‘ранцузское масонство XVIII в.

‘ранцузское масонство ‘ранцузское масонство

‘ранцузское франкмасонство — побочна€ дочь английского. –анн€€ истори€ его тесно св€зана с наплывом во ‘ранцию английской знати после революций XVII в. «ƒостославна€ революци€» 1688 г. низвергла окончательно династию —тюартов, и заставили ее представители »акова II с кучкой верных приверженцев искать убежища у христианнейшего корол€-солнца ‘ранции Ћюдовика XIV. — этих пор устанавливаетс€ непрерывна€ т€га на континент во ‘ранцию той части английской знати, котора€ осталась верна королю-изгнаннику, наде€лась на его возвращение и готова была содействовать этому даже с оружием в руках, за что и получила характерное название «сторонников »акова» — «€кобитов». Ќаиболее скомпрометированные €кобиты принуждены были окончательно расстатьс€ с родиной. Ёти эмигранты и сочувствовавшие им поклонники английских общественных пор€дков и были первыми основател€ми масонских лож во ‘ранции.

”же в 30-х годах XVIII в. в ѕариже числилось п€ть лож. ѕерва€ ложа, известна€ под разными наименовани€ми, основана была будто бы в 1725 г., но лишь в 1732 г. получила свою конституцию от ¬еликой ложи јнглии. ¬ основании этой ложи среди других англичан принимал де€тельное участие „арльз –эдклифф, граф ƒервентуотер, убежденный €кобит, сложивший впоследствии свою голову на плахе в јнглии. —мутные сведени€ масонских летописцев и историков став€т его на почетное место предполагаемого 1-го великого мастера (√россмейстера) ‘ранции с 1736 г. ѕосле него будто бы был выбран четырьм€ или шестью ложами, в качестве великого мастера, граф √арнуес-тер, предполагаемый 2-й √россмейстер ‘ранции.

“аков легендарный период французского франкмасонства, признаваемый официальной масонской традицией.

–€дом с €кобитским двор€нством организуют ложи во ‘ранции и представители английской знати, сохранившей верность новому √анноверскому дому. јнглийские газеты рассказывают неоднократно о заседани€х парижских лож, учрежденных родовитыми английскими аристократами, на которых присутствует, между прочим, и знаменитый ћонтескье. ¬ 1737 г. одна из лондонских газет сообщает даже, что орден франкмасонов, давно уже существующих в јнглии, пользуетс€ в ѕариже большим расположением и недавно в него вступило 18—20 членов аристократии.

ќбщественный и политический строй јнглии этого времени представл€лс€ идеальным как дл€ французской знати, согнувшейс€ под игом королевского абсолютизма, так и дл€ буржуазии, жаждавшей сравн€тьс€ с высшими классами. ¬ самом деле, абсолютна€ власть корол€ лишила политической самосто€тельности могущественное прежде двор€нство. ¬с€кие собрани€, преследовавшие серьезные цели, воспрещались: и 20 двор€н не имели права собратьс€ без специального разрешени€ корол€. ќт прежних провинциальных собраний (по сослови€м) осталась одна тень. —обрани€ частных лиц были терпимы лишь тогда, когда устраивались ради развлечений, да и то под бдительным надзором полиции.

ћежду тем разорение и позор, навлеченные на ‘ранцию себ€любивой политикой Ћюдовика XIV, не могли не вызвать протеста, робкого среди знати, бурного, стихийного среди народа, утесн€емого и духовно, и экономически.

 оролевское могущество было слишком велико, чтобы как отдельные голоса знатных критиков, так и отча€нна€ борьба отдельных кучек плохо организованного кресть€нства могли пошатнуть престол Ћюдовика XIV.

Ќо едва он закрыл глаза, как регент малолетнего Ћюдовика XV герцог ‘илипп ќрлеанский принужден был сделать некоторые уступки, см€гчившие резкий характер абсолютной власти. ѕроснулись и былые политические прит€зани€ знати, котора€ устами графа Ѕуленвилье производила себ€ от франк-завоевателей и требовала себе почетного места у других сословий, происходивших будто бы от порабощенных галлов. ѕробуждалось к жизни политической и третье сословие. ѕроповеди ћассилона, сочинени€ аббата —ен-ѕьера вызвали образование так называемого клуба «антресол€», где ученые, государственные сановники и некоторые буржуа обсуждали политические вопросы дн€.  луб сумел повли€ть даже на внешнюю политику правительства.

“ем с большей силой искало выхода и религиозное чувство буржуазии, оскорбл€емой сухой обр€дностью господствующей церкви и суровыми полицейскими преследовани€ми научной и религиозной мысли. »ногда эти религиозные томлени€ выливались в уродливые формы почитани€ подозрительных праведников и сомнительных подвижников, несмотр€ на все гонени€ и запрещени€ духовных властей. ¬ то же врем€ цвет буржуазии, достигший вли€тельного положени€ в р€дах судейской магистратуры, вел упорную нескончаемую борьбу с ультрамонтанством, отстаива€ от честолюбивых прит€заний римской курии права национальной галликанской церкви.

ѕри таких услови€х туманный и неопределенный идеал братства с религиозно-нравственной окраской, воплощенный в английском масонстве, нашел сочувствие и у французского аристократа, и у буржуа.

≈сли двор€нам, мечтавшим о былой власти, предоставл€лось выгодное положение руководителей новых обществ, то взоры всех худородных, жаждавших перемены своего общественного положени€ и недовольных сухой обр€дностью господствующей церкви, устремились назад к любезному сердцу «естественному состо€нию». » идеологии третьего сослови€ с особым тщанием должны были искать средства дл€ того, чтобы вытеснить уклонени€ от природы, вернуть природе прежнюю власть и восстановить первобытное состо€ние всеобщей свободы и равенства. Ћучше всего передает эти ожидани€ и уповани€ очень попул€рное анонимное произведение «‘ранкмасон (—новидение)». ќно неоднократно переиздавалось в 40-х годах XVIII в. —ама природа за€вл€ет, что «счастливые времена должны вернутьс€, законы мои будут управл€ть ‘ранцией, насто€щее ручаетс€ мне за счастливое будущее»… ќна приглашает сп€щего следовать за ней и показывает ему умилительную картину смирени€ гордых. «Ёто мо€ сама€ лучша€ победа над человечеством, — говорит природа. — ќна напоминает великим закон равенства и повергает к ногам кумиров славу, жертву почтенной и благородной свободы, котора€ ничего не заимствует от неправедных преимуществ и учит чтить право государей и богов. ÷арство мое осв€тило справедливую зависимость, которой требует власть государств и богов. Ќе удивл€йс€ поэтому счастливой гармонии, порождаемой общностью сего блест€щего согласи€»…

»так, пылкие мечты о возвращении к природе сочетаютс€ с верноподданническими чувствами, и стремлени€ к равенству и братству, облеченные в высокопарные фразы, отвергают какой-либо политический протест.

ѕринципы франкмасонства вполне соответствовали этим скромным стремлени€м почтительного верноподданного буржуа к нравственному совершенствованию и социальному равенству.

ѕоэтому памфлет Sceau Rompu энергично за€вл€ет: « аково бы ни было происхождение франкмасонства, каков бы ни был дух его учреждени€, ныне вс€ его цель — возвратить человечество к первоначальному равенству и установить между масонами союз общности, отмеча€ различи€, порождаемые среди нас рождением, сословием и должност€ми»…

“ретье сословие особенно должно было желать этого вожделенного равенства — и картина заседани€ масонской ложи вызывает умиление у м€гко-душных братьев: « акой другой пример может нам до сих пор представить счастливые времена јст-реи? ¬с€кий двор€нин позвол€ет своему двор€нству фамиль€рничать; буржуа возвышаетс€ до некоторого великодуши€, словом, кто только имеет в чем преимущество, охотно отказываетс€ от него; все уравновешиваетс€. “итул «брат» — не пустое словообращение: все сообща наслаждаютс€ при€тност€ми братства. «аслуги и таланты выдел€ютс€, но те, кто имеет счастье обладать ими, про€вл€ют их без страха и гордости, потому что тот, кто лишен этих преимуществ, не чувствует от этого ни унижени€, ни зависти. Ќикто не хочет там блистать, каждый стараетс€ нравитьс€. —тремление к равенству настолько сильно сказываетс€, что ложи французские объ€вл€ют всех братьев благородными — «рыцар€ми».

ѕон€тно, что масонство быстро начинает распростран€тьс€, и уже в 1732 г. находим мы «английскую» ложу в Ѕордо. ¬скоре по€вл€ютс€ ложи в других больших городах ‘ранции: Ћионе, –уане,  анне, ћонпелье, јвиньоне, Ќанте, “улузе. Ќаконец, молодой герцог д'јнтэн становитс€ во главе ѕарижских лож: это третий, если следовать масонской традиции, но на самой деле первый французский ¬еликий мастер.

Ќо слабое развитие общественного самосознани€ привело к усвоению лишь одной внешней формы английского масонства.

¬рем€препровождение братьев-масонов, собиравшихс€ в ресторанах и кабачках, не отличалось строгостью нравов: роскошные обеды и карточна€ игра, по-видимому, — их главное зан€тие. ћежду тем таинственность, с одной стороны, и шум-ность собраний — с другой, скоро привлекли к масонам особенное внимание полиции, не прекращавшей за масонами зоркого наблюдени€ с тех пор, как движение это вышло за пределы английской колонии. 10 сент€бр€ 1737 г. полицейский обход застиг в полном разгаре собрание масонов у виноторговца Ўапло. ”же на улице было заметно громадное скопление кабриолетов, лакеев знатных господ и любопытных. Ќесмотр€ на энергичный протест случившегос€ здесь ¬еликого мастера — герцога д'јнтэна, полицейский комиссар насто€л на закрытии собрани€, причем содержатель гостиницы поплатилс€ большим штрафом. Ќо полицейские гонени€ не помешали дальнейшему распространению масонства в самом ѕариже и заседани€м у попул€рных гостинщиков:

« ак они, иди работать у √юлэна, у –юэлл€, ” Ўапло, у ¬аль€на и у Ћандел€» советует враждебный масонам памфлетист. ќсобенно же свободно развивались ложи за пределами ѕарижа, в провинци€х, куда не дос€гал зоркий глаз парижской полиции. “ак, в Ћюневилле масоны устроили 17 феврал€ 1738 г. большой пир, на котором присутствовали лица обоих полов и брать€-масоны, притом во всех своих отличи€х. “оржество началось концертом. ¬ полночь открылс€ бал под звуки великолепного оркестра. ¬ двух смежных комнатах шла оживленна€ игра в карты. —обравшиес€ были так уверены в своей безнаказанности, что ожидали даже прибыти€ высокопоставленного гост€, корол€ —танислава Ћещинского (наместника Ћотарингии и тест€ Ћюдовика XV).

ќчевидно, такое врем€препровождение не было исключением в практике масонских лож. “ак, в одной из французских газет 1736 г. находим известие такого рода: «—толь старое, как и знаменитое в јнглии, общество делаетс€ модным.  то хочет вступить в него, должен внести 10 луидоров и в придачу сказать много добрых слов. Ќедавно было прин€то 10 новых сочленов, и церемони€ закончилась обедом, при котором присутствовали люди первых чинов, причем некий герцог, прежде чем садитьс€ за стол, выиграл у одного английского лорда 700 луидоров в пикет». ѕри таких услови€х старани€ полиции разузнать масонские тайны увенчивались успехом: при помощи подкупленной певички удалось получить масонский ритуал, который тотчас и был предан на посме€ние публики. “анцовщицы исполн€ли в театре «масонский танец». ”ченики иезуитской коллегии высмеивали в пантомиме прин€тие в масоны. ƒаже в театре марионеток выступал франкмасон — петрушка. ѕосыпалась масса €довитых памфлетов, но масонство вместе с тем стало вопросом дн€, — оно сделалось модным, и ему открылс€ широкий путь в р€ды третьего сослови€.

ѕравда, гонени€ обрушились на масонов во всех углах ≈вропы и достигли своего апоге€ в выступлении римской курии. ѕапа  лимент XII особой буллой от 7 апрел€ 1738 г. обвин€л свободных каменщиков (liberi muratori) в лицемерии, притворстве, ереси и извращени€х. ¬ особую вину им ставились таинственность и скрытность. ¬иновным в принадлежности к масонству грозило отлучение.

Ќабеги полиции, злостные нападени€ официальных газет вызвали попытку самозащиты. ћишель ѕрокоп, доктор и видный член масонских лож, попыталс€ защитить масонство и нарисовать в стихах любопытный портрет франкмасона 40-х годов.

«ѕозвольте мне вам сообщить, кто насто€щий франкмасон. Ћюди нашего ордена всегда выигрывают от близкого знакомства с ними, и € надеюсь своей речью внушить желание вступить в орден. „то же такое представл€ет насто€щий франкмасон? ¬от его портрет. Ёто добрый гражданин, усердный подданный, верный своему государю и государству, и, кроме того, — совершенный друг. ” нас царит свобода, но всегда прилична€. ћы вкушаем наслаждение, не оскорбл€€ небес. ÷ель наших стремлений — возродить јстрею и воссоздать людей такими, какими они были во времена –еи. ћы идем не проторенной стезею. —тараемс€ созидать, и наши здани€ — темницы дл€ пороков, или храмы дл€ добродетелей»... “аково общее направление французского масона: смирный верноподданный и благочестивый человек, он живет в мире с установленной властью и господствующей церковью, усиленно подчеркива€ это как на заседани€х, так и вне них и довольству€сь своим туманно и обще выраженным миросозерцанием.

Ќо булла  лимента напугала верующих католиков, несмотр€ на то, что парижский парламент отказалс€ признать ее и воспротивилс€ официальному ее опубликованию во ‘ранции. “отчас после нее основываетс€ странный и малоизвестный «орден мопсов», в который впервые допускаютс€ и женщины в качестве членов, причем условием ставилась принадлежность к римско-католической церкви.

явл€ютс€ и другие общества, преследовавшие исключительно цели веселые и ничего не имевшие с нравственностью: таковы «орден благополучи€», «орден €кор€» (1742—1745).

√ораздо раньше удумала полици€ при помощи придворного духовенства создать противовес масонству, но удалось осуществить этот хитроумный проект при посредстве королевского духовника отца ¬уазена лишь в 1742 г. Ёто был «бессмертный и почтенный орден благого отца и патриарха Ќо€». Ќово€вленный орден должен был удовлетвор€ть страсти к пышным титулам и церемони€м, и ритуал его был скроен по образу масонского». «ќрдену Ќо€» не удалось задержать развитие масонства во ‘ранции, несмотр€ на то, что в эти годы преследование полиции, угрозы главы церкви и хаотическое образование новых лож внесли в р€ды французского масонства сильное разложение. ’от€ де л а “ьерс уже в 1733 г. перевел « нигу конституций» с английского, она лишь в 1742 г. могла по€витьс€ в свете, да и то за границей, во ‘ранкфурте-на-ћайне. » сведени€ о характер и цели масонского труда о ритуале, наконец, исторические данные о происхождении масонства приходилось почерпать из памфлетов разного типа: одни из них сожалеют о печальном положении масонства, другие (как, например, произведение оперного музыканта Travenol’€) злорадно высмеивают и издеваютс€. ƒоброжелательные памфлеты 40-х годов с грустью констатируют торговлю степен€ми, пышность торжественных обр€дов, разобщение провинциальных и столичных лож и умножение поддельных, мнимых масонских лож. Ќекоторые из авторов предлагают и целый р€д мер дл€ исправлени€ недостатков и возрождени€ гибнущего масонства: прежде всего, необходимо широкое осведомление о цел€х и задачах масонства на основании английских конституций, потом ограничение числа членов ложи и строга€ отчетность в расходовании денежных сумм. ”прека€ мастеров лож в невежестве и незнании основоположений масонства, некоторые памфлеты указывают на существование семи степеней на так называемых «шотландских мастеров». ¬ то же врем€ резко подчеркиваетс€ особенное разложение столичных масонских лож, которое дошло до того, что в провинции называютс€ «парижскими мастерами» все те, кто вовсе не исполн€ет или ленитс€ исполн€ть предписани€ ордена.

—реди этих обвинений, соболезнующих советов и нареканий скончалс€ герцог д'јнтэн, оставл€€ французское масонство без определенного центра, без внутренней св€зи.

„ерез два дн€ после его смерти, 11 декабр€ 1743 г. собрание 16 парижских мастеров выбрало пожизненным ¬еликим мастером принца королевской крови Ћюдовика Ѕурбона, графа  лер-мон. — этих выборов ведет свое начало и «¬елика€ английска€ ложа ‘ранции».

—обрание парижских мастеров, избравшее нового √россмейстера, прин€ло затем и новый устав, представл€вший переработку английских андерсоновских конституций применительно к французским пор€дкам.

—леду€ английскому образцу, устав признает лишь три символических степени и сурово отклон€ет вс€кие прит€зани€ на особые преимущества и привилегии так называемых «шотландских мастеров».

“аким образом, избиратели нового √россмейстера принуждены были посчитатьс€ с любопытным учреждением, выросшим на почве своеобразных условий развити€ французского масонства.

«Ўотландцы», «шотландские мастера» формируютс€ в потоке того же самого реформистского движени€, которое выдвинуло и избирателей 1743 г.

’аотическое распространение франкмасонства в провинци€х, стремление мало осведомленных братьев познать основы масонской легенды, кривотолковани€ доморощенных мастеров привело к оригинальной эволюции самой легенды. –€дом с ’ирамом становитс€ јдонирам, заведывающий работами в —оломоновом храме. Ѕок о бок с хирамической легендой, таким образом, развиваетс€ адонирамическа€. ÷елью работы в ложе €вл€етс€ построение храма человеческого счасть€. ћало того, проскальзывают и пантеистические, и даже материалистические элементы.

  этому присоединились интриги €кобитов, подготовл€вших экспедицию в Ўотландию отча€нного авантюриста королевской крови  арла-Ёдуарда —тюарта, иначе «ћолодого претендента». Ёкспедици€ кончилась полным поражением €кобитов и бегством претендента во ‘ранцию. Ќо ловкие памфлетисты сумели св€зать этот новый крестовый поход с ветхим —редневековьем и найти параллели между цел€ми крестоносных орденов и франкмасонских лож. ѕосле этого нетрудно дл€ них оказалось открыть хронологические звень€ и даже родство масонов с рыцар€ми —в. »оанна »ерусалимского, а после протеста мальтийских рыцарей установить близость масонства к тамплиерам — рыцар€м ’рама и отыскать в Ўотландии мнимую прародину масонства. “ак подготовлена была почва дл€ по€влени€ таинственной степени «шотландского мастера». ѕостройка храма —оломонова, наименование рыцарей-храмовников, поход в Ўотландию — все это сплелось в полную неразбериху, дающую полный простор дл€ любителей филологических толкований и корнесловий. Ќемудрено, что на этот благодарный материал накинулись с жадностью вс€кого рода авантюристы, одни — задававшиес€ благими цел€ми вывести масонство на торную дорогу, другие — не имевшие ничего в виду, кроме честолюбивых эгоистических целей, третьи — мечтавшие сделать свои помыслы орудием политических интриг.

“ипичным представителем таких людей €вл€етс€ первый, кто попыталс€ установить св€зь между масонством и крестоносными орденами, — ћихаил јндрей –амзэ, личность темна€ и загадочна€, св€занна€ €вно с €кобитами, но в то же врем€ получающа€ свободный пропуск в јнглию. √увернер в знатном герцогском доме Ѕульонов, он мечтает о масонской космополитической республике, и в то же врем€ отрекаетс€ перед французским министром-кардиналом ‘лери от вс€кого участи€ в масонских ложах. Ўпион —тюартов, а быть может, и √анноверской династии — человек с двойным лицом, он в своей знаменитой речи ловко формулировал св€зь масонства с орденами крестоносцев и дал толчок пышному расцвету разных систем и высших степеней. ѕо следам его пошли и другие. » особенно много сделал дл€ обработки степени «шотландского мастера» более поздний де€тель 60-х годов барон √енрих „уди, така€ же перелетна€ птица, как и –амзэ. ѕотомок известной швейцарской фамилии, заброшенной в ћетц, сын советника парламента, рь€ный памфлетист, актер французской труппы при дворе ≈лизаветы ѕетровны, частный секретарь ».». Ўувалова, он в то же врем€ и лучший идеолог шотландской системы, св€занной с легендами о храмовниках и борьбой —тюартов за утраченный престол.

“аким образом, уже с 40-х годов памфлеты знаком€т нас с различными новыми степен€ми — «јрхитектора» — «»збранника», « адоша», — которые выросли на почве развившейс€ легенды о мести за убитого јдонирама, о мести за гибель тамплиеров. Ќо чаще всего встречаетс€ окруженное особым ореолом звание «шотландского мастера»: от него ждут реформы и наставлени€.

”став 1743 г. с его запретом не мог положить преграду по€влению высших степеней и новых систем. ”же в 1747 г. кавалер Ѕошэн основал «орден дровосеков», который, уступа€ настойчивому стремлению знатных дам, вводил их в ложу, как равноправных членов. ¬ 1754 г. кавалер Ѕонневиль основал капитул высших степеней в ѕариже и в честь √россмейстера дал ему им€  лермонского. Ќо скоро этот капитул был поглощен новыми системами. ѕогон€ за усложнением степеней и пышный расцвет многостепенных систем, очевидно, основывались на крупном социальном факте. “аковым и была борьба между двор€нством и буржуазией, а в среде самого двор€нства — между старым судейским и пожалованным. ≈сли буржуа жаждал отличий, то не менее его жаждал их и двор€нин, ревниво следивший за сохранением чести своих предков: он привык к феодальной иерархии и старалс€ использовать в этом смысле масонскую легенду. ƒобивались места в ложе и знатна€ дама, и жена богатого буржуа, которые завоевали уже себе долю политического и общественного вли€ни€: создали салоны.

“аким образом, все стремлени€ к «естественному пор€дку» разбивались о классовые и групповые перегородки.

ѕон€тно тогда, почему ¬елика€ английска€ ложа ‘ранции, издава€ новый статус, в конце концов, уступила общему течению и предоставила в 1755 г. шотландским мастерам особые привилегии в ложах, поручила им наблюдение и увещевание.

≈сли раньше устав считалс€ с английским конституци€ми, то теперь он резко расходилс€ с ними, признава€ необходимым условием вступлени€ в ложу исповедание христианской религии, и даже римско-католической. —амое название ¬еликой ложи эмансипируетс€: она называетс€ ¬еликой ложей ‘ранции. ћасонство решительно становилось на путь полного приспособлени€ к французским пор€дкам. ѕосле этого открылась широка€ дорога дл€ новых туземных масонских систем. ¬ 1756 г. €вл€етс€ новый капитул «кавалеров ¬остока», а в 1758 выступает еще более пышна€ система «»мператоры ¬остока и «апада», члены которой именовали себ€ «¬ерховными кн€зь€ми-масонами, главными наместниками королевского искусства, великими наблюдател€ми и офицерами ¬еликой и ¬ерховной ложи —в. »оанна »ерусалимского». ѕоследн€€ система состо€ла из 25 степеней, разделенных на семь классов: 1-й: ученик, подмастерье, мастер; 2-й: тайный мастер, совершенный мастер, интимный секретарь, прево и судь€, интендант; 3-й: мастер, избранник 9-ти, мастер, избранник 15-ти, верховный избранный рыцарь; 4-й: ¬еликий мастер — зодчий, рыцарь королевского ковчега, великий избранник; 5-й — рыцарь ¬остока, кн€зь »ерусалима, рыцарь ¬остока и «апада, верховный кн€зь — –озенкрейцер, великий жрец, пожизненный мастер; 6-й: ¬еликий патриарх Ќо€, ¬еликий мастер масонского ключа, кн€зь Ћиванский, или кн€зь королевской секиры; 7-й: ¬ерховный кн€зь ученик, ¬еликий командор „ерного орла, ¬ерховный кн€зь королевского молчани€.

Ѕольшинство «рыцарей» принадлежало к буржуазии, «императоров» же — к знати, — следствием этого была борьба между обеими системами, котора€ привела к основанию «императорами» новой ¬еликой ложи.

¬ конце концов «императорам» удалось окончательно вытеснить «кавалеров» из ¬еликой ложи.

“ак не оправдались надежды на реорганизацию масонства. ¬еликий мастер был зан€т своей военной карьерой, а потом обычными развлечени€ми знатного барина той эпохи. Ќо близость его к высшему духовенству не спасла масонство от новых громов церкви: папа Ѕенедикт XIV возобновил осуждение, высказанное  лиментом XII.

ћасонство €вл€лось как бы особым феодом, которым распор€жались подручные ¬еликого мастера, высокородного аристократа, принца крови; все вершили заместители графа  лер-монтского: незначительный банкир Ѕор и учитель танцев, св€занный с графом  лермоном различными щекотливыми услугами, Ћакорн. ќни, разумеетс€, не обладали достаточным авторитетом, чтобы упор€дочить расшатавшеес€ масонство. » снова возобновилось старое: заседание лож превращались в шумные оргии, масонские тайны выдавались люд€м весьма двусмысленной нравственности.

ћежду тем число лож непрерывно возрастало — и патентами на открытие, и печат€ми, и удостоверени€ми, и знаками отличи€ открыто торговали, запрашива€ дорого и уступа€ по своей цене.

—реди этой неур€дицы умер граф  лермонтский (1771), и кучка энергических парижских масонов задумала провести вновь реформу. ¬раждовавшие в ¬еликой ложе группы примирились и в особом собрании, в котором участвовали вместе с парижскими мастерами и делегаты от провинциальных лож, был выбран новый √россмейстер, герцог Ўартрский, впоследствии ќрлеанский, будущий ‘илипп-Ёгалитэ, и его заместитель, герцог ћонморанси-Ћюксембург.

Ёто знаменитое собрание делегатов от лож продолжалось несколько мес€цев в 1772—1773 гг. и получило название «Ќационального». ¬ трудах его, помимо депутатов от ѕарижа, участвовало более 90 провинциальных; очень многие принадлежали к высшему титулованному двор€нству (до 40). Ќо принцип непосредственного представительства не был осуществлен: большинство жило в ѕариже и представл€ло по нескольку провинциальных лож. “ак, Ѕакон де ла Ўевальри — 5; маркиз де ла  лермон-“оннер — 7; Ћабади — даже 27, “юркгейм — все страсбургские, ¬иллермо — лионские, граф јлександр —троганов — все ложи ‘раншконте. ¬сем вершил небольшой кружок знатных масонов, имевший во главе ћонморанси-Ћюксембурга. ¬елика€ ложа была подразделена на три палаты: администрации, ѕарижа и провинций. –абота в ложах была подчинена надзору особых 22 провинциальных инспекторов, об€занных представл€ть отчеты о своих наблюдени€х.  огда затем тесный аристократический кружок герцога ћонморанси-Ћюксембурга стал энергично вы€сн€ть отчетность прежних де€телей ¬еликой ложи и, набира€ высших сановников ложи из своих, удалил Ћабади, заведовавшего св€з€ми с провинциальными ложами, произошел раскол. Ћабади, энергичный и честолюбивый буржуа, сумел привлечь на свою сторону парижских мастеров, про€снив им, насколько проводимые новыми заправилами централистические тенденции гроз€т их несмен€емости и авторитету. „асть парижских мастеров поэтому протестовала и сохран€ла старую ложу.

ќбе ¬еликие ложи — нового состава и старого — вступили друг с другом в ожесточенную борьбу, хот€ обе признавали одного и того же √россмейстера и его заместител€. ћонморанси не побрезговал даже воспользоватьс€ своими св€з€ми, чтобы натравить полицию на вождей старой ложи.

22 окт€бр€ 1773 г. состо€лось тожественное вступление в должность нового √россмейстера, в признании которого объединились все капитулы, советы и шотландские ложи ‘ранции. — этого времени нова€ ¬елика€ национальна€ ложа именует себ€ «¬еликим ¬остоком ‘ранции». —тара€ ложа, не уступа€ сопернице, принимает тоже титул «ќдного и ≈динственного ¬еликого ¬остока ‘ранции».

Ћабади удержал в своих руках все документы, касавшиес€ провинциальных лож, и поэтому, чтобы оторвать от старой ложи провинциальные и привлечь их к себе, ¬еликий ¬осток замыслил разделить ‘ранцию на 32 генералитета и создать в главных городах местные центры — ¬еликие провинциальные ложи. Ќо проект не принес реальных плодов: образовалось всего 4-5 провинциальных лож.

ѕродолжа€ дело внутренней организации масонства, ¬еликий ¬осток высказываетс€ за сохранение трех символических степеней, учреждает комиссию дл€ редактировани€ высших степеней из трех лиц (Ѕакона де ла Ўевальри, барона “уссэна и графа ј. —троганова) и санкционирует допущение дам наравне с брать€ми-масонами, дл€ чего учреждаютс€ так называемые «адоптивные» ложи.

¬о главе ¬еликого ¬остока станов€тс€ зажиточные титулованные двор€не, что и отражаетс€ на высоких взносах, которыми облагаютс€ главные сановники ¬еликого ¬остока, не только на содержание своей ложи, но и на содержание центрального органа — не менее 150 ливров в год.

јристократические тенденции заправил ¬еликого ¬остока сказываютс€ и в образовании особых лож, членами которых была исключительно знать. “ак, герцог Ўартрский основал в 1775 г. ложу «„истоты», в которую вошли отборные представители знати: герцог Ўуазель, маркиз Ћафайет, маркиз —ен-∆ермен, принц √ессе, принц Ќассау, маркиз —пинола и другие. ќсоба€ ложа составл€ла даже фамильное досто€ние знатного рода герцогов Ѕульонов — ¬еликий ¬осток Ѕульонов. ѕоложен был предел и притоку членов из мелкой буржуазии: в ложи принимались лишь мастера в искусствах и ремеслах, и вовсе закрыт был доступ дл€ актеров. Ћожи окончательно приспособились к существовавшему общественному и политическому строю, и де€тельность их свелась почти исключительно к делам благотворительности: помощи бедным, воспитанию сирот и подкидышей, поддержке инвалидов. ќставалось объединитьс€ и организоватьс€.

’от€ ¬еликий ¬осток и уклонилс€ от разработки высших степеней, но он не мог подавить стремлени€ к ним в своей собственной среде.

¬ это врем€ ќрден —трогого послушани€ отправил эмиссаров, которые основали три новых провинции во ‘ранции: в Ћионе, Ѕордо и —трасбурге. “огда Ѕакон де ла-Ўевальри внес предложение ¬еликому ¬остоку соединитьс€ с директори€ми новых провинций —трогого послушани€. ¬ 1776 г. был заключен договор, по которому ложи —трогого послушани€ получали представительство в ¬еликом ¬остоке и сохран€ли в то же врем€ полную свободу действий.

“щетны были протесты некоторых провинциальных лож, восставших против привилегий иноземной системы.

”ладившие договор с ќрденом —трогого послушани€ —троганов, Ѕакон де ла Ўевальри, барон “уссен сами принадлежали к этому ордену и воспользовались случаем ликвидировать возложенную на них задачу рассмотрени€ высших степеней.

ѕараллельно германской системе развиваетс€ национальна€ шотландска€ система.

≈ще в 1766 г. Ћазарь Ѕрюнето основал ложу —в. Ћазар€, котора€ успела получить санкцию от самосто€тельной ¬еликой шотландской ложи в јвиньоне и еще до заключени€ договора с ќрденом —трогого послушани€ объ€вила себ€ ћатерью-ложей Ўотландского ‘илософского ритуала, иначе ложей —. »оанна Ўотландского ќбщественного ƒоговора. Ћожа эта не была признана ¬еликим ¬остоком и стала к нему €вно во враждебные отношени€, хот€ и продолжала признавать √россмейстером герцога ќрлеанского. Ёта соперница ¬еликого ¬остока развивала энергичную де€тельность, устраива€ особые собрани€ — так называемые философские конвенты, на которые допускались масоны всех систем.

»так, искание тайного смысла систем, направленное на разработку масонской легенды, истощалось. ћежду тем европейское общество было охвачено могучим стремлением познать тайны духа и физического мира. ѕреклонение перед ищущим разумом достигло высшего напр€жени€ и разрешилось мистически порывом, который захватил со страшной силой даже ученых. Ёммануил —веденборг — знаменитый шведский математик и естественник, попытавшийс€ в своих громадных фолиантах подвести итог — объединить все добытое наукой его времени, превращаетс€ в духовидца, разговаривающего с духами умерших. ѕо их рассказам и собственным наблюдени€м описывает тайны неба и земли с точностью и грубой реальностью рационалиста-естествоиспытател€. ”чение его, представл€ющее странную смесь элементов рационализма, пережитков мистицизма и бредовых фантазий, переводитс€ на французский €зык врачом Ўастанье. »щущие премудрости обращаютс€ к теософии. »зучаетс€  аббала, изощр€етс€ аллегорическое толкование символов. ’отели теперь переделывать людей; воспитать новое нравственное чувство; отыскать точную форму непостижимого Ѕожества. ¬ пылком энтузиазме задавались мыслью приподн€ть завесу, скрывающую мировые загадки, уловить тайну жизни, творчества, смерти.

Ќаступила благодатна€ пора дл€ самозваных мудрецов и целителей, которых считали обладател€ми алхимической мудрости — философского камн€ и жизненного эликсира.

ќдно из видных мест среди этих авантюристов занимает граф —ен-∆ермен. ќн последовательно €вл€етс€ почти во всех европейских государствах во второй половине XVIII в. под самыми разнообразными именами: графа «а-роги, кн€з€ –акочи, генерала —алтыкова, маркиза ћонферат, графа Ѕеллами, графа ¬ель-дона, графа —ен-∆ер-мена. ¬се в нем таинственно и необычайно дл€ глаз легковерного общества: и происхождение, и сама жизнь, и смерть. ѕортугалец ли он, испанец, еврей, француз или русский — никто не мог сказать с уверенностью. ≈му дают несколько отцов и одну мать: вдову  арла II испанского, королеву ћарию. —ам он увер€л принца  арла √ессенского, что родилс€ от первой жены венгерского принца –акочи. ¬сегда изысканно одетый, ни в чем не нуждавшийс€, с благородной осанкой, он был хорошо прин€т при французском дворе, пользовалс€ благоволением Ћюдовика XV, считалс€ большими вольнодумцем и чародеем. «наток истории, он хорошо умел использовать страшное впечатление, которое создавалось у его знакомых, слушавших его точные описани€ жизни и мыслей давно умерших исторических де€телей. Ќемудрено, что легковерные считали его п€тисотлетним стариком, в то врем€ как ему не было и восьмидес€ти лет. Ќесколько удачных советов медицинского характера создали ему славу великого лекар€, которую он искусно поддерживал, продава€ особый целебный чай —ен-∆ермена. ѕрекрасный знаток драгоценных камней, он однажды предложил Ћюдовику XV улучшить качество одного из принадлежавших королю бриллиантов, вернул обратно камень большей ценности и тем завоевал себе славу обладател€ философского камн€. Ћовкий шарлатан подсмеивалс€ над легковерными, но не мешал сплетн€м, создавшим ему ореол чудотворца. ѕрин€тый в члены ќрдена —трогого послушани€, он был убежденным атеистом. ¬ечный скиталец по ≈вропе, едва ли не тайный шпион французского двора, он скончалс€ на руках принца √ессенского, сумевший до самой смерти поддерживать в своем си€тельном гостеприимном хоз€ине чувство почтительной доверчивости и благоговейного преклонени€.

Ќе менее его обращал на себ€ внимание выступивший позже в ѕариже чудодей, называвший себ€ графом  алиостро. Ќепостижима€ смесь обмана и самоуверенности, образованности и невежества, красноречивый авантюрист и шарлатан-мистик неутомимо мен€л арену своих действий и свое им€. «десь граф ‘еникс, там граф ѕеллегрини, он производил неотразимое впечатление на доверчивых простаков. ¬ его парижском салоне, убранном с восточной пышностью, сто€л бюст √иппократа и висела в особой рамке странна€ кощунственна€ молитва: «ќтче вселенной, “ы, которому все народы поклон€ютс€ под именем »еговы, ёпитера и √оспода, ¬ерховна€ и перва€ причина, скрывающа€ “вою сущность от моих глаз и показывающа€ мне только мое неведение и “вою благость, дай мне в этом состо€нии слепоты различать добро от зла и оставл€ть человеческой свободе ее права, не пос€га€ на “вои св€тые заповеди. Ќаучи мен€ бо€тьс€ пуще ада того, что мне запрещает мо€ совесть, и предпочитать самому небу то, что оно мне велит»… ¬о ‘ранции он положил основание ложам египетского ритуала, имевшего целью физическое и духовное возрождение. —ам он, под именем ¬еликого  офты, сто€л во главе своей системы, котора€ была доступна дл€ обоих полов. ¬ысокопоставленные люди вроде герцога ћонморанси-Ћюксембурга и кардинала де –огана покровительствовали ему, даже ученые поддались его шарлатанству. ƒуховидец и вызыватель умерших, возродитель юности, — он долго дурачил легковерное парижское общество, пока не был запутан вместе со своим учеником кардиналом де –оганом в процессе по поводу похищени€ ожерель€. ќсвобожденный от суда, он, однако, принужден был оставить ‘ранцию, вскоре попал проездом через »талию в руки св€тейшей инквизиции и умер, осужденный на пожизненное заключение, в тюрьме.

—овпадение произношени€ двух английских слов «mistery» — «работа» и mystery — «таинство» словно толкало масона в р€ды тех, кто отдалс€ всей душой этому гор€чечно-мистическому настроению 1770-1790 гг.

¬ речах видных масонов посто€нно встречаютс€ ссылки на древние мистерии. ≈стественно, что возродивша€с€ алхими€, изыскани€ розенкрейцеров встречают гор€чий отклик во французском масонстве, и так называема€ наука «√ермеса “рижды ¬еликого» — «герметическа€ мудрость» находит рь€ных последователей. ¬ 1770 г. аббат ѕернетти основал в јвиньоне «герметическое» общество, преобразовавшеес€ скоро в ¬еликую шотландскую ложу. ѕрит€гивало ищущих премудрости и учение о духовном возрождении, облеченное в самые разнообразные формы. ≈ще в 1754 г. ћартинец ѕаскали, человек очень темного происхождени€, посто€нно скитавшийс€ по свету, создал систему «избранных  оэнов» (св€щеннослужителей). ¬ своем трактате о возрождении он проповедовал своеобразный мистический пантеизм с примесью гностицизма. ¬начале все существа заключались в лоне Ѕожьем. —озданный богом человек пал, но стремитс€ вернуть свое прежнее состо€ние и дл€ этого должен отождествить свою волю с волей Ѕога и, следовательно, слитьс€ с Ѕогом. Ќо дл€ этого необходимо вмешательство промежуточных духов, при помощи которых человек постепенно восходит к Ѕогу посредством таинственных обр€дов. ѕаскали установил 9 степеней, разделенных на три класса: 1) ученик, подмастерье, мастер, великий избранник и ученик  оэн; 2) подмастерье  оэн, мастер  оэн, великий архитектор и рыцарь командор. Ќаконец, 3-й класс: рыцарь золотого и розового креста (Reaux-Croix) — несомненна€ анаграмматическа€ переделка розенкрейцера (Reaux-Croix — R (osae) et Au (ri) Crucis). ¬озрождающийс€ вдохновл€етс€ дыханием Ѕожьим и может познать все сокровенные тайны природы и все науки, в том числе и  аббалу.

¬ 1765 г. ¬елика€ ложа ‘ранции отвергла учение ѕаскали и отказалась признать его ложи, но он нашел отклик и в сердцах светских людей, и ученых, и философов (√ольбах), и св€щенников (убежденный визионер аббат ‘урнье), но особенно прославилс€ «мартинезизм», превратившись в «мартинизм» в обработке ученика ћартинец ѕаскали, маркиза —ен-ћартэна. ќтставной военный, с м€гкой и кроткой душой, он делил свое врем€ между размышлением, филантропией, музыкой, открыва€ свою душу в интимных беседах с друзь€ми. ¬ 1773 г. выходит его книга «ќ заблуждени€х и истине. —очинение неизвестного философа». ѕод маской таинственности автор делает нападение на религии и на саму власть. –елигии осуждены уже самим их разнообразием. ѕравительство ложно в своей основе вследствие того же различи€ и неразумных столкновений. √ражданский и уголовный кодексы блуждают во тьме, пропуска€ виновного, обрушиваютс€ на голову невинных. ћрачной картине упадка противопоставл€етс€ живое изображение естественного состо€ни€ всеобщего равенства, которое продолжалось до тех пор, пока человек не употребил во зло своей свободной воли. ≈динственное спасение дл€ павшего человека — подчинение принципу любви — де€тельной и разумной причине. “олько тому, кто возвышаетс€ своим желанием сделать людей счастливыми и способностью любить, и должны принадлежать власть и даже диктатура, пока не вернетс€ естественное равенство.

—ен-ћартэн имел немало верных последователей, но мартинисты не вышли за пределы внутреннего самоусовершенствовани€, погружа€сь в переживание своего «€», учитель недаром говорил: «“ень и молчание — любимые убежища истины».

≈сли —ен-ћартэн нашел свою «де€тельную и разумную причину» дл€ того, чтобы внести единство в мир нравственный, то магнетизер ћесмер предлагал обществу единый принцип мира физического — всемирную жидкость, через посредство которой существа оказывают друг на друга вли€ние, которое он называл животным магнетизмом и которому приписывал целебную силу от всех болезней. ¬ зал дл€ магнетических сеансов стекалось многочисленное и разнообразное общество. ѕациенты толпились вокруг большого чана с сернистой водой. ƒлинные веревки выходили из дерев€нной крышки. Ѕольные обвивали ее вокруг себ€ и, чтобы легче циркулировала магнетическа€ сила, прикасались друг к другу; кроме того, они держались за железные пруть€, выходившие из той же крышки. ¬ воздухе слышалась таинственна€ музыка. —о многими пациентами, особенно женщинами, делались нервные припадки, и их уносили в «зал кризисов». —реди этой стонущей, дремлющей, кричащей массы пациентов прогуливалс€ с важностью сам чудодей, прикаса€сь к больным своим жезлом или рукой. Ќапрасны были усили€ јкадемии разоблачить шарлатанские приемы ћесмера. ѕопул€рность его возрастала.

ќбразовалось «ќбщество гармонии» дл€ материальной поддержки животного магнетизма. «а ћесмером последовали его ученики, демонстриру€ и эксплуатиру€ сомнамбулизм и €сновидение. ќбщество жаждало веры и верило. Ќедаром ученик ћесмера ѕю-исегюр говорил скептикам: «верьте — хотите».

јлхимические и мистические тенденции снова подогрели стремлени€ к высшим степен€м: родилась в ложе «—оединенных друзей» в ѕариже система «друзей истины» — филалетов. ѕодвергнув резкой критике разнообразные многостепенные системы, филилеты избрали особую комиссию дл€ установлени€ 11 нормальных степеней, не претенду€ на их древнее происхождение. ѕочти одновременно в Ќарбонне €вилс€ «ѕервичный ритуал», устанавливавший 12 степеней: они делились на 4 капитула розенкрейцеров, причем члены первых трех подготовл€лись постепенно к последнему и четвертому капитулу — ¬еликого –озари€, где приобретали, по мнению основателей, особенные знани€ в области онтологии, психологии, пнейма-тологии — словом, всех тайных или оккультных наук. √лавна€ цель работы: возрождение человека.

¬еликий ¬осток должен был идти вслед за течением: он уже в 1781 г. заключил договор с признавшей его первенство ћатерью-ложей ‘илософского ритуала.

Ќаконец, по предложению –еттье де ћонтало в 1785 г. соединились семь капитулов, состо€вших при парижских ложах. ќбразовали √енеральный ¬еликий капитул дл€ выработки и окончательного объединени€ степеней. ¬рач Ёмбер ∆ербье за€вил, что €вл€етс€ главой старинного капитула ‘ранции, причем представил в доказательство древние документы английского происхождени€, относившиес€ будто бы к 1721 и 1757 гг. ¬еликий капитул поспешил признать подлинность документов (ныне признаваемых поддельными) и соединитьс€ с ∆ербье. ¬след за тем ¬еликий ¬осток санкционировал работы ¬еликого капитула, который получил название —толичного. “ак сложилс€ «французский ритуал», который впервые был обнародован официально ¬еликим ¬остоком в 1787 г. ќн состо€л из трех старых символических и четырех высших степеней: »збранника, Ўотландца, –ыцар€ ¬остока и –ыцар€ –озенкрейцера.  онсти-туирование степеней было закончено.

  этому времени число лож, подчин€вшихс€ и старой ¬еликой ложе и ¬еликому ¬остоку, превысило значительно 600. ¬ разных ложах было неодинаковое число членов, но ни в одной ложе не доходило до 200. ¬ большинстве числилось не более 15— 30. —ама€ многолюдна€ ложа ƒружбы в Ѕордо имела 178 членов, так что общее число французских масонов, по мнению  лосса, не превышает 10 000 человек.

ѕреследовани€ со стороны светских властей давно уже улеглись. ¬еликий ¬осток открыто снимал помещение в ѕариже, равно как и маленькие ложи в провинциальных городах. ќтношени€ с духовенством не оставл€ли желать ничего лучшего. ќбыкновенно ложи заказывали обед в день своего годового праздника, заупокойные службы по случаю кончины какого-нибудь сочлена и врем€ заседаний старались распредел€ть так, чтобы не помешать брать€м посещать богослужени€. ћасса духовных лиц вступала в ложи и достигала там нередко высокого положени€. —толь же теплые отношени€ установились и с королевской властью. «аболевает ли Ћюдовик XV, ложи мол€тс€ об его выздоровлении, заказывают молебен по поводу благополучного окончани€ —емилетней войны. –ождаетс€ у Ћюдовика XVI наследник престола, ложи спешат ознаменовать это событие и торжественными молебнами, и делами благотворительности. Ѕольшинство членов лож к 1789 г. рекрутируетс€ из р€дов 3-го сослови€: многие из них с особым усердием выполн€ли свои масонские об€занности, не жале€ средств на благолепие ложи. “ак, в “улузе скромный слесарь ѕюжо предоставил в распор€жение своей ложи «‘ранцузской» до 100 000 ливров.

¬ообще жизнь маленькой ложи довольно бесцветна: несколько заседаний в год, два-три банкета. –едко могли похвастатьс€ литературными трудами какого-нибудь сочлена. “аким образом, большинство лож походило на современные клубы, с той лишь разницей, что собрани€ происходи гораздо реже: главна€ забота членов ложи — соблюсти весь кодекс установленных масонских обр€дностей, не нарушить правил нравственности и благопове-дени€.  рупным событием €вл€етс€ нетрезвое поведение члена, его опоздание на заседание — таковы главные животрепещущие вопросы в провинциальной глуши.

Ќо р€дом с такими ложами мы видим и другие, которые приближаютс€ к типу ученого общества, собирают в своих недрах выдающихс€ представителей наук и искусств.

“акова ложа наук, основанна€ Ћаландом в 1769 г. и переименованна€ в ложу ƒев€ти сестер. Ћаланд имел в виду сгруппировать масонов, специально зан€тых научными исследовани€ми. ¬ списках этой ложи значились ¬ольтер, ‘ранклин,  ондорсе, Ћаланд, ƒюпати, Ёли де Ѕомон,  урт де √ебелин, ƒантон, Ѕрис-со,  амилл ƒемулен, —иейс, Ѕальи, –омм, √ара, ѕасторэ, ‘орстер,  абанис, ѕарни, Ћасепед, Ўамфор, ‘рансуа де Ќешато, ƒелил, ‘лориан, √рЄз, ¬ерне, √уд он, ћонгольфьеры и другие. «десь и будущие крупные политические де€тели, и литераторы, и художники, и ученые.

“акова же была ложа «Ёнциклопедическа€» в “улузе, открыта€ почти накануне революции в 1789 г. ≈два открывшись, ложа уже подписываетс€ на р€д научных изданий, покупает энциклопедию. Ќе прошло еще и года, как в ней не менее 120 членов, большинство ремесленников. „лены ложи распредел€ютс€ по семи комитетам: сельского хоз€йства, филантропии, цивический (гражданский), искусств технических и из€щных, наук, масонский и философский. Ёти комитеты последовательно рассматривают проект благотворительного бюро дл€ уничтожени€ нищенства; вопрос о найденышах, вопрос об эпидемической болезни скота, об освещении города, вопрос о его водоснабжении; делаютс€ опытные посадки виноградных лоз и злаковых растений. Ќаконец, рассматриваетс€ р€д проектов изобретателей, открываетс€ сери€ попул€рных лекций по наукам и литературе. —ловом, это скорее учена€ провинциальна€ академи€. Ќо главные труды свои члены лож посв€щали филантропии. ≈й отдавались дамы — члены адоптивных лож.

¬ 1782 г. торговка фруктами, ћент, имела небольшую лавочку возле Ћувра.  орыстолюбива€ сестра отсудила у нее наследство в 4000 ливров. ¬ ответ бедна€ торговка усыновила внебрачного сына сестры, несмотр€ на то, что сама уже имела дес€ть. ¬скоре она благополучно родила одиннадцатое дит€: крестной матерью вызвалась быть баронесса Ўампло. —пуст€ две недели после этих крестин ложа «„истоты» задала роскошный банкет, на котором присутствовало до 140 знатных лиц обоего пола.

ѕосле обычного церемониала взвилс€ занавес, и все увидели на троне добрую ћент, окруженную дес€тью ее детьми с усыновленным мальчиком у ног: вс€ семь€ была одета в чистое платье за счет ложи. ћаркиз ***, председатель, произнес красноречивую речь о добродетел€х бедной женщины. ¬ самый патетический момент одна графин€ возложила гражданский венок на голову ћенте, одна маркиза вручила ей кошелек со значительной суммой денег, а друга€ графин€ поднесла корзиночку с бельем дл€ новорожденного. ”сыновленный мальчик был объ€влен стипендиатом ложи.

¬ том же году та же ложа на празднестве в честь братьев ћонгольфьеров увенчала за выдающуюс€ храбрость молодого солдата  лавди€ “иона.

ѕосле блест€щей речи председател€ маркиза *** о великолепном открытии братьев ћонгольфьеров один из них был тут же на эстраде увенчан одной из графинь.

¬ этот момент слышитс€ барабанный бой: открываютс€ ворота и среди своих товарищей и развевающихс€ знамен показываетс€ храбрый “ион, который и был увенчан граци€ми ложи при звуках барабанов. √рафин€ ѕ. преподнесла герою великолепную медаль, и военна€ музыка в соседнем помещении исполнила известную арию «Ќичто так не при€тно прекрасным очам, как доблесть воителей»… «атем последовал блест€щий банкет на 100 кувертов. «а здоровье храбреца пили под звуки военного оркестра. Ѕедн€к “ион не выдержал и залилс€ слезами. ќдин из членов ложи от имени чествуемого произнес специально сочиненное стихотворение.

Ѕлизитс€ революци€.  акую роль сыграло масонство в этом движении?  огда революционна€ бур€ пронеслась, не один писатель приписывал ее происхождение масонам. ¬ 1797 г. ƒжон –обинсон доказывал существование заговора франкмасонов и иллюминатов против всех религий и правительств ≈вропы, причем утверждал, что во французских ложах развилс€ зародыш пагубных начал, разрушивших религию и нравы. ¬ том же году иезуит јвгустин Ѕаррюэль издал знаменитые «ћемуары к истории €кобинизма». ќн доказывает, что ложи распространились по городам, селам и местечкам ‘ранции и по приказу ÷ентрального комитета готовы были начать восстани€, превраща€сь в €кобинские клубы. ƒо сих пор реакционна€ французска€ историографи€ остаетс€ верна заветам отца иезуита Ѕаррюэл€: ученый архивист Ѕорд написал два тома и обещает еще несколько, чтобы доказать, что масоны были главными виновниками ¬еликой революции.

Ѕаррюэль увер€ет, что парижские предместь€ были масони-зированы, и мало того: он считает французских масонов в эпоху революции в 600 000. »з них полмиллиона, по его словам, были готовы по первому знаку к восстанию. ƒобросовестные исследователи истории масонства с цифрами в руках опровергли эти злостные измышлени€. Ќесомненно, возможно указать принадлежность многих крупных революционных де€телей к масонским ложам — и –обеспьера, и ƒантона, и ћирабо, и Ѕриссо, и других. Ќо самый характер де€тельности масона, как указано выше, исключал возможность политической оппозиции.

 ак резко преломл€етс€ личность во врем€ ¬еликой революции, доказывает недавно открыта€ речь Ўометта, который произнес ее в 80-х годах в одной масонской ложе. Ѕудущий прокурор революционной коммуны, адепт культа разума, атеист и террорист, €вл€етс€ елейным проповедником, противником атеизма и материализма. ќн про€вл€ет большую эрудицию в богословии, ссылаетс€ на пророка ƒаниила, цитирует с умением опытного проповедника подход€щие места из ≈вангели€, развивает довольно своеобразную философию математики: это довольно скучный благонамеренный педант, но, во вс€ком случае, ничто не предрекает в нем будущего €рого революционера.

ќбщий взгл€д на списки лож и регистры из заседаний, опубликованные даже таким пристрастным историком, как Ѕорд, доказывает, что де€тельность лож постепенно прекращаетс€ к 1791 г. ∆изнь уходит из лож: они погружаютс€ в оцепенение, засыпают. Ќекоторые обращаютс€ с приветственными адресами к национальному собранию, но большинство безмолвствует. ѕолитическа€ и социальна€ борьба ворвалась в тихий приют безм€тежного жити€ масонов. ћногие эмигрировали, другие ушли в политические клубы. Ќемногие ложи нашли силы продолжать свои прежние зан€ти€ в это бурное врем€ и реагировать на событи€ дн€.

“ак, ложа Ўотландского ќбщественного ƒоговора в ѕариже после бегства корол€ в ¬арен нашла достаточно силы, чтобы 16 июл€ 1791 г. послать циркул€р к капитулам, признававшим ее власть, совету€ уважать конституцию и соблюдать полнейшую преданность законному государю Ћюдовику XVI. Ќо уже 31 июл€ ее главный оратор, аббат Ѕертольо, потребовал прекращени€ работ, которые и закрепились с сент€бр€, чтобы возобновитьс€ лишь в 1801 г.

»наче вела себ€ стара€ јнглийска€ ложа в Ѕордо: она выказала себ€ ревностной сторонницей революции. 13 но€бр€ 1792 г. она постановл€ет сжечь атрибуты брата ћуши, «изгнанного св€тыми законами республики». 28 но€бр€ 1794 г. принимает титул ложи –авенства, устанавливает обращение на «ты» и удостаиваетс€ посещени€ народного представител€ »забо. Ќо и эта революционизированна€ ложа принуждена была с 9 термидора II года по брюмер III года (приблизительно 9 мес€цев 1794— 1795 гг.) прекратить свои заседани€ и лишь после этого промежутка вернулась к своему прежнему имени. ѕри всем этом, несмотр€ на все старани€ Ѕаррюэл€, Ѕорда и других, не представл€етс€ возможности отметить выступление революционеров как членов масонских лож. —лучайным единственным фактором €вл€етс€ церемони€ при приеме Ћюдовика XVI в ѕарижской ƒуме 17 июл€ 1789 г.  огда иностранец-масон посещал ложу, то, если он обладал высшей степенью, члены ложи, выстроившись в две шеренги, пропускали его, скрещива€ над головой гост€ «стальной свод» из шпаг. “акой «свод» образовали над головой Ћюдовика XVI, когда он стал подниматьс€ по ступенькам лестницы, вход€ в ƒуму. Ќо и в этом случае масоны демонстрировали свое глубокое уважение к королю, а отнюдь не революционные тенденции.

ѕо мере того как замирала жизнь в отдельных ложах, засыпали и центральные органы. ≈сли еще в 1791 г. ¬еликий ¬осток открывал новые ложи, то уже в декабре 1792 г. герцог ќрлеанский, прин€вший им€ Ћуи-‘илиппа-∆озефа Ёгалитэ, сложил с себ€ звание √россмейстера, довед€ об этом до всеобщего сведени€ путем печати. «я вступил в масонство, — гласило его за€вление, — которое €вл€етс€ некоторым подобием равенства, в ту эпоху, когда еще никто не мог предвидеть нашей революции, точно так же, как примкнул к парламентам, которые €вл€лись подобием свободы. Ќо € покинул затем призрак ради действительности. Ќе зна€, каким образом составлен ¬еликий ¬осток, и полага€, что республика, особенно в начале своего учреждени€, не должна допускать никакой тайны, никакого тайного общества, € не желаю более вмешиватьс€ ни во что, касающегос€ как ¬еликого ¬остока, так и собраний франкмасонов».

Ќемногие ложи нашли силу жить в это т€желое врем€: и те ушли целиком в свои мелкие дела. “ак, во врем€ борьбы ∆иронды с √орой важнейший вопрос, интересующий ‘ранцузскую ложу в “улузе, — перемена часов собраний. Ћожи так напуганы, что та же ложа после смерти –обеспьера решает запретить вс€кие беседы по вопросам политическим и заниматьс€ лишь масонскими делами.

ќдно лишь вли€ет на врем€ — некоторое оживление в тусклое проз€бание уцелевших лож: сборы пожертвований на обмундирование волонтеров.

ƒолгое врем€ уцелевшим ложам удаетс€ сохранить свою верность католической церкви, но им приходитс€ прин€ть новый календарь, заменить прежние праздники »вана Ћетнего и »вана «имнего тожествами 31 ма€, 22 сент€бр€ и «первого дн€ ма-сонического года».  роме того, приходитс€ выбросить из своих названий имена св€тых или переименоватьс€ в ложи «√оры» — в честь господствующей политической фракции, прин€ть название «республиканских лож ‘ранции», но и в таком виде они возбуждают подозрение у ревностных монтань€ров.  омиссары  онвента, энергично поддержива€ народные общества, вооружаютс€ против «всех пам€тников фанатизма, равно всех союзов и собраний, не разрешенных законом, а именно масонских обществ». 7 флореал€ II года комиссар  онвента Ћекарпантье закрыл в ƒижоне ложу «Ќежного братства» «как возбуждающую подозрение и нетерпимую при республиканском режиме, когда свобода сделалась общим досто€нием, пользование коим не нуждаетс€ во мраке таинственности». ѕоследние, цепко державшиес€ за свой ритуал ложи принуждены были закрытьс€.

ћесто их зан€ли народные общества, демократические по составу, открытые дл€ всех и св€занные с активным центром — якобинским клубом в ѕариже.

Ѕыть может, единственным опытом сли€ни€ франкмасонских идеалов с революционной практикой €вилс€ —оциальный кружок, основанный аббатом ‘оше. ќн задалс€ целью учредить всеобщее братство человеческое во им€ правды и любви к ближнему. ¬ евангельском учении ’риста старалс€ указать пламенный аббат начала равенства и братства. ≈му удалось при содействии Ќикола€ Ѕонневил€,  ондорсе собрать до 10 000 сочленов на всех собрани€х-лекци€х. Ќо скоро основатели клуба разошлись, сам ‘оше зан€л место конституционного епископа и «—оциальный

кружок» распалс€. ќснователь его погиб в окт€бре 1793 г. на гильотине. —умрачный покров террора окутывает французское общество. √ибнет на эшафоте бывший √россмейстер, ‘илипп ќрлеанский, гибнет часть членов ¬еликого ¬остока. Ћишь три ложи в ѕариже поддерживали свою де€тельность: ÷ентр ƒрузей, ƒрузь€ —вободы и —в€того Ћюдовика ћартиники.  ончаетс€ террор, просыпаютс€ ложи: в 1795 г. энергичный –еттье де ћонтало вызывает к жизни новый ¬еликий ¬осток и способствует его примирению с остатками старой ложи (1799). Ќо прежний дух де€телей филантропии отлетел от масонства. –елигиозное течение, одушевл€вшее его, обособл€етс€ в официально признанную и покровительствуемую правительством ƒиректории секту теофилантропов. Ћожи покорно живут старыми традиционными формами. ”множаетс€ число банкетов патриотического содержани€ и прокладываетс€ путь дл€ того парадного сервилизма, который охватил ложи во врем€ первой империи.

«» обновишь лицо земли»... — гласил гордый девиз ¬еликого ¬остока!.. Ќо само масонство было лишь струйкой в том могучем идейном потоке XVIII в., который закончилс€ ¬еликой французской революцией.

јвтор: ј. ¬асютинский
 
Ёпоха ѕросвещени€

„итайте в рубрике «Ёпоха ѕросвещени€»:

‘ранцузское масонство XVIII в.
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам