итай и “ибет

 итай и “ибет  итай и “ибет

Ќачнем с  ита€ как центра ƒальневосточных цивилизаций, откуда многие достижени€ человеческой мысли распростран€лись в соседние страны — “ибет и ћонголию,  орею, японию и ¬ьетнам. ясно, что речь идет не только о бумаге и туши, фарфоре и вермишели, но прежде всего об иде€х и представлени€х, призванных объ€снить устройство окружающего мiра и роль в нем человека.

Ёти представлени€ окончательно сформировались или, точнее, были сформулированы к концу эры ќвна (VI — V вв. до н.э.) и сохранились неизменными в своей сути до наших дней, составл€€ основу всех трех основных течений китайской религиозно-философской мысли: даосизма, конфуцианства и буддизма. ƒаже проникновение с «апада новых религий (христианства и мусульманства различных толков), начавшеес€ во второй половине I тыс€челети€ н.э., и новых философских теорий, начавшеес€ лишь в конце XIX в., лишь что-то добавило к мiровоззрению жителей ¬осточной јзии, но ничего не изменило по существу.

—ейчас они, конечно, знают, что «емл€ вращаетс€ вокруг —олнца, знакомы со всеми достижени€ми современной науки и сами достигли в ней многого, но их мiровоззрение, а тем самым в большой мере дела и поступки определ€ютс€ именно традиционной картиной мiра, эзотеричной в самой своей основе. Ќедаром американский китаевед ƒж. Ќидэм считал даже, что китайское мышление наиболее близко ко всемiрной (универсальной, экуменической) философии будущего (Needham, J. Science in Traditional China: A Comparative Perspective. Cambridge /Mass./ — Hong Kong 1981).

 итайцы издревле называли свою страну —рединным царством („жун √о), полага€, что она "ни вокруг чего не вращаетс€", а находитс€ в центре не только обитаемой земли, но и всего мiроздани€. Ќа севере живут варвары, на юге — родственные племена, на западе возвышаютс€ горы, а на востоке находитс€ океан, но и там тоже живут разные люди или, по крайней мере, родственные им существа, как на горе ѕэнлай, обители бессмертных, расположенной где-то за горизонтом. Ќад  итаем наход€тс€ Ќебеса, населенные множеством богов разного ранга, а под ним — ѕреисподн€€, царство могущественного янь-вана, начальника над целой армией чиновников и судей, разбирающих "дела" вновь прибывающих душ.

ѕравда, в более ранние времена ÷арство мертвых у китайцев тоже помещалось на поверхности «емли, где-то далеко на севере. Ќо трехчленна€ схема делени€ мiра по вертикали сохран€лась: между Ќебом и «емлей находилс€ „еловек. ¬ этом легко узнать уже известную нам схему "пирамиды", общую дл€ всех древних культур: три "этажа" по вертикали, четыре стороны света по горизонтали.

ќднако представление о "срединном" положении своего царства заставило китайцев не только внести п€тый член (середину) в представление о горизонтальном устройстве мiра, но и позволило им настолько широко развить и модифицировать эту схему, что она стала основой методологии познани€, обусловив в конечном итоге то своеобразие китайского мышлени€, которое и делает его дл€ нас, европейцев, по меньшей мере малопон€тным, если не сказать совсем непон€тным. ¬ сущности, подлинное изучение (и осознание!) «ападом китайской модели мiра началось только в ’’ веке, да и то постепенно, по кусочкам, из которых лишь редко удаетс€ сложить единое целое.

Ќедаром јртем »горевич  обзев пишет, что именно "учение о символах и числах" (нумерологи€), легшее в основу китайского мiровоззрени€, как наиболее естественное, то есть наиболее соответствующее структуре человеческого сознани€, и помогло этому мiровоззрению сохранить свои основные черты на прот€жении тыс€челетий (!), тогда как в ≈вропе за это врем€ их сменились дес€тки, если не сотни.

¬ообще книга  обзева (”чение о символах и числах в китайской классической философии. ћ., "¬ост. лит.", 1994) представл€ет собой очень подробный и точный источник информации о китайской модели мiра. ¬ сокращенном виде эта информаци€ изложена в его же статье "ќсобенности философской и научной методологии в традиционном  итае", напечатанной в сб.: Ётика и ритуал в традиционном  итае, ћ., "Ќаука", 1988.

¬ определенной мере это св€зано, конечно, и с особенност€ми китайского €зыка, ведь €зык — основа мышлени€. “ак, в китайском €зыке нет глагола-св€зки "быть", как в большинстве европейских.

ƒаже в русском она еще присутствует, хот€ и в усеченном виде: в насто€щем времени мы уже не говорим "аз есмь", как говорили древние русичи или как сейчас пол€ки — jestem poliacem, и в прошедшем времени она тоже потер€лась: мы говорим "€ бегал", а не "€ беше сум бегал", как сербы. ќднако подобное развитие русского €зыка в сочетании с представлением о роли –оссии-¬одоле€ в наступающей эре ¬одоле€ всел€ет надежду, что именно мы сможем лучше или по крайней мере скорее пон€ть  итай, чем жители «апада.

ѕоэтому вопросы, столь занимавшие и продолжающие занимать носителей европейских €зыков — эссенци€ и экзистенци€, бытие и инобытие, единосущность и подобосущность, то есть терминов, образованных в европейских €зыках путем субстантивации разл. форм глагола "быть", — в китайской философии даже не ставились.  итайцы, а вслед за ними жители остальных стран ареала различали лишь существование и отсутствие такового. ≈сли вещь существует, ее можно выразить словами. ≈сли она не существует, она невыразима. ј невыразимое можно выразить лишь путем умолчани€... ¬от истоки "культуры тишины" у €понцев.

ѕ€терка и дес€тка

Ќо вернемс€ к модели мiра. "ќт »стины рожден ќдин, от ќдного родились ƒва, из ƒвух образовались “ри, из “рех — все множество вещей", как сказано в книге "ƒао ƒэ ÷зин". ƒва и три в сумме дают п€ть — п€ть сторон света: восток, юг, запад, север и середина. —оответственно этому распредел€ютс€ стихии или первоэлементы природы:

восток дерево синий (зеленый) ёпитер
юг огонь красный ћарс
середина земл€ желтый —атурн
запад металл белый ¬енера
север вода  черный ћеркурий

ѕричем это — именно эзотерический пор€док перечислени€ стихий: таков он и в календаре, и в разного рода философских экспозици€х. ƒл€ объ€снени€ €влений природы и процессов, происход€щих в обществе, примен€лс€ другой пор€док: земл€, вода, огонь, металл, дерево.

—о сторонами света св€зываютс€ определенные цвета, а также планеты —олнечной системы. »х можно изобразить в виде обычной "розы ветров", разместив "землю" в середине:

ћин “анЁто — т.н. "—ветлый престол" (ћин “ан), основна€ классификационна€ схема. ≈сли учесть и промежуточные  "румбы" (SW, NW и т.д.), то получитс€ полный или дев€тичленный ћин “ан, магический квадрат 3 х 3, эннеаграмма. Ќедаром говор€т: "посредством троек упор€дочивают п€терки". “ак выгл€дит, кстати, и натальна€ карта в китайской астрологии.

 “у же схему можно изобразить и в виде пентаграммы. ќтсюда — "ѕ€ть кладовых тела" или "ѕ€ть плотных органов" („жан): печень, сердце, селезенка, легкие и почки. » вообще много вещей и пон€тий, группируемых в п€терицы, включа€ ”цзин, знаменитое конфуцианское ѕ€тикнижие (Ўуцзин, Ўицзин, »цзин, Ћицзи и „уньцю).

ѕентаграмма

 

ѕо мнению буддистов, человеческий организм состоит из п€ти веществ: сосуды, кости, м€со (мышцы), кожа и кровь. —келет тоже состоит из п€ти основных частей: череп, позвоночник, лопатки, ребра и трубчатые кости в конечност€х (тазовые кости воспринимаютс€ как видоизмененные лопатки). «аметим далее, что на руках и ногах — по п€ть пальцев. ѕозвоночник также делитс€ на п€ть отделов — шейный, грудной, спинной, по€сничный и тазобедренный. √лавных органов чувств — п€ть: зрение, слух, обон€ние, вкус, ос€зание. „еловек выдел€ет п€ть жидкостей: слизь, слюну, пот, мочу, слезы. ќн потребл€ет п€ть веществ окружающей среды: воздух, воду, минералы, м€со, растени€.
 
ѕлод в утробе на п€тый мес€ц начинает шевелитьс€, на дес€тый — родитс€. ≈сли человек заболевает, ему сопутствуют п€ть звуков: кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота.  ашель — признак де€тельности легких, чихание — носа, икота — горла, зевота — нервов, отрыжка — желудка.
 
≈сли европейские астрологи выдел€ют четыре темперамента, то буддисты — п€ть: 1. холерик (импульсивный тип), 2. сангвиник (эмоциональный), 3. флегматик (жесткий, твердый), 4. меланхолик (тихий), 5. промежуточный или спокойный.

ќднако кажда€ из стихий существует как бы в двух вариантах — сильном и слабом, мужском и женском: €н и инь. ¬сего получаетс€ дес€ть — ƒес€ть небесных стволов (“€нь √ань) или статических знаков, основа китайского календар€ и астрологии, и ƒес€ть главных органов — к ѕ€ти плотным прибавл€етс€ ѕ€ть полых органов (‘у) — желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и мочевой пузырь. “ак получаютс€ ƒес€ть основных меридианов человеческого тела, основа китайской медицины.

Ўесть и двенадцать

”пор€дочим эти две п€терки. Ќедаром сказано "единица больше п€ти" (ћо-цзы): единица — это рука, точнее, кисть руки, "обобщающа€" п€ть пальцев. ƒес€ть пальцев — это две руки, дес€ть плюс два дает двенадцать.

ћожно подойти к этому и с другой стороны. (Ќедаром пон€тие "дао" тоже имеет две стороны: это ведь не только дорога, но и процесс движени€). √де п€ть, там и шесть: китайцы не отрицали наличие стихии воздуха. ¬оздухом дышит человек и все живое; воздух — это олицетворение жизненной энергии "ци" (в разных источниках ее еще называют "чи" или "ки" — ср. гимнастика ÷и-гун, терапи€ –е-ки и т.д.).

ѕравда, китайцы не включали "ци" в число обычных стихий, счита€, что она больше, чем стихи€, ибо пронизывает все мiроздание. ќднако все же учитывали в своих схемах, помеща€ человека как символ "ци" в середину пентаграммы и получа€, таким образом, уже шестичленную схему. Ќо каждый член этой схемы имеет две формы — €н и инь, следовательно, в сумме оп€ть-таки получаетс€ двенадцать.

Ќа “ибете пошли еще дальше, включив воздух ("ци") непосредственно в число стихий и подразделив их на две триады: земные стихии — земл€, вода, дерево, и небесные — металл, воздух, огонь. “ак тройки снова упор€дочивают п€терки. ѕолучаетс€ гексаграмма:

√ексограмма

Ёта схема несет на себе €вный отпечаток буддизма, пришедшего из »ндии, где эзотеризм развивалс€ несколько иначе (ближе к нашим представлени€м) — вспомните индийскую гексаграмму, изображающую три пары богов, мужчин и женщин, и символизирующую шесть чувств:

√ексограмма

ј двойна€ гексаграмма, как известно, тоже дает двенадцать. “ак возникает комплекс ƒвенадцати земных ветвей (ƒи „жи) или динамических знаков, важнейша€ часть китайского календар€ и астрологии — кстати, единственна€, хорошо известна€ на «ападе: это 12 циклических знаков —  рыса, Ѕык, “игр,  ролик и так далее.

ќднако на «ападе дело ограничилось печатанием попул€рных брошюрок на тему, что значит родитьс€ в год ƒракона или —обаки. ј нам с вами уже €сно, эта система много сложнее и глубже.

 стати, ƒракон у народов ¬ост. јзии вовсе не похож на то отвратительное чудовище, каким его воспринимают носители нашей иудеохристианской культуры. ” китайцев это — воплощение светлой силы, символ плодороди€. ¬ даосизме ƒ. — символ творческой силы, материализованна€ мысль. Ќебесный ƒракон олицетвор€ет также устье ћолочной Pеки (ћлечного ѕути), место встречи частиц материи и человеческих душ.

 итайский (и общевосточный) календарь складываетс€ из двух параллельно текущих периодов: “€нь √ань и ƒи „жи, ƒес€ти небесных стволов и ƒвенадцати земных ветвей, что в сумме дает шестидес€тилетний цикл. ÷икл начинаетс€ с года ƒерева-€н и  рысы (текущий такой цикл началс€ в 1984 году). ƒалее идет год ƒерева-инь и Ѕыка, далее — ќгн€-€н и “игра, и так далее. –азновеликость обоих периодов (10 и 12) обеспечивает ротацию сочетаний первоэлементов и циклических знаков. “очно так же чередуютс€ статические и динамические знаки мес€цев и дней года. ѕодробнее об этом можно прочитать в кн.: ÷ыбульский ¬.¬. Ћунно-солнечный календарь стран ¬осточной јзии. ћ., "Ќаука", 1988;  лимишин ».ј.  алендарь и хронологи€. ћ., "Ќаука", 1985.

“ак получаетс€ основна€ китайска€ космограмма, имеюща€ форму —ветлого престола ћин-“ан:

ћин “анƒалее.   дес€ти меридианам человеческого тела прибавл€ютс€ еще два — "ѕовелител€ сердца" (перикарда) и “рех обогревателей (позже были добавлены т.н. "чудесные меридианы" и еще некоторые, но они не включаютс€ в основную схему). “ак образуетс€ двенадцатисекторный круг или "черепаха", составл€юща€ важнейшую схему членени€ мiра.

ѕочему черепаха? ¬ ћонголии есть така€ легенда:

ƒавным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник. ќднажды охотилс€ он на берегу озера да и подстрелил диковинного звер€. “о была черепаха. ќна упала, подстреленна€, и перевернулась, лежит кверху брюхом. ѕодошел к ней охотник. ¬идит — в четырех лапах комки глины. ѕод передними лапами дорчит обломок дерев€нной стрелы с железным наконечником, изо рта жар пышет, из другого отверсти€ вода выливаетс€.
 
—мотрел, смотрел охотник и пон€л, что земл€, железо, дерево, вода и огонь и есть те п€ть первоэлементов, из которых состоит ¬селенна€.

¬ рисунке, изображающем черепаху, снова "тройки упор€дочивают п€терки", и 10 статических знаков соедин€ютс€ с 12 динамическими:

„ерепаха

¬от вам и черепаха — так сказать, жива€ модель мiра. ¬ одной тибетской буддийской сутре сказано:

"¬с€ ¬селенна€ умещаетс€ на черепахе. √олова ее обращена на юг, хвост — на север, лапы на восток и запад. ёг содержит элемент "огонь" и соответствует знакам Ћошади и «меи; запад — это "металл" или ѕетух и ќбезь€на; север — "вода" или —винь€ и ћышь; восток — "дерево" или “игр и «а€ц" (цит. по: —кородумова Ћ. ƒзурхай: буддийска€ астрологи€).

ƒл€ жителей  ита€ и ћонголии панцирь черепахи служил как бы естественной гадальной доской: даже книга "» ÷зин", как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи.

» еще он служил символом мiровой гармонии, незыблемого космического равновеси€ (¬есы) — недаром считалось, что и земл€ покоитс€ на спине огромной черепахи. ќтсюда принцип: не делай ничего, что может нарушить это равновесие. Ќарушение равновеси€ есть грех, вина, расплаты за которую не миновать. —охранение его есть добродетель (дэ), за которую не положено особой награды.   сохранению равновеси€ ведет двуединый путь ли и дао: соблюдение обр€дов и познание.

ѕри этом термин "дэ", лишь в период эры ќвна приобретший значение "добротетели" наподобие греческой "калогагафии" ("не возжелани€ зла"), в более ранние времена обозначал сакральную, то есть божественную силу, вливающуюс€ только в человека, готового восприн€ть в себ€ божество — вспомните еврейских пророков, греческих пифий, шаманов, берсеркеров, христианских св€тых...

 роме того, круг (черепаха) — это символ цикличности, повтор€емости всего и вс€. «десь €вна€ реминисценци€ к представлени€м эры “ельца (мiр устроен хорошо, и мен€ть его незачем), но в несколько иной форме (мiр устроен так, как он устроен, и мен€ть ничего нельз€) — недаром большинство культур ¬осточной јзии описываютс€ архетипом ¬есов, а ¬есы ведь, как и “елец, дом ¬енеры.

 итайские меридианы парные, то есть предполагают взаимодействие двух противоположных секторов круга, например, сердца и желчного пузыр€. ћежду ними происходит обмен энергии. Ёто означает, например, что лечить нарушени€ одного меридиана можно путем воздействи€ на другой. “очно так же св€заны между собой и архетипы знаков «одиака, например ќвен-¬есы. ќтсюда неудивительно, что в эру ќвна активизировались многие элементы противоположного архетипа, ¬есов, а в культуре японии оба они представлены почти поровну.

Ќо вернемс€ к нашему рисунку. Ќа нем видно, что среди основных составл€ющих "черепаху" чисел по€вилась восьмерка.

¬осьмерка

Ќа ћин “ане восьмерка получаетс€ при учете промежуточных "румбов" розы ветров, а на круге — при символическом изображении "середины" (первоэлемента земли) в виде четырех малых секторов, ведь с серединой должен граничить каждый большой сектор. ќднако малые сектора приобретают таким образом как бы самосто€тельное значение, и таким образом одна больша€ стихи€ распадаетс€ на четыре малых:

—тихии

ѕредставление о восьми стихи€х, четырех больших и четырех малых, составл€ющих п€тую, возникло в глубокой древности. ќднако наибольшее свое развитие, включа€ имена (вспомните чжэнмин), толковани€ и принципы практического применени€, восемь стихий получили только под вли€нием буддизма (ср. "восьмичленный путь нравственного делани€"), хот€ на его родине, в »ндии, роль восьмерки как сакрального числа осталась довольно скромной.

“ермин "пустота" здесь также имеет индо-буддийское происхождение (и, соответственно, значение): это — шунь€та, велика€ пустота как вместилище, сущность јдибудды.  ак сказано об этом в книге ƒао ƒэ ÷зин:

"“ридцать спиц и втулка составл€ют колесо, но лишь пустота между ними составл€ет сущность колеса. ƒно и стенки из глины составл€ют кувшин, но лишь пустота между ними составл€ет сущность кувшина".

«накомый нам —ветлый престол (ћин “ан), как мы помним, содержит восьмерку: это клетки магического квадрата без центральной. ¬месте с центральной они дают дев€тку. ќсобенно широкое развитие как одна из основ теории познани€ восьмерка и дев€тка получили на “ибете, где восьмеричный и дев€теричный циклы также оказались включены в цикл календарный:

¬осемь стихий и дев€ть цветов

1 вода 1 белый
2 земл€ 2 черных
3 железо 3 синих
4 пустота 4 зеленых
5 огонь 5 желтых
6 гора 6 белых
7 дерево 7 красных
8 ветер 8 белых
    9 красных

 

(Ќа самом деле цветов тут шесть, некоторые повтор€ютс€, однако они учитываютс€ в сочетании с числом, т.е. со своим пор€дковым номером, что дает необходимую дифференциацию — и непривычную дл€ нас формулировку).

 аждый год, мес€ц и день провер€ютс€ не только по 10 статическим и 12 динамическим знакам, но также и по 8 стихи€м и 9 цветам.  аждый человек знает или может вычислить свою стихию и цвет, что позвол€ет определить дл€ него удачные и неудачные дни, выбрать профессию или невесту, и так далее.

» ÷зин

¬осьмерка же лежит в основе изложени€ материала известного трактата » ÷зин, он же " нига перемен". ¬ ней описываютс€ 64 гексаграммы, составл€емые путем комбинировани€ восьми основных триграмм. —уществует также трактат Ќань ÷зин — один из древнейших в  итае медицинских трактатов, в основу которого положена дев€тка: он описывает 81 трудность классической медицины. Ёто дало повод нашему китаеведу ¬.—. —пирину назвать » ÷зин "легким", а Ќань ÷зин — "трудным" трактатом на том основании, что » ÷зин, по его мнению, оперирует двумерной, а Ќань ÷зин — трехмерной схемой членени€ мiра. ƒалее он предпринимает попытку разделить или распределить таким образом все китайские философские трактаты, что, как мы с вами теперь уже понимаем, неверно, ибо "мерность" во всех случа€х одинакова (три по вертикали, четыре по горизонтали), различаетс€ же только число учитываемых элементов. ѕодробнее см.: —пирин ¬.—. ѕостроение древнекитайских текстов. ћ., 1976.

“рактат Ќань ÷зин мы по причине его специфической направленности рассматривать не будем, хот€ интересующиес€ могут ознакомитьс€ с ним в пересказе ƒениса јлександровича ƒубровина: “рудные вопросы классической китайской медицины, Ћ., "јста ѕресс", 1991.

» ÷зин же оперирует прежде всего восемью основными триграммами (Ѕа √уа), четыре из которых и поныне украшают государственный флаг республики ёжна€  оре€. Ёто те же уже знакомые нам восемь стихий, четыре больших и четыре малых, хот€ они называютс€ несколько иначе:

Ѕа √уа

»з восьми триграмм складываютс€ 64 гексаграммы, кажда€ из которых сопровождаетс€ афористическим описанием. ѕозже, на прот€жении последующих веков, к ним составл€лись более или менее пространные комментарии €зыковедческого, литературоведческого или философского характера.

¬ообще именно афористичность древних книг заставл€ла читателей последующих эпох снабжать их комментари€ми в силу своего понимани€ и разумени€ — возьмите хоть » ÷зин, хоть ¬етхий «авет, хоть јвесту. ƒаже не слишком древн€€ " итабе јкдес" Ѕахауллы, написанна€ во времена Ќаполеона III, обросла уже целой библиотекой комментариев.

¬идимо, прав ёлиан  онстантинович ўуцкий, говор€, что первоначально книга » ÷зин возникла как свод чисто гадательных правил, практическое руководство по гаданию. ¬едь в период эры ќвна везде, а в  итае особенно гадатели и астрологи считались государственными чиновниками, без консультации с которыми не принималось ни одно важное решение.

ќднако сама исходна€ точка, от которой отталкивалс€ автор этой книги, а именно естественна€ (одна из естественных) система членени€ мiра, восьмерица, нос€ща€ еще сугубо земной, монопланетарный характер (в отличие от дес€тки, охватывающей уже —олнечную систему), превращает » ÷зин в первую из известных нам "энциклопедий" о мiре и человеке.

ƒл€ подобной "энциклопедии", точнее, дл€ теории макрокосма и микрокосма важно не столько количество "статей", то есть отдельных случаев, сколько степень дроблени€, то есть, говор€ образно, разрешающа€ сила объектива. ¬ принципе даже деление пополам (€н-инь) уже позвол€ет классифицировать все вещи и €влени€, объединив их в две большие группы. 64 — это два в шестой степени, тогда как (возвраща€сь к трактату Ќань ÷зин или, допустим, к " ниге ¬еликой “айны" /“айсюаньи-цзин/ ян —юна) 81 — это три всего лишь в четвертой степени. √де же мерность больше?

“аким образом, люба€ "стать€" книги » ÷зин оказываетс€ пусть кратким (афористичным), но тем не менее исчерпывающим описанием любой ситуации с точностью "до шестого знака после зап€той", что уже много. Ётого достаточно как дл€ описани€ политических событий в той или иной стране, так и дл€ анализа жизненной ситуации отдельного человека, и даже дл€ прогнозировани€ результатов какого-нибудь физико-химического эксперимента. ¬ самом деле: молекула — раз, атом — два, электроны и протоны — три, вс€кие там мю- и пи-мезоны — четыре, кварки — п€ть, гравитоны — шесть...

ќднако дл€ того, чтобы сегодн€ гадать по книге » ÷зин, нужно либо хорошо разбиратьс€ в символике и символологии ƒревнего  ита€, чего от не-китаеведов требовать трудно, либо же обратитьс€ к современным ее интерпретаци€м, где значение каждой гексаграммы откомментировано на €зыке нашего времени.

≈ще одна проблема древних текстов — изменение сознани€, точнее, содержани€ сознани€ читателей в каждом новом поколении. ћен€етс€ и €зык. ѕоэтому по меньшей мере раз в сто лет эти тексты требуют нового перевода или по крайней мере комментари€, чтобы "цель коммуникации", как это называетс€ в теории перевода, по-прежнему достигалась...

√лавный же смысл этой книги, как и многих других книг, сегодн€ заключаетс€ не в гадании. » ÷зин предлагает читателю некую методологию познани€ мiра, пусть сложную и требующую внимательного изучени€, но доступную и не-китаеведам, ведь основы китайской системы видени€ мiра очень просты и логичны, в чем мы с вами уже успели убедитьс€.

∆елающие узнать о книге » ÷зин, так сказать, из первых рук, могут обратитьс€ к работе ёлиана  онстантиновича ўуцкого, ставшей уже почти такой же классической, как сама " нига ѕеремен": ўуцкий ё. .  итайска€ классическа€  нига ѕеремен. ћ., —ѕб., јќ " омплект", 1992. ќ древнекитайской литературе в целом есть неплоха€ книга Ќ.“. ‘едоренко: ƒревние пам€тники китайской литературы. ћ., "Ќаука", 1978. “ам привод€тс€ и списки специальной литературы по этим вопросам.

Ћао ÷зы, Ѕудда и  онфуций

ћы с вами не будем подробно анализировать три основные течени€ китайской философии — конфуцианство, даосизм и буддизм, не говор€ уже о более мелких школах.

¬о-первых потому, что, как уже говорилось выше, в основе каждой из них лежит одна и та же модель мiра. Ѕез знани€ основы нет смысла приступать к частност€м, а зна€ основу, в частност€х можно разобратьс€ и самосто€тельно.

¬о-вторых, потому что подобный анализ лучше проводить в рамках курса истории философии или религии, а еще лучше — на факультете китайской, €понской или тибето-монгольской филологии. –елиги€ и философи€ все-таки разные вещи, тем более, что и нас с вами в данном случае интересует не философи€ в целом, а только эзотеризм, то есть одна из философий или, скорее, один из компонентов любой философии, дол€ которого может быть больше или меньше.

— точки зрени€ эзотеризма, кстати, ничто не может быть представлено в виде доли целого, равной ста процентам или нулю: во вс€ком целом есть место дл€ чего-то иного, чаще всего — пр€мо противоположного. Ётот принцип эзотеризма выражен практически во всех древнекитайских книгах, а в » ÷зин — особенно: недаром она называетс€ " нигой ѕеремен", то есть посто€нного изменени€ от €н к инь и обратно.

 акова же дол€ эзотеризма в основных школах китайской философии?

 онфуцианство

 онфуцианство — это главным образом учение дл€ экзотериков, то есть дл€ "внешних": дл€ простых людей, не ученых.  онфуций же подчеркивает, что обращаетс€ именно ко всем без различи€ возраста, социального положени€ и уровн€ образовани€.

ƒл€ обеспечени€ мiровой гармонии предписывалось просто соблюдать ритуалы (ли), разработанные на все случаи жизни. Ќесоблюдение ритуалов приравнивалось к нарушению космического равновеси€ и действительно было таковым. ѕравда, объ€сн€ть смысл ритуалов своим "внешним" последовател€м  онфуций и его ученики не считали возможным, ибо дл€ того, чтобы пон€ть их, требовалась ученость.   ученым в  итае всегда было особое отношение, и они как бы естественно образовывали элиту, обладавшую знанием, недоступным дл€ непосв€щенных. Ёлите же, то есть ученым, предписывалось изучать наследие древних, ибо те "знали смысл всех вещей", и задача ученого состо€ла только в том, чтобы в него проникнуть. ќднако им и самим далеко не всегда удавалось обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего потому, что нередко его там просто не было (вспомним слова ё. . ўуцкого об » ÷зин). » тогда они — и в этом их заслуга — садились писать очередной комментарий, вкладыва€ туда свой смысл...

“ексты  онфуци€ недавно были впервые изданы на русском €зыке. », хот€ €зык перевода местами хромает, желающие могут обратитьс€ к альманаху "–убеж" N 1/92, cc. 259-310. ќ  онфуции есть книга ¬ладимира ћал€вина, вышедша€ в серии "∆«Ћ" (ћ., "ћолода€ √варди€", 1992).

–итуал помогает направить усилие сознани€ и подсознани€ в нужное русло. ќн нужен неспособным, нежелающим и начинающим. ”меющему управл€ть усили€ми своего сознани€ и подсознани€ ритуал не нужен.

ѕомните притчу о белом медведе?   больному пришел шаман и сказал: € теб€ вылечу, только не думай о белом медведе. — тех пор больной не мог думать ни о чем кроме белого медвед€ — классический случай неумени€ управл€ть ни сознанием, ни подсознанием. ƒл€ неумеющих самый простой способ "не думать о белом медведе" — ритуал: немедленно начать читать мантры, или молитвы, или стихи, тоже всегда имеющие магические свойства. ”меющему достаточно пожелать забыть о белом медведе.

ƒаосизм

ƒаосизм уже в гораздо большей мере учение дл€ эзотериков. “екст книги ƒао ƒэ ÷зин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в немногочисленную элиту "знающих" и "умеющих". ѕр€мо об этом, конечно, не говоритс€: автор (Ћао ÷зы) просто высказывает сожаление, что лишь очень немногие дают себе труд пон€ть его слова, хот€ смысл их прост.

–елигиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение души, были открыты дл€ многих, но лишь немногим удавалось проникнуть в их истинный смысл — "внутреннюю алхимию" (Ќэй ƒань), о которой очень подробно и толково пишет, например, Ћу  уань ёй — рус. пер. ≈.ј. “орчинова: ƒаосска€ алхими€ и бессмертие. —ѕб., "ќ–»—", 1993. —обственна€ же книга “орчинова о даосизме — —ѕб., 1993 — посв€щена скорее религиозным, чем философским вопросам.

‘илософска€ же суть дела заключаетс€ вот в чем. ƒаосизму человечество об€зано формулировкой двух фундаментальных принципов: ≈диного пути познани€ и Ќеде€ни€. „то такое путь познани€ (ƒао), мы с вами себе уже более или менее представл€ем: это признание видимого и невидимого, описуемого и неописуемого. ≈сли об описуемом можно и нужно говорить, то о неописуемом лучше промолчать: так будет пон€тнее. Ќеде€ние же (”-вэй) есть все тот же принцип ненарушени€ космического равновеси€, глас€щий: не делай лишнего!

Ёти важнейшие эзотерические принципы, как мы еще убедимс€, в той или иной форме присутствуют во всех религи€х и философи€х, но лишь даосизм вы€вил их во всей четкости и простоте. ѕравда, осознать эту простоту очень трудно; отсюда — непонимание или не-до-конца-понимание этих принципов "даосами" «апада во-первых и непонимание даосов не-даосами во-вторых...

 нига ƒао ƒэ ÷зин выходила на русском €зыке неоднократно. »з имеющихс€ п€ти или шести переводов внимани€ заслуживают два: научный перевод ян ’ин-шуна (ћ., јЌ ———–, 1950) и поэтический перевод ¬. ѕерелешина (ћ., " ќЌ≈ ", 1994). ѕервый хорош скрупулезной точностью в передаче всех вариантов значений и мощным справочным аппаратом, но совершенно неудобочитаем, второй же, как и оригинал, представл€ет собой подлинно литературное произведение, а также "достигает цели коммуникации" как св€щенна€ книга.

ƒзен-буддизм

„то же касаетс€ буддизма, то на китайской и дальневосточной почве его ожидала особа€ судьба. ƒл€ даосов призыв Ѕудды Ўакь€муни к отречению от всего мiрского был нерелевантен, потому что они и так ушли из мiра. ј вот учение об отождествлении субъекта и объекта как способе познани€ мiра, а также о карме и циклах воплощений, завершаемых соединением с јбсолютом, дало новый толчок развитию китайского мiровоззрени€.

¬ данном случае речь идет о резонансе и диссонансе двух архетипов: китайского (¬енера, “елец-¬есы) и индийского (–ыбы, по крайней мере в той части »ндии, котора€ граничит с  итаем и “ибетом). — одной стороны это было взаимное оплодотворение (–ыбы — место возвышени€ ¬енеры), с другой — почти полна€ переработка категорий индийской философии, не имевших аналогов в китайской картине мiра.

Ѕуддийское представление о подчиненности индивидуального "я" јбсолюту, помноженное на уже разработанную китайцами концепцию космического равновеси€, дало дзен-буддизм — сугубо эзотерическую и даже мистическую философию, в которой единство макрокосма и микрокосма понимаетс€ через единство познаваемого объекта и познающего субъекта: вс€ ¬селенна€ помещаетс€ в индивидуальном сознании или, точнее, в подсознании, она просто умещаетс€ в нем и становитс€ тождественна ему, а различи€ между ними несущественны.

ќтождествление — действительно очень удобный способ познани€ мiра (эзотерическа€ философи€), а также воздействи€ на него (маги€), гениальный в простоте своего принципа, но неверо€тно трудный в своем практическом осуществлении, особенно дл€ западного человека.

¬ самом деле, чего проще: хочешь познать камень — отождестви себ€ с ним; хочешь познать законы мiроздани€ — отождестви себ€ с ними, и так далее. ’очешь, чтобы кинжал врага поразил его самого — отождестви себ€ с кинжалом. Ётот принцип, кстати, лежит в основе многих восточных единоборств.

ƒа, но как это сделать? ѕростому человеку, особенно европейцу, очень трудно полностью отождествить себ€ с кем-то, а тем более с чем-то: мешает невидимый барьер, отдел€ющий его драгоценную личность от внешнего мiра. Ћишь когда он, как учат буддисты, перестает считать ее ценной (подчиненность индивидуального "я" абсолюту), ему удаетс€ преодолеть этот барьер.

—ами китайцы (а также €понцы и др. жители ¬ост. јзии) апеллируют к духовному опыту Ѕудды √аутамы: раз у него получилось, значит, и у вас получитс€. ¬едь средства, которыми он пользовалс€, известны.

¬ажнейшим из этих средств €вл€етс€ медитаци€. —амо слово "дзен" представл€ет собой €понскую транскрипцию санскр. "дхь€на" — медитаци€ (через кит. "чань", означающее то же самое).

ƒальше все очень просто: медитаци€ плюс осознание закона равновеси€ макрокосма (мiрова€ карма) дает первую ступень познани€ бесконечного — "отказ от ненависти", как говорит ƒ. —удзуки. ћедитаци€ плюс сознание кармы как микрокосмического закона равновеси€ (индивидуальна€ карма) — это втора€ ступень, "покорность карме". ћедитаци€ плюс у-вэй (принцип неде€ни€) дает "отсутствие стремлений", третью ступень познани€. », наконец, медитаци€ плюс осознание дхармы как телеологического закона (цели) своего существовани€ — это четверта€ ступень, называюща€с€ у —удзуки "покорность дхарме".

ƒайсэцу —удзуки (1870-1966), €понец, крупнейший теоретик дзен-буддизма. ќн читал лекции в университетах ≈вропы и јмерики, написал более 90 книг. »менно благодар€ ему западные эзотерики — те, кто дал себе этот труд, конечно, — смогли приблизитьс€ к пониманию дзен-буддизма. ≈го книги теперь издаютс€ и у нас (—удзуки ƒ. ќсновы дзэн-буддизма. Ѕишкек, "ќдиссей", 1993, или: Ќаука ƒзен.  иев, 1992).

»ногда говор€т: дзен — это тайное учение, преподанное Ѕуддой √аутамой лишь ближайшим из своих учеников. Ќа самом деле в нем нет ничего тайного, это всего лишь естественный взгл€д на мiр. “от самый взгл€д, о котором мы говорим все врем€, причем в своем самом простом и чистом виде.  ак говорил один из учителей дзен, цитируемый у —удзуки: "”чение всех Ѕудд заключено с самого начала в нашем собственном разуме".

ќн предполагает главным образом работу духа, и даже не работу, а равновесие духа, не нарушаемое никакими внешними факторами. ћедитаци€ и прочие упражнени€ нужны лишь начинающим, чтобы приучить свой ум к абстрагированию от вс€ческих помех.  ак правило, люд€м в возрасте до 30 лет, до завершени€ цикла —атурна, означающего некую новую ступень познани€, такое умение абстрагироватьс€ даетс€ трудно: слишком много соблазнов. «ато потом оно часто приходит само, даже не об€зательно под знаком буддизма.

Ћамаизм

¬ конце XIV — начале XV в. тибетский монах и философ ÷зонхава решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа, жела€ вернутьс€ к "первоначальному" учению, как он сам понимал его, а также подн€ть авторитет монахов (лам). “еори€ ламаизма излагаетс€ в 108-томном собрании, именуемом "√анджур".

Ћамаизм как тибетска€ форма буддизма удел€ет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам учени€. »де€ в ее чистом виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо дл€ ее осознани€ требуетс€ не только врем€-возраст, но и врем€-досуг. ћного ли досуга у пастухов “ибета и ћонголии?

ќтсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей, отвечающих за —пасение самих себ€ и других.

ќтсюда и "наследственность" сана великого ламы — наверн€ка многие из вас читали откровени€ изгнанного далай-ламы Ћовсанга –ампо (“ретий глаз. Ћ., 1991), и тщательнейша€ разработка медитативных упражнений вс€кого рода — достижение кататонии, левитаци€, путешестви€ духа, и чрезвычайно детализованна€ астрологи€, учитывающа€ гораздо больше факторов, чем, например, китайска€ или даже индийска€; это, наконец, знаменита€ тибетска€ медицина, разработанности которой могут позавидовать современные врачи — вспомните книги Ѕадмаева и ѕозднеева, трактат „жуд Ўи и др., включающие богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождени€ и текущей ситуации. ќднако все это преподают лишь монахам.

ћаха€нский буддизм, даже дзен-буддизм в  итае и японии предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем и каждому, кто даст себе труд на него вступить. Ќа “ибете же буддизм скорее хина€нского толка, оставл€ющий эту возможность лишь посв€щенным.  роме того, ламаизм, хот€ и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начина€ от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и конча€ знаменитой религией бон, она же бон-по.

—амо слово происх. от глагола 'bod pa, озн. "вызывать богов, призывать духов". Ёто добуддистский анимистический культ божеств, духов и сил природы.

“аким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом прикладного, то есть магического характера.

јвтор: Het Monster
 
ƒревний мир

„итайте в рубрике «ƒревний мир»:

 итай и “ибет
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам