XVIII век

Символы масонов Символы масонов

Восемнадцатый век был не только эпохой великих событий, загадочных личностей и драматических сюжетов. По словам Микеле Морамарко, современного итальянского исследователя масонства, он был также "столетием спиритуалистических течений". Это развитие было подготовлено, естественно, всей предыдущей эпохой и особенно XVII веком, когда были сделаны многие естественнонаучные открытия — законы Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, "Анатомическое исследование" Уильяма Гарвея и микроскоп Антона ван Левенгука, — и превратилась в самостоятельную научную дисциплину МЕТАФИЗИКА, ставшая в XVIII в. "философией философий".

Слово "метафизика" (meta ta physika, "за пределами данного природой") придумали все те же греки (Аристотель) для обозначения "первой философии" как науки о причинах и началах всего. Естествоиспытатели XVII в. стали разрабатывать ее вновь, ощутив нужду в дисциплине, предметом которой были бы не планетные расстояния или сообщающиеся сосуды, а Бог и душа. В XVIII в. она полностью стала наукой о законах, объединяющих мiр видимый и мiр невидимый, то есть эзотерической философией.

Метафизика — это все то же уже знакомое нам эзотерическое учение, только изложенное на уровне нового этапа развития человеческого сознания. Ее целью было познание законов или, по выражению Фрэнсиса Бэкона, причин существования вещей и явлений, однако не материальных, изменяющихся причин, которые составляют предмет физики, а причин неизменных, "целевых", т.е. телеологических. И, как практической (прикладной) дисциплиной для физики была механика, так для метафизики такой дисциплиной была (натуральная) магия.

Лорд Фрэнсис Бэкон, барон Веруламский (1561-1626), написал трактат "Новый Органон" (т.е. "Новое орудие [мысли]"), в котором изложил свою систему логики, необходимой для познания этих причин. (Первый "Органон" был написан Аристотелем.) К вопросам логики мы еще вернемся.

Величайшие умы того времени спорили о Боге и Природе, о соотношении разума и воли, о двойственности истины и о свойствах субстанции (она же монада, см. лекцию 2). Крупнейшие экстрасенсы- визионеры пытались осмыслить открывшиеся перед ними картины.

Одним из таких визионеров был Иммануил (или Эммануель) СВЕДЕНБОPГ (Emanuel Swedenborg, собств. Svedberg, 1688-1772), шведский естествоиспытатель, ясновидец и философ.

Сын епископа Яспера Сведберга, он служил государственным "советником по устройству каналов и доков". 1719: возведен королевой в дворянское достоинство под фамилией Сведенборг, 1734: почетный член Петербургской Академии наук.
 
Когда Сведенборг путешествовал по Англии и Голландии, в сновидении (07.04.1744) ему явился Бог и говорил с ним. У Сведенборга пробудилось эзотерическое сознание и открылся дар "ясновидения во времени и пространстве". Он бросил службу и целиком посвятил себя эзотерическим изысканиям и толкованию Священного Писания, что, в частности, вызвало позже критику его тезки Иммануила Канта (Traeume eines Geistersehers. Koenigsberg 1765; рус. пер. — "Грезы духовидца", СПб., 1911).
 
Сведенборг счел себя орудием нового откровения и основал церковь "Нового Иерусалима".

Согласно Сведенборгу, сущность человека есть дух, постоянно находящийся в процессе самоусовершенствования и способный общаться с другими духами вне зависимости от того, есть или нет у них физическая оболочка. Кроме мiра видимого и мiра невидимого, Сведенборг признает также наличие некоего среднего состояния, промежуточного пространства ("чистилище", см. лекцию 5, оно же бардо у тибетцев, ср. "Бардо Тодол" — Книга Мертвых), которое душа проходит после смерти, чтобы быть приготовленной или для неба, или для ада.

Продолжительность пребывания души в этом субпространстве у Сведенборга не определена; он считал, что оно может длиться и несколько мгновений, и годы. Признавая реинкарнацию в целом, он не признавал воплощений в виде животных или неодушевленных предметов.

После смерти Сведенборга в Англии, Швейцарии, США и др. странах образовались общины его последователей (сведенборгиане), существующие и поныне под названием "Новая Церковь" или "Церковь Нового Иерусалима".

Его труды у нас уже вновь издаются, напр.: Сведенборг Э. О небесах, о мiре духов и об аде. Киев, "Украина", 1993.

Кроме ученых философов и талантливых ясновидцев, познать невидимые закономерности мiра пытались и люди более простые. Бурные события в социальной и политической жизни (началась Северная война, Пруссия стала королевством, умер "король-Солнце" Людовик XIV, Турция начала утрачивать завоеванные когда-то европейские земли) привели к оживлению деятельности тайных сект, обществ и орденов, ведших до тех пор довольно скромное существование. Первыми среди них, конечно, следует назвать розенкрейцеров.

PОЗЕНКPЕЙЦЕPЫ (нем. Rosenkreuzer, англ. Rosicrucians): орден "братьев Креста и Pозы", основанный в 1622 г. в Германии для занятий религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами. Орден возник на основе одной из мистических сект ("Братство Pозового Креста") под влиянием идей Якова Беме и Иоганна Валентина Андреэ, о котором мы упоминали в конце предыдущей лекции.

Якоб Бёме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ- мистик, прозв. Philosophus Teutonicus ("Тевтонский философ"). По профессии был сапожником, вольно или невольно следуя примеру р. Иоханана Гасандлара и ап. Павла, однако в отличие от них он не только никогда не бросал своей профессии, но и заслужил звание Мастера.
 
Правоверный лютеранин, Беме был неудовлетворен рационализмом новореформированной христианской теологии. Бог проявляется во всем, считал Беме, в первую очередь — в Природе как важнейшей составной части Творения, и нужно лишь пожелать заметить Его проявления.
 
Для этого Беме предлагал использовать медитативные упражнения, интуитивный поиск, изучение культурного наследия (прежде всего — текстов Священного Писания).
 
Отвергая каббалистику и натуральную магию, Беме фактически пользовался их методами познания мiра, а эзотерику (в частности, астрологию) признавал и формально, за что подвергался преследованиям со стороны современных ему лютеранских богословов.
Он оставил немало трудов (собр. соч. Якова Беме на немецком языке занимает семь томов), в т.ч. "Аврора или Утренняя заря в восхождении", М., 1914, репринт 1990, став таким образом "первопроходцем" многих направлений западной философской мысли: теософии, христософии, классической немецкой философии (Гегель, Шеллинг) и эзотеризма в целом.

Розенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменения человеческого общества в эзотерическом духе. В отличие от ученых философов они были дилетантами, то есть не представляли себе всей сложности этой задачи, а потому смело взялись за нее.

Все люди должны осознать свою взаимосвязь с мiром невидимым, с Космосом, и стараться не нарушать космического равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать книги и проходить розенкрейцерские посвящения. Степеней посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали они, возможно достижение триединой цели розенкрейцерства:

- "реформа", а точнее, объединение науки, философии и этики на основе метафизики, для чего они вырабатывали символический язык, одну из основ которого составляла Каббала;
 
- исцеление всех больных и полная ликвидация всех болезней (бедность они тоже считали болезнью), для чего они при помощи алхимии искали "панацею" или Эликсир жизни;
 
- и... "устранение всех монархических форм правления и замена их правлением избранных философов" (Мэнли П. Холл). Впрочем, об этом они старались распространяться только в узком кругу высших посвященных.

Важнейший символ розенкрейцеров, роза и крест, изображались двояко, вначале (1), а потом, начиная с XIX в., (2):

Роза и Крест - символы Розенкрейцеров

Однако в любом случае роза символизировала материю (согласно метафизике — вечную и неизменную), возрождающиеся силы природы, а крест был символом оплодотворяющего духа; это, в принципе, те же инь и ян, символы женского и мужского начала.

Кроме того, розенкрейцеры, по аналогии с Каббалой, выделяли семь мiров или планов, каждый из которых состоял еще из 7 "слоев" или подпланов (впрочем, их подробная разработка относится уже к позднейшему времени — концу XIX в.). Эти семь мiров группируются в четыре больших "плана":

Семь миров

(Ту же схему более подробно можно найти в кн.: Гендель (Heindel), Макс. Космогоническая концепция розенкрейцеров. Пер. с англ. изд. 1911. Переизд. Киев (?), 1993.

Помимо этих мiров, они выделяли еще четыре Царства: минералов, растений, животных и человека.

Четыре царстваМинералы находятся вне креста.  Растения "питаются снизу", это  нижняя вертикальная перекладина, Человек "питается сверху". Животные же находятся между ними (горизонталь).
 
Ретроспективная история розенкрейцеров была, как и следовало ожидать, очень богата. Они возводили ее к фараону Эхнатону, о котором у нас шла речь в 3-й лекции. Потерпев неудачу со введением единого солнечного культа, фараон посвятил в него нескольких избранных, которые и пронесли это знание через века. Хранителями этого знания были Моисей, Соломон, Пифагор и Корнелий Агриппа, а также лорд Бэкон, которому легенда приписывает много всего, в т.ч. создание тайных обществ и авторство пьес Шекспира.
 
Главным же своим идеологом и основателем ордена они считали некоего Христиана Розенкрейца, немецкого юношу, научившегося всей этой премудрости в Дамаске и умершего 106 лет от роду, основав Братство Розового креста (1378-1484), главного героя "Химической свадьбы" Иоганна Валентина Андреэ — повести, впрочем, по утверждению русского эзотерика И.М. Хераскова, "сатирической".

Розенкрейцеров преследовали, но не очень активно, главным образом со стороны церкви, упрекавшей их в использовалии "дьявольских" каббалистических символов и фаллической интерпретации креста (оплодотворяющее начало). Впрочем, времена костров уже фактически миновали, да и сами розенкрейцеры усиленно подчеркивали свою приверженность христианской вере. Политической же угрозы они из себя не представляли, и королям было по большей части не до них.

Поэтому к концу XVIII в., осмеянное Просветителями, розенкрейцерство частью ушло "в подполье", передавая по эстафете свои идеи наиболее верным из адептов, частью же вошло в состав других организаций, предоставлявших своим членам более широкий простор для деятельности.

Первые в XIX в. стали основателями культурно-философских обществ, считавших своей целью благотворительность и врачевание, и действительно достигших в этом больших успехов, особенно в Новом Свете (в Америке), о чем позже. Вторые же слились в первую очередь с масонами, — второй знаменитой эзотерической школой, также манифестировавшейся в XVIII в.

МАСОНСТВО (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем. Freimaurer — "свободные каменщики") также возводило свою предысторию к глубокой древности.

Посвящаемым в масонские таинства рассказывали легенду о мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для строительства храма. Все работники делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. И вот трое низших работников задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам отказался и был убит; преступники же были наказаны.
 
Ритуал посвящения в каждую из степеней представлял собой "театрализованное повторение" эпизодов этой легенды. Приемные залы масонских лож (они назывались "мастерскими") были убраны черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносят символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручаются знаки масонского достоинства, также символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, и сообщаются слова и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.
 
Эта церемония, а также чувства посвящаемого хорошо описаны у Л.Н. Толстого в "Войне и мiре".

В XVIII в. масоны приобрели особенно большую силу и популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.

В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро разработали сложную систему посвящений ("градусов"), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой "градус", а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.

Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера.

- Ученик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться, молчать" (Прямин-Морозов); ему вручалась лопатка (мастерок), которую он должен был "полировать своей работой". Он должен был вести добродетельный образ жизни и т.д. Это была, так сказать, "низшая йога".
 
- Товарищ должен был научиться "изощрять свой разум", учиться ощущать астральный план и созерцать Шехину (говоря нашими терминами). Это была "высшая йога".
 
- Мастер же уже был учителем, "гуру", осознавшим идею жизни и смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного роста.
 
Символы масонов просты — угольник и циркуль, фартук и лопатка (мастерок), "Пламенеющая звезда" и раскрытая книга... Слово "брат" (т.е. член ложи) обозначалось на письме тремя точками (.'.). Даже на бумажке в 1 доллар находится изображение масонских символов: пирамида с "Оком Божиим" наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). Что не удивительно, ибо в с е президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были масонами.
 
Однако символы можно истолковывать по-разному. Так и масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа, более высокий. Возьмем для примера то же "око Божие", лучезарный треугольник:
 
- для ученика это символ внимания ("имеющий глаза да увидит"), познания триединства всего сущего, София; для товарища — символ невидимого света, "третьего глаза", высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это — Солнце, свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом — великая Истина Космоса.

Первые организации масонов, считавшие своей задачей "строительство" храма человеческого духа, известны (документально) также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден, воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени масонства. Журн. "Изида", дек. 1910 — янв. 1911).

В пользу этого говорит хотя бы то, что в "многоступенчатых" ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более "удачливым" течением, поглотившем более слабые.

Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических изысканий. "Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам", — констатирует М. Морамарко.

Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать "новыми человеками", заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком редко.

Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во вторую — о пользе для родного государства, в третью — о пользе для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей собственной пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит как раз наоборот...
 
В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком, его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.: Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).

Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых приверженцев чисто духовных занятий "отпочковаться" от ордена и основать свои ордена или ложи.

Так, около 1760 года некто "Мартинец де Паскуалис" (Martinez de Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее, видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах "Братство отборных священнослужителей" (Elus Cohens) c девятистепенной иерархией; старшие три степени были розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют в литературе, "магико-теургическая" школа.

Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил "Трактат о Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных", посвященный "христианской Каббале", т.е. эзотерически понимаемому христианству.

После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный "Неизвестным философом" (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.

Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против "материализма" французских просветителей, так и против косности официального богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Бёме. Оставил ряд собственных трудов, в т.ч.:

- L'homme de desir. Lyon, 1790; - Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au principe universel de la science. Lyon, 1795; - Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris, 1796; - De l'esprit des choses... v.1-2. Paris, 1800 и др.

Сен-Мартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал посвящения до 1 степени: "Высший Неизвестный" (Superieur Inconnu, знак S.'. I.'.); позже были введены 2 ученические степени — A (Associe) и I (Initie). Взгляды Сен-Мартена оказали большое влияние на развитие идеологии масонства.

Все теоретические положения Сен-Мартена были проникнуты одной идеей — идеей добра. Высшая моральная цель человека, считали мартинисты, состоит в единении с Богом; достигается она путем отрешения от всего чувственного и материального. Физическое тело есть лишь иллюзорная материальная оболочка его духовной сущности (монады), представляющей собой эманацию Бога.

О мартинизме в Pоссии см.: Лонгинов А. Новиков и московские мартинисты. М., 1867.

Подобный же характер носила школа "Друзей Истины" — ФИЛАЛЕТОВ (от греч. philh — "любовь" и 'alhtheia — "истина"), установивших 12 степеней (четыре последних — розенкрейцерские) и также стремившихся при помощи метафизики и оккультных наук "воспитать нового человека".

Другие, наоборот, решили отказаться от занятий "никому не нужной алхимией", чтобы создать чисто политическую организацию наподобие ордена иезуитов. Таковы были иллюминаты.

ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. "просветленные"): название нескольких религиозно-мистических орденов. Чаще всего под ними понимают орден, осн. Адамом Вейсгауптом в 1776 г. в Ингольштадте (Бавария) как альтернатива масонских обществ. Занятия магией и оккультными науками были для членов ордена запрещены. Они не отвергали христианства, а лишь пытались толковать его рационалистически, как всемiрное этическое учение - "естественную религию".

Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему из них открывались его тайные цели: замена христианской религии "естественной" общечеловеческой, а монархии — республикой. Эти цели, а также трения между руководителями орденов привели к тому, что в 1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В 1786 г. они были запрещены в России (в первый раз).

Во второй половине XVIII в. эти "спиритуалистические" организации насчитывали десятки тысяч членов. Не удивительно, что среди них попадались люди настолько "неординарные", что историки эзотеризма до сих пор затрудняются, считать ли их великими шарлатанами или великими посвященными.

Первым из них, без сомнения, следует назвать "Великого Кофту" Калиостро.

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф, собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как ни странно, его биография известна довольно хорошо (результат полицейских расследований).

Подробнее см., напр.: Карнович Е.П. Замечательные и загадочные личности XVIII и ХIХ столетий. СПб, 1884, переизд. Л., 1990. Вообще же написано (и снято) о нем достаточно много, можно и не перечислять; назову лишь еще одну книгу, где его "чудеса" разбираются вполне профессионально: Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., "Искусство", 1966.

Он был сыном торговца сукном и систематического образования не получил. Утверждал, что познакомился в Египте с великим магом Альтотасом, который посвятил его в древние тайны и возвел в степень "великого Кофты" (т.е. Копта).

После этого Калиостро начал путешествовать по Европе, торгуя эликсиром долголетия и водой, дающей красоту, предсказывая судьбу и исцеляя болезни. Побывал он и в Pоссии под именем "графа Феникса". Однако арестован он был в конце концов в 1789 г. не за шарлатанство, а за принадлежность к "франкмасонам": вступил ли он действительно в какую-либо ложу или нет, неизвестно, скорее всего, просто хвастал, но именно за это его и приговорили к пожизненному заключению. Он умер в тюрьме несколько лет спустя.

Калиостро одним из первых реанимировал в Европе древнее представление о материализации или "овеществлении", в старину называвшемся также "телепластикой".

Что это такое? Пусть имеется какая-либо идея, "мыслеформа", которую желательно увидеть, потрогать или попробовать на вкус. Вопрос о превращении некоей исходной субстанции в нечто желаемое волновал людей во все времена, начиная от брака в Кане Галилейской, когда Иисус превратил воду в вино (Ин. 2:1-11), и кончая представлением Маркса о коммунистическом государстве, которое попытались претворить в жизнь русские большевики.
 
Поскольку случаи полной материализации с древнейших времен оказывались либо фокусами, либо (крайне редко) чудом, т.е. нарушением закона сохранения материи, оккультисты XVIII-XIX вв. ограничилсь попытками частичной материализации, т.е. строительством доступных чувственному восприятию форм (фантомов) из эфирного тела медиума.
 
Это означает, что медиум "тратит" либо свое собственное эфирное тело на создание фантомов — тогда получается нечто, что действительно можно "потрогать" (сенестокинез, перенос ощущения), либо свою же энергию на перенос самого предмета в пространстве (телекинез). То и другое очевидно связано с очень большой нагрузкой на медиума, поэтому за материализацию редко кто берется. Калиостро, по слухам, это удавалось.
 
Подробнее см., напр: (Koenig, A. Okkultismus. Leipzig 1914); Лидбитер Ч. Астральный план. СПб., 1914, репринт Баку, 1990 — ("процедура, вредная для здоровья и неприятная во многих других отношениях"). Ср. тж. Аксаков А.Н. Личные ощущения медиума во время материализации. "Pебус", 1897.

В целом нужно сказать, что Калиостро, этот несомненно талантливый человек, знавший очень много, пострадал из-за своей алчности и непреодоленного комплекса "плебейского" происхождения. Отсюда и самозванное графство, и неслыханные гонорары, и постоянное желание "отличиться" при любом европейском дворе. Для истинного же эзотерика, как мы знаем, это гибельно.

Прямой противоположностью Калиостро был граф Сен-Жермен (тоже, впрочем, самозванный), знаменитый оккультист, алхимик и, подобно своему не менее знаменитому современнику П.О. Карону де Бомарше (1732-1799), международный шпион. О нем, в отличие от Калиостро, достоверных сведений имеется очень мало ("сын разорившегося сборщика налогов по имени Ротондо из Сен-Жермена в Савойе" — Вадимов и Тривас, "третий сын князя Ракоци II" — Harper's Encyclopedia).

СЕН-ЖЕPМЕН, (Saint-Germain, год рождения 1710?, ум. 1784 в Эккернфельде, по другим данным — 1795 в Касселе): по свидетельствам современников, это был светский, блестяще образованный человек, свободно говоривший на всех европейских языках и умевший изящно уходить от ответов на любые прямые вопросы. По недоказанным данным, побывал в Pоссии во время воцарения Екатерины II (1762). Согласно преданию, именно он назвал Наталье Петровне Голицыной, выведенной у Пушкина в качестве старой графини, три выигрышные карты ("Пиковая дама").

С 1770 г. обосновался в Париже. Утверждал, что живет (или реинкарнирует) уже несколько тысяч лет. Занимался изготовлением золота, алмазов, торговал эликсиром долголетия, читал прошлое и предсказывал будущее представителям высшего дворянства, причем его предсказания были по большей части пессимистичны.

В этом он оказался прав. Когда настала Французская революция, сам он благополучно исчез с международной арены, предоставив последующим историкам гадать, что с ним стало. Трудов он после себя не оставил никаких. Подробнее см.: Buelau. Geheime Geschichten. Bd. 1, 2. Aufl. 1863; Знаменитые авантюристы XVIII века. СПб, 1899, переизд. Киев, 1991.

Французский богослов и оккультист КУР ДЕ ЖЕБЛЕН (Антуан Курт де-Гебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи "Девяти сестер" и еще целого ряда "спиритуалистических организаций", и ни одна из них его полностью не удовлетворяла. Между тем он был человек очень образованный. И вот он попытался сам вывести на бумаге историю и смысл эзотерических учений от Адама до своего времени.

Из-под его пера вышел многотомный труд под названием "Первоначальный мiр, анализированный и сравненный с мiром современным" (Le monde primitif analyse et compare avec le monde moderne), который он так и не успел окончить. В нем он, в частности, анализирует символику карт Таро с помощью Каббалы, считая их зашифрованным изложением философско-религиозной доктрины древних.

Учеником Кур де Жеблена был французский оккультист и каббалист ЭТЕЙЛЛА, годы жизни которого неизвестны (вероятно, около 1730-1795). Считается, что он был парикмахером или гравером и носил фамилию Alliette. Вполне вероятно, что под влиянием учителя Этейлла и сам вступил в масонскую ложу. Начав серьезно заниматься оккультизмом, он оставил свою профессию и сменил настоящую фамилию, Альетте, на эзотерический псевдоним, представлявший собой ту же фамилию, написанную наоборот.

Особенно его увлекли карты Таро.

Карты ТАРО в XIV в. принесли в Европу цыгане, которых долгое время считали потомками египтян (ср. англ. gipsy <= Egyptians), поэтому версия о египетском происхождении Таро получила широкое распространение (хотя, конечно, есть и иные версии). Ее же придерживался и Этейлла.

Это вообще были первые "карты", никаких других до тех пор в Европе не было. Первоначально они делались на пластинках из слоновой кости и служили только для гадания. Однако, как часто бывает, сакральный смысл этих символов вскоре сменился (или дополнился) игровым, и к XVII веку вся Европа уже играла в разнообразные карточные игры.

Картами пользовались и для гадания, но мало, потому что колдовство и всякая ворожба преследовались церковью. Лишь просвещенный XVIII век дал простор и для развития карточного гадания: к нему обратились в первую очередь масоны, придав картам сложные символические толкования.

В XVIII в. цыгане также переживали "период расцвета": их на какое-то время прекратили преследовать, у них образовалась некая международная структура ("цыганские бароны" и другая общественная иерархия). Отсюда — заметный "рывок" в плане разработки теории и практики эзотерических дисциплин, главной из которых и было гадание.
 
Цыгане, в основном, применяли два наиболее простых способа предсказания будущего: беглое чтение линий руки, восходящее к хирологическим учениям Персии и Вавилона с некоторыми заимствованиями из европейских школ, и раскладывание карт, представляющее собой главным образом варианты чтения арканов Таро, тоже упрощенные.
 
Третий, более трудный способ, а именно телепатическое проникновение во временной континуум спрашивающего, и прежде зависел от наличия соответствующих способностей, а потому применялся и применяется редко. В целом же цыганская традиция гадания, пережив подъем двести лет назад, с тех пор практически не развивалась — у нее не было сильных теоретиков.

Что же такое Таро? ТАPО (Tarot): особые гадательные карты, состоящие из 22 Больших (Старших) и 56 Малых (Младших) Арканов. Считается, что Большие Арканы восходят к 22 золотым таблицам, находившимся в подземелье одного из древнеегипетских храмов, Малые же были придуманы уже в Европе.

Большие Арканы представляют собой чисто символические изображения, истолковываемые несколькими способами (с оккультной, астрологической, нумерологической и т.п. точек зрения); Малые же, в сущности, являются прообразом игральных карт, т.к. имеют четыре масти, состоящие из цифровых карт от туза до десятки и четырех фигурных карт — короля, дамы, старшего валета и младшего валета.

Недавно вышла книга Дмитрия Станиславовича Лесного "Игорный дом", энциклопедия разного рода игр и гаданий, где можно прочесть обо всем этом подробнее (Лесной Д. Игорный дом. Москва — Вильнюс, 1994).

В наст. вр. существует множество вариантов колод Таро. Типологически различают:

- Марсельское Таро: Младшие Арканы без рисунка, Старшие имеют рисунок XV — XVIII в., названия и трактовка традиционные ("музейные" колоды Висконти-Сфорца, Фурнье, М. Морана);
 
- "Египетское" (тж. "Цыганское") Таро Этейллы: рисунок на всех арканах, названия и трактовка Старших Арканов изменены (оригинал начала XIX в., существует вариант с русским текстом);
 
- Общее Таро: рисунок на всех арканах, начиная с т.н. колоды Райдера-Уэйта с рисунками Памелы Смит, 1910; названия традиционные, трактовка эзотерическая (ХХ в.: колоды Папюса, Pайдера-Уэйта, А. Кроули, С. Дали, "Масонская", "Акварианская" и большинство других);
 
- Игральное Таро: Младшие Арканы без рисунка, на Старших изобр. жанровые сценки 60-х гг. XIX в., для гадания употр. редко (колода Гримо, швейцарские, баварские карты).

Литература о Таро чрезвычайно обширна. См., напр.:

- Таинственная книга Тота или искусство гадать по 78 древнеегипетским картам. Собрано Этейллою. М., 1861. - Папюс. Предсказательное Таро. СПб., 1912, переизд. М., 1991. - Monster. Азбука Таро. М., "Интерарк", 1992. - Ларионов И.К. Арканы Таро. М., "Прометей", 1990. - Беньковский В., Хаецкая Е. В мiре Таро. СПб., "Космос", 1993. - Моран M. Марсельское Таро. М., "Интерарк", 1993. - Успенский П.Д. Символика Таро, в: Успенский П.Д. Новая модель Вселенной, М., Издательство Чернышева, 1993. - Шмаков В. Священная книга Тота: Великие Арканы Таро. М., 1916, репринт М., 1992. - Thierens, A.E. Astrology and the Tarot. Newcastle, Phil., 1975.

Этейлла учел все: интерес современников к таинственному (черная драпировка, череп, строгие ритуалы приема посетителей — все как в масонских ложах) и желание людей получить простые ответы на свои простые вопросы: состоится ли свадьба, окупятся ли расходы, будет ли удача. Вероятно, он же одним из первых открыл специальный гадательный салон.

Однако, попробовав гадать на картах Таро, Этейлла быстро убедился, что их мудреные философские толкования, принятые среди масонов, скорее отпугивают публику. И тогда Этейлла начал создавать свою систему. Свой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты, приобрели к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вот три основных принципа его системы, применяемой и сегодня:

1. Для гадания используются в с е карты, сколько их есть в данной колоде (в отношении карт Таро это все 78 Арканов, старшие и младшие вперемешку).
 
2. Перед гаданием одна из карт принимается за Карту Спрашивающего или "бланку".
 
3. Pазличаются прямое и перевернутое положение карт.

Французская революция положила конец деятельности большинства масонских лож и других тайных обществ. Учредительное собрание Франции молчаливо одобрило арест Калиостро, граф Сен-Жермен то ли умер, то ли бежал в Германию; судьба самого Этейллы после 1789 года нам неизвестна. Если он не был казнен, то, скорее всего, умер своей смертью, лишенный возможности работать, еще до конца того века, к которому принадлежал.

Иная судьба ожидала его ученицу — мадемуазель Ленорман, пережившую и Республику, и Империю, и Реставрацию.

Мария-Анна-Аделаида ЛЕНОPМАН (Le Normand, Lenormand, 1772-1843), знаменитая французская гадалка и писательница, родилась в Алансоне. После смерти отца, богатого торговца мануфактурой, семья переехала в Париж, где в 1790 г. Мария Ленорман вместе с подругой открыла свой салон на рю де Турнон.

Гадательный салон мадемуазель Ленорман имел огромную популярность. В нем перебывал весь "свет" тогдашнего Парижа.

В 1793 году салон посетили Марат, Сен-Жюст и Pобеспьер. Всем троим она предсказала насильственную смерть (так и случилось). Сама Ленорман была арестована по подозрению в сочувствии якобинцам, однако связи сделали свое дело, и ей разрешили продолжать практику.

Но самую большую известность, конечно, принесла Марии Ленорман дружба с Жозефиной Богарнэ, супругой молодого генерала Бонапарта. При первом же знакомстве гадалка предсказала ей корону. Ни Жозефина, ни сам Наполеон тогда гадалке не поверили, однако не прошло и десяти лет, как предсказание сбылось.

Позже Наполеон изгнал ее из Франции, как в свое время мадам де Сталь, "за вольнодумство". Тогда она написала "Пророческие воспоминания одной сивиллы о причинах ее ареста", где предсказала смерть Наполеона на острове и реставрацию Бурбонов. Но это сочинение было издано лишь после падения Наполеона.

Мадемуазель Ленорман составила свою систему гадания на 36 картах, с оригинальной символикой и особыми правилами расклада. Хотя писала она много, записей о ее системе не сохранилось, и ее пришлось восстанавливать ученикам и потомкам. Подробнее см., напр.: Het Monster. Гадаем вместе с Марией Ленорман. "Наука и религия" N 1/93; Дюма А. Прорицательница. "Наука и религия" N 5/93.

В целом можно сказать, что XVIII век обозначил новый виток развития религиозной, философской и эзотерической мысли. Идеи и представления, сложившиеся в глубокой древности и возрожденные в начале второй половины эры Рыб, были приведены в соответствие с новым уровнем человеческого сознания вообще и естествознания в частности. Большинство этих идей сохранило свою продуктивность и в наши дни, и даже формулы их выражения, найденные учеными XVIII в., вполне понятны и приемлемы и сегодня.

Хасидизм

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей день, однако в христианской Европе мало кому известном, потому что возникло оно в среде евреев и "для евреев": это ХАСИДИЗМ.

В начале XVIII в. в австро-венгерской Украине, в Подолии, жил раввин Израэль Ваал Шем-Тов (ивр. SHEM TOV, "Доброе имя", он же Бешт, 1700-1760). Богатый опыт служения в качестве советчика и помощника людям в их трудных жизненных делах, а также годы изучения книг заставили его сделать два вывода:

1) Каббала — не мистика, недостойная правоверных евреев, а учение, позволяющее человеку познать самого себя и приближающее его к Богу;

2) никакие невзгоды (а невзгод, считая века гонений, у евреев хватало) не извиняют уныния. Унывая, мы радуем Диавола, лишь наша радость радует Всевышнего.

Поэтому, считал р. Бешт, задача истинного хасида (ивр. CHASID, "благочестивый", ср. Хесед — 4-я сфира, "Милосердие", см. лекцию 8) — находить радость внутри бедственной жизни сегодняшнего дня, не откладывая до прихода Мессии. Средством для этого он и считал Каббалу, точнее, ее методы познания Бога.

"Кто живет в радости, выполняет волю Создателя", говорил Шем-Тов. Ср. христианское "не унывайте" (Мф. 6:16) и "делая добро, да не унываем" (из Посланий ап. Павла: Гал. 6:9, Фес. 3:13). О том же Шем-Тов: "Сначала познай зло, чтобы избегать его. Потом познай добро, чтобы его творить". Ср.: Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus...

Хасидизм иногда называют "мистическим оптимизмом" и, в общем, не без оснований. Его корни восходят к "лурианской Каббале" — учению Исаака Лурия, одного из крупнейших каббалистов XVI в.

Исаак Лурия, 1534-1572, ученый Академии в Цфате (англ. Safed), много сделал для понимания системы сфирот. "Все в ней настолько взаимосвязано, говорил он, что мне трудно выразить это словами". Поэтому он не записывал своих поучений, они были изложены потом его учениками. Его толкования очень напоминали даосскую и тантрическую традицию. Легенды о нем самом ходили еще при жизни. Это он обосновал постулат о "Тринадцати вратах" (см. Каббалисты и суфии).
 
Хасиды практиковали медитацию и совместное распевание молитв; молящиеся пели, двигались и танцевали, иногда принимали возбуждающие напитки, вместе достигая состояния экстаза. Учение хасидизма быстро распространилось по всей Европе, а потом и за океаном.

К концу XVIII в. в польской Белоруссии зародилось ответвление хасидизма, именуемое любавичским по имени небольшого населенного пункта Любавичи.

Первый любавичский ребе, Шнеер-Залман из Ляд (1745-1813), сделал медитации менее экстатичными, а толкование системы сфирот — более метафизическим (философским). Поэтому его учение также называют "Хабад", по первым буквам названий трех высших сфирот: Хохма, Бина, Даат. Смысл его легко уяснить, вернувшись к значению этих сфирот (см. лекцию 8). Это он первым включил каббалистические моменты в сборник молитв (сидур), снабдив их своими комментариями.

В XIX и ХХ в. центр любавичской секты располагался в России (Ростов-на-Дону), а ныне он находится в США. Ее руководителями и поныне считаются потомки р. Шнеер-Залмана, которые носят теперь фамилию Шнеерсон.

Помните историю с "библиотекой Шнеерсона"? Это та самая библиотека, собирать которую начал еще первый любавичский ребе. В 1916 г., когда немецкая армия приближалась к Любавичам, его праправнук ("пятый ребе") Шолом-Бер переправил часть ее в Москву. Ныне уже "седьмой ребе" Шнеерсон пытается вызволить ее у московских властей...

Естественно, у хасидов появились и противники. Они называются миснагидами (MITNAGGEDIM) и не признают "новодельных" молитвенников с каббалистическими вкраплениями. Не отрицая Каббалу в целом, они считают, что эзотерикой следует заниматься лишь отдельным высокообразованным людям, а для простых правоверных это лишь грех и соблазн (почти как в хинаянском буддизме).

Автор: Het Monster
 
Эпоха Просвещения

Читайте в рубрике «Эпоха Просвещения»:

XVIII век
 

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам