Кавалеровича "Фараон" по роману Болеслава Пруса или к повести того же Эдуарда Шюре "Жрица Изиды" (СПб., 1993). Есть также замечательный роман "Дочь Монтесумы" Райдера Хаггарда. Не следует думать, что авторы этих романов просто фантазировали на заданную тему или перерабатывали доступные источники: такие книги пишут не случайные люди, а, как правило, те, у кого имеется богатая родовая, генетическая или кармическая память, назовите как угодно. Ведь и Дж. Дж. Толкин — не сочинитель новых, а лишь вдохновенный реаниматор древних кельтских мифов.

Итак, эра Тельца — это закладка "фундамента" основных космогонических мифов, максимальная ритуализация действий и накопление статистики. Мiр для жителей эры Тельца целостен и един, а обитатели мiра невидимого столь же реальны, как обитатели дома напротив. Для общения с теми и другими существуют свои правила и, если их выполнять точно, можно добиться желаемого результата. Есть люди, знающие эти правила (жрецы), и есть люди, вынужденные обращаться к ним за помощью и платить за это деньги. Мiр устроен хорошо и логично, и менять его незачем.

Такой взгляд на мiр прост и удобен. Не удивительно, что многие традиционные культуры и в наши дни сохранили признаки "тельцовости" — во—первых, это Индия и Китай, хотя речь идет, разумеется, не обо всей стране в целом, а лишь о нескольких конфессиональных или этнических группах. Во—вторых, некоторые африканские народы — бенинцы, ашанти, — и ряд других. Но большинство культур пошло дальше и перешло к эре Овна, ознаменовавшей новую фазу развития человеческого сознания, как общественного, так и индивидуального.

Подводя итоги, можно сказать, что избранная нами хронология позволяет упорядочить многое в человеческой истории, не поддающееся систематизации с помощью других календарей и хронологий. Однако прецессионная хронология — не единственный способ эзотерического членения истории. Существуют и более крупные, и более мелкие деления, например, пятисотлетние циклы, с которыми нам еще придется столкнуться. Прецессионная же хронология позволяет более или менее точно проанализировать период на десять тысяч лет в ту или другую сторону, считая от сегодняшнего дня, а больше нам в данном случае и не надо.

Ранние эпохи

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных металлов или, если брать шире, определенных элементов Периодической таблицы Менделеева. Как известно, металлом Венеры, а тем самым и Тельца, считается медь. IV тысячелетие до нашей эры — начало века меди и бронзы. Металлом Марса, а тем самым и Овна считается железо: начало эры Овна (II тысячелетие до н.э.) совпадает с началом "железного века".

Соответственно этому предыдущая эра Близнецов, управитель Меркурий (VI — V тысячелетие до н.э.), должна была бы соответствовать ртути. Однако из ртути нельзя приготовить ни украшений, ни оружия. Как же быть? Ответ дает алхимия: "ртуть — мать камней", считали древние. "Отцом" камней, кстати, считали серу. А что такое соединение ртути и серы? Киноварь, минерал красного цвета, красная краска, очень удобная для того, чтобы рисовать на стенах пещеры и наносить на лицо и грудь "боевую раскраску", а позже — важнейшее магическое вещество алхимических опытов.

Эра Близнецов — это конец каменного века, родоплеменной строй, поклонение предкам и духам окружающей среды: гор, воды, леса. В этот период преобладало как раз логическое мышление: люди пытались дойти до причин всего происходящего путем рассуждения. Они, естественно, ощущали присутствие мiра невидимого, но их запас знаний был слишком мал. Поэтому у них возникали малые (локальные) космогонические мифы, у каждого племени разные, хотя и имевшие сходную структуру.

Подобную мифологию описывает Даниэль Дефо в диалоге Робинзона и Пятницы. Робинзон спросил у Пятницы: "Кто сделал море и землю, по которой мы ходим, кто сделал горы и леса? Он отвечал: 'старик по имени Бенамуки, который живет высоко—высоко'. Он ничего не мог сказать мне об этой важной особе, кроме того, что он очень стар, гораздо старше моря и земли, старше луны и звезд".

Наш иудеохристианский ареал не сохранил подобных мифов, но они еще сохраняются в вымирающих культурах, затерянных на периферии современных технологических цивилизаций, начиная от аборигенов Австралии и кончая племенем яномами, открытым недавно Виталием Сундаковым в дебрях Амазонки (см., напр., "Комсомольская правда", субботний выпуск от 22 июля 1994 г.).

Эти мифы включают, как правило, одного Бога—Творца — вспомните "Владыку Жизни" Гитчи Манито из "Песни о Гайавате" или "Жизнетворца" Киянгныка из преданий азиатских эскимосов, — но это не единобожие позднейшего времени, а более примитивное персонифицированное представление о начале всего сущего.

Свою собственную генеалогию люди "близнецовых культур" возводят непосредственно к этому Богу—Творцу или в крайнем случае к созданным им животным: люди Рода Куницы, люди Рода Лебедя... Жрецов у них не было, были шаманы, но их роль была ограничена, потому что вступить в контакт с мiром невидимым мог каждый. (Шаманизм, как видим, явление достаточно древнее.) Каждый охотник мог начертить киноварью на бересте или на стене пещеры изображение буйвола и попросить его стать добычей. Каждый мог начертить изображение врага и проткнуть его стрелой, или слепить из глины фигурку любимой девушки и обмазать ее жиром, чтобы вызвать ее благосклонность. Это было естественно. Можно сказать, что "эзотеризма" как учения для узкого круга в те времена не существовало: эзотериками на практике были все, а шаман был "избранным" лишь в том смысле, что его буквально избирали на пост официального исполнителя обрядов, освобождая от других дел. История эзотерических учений на самом деле не так уж длинна.

В период эры Тельца такая "самодеятельность" уже запрещалась, и узнать, как совершаются сложные магические обряды, было больше не у кого, кроме как у жрецов, а они оставляли эту прерогативу за собой.

Еще более ранние эпохи, эра Рака и эра Льва, довольно хорошо сочетаются с представлением о Серебряном и Золотом веке, потому что металлом Рака считается серебро, а металлом Льва — золото. Однако понимать это буквально не стоит: люди X — VI века до н.э., конечно, не ели на золоте и серебре, и жизнь их протекала далеко не так безмятежно, как это представляли себе много позже древние греки. Лев и Рак в данном случае обозначают лишь доминирующий тип самосознания — "идентитета", как любят говорить на Западе. Рак — это образование семьи, пусть полигамной, создание собственного "гнезда" и обзаведение предками, а Лев — осуществление права сильного, права на выбор партнера, которое нужно подкрепить в поединке с другим претендентом.

Возможно также, что Рак как символ женского начала и матриархата породил образ Владычицы Зверей, дошедший до нас в виде Потнии Тэрон домикенских мифов греческих островов (эра Тельца). Как наследственные признаки часто передаются через поколение, от деда к внуку, так один "женский" знак (Телец, IV — II тыс. до н.э.) мог реанимировать миф другого "женского" знака (Рак, VIII — VI до н.э.).

Эзотерические же представления в эти эпохи были еще более примитивными: Рак, очередной женский знак, означал не только матриархат, но и многобожие — свой дух был у каждого камня, у каждого шага и поступка, и управлять ими нельзя было, их можно было только задабривать; Лев, мужской знак, означал не столько патриархат или, точнее, отсутствие постоянных брачно—семейных связей, сожительство одиночек, сколько полное отождествление себя с силами невидимого мiра: человек смертен и бессмертен одновременно. Он призывает имя бессмертного божества или духа и, веря, что тот наделил его своей силой, совершает подвиги, на которые считает себя неспособным в своем "смертном" состоянии.

В наши дни культур подобного рода почти не осталось. Об оставшихся же мы еще поговорим, если будет время. В следующей же лекции нам предстоит перейти к эре Овна.

Древний Египет

Если у нас есть время, мы можем еще немного поговорить о Древнем Египте, потому что потом мы к нему возвращаться не будем.

История Древнего Египта, как уже говорилось, довольно хорошо укладывается в рамки эры Тельца. К середине IV тысячелетия до нашей эры образовались Северное и Южное царства. В начале III тысячелетия началось строительство пирамид. Пирамиды и храмы считаются важнейшим свидетельством высокого уровня знаний египтян.

О том, что такое пирамиды, существует масса теорий. В начале нашего века немецкий ученый Нетлинг обнаружил соответствие между некоторыми размерами пирамиды Хеопса и расстояниями в Солнечной системе. На этом основании он предположил, что египтянам были известны и транссатурновые планеты, то есть Уран, Нептун и Плутон, открытые лишь в последние двести лет. Мало того: пирамида, по его мнению, предполагала наличие еще одной планеты между орбитами Сатурна и Урана. В 1977 году, уже после смерти Нетлинга, именно там был обнаружен планетоид Хирон — действительно планета, только очень маленькая. Нетлинг выдвигал и другие астрономические предположения подобного рода, но они пока не получили своего подтверждения.

В наши дни с размерами пирамид, особенно пирамиды Хеопса, активно работают на Западе. Делаются маленькие модели пирамид из дерева, металла и других материалов, чаще открытые (каркас), чем закрытые. Помещенные в них растения быстрее растут, бритвенные лезвия затачиваются, а человек, сидя в пирамиде, приобретает паранормальные способности. (Подробнее о пирамидах можно узнать, например, из книг: Каталина, Целлар. Архитектура страны фараонов. М., "Стройиздат", 1990; и Toth, Max; Nielsen, Greg. Pyramid Power. Freiburg 1988.)

Этому есть свое объяснение: в основе формы пирамиды лежат квадрат и треугольник, четверка и тройка — два символа, обозначающие два противоположных начала наподобие ян и инь. В сумме тройка и четверка дает ту же семерку. Любая древняя космогония четверична по горизонтали (север, восток, юг, запад) и троична по вертикали (небеса, земля, подземное царство). А если вспомнить, что пирамиды посвящались культу Солнца, то станет ясно, что в них, желали того строители или не желали, запечатлелись основные закономерности, присущие нашей Солнечной системе...

Поясняю. Числа от одного до десяти — простые, они соответствуют планетам. Тройка — это три ближайшие к Солнцу планеты: Меркурий, Венера, Земля (или, по гипотезе того же Нетлинга, Предмеркурий, Меркурий, Венера). Четверка — четыре остальные из известных древним: Луна, Марс, Юпитер, Сатурн. Луна — далеко не просто спутник Земли, в эзотерических теориях ей отводится очень важное место, так что ранг планеты она вполне заслужила. Еще одна тройка (транссатурновые) дополняет семерицу до десятки. Сегодня считается, что древние хоть и не могли наблюдать транссатурновые планеты, но предполагали их существование. А десятка — символ Солнечной системы. Это число следующего порядка. Соответственно этому сотни и тысячи — символы звездных скоплений, галактик, метагалактик и так далее.

Подходя к истории объективно, трудно предположить, чтобы египтяне действительно разбирались, как мы, во всех этих сложных взаимосвязях. Однако они наблюдали и запоминали. Они ничего не выдумывали, а просто фиксировали закономерности окружавшего их мiра. Не удивительно, что заметки египтян оказались верны: наш мiр един и в самом большом, и в самом малом. Это—то и утверждал Гермес Трисмегист, гениальный ученый, живший за три тысячи лет до нашей эры в городе Хмуне. (Само это слово, кстати, означает "восьмерку" — ср. евр. "шмуне", то есть четыре пары первых богов, мужчин и женщин). Десятичная система возникла не потому, что у человека на руках десять пальцев, а потому, что десятична сама Солнечная система. Они и не могли иначе построить свои пирамиды: все, что человек делает, неизбежно строится по общим законам Вселенной.

Автор: Het Monster
 
Древний мир

Читайте в рубрике «Древний мир»:

Доовновые культуры
 

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам