XVIII век

—имволы масонов —имволы масонов

¬осемнадцатый век был не только эпохой великих событий, загадочных личностей и драматических сюжетов. ѕо словам ћикеле ћорамарко, современного италь€нского исследовател€ масонства, он был также "столетием спиритуалистических течений". Ёто развитие было подготовлено, естественно, всей предыдущей эпохой и особенно XVII веком, когда были сделаны многие естественнонаучные открыти€ — законы »оганна  еплера и »саака Ќьютона, "јнатомическое исследование" ”иль€ма √арве€ и микроскоп јнтона ван Ћевенгука, — и превратилась в самосто€тельную научную дисциплину ћ≈“ј‘»«» ј, ставша€ в XVIII в. "философией философий".

—лово "метафизика" (meta ta physika, "за пределами данного природой") придумали все те же греки (јристотель) дл€ обозначени€ "первой философии" как науки о причинах и началах всего. ≈стествоиспытатели XVII в. стали разрабатывать ее вновь, ощутив нужду в дисциплине, предметом которой были бы не планетные рассто€ни€ или сообщающиес€ сосуды, а Ѕог и душа. ¬ XVIII в. она полностью стала наукой о законах, объедин€ющих мiр видимый и мiр невидимый, то есть эзотерической философией.

ћетафизика — это все то же уже знакомое нам эзотерическое учение, только изложенное на уровне нового этапа развити€ человеческого сознани€. ≈е целью было познание законов или, по выражению ‘рэнсиса Ѕэкона, причин существовани€ вещей и €влений, однако не материальных, измен€ющихс€ причин, которые составл€ют предмет физики, а причин неизменных, "целевых", т.е. телеологических. », как практической (прикладной) дисциплиной дл€ физики была механика, так дл€ метафизики такой дисциплиной была (натуральна€) маги€.

Ћорд ‘рэнсис Ѕэкон, барон ¬еруламский (1561-1626), написал трактат "Ќовый ќрганон" (т.е. "Ќовое орудие [мысли]"), в котором изложил свою систему логики, необходимой дл€ познани€ этих причин. (ѕервый "ќрганон" был написан јристотелем.)   вопросам логики мы еще вернемс€.

¬еличайшие умы того времени спорили о Ѕоге и ѕрироде, о соотношении разума и воли, о двойственности истины и о свойствах субстанции (она же монада, см. лекцию 2).  рупнейшие экстрасенсы- визионеры пытались осмыслить открывшиес€ перед ними картины.

ќдним из таких визионеров был »ммануил (или Ёммануель) —¬≈ƒ≈ЌЅќP√ (Emanuel Swedenborg, собств. Svedberg, 1688-1772), шведский естествоиспытатель, €сновидец и философ.

—ын епископа яспера —ведберга, он служил государственным "советником по устройству каналов и доков". 1719: возведен королевой в двор€нское достоинство под фамилией —веденборг, 1734: почетный член ѕетербургской јкадемии наук.
 
 огда —веденборг путешествовал по јнглии и √олландии, в сновидении (07.04.1744) ему €вилс€ Ѕог и говорил с ним. ” —веденборга пробудилось эзотерическое сознание и открылс€ дар "€сновидени€ во времени и пространстве". ќн бросил службу и целиком посв€тил себ€ эзотерическим изыскани€м и толкованию —в€щенного ѕисани€, что, в частности, вызвало позже критику его тезки »ммануила  анта (Traeume eines Geistersehers. Koenigsberg 1765; рус. пер. — "√резы духовидца", —ѕб., 1911).
 
—веденборг счел себ€ орудием нового откровени€ и основал церковь "Ќового »ерусалима".

—огласно —веденборгу, сущность человека есть дух, посто€нно наход€щийс€ в процессе самоусовершенствовани€ и способный общатьс€ с другими духами вне зависимости от того, есть или нет у них физическа€ оболочка.  роме мiра видимого и мiра невидимого, —веденборг признает также наличие некоего среднего состо€ни€, промежуточного пространства ("чистилище", см. лекцию 5, оно же бардо у тибетцев, ср. "Ѕардо “одол" —  нига ћертвых), которое душа проходит после смерти, чтобы быть приготовленной или дл€ неба, или дл€ ада.

ѕродолжительность пребывани€ души в этом субпространстве у —веденборга не определена; он считал, что оно может длитьс€ и несколько мгновений, и годы. ѕризнава€ реинкарнацию в целом, он не признавал воплощений в виде животных или неодушевленных предметов.

ѕосле смерти —веденборга в јнглии, Ўвейцарии, —Ўј и др. странах образовались общины его последователей (сведенборгиане), существующие и поныне под названием "Ќова€ ÷ерковь" или "÷ерковь Ќового »ерусалима".

≈го труды у нас уже вновь издаютс€, напр.: —веденборг Ё. ќ небесах, о мiре духов и об аде.  иев, "”краина", 1993.

 роме ученых философов и талантливых €сновидцев, познать невидимые закономерности мiра пытались и люди более простые. Ѕурные событи€ в социальной и политической жизни (началась —еверна€ война, ѕрусси€ стала королевством, умер "король-—олнце" Ћюдовик XIV, “урци€ начала утрачивать завоеванные когда-то европейские земли) привели к оживлению де€тельности тайных сект, обществ и орденов, ведших до тех пор довольно скромное существование. ѕервыми среди них, конечно, следует назвать розенкрейцеров.

Pќ«≈Ќ P≈…÷≈Pџ (нем. Rosenkreuzer, англ. Rosicrucians): орден "братьев  реста и Pозы", основанный в 1622 г. в √ермании дл€ зан€тий религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами. ќрден возник на основе одной из мистических сект ("Ѕратство Pозового  реста") под вли€нием идей якова Ѕеме и »оганна ¬алентина јндреэ, о котором мы упоминали в конце предыдущей лекции.

якоб ЅЄме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ- мистик, прозв. Philosophus Teutonicus ("“евтонский философ"). ѕо профессии был сапожником, вольно или невольно следу€ примеру р. »оханана √асандлара и ап. ѕавла, однако в отличие от них он не только никогда не бросал своей профессии, но и заслужил звание ћастера.
 
ѕравоверный лютеранин, Ѕеме был неудовлетворен рационализмом новореформированной христианской теологии. Ѕог про€вл€етс€ во всем, считал Ѕеме, в первую очередь — в ѕрироде как важнейшей составной части “ворени€, и нужно лишь пожелать заметить ≈го про€влени€.
 
ƒл€ этого Ѕеме предлагал использовать медитативные упражнени€, интуитивный поиск, изучение культурного наследи€ (прежде всего — текстов —в€щенного ѕисани€).
 
ќтверга€ каббалистику и натуральную магию, Ѕеме фактически пользовалс€ их методами познани€ мiра, а эзотерику (в частности, астрологию) признавал и формально, за что подвергалс€ преследовани€м со стороны современных ему лютеранских богословов.
ќн оставил немало трудов (собр. соч. якова Ѕеме на немецком €зыке занимает семь томов), в т.ч. "јврора или ”тренн€€ зар€ в восхождении", ћ., 1914, репринт 1990, став таким образом "первопроходцем" многих направлений западной философской мысли: теософии, христософии, классической немецкой философии (√егель, Ўеллинг) и эзотеризма в целом.

–озенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменени€ человеческого общества в эзотерическом духе. ¬ отличие от ученых философов они были дилетантами, то есть не представл€ли себе всей сложности этой задачи, а потому смело вз€лись за нее.

¬се люди должны осознать свою взаимосв€зь с мiром невидимым, с  осмосом, и старатьс€ не нарушать космического равновеси€. »х можно этому научить; дл€ этого они должны читать книги и проходить розенкрейцерские посв€щени€. —тепеней посв€щени€ у первых розенкрейцеров было три. “огда, считали они, возможно достижение триединой цели розенкрейцерства:

- "реформа", а точнее, объединение науки, философии и этики на основе метафизики, дл€ чего они вырабатывали символический €зык, одну из основ которого составл€ла  аббала;
 
- исцеление всех больных и полна€ ликвидаци€ всех болезней (бедность они тоже считали болезнью), дл€ чего они при помощи алхимии искали "панацею" или Ёликсир жизни;
 
- и... "устранение всех монархических форм правлени€ и замена их правлением избранных философов" (ћэнли ѕ. ’олл). ¬прочем, об этом они старались распростран€тьс€ только в узком кругу высших посв€щенных.

¬ажнейший символ розенкрейцеров, роза и крест, изображались дво€ко, вначале (1), а потом, начина€ с XIX в., (2):

–оза и  рест - символы –озенкрейцеров

ќднако в любом случае роза символизировала материю (согласно метафизике — вечную и неизменную), возрождающиес€ силы природы, а крест был символом оплодотвор€ющего духа; это, в принципе, те же инь и €н, символы женского и мужского начала.

 роме того, розенкрейцеры, по аналогии с  аббалой, выдел€ли семь мiров или планов, каждый из которых состо€л еще из 7 "слоев" или подпланов (впрочем, их подробна€ разработка относитс€ уже к позднейшему времени — концу XIX в.). Ёти семь мiров группируютс€ в четыре больших "плана":

—емь миров

(“у же схему более подробно можно найти в кн.: √ендель (Heindel), ћакс.  осмогоническа€ концепци€ розенкрейцеров. ѕер. с англ. изд. 1911. ѕереизд.  иев (?), 1993.

ѕомимо этих мiров, они выдел€ли еще четыре ÷арства: минералов, растений, животных и человека.

„етыре царстваћинералы наход€тс€ вне креста.  –астени€ "питаютс€ снизу", это  нижн€€ вертикальна€ перекладина, „еловек "питаетс€ сверху". ∆ивотные же наход€тс€ между ними (горизонталь).
 
–етроспективна€ истори€ розенкрейцеров была, как и следовало ожидать, очень богата. ќни возводили ее к фараону Ёхнатону, о котором у нас шла речь в 3-й лекции. ѕотерпев неудачу со введением единого солнечного культа, фараон посв€тил в него нескольких избранных, которые и пронесли это знание через века. ’ранител€ми этого знани€ были ћоисей, —оломон, ѕифагор и  орнелий јгриппа, а также лорд Ѕэкон, которому легенда приписывает много всего, в т.ч. создание тайных обществ и авторство пьес Ўекспира.
 
√лавным же своим идеологом и основателем ордена они считали некоего ’ристиана –озенкрейца, немецкого юношу, научившегос€ всей этой премудрости в ƒамаске и умершего 106 лет от роду, основав Ѕратство –озового креста (1378-1484), главного геро€ "’имической свадьбы" »оганна ¬алентина јндреэ — повести, впрочем, по утверждению русского эзотерика ».ћ. ’ераскова, "сатирической".

–озенкрейцеров преследовали, но не очень активно, главным образом со стороны церкви, упрекавшей их в использовалии "дь€вольских" каббалистических символов и фаллической интерпретации креста (оплодотвор€ющее начало). ¬прочем, времена костров уже фактически миновали, да и сами розенкрейцеры усиленно подчеркивали свою приверженность христианской вере. ѕолитической же угрозы они из себ€ не представл€ли, и корол€м было по большей части не до них.

ѕоэтому к концу XVIII в., осме€нное ѕросветител€ми, розенкрейцерство частью ушло "в подполье", передава€ по эстафете свои идеи наиболее верным из адептов, частью же вошло в состав других организаций, предоставл€вших своим членам более широкий простор дл€ де€тельности.

ѕервые в XIX в. стали основател€ми культурно-философских обществ, считавших своей целью благотворительность и врачевание, и действительно достигших в этом больших успехов, особенно в Ќовом —вете (в јмерике), о чем позже. ¬торые же слились в первую очередь с масонами, — второй знаменитой эзотерической школой, также манифестировавшейс€ в XVIII в.

ћј—ќЌ—“¬ќ (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем. Freimaurer — "свободные каменщики") также возводило свою предысторию к глубокой древности.

ѕосв€щаемым в масонские таинства рассказывали легенду о мастере-каменщике ’ираме, которого царь —оломон нан€л дл€ строительства храма. ¬се работники делились на три разр€да, и у каждого разр€да были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. » вот трое низших работников задумали узнать знаки и слова высших, дл€ чего подстерегли ’ирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. ’ирам отказалс€ и был убит; преступники же были наказаны.
 
–итуал посв€щени€ в каждую из степеней представл€л собой "театрализованное повторение" эпизодов этой легенды. ѕриемные залы масонских лож (они назывались "мастерскими") были убраны черным и украшены символами смерти. ѕосв€щаемому нанос€т символические удары, изображающие раны ’ирама. ¬ конце церемонии ему вручаютс€ знаки масонского достоинства, также символизирующие оруди€ и атрибуты каменщиков, и сообщаютс€ слова и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.
 
Ёта церемони€, а также чувства посв€щаемого хорошо описаны у Ћ.Ќ. “олстого в "¬ойне и мiре".

¬ XVIII в. масоны приобрели особенно большую силу и попул€рность. Ќачина€ с 1722 года их организации, программа которых практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать силу в Ўотландии и јнглии, ‘ранции и »спании, Ѕаварии и ѕруссии.

¬ отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро разработали сложную систему посв€щений ("градусов"), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых соответствовала сво€ дол€ информации. —вой "градус", а тем самым и свою степень посв€щени€ в тайны организации каждый масон об€зан был хранить в глубокой тайне.

—колько бы ни было степеней, все они, в сущности, представл€ют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера.

- ”ченик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научитьс€ работать, повиноватьс€, молчать" (ѕр€мин-ћорозов); ему вручалась лопатка (мастерок), которую он должен был "полировать своей работой". ќн должен был вести добродетельный образ жизни и т.д. Ёто была, так сказать, "низша€ йога".
 
- “оварищ должен был научитьс€ "изощр€ть свой разум", учитьс€ ощущать астральный план и созерцать Ўехину (говор€ нашими терминами). Ёто была "высша€ йога".
 
- ћастер же уже был учителем, "гуру", осознавшим идею жизни и смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного роста.
 
—имволы масонов просты — угольник и циркуль, фартук и лопатка (мастерок), "ѕламенеюща€ звезда" и раскрыта€ книга... —лово "брат" (т.е. член ложи) обозначалось на письме трем€ точками (.'.). ƒаже на бумажке в 1 доллар находитс€ изображение масонских символов: пирамида с "ќком Ѕожиим" наверху и щит ƒавида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). „то не удивительно, ибо в с е президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были масонами.
 
ќднако символы можно истолковывать по-разному. “ак и масону на каждой новой ступени посв€щени€ открывали новый смысл символа, более высокий. ¬озьмем дл€ примера то же "око Ѕожие", лучезарный треугольник:
 
- дл€ ученика это символ внимани€ ("имеющий глаза да увидит"), познани€ триединства всего сущего, —офи€; дл€ товарища — символ невидимого света, "третьего глаза", высшей триады сфирот,  аббала; дл€ мастера это — —олнце, свет и опора нашей солнечной и дес€тичной системы, но также и Ѕог Ќепознаваемый, —аваоф гностиков, јбсолют буддистов, ƒао, ≈диное, одним словом — велика€ »стина  осмоса.

ѕервые организации масонов, считавшие своей задачей "строительство" храма человеческого духа, известны (документально) также с XVII в. Ќекоторые исследователи считают даже, что розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден, воспользовавшись возможност€ми уже существовавшей профессиональной јссоциации каменщиков (ѕр€мин-ћорозов ¬.». —имволические степени масонства. ∆урн. "»зида", дек. 1910 — €нв. 1911).

¬ пользу этого говорит хот€ бы то, что в "многоступенчатых" ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки обычно рассматривают оба эти течени€ вместе в силу их очевидного идеологического сходства. ’от€ уже цитировавшийс€ ћикеле ћорамарко склонен считать масонов самосто€тельным и просто более "удачливым" течением, поглотившем более слабые.

Ѕеда масонов была в том, что они придавали слишком большое значение политическим цел€м, поставив вопрос о ликвидации монархий во главу угла. Ёто не могло не сказатьс€ на успехе их эзотерических изысканий. "–еальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам", — констатирует ћ. ћорамарко.

’от€ отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи по€вились в царствование јнны »оанновны, 1731), очень старались приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать "новыми человеками", забот€щимис€, по словам кн. ¬ладимира ‘едоровича ќдоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека была полезность его дел дл€ человечества, удавалось это слишком редко.

Ќужно, писал кн. ќдоевский, чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесет его труд дл€ человечества, во вторую — о пользе дл€ родного государства, в третью — о пользе дл€ своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей собственной пользе. ” нас же, добавл€л он печально, дело обстоит как раз наоборот...
 
¬.‘. ќдоевский был прекрасным философом-эзотериком, его труды заслуживают самого пристального внимани€ (напр.: ќдоевский ¬.‘. ѕоследний квартет Ѕетховена. ћ., 1982).

„резмерна€ политизаци€ масонского движени€ заставила некоторых приверженцев чисто духовных зан€тий "отпочковатьс€" от ордена и основать свои ордена или ложи.

“ак, около 1760 года некто "ћартинец де ѕаскуалис" (Martinez de Pasquallis, т.е. очевидно, ћартинес де ѕаскальи, а еще точнее, видимо, ћордехай бен ѕейсах) основал в ѕариже и неск. других городах "Ѕратство отборных св€щеннослужителей" (Elus Cohens) c дев€тистепенной иерархией; старшие три степени были розенкрейцерскими. Ёто была чисто эзотерическа€ или, как ее называют в литературе, "магико-теургическа€" школа.

ћартинец де ѕаскуалис, крещеный еврей, основатель духовных школ в ѕариже (1760), Ѕордо и Ћионе. —оставил "“рактат о Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных", посв€щенный "христианской  аббале", т.е. эзотерически понимаемому христианству.

ѕосле смерти основател€ (1774) школа начала было приходить в упадок, но эстафету подхватил маркиз де —ен-ћартен, отставной военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный "Ќеизвестным философом" (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы окончательно стали называть ћј–“»Ќ»—“јћ».

—ен-ћартен, Ћуи- лод, маркиз де (Louis Claude de Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против "материализма" французских просветителей, так и против косности официального богослови€. ѕереводил на фр. €з. труды якоба ЅЄме. ќставил р€д собственных трудов, в т.ч.:

- L'homme de desir. Lyon, 1790; - Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au principe universel de la science. Lyon, 1795; - Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris, 1796; - De l'esprit des choses... v.1-2. Paris, 1800 и др.

—ен-ћартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал посв€щени€ до 1 степени: "¬ысший Ќеизвестный" (Superieur Inconnu, знак S.'. I.'.); позже были введены 2 ученические степени — A (Associe) и I (Initie). ¬згл€ды —ен-ћартена оказали большое вли€ние на развитие идеологии масонства.

¬се теоретические положени€ —ен-ћартена были проникнуты одной идеей — идеей добра. ¬ысша€ моральна€ цель человека, считали мартинисты, состоит в единении с Ѕогом; достигаетс€ она путем отрешени€ от всего чувственного и материального. ‘изическое тело есть лишь иллюзорна€ материальна€ оболочка его духовной сущности (монады), представл€ющей собой эманацию Ѕога.

ќ мартинизме в Pоссии см.: Ћонгинов ј. Ќовиков и московские мартинисты. ћ., 1867.

ѕодобный же характер носила школа "ƒрузей »стины" — ‘»ЋјЋ≈“ќ¬ (от греч. philh — "любовь" и 'alhtheia — "истина"), установивших 12 степеней (четыре последних — розенкрейцерские) и также стремившихс€ при помощи метафизики и оккультных наук "воспитать нового человека".

ƒругие, наоборот, решили отказатьс€ от зан€тий "никому не нужной алхимией", чтобы создать чисто политическую организацию наподобие ордена иезуитов. “аковы были иллюминаты.

»ЋЋёћ»Ќј“џ (лат. "просветленные"): название нескольких религиозно-мистических орденов. „аще всего под ними понимают орден, осн. јдамом ¬ейсгауптом в 1776 г. в »нгольштадте (Ѕавари€) как альтернатива масонских обществ. «ан€ти€ магией и оккультными науками были дл€ членов ордена запрещены. ќни не отвергали христианства, а лишь пытались толковать его рационалистически, как всемiрное этическое учение - "естественную религию".

„лены общества делились на несколько разр€дов, и только высшему из них открывались его тайные цели: замена христианской религии "естественной" общечеловеческой, а монархии — республикой. Ёти цели, а также трени€ между руководител€ми орденов привели к тому, что в 1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. ¬ 1786 г. они были запрещены в –оссии (в первый раз).

¬о второй половине XVIII в. эти "спиритуалистические" организации насчитывали дес€тки тыс€ч членов. Ќе удивительно, что среди них попадались люди настолько "неординарные", что историки эзотеризма до сих пор затрудн€ютс€, считать ли их великими шарлатанами или великими посв€щенными.

ѕервым из них, без сомнени€, следует назвать "¬еликого  офту"  алиостро.

 јЋ»ќ—“Pќ (Cagliostro), јлександр, самозванный граф, собственно ƒжузеппе Ѕальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795).  ак ни странно, его биографи€ известна довольно хорошо (результат полицейских расследований).

ѕодробнее см., напр.:  арнович ≈.ѕ. «амечательные и загадочные личности XVIII и ’I’ столетий. —ѕб, 1884, переизд. Ћ., 1990. ¬ообще же написано (и сн€то) о нем достаточно много, можно и не перечисл€ть; назову лишь еще одну книгу, где его "чудеса" разбираютс€ вполне профессионально: ¬адимов ј.ј., “ривас ћ.ј. ќт магов древности до иллюзионистов наших дней. ћ., "»скусство", 1966.

ќн был сыном торговца сукном и систематического образовани€ не получил. ”тверждал, что познакомилс€ в ≈гипте с великим магом јльтотасом, который посв€тил его в древние тайны и возвел в степень "великого  офты" (т.е.  опта).

ѕосле этого  алиостро начал путешествовать по ≈вропе, торгу€ эликсиром долголети€ и водой, дающей красоту, предсказыва€ судьбу и исцел€€ болезни. ѕобывал он и в Pоссии под именем "графа ‘еникса". ќднако арестован он был в конце концов в 1789 г. не за шарлатанство, а за принадлежность к "франкмасонам": вступил ли он действительно в какую-либо ложу или нет, неизвестно, скорее всего, просто хвастал, но именно за это его и приговорили к пожизненному заключению. ќн умер в тюрьме несколько лет спуст€.

 алиостро одним из первых реанимировал в ≈вропе древнее представление о материализации или "овеществлении", в старину называвшемс€ также "телепластикой".

„то это такое? ѕусть имеетс€ кака€-либо иде€, "мыслеформа", которую желательно увидеть, потрогать или попробовать на вкус. ¬опрос о превращении некоей исходной субстанции в нечто желаемое волновал людей во все времена, начина€ от брака в  ане √алилейской, когда »исус превратил воду в вино (»н. 2:1-11), и конча€ представлением ћаркса о коммунистическом государстве, которое попытались претворить в жизнь русские большевики.
 
ѕоскольку случаи полной материализации с древнейших времен оказывались либо фокусами, либо (крайне редко) чудом, т.е. нарушением закона сохранени€ материи, оккультисты XVIII-XIX вв. ограничилсь попытками частичной материализации, т.е. строительством доступных чувственному воспри€тию форм (фантомов) из эфирного тела медиума.
 
Ёто означает, что медиум "тратит" либо свое собственное эфирное тело на создание фантомов — тогда получаетс€ нечто, что действительно можно "потрогать" (сенестокинез, перенос ощущени€), либо свою же энергию на перенос самого предмета в пространстве (телекинез). “о и другое очевидно св€зано с очень большой нагрузкой на медиума, поэтому за материализацию редко кто беретс€.  алиостро, по слухам, это удавалось.
 
ѕодробнее см., напр: (Koenig, A. Okkultismus. Leipzig 1914); Ћидбитер „. јстральный план. —ѕб., 1914, репринт Ѕаку, 1990 — ("процедура, вредна€ дл€ здоровь€ и непри€тна€ во многих других отношени€х"). —р. тж. јксаков ј.Ќ. Ћичные ощущени€ медиума во врем€ материализации. "Pебус", 1897.

¬ целом нужно сказать, что  алиостро, этот несомненно талантливый человек, знавший очень много, пострадал из-за своей алчности и непреодоленного комплекса "плебейского" происхождени€. ќтсюда и самозванное графство, и неслыханные гонорары, и посто€нное желание "отличитьс€" при любом европейском дворе. ƒл€ истинного же эзотерика, как мы знаем, это гибельно.

ѕр€мой противоположностью  алиостро был граф —ен-∆ермен (тоже, впрочем, самозванный), знаменитый оккультист, алхимик и, подобно своему не менее знаменитому современнику ѕ.ќ.  арону де Ѕомарше (1732-1799), международный шпион. ќ нем, в отличие от  алиостро, достоверных сведений имеетс€ очень мало ("сын разорившегос€ сборщика налогов по имени –отондо из —ен-∆ермена в —авойе" — ¬адимов и “ривас, "третий сын кн€з€ –акоци II" — Harper's Encyclopedia).

—≈Ќ-∆≈Pћ≈Ќ, (Saint-Germain, год рождени€ 1710?, ум. 1784 в Ёккернфельде, по другим данным — 1795 в  асселе): по свидетельствам современников, это был светский, блест€ще образованный человек, свободно говоривший на всех европейских €зыках и умевший из€щно уходить от ответов на любые пр€мые вопросы. ѕо недоказанным данным, побывал в Pоссии во врем€ воцарени€ ≈катерины II (1762). —огласно преданию, именно он назвал Ќаталье ѕетровне √олицыной, выведенной у ѕушкина в качестве старой графини, три выигрышные карты ("ѕикова€ дама").

— 1770 г. обосновалс€ в ѕариже. ”тверждал, что живет (или реинкарнирует) уже несколько тыс€ч лет. «анималс€ изготовлением золота, алмазов, торговал эликсиром долголети€, читал прошлое и предсказывал будущее представител€м высшего двор€нства, причем его предсказани€ были по большей части пессимистичны.

¬ этом он оказалс€ прав.  огда настала ‘ранцузска€ революци€, сам он благополучно исчез с международной арены, предоставив последующим историкам гадать, что с ним стало. “рудов он после себ€ не оставил никаких. ѕодробнее см.: Buelau. Geheime Geschichten. Bd. 1, 2. Aufl. 1863; «наменитые авантюристы XVIII века. —ѕб, 1899, переизд.  иев, 1991.

‘ранцузский богослов и оккультист  ”– ƒ≈ ∆≈ЅЋ≈Ќ (јнтуан  урт де-√ебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи "ƒев€ти сестер" и еще целого р€да "спиритуалистических организаций", и ни одна из них его полностью не удовлетвор€ла. ћежду тем он был человек очень образованный. » вот он попыталс€ сам вывести на бумаге историю и смысл эзотерических учений от јдама до своего времени.

»з-под его пера вышел многотомный труд под названием "ѕервоначальный мiр, анализированный и сравненный с мiром современным" (Le monde primitif analyse et compare avec le monde moderne), который он так и не успел окончить. ¬ нем он, в частности, анализирует символику карт “аро с помощью  аббалы, счита€ их зашифрованным изложением философско-религиозной доктрины древних.

”чеником  ур де ∆еблена был французский оккультист и каббалист Ё“≈…ЋЋј, годы жизни которого неизвестны (веро€тно, около 1730-1795). —читаетс€, что он был парикмахером или гравером и носил фамилию Alliette. ¬полне веро€тно, что под вли€нием учител€ Ётейлла и сам вступил в масонскую ложу. Ќачав серьезно заниматьс€ оккультизмом, он оставил свою профессию и сменил насто€щую фамилию, јльетте, на эзотерический псевдоним, представл€вший собой ту же фамилию, написанную наоборот.

ќсобенно его увлекли карты “аро.

 арты “ј–ќ в XIV в. принесли в ≈вропу цыгане, которых долгое врем€ считали потомками египт€н (ср. англ. gipsy <= Egyptians), поэтому верси€ о египетском происхождении “аро получила широкое распространение (хот€, конечно, есть и иные версии). ≈е же придерживалс€ и Ётейлла.

Ёто вообще были первые "карты", никаких других до тех пор в ≈вропе не было. ѕервоначально они делались на пластинках из слоновой кости и служили только дл€ гадани€. ќднако, как часто бывает, сакральный смысл этих символов вскоре сменилс€ (или дополнилс€) игровым, и к XVII веку вс€ ≈вропа уже играла в разнообразные карточные игры.

 артами пользовались и дл€ гадани€, но мало, потому что колдовство и вс€ка€ ворожба преследовались церковью. Ћишь просвещенный XVIII век дал простор и дл€ развити€ карточного гадани€: к нему обратились в первую очередь масоны, придав картам сложные символические толковани€.

¬ XVIII в. цыгане также переживали "период расцвета": их на какое-то врем€ прекратили преследовать, у них образовалась нека€ международна€ структура ("цыганские бароны" и друга€ общественна€ иерархи€). ќтсюда — заметный "рывок" в плане разработки теории и практики эзотерических дисциплин, главной из которых и было гадание.
 
÷ыгане, в основном, примен€ли два наиболее простых способа предсказани€ будущего: беглое чтение линий руки, восход€щее к хирологическим учени€м ѕерсии и ¬авилона с некоторыми заимствовани€ми из европейских школ, и раскладывание карт, представл€ющее собой главным образом варианты чтени€ арканов “аро, тоже упрощенные.
 
“ретий, более трудный способ, а именно телепатическое проникновение во временной континуум спрашивающего, и прежде зависел от наличи€ соответствующих способностей, а потому примен€лс€ и примен€етс€ редко. ¬ целом же цыганска€ традици€ гадани€, пережив подъем двести лет назад, с тех пор практически не развивалась — у нее не было сильных теоретиков.

„то же такое “аро? “јPќ (Tarot): особые гадательные карты, состо€щие из 22 Ѕольших (—тарших) и 56 ћалых (ћладших) јрканов. —читаетс€, что Ѕольшие јрканы восход€т к 22 золотым таблицам, находившимс€ в подземелье одного из древнеегипетских храмов, ћалые же были придуманы уже в ≈вропе.

Ѕольшие јрканы представл€ют собой чисто символические изображени€, истолковываемые несколькими способами (с оккультной, астрологической, нумерологической и т.п. точек зрени€); ћалые же, в сущности, €вл€ютс€ прообразом игральных карт, т.к. имеют четыре масти, состо€щие из цифровых карт от туза до дес€тки и четырех фигурных карт — корол€, дамы, старшего валета и младшего валета.

Ќедавно вышла книга ƒмитри€ —таниславовича Ћесного "»горный дом", энциклопеди€ разного рода игр и гаданий, где можно прочесть обо всем этом подробнее (Ћесной ƒ. »горный дом. ћосква — ¬ильнюс, 1994).

¬ наст. вр. существует множество вариантов колод “аро. “ипологически различают:

- ћарсельское “аро: ћладшие јрканы без рисунка, —таршие имеют рисунок XV — XVIII в., названи€ и трактовка традиционные ("музейные" колоды ¬исконти-—форца, ‘урнье, ћ. ћорана);
 
- "≈гипетское" (тж. "÷ыганское") “аро Ётейллы: рисунок на всех арканах, названи€ и трактовка —тарших јрканов изменены (оригинал начала XIX в., существует вариант с русским текстом);
 
- ќбщее “аро: рисунок на всех арканах, начина€ с т.н. колоды –айдера-”эйта с рисунками ѕамелы —мит, 1910; названи€ традиционные, трактовка эзотерическа€ (’’ в.: колоды ѕапюса, Pайдера-”эйта, ј.  роули, —. ƒали, "ћасонска€", "јкварианска€" и большинство других);
 
- »гральное “аро: ћладшие јрканы без рисунка, на —тарших изобр. жанровые сценки 60-х гг. XIX в., дл€ гадани€ употр. редко (колода √римо, швейцарские, баварские карты).

Ћитература о “аро чрезвычайно обширна. —м., напр.:

- “аинственна€ книга “ота или искусство гадать по 78 древнеегипетским картам. —обрано Ётейллою. ћ., 1861. - ѕапюс. ѕредсказательное “аро. —ѕб., 1912, переизд. ћ., 1991. - Monster. јзбука “аро. ћ., "»нтерарк", 1992. - Ћарионов ». . јрканы “аро. ћ., "ѕрометей", 1990. - Ѕеньковский ¬., ’аецка€ ≈. ¬ мiре “аро. —ѕб., " осмос", 1993. - ћоран M. ћарсельское “аро. ћ., "»нтерарк", 1993. - ”спенский ѕ.ƒ. —имволика “аро, в: ”спенский ѕ.ƒ. Ќова€ модель ¬селенной, ћ., »здательство „ернышева, 1993. - Ўмаков ¬. —в€щенна€ книга “ота: ¬еликие јрканы “аро. ћ., 1916, репринт ћ., 1992. - Thierens, A.E. Astrology and the Tarot. Newcastle, Phil., 1975.

Ётейлла учел все: интерес современников к таинственному (черна€ драпировка, череп, строгие ритуалы приема посетителей — все как в масонских ложах) и желание людей получить простые ответы на свои простые вопросы: состоитс€ ли свадьба, окуп€тс€ ли расходы, будет ли удача. ¬еро€тно, он же одним из первых открыл специальный гадательный салон.

ќднако, попробовав гадать на картах “аро, Ётейлла быстро убедилс€, что их мудреные философские толковани€, прин€тые среди масонов, скорее отпугивают публику. » тогда Ётейлла начал создавать свою систему. —вой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты, приобрели к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. ¬от три основных принципа его системы, примен€емой и сегодн€:

1. ƒл€ гадани€ используютс€ в с е карты, сколько их есть в данной колоде (в отношении карт “аро это все 78 јрканов, старшие и младшие вперемешку).
 
2. ѕеред гаданием одна из карт принимаетс€ за  арту —прашивающего или "бланку".
 
3. Pазличаютс€ пр€мое и перевернутое положение карт.

‘ранцузска€ революци€ положила конец де€тельности большинства масонских лож и других тайных обществ. ”чредительное собрание ‘ранции молчаливо одобрило арест  алиостро, граф —ен-∆ермен то ли умер, то ли бежал в √ерманию; судьба самого Ётейллы после 1789 года нам неизвестна. ≈сли он не был казнен, то, скорее всего, умер своей смертью, лишенный возможности работать, еще до конца того века, к которому принадлежал.

»на€ судьба ожидала его ученицу — мадемуазель Ћенорман, пережившую и –еспублику, и »мперию, и –еставрацию.

ћари€-јнна-јделаида Ћ≈ЌќPћјЌ (Le Normand, Lenormand, 1772-1843), знаменита€ французска€ гадалка и писательница, родилась в јлансоне. ѕосле смерти отца, богатого торговца мануфактурой, семь€ переехала в ѕариж, где в 1790 г. ћари€ Ћенорман вместе с подругой открыла свой салон на рю де “урнон.

√адательный салон мадемуазель Ћенорман имел огромную попул€рность. ¬ нем перебывал весь "свет" тогдашнего ѕарижа.

¬ 1793 году салон посетили ћарат, —ен-∆юст и Pобеспьер. ¬сем троим она предсказала насильственную смерть (так и случилось). —ама Ћенорман была арестована по подозрению в сочувствии €кобинцам, однако св€зи сделали свое дело, и ей разрешили продолжать практику.

Ќо самую большую известность, конечно, принесла ћарии Ћенорман дружба с ∆озефиной Ѕогарнэ, супругой молодого генерала Ѕонапарта. ѕри первом же знакомстве гадалка предсказала ей корону. Ќи ∆озефина, ни сам Ќаполеон тогда гадалке не поверили, однако не прошло и дес€ти лет, как предсказание сбылось.

ѕозже Ќаполеон изгнал ее из ‘ранции, как в свое врем€ мадам де —таль, "за вольнодумство". “огда она написала "ѕророческие воспоминани€ одной сивиллы о причинах ее ареста", где предсказала смерть Ќаполеона на острове и реставрацию Ѕурбонов. Ќо это сочинение было издано лишь после падени€ Ќаполеона.

ћадемуазель Ћенорман составила свою систему гадани€ на 36 картах, с оригинальной символикой и особыми правилами расклада. ’от€ писала она много, записей о ее системе не сохранилось, и ее пришлось восстанавливать ученикам и потомкам. ѕодробнее см., напр.: Het Monster. √адаем вместе с ћарией Ћенорман. "Ќаука и религи€" N 1/93; ƒюма ј. ѕрорицательница. "Ќаука и религи€" N 5/93.

¬ целом можно сказать, что XVIII век обозначил новый виток развити€ религиозной, философской и эзотерической мысли. »деи и представлени€, сложившиес€ в глубокой древности и возрожденные в начале второй половины эры –ыб, были приведены в соответствие с новым уровнем человеческого сознани€ вообще и естествознани€ в частности. Ѕольшинство этих идей сохранило свою продуктивность и в наши дни, и даже формулы их выражени€, найденные учеными XVIII в., вполне пон€тны и приемлемы и сегодн€.

’асидизм

≈сли у нас осталось врем€, упом€нем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей день, однако в христианской ≈вропе мало кому известном, потому что возникло оно в среде евреев и "дл€ евреев": это ’ј—»ƒ»«ћ.

¬ начале XVIII в. в австро-венгерской ”краине, в ѕодолии, жил раввин »зраэль ¬аал Ўем-“ов (ивр. SHEM TOV, "ƒоброе им€", он же Ѕешт, 1700-1760). Ѕогатый опыт служени€ в качестве советчика и помощника люд€м в их трудных жизненных делах, а также годы изучени€ книг заставили его сделать два вывода:

1)  аббала — не мистика, недостойна€ правоверных евреев, а учение, позвол€ющее человеку познать самого себ€ и приближающее его к Ѕогу;

2) никакие невзгоды (а невзгод, счита€ века гонений, у евреев хватало) не извин€ют уныни€. ”ныва€, мы радуем ƒиавола, лишь наша радость радует ¬севышнего.

ѕоэтому, считал р. Ѕешт, задача истинного хасида (ивр. CHASID, "благочестивый", ср. ’есед — 4-€ сфира, "ћилосердие", см. лекцию 8) — находить радость внутри бедственной жизни сегодн€шнего дн€, не откладыва€ до прихода ћессии. —редством дл€ этого он и считал  аббалу, точнее, ее методы познани€ Ѕога.

" то живет в радости, выполн€ет волю —оздател€", говорил Ўем-“ов. —р. христианское "не унывайте" (ћф. 6:16) и "дела€ добро, да не унываем" (из ѕосланий ап. ѕавла: √ал. 6:9, ‘ес. 3:13). ќ том же Ўем-“ов: "—начала познай зло, чтобы избегать его. ѕотом познай добро, чтобы его творить". —р.: Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus...

’асидизм иногда называют "мистическим оптимизмом" и, в общем, не без оснований. ≈го корни восход€т к "лурианской  аббале" — учению »саака Ћури€, одного из крупнейших каббалистов XVI в.

»саак Ћури€, 1534-1572, ученый јкадемии в ÷фате (англ. Safed), много сделал дл€ понимани€ системы сфирот. "¬се в ней настолько взаимосв€зано, говорил он, что мне трудно выразить это словами". ѕоэтому он не записывал своих поучений, они были изложены потом его учениками. ≈го толковани€ очень напоминали даосскую и тантрическую традицию. Ћегенды о нем самом ходили еще при жизни. Ёто он обосновал постулат о "“ринадцати вратах" (см.  аббалисты и суфии).
 
’асиды практиковали медитацию и совместное распевание молитв; мол€щиес€ пели, двигались и танцевали, иногда принимали возбуждающие напитки, вместе достига€ состо€ни€ экстаза. ”чение хасидизма быстро распространилось по всей ≈вропе, а потом и за океаном.

  концу XVIII в. в польской Ѕелоруссии зародилось ответвление хасидизма, именуемое любавичским по имени небольшого населенного пункта Ћюбавичи.

ѕервый любавичский ребе, Ўнеер-«алман из Ћ€д (1745-1813), сделал медитации менее экстатичными, а толкование системы сфирот — более метафизическим (философским). ѕоэтому его учение также называют "’абад", по первым буквам названий трех высших сфирот: ’охма, Ѕина, ƒаат. —мысл его легко у€снить, вернувшись к значению этих сфирот (см. лекцию 8). Ёто он первым включил каббалистические моменты в сборник молитв (сидур), снабдив их своими комментари€ми.

¬ XIX и ’’ в. центр любавичской секты располагалс€ в –оссии (–остов-на-ƒону), а ныне он находитс€ в —Ўј. ≈е руководител€ми и поныне считаютс€ потомки р. Ўнеер-«алмана, которые нос€т теперь фамилию Ўнеерсон.

ѕомните историю с "библиотекой Ўнеерсона"? Ёто та сама€ библиотека, собирать которую начал еще первый любавичский ребе. ¬ 1916 г., когда немецка€ арми€ приближалась к Ћюбавичам, его праправнук ("п€тый ребе") Ўолом-Ѕер переправил часть ее в ћоскву. Ќыне уже "седьмой ребе" Ўнеерсон пытаетс€ вызволить ее у московских властей...

≈стественно, у хасидов по€вились и противники. ќни называютс€ миснагидами (MITNAGGEDIM) и не признают "новодельных" молитвенников с каббалистическими вкраплени€ми. Ќе отрица€  аббалу в целом, они считают, что эзотерикой следует заниматьс€ лишь отдельным высокообразованным люд€м, а дл€ простых правоверных это лишь грех и соблазн (почти как в хина€нском буддизме).

јвтор: Het Monster
 
Ёпоха ѕросвещени€

„итайте в рубрике «Ёпоха ѕросвещени€»:

XVIII век
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам