ќрден иллюминатов

—имволика иллюминатов —имволика иллюминатов

¬ 1773 г. булла папы  лимента XIV закрыла орден иезуитов. ѕредставители просвещенной публицистики XVIII в. — «философы», которые во им€ разума боролись против суровой опеки католической церкви, сковывавшей мысль и волю человека, торжествовали победу над самым упорным врагом. »деи «просвещени€» к этому времени проникли и в прав€щие сферы европейских государств. ¬ысша€ бюрократи€ и больших и малых держав немало способствовала падению могущественного ордена.

» в маленькой Ѕаварии, где иезуитский орден полновластно распор€жалс€ более двух столетий, сплотилась вокруг курфюрста ћаксимилиана-»осифа небольша€ группа сановников, раздел€вша€ идеалы «просвещени€». “аким образом, и здесь начинаетс€ эра реформ сверху, эра «просвещенного абсолютизма».  урфюрст де€тельно поддерживал своих советников, замышл€вших р€д реформ в области народного образовани€. ќснование нового университета в ћюнхене, реформа средней школы, новое положение о низших школах, реорганизаци€ »нголыптадтского университета, который до сих пор был опорой иезуитов, — все это было делом небольшой сплоченной группы советников ћаксимилиана-»осифа. Ќо в 1778 г. на баварский престол вступает новый государь  арл-“еодор. «ан€тый своими честолюбивыми проектами, он представл€л в то же врем€ типичного, сластолюбивого деспота, жаждавшего удовольствий и пугавшегос€ одной мысли об адских мучени€х. Ќо секул€ризаци€ обширных владений ордена была выгодна дл€ государственной власти — и  арл-“еодор продолжал в первые годы дело своего предшественника. ћежду тем реакционна€, клерикальна€ парти€, ознакомившись с характером нового властител€, ободрилась, воспр€ла духом. Ќачалась медленна€ борьба сторонников старого режима и просвещенной бюрократии.

¬ этот момент и складываетс€ в Ѕаварии оригинальный союз лиц, одушевленных иде€ми «просвещени€», так называемый ќрден иллюминатов.

ќснователем ордена был молодой профессор »нголыптадтского университета јдам ¬ейсгаупт (1748—1830). —ын профессора-юриста, он рано лишилс€ отца и с восьми лет прошел т€желый искус учени€ в иезуитской гимназии. ¬нимание его воспитателей и учителей, как рассказывал он впоследствии, обращено было, главным образом, на то, чтобы ученики каждый день неукоснительно посещали богослужение. Ћишь один день в неделю отводилс€ зан€ти€м, да и те заключались в бессмысленной зубрежке учебников без вс€ких по€снений. Ќа экзаменах предлагались замысловатые задачи, чтобы проверить хорошее знание текста молитв: приказывали читать молитву √осподню наоборот, то есть от конца к началу, спрашивали, сколько раз повтор€ютс€ предлоги и союзы в отдельных част€х молитвы и т.д. «адачи эти давались до тех пор, пока из массы испытуемых оставалс€ один, счастливо разрешивший все вопросы; он и получал награду. ќбучение в гимназии длилось до 15 лет. ќттуда юный ¬ейсгаупт поступил в университет, где господствовала та же схоластика: до 20 лет, по словам его, он мог доказать истинность своей религии, лишь ссыла€сь на то, что «так говорит церковь». ћолодому студенту приходилось испытывать большую нужду и самому пробивать себе дорогу. ѕри своих даровани€х он успешно справилс€ со схоластической наукой, рано получил докторский диплом, а затем и место профессора канонического и естественного права в »нголыптадтском университете. ѕоследний в это врем€ делилс€ на два лагер€: один состо€л из ставленников јдама »кштатта, который незадолго перед тем произвел реформу университета и принадлежал к группе сторонников «просвещени€», другой лагерь составилс€ из тайных сторонников иезуитов, которые в своей борьбе с властолюбивым »кштаттом прикрывались идеей независимости профессорской коллегии. ћолодой ¬ейсгаупт был проведен в профессора »кштаттом, который приходилс€ ему крестным отцом, и скоро поневоле вт€нулс€ в университетскую распрю, полную жалоб, доносов и мелких интриг.

—начала член партии »кштатта, он вскоре увидел, что эта парти€ состоит из бездарных и ленивых креатур, воспользовавшихс€ родством и близостью с всесильным сановником дл€ того, чтобы добыть почести и деньги. Ќекоторое врем€ ¬ейсгаупт пытаетс€ сохранить независимую позицию вне борющихс€ партий, что, в конце концов, ссорит его с самим »кштаттом. ћало-помалу он замечает свое т€желое положение между властолюбивым противником иезуитов, с одной стороны, и ненавистными, по воспоминани€м раннего детства, иезуитами — с другой. „естолюбивый и самосто€тельный, он стремитс€ найти себе точку опоры вне университета. ”сердно занима€сь этикой и увлека€сь идеей нравственного совершенствовани€, он постепенно приходит к мысли вступить в тайное общество. —начала его внимание привлекают к себе франкмасонские ложи, о которых у него наперед сложилось высокое мнение. Ќо после изучени€ масонских сочинений ¬ейсгауптом овладевает глубокое разочарование: он поражен отсутствием конспирации у масонов и пустотой внутреннего содержани€ масонских степеней. Ќе менее отталкивает его и то страстное увлечение алхимическими изыскани€ми, которым в то врем€ поглощены были даже очень даровитые и развитые люди. » у ¬ейсгаупта мало-помалу зародилось желание основать новое тайное общество, которое задалось бы целью совершенствовать людей и созидать человеческое счастье. “алантливый лектор, попул€рный среди студентов, он умеет заинтересовать своими иде€ми нескольких студентов и знакомых, которые вместе с ним и принимаютс€ де€тельно вербовать членов нового общества.

«акл€тый враг иезуитов, ¬ейсгаупт — великий поклонник их тактики и внешних приемов. ¬ своей переписке с друзь€ми он рекомендует им привлекать в новое общество тех людей, характер которых изучен предварительно, советует заручитьс€ расположением и сочувствием в особенности людей вли€тельных и образованных. «Ќаши люди, — говорит он, — должны быть предприимчивы, ловки, вкрадчивы… »щите прежде всего знатных, могущественных, богатых...» — заканчивает он свои наставлени€. «»ногда необходимо даже унизитьс€, чтобы получше овладеть человеком. »деал новообращенного — "ловкий, старательный, уступчивый, общительный"…  оли к тому же богат, знатен и вли€телен — тем лучше». ќкончательную выработку общества он берет на себ€: «¬ы, мои люди! Ќе заботьтесь ни о чем, кроме привлечени€ мне сторонников. —тарательно изучайте их, полируйте... ќб остальном позабочусь €». “ак сказываетс€ в основателе ордена бывший ученик иезуитской коллегии.

¬ оживленной переписке намечаетс€ дальнейшее развитие ордена; вступающие в него должны подвергнутьс€ особой подготовке: «»х вол€ должна быть воспитана на произведени€х педагога Ѕазедова, моралистов јбта, ћейнерса, философов Ёпик-тета, ћарка јврели€, ћонтен€, ѕлутарха дл€ того, чтобы "пустить в оборот, дать силу разуму"»... ¬ейсгаупт намечает р€д подготовительных классов: первый класс — нечто вроде ученой академии, — занимаетс€ изучением древних, исследованием характеров исторических де€телей прошлого и насто€щего, производит р€д опытов, объ€вл€ет сочинени€ на премию. Ќаиболее способные допущены будут дальше в класс мистерий (таинств): предварительно они познают и искорен€ют в себе предрассудки. ¬о главе всего ордена представл€етс€ ¬ейсгаупту высший совет, который будет боротьс€ с врагами человечества и разума. ¬ такой туманной форме рисуетс€ облик нового союза самому основателю: идеи «просвещени€» — преклонение перед разумом и стремление к знанию и моральному совершенствованию сочетаютс€ с классическими реминисценци€ми, отзывающимис€ ученым педантизмом. ¬ его уме всплывают представлени€ об элевсинских мистери€х, но он решает вслед за этим, что организацию мистерий возможно отложить, и успокаивает себ€ тем, что постепенно образуетс€ нова€ мораль, сложитс€ новое воспитание и даже религи€. —колько дл€ этого потребуетс€ переходных ступеней — классов, он сам еще не имеет €сного представлени€. «ѕокажет Ѕог и врем€»... «ато определ€етс€ название тайного общества. ¬ейсгаупт перебрал несколько наименований: ќрден ћинервы (богини мудрости), ќрден пчелы (символ трудолюби€), ќрден парсов (исповедующих религию просвещающего огн€), ќрден перфектибилистов (совершенствующихс€) — и, в конце концов, остановилс€ на названии «ќрдена иллюминатов» — просветленных.

¬ это врем€ основное €дро ордена — его «ареопаг» составл€ли дев€ть членов, по преимуществу чиновники. Ѕольшинство учредителей вело пропаганду самосто€тельно, каждый по-своему, привлека€ новых членов. —коро возникли несогласи€: ¬ейсгаупта упрекали в честолюбивых замыслах. Ќо ему удалось привести к согласию маленькое общество. ¬ли€нию иллюминатов подпадает мюнхенска€ масонска€ ложа «Teodor zum guten Rath»; добившись в ней преобладани€, иллюминаты реформировали степени, сократили церемониал и привлекли в ложу новых членов. ќтношени€ иллюминатов к масонству после этого определ€ютс€: ложи в ћюнхене и Ёйхштетте делаютс€ подготовительной школой.

„исло иллюминатов растет. ¬ 1781 г. вырабатываютс€ совместными усили€ми ареопагитов основные положени€, инструкции и символ веры ордена.

ќсновные положени€ глас€т, что орден не преследует никаких целей, вредных дл€ государства, религии и добрых нравов.

Ќеоднократно подчеркиваетс€ и в последующих параграфах, что орден не занимаетс€ ни религией, ни государственными делами, хот€ и предписываютс€ религиозна€ терпимость и уважение к чужому мнению. ќпределение отношений к деспотизму и суеверию предоставл€етс€ гению и будущим поколени€м.

¬ыдвигаетс€ исключительно нравственно-просветительный характер ордена: он стремитс€ заинтересовать людей нравственным самоусовершенствованием, пробужда€ гуманность и общительность, защища€ угнетенную и страждущую добродетель против неправды, поддержива€ достойных людей, наконец, распростран€€ полезные знани€. ¬ отдельных параграфах членам ордена предписываетс€ р€д необходимых добродетелей: согласие, верна€ дружба, стремление к совершенствованию, гуманность, искренность, умеренность, довольство своим положением, почтение к старости, начальникам, государственным власт€м, любовь к ближнему, вежливость и милосердие, верность долгу и службе, добрые родственные чувства, стремление к просвещению.

—ловом, здесь отлилс€ в полной мере идеал благонамеренного, благопослушного немецкого бюргера, уход€щего из-под клерикальной опеки. »нструкции точно определ€ли об€занности новообращенного. ¬ конце каждого мес€ца он представл€ет отчет о своих действи€х, равно и о замеченных в ордене недостатках. ќт этого не освобождаютс€ и остальные члены ордена. ¬се неуклонно блюдут друг за другом и донос€т. –абота новообращенного состоит во внимательном изучении рекомендованных книг «дл€ образовани€ сердца».  роме указанных уже в прежней переписке ¬ейсгаупта моралистов и классиков даютс€ некоторые сочинени€ ¬иланда, «ќпыт о человеке» ѕопа, этический трактат јдама —мита, «ќ духе» √ельвеци€, «’арактеры» Ћабрюйера. Ќепосредственным руководителем €вл€етс€ тот, кто прин€л новообращенного. ѕодготовительный период продолжаетс€ три года, иногда менее, смотр€ по успехам новичка. ¬ступа€ в орден, каждый должен за€вить, какими науками он желает заниматьс€: естественными, филологическими или юридическими.

”станавливаетс€ и внешн€€ форма ордена: новый календарь с особыми названи€ми дл€ мес€цев и дней недели, новое летосчисление (персидское) и особые названи€ дл€ городов и государств, заимствованные из древней географии и истории; например, Ѕавари€ — јхай€, јвстри€ — ≈гипет; ћюнхен — јфины; Ёйхштетт — Ёрзерум, »нгольдштадт — Ёлевзис, ¬ена — –им. „лены ордена принимают имена, заимствованные из античной древности: ¬ейсгаупт назвалс€ —партаком, ÷вак —  атонном,  онстанцо — ƒиомедом,  нигге — ‘илдоном и т.д. ќпредел€етс€ внутренн€€ организаци€ ордена: он делитс€ на большие и малые мистерии, которые, в свою очередь, подраздел€ютс€ на степени. ћалые мистерии состо€т из степеней минервала, младшего иллюмината, старшего иллюмината, иллюмината-направител€ и класса ученых. Ѕольшие мистерии заключают избранных из класса ученых, которые работают над усовершенствованием системы. „ленам энергично воспрещаетс€ зан€тие вс€кими алхимическими работами, некромантией и оптическими фокусами. ќкончательна€ обработка степеней поручаетс€ ареопагом ¬ейсгаупту.

”станавливаютс€ довольно неопределенные денежные взносы, сообразно со средствами членов: но общий фонд ордена никогда не был велик и во врем€ расцвета не превосходил трех с половиной тыс€ч флоринов, счита€ наличность, ссуды и недоимки (последних было более половины всей суммы). —начала орден сосредоточивалс€ на юге √ермании, в Ѕаварии, но с конца 1779 г. ревностный иллюминат маркиз  онстанцо начинает агитационную поездку по √ермании и знакомитс€ во ‘ранкфурте-на-ћайне с молодым и пылким масоном, членом ќрдена —трогого послушани€ бароном јдольфом фон  нигге, которого и посв€щает в тайны ордена. Ѕарон јдольф фон  нигге (1752— 1796), довольно известный в свое врем€ писатель-моралист, в то врем€ молодой человек 28 лет, носилс€ с идеей реформировать франкмасонство. ќн решил, что нашел искомый идеал тайного общества в ќрдене иллюминатов. ѕисьма ¬ейсгаупта сделали из него €рого сторонника новой системы: он €вилс€ главным миссионером и пропагандистом иллюминатства. Ќеутомимо странствует  нигге из города в город, из ложи в ложу и при своем прекрасном знании высшего круга, благодар€ аристократическим св€з€м, успевает заинтересовать многих, привлечь, воодушевить успехом нового ордена. „исло новообращенных растет. ¬ орден вступают чиновники, люди свободных профессий, военные, духовные, двор€не и даже государи: Ёрнст герцог —ак-сен-√отский, брат его јвгуст,  арл-јвгуст —аксен-¬ешиарский, известный друг √ете, и ‘ердинанд, герцог Ѕрауншвейгский. –астет число членов и за пределами Ѕаварии; орден зав€зывает св€зи в јвстрии и одно врем€ питает надежду привлечь императора »осифа II.

¬ейсгаупт, однако, не мог скрыть от  нигге, что орден еще находитс€ в стадии зарождени€ и организаци€ существует в «его, ¬ейсгаупта, голове»: существует подготовительна€ школа, а высшей не имеетс€. ѕо дороге к ¬ейсгаупту  нигге перезнакомилс€ со многими иллюминатами и не мог не заметить противоречи€ в их взгл€дах. Ќекоторые жаловались на ¬ейсгаупта и враждовали с ним. “ем с большим жаром приступил  нигге после свидани€ с ¬ейсгауптом, с его согласи€, к строительству, к разработке степеней иллюминатского ордена. ќн разделил их на три класса: 1-й класс — подготовительную школу — составл€ют степени: 1) новообращенный, положение которого подробно определено ранее; 2) посв€щенный ћинерве, или минервал, — они составл€ли ученое общество и подвергались перед вступлением особому экзамену; 3) иллюминат младший — руководитель ми-нервалов, он получал указани€, как руководить своими подчиненными. 2-й класс: символическое масонство из трех степеней.

ќно сообщалось без особых церемоний, после чего следовало шотландское масонство: 4) иллюминат старший, или шотландский новообращенный; члены этой степени, помимо общей направл€ющей работы и решающего голоса по делам разных степеней, должны стремитьс€ зан€ть видное место в обществе и вербовать новых сочленов. 5) »ллюминат-направитель, или шотландский рыцарь, прокладывал дорогу к классу мистерий. 3-й класс состо€л из двух отделений — 1) малые мистерии, которые слагались из степеней жреца и правител€ (регента), и 2) большие мистерии, которые заключали степени мага и государ€ (rex). Ќо последний класс был лишь намечен и не подвергс€ разработке.

“ак,  нигге задалс€ смелой целью или подчинить ќрдену иллюминатов, или включить в него все немецкое масонство.

ћало того, планы его, суд€ по переписке с друзь€ми, заходили далеко: он мечтал об единой естественной религии, котора€ без вс€кой революции объединит все человечество в единый союз.  нигге наде€лс€ ввести в союз и папу, и государей. ƒл€ этого и придумал он высшие степени мага и государ€. ќн не скрывал от себ€ общего движени€ к свободе против деспотизма и наивно верил, что этой цели можно легко достигнуть при посредстве «благого обмана» и соблюдении строгой конспирации.

¬ейсгаупт, осторожный, умеренный представитель буржуазии «просвещени€», не замедлил стать в конфликт с мечтателем-аристократом. Ќе облада€ организаторским талантом, доктринер и несколько педант, он находил, что  нигге увлекаетс€ чисто внешней пышностью новых степеней.

¬ свою очередь  нигге был болезненно оскорблен властолюбивым характером ¬ейсгаупта и его недоверием. —коро дл€ каждого из них стало €сно коренное различие их религиозных и политических идеалов.

ќтношени€ обострились: и старый и новый организаторы ордена жаловались друг на друга в письмах к общим друзь€м, и, наконец, дело кончилось полным разрывом: в 1784 г.  нигге вышел из ордена.

  этому времени сложилась администраци€ ордена, во многом напоминавша€ иезуитскую: префекты, выше них провинциалы (начальники провинций), еще выше национал (глава нации) — все они составл€ли класс правителей (регентов). ¬ыше них сто€л ареопаг, во главе всего ордена находилс€ генерал.

–азвитию ордена соответствовало и убранство помещени€ главной ложи. ”же в конце декабр€ 1782 г. в »нголыптадте существовала богато изукрашенна€ внутри в стиле барокко ложа. Ќа потолке было изображено символически наказание любопытства, жрец представл€л иллюмината старшего, три собаки символизировали верность, послушание и бдительность. ѕар€щий орел был прообразом божественного вдохновени€. Ѕоковые медальоны изображали весну — врем€ посева, осень — врем€ жатвы. ћеньшие медальоны заключали символы справедливости, любви, мира, верности.  роме того, р€д фигур имел тоже особое символическое значение. —тены были также украшены живописью.

Ќо разраставшийс€ орден в самом себе таил зародыши разложени€. »езуитска€ тактика скомпрометировала те нравственные задачи, которые ставили себе учредители. ¬заимный шпионаж вносил недоверие и подозрительность. ѕогон€ за новыми членами ввела в орден много подозрительных людей: ¬ейсгаупт горько жалуетс€ на пь€нство одних, легкомыслие и безнравственность других.

ћежду тем врагов у ордена было немало. —трашно ненавидело иллюминатов баварское духовенство, в особенности тайные и бывшие иезуиты. Ћожи —трогого послушани€ и розенкрейцеры смотрели на орден с недоброжелательством и завидовали его успеху. Ќападение начинаетс€ уже с 1783 г. –€д €довитых брошюр принадлежит перу вышедших из ордена членов и клерикальных профессоров, опасавшихс€ вли€ни€ ордена на общество. ¬раги ордена искусно подготовл€ли настроение придворной камарильи: умели возбудить личное озлобление у сво€ченицы курфюрста герцогини ћарии-јнны; внушили честолюбивому и подозрительному курфюрсту  арлу-“еодору, что иллюминаты недовольны его политическими планами. ¬ то же врем€ распростран€ли слух, что орден способствует австрийскому императору »осифу II подчинить Ѕаварию. ¬ пространном доносе, сообщенном королю ‘ридриху II прусскому, иллюминатам приписывались всевозможные пороки и злоде€ни€, раскрывалась тактика ордена, который стремилс€ всевозможными средствами привлечь на свою сторону вли€тельных лиц, потворству€ их слабост€м и низменным инстинктам, и не задумываетс€ устран€ть с дороги своих врагов, хот€ бы путем отравлени€ медленно действующим €дом.

ƒушой заговора против иллюминатов был придворный духовник ‘ранк, сумевший овладеть вполне курфюрстом. “айный иезуит, он в своих письмах к единомышленникам с радостью сообщал, что пробил последний час иллюминатов, что он с напр€жением всех сил работает над их уничтожением во им€ религии ’ристовой дл€ славы отечества, дл€ спасени€ юношества. –езультатом всех этих интриг был указ курфюрста  арла-“еодора от 22 июл€ 1784 г., которым предписывалось закрыть все масонские и иллюминатские ложи.

“щетно франкмасоны и иллюминаты защищались, увер€€, что не замышл€ют ничего против правительства, напрасно подавали докладные записки, ходатайству€ о суде и следствии, предлагали рассмотреть орденские бумаги — они должны были подчинитьс€ силе. ¬след за этим 2 ма€ 1785 г. следует новый указ, закрывавший все тайные общества. Ќемедленно начались преследовани€ иллюминатов. јдам ¬ейсгаупт был уволен в отставку, присужден к публичному исповеданию своей веры перед академическим сенатом и, наконец, изгнан из »нгольштадта. ќн поспешил тайком покинуть город, оставл€€ на попечение друзей т€жко больную жену, и удалилс€ в –егенсбург, где нашел приют и покровительство у тайного иллюмината герцога Ёрнста —аксен-√отского, который пожаловал изгнаннику титул гофрата. Ќа ¬ейсгаупта градом посыпались обвинени€ его бывших друзей и врагов: главу иллюминатов обличали в кровосмешении, детоубийстве, во всевозможных пороках. ќн энергично защищалс€ и дожил благополучно до 1830 г.

ѕреследование продолжалось. ќсоба€ тайна€ комисси€ призвала к ответу вышедших ранее из ордена профессоров  озандей и –еннера. ќни представили письменный отзыв-донос, в котором р€дом с прежними обвинени€ми поместили список известных им членов ордена. ѕолицейские обыски дали в руки правительству бумаги ордена. –€д новых указов курфюрста довершил разгром.

¬ысокопоставленные иллюминаты, принадлежавшие к высшей знати, отделались одним страхом. ƒл€ них достаточно было одного отрицани€ вс€кой принадлежности к ордену. “ем с большей энергией обрушилось преследование на других: одни были подвергнуты административной высылке из пределов Ѕаварии, другие заключены в монастыри и тюрьмы. Ќемногие, подобно ¬ейсгаупту и его другу ÷ваку, спаслись бегством. «Ќесчастные, — говорит ћирабо, — подверглись всему, кроме смертной казни и пыток. Ќо так силен был дух времени, что смертной казни не осмелились пустить в ход, несмотр€ на весь тиранический характер преследовани€».

“ак был разгромлен ќрден иллюминатов-просветленных — оригинальное сочетание идей просвещени€ — глубокой веры в могущество знани€ и его нравственно-воспитательную силу с масонскими формами и иезуитской тактикой.

Ќо и после падени€ он долго оставалс€ еще пугалом дл€ реакционных правительств.

Ќастала французска€ революци€. —торонники и враги ее вспомнили об ќрдене иллюминатов, и под их пером орден приобретает грозный характер €вно политического тайного общества, преследующего революционные цели. јнонимный памфлет 1794 г. считает главной задачей ордена борьбу с тиранией и обр€довой религией, созидание нового общественного стро€ и новой религии при помощи тайных обществ. — другой стороны, реакционные публицисты, выискива€ виновников революции, самое видное место среди «философов», масонов и других возмутителей отвод€т иллюминатам. »звестный реакционер, министр последнего из Ѕурбонов на французском престоле, ѕо-линь€к утверждал, что ¬ейсгаупт, предоставл€€ масонам дело разрушени€, жаждал захватить власть после революции в свои руки: он прин€л прозвище —партака, и это разоблачает цель, к которой он стремилс€.

¬озбужденное воображение реакционеров видело иллюминатов всюду, считало их тыс€чами, открывало их филиальное отделение в ѕариже: к иллюминатам причисл€ли графа ћира-бо, писател€ маркиза  азотта, знаменитого химика Ћавуазье и даже ћаксимилиана –обеспьера.

Ѕыть может, наиболее меткой €вл€етс€ оценка современника — ћирабо, умного и внимательного наблюдател€: «ќни копировали орден иезуитов, но ставили перед собой пр€мо противоположные цели. »езуиты хот€т приковать людей к жертвенникам суевери€ и деспотизма; иллюминаты думали, что, примен€€ те же средства, благоразумие и настойчивость, они будут в состо€нии обратить против своих противников преимущества, которые заключаютс€ в отсутствии внешнего ритуала, видимого главы, и, таким образом, у них будет в руках все дл€ того, чтобы просветить людей и дать им счастье и свободу».

јвтор: ј. ¬асютинский
 
Ёпоха ѕросвещени€

„итайте в рубрике «Ёпоха ѕросвещени€»:

ќрден иллюминатов
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам