Ўумер и ¬авилон

 ультура ƒвуречь€  ультура ƒвуречь€

ƒвуречье — благодатный край, не без оснований считающийс€ "родиной цивилизаций", по крайней мере тех, которые прин€то называть авраамитическими — иудейской, христианской и мусульманской. јвраамитическими они называютс€ потому, что все эти три религии признают своим пророком и родоначальником библейского јвраама, родом который был, как известно, из ”ра ’алдейского (Ѕыт. 11:31), города-государства в древнем Ўумере.

Ќа семитских €зыках этот край называетс€ јрам Ќахараим ("јрам ƒвуречь€" в отличие от јрама —ирийского — јрамеи, откуда родом был »исус ’ристос), и по-гречески тоже похоже: ћесо-потами€, ћежду- речье.  стати, обе его реки, “игр и ≈вфрат, считались двум€ из четырех рек –а€.

–еки –а€ — ’авила, √ихон, “игр и ≈вфрат (Ѕыт. 2:10-14). ќ том, что за реки две первые, существует масса версий (например, Ќил и √анг). —ам –ай тоже, соответственно, находилс€ где-то недалеко от  аспийского мор€ (библ. историки даже наход€т, где).

ќднако шумерийцы отнюдь не были семитами. —ами они называли себ€ "черноголовыми" (те, кто бывал в “аллине, могут вспомнить о "Ѕратстве черноголовых", которому принадлежало там несколько солидных зданий. ќднако к шумерийцам они, естественно, не имеют отношени€). ≈сли вспомнить “еорию —еми рас, то шумерийцы принадлежали к шестой подрасе „етвертой расы. ќни были темнокожими, крепкими и приземистыми и говорили на странном €зыке, агглютинирующем (а не флексирующем, как наши), наподобие суахили или чокто.

„то означает название "Ўумер", неизвестно. ¬озможно, оно восходит к одному из имен лунного бога —ин (Ўин). ¬ Ѕиблии Ўумер наз. "—еннаар"; отголоски этого корн€ прослеживаютс€ в санскр. —умеру (ћеру, свщ. гора индийцев, на вершине которой находилс€ город Ѕрахмы), в имени царицы Ўамирам (—емирамида), и др.

»стори€ Ўумера почти точно укладываетс€ в эру “ельца (4000-2000 до н.э.). Ётого уже достаточно, чтобы представить себе суть "архаической" космогонии шумерийцев, хорошо знакомую нам по прошлой и другим лекци€м:

»з первозданного океана (вода, женское начало, богин€ Ќамму) выделились небо (огонь, мужское начало, бог јну) и земл€ (женское, богин€  и). ѕосле этого между ними по€вилс€ воздух (мужское начало, бог Ёнлиль).
 
ѕотом возникли "дингиры" — те же вуду и аку-аку, т.е. божества и духи, управл€вшие морем, светилами, реками и горами, каждым полем и домом, каждой мотыгой и плугом ( рамер, —эмюэл. »стори€ начинаетс€ в Ўумере. ћ., "Ќаука", 1991).
 
—эмюэл  рамер — добросовестный ученый, собравший и проанализировавший все данные, которые имеютс€ у нас на сегодн€шний день о Ўумере. ќднако суд€ по тому, о чем он пишет, а о чем избегает писать, он тоже был не свободен от "идеологических установок", а потому безжалостно вымарал все, что хоть сколько-нибудь напоминало об эзотеризме.
 
ѕотом было несколько попыток создать человека (из глины): разные боги соревновались в этом, но у них не получалось: все выходили то уроды, то бесполые существа, то безмозглые... ѕрекрасный параллелизм с мифами май€ (ѕополь ¬ух, ћ., 1959, репринт 1993), а также с “еорией —еми рас.

ƒухи-дингиры были добрые и злые, одни помогали люд€м, другие мешали, а некоторые — как когда. ѕоэтому и культ развивалс€ по уже знакомой нам схеме — комбинации верований и культа, включавшего ритуалы задабривани€ духов, жертвоприношени€ и не в последнюю очередь врачевание.

“от же  рамер приводит примеры вполне профессиональных рецептов разных мазей, микстур и припарок эпохи ок. 2300 г. до н.э. ќн радуетс€, что в этих рецептах нет "никакой мистики и магии", забыва€, что в архаичной культуре любое действие уже есть маги€, а врачевание — тем более. ƒа и в наши дни хороший врач не может не быть магом — иначе это не хороший врач.

Ўумерийцы ничего не знали о вирусах и бактери€х, а рассуждали просто: раз в мiре всем управл€ют духи, значит, свой дух (злой, конечно) есть и у каждой болезни. ћикстуры и припарки нужны, чтобы помочь “≈Ћ” человека справитьс€ с болезнью, но главное — это справитьс€ со злым духом, овладевшим его ƒ”Ўќ…. ѕоэтому они, помимо изготовлени€ лекарственных снадобий, производили над ними магические манипул€ции, молились добрым богам и духам и заклинали злых. »ногда делали фигурку "духа-возбудител€ болезни" и прикладывали к больному месту. "ѕри таком представлении, — пишет уже упоминавшийс€ нами јльфред Ћеман (»ллюстрированна€ истори€ суеверий и волшебства. ћ., 1900, репринт  иев, 1993), — маги€ становитс€ необходимостью".

—амое интересное, что с точки зрени€ современного эзотеризма дело тоже обстоит именно так. Ѕолезни объ€сн€ютс€ не только (и не столько) действием вирусов и бактерий, сколько готовностью человека восприн€ть это действие.

"—удите сами — вокруг нас полно вс€ких вирусов, бактерий и прочих вредоносных тварей, — пишет совр. немецкий писатель √. –озендорфер, — да и сами люди часто не имеют никакого пон€ти€ о гигиене... ћы бы наверное давно болели все поголовно, если бы болезни подчин€лись обычным физическим законам. ќднако на самом деле, если человек не хочет болеть, он не заболеет, точно так же как и в аварию не попадет, если не захочет".

"’отение" же (готовность) человека заболеть или попасть в аварию часто оказываетс€ результатом его злых помыслов, гнева, зависти, т.е. искажений на астральном и ментальном уровне, как сказали бы мы сегодн€, которые лишь во вторую очередь про€вл€ютс€ на физическом.

ј приложение фигурки злого духа к больному месту есть, в сущности, не что иное, как "архаичное" осуществление принципа гомеопатии — лечить подобное подобным.
 
ѕопробуйте сами: заболев гриппом, напишите на клочке бумаги слово "грипп" и приложите к носу и горлу. Ёто, конечно, не самый действенный, но и не самый безнадежный способ лечени€ гриппа.

Ёто древним шумерийцам уже было €сно, и они, как представители любой "таврической" культуры, стремились не нарушать status quo (равновесие в макрокосме и микрокосме), а по возможности соблюдать его законы. “аких законов шумерийцы насчитывали 108 (9*12, 3*3*3*4) — тоже сакральное число, любимое во многих культурах, например, в китайской. ќни называли их "ме". ѕеречислим дл€ примера несколько "ме":

¬ласть дингиров, ¬ласть цар€,  орона, ѕрестол, —кипетр, ’рам, ¬ласть ¬ерховного ∆реца, ¬ласть ’оз€йки, »стина, ћир, —праведливость, Ќисхождение в ѕодземное царство, «нам€, ѕотоп, ќружие, Ћожь, –адость —ердца...
 
Ќе напоминает ли это нам список арканов “аро, только более развернутый?

“аким образом, несмотр€ на то, что с нами шумерийцы ни в €зыковом, ни в этническом родстве не состо€т, культурное родство несомненно: представлени€, получившие свое развитие в авраамитических культурах несколько тыс€ч лет спуст€, берут свое начало в Ўумере.

Ўумерийцы же, как известно, изобрели клинопись и систему счислени€ с основанием 60, в результате чего у нас до сих пор в 1 часе насчитываетс€ 60 минут, а в минуте — 60 секунд...

ћиф о потопе

’оть этот миф и не слишком ув€зываетс€ логически с вышеизложенным материалом, он св€зан с ним хронологически, а это в данном случае дл€ нас важнее.

Ќам он известен в основном по ¬етхому «авету, где рассказываетс€, как Ѕог решил покарать погр€зшее в грехе человечество, оставив в живых единственного праведника — патриарха Ќо€ вкупе с его детьми, деда уже известного нам «ороастра.

»удеи и христиане считали «ороастра сыном ’ама, нечестивого отпрыска Ќо€, "потому что он был единственным, кто сме€лс€, по€вл€€сь на свет" (Ѕл. јвгустин).

ќ том, что ветхозаветные мифы "не €вл€ютс€ оригинальными легендами" ( рамер), написано много и давно. ќднако дл€ нас интересно не происхождение этих мифов, распространенных у очень многих народов — скорее всего, они действительно отражают какие-то локальные или даже глобальную катастрофу, и не их датировка — суд€ по подчеркнутой стихии воды, это эра –ака, т.е. ок. 8 000 лет до –.’., что, кстати, сходно с ѕлатоновой гибелью јтлантиды, см. лекцию 2, — а оп€ть-таки смысл.

—мысл же их в возврате к началу (мiровому океану, первобытному хаосу) как единственном средстве исправить роковую ошибку. Ёксперимент с человечеством не удалс€, значит, надо его ликвидировать и начать все заново. Ёто все тот же обр€д очищени€, прин€тый в регионе, только — водой, а не огнем: эра огн€ (ћарса) еще не настала. ≈сли микрокосм (человек) регул€рно совершает омовени€, разве не должен макрокосм (мiр) делать то же?

 роме того, это и отражение идеи цикличности мiра: потопы, в представлении "архаичных культур", должны повтор€тьс€ регул€рно, мiр должен регул€рно проходить обр€д очищени€ — пусть не часто, но хот€ бы раз в пару миллионов лет...

”точнить эту периодичность удалось вавилон€нам.

¬авилон

¬ ƒвуречье жило много племен, но так получилось, что к концу эры “ельца большинство их стали составл€ть семиты. Ёто, конечно, тоже были разные племена, но они были сравнительно высоки ростом и белолицы ("бела€ раса"), то есть заметно отличались от шумерийцев по физическому типу и €зыку.   концу эры “ельца все города-государства шумерийцев давно были покорены семитами, сильнейшими из которых в конце концов оказались вавилон€не.

Ёто была уже цивилизаци€ эры ќвна, с четкой военной организацией, с единоначальным правлением, за которым вскоре последовал и единый пантеон. «аконы ’аммурапи, датируемые XVIII в. до н.э., отражают уже сложившуюс€ к тому времени картину: вместо сонма разнородных духов по€вилась иерархи€ астральных божеств.

¬озглавил пантеон бог-громовержец ћардук (ёпитер), сын бога мудрости Ёа (—атурна). ƒалее в нем были представлены —ин (Ћуна), Ўамаш (—олнце), »штар (¬енера) и Ќергал (ћарс). ћеркурий получил им€ Ќабу (Ќево) — ср. Ќабузардан (библ. Ќавуходоносор). “ак сложилась основа того, что мы сегодн€ называем архетипами планет.

ѕри этом следует учитывать, что именно боги получили свои характеристики от планет, а не наоборот: статистика, собранна€ шумерийцами, давала достаточно сведений о поведении светил и планет, чтобы вавилон€не смогли обобщить их в привычных антропоморфных категори€х.

¬от почему у большинства народов, даже самых отдаленных друг от друга, подобные боги легко поддаютс€ идентификации и классификации: юпитерианские боги — ћардук, «евс, скандинавский “ор (кстати вспомним еще раз “ура ’ейердала — THOR Heyerdahl), слав€нский ѕерун, “лалок у ацтеков; сатурнианские боги — Ёа, ’ронос, «рван, ягве, темноликий Ўани у индийцев, злокозненный Ћоки у вар€гов и т.д.

Ќе удивительно, что ј—“–ќЋќ√»я (как практическа€, так и особенно теоретическа€) получила в ¬авилоне новые возможности развити€, каких никогда не знала раньше; то же, впрочем, можно отнести почти ко всем известным тогда наукам.

¬ астрономии/астрологии это было деление круга на 360 градусов или 12 знаков по 30 градусов каждый.   аналогичным результатам пришли в то же самое врем€ египт€не — просто потому, что круг нельз€ поделить иначе.

 то помнит, как разделить круг при помощи одного только циркул€?  руг некоего размера можно ѕќƒ≈Ћ»“№ кругами такого же размера только на шесть частей — шесть дуг по 60 градусов кажда€. ≈сли поделить каждый из вторичных кругов, мы получим 36 частей первоначального круга — что это, как не деканады (= одна треть знака)? Ќаша вселенна€, она везде устроена одинаково. “от же результат получили бы и марсиане.
 
ќттуда же, кстати, берет начало и семерка: ¬ќ –”√ первоначального круга можно уложить тоже только шесть таких же кругов, что в сумме и дает семь. ¬ геометрии шумерийцы и особенно вавилон€не разбирались неплохо. ј дальше уже все просто: "семь металлов создал свет по числу семи планет..." (Ћомоносов).

«наки «одиака тогда же получили и своих покровителей (антропо- или вудуморфизаци€): бог Ёа стал покровителем знака  озла-–ыбы, символа мудрости (наш  озерог), рогатый бог —ин — покровителем Ѕыка, знака древних царств (“елец, эра “ельца), а блистательный Ћев — покровителем знака новых династий (Ћев, эра ќвна), и т.д.

Ёто деление было эмпирически найдено еще шумерийцами: "возвращение" —олнца к исходной точке небосвода занимает один год, "возвращение" Ћуны — один мес€ц; с каждым новым возвращением Ћуны —олнце оказываетс€ в новом "доме", которых в году бывает 12 или 13 — вот вам зодиакальные созвезди€ и основа календар€. Ќо —олнце "возвращаетс€" и каждые сутки, а с каждым суточным возвращением —олнца Ћуна тоже оказываетс€ в новом своем "доме", которых на один "дом" —олнца приходитс€ 27 или 28 — вот вам лунный мес€ц или "лунные сто€нки". Ётo — основы классической астрологии, неизменные и сегодн€.

“огда же получило свое (научное по тому времени) развитие и древнее искусство чтени€ линий руки — ’»–ќћјЌ“»я или хирологи€. »менно вавилон€не первыми классифицировали бугры, знаки и линии ладони, св€зав их оп€ть-таки со своим астральным культом — как мы теперь понимаем, не потому, что далекие планеты ћарс или —атурн физически повли€ли на ладошку новорожденного, а потому что их именами проще обозначать определенные архетипы, составл€ющие личность.

Ёти архетипы сейчас можно было бы назвать "формула 1", "формула 2" или как угодно, но зачем это делать, если вс€ литература за последние несколько тыс€ч лет написана на одном €зыке? (menade bal — pyki bal, "единому человечеству — единый €зык", как писал 150 лет назад лютеранский пастор »оганн ћартин Ўлейер, изобретатель международного €зыка волапюк — Schleyer, 1831-1912).

ќт вавилон€н эти искусства были перен€ты прежде всего ближайшими культурными сосед€ми — индийцами. »ндийска€ астрологи€ обнаруживает не только следы, но и в массе своей пр€мые заимствовани€ принципов, пон€тий и наименований из ¬авилона.

ѕочему астрологи€ в »ндии при не была прин€та в число "ортодоксальных учений" и не отторгнута в качестве ереси? ѕотому что индийцам, как и самим вавилон€нам, был €сен инструментальный характер этой дисциплины. јстрологи€ — это не астральный  ”Ћ№“, а всего лишь его дериват (или, может быть, наоборот: астральные культы суть дериват астрологии, но дл€ нас оп€ть-таки не это главное).
 
јстрологи€ — это инструмент, не претендующий и никогда не претендовавший на роль религии.

’иромантию индийцы тоже перен€ли. ќ параллельном развитии хиромантии в других местах, даже в том же ≈гипте, сведений нет; может быть, в других местах эта дисциплина в те далекие времена не вызывала практического интереса. ≈сли же она там существовала, то ее принципы вр€д ли существенно отличались от перечисленных выше.

ј вот методы √јƒјЌ»я у индийцев были свои, как и у китайцев, египт€н и других народов. ¬едь гадать можно в принципе на чем угодно, а конкретные атрибуты гадани€ во многом определ€ютс€ услови€ми среды: вод€тс€ черепахи — можно гадать на панцире черепахи, вод€тс€ тюлени — на шкурах тюленей.

ќт времен ¬авилона сохранились мантические (гадательные) трактаты, много и давно цитируемые всеми, кому не лень. √адать умели уже в Ўумере, но вавилон€не оп€ть-таки дали дифференцированное толкование и теоретическое объ€снение разным способам гадани€.

“еоретическое объ€снение было такое: люди не понимают божественной воли, мало кто из них способен ее восприн€ть. ѕоэтому они совершают ошибки. Ќо божественна€ вол€ дл€ каждого человека (его "программа действий") записана в некоей книге судеб, и ее можно прочитать. ƒл€ этого нужно только знать грамоту. √рамоту же (т.е. €зык астрологии, хиромантии, гадани€ по полету птиц или по внутренност€м животных) знают некоторые люди. ѕрид€ к ним, можно попросить их прочесть ту запись, котора€ относитс€ к вам. Ёто не нарушение божественной воли, а наоборот, осознание ее, что гораздо лучше незнани€.

—амое интересное оп€ть-таки в том, что современные эзотерики полностью признают этот принцип, хот€ и формулируют его в иных терминах. ќтсюда нам с вами €сен ответ на вопрос, противоречит ли гадание (или астрологи€, или хироманти€) религии: в ¬авилоне жрецы занимались и богослужением, и врачеванием, и гаданием.

јссирийцы

Ќо вернемс€ к истории.  ак ни были сильны вавилон€не, однако их царствию тоже пришел конец. ќколо 1500 г., то есть примерно тогда, когда египетский фараон јменхотеп объ€вил себ€ Ёхнатоном, а ћоисей решил увести своих единоверцев из ≈гипта, династи€ царей вавилонской национальности была свергнута другой семитической династией, ассирийской.

ѕредупреждаю сразу: тех древних ассирийцев не следует путать с нашими современниками, которых называют так же: это скорее сирийцы, бывшие жители јрама —ирийского, а не јрама Ќахараим (откуда и путаница), приверженцы зороастризма или одного из его толков. ќни употребл€ют эфедру (авест. хаома) и поклон€ютс€ ќрмузду.

јссирийцы были странным народом. — одной стороны, у них сохранилось очень много древних ("архаичных") верований, ср. лекцию 6, с другой же в их сознании уже было много "рыбности", т.е. осознани€ примата духа над железным мечом и медным щитом, этих опор эпох более древних. »менно высокий дух помог им одолеть правителей тогдашней столицы мiра, ¬авилона, — но только правителей: мощный государственный механизм, созданный до них, очень скоро поглотил их, как то было со множеством других малоразвитых завоевателей последующих эпох, приходивших "на готовое" и благодар€ этому проходивших процесс цивилизации ("цивилизофикации") в ускоренном темпе.

 ороче, достижени€ шумерийцев и вавилон€н под властью ассирийцев не погибли. Ќаоборот: при любой смене власти (а войн и переворотов там, конечно, было много) в ћеждуречье учились и работали ученые, собирались и обрабатывались сведени€, писались и хранились глин€ные таблички. ƒаже разрушение ¬авилона (689 до н.э.) не изменило этого положени€: город был отстроен заново, а "эмиграци€" ученых лишь ускорила распространение вавилонских знаний, ибо там, где они находили себе временное пристанище, тоже возникали школы и библиотеки.

Ќе вдава€сь в исторические подробности, отметим, что в X — VIII в. до н.э. ассирийские цари начали выводить из завоеванных стран мужчин дл€ своего войска вместе с их женами, наложницами и детьми (что делает ассирийцам честь в сравнении с европейскими работорговцами XVI-XIX вв.). “огда цари щадили своих солдат, отправл€€ в чужие страны чужих же воинов.

ќколо 740 г. до н.э. из ѕалестины таким образом была уведена в ¬авилон перва€ парти€ евреев (потом последовали новые "эвакуации", последн€€ из которых произошла в 586 г. до н.э.).

„то имели евреи до прихода завоевателей из ƒвуречь€? —мутные воспоминани€ о едином царстве —оломона бен ƒавида, мир с ними обоими (ок. 1000 — 900 до н.э.), да многобожие, среди которого сатурнический ягве был лишь верховным жрецом — он не был юпитерианским божеством- покровителем, олицетворением победоносного цар€, а всего лишь хранителем «акона, и уж никак не верховным богом. ќднако закона никто не придерживалс€, войска не было, государства тоже не было. Ќе было литературы, истории, философии и тем более никакой эзотерики, если не считать простейших мантических и магических приемов, да и то заимствованных у более культурных соседей (египт€н, финикийцев).

¬ ƒвуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей в огромном "вечном городе" ¬авилоне, мощное жречество, регул€рную армию, торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего культуру: календарь и хронологию, всемiрную историю (хоть и основанную на мифологии, но на мифологии оп€ть-таки высокоразвитой), агрономию и геометрию, математику, астрологию и хирологию.

√лавное то, что все это было евре€м пон€тно: их €зык мало отличалс€ от официального аккадского, на котором общались все от »нда до Ќила, почти как сейчас на английском. Ќа нем велась вс€ дипломатическа€ переписка. Ќе удивительно, что у них возник миф о ¬авилонской башне: "на всей земле был один €зык и одно наречие..." (Ѕыт., гл.11).

¬ ƒвуречье выросли новые поколени€ евреев.   539 году до н.э., когда ¬авилон был покорен персидским царем  иром, эзотерическое сознание евреев значительно возросло и, когда еще год спуст€ им разрешено было вернутьс€ в ѕалестину, это уже был фактически "другой народ", о котором мы будем говорить в следующей лекции. «десь же отметим, что вернувшись, евреи застали "дома" таких же дикарей, которыми когда-то были сами: ведь из ѕалестины, естественно, увели не все местное население. ѕервые же попытки "репатриантов" договоритьс€ с местными (самар€нами) окончились неудачей (см.  нигу ≈здры, гл. 3).

«а два с лишним века пребывани€ евреев в ƒвуречье многое изменилось и в самой јссиро-¬авилонской державе. ¬ 626 г. до н.э. ассирийскую династию снова сменила вавилонска€ (халдейска€), и началс€ новый этап развити€ шумеро-вавилонской культуры.

’алдеи

’јЋƒ≈» (мн., ивр. KAS'DIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным семитским племенем, давно обитавшим в ћеждуречье. ѕо археол. данным, пришли они туда с юго-запада, из јравии, примерно около середины эры ќвна (1000 до н.э.). Ёто были воинственные бедуины, состо€вшие одно врем€ на службе у ассирийских царей. ¬ 626 г. халдей Ќабупалассар захватил вавилонский трон.

“ут же отметим, что "халде€ми" европейцы и до сих пор по традиции иногда называют христиан — жителей »рана и »рака, а их церковь и официально называетс€ ’алдейской (Catholic Chaldaean Church, уни€ с –имом 1553, резиденци€ ѕатриарха в Ѕагдаде). Ќо это, само собой, не те халдеи, о которых идет речь.

’алдеи не отмен€ли официального культа ћардука и других астральных божеств, но у них была и сво€ эзотерическа€ традици€, очевидно "архаичного" образца, во многом сходного с уже рассмотренными нами африканскими и латиноамериканскими. —читаетс€, что это с их легкой (или т€желой?) руки на всем семитском ¬остоке получили распространение амулеты и талисманы, приемы первобытной магии (энвольтование) и примитивного гипноза ("сглаз").

ЁЌ¬ќЋ№“ќ¬јЌ»≈ (от лат. involer — "нападать, завладевать"): магическа€ операци€ с целью оказани€ воздействи€ на какого-л. человека. Ёто воздействие м.б. положительным и отрицательным. ќсуществ. путем изготовлени€ "вольта" (фигурки искомого человека из воска или иных материалов) и манипул€ций с нею, или же путем внедрени€ в ближайшее окружение искомого лица "заговоренных" предметов ("относ"). ƒействие энвольтовани€ объ€сн€лось вли€нием манипул€ций мага на экстериоризованный астральный флюид искомого лица. ѕодробнее см., напр.: “ухолка —. ќккультизм и маги€. —ѕб., 1907, переизд. Pостов, 1991.
 
Ёто то, что у нас обычно называют "черной магией". „ем объ€снить желание людей — и ученых, и понимающих, что такое хорошо, а что плохо, и уже битых-перебитых жизнью, — все-таки навредить своему ближнему, отравить ему радость, заставить его страдать не в счет восстановлени€ космического равновеси€, а просто так, "по личным мотивам"?
 
“олько завистью. «ависть, частным случаем которой €вл€етс€ ревность, есть желание присвоить то, что принадлежит другому, или хот€ бы лишить этого другого тех привилегий, которыми, как кажетс€, он обладает. Ёто то, что очень хорошо пон€ли первые христиане, и против чего они боролись: "вс€кий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (ћф. 5:28 и далее). “от, кто хочет стать насто€щим эзотериком, должен забыть, что такое завидовать другому. Ёто — необходимый элемент эзотерического сознани€.

  тому времени "в общественной жизни" ƒревнего ¬остока уже начали участвовать греки, и с их легкой руки (√еродот,  сенофонт) "халде€ми" стали называть вообще всех обитателей ƒвуречь€, а особенно жрецов — "магов". —ледует признать, что греки, многое не пон€в, многое переиначив, все-таки сохранили дл€ нас основы знаний, накопленных древними народами, расцвет которых греки еще застали.

—лово "маг" (magos) мы тоже узнали от греков: так они называли жрецов у вавилон€н, мид€н, а потом и у персов. ƒа они и сами себ€ так называли. “еперь-то это слово, конечно, имеет иное значение. ћаг — это человек, обладающий эзотерическим сознанием, ведущий соответствующий образ жизни и прибегающий к магическим действи€м дл€ выполнени€ задач разного рода. ≈сли вспомнить, о чем мы говорили в прошлый раз, это — чародей, "шаман широкого профил€".

«начение многих слов со временем сильно мен€етс€. ≈вропейских писателей в свое врем€ (конец XIX в.) очень увлекала истори€ "мага" √ауматы, он же —мердис, ок. 520 до н.э. зан€вшего престол одной из провинций ¬авилонского царства (ћидии). „ародей становитс€ царем — сюжет, конечно, очень увлекательный, однако √аумата не был чародеем, он был просто жрецом, выдавшим себ€ за убитого царского сына.
 
Ќебезынтересно вспомнить, что в €зыке соседей-индийцев (санскрите) тоже имелось похожее слово: "май€", озн. мiровую иллюзию, а к концу эры ќвна по€вилась даже така€ дисциплина — май€-йога, т.е., в сущности, та же маги€.

»менно при халде€х вавилон€не окончательно разработали свою мiровую хронологию и, отдава€ дань эре ќвна, решили, что очищение мiра от скверны может осуществл€тьс€ не только водой, но и огнем. ќни рассчитали даже, что эти катастрофы должны повтор€тьс€ каждые 1 753 005 лет: тогда "все звезды собираютс€ вместе в 30-градусе –ака или первом градусе Ћьва, и происходит исполнение всего..."  огда они встречаютс€ в –аке (водный знак), наступает потоп, во Ћьве (огненный знак) — мiровой пожар. ≈сть еще одна верси€, по которой потоп наступает при собрании планет в знаке, противоположном –аку,  озероге. Ёто все варианты т.н. "гороскопа мiра", лат. Thema mundi, начало которому также положили вавилон€не.

—оседи-индийцы перен€ли и эти представлени€. ќни рассчитывали маха-юги (4 320 000 лет) и иные периоды, по истечении которых мiр должен обновл€тьс€. ƒолжно по€вл€тьс€ новое человечество, к которому должен прийти новый учитель и —паситель, и т.д.

—овременные расчеты этого, конечно, не подтверждают. ќднако не потому, что ученые сосчитали и убедились, что планеты не собираютс€ в указанном месте, а потому что дл€ подобных расчетов мощности компьютеров пока не хватает: результат получаетс€ слишком неточный. ≈сли расчеты даже на самых современных компьютерах Ќј—ј на плюс-минус две тыс€чи лет от нашего времени лишь с трудом выдерживают допуск до 1 градуса, то что говорить о миллионах лет? ¬еро€тность ошибки просто превышает вс€кие границы.

— эзотерической же точки зрени€ когда-нибудь, конечно, должен настать момент "обновлени€ и очищени€" мiра (вспомним хот€ бы постулат о том, что —олнце рано или поздно погаснет), однако это в любом случае будет не конец человечества, а его переход к новому этапу своего существовани€ — будь то по ÷иолковскому, когда человечество физически переселитс€ в иные звездные системы, или по “еории —еми рас, предполагающей возникновение новой расы, обладающей такими способност€ми, которых мы сегодн€ не можем даже себе представить.

ѕерсы

«авоевав ¬авилон ( ир, 539), персы вначале тоже ничего не изменили в официальном культе ћардука. »м было не до того: их религи€ зороастризма как раз переживала стадию становлени€. ¬ообще "период от 700 до 400 г. до н.э. был временем сильного религиозного брожени€ во всем ƒревнем мiре", как пишет ¬ан-дер-¬арден, который в данном случае совершенно прав.

¬ан-дер-¬арден Ѕ. (Ѕартел) ѕробуждающа€с€ наука II. –ождение астрономии. ћ., "Ќаука", 1991. ќчень хороша€ фактологи€, но философские обобщени€ местами сильно хромают.

Ћишь после целого р€да восстаний покоренных персами семитов царь ƒарий (√истасп, ок. 520 до н.э.), покарав "мага" √аумату, официально провозгласил культ ќрмузда, прекратив делать какие бы то ни было реверансы в сторону астральных божеств, которым поклон€лись "инсургенты". Ўумеро-вавилонский эзотеризм как господствующа€ идеологи€ начал сходить со сцены, а его наследие, перемешива€сь с другими идеологи€ми, превратилось в питательную почву дл€ учений надвигавшейс€ эры –ыб.

ќ зороастризме мы уже говорили. ќсталось упом€нуть лишь о митраизме, солнце которого успело взойти и закатитьс€ между 300 г. до н.э. и 300 н.э., однако и он "вошел в сокровищницу" наших сегодн€шних знаний.

ћитраизм

ћитра — очень древнее арийское божество годичного цикла. —лово Mithra в "јвесте" озн. "согласие". Ќа средне-персидском €з. выражение "ћихр-и-ћахр" означало —олнце и Ћуну. ” древних арм€н, вообще многое перен€вших из астральной религии ¬авилона, он получил им€ ћихр и прозвище јрегакн: в честь его чеканились монеты, ему посв€щен храм √арни, сохранившийс€ до сих пор. √реки отождествл€ли его с √елиосом.

¬ тексте из библиотеки јшшурбанипала (на клинописных табличках) "ћитра" приводитс€ как одно из многих имен бога —олнца Ўамаша (ср. историю солнечных божеств в ≈гипте). ”тратив вли€ние в столице, ћитра приобрел множество сторонников в ћалой јзии: люди там жили более простые и дикие, космологических построений вавилонских ученых они не понимали. —мысл их культа был прост:

—олнце — жизнедатель, владыка всего живого. ќно дает рост всходам, плодородие скоту и женам, спасает воина в битве. ќно же карает убийцу, грешника и чиновника (! — чем не позици€ многих наших современников, особенно пожилого возраста? ќ взгл€де на гос. чиновников как на "дь€волово сем€" нам, кстати, еще придетс€ поговорить). «ачем молитьс€ туче разных богов, когда есть один, самый главный?
 
ќтсюда — важнейший принцип астрологии эпохи ќвна, ("зодиакальной", как ее называет ¬ан-дер-¬арден), который в наши дни не только сохранилс€, но и пользуетс€ большой попул€рностью: каждый знает свой —ќЋЌ≈„Ќџ… знак (€ — ќвен, € — “елец и т.д.), и этого оказываетс€ достаточно дл€ обобщений и предсказаний. ¬се вы наверн€ка читали эти многочисленные брошюрки, странички в женских журналах и районных газетах, и слушали прогнозы по телевизору.
 
Ќа самом деле этого действительно достаточно, если не требовать многого. ѕрогноз (и характеристика) по —олнцу в самом деле показывает, грозит вам что-то или не грозит, и какова основна€ доминанта вашей личности. Ќо не больше.
 
"ѕопаданий" тут — от 33 до 66 процентов. ƒл€ древних этого, веро€тно, было вполне достаточно. Ќо мы-то с вами живем в другую эпоху, поэтому дл€ действительно обоснованных характеристик и прогнозов необходимо составл€ть подробную карту, какую только позвол€ют составить современные компьютеры. »наче различий окажетс€ больше, чем сходства.

Ќе удивительно, что митраизм, как пишет ѕлутарх, "сделалс€ религией солдат". ќн считал, что этот культ разнесли по ¬редиземноморью пираты. “ак или иначе, культ этого солнечного бога был распространен по всему —редиземноморью, от “урции до »спании. –имл€не называли его Deus Sol Invictus (Ќепобедимое —олнце), строили ему алтари и целые храмы.

¬ конце эпохи римских завоеваний воитель ћитра стал отождествл€тьс€ со —пасителем, которого ожидали религии конца эры ќвна. ƒень его рождени€ отмечалс€ ежегодно 25 декабр€ — еще одно добавление к той почве, на которой возникло христианство.

Ќо самое удивительное даже не то, что алтари ћитры сохранились до наших дней — мало ли св€тилищ древности сохранилось среди классических пам€тников, — а то, что его тайно почитают и сегодн€. ¬ сырых подвалах нищенских домов, просто€вших не одну тыс€чу лет в древних городах давно ставшей католической »талии, прежде всего — в "вечном городе" –име, до сих пор сохран€ютс€ и поддерживаютс€ алтари солнечного бога.

¬ некоторых из них ћитра изображен в виде крылатого бога с львиной головой и человеческим телом, вокруг которого обвиваетс€ зме€. Ёто Ёон, Ѕезграничное ¬рем€ (вспомните «рван јкарана), олицетворение не одного только —олнца, но и всего великого  осмоса.

јвтор: Het Monster
 
ƒревний мир

„итайте в рубрике «ƒревний мир»:

Ўумер и ¬авилон
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам