ƒоовновые культуры

ƒоовновые культуры ƒоовновые культуры

»стори€ пишетс€ ретроспективно. „ем дальше во времени отстоит историк от описываемых людей и событий, тем красивее и значительнее выгл€д€т эти люди и событи€, и тем дальше вглубь времен отодвигаетс€ начало самой истории. “ак, халдеи (вавилон€не) утверждали, что их эзотерические знани€ накапливались 500 тыс€ч лет, египт€не претендовали на 600 с лишним тыс€ч, а у индийцев счет вообще шел на миллионы (утверждают, что первое руководство по астрологии, —урь€ —иддханта, вообще была написана в 2 163 102 г. до н.э.).

»сторию эзотеризма можно считать более или менее документированной начина€ все с той же эпохи эллинизма. ѕо нашей хронологии это — начало или канун эры –ыб, VI — III в. до н.э. ¬се остальное же суть только гипотезы, пусть даже они выгл€д€т весьма убедительно. Ќо, поскольку нас интересует не только сама по себе истори€ эзотеризма, но и представлени€ о ней самих эзотериков, начать мне бы хотелось с одной замечательной гипотезы или скорее теории, получившей очень широкое распространение. Ёто теори€ —еми коренных рас — она изложена в трудах ≈лены Ѕлаватской, ≈лены –ерих и других западных поклонниц ¬остока.

—емь, семерица — сакральное число многих земных цивилизаций. „тобы лучше пон€ть, о чем речь, вспомним, что по эзотерическим представлени€м человек также состоит из семи тел, комплект которых и составл€ет его сущность. »ногда эти тела объедин€ют в "планы" или "уровни" — физический, астральный, ментальный.

¬ ƒревнем  итае им соответствовали "три души" человека — ѕо, √уй и ’унь. ѕерва€, сама€ низша€ (евр. руах, греч. pneuma, лат. anima, санскр. прана), уходила в землю, втора€ (др.—греч. daimon/as/: бесплотное существо, элементаль) становилась духом предка, которого почитали, а треть€, высша€ (лат. spiritus, санкср. атман), улетала на небо, где причисл€лась к сонму духов. ѕозже даосы также дифференцировали эти планы, и подразделений у них получилось тоже семь.

¬ разных источниках количество и названи€ тел варьируютс€ — их может быть больше или меньше, хот€ семерка преобладает (а почему — мы увидим позже). ѕозднейшие оккультисты (C.W. Leadbeater) подраздел€ли каждое тело еще на семь подтел или подпланов, получа€ таким образом 49. ∆елающие могут обратитьс€ к книгам Ћидбитера в переводах ј.¬. “ро€новского (јстральный план. —ѕб., 1908, репринт Ѕаку, 1990; ћентальный план. —ѕб., 1912, репринт ћ., " ќ ќЌ", 1991), мы же примем самый распространенный вариант: физическое тело, эфирное, астральное, ментальное тело (манас, низший разум), буддхическое тело, он же абстрактный разум, и два последних тела — тело духовного разума и каузальное тело. ƒва последних тела составл€ют монаду.

ћќЌјƒј (от греч. monas, "единица"): простейший элемент, неделима€ частица быти€; в оккультизме — основа человеческой сущности, объедин€юща€ каузальное тело и тело духовного разума. »звестна со времен античности; в —редние века монадой называли "корневую" субстанцию не только человека, но и всех сложных вещей. ћ. беспола, что обеспечивает реинкарнацию как в мужском, так и в женском облике. ѕо Ћейбницу, это своего рода "атом", духовна€ единица быти€, обладающа€ способностью перцепции (воспри€ти€) и апперцепции (активного действи€). Ќет двух одинаковых монад. ћонады бывают тж. разного пор€дка: есть низшие (м. камней, растений), есть высшие (животных, человека), и наивысша€ (Ѕога).

»так, теори€. —формулируем вкратце ее суть, не вдава€сь в подробности.

“еори€ —еми рас

–азумна€ жизнь на «емле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Ѕогом—творцом, каким его представл€ли себе, наверное, все религии на первых этапах своего существовани€, а целым комплексом высших сил, дл€ описани€ которого нет слов в человеческих €зыках.

Ёта иде€ о целенаправленности “ворени€, выросша€ из представлени€ о Ѕоге—“ворце, дала позже многочисленные теории о "привнесенности" жизни на «емлю из космического пространства — вспомните хот€ бы фильмы немецкого палеофутуролога Ёриха фон ƒэникена или рассказы —танислава Ћема, одного из крупнейших философов современности, между прочим.

ѕервые монады были созданы одновременно с возникновением «емли. ќднако они состо€ли из одних тонких тел, то есть дл€ нас с вами были бы невидимы.  роме того, они были лишены разума. Ёто была ѕерва€ раса.

ѕостепенно все первичные монады распались, и из их элементов образовалась ¬тора€ раса. Ёто были монады, подобные первым, но они в ходе эволюции нашли новый способ размножени€, который можно описать как "выделение €йца". ѕостепенно этот способ стал доминирующим.

“ак возникла “реть€ раса — раса яйцерожденных. ¬ начале у них тоже не было плотного, физического тела, что было даже хорошо, потому что геологические услови€ на «емле тогда были непригодны дл€ физического существовани€ белковых тел.

“реть€ раса эволюционировала быстрее: она возникла в начале јрхейской эры, эры по€влени€ первых живых организмов, и спуст€ какое—то врем€ у монад произошло разделение полов и по€вились зачатки разума. ∆ивотный и растительный мiр «емли тоже постепенно развивалс€, но мы с вами рассматриваем не его эволюцию, а только эволюцию протомонад „≈Ћќ¬≈ ј.

Ћюба€ така€ раса подраздел€лась еще на семь подрас, кажда€ из которых обладала своими особенност€ми. ѕервые три подрасы “ретьей расы постепенно наращивали плотную оболочку — дл€ нас с вами они были бы видимыми частично, "полупрозрачными", — пока наконец в период четвертой подрасы “ретьей расы не по€вились первые Ћёƒ», обладающие насто€щим физическим телом. Ёто было еще в эпоху динозавров, т.е. около 120 млн лет до нашей эры. ƒинозавры были большие, соответственно и люди тоже были большие, до 18 метров ростом или больше. ¬ последующих подрасах их рост постепенно уменьшалс€. ƒоказательством этому должны служить ископаемые кости великанов и мифы о гигантах (√олиаф у евреев, ѕелоп у греков и т.д.).

ќднако у первого человека не было еще полного комплекта тел, которым обладаем мы с вами. ” них не было сознательной души, то есть тела духовного разума (по другим верси€м той же теории у людей не было манаса, то есть совести). ѕоэтому они вели себ€ как животные, отсюда миф о грехопадении человеков и блест€ща€ побочна€ теори€ о мiролюбивых неандертальцах, не совершивших грехопадени€ и истребленных воинственными людьми (тот же —танислав Ћем). ќт этих человеко—животных и произошли высшие приматы (обезь€ны) — не наоборот, как мы учили в школе, люди от обезь€н, а обезь€ны от людей.

ѕосле этого, по одной версии, высшие силы—творцы, вызвавшие на «емле разумную жизнь, вмешались еще раз и внедрили в сознание людей "искру Ѕожию" — не всех, конечно, но по крайней мере некоторых. ѕо другой она сама зародилась у отдельных людей, которые и стали учител€ми последующих поколений.

ѕоследние подрасы “ретьей расы создали первую цивилизацию на протоматерике Ћемурии, по другим верси€м — √ондване. Ётот континент располагалс€ в ёжном полушарии и включал в себ€ ёжную оконечность јфрики, јвстралию с Ќовой «еландией, а на севере — ћадагаскар и ÷ейлон. ’ороша€ карта Ћемурии напечатана в книге: Westwood, Jennifer. The Atlas of Mysterious Places. Weidenfeld & Nicolson, New York 1987.   лемурийской культуре принадлежал и остров ѕасхи.

¬ период седьмой подрасы “ретьей расы цивилизаци€ лемурийцев пришла в упадок, и в конце концов сам континент ушел под воду. Ёто произошло в конце “ретичного периода, то есть около 3 млн лет до нашей эры.

“ретью расу иногда называют также „ерной расой. ≈е потомками считаютс€ чернокожие племена, африканские и австралийские.

¬ то врем€ уже зародилась „етверта€ раса — раса јтлантов, естественно, на материке, именуемом јтлантидой. "—еверной своей окраиной јтлантида простиралась на несколько градусов восточнее »сландии, включа€ Ўотландию, »рландию и северную часть јнглии, а южной — до того места, где находитс€ сейчас –ио—де—∆анейро" (—тульгинскис, см. ниже).

јтланты были отпрысками лемурийцев, отселившимис€ на другой континент примерно за миллион лет до гибели Ћемурии. ѕервые две подрасы „етвертой расы происходили от этих "первых поселенцев". “реть€ подраса по€вилась уже после гибели Ћемурии или √ондваны: это были тольтеки,  расна€ раса, пришедша€ с «апада.

јтланты поклон€лись —олнцу, и рост у них тоже был выше среднего — два с половиной метра. ¬ообще с каждой новой расой рост жителей «емли постепенно уменьшалс€. —толицей их империи был город —та «олотых ¬орот. ¬ершины своего развити€ их цивилизаци€ достигла именно в период тольтеков или  расной расы. Ёто было около 1 миллиона лет тому назад.

Ќо этот расцвет длилс€ недолго: геологическа€ активность «емли продолжалась. ѕерва€ катастрофа, случивша€с€ около 800 тыс€ч лет назад, нарушила сухопутную св€зь јтлантиды с будущими јмерикой и ≈вропой. ¬тора€ — около 200 тыс€ч лет назад — разбила континент на несколько островов, крупных и мелких. ¬озникли современные континенты. ѕосле третьей катастрофы, около 80 тыс. лет до н.э., осталс€ только остров ѕосейдонис, затонувший около 10 тыс. лет до н.э. ≈го гибель очень убедительно описана в романе ј. Ѕел€ева "ѕоследний человек из јтлантиды".

јтланты предвидели эти катастрофы и принимали меры к спасению своих ученых и накопленных ими знаний. —читаетс€, что это они построили гигантские храмы в ≈гипте и открыли там первые школы эзотериков. Ёзотериками были уже лемурийцы, эзотерическа€ философи€ была, так сказать, их государственной философией и привычным взгл€дом на мiр. ѕри угрозе гибели континентов спасали в первую очередь высших посв€щенных, благодар€ которым древние знани€ пережили века и тыс€челети€.

¬ этой св€зи существует еще одна красива€ побочна€ теори€ — о строительстве атлантами или даже еще лемурийцами космических кораблей и спасении высших посв€щенных на планете ћарс. Ќасколько мне известно, впервые она была изложена англичанином ‘редериком —пенсером ќливером (псевдоним ‘илон “ибетец) в романе "∆итель двух мiров", вышедшем в 1894 г. (Philon The Tibetan. A Dweller on Two Planets).
 
Ќам она знакома благодар€ јлексею “олстому, в молодости увлекавшемус€ оккультизмом. ¬ообще желающие побольше узнать о первых расах могут просто перечитать его роман "јэлита", где очень толково и подробно изложено все, рассказанное выше ("¬торой рассказ јэлиты").

 атастрофы јтлантиды вызывали новые волны переселений, во врем€ которых с континента бежали не только посв€щенные, но и простые люди ("экзотерики"). “ак возникли следующие подрасы „етвертой расы: гунны (четверта€ подраса), протосемиты (п€та€), шумерийцы (шеста€) и азиаты (седьма€). јзиатов, смешавшихс€ с гуннами, иногда называют также ∆елтой расой, а протосемитов и их потомков, образовавших ѕ€тую расу — Ѕелой.

ћы с вами — ѕ€та€ раса. ќна тоже делитс€ на семь подрас, из которых пока наличествуют только п€ть.

ѕ€та€, или јрийска€ раса: [1] индийцы (светлокожие племена), [2] младшие семиты (ассирийцы, арабы), [3] иранцы, [4] кельты (греки, римл€не и их потомки), [5] тевтонцы (германцы и слав€не).

ƒалее, естественно, должны прийти Ўеста€ и —едьма€ коренные расы. Ќо о том, какими они будут или должны быть, мы поговорим позже, а пока вернемс€ к истории.

¬ообще же те, кого интересуют подробности, могут обратитьс€ к книге —тульгинскиса —.ј. " осмические легенды ¬остока", вышедшей уже в нескольких издани€х, например: ћ., "—фера", 1991, или к книге Ёдуарда Ўюре "¬еликие посв€щенные", тоже у нас переизданной ( алуга, 1914, репринт ћ., 1990).

»так, от атлантов эстафета эзотерических знаний перешла к египт€нам. ≈гипт€н, кстати, европейцы долго считали творцами вообще всех эзотерических знаний, полага€, что древнее египт€н на «емле никого не было: вышеизложенна€ теори€ коренных рас сложилась только в конце XIX в. “огда и получил свое (ретроспективное) развитие полузабытый миф об јтлантиде. Ќемалую роль в его реанимации сыграли, конечно, и индийские представлени€ о мiровых исторических периодах (кали—юга), дл€щихс€ сотни тыс€ч лет.

ћежду тем в начале эры “ельца, т.е. в IV тыс€челетии до нашей эры, начали складыватьс€ культуры не только в »ндии и ≈гипте, но также в Ўумере,  итае и ћексике. », хот€ они развивались самосто€тельно, их многое объедин€ет. „то же такое эра “ельца?

Ёра “ельца

„еловеческое мышление в этот период мифологично: миф оказываетс€ лучшим средством понимани€ и запоминани€ взаимосв€зей между €влени€ми. ћы с вами говорим, например, что затмени€ —олнца и Ћуны происход€т, когда оба светила с точки зрени€ земного наблюдател€ оказываютс€ вблизи от узлов своей орбиты, а их разница по широте невелика. ƒревние говорили "ƒракон пожирает Ћуну (или —олнце)", и это означало дл€ них то же самое. ѕомните у јлексе€ “олстого про маленького ћитю?

ќн разговаривал очень, очень хорошо. Ќо только дерев€нную лошадь называл "вевит", собаку — "авава", а плюшевого медвед€ — "патапум". “ак ћит€ лучше понимал, и лошадь, собака, медведь лучше понимали.
 
«десь старый оккультист јлексей “олстой, кстати, затрагивает одну важную эзотерическую проблему, чего безграмотные цензоры 30—х гг., к счастью, не заметили. »звестно, что эмбрион и потом ребенок как бы повтор€ют историю развити€ высших организмов: выход из водной среды в воздушную (жабры смен€ютс€ легкими), постепенный переход от низших форм воспри€ти€ к высшим, обретение разума. ќккультисты же считали, что эмбрион и ребенок повтор€ют и этапы духовного развити€ вышеупом€нутых семи рас: маленький человек, еще не умеющий говорить, общаетс€ с окружающим мiром телепатически, а потом эта способность утрачиваетс€.
 
ѕомните "»сторию близнецов" в кн. ѕамелы Ћ. “рэверс о ћэри ѕоппинз? (ћ., 1972). "¬ы хотите сказать, они понимали и скворца, и ветер, и... — » деревь€, и €зык солнечных лучей и звезд — да, да, именно так, — сказала ћэри ѕоппинз. /.../ “ут ничего не поделаешь. Ќет ни одного человека, который бы п о м н и л после того, как ему стукнет самое большее год". — Ёто, конечно, весьма образное и упрощенное описание проблемы, но нет сомнени€, что ѕамела “рэверс была знакома с этой теорией: на «ападе основы эзотеризма доступны всем и составл€ют неотъемлемую часть "культургута", как говор€т немцы, — культурного наследи€.
 
Ёта теори€ возникла не на пустом месте. —ами вы, конечно, не помните, но если кому—то приходилось жить р€дом с маленьким ребенком, он мог убедитьс€, что между ребенком и матерью долго, лет до семи (!), существует теснейша€ невидима€ св€зь, общее поле: они образуют единую систему, как «емл€ и Ћуна. –ебенок плачет, когда мама уходит, болеет мама — заболевает и ребенок, и наоборот, и т.д.
 
ќна была известна и люд€м древности, хот€ они, конечно, давали этому более примитивные объ€снени€. —уществует старинна€ легенда об одном царе, решившем узнать, какой €зык на «емле возник первым. ќн собрал несколько дес€тков младенцев разных национальностей и запретил н€нькам разговаривать с ними, дожида€сь, когда они заговор€т сами. » они заговорили... по—древнееврейски. (—уд€ по окончанию легенды, она составлена раввинами на рубеже нашей эры).

»так, дл€ объ€снени€ закономерностей видимого и невидимого мiра человек эпохи “ельца пользовалс€ легендами и мифами. ћифы и возникли как описани€ наблюдаемых €влений на €зыке того времени. ѕоэтому не планеты получили имена богов, как у нас долго считалось, а наоборот: образы богов и героев возникли как отражение феноменов земных и небесных. ¬ период эры “ельца складываютс€ и крупные (общеприн€тые) космогонические мифы.

¬ основе космогонических мифов этого периода лежит представление о первоначальном хаосе, из которого возникают небо, земл€ и остальные вещи. ¬озникают они путем разделени€ стихий, соединенных в мiровом €йце (≈гипет, »нди€) или мiровом океане (Ўумер). ¬озможно, что мотив разделени€ этого "несли€нного единства" восходит к эре Ѕлизнецов — недаром тема близнецов встречаетс€ в очень многих мифологи€х (√ильгамеш и Ёнкиду у шумерийцев, яма и ями у индийцев, Ќебесные и «емные Ѕлизнецы у индейцев ƒревней ћексики и, наконец, позднейшие ƒиоскуры,  астор и ѕоллукс).

¬место одного Ѕога—“ворца имеетс€ целый сонм богов разного ранга, иерархи€ которых все врем€ мен€етс€. —вою же собственную генеалогию люди возводили к первой паре людей, либо созданных богами из глины (Ўумер, ≈гипет), либо просто рожденных ими в браке (»нди€, ћексика).

ќднако мiр, однажды созданный, дл€ людей того времени цикличен: в природе все повтор€етс€. ћiр таков, каким был от начала времен, и пребудет таким до конца. Ќикакие изменени€ не только невозможны, они просто не нужны. "» увидел Ѕог, что это хорошо" — фраза из источника более позднего, но в ней как раз содержитс€ отголосок представлений периода эры “ельца о "пространственно—временной замкнутости мiра", как пишет ¬ладимир –оманович јрсеньев («вери — боги — люди. ћ., 1991).

ѕоэтому, кстати, дл€ "тельцовых" культур не характерен страх смерти: смерть дл€ них — не полное исчезновение, не уход навсегда, а всего лишь завершение очередного цикла, за которым следует такой же цикл в инобытии, в иной жизни, и новый цикл на «емле, на этот раз в облике потомка. ќтсюда — формирование представлений о реинкарнации (новых воплощени€х души) и мифов об умирающих и воскресающих богах.

—леды мифологического сознани€ сохранились, кстати, и в современном эзотеризме. ∆ела€ охарактеризовать какое—то €вление, мы говорим "¬енера", потому что так короче. ќднако это слово давно утратило вс€кую св€зь с "”тренней звездой" и даже с посв€щенными ей божествами древнего мiра: дл€ нас это — динамический архетип, симптомо— и символокомплекс, система ассоциаций, медленно, но непрерывно мен€ющихс€, хот€ и сохран€ющих некую основу, "монаду".

“ак, ¬енера — это прежде всего символ искусства и любви. ќна св€зана с “ельцом по сродству характеров, поэтому “елец считаетс€ "домом" или "обителью" ¬енеры. Ќо “елец — еще и место возвышени€ Ћуны, а Ћуна — символ плодороди€, мудрости (двурогость) и чувствительности к тонким вибраци€м, "флюидам".

ќднако у “ельца есть и свои собственные особенности. ѕрежде всего он представл€ет одну из четырех стихий, землю, и особенности архетипов Ћуны и ¬енеры модифицируютс€ согласно этому: лунна€ чувствительность к тонким вибраци€м ослабевает (в период эры “ельца не происходит новых открытий в мiре невидимом, люди полагаютс€ не на интуицию, а на авторитет "высших посв€щенных"), а способность к плодородию усиливаетс€ (сельское хоз€йство как наиболее распространенный род зан€тий в обществах эры “ельца).

¬ этот период возникают культы плодороди€ на основе женского, а не мужского начала (“елец — "женский" знак). ѕри этом любовь (секс) и плодородие (материнство) еще не дифференцированы: египетска€ »зида, шумерска€ »нанна, даже позднейшие вавилонска€ »штар и арм€нска€ јнаит сочетают в себе элементы архетипов Ћуны и ¬енеры или просто считаютс€ лунными богин€ми.

"¬елика€ ћать" средиземноморских народов, она же —орни—Ёква ("«олота€ Ѕаба") у манси и вогулов, она же ольмекска€ „ак  ит, она же знаменита€  ибела — недифференцированный лунно—земной архетип (система мать—ребенок), символ пока еще неразличаемого единства между плодородием существ разумных и неразумных.

ƒалее, “елец собирает и накапливает — запасы продовольстви€, материальные ценности, земли, знани€, произведени€ искусства. "“ельцовые" общества самодостаточны, их не интересует жизнь иноплеменников. Ќедаром себ€ жители таких обществ чаще всего называют "людьми", а иноплеменников — "чужаками", "пришельцами" или, как позже греки, "безъ€зыкими" (варварами).

¬ то же врем€ “елец — покровитель искусства, знаток, а часто и создатель его произведений. ¬ период эры “ельца складываетс€ (формализуетс€) основна€ цветова€ гамма и символика цвета. —оздаютс€ произведени€ искусства, нередко переживающие тыс€челети€: раскрашенные каменные статуи, храмы и гробницы, сосуды и украшени€. Ќо ¬енера в “ельце — исполнитель, а не творец, и раз избранные образцы повтор€ютс€ из века в век.

“елец не теоретик, он практик: он не делает обобщений, а просто накапливает все новые сведени€, пополн€€ статистику, которой воспользуютс€ люди следующей эры. ≈го науки нос€т прикладной характер: геометри€, астрономи€, медицина служат лишь упор€дочению повседневной жизни, "организации труда", как бы мы сказали сегодн€.

 роме того, они комплексны: геометри€ неотделима от геомантии, астрономи€ от астрологии, медицина от магии. ќни не раздел€ютс€ и в сознании занимающихс€ ими людей, а это, как правило, жрецы, "каста посв€щенных". » дело тут не столько в тайном характере этих знаний, сколько в необходимости обеспечить их сохранность и преемственность: письменности—то еще нет.

ќтсюда — мужские ипостаси лунных богов: “от у египт€н, Ќанна у шумерийцев, „андра у индийцев как изобретатели учени€ и письма, покровители магии и медицины. ¬ начале эры “ельца лунные боги и богини занимают в пантеонах первые, самые важные места (еще и потому, что Ћуна — основа древнейших календарей).

“елец консервативен и верен традици€м. ¬ период эры “ельца чисто научные операции приобретают характер ритуала, закрепл€ютс€ в гимнах и мифах дл€ лучшего запоминани€. ¬ этот же период, в конце эры “ельца, вырабатываютс€ и первые системы письменности — оп€ть—таки дл€ закреплени€ накопленных знаний.

–итуалы же основываютс€ на чувстве (ибо “елец — это главным образом чувство, а не логическое умозаключение). ѕредставьте себе обр€д посв€щени€ в жрецы. ёноша приходит в храм. Ќад ним совершают омовение, одевают в ритуальные одежды, произнос€т молитвы или заклинани€. ≈го провод€т по темному коридору, украшенному изображени€ми самых страшных богов потустороннего мiра. ќн проходит испытание болью, проводит долгое врем€ в одиночестве, без пищи и пить€. ≈сли он все это выдержал, его привод€т к кл€тве верности, и теперь уже он становитс€ хранителем древних традиций.  акую же гамму чувств он должен был испытать при этом!
 
∆елающие узнать подробности таких обр€дов могут обратитьс€ к прекрасному фильму ≈жи  авалеровича "‘араон" по роману Ѕолеслава ѕруса или к повести того же Ёдуарда Ўюре "∆рица »зиды" (—ѕб., 1993). ≈сть также замечательный роман "ƒочь ћонтесумы" –айдера ’аггарда. Ќе следует думать, что авторы этих романов просто фантазировали на заданную тему или перерабатывали доступные источники: такие книги пишут не случайные люди, а, как правило, те, у кого имеетс€ богата€ родова€, генетическа€ или кармическа€ пам€ть, назовите как угодно. ¬едь и ƒж. ƒж. “олкин — не сочинитель новых, а лишь вдохновенный реаниматор древних кельтских мифов.

»так, эра “ельца — это закладка "фундамента" основных космогонических мифов, максимальна€ ритуализаци€ действий и накопление статистики. ћiр дл€ жителей эры “ельца целостен и един, а обитатели мiра невидимого столь же реальны, как обитатели дома напротив. ƒл€ общени€ с теми и другими существуют свои правила и, если их выполн€ть точно, можно добитьс€ желаемого результата. ≈сть люди, знающие эти правила (жрецы), и есть люди, вынужденные обращатьс€ к ним за помощью и платить за это деньги. ћiр устроен хорошо и логично, и мен€ть его незачем.

“акой взгл€д на мiр прост и удобен. Ќе удивительно, что многие традиционные культуры и в наши дни сохранили признаки "тельцовости" — во—первых, это »нди€ и  итай, хот€ речь идет, разумеетс€, не обо всей стране в целом, а лишь о нескольких конфессиональных или этнических группах. ¬о—вторых, некоторые африканские народы — бенинцы, ашанти, — и р€д других. Ќо большинство культур пошло дальше и перешло к эре ќвна, ознаменовавшей новую фазу развити€ человеческого сознани€, как общественного, так и индивидуального.

ѕодвод€ итоги, можно сказать, что избранна€ нами хронологи€ позвол€ет упор€дочить многое в человеческой истории, не поддающеес€ систематизации с помощью других календарей и хронологий. ќднако прецессионна€ хронологи€ — не единственный способ эзотерического членени€ истории. —уществуют и более крупные, и более мелкие делени€, например, п€тисотлетние циклы, с которыми нам еще придетс€ столкнутьс€. ѕрецессионна€ же хронологи€ позвол€ет более или менее точно проанализировать период на дес€ть тыс€ч лет в ту или другую сторону, счита€ от сегодн€шнего дн€, а больше нам в данном случае и не надо.

–анние эпохи

≈ще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинна€ традици€ присвоени€ архетипам планет определенных металлов или, если брать шире, определенных элементов ѕериодической таблицы ћенделеева.  ак известно, металлом ¬енеры, а тем самым и “ельца, считаетс€ медь. IV тыс€челетие до нашей эры — начало века меди и бронзы. ћеталлом ћарса, а тем самым и ќвна считаетс€ железо: начало эры ќвна (II тыс€челетие до н.э.) совпадает с началом "железного века".

—оответственно этому предыдуща€ эра Ѕлизнецов, управитель ћеркурий (VI — V тыс€челетие до н.э.), должна была бы соответствовать ртути. ќднако из ртути нельз€ приготовить ни украшений, ни оружи€.  ак же быть? ќтвет дает алхими€: "ртуть — мать камней", считали древние. "ќтцом" камней, кстати, считали серу. ј что такое соединение ртути и серы?  иноварь, минерал красного цвета, красна€ краска, очень удобна€ дл€ того, чтобы рисовать на стенах пещеры и наносить на лицо и грудь "боевую раскраску", а позже — важнейшее магическое вещество алхимических опытов.

Ёра Ѕлизнецов — это конец каменного века, родоплеменной строй, поклонение предкам и духам окружающей среды: гор, воды, леса. ¬ этот период преобладало как раз логическое мышление: люди пытались дойти до причин всего происход€щего путем рассуждени€. ќни, естественно, ощущали присутствие мiра невидимого, но их запас знаний был слишком мал. ѕоэтому у них возникали малые (локальные) космогонические мифы, у каждого племени разные, хот€ и имевшие сходную структуру.

ѕодобную мифологию описывает ƒаниэль ƒефо в диалоге –обинзона и ѕ€тницы. –обинзон спросил у ѕ€тницы: " то сделал море и землю, по которой мы ходим, кто сделал горы и леса? ќн отвечал: 'старик по имени Ѕенамуки, который живет высоко—высоко'. ќн ничего не мог сказать мне об этой важной особе, кроме того, что он очень стар, гораздо старше мор€ и земли, старше луны и звезд".

Ќаш иудеохристианский ареал не сохранил подобных мифов, но они еще сохран€ютс€ в вымирающих культурах, затер€нных на периферии современных технологических цивилизаций, начина€ от аборигенов јвстралии и конча€ племенем €номами, открытым недавно ¬италием —ундаковым в дебр€х јмазонки (см., напр., " омсомольска€ правда", субботний выпуск от 22 июл€ 1994 г.).

Ёти мифы включают, как правило, одного Ѕога—“ворца — вспомните "¬ладыку ∆изни" √итчи ћанито из "ѕесни о √айавате" или "∆изнетворца"  и€нгныка из преданий азиатских эскимосов, — но это не единобожие позднейшего времени, а более примитивное персонифицированное представление о начале всего сущего.

—вою собственную генеалогию люди "близнецовых культур" возвод€т непосредственно к этому Ѕогу—“ворцу или в крайнем случае к созданным им животным: люди –ода  уницы, люди –ода Ћебед€... ∆рецов у них не было, были шаманы, но их роль была ограничена, потому что вступить в контакт с мiром невидимым мог каждый. (Ўаманизм, как видим, €вление достаточно древнее.)  аждый охотник мог начертить киноварью на бересте или на стене пещеры изображение буйвола и попросить его стать добычей.  аждый мог начертить изображение врага и проткнуть его стрелой, или слепить из глины фигурку любимой девушки и обмазать ее жиром, чтобы вызвать ее благосклонность. Ёто было естественно. ћожно сказать, что "эзотеризма" как учени€ дл€ узкого круга в те времена не существовало: эзотериками на практике были все, а шаман был "избранным" лишь в том смысле, что его буквально избирали на пост официального исполнител€ обр€дов, освобожда€ от других дел. »стори€ эзотерических учений на самом деле не так уж длинна.

¬ период эры “ельца така€ "самоде€тельность" уже запрещалась, и узнать, как совершаютс€ сложные магические обр€ды, было больше не у кого, кроме как у жрецов, а они оставл€ли эту прерогативу за собой.

≈ще более ранние эпохи, эра –ака и эра Ћьва, довольно хорошо сочетаютс€ с представлением о —еребр€ном и «олотом веке, потому что металлом –ака считаетс€ серебро, а металлом Ћьва — золото. ќднако понимать это буквально не стоит: люди X — VI века до н.э., конечно, не ели на золоте и серебре, и жизнь их протекала далеко не так безм€тежно, как это представл€ли себе много позже древние греки. Ћев и –ак в данном случае обозначают лишь доминирующий тип самосознани€ — "идентитета", как люб€т говорить на «ападе. –ак — это образование семьи, пусть полигамной, создание собственного "гнезда" и обзаведение предками, а Ћев — осуществление права сильного, права на выбор партнера, которое нужно подкрепить в поединке с другим претендентом.

¬озможно также, что –ак как символ женского начала и матриархата породил образ ¬ладычицы «верей, дошедший до нас в виде ѕотнии “эрон домикенских мифов греческих островов (эра “ельца).  ак наследственные признаки часто передаютс€ через поколение, от деда к внуку, так один "женский" знак (“елец, IV — II тыс. до н.э.) мог реанимировать миф другого "женского" знака (–ак, VIII — VI до н.э.).

Ёзотерические же представлени€ в эти эпохи были еще более примитивными: –ак, очередной женский знак, означал не только матриархат, но и многобожие — свой дух был у каждого камн€, у каждого шага и поступка, и управл€ть ими нельз€ было, их можно было только задабривать; Ћев, мужской знак, означал не столько патриархат или, точнее, отсутствие посто€нных брачно—семейных св€зей, сожительство одиночек, сколько полное отождествление себ€ с силами невидимого мiра: человек смертен и бессмертен одновременно. ќн призывает им€ бессмертного божества или духа и, вер€, что тот наделил его своей силой, совершает подвиги, на которые считает себ€ неспособным в своем "смертном" состо€нии.

¬ наши дни культур подобного рода почти не осталось. ќб оставшихс€ же мы еще поговорим, если будет врем€. ¬ следующей же лекции нам предстоит перейти к эре ќвна.

ƒревний ≈гипет

≈сли у нас есть врем€, мы можем еще немного поговорить о ƒревнем ≈гипте, потому что потом мы к нему возвращатьс€ не будем.

»стори€ ƒревнего ≈гипта, как уже говорилось, довольно хорошо укладываетс€ в рамки эры “ельца.   середине IV тыс€челети€ до нашей эры образовались —еверное и ёжное царства. ¬ начале III тыс€челети€ началось строительство пирамид. ѕирамиды и храмы считаютс€ важнейшим свидетельством высокого уровн€ знаний египт€н.

ќ том, что такое пирамиды, существует масса теорий. ¬ начале нашего века немецкий ученый Ќетлинг обнаружил соответствие между некоторыми размерами пирамиды ’еопса и рассто€ни€ми в —олнечной системе. Ќа этом основании он предположил, что египт€нам были известны и транссатурновые планеты, то есть ”ран, Ќептун и ѕлутон, открытые лишь в последние двести лет. ћало того: пирамида, по его мнению, предполагала наличие еще одной планеты между орбитами —атурна и ”рана. ¬ 1977 году, уже после смерти Ќетлинга, именно там был обнаружен планетоид ’ирон — действительно планета, только очень маленька€. Ќетлинг выдвигал и другие астрономические предположени€ подобного рода, но они пока не получили своего подтверждени€.

¬ наши дни с размерами пирамид, особенно пирамиды ’еопса, активно работают на «ападе. ƒелаютс€ маленькие модели пирамид из дерева, металла и других материалов, чаще открытые (каркас), чем закрытые. ѕомещенные в них растени€ быстрее растут, бритвенные лезви€ затачиваютс€, а человек, сид€ в пирамиде, приобретает паранормальные способности. (ѕодробнее о пирамидах можно узнать, например, из книг:  аталина, ÷еллар. јрхитектура страны фараонов. ћ., "—тройиздат", 1990; и Toth, Max; Nielsen, Greg. Pyramid Power. Freiburg 1988.)

Ётому есть свое объ€снение: в основе формы пирамиды лежат квадрат и треугольник, четверка и тройка — два символа, обозначающие два противоположных начала наподобие €н и инь. ¬ сумме тройка и четверка дает ту же семерку. Ћюба€ древн€€ космогони€ четверична по горизонтали (север, восток, юг, запад) и троична по вертикали (небеса, земл€, подземное царство). ј если вспомнить, что пирамиды посв€щались культу —олнца, то станет €сно, что в них, желали того строители или не желали, запечатлелись основные закономерности, присущие нашей —олнечной системе...

ѕо€сн€ю. „исла от одного до дес€ти — простые, они соответствуют планетам. “ройка — это три ближайшие к —олнцу планеты: ћеркурий, ¬енера, «емл€ (или, по гипотезе того же Ќетлинга, ѕредмеркурий, ћеркурий, ¬енера). „етверка — четыре остальные из известных древним: Ћуна, ћарс, ёпитер, —атурн. Ћуна — далеко не просто спутник «емли, в эзотерических теори€х ей отводитс€ очень важное место, так что ранг планеты она вполне заслужила. ≈ще одна тройка (транссатурновые) дополн€ет семерицу до дес€тки. —егодн€ считаетс€, что древние хоть и не могли наблюдать транссатурновые планеты, но предполагали их существование. ј дес€тка — символ —олнечной системы. Ёто число следующего пор€дка. —оответственно этому сотни и тыс€чи — символы звездных скоплений, галактик, метагалактик и так далее.

ѕодход€ к истории объективно, трудно предположить, чтобы египт€не действительно разбирались, как мы, во всех этих сложных взаимосв€з€х. ќднако они наблюдали и запоминали. ќни ничего не выдумывали, а просто фиксировали закономерности окружавшего их мiра. Ќе удивительно, что заметки египт€н оказались верны: наш мiр един и в самом большом, и в самом малом. Ёто—то и утверждал √ермес “рисмегист, гениальный ученый, живший за три тыс€чи лет до нашей эры в городе ’муне. (—амо это слово, кстати, означает "восьмерку" — ср. евр. "шмуне", то есть четыре пары первых богов, мужчин и женщин). ƒес€тична€ система возникла не потому, что у человека на руках дес€ть пальцев, а потому, что дес€тична сама —олнечна€ система. ќни и не могли иначе построить свои пирамиды: все, что человек делает, неизбежно строитс€ по общим законам ¬селенной.

јвтор: Het Monster
 
ƒревний мир

„итайте в рубрике «ƒревний мир»:

ƒоовновые культуры
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам