Шумер и Вавилон
Двуречье — благодатный край, не без оснований считающийся "родиной цивилизаций", по крайней мере тех, которые принято называть авраамитическими — иудейской, христианской и мусульманской. Авраамитическими они называются потому, что все эти три религии признают своим пророком и родоначальником библейского Авраама, родом который был, как известно, из Ура Халдейского (Быт. 11:31), города-государства в древнем Шумере.
На семитских языках этот край называется Арам Нахараим ("Арам Двуречья" в отличие от Арама Сирийского — Арамеи, откуда родом был Иисус Христос), и по-гречески тоже похоже: Месо-потамия, Между- речье. Кстати, обе его реки, Тигр и Евфрат, считались двумя из четырех рек Рая.
Однако шумерийцы отнюдь не были семитами. Сами они называли себя "черноголовыми" (те, кто бывал в Таллине, могут вспомнить о "Братстве черноголовых", которому принадлежало там несколько солидных зданий. Однако к шумерийцам они, естественно, не имеют отношения). Если вспомнить Теорию Семи рас, то шумерийцы принадлежали к шестой подрасе Четвертой расы. Они были темнокожими, крепкими и приземистыми и говорили на странном языке, агглютинирующем (а не флексирующем, как наши), наподобие суахили или чокто.
История Шумера почти точно укладывается в эру Тельца (4000-2000 до н.э.). Этого уже достаточно, чтобы представить себе суть "архаической" космогонии шумерийцев, хорошо знакомую нам по прошлой и другим лекциям:
Духи-дингиры были добрые и злые, одни помогали людям, другие мешали, а некоторые — как когда. Поэтому и культ развивался по уже знакомой нам схеме — комбинации верований и культа, включавшего ритуалы задабривания духов, жертвоприношения и не в последнюю очередь врачевание.
Тот же Крамер приводит примеры вполне профессиональных рецептов разных мазей, микстур и припарок эпохи ок. 2300 г. до н.э. Он радуется, что в этих рецептах нет "никакой мистики и магии", забывая, что в архаичной культуре любое действие уже есть магия, а врачевание — тем более. Да и в наши дни хороший врач не может не быть магом — иначе это не хороший врач.
Шумерийцы ничего не знали о вирусах и бактериях, а рассуждали просто: раз в мiре всем управляют духи, значит, свой дух (злой, конечно) есть и у каждой болезни. Микстуры и припарки нужны, чтобы помочь ТЕЛУ человека справиться с болезнью, но главное — это справиться со злым духом, овладевшим его ДУШОЙ. Поэтому они, помимо изготовления лекарственных снадобий, производили над ними магические манипуляции, молились добрым богам и духам и заклинали злых. Иногда делали фигурку "духа-возбудителя болезни" и прикладывали к больному месту. "При таком представлении, — пишет уже упоминавшийся нами Альфред Леман (Иллюстрированная история суеверий и волшебства. М., 1900, репринт Киев, 1993), — магия становится необходимостью".
Самое интересное, что с точки зрения современного эзотеризма дело тоже обстоит именно так. Болезни объясняются не только (и не столько) действием вирусов и бактерий, сколько готовностью человека воспринять это действие.
"Хотение" же (готовность) человека заболеть или попасть в аварию часто оказывается результатом его злых помыслов, гнева, зависти, т.е. искажений на астральном и ментальном уровне, как сказали бы мы сегодня, которые лишь во вторую очередь проявляются на физическом.
Это древним шумерийцам уже было ясно, и они, как представители любой "таврической" культуры, стремились не нарушать status quo (равновесие в макрокосме и микрокосме), а по возможности соблюдать его законы. Таких законов шумерийцы насчитывали 108 (9*12, 3*3*3*4) — тоже сакральное число, любимое во многих культурах, например, в китайской. Они называли их "ме". Перечислим для примера несколько "ме":
Таким образом, несмотря на то, что с нами шумерийцы ни в языковом, ни в этническом родстве не состоят, культурное родство несомненно: представления, получившие свое развитие в авраамитических культурах несколько тысяч лет спустя, берут свое начало в Шумере.
Шумерийцы же, как известно, изобрели клинопись и систему счисления с основанием 60, в результате чего у нас до сих пор в 1 часе насчитывается 60 минут, а в минуте — 60 секунд...
Миф о потопе
Хоть этот миф и не слишком увязывается логически с вышеизложенным материалом, он связан с ним хронологически, а это в данном случае для нас важнее.
Нам он известен в основном по Ветхому Завету, где рассказывается, как Бог решил покарать погрязшее в грехе человечество, оставив в живых единственного праведника — патриарха Ноя вкупе с его детьми, деда уже известного нам Зороастра.
О том, что ветхозаветные мифы "не являются оригинальными легендами" (Крамер), написано много и давно. Однако для нас интересно не происхождение этих мифов, распространенных у очень многих народов — скорее всего, они действительно отражают какие-то локальные или даже глобальную катастрофу, и не их датировка — судя по подчеркнутой стихии воды, это эра Рака, т.е. ок. 8 000 лет до Р.Х., что, кстати, сходно с Платоновой гибелью Атлантиды, см. лекцию 2, — а опять-таки смысл.
Смысл же их в возврате к началу (мiровому океану, первобытному хаосу) как единственном средстве исправить роковую ошибку. Эксперимент с человечеством не удался, значит, надо его ликвидировать и начать все заново. Это все тот же обряд очищения, принятый в регионе, только — водой, а не огнем: эра огня (Марса) еще не настала. Если микрокосм (человек) регулярно совершает омовения, разве не должен макрокосм (мiр) делать то же?
Кроме того, это и отражение идеи цикличности мiра: потопы, в представлении "архаичных культур", должны повторяться регулярно, мiр должен регулярно проходить обряд очищения — пусть не часто, но хотя бы раз в пару миллионов лет...
Уточнить эту периодичность удалось вавилонянам.
Вавилон
В Двуречье жило много племен, но так получилось, что к концу эры Тельца большинство их стали составлять семиты. Это, конечно, тоже были разные племена, но они были сравнительно высоки ростом и белолицы ("белая раса"), то есть заметно отличались от шумерийцев по физическому типу и языку. К концу эры Тельца все города-государства шумерийцев давно были покорены семитами, сильнейшими из которых в конце концов оказались вавилоняне.
Это была уже цивилизация эры Овна, с четкой военной организацией, с единоначальным правлением, за которым вскоре последовал и единый пантеон. Законы Хаммурапи, датируемые XVIII в. до н.э., отражают уже сложившуюся к тому времени картину: вместо сонма разнородных духов появилась иерархия астральных божеств.
Возглавил пантеон бог-громовержец Мардук (Юпитер), сын бога мудрости Эа (Сатурна). Далее в нем были представлены Син (Луна), Шамаш (Солнце), Иштар (Венера) и Нергал (Марс). Меркурий получил имя Набу (Нево) — ср. Набузардан (библ. Навуходоносор). Так сложилась основа того, что мы сегодня называем архетипами планет.
При этом следует учитывать, что именно боги получили свои характеристики от планет, а не наоборот: статистика, собранная шумерийцами, давала достаточно сведений о поведении светил и планет, чтобы вавилоняне смогли обобщить их в привычных антропоморфных категориях.
Не удивительно, что АСТРОЛОГИЯ (как практическая, так и особенно теоретическая) получила в Вавилоне новые возможности развития, каких никогда не знала раньше; то же, впрочем, можно отнести почти ко всем известным тогда наукам.
В астрономии/астрологии это было деление круга на 360 градусов или 12 знаков по 30 градусов каждый. К аналогичным результатам пришли в то же самое время египтяне — просто потому, что круг нельзя поделить иначе.
Знаки Зодиака тогда же получили и своих покровителей (антропо- или вудуморфизация): бог Эа стал покровителем знака Козла-Рыбы, символа мудрости (наш Козерог), рогатый бог Син — покровителем Быка, знака древних царств (Телец, эра Тельца), а блистательный Лев — покровителем знака новых династий (Лев, эра Овна), и т.д.
Тогда же получило свое (научное по тому времени) развитие и древнее искусство чтения линий руки — ХИРОМАНТИЯ или хирология. Именно вавилоняне первыми классифицировали бугры, знаки и линии ладони, связав их опять-таки со своим астральным культом — как мы теперь понимаем, не потому, что далекие планеты Марс или Сатурн физически повлияли на ладошку новорожденного, а потому что их именами проще обозначать определенные архетипы, составляющие личность.
От вавилонян эти искусства были переняты прежде всего ближайшими культурными соседями — индийцами. Индийская астрология обнаруживает не только следы, но и в массе своей прямые заимствования принципов, понятий и наименований из Вавилона.
Хиромантию индийцы тоже переняли. О параллельном развитии хиромантии в других местах, даже в том же Египте, сведений нет; может быть, в других местах эта дисциплина в те далекие времена не вызывала практического интереса. Если же она там существовала, то ее принципы вряд ли существенно отличались от перечисленных выше.
А вот методы ГАДАНИЯ у индийцев были свои, как и у китайцев, египтян и других народов. Ведь гадать можно в принципе на чем угодно, а конкретные атрибуты гадания во многом определяются условиями среды: водятся черепахи — можно гадать на панцире черепахи, водятся тюлени — на шкурах тюленей.
От времен Вавилона сохранились мантические (гадательные) трактаты, много и давно цитируемые всеми, кому не лень. Гадать умели уже в Шумере, но вавилоняне опять-таки дали дифференцированное толкование и теоретическое объяснение разным способам гадания.
Самое интересное опять-таки в том, что современные эзотерики полностью признают этот принцип, хотя и формулируют его в иных терминах. Отсюда нам с вами ясен ответ на вопрос, противоречит ли гадание (или астрология, или хиромантия) религии: в Вавилоне жрецы занимались и богослужением, и врачеванием, и гаданием.
Ассирийцы
Но вернемся к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их царствию тоже пришел конец. Около 1500 г., то есть примерно тогда, когда египетский фараон Аменхотеп объявил себя Эхнатоном, а Моисей решил увести своих единоверцев из Египта, династия царей вавилонской национальности была свергнута другой семитической династией, ассирийской.
Ассирийцы были странным народом. С одной стороны, у них сохранилось очень много древних ("архаичных") верований, ср. лекцию 6, с другой же в их сознании уже было много "рыбности", т.е. осознания примата духа над железным мечом и медным щитом, этих опор эпох более древних. Именно высокий дух помог им одолеть правителей тогдашней столицы мiра, Вавилона, — но только правителей: мощный государственный механизм, созданный до них, очень скоро поглотил их, как то было со множеством других малоразвитых завоевателей последующих эпох, приходивших "на готовое" и благодаря этому проходивших процесс цивилизации ("цивилизофикации") в ускоренном темпе.
Короче, достижения шумерийцев и вавилонян под властью ассирийцев не погибли. Наоборот: при любой смене власти (а войн и переворотов там, конечно, было много) в Междуречье учились и работали ученые, собирались и обрабатывались сведения, писались и хранились глиняные таблички. Даже разрушение Вавилона (689 до н.э.) не изменило этого положения: город был отстроен заново, а "эмиграция" ученых лишь ускорила распространение вавилонских знаний, ибо там, где они находили себе временное пристанище, тоже возникали школы и библиотеки.
Не вдаваясь в исторические подробности, отметим, что в X — VIII в. до н.э. ассирийские цари начали выводить из завоеванных стран мужчин для своего войска вместе с их женами, наложницами и детьми (что делает ассирийцам честь в сравнении с европейскими работорговцами XVI-XIX вв.). Тогда цари щадили своих солдат, отправляя в чужие страны чужих же воинов.
Около 740 г. до н.э. из Палестины таким образом была уведена в Вавилон первая партия евреев (потом последовали новые "эвакуации", последняя из которых произошла в 586 г. до н.э.).
Что имели евреи до прихода завоевателей из Двуречья? Смутные воспоминания о едином царстве Соломона бен Давида, мир с ними обоими (ок. 1000 — 900 до н.э.), да многобожие, среди которого сатурнический Ягве был лишь верховным жрецом — он не был юпитерианским божеством- покровителем, олицетворением победоносного царя, а всего лишь хранителем Закона, и уж никак не верховным богом. Однако закона никто не придерживался, войска не было, государства тоже не было. Не было литературы, истории, философии и тем более никакой эзотерики, если не считать простейших мантических и магических приемов, да и то заимствованных у более культурных соседей (египтян, финикийцев).
В Двуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей в огромном "вечном городе" Вавилоне, мощное жречество, регулярную армию, торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего культуру: календарь и хронологию, всемiрную историю (хоть и основанную на мифологии, но на мифологии опять-таки высокоразвитой), агрономию и геометрию, математику, астрологию и хирологию.
В Двуречье выросли новые поколения евреев. К 539 году до н.э., когда Вавилон был покорен персидским царем Киром, эзотерическое сознание евреев значительно возросло и, когда еще год спустя им разрешено было вернуться в Палестину, это уже был фактически "другой народ", о котором мы будем говорить в следующей лекции. Здесь же отметим, что вернувшись, евреи застали "дома" таких же дикарей, которыми когда-то были сами: ведь из Палестины, естественно, увели не все местное население. Первые же попытки "репатриантов" договориться с местными (самарянами) окончились неудачей (см. Книгу Ездры, гл. 3).
За два с лишним века пребывания евреев в Двуречье многое изменилось и в самой Ассиро-Вавилонской державе. В 626 г. до н.э. ассирийскую династию снова сменила вавилонская (халдейская), и начался новый этап развития шумеро-вавилонской культуры.
Халдеи
ХАЛДЕИ (мн., ивр. KAS'DIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье. По археол. данным, пришли они туда с юго-запада, из Аравии, примерно около середины эры Овна (1000 до н.э.). Это были воинственные бедуины, состоявшие одно время на службе у ассирийских царей. В 626 г. халдей Набупалассар захватил вавилонский трон.
Халдеи не отменяли официального культа Мардука и других астральных божеств, но у них была и своя эзотерическая традиция, очевидно "архаичного" образца, во многом сходного с уже рассмотренными нами африканскими и латиноамериканскими. Считается, что это с их легкой (или тяжелой?) руки на всем семитском Востоке получили распространение амулеты и талисманы, приемы первобытной магии (энвольтование) и примитивного гипноза ("сглаз").
К тому времени "в общественной жизни" Древнего Востока уже начали участвовать греки, и с их легкой руки (Геродот, Ксенофонт) "халдеями" стали называть вообще всех обитателей Двуречья, а особенно жрецов — "магов". Следует признать, что греки, многое не поняв, многое переиначив, все-таки сохранили для нас основы знаний, накопленных древними народами, расцвет которых греки еще застали.
Слово "маг" (magos) мы тоже узнали от греков: так они называли жрецов у вавилонян, мидян, а потом и у персов. Да они и сами себя так называли. Теперь-то это слово, конечно, имеет иное значение. Маг — это человек, обладающий эзотерическим сознанием, ведущий соответствующий образ жизни и прибегающий к магическим действиям для выполнения задач разного рода. Если вспомнить, о чем мы говорили в прошлый раз, это — чародей, "шаман широкого профиля".
Именно при халдеях вавилоняне окончательно разработали свою мiровую хронологию и, отдавая дань эре Овна, решили, что очищение мiра от скверны может осуществляться не только водой, но и огнем. Они рассчитали даже, что эти катастрофы должны повторяться каждые 1 753 005 лет: тогда "все звезды собираются вместе в 30-градусе Рака или первом градусе Льва, и происходит исполнение всего..." Когда они встречаются в Раке (водный знак), наступает потоп, во Льве (огненный знак) — мiровой пожар. Есть еще одна версия, по которой потоп наступает при собрании планет в знаке, противоположном Раку, Козероге. Это все варианты т.н. "гороскопа мiра", лат. Thema mundi, начало которому также положили вавилоняне.
Современные расчеты этого, конечно, не подтверждают. Однако не потому, что ученые сосчитали и убедились, что планеты не собираются в указанном месте, а потому что для подобных расчетов мощности компьютеров пока не хватает: результат получается слишком неточный. Если расчеты даже на самых современных компьютерах НАСА на плюс-минус две тысячи лет от нашего времени лишь с трудом выдерживают допуск до 1 градуса, то что говорить о миллионах лет? Вероятность ошибки просто превышает всякие границы.
С эзотерической же точки зрения когда-нибудь, конечно, должен настать момент "обновления и очищения" мiра (вспомним хотя бы постулат о том, что Солнце рано или поздно погаснет), однако это в любом случае будет не конец человечества, а его переход к новому этапу своего существования — будь то по Циолковскому, когда человечество физически переселится в иные звездные системы, или по Теории Семи рас, предполагающей возникновение новой расы, обладающей такими способностями, которых мы сегодня не можем даже себе представить.
Персы
Завоевав Вавилон (Кир, 539), персы вначале тоже ничего не изменили в официальном культе Мардука. Им было не до того: их религия зороастризма как раз переживала стадию становления. Вообще "период от 700 до 400 г. до н.э. был временем сильного религиозного брожения во всем Древнем мiре", как пишет Ван-дер-Варден, который в данном случае совершенно прав.
Ван-дер-Варден Б. (Бартел) Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., "Наука", 1991. Очень хорошая фактология, но философские обобщения местами сильно хромают.
Лишь после целого ряда восстаний покоренных персами семитов царь Дарий (Гистасп, ок. 520 до н.э.), покарав "мага" Гаумату, официально провозгласил культ Ормузда, прекратив делать какие бы то ни было реверансы в сторону астральных божеств, которым поклонялись "инсургенты". Шумеро-вавилонский эзотеризм как господствующая идеология начал сходить со сцены, а его наследие, перемешиваясь с другими идеологиями, превратилось в питательную почву для учений надвигавшейся эры Рыб.
О зороастризме мы уже говорили. Осталось упомянуть лишь о митраизме, солнце которого успело взойти и закатиться между 300 г. до н.э. и 300 н.э., однако и он "вошел в сокровищницу" наших сегодняшних знаний.
Митраизм
Митра — очень древнее арийское божество годичного цикла. Слово Mithra в "Авесте" озн. "согласие". На средне-персидском яз. выражение "Михр-и-Махр" означало Солнце и Луну. У древних армян, вообще многое перенявших из астральной религии Вавилона, он получил имя Михр и прозвище Арегакн: в честь его чеканились монеты, ему посвящен храм Гарни, сохранившийся до сих пор. Греки отождествляли его с Гелиосом.
В тексте из библиотеки Ашшурбанипала (на клинописных табличках) "Митра" приводится как одно из многих имен бога Солнца Шамаша (ср. историю солнечных божеств в Египте). Утратив влияние в столице, Митра приобрел множество сторонников в Малой Азии: люди там жили более простые и дикие, космологических построений вавилонских ученых они не понимали. Смысл их культа был прост:
Не удивительно, что митраизм, как пишет Плутарх, "сделался религией солдат". Он считал, что этот культ разнесли по Вредиземноморью пираты. Так или иначе, культ этого солнечного бога был распространен по всему Средиземноморью, от Турции до Испании. Римляне называли его Deus Sol Invictus (Непобедимое Солнце), строили ему алтари и целые храмы.
В конце эпохи римских завоеваний воитель Митра стал отождествляться со Спасителем, которого ожидали религии конца эры Овна. День его рождения отмечался ежегодно 25 декабря — еще одно добавление к той почве, на которой возникло христианство.
Но самое удивительное даже не то, что алтари Митры сохранились до наших дней — мало ли святилищ древности сохранилось среди классических памятников, — а то, что его тайно почитают и сегодня. В сырых подвалах нищенских домов, простоявших не одну тысячу лет в древних городах давно ставшей католической Италии, прежде всего — в "вечном городе" Риме, до сих пор сохраняются и поддерживаются алтари солнечного бога.
В некоторых из них Митра изображен в виде крылатого бога с львиной головой и человеческим телом, вокруг которого обвивается змея. Это Эон, Безграничное Время (вспомните Зрван Акарана), олицетворение не одного только Солнца, но и всего великого Космоса.
Читайте в рубрике «Древний мир»: |