јнглийское масонство XVIII в.

јнглийское и шотландское масонство јнглийское и шотландское масонство

‘илантропические и реформаторские тенденции XVII в., вместе со вкусом к тайным обществам и символическому ритуалу, перешили к позднейшим поколени€м и, несомненно, отразились на характере и судьбах современного масонства. Ѕыло бы, однако, ошибочно, как это делали многие историки масонства, отождествл€ть орден франкмасонов то с тем, то с другим из только что описанных утопических и фантастических обществ. Ќаучна€ критика установила как несомненный факт, что франкмасонский орден — потомок старого масонского братства — возник не раньше второго дес€тилети€ XVIII в. и что основател€ми его были люди, вовсе не задававшиес€ теми широкими реформаторскими и философскими цел€ми, которые занимали ученых граждан острова Ѕензалема или членов какого-нибудь «—ократовского общества».

ѕервые ¬еликие ложи возникли в јнглии в более мирную эпоху, когда большинство людей высшего и среднего класса не помышл€ли уже ни о чем, кроме отдыха от бесконечных смут и борьбы предшествующих дес€тилетий. — водворением новой династии жизнь страны входила в мирное русло: все нужное дл€ ее спокойстви€ казалось достигнутым. ќт былого увлечени€ политикой теперь осталась проста€ склонность к общественности, привычка находитьс€ среди людей: развилась страсть к кружкам и клубам. —атирический листок ««ритель» (Spectator), выходивший в Ћондоне в начале 1710-х годов, высмеива€ эту страсть, приводил длинный список существовавших будто бы в Ћондоне обществ, среди которых фигурируют и клубы красавцев и уродов, и орден лгунов, и «вечно существующее общество», и «метафорические мертвецы», и какие-то «¬иши-ваши» и «ћо-гаки» — названи€, быть может, и придуманные газетой, но, очевидно, схваченные, в общем, из жизни. Ѕольшинство этих типичных «английских клубов» не преследовали, конечно, широких общественных целей, но своими оригинальными уставами и ритуалом они отвлекали людей от обыденности домашнего очага, создавали иллюзию серьезного дела, и этого было достаточно, чтобы сделать их попул€рными. ќдной из таких великосветских и просто светских организаций €вилс€, по-видимому, и ќрден —вободных каменщиков.

ќстатки «почтенного франкмасонского общества» в начале XVIII столети€ сохранились еще и в Ћондоне, и в других английских городах. ќреол старины, окружавший их, и легендарна€ истори€ масонства привлекли к ним внимание, соблазнили на попытку использовать их дл€ организации интересного клуба. јндерсон, автор «Ќовой  ниги масонских конституций» (о ней см. ниже) во втором издании ее, вышедшем в 1738 г., следующим образом рассказывает об основании «¬еликой Ћондонской ложи»: «после торжественного въезда в Ћондон корол€ √еорга I и усмирени€ в 1716 г. восстани€8 несколько лондонских лож решили сплотитьс€ вокруг одного ¬еликого мастера (√россмейстера) как центра единени€ и гармонии. Ёто были ложа "√ус€ и ѕротивн€", ложа " ороны", ложа "яблони" и ложа "¬иноградной  исти" (название таверн, в которых они собирались)… Ѕыло решено устраивать ежегодные собрани€ всех четырех лож и каждые три мес€ца — собрани€ ¬еликой ложи, то есть всех должностных лиц каждой ложи во главе с великим мастером и великими надзирател€ми…» «¬ ожидании чести увидеть во главе всего общества представител€ благородного сослови€» √россмейстера выбрали пока из своей среды. «¬ день —в. »оанна  рестител€» (в 1717 г.) в таверне «√ус€ и ѕротивн€» состо€лс€ первый общий банкет франкмасонов: «—тарейший мастер, занимавший председательское кресло, предложил собранию лист кандидатов, и большинством голосов были выбраны двор€нин јнтон —ойэр ¬еликим мастером, а капитан ƒжордж Ёлиот и стол€р яков Ћамболь — ¬еликими надзирател€ми (Grand wardens)…»

»з этого рассказа, написанного через 20 лет после событий и автором, как увидим ниже, очень ненадежным, за вполне достоверный приходитс€ прин€ть лишь самый факт собрани€ четырех лож и организации ими «¬еликой ложи». —обытие носило, во вс€ком случае, очень скромный характер и прошло, на первых порах, незамеченным.

–аньше других обратили внимание на вновь ожившую масонскую организацию члены  оролевского общества, веро€тно заинтересовавшиес€ ею и с археологической, и с социальной точки зрени€. ѕервым из них примкнул к масонству доктор прав и придворный проповедник принца ”эльского “еофиль ƒезагюльэ, в 1719 г., выбранный третьим по счету √россмейстером ¬еликой ложи. ¬ 1721 г. его примеру последовал доктор —тэкли (Stuckeley), — соблазненный, по его собственному признанию, надеждой открыть в масонстве пережитки античных мистерий, а вскоре после него еще один член  оролевского общества (F. R. S. Fellow Royal Society), скрывшийс€ под псевдонимом ‘илалет.

«‘илалет» известен как автор предислови€ к вышедшему в 1722 г. английскому переводу одного алхимического трактата (Long livers — ќ долговечных люд€х), предислови€, очень характерного как дл€ тогдашнего масонства, так и дл€ успевших создатьс€ вокруг него толков. ¬ масонах видели уже носителей великих тайн — новый вид «розенкрейцерских братьев», а с другой стороны — подозревали атеистов и политически опасных людей. ѕосв€ща€ книгу «√россмейстеру, мастерам, надзирател€м и брать€м древнейшего и почтеннейшего братства франкмасонов ¬еликобритании и »рландии», ‘илалет косвенно поддерживает первые слухи и решительно восстает против вторых. ќн называет масонов «солью земли, светом мира, огнем вселенной» и говорит с «достигшим звани€ мастера» не иначе как €зыком алхимии и мистических символов, но называет «нелепой клеветой» обвинени€ их в безбожии: «„то бы ни говорили о нас €зычники и атеисты, — восклицает он, — мы останемс€ голосом всех верующих христиан. ¬ основу нашей религии положен закон природы, который есть в то же врем€ и Ѕожий закон — именно заповедь "возлюби Ѕога твоего всем сердцем и ближнего твоего, как самого себ€", известна€ люд€м во все времена и подтвержденна€ дл€ нас √осподом »исусом ’ристом». “о же и в политике: «Ќаша политика есть лучша€ из политик — ло€льность перед законом и подражание ’ристу, который не разрушил никакого правительства и признавал за  есарем законную власть…»

Ќесмотр€ на некоторый шум, успевший уже создатьс€ вокруг масонства в момент вступлени€ в него —тэкли, оно представл€ло собою еще очень скромную величину — было численно невелико и не привлекало новых членов: по словам —тэкли, в его дневнике, прием его в Ћондонскую ложу был первым за несколько лет случаем прин€ти€ в масонство нового члена, и дл€ выполнени€ вступительных обр€дов в Ћондоне не сразу нашлось даже нужное количество посв€щенных. ѕечать обходила масонство полным молчанием. Ќо именно в это врем€ намечалась уже перемена. ¬ масонство начали вступать представители знати, и весь социальный состав его посто€нно мен€лс€. ƒезагюльэ и его преемник и предшественник ѕэн (Payne) были последними нетитулованными √россмейстерами ¬еликой ложи: за ними следовали уже герцог ћонтагю, герцог ”артон, граф ƒолькес и другие герцоги, графы и лорды, непрерывно следующие друг за другом вплоть до наших дней. ѕосле 1723 г. и в составе «великих надзирателей» не встречаетс€ уже лиц, не нос€щих, по крайней мере, звани€ сквайра (сельского двор€нина). ¬ декабре 1721 г. в газетах распространилс€ слух о предсто€щем прин€тии в масонство самого наследника престола (принца ”эльского). »звести€ о масонах вообще все чаще заполн€ли теперь страницы лондонских газет: то такой-то герцог вступил в масонскую ложу и «возвращалс€ с собрани€ в белом кожаном фартуке», то масоны праздновали в такой-то день закладку новой церкви и «щедро угощали рабочих». ћасонство решительно входило в моду. ѕо выражению упом€нутой выше книги јндерсона (1723): «—вободнорожденные британские нации, вкуша€ после внешних и внутренних войн сладкие плоды мира и свободы, про€вили счастливую склонность к масонству во всех его видах, и запустевшие было лондонские ложи наполнились новой жизнью».

ќдним из про€влений этой «новой жизни» было издание кодекса масонских уставов, обычаев и традиций — так называемой «Ќовой  ниги конституций». ќна была составлена в 1721 г. пресвитерианским пастором и доктором богослови€ јндерсоном и посв€щались первому титулованному √россмейстеру франкмасонов герцогу ћонтагю. ¬ 1723 г. с одобрени€ ¬еликой ложи ее издали как официальное «руководство дл€ лондонских лож и братьев, живущих в Ћондоне и его окрестност€х».

—амой важной и интересной частью  ниги €вл€етс€ дл€ нас глава об «ќб€занност€х франкмасона» (Charges of a free-mason), отразивша€ в себе современную, культурную и политическую физиономию английского масонства. «ћасон по самому положению своему (by his tenure), — гласит первый параграф «ќб€занностей», — подчин€етс€ законам морали и не может стать ни бессмысленным атеистом (stupid Atheist), ни лишенным нравственности нечестивцем (irreligious libertine)». ¬ старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше врем€ человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религи€ действительно об€зательна дл€ всех, это — та всеобща€ (catholick), всех людей объедин€юща€ религи€, котора€ состоит в об€занности каждого из нас быть добрым и верным долгу (loyal), быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. ¬ерность этим началам превратит масонство в объедин€ющий центр, поможет ему св€зать узами искренней дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими. „то такое всеобща€, «католическа€» религи€, о которой говорит здесь јндерсон? ≈сть ли это «естественна€ религи€» деистов или, как думает Ѕегеман, проста€ «совокупность христианских исповеданий јнглии» — то общее, что принималось всеми узаконенными в стране церкв€ми (churches by law establisted) ? ѕоследнее кажетс€ более веро€тным, и не только потому, что деизм считалс€ тогда лишь видом атеизма и как таковой отметалс€, следовательно, јндерсоном, но и потому, что толкование Ѕегемана лучше согласуетс€ с той исторической средой, котора€ породила и ¬еликую ложу, и ее первый официальный устав. » основатели ложи, и примкнувша€ к ним великосветска€ молодежь не занимались отвлеченными вопросами веротерпимости, не стремились провозглашать философские принципы: они просто «вкушали плоды мира», отдыхали от войн и внутренней смуты, организовывали «центр дружеского общени€ между враждебными друг другу до сих пор людьми».

ѕосле актов о веротерпимости, Ѕилл€ о правах (1689), ”трехтского мира (1713), обеспечившего јнглии блест€щее экономическое будущее, дл€ людей господствующего класса все казалось в јнглии достигнутым — дальнейшие распри принимали в их глазах характер досадной, ненужной склоки.  онечно, под режим свободы не подходил еще «бессмысленный атеизм», грозивший основам «цивилизованного христианского общества», под подозрение бралс€ и римский католицизм с его реакционно-монархическими симпати€ми, но во всем остальном между «ло€льными и честными людьми» не могло уже быть больших разногласий, о мелких же не стоило спорить.   этим мелким разногласи€м относились теперь и богословские споры между представител€ми различных сект. ”миротворенным настроением победителей было продиктовано и рассуждение јндерсона о единственно об€зательной «католической» религии, и вышеприведенные рассуждени€ о религии ‘илалета. ѕо выражению Ѕегемана, «господствующим направлением ¬еликой ложи был не космополитизм, а христианский национализм».

“ем же настроением проникнуты и параграфы о гражданских об€занност€х масона: «ћасон €вл€етс€ мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. ќн не примет участи€ ни в каких замыслах против мира и блага народа» (параграф 2). ¬ ложах запрещались вс€кие религиозные, национальные политические споры: « ак масоны мы принадлежим лишь к упом€нутой выше всеобщей религии и, заключа€ в своей среде людей всех €зыков, племен и наречий, объ€вл€ем себ€ врагами вс€кой политической распри (all politicks)» (параграф 6). ѕод «всеми племенами» тут разумелись, как полагает Ѕегеман, нации Ѕританской империи: никакого иного смысла это выражение в то врем€ иметь, конечно, и не могло…

‘раза о «какой бы то ни было религии», вставленна€ јндерсоном в характеристику прежнего отношени€ масонов к религиозным разногласи€м9, несмотр€ на свой невинный по замыслу характер, тем не менее, вызвала в масонской среде известные сомнени€ и толки, и во втором издании « ниги конституций» (1738) выражение «местна€ религи€, какова бы она ни была» было заменено выражением «местна€ христианска€ религи€». — этой поправкой первый параграф «ќб€занностей» только точнее стал выражать первоначальную мысль јндерсона.

ƒве другие части « ниги конституций» — «»стори€ масонства» и «ћасонский регламент» — большого интереса дл€ характеристики масонства не представл€ют: практическое значение «–егламента», составление которого на основании старинных документов было начато еще √россмейстером ѕэном (1718 и 1720 гг.), сводилось к подробност€м внешней обр€дности, а «»стори€ масонства» интересна разве лишь дл€ характеристики писательских приемов самого јндерсона. ¬ ней ничего исторического, в сущности, нет. Ёто — копи€ различных вариаций старой «масонской поэмы», расцвеченна€ плодами собственных измышлений «историка». јндерсон заботилс€ здесь не о правдивости, а о внушительности рассказа, ему нужно поразить своих романтически настроенных читателей, и он, не колебл€сь, подносит им рассказ об јдаме, обучающем своих сыновей прикладной и теоретической геометрии. ќ первом масонском √россмейстере Ќемвроде, о его преемниках — —оломоне,  ире, Ќавуходоносоре, императоре јвгусте и јльфреде ¬еликом. —вободный полет фантазии во славу могущества и древности масонского ордена на долгое врем€ осталс€ с этих пор особенностью и привилегией историков масонства.

¬ июне 1722 г. к государственному секретарю лорду “аунс-генду €вилась депутаци€ лондонских масонов, чтобы уведомить его о предсто€щем годичном собрании ¬еликой ложи и по этому поводу лишний раз засвидетельствовать перед правительством о своей безусловной ло€льности и преданности престолу. «≈го —и€тельство, — рассказывала об этом событии газета (London Journal, 16 июн€ 1722 г.), — отнесс€ к депутации благосклонно и за€вил, что франкмасоны могут спокойно продолжать свою де€тельность, пока в ней нет ничего более опасного, чем старые масонские тайны, нос€щие, очевидно, самый невинный характер».

Ёта газетна€ заметка как нельз€ лучше характеризует политическое настроение тогдашнего масонства. —уд€ по протоколам ¬еликой ложи, сохранившимс€ до нас за период от середины 1723 до середины 1771 г., в ее де€тельности, действительно, не было ничего не только «опасного», но и просто выход€щего за пределы светского врем€препровождени€. —имволический ритуал и театральность церемонии были общим досто€нием тогдашних английских клубов, отвеча€ современной моде и вкусам общества, но не ко всем из них правительство относилось столь благодушно, как к масонам. ћенее безобидные подвергались и тогда полицейским преследовани€м, как это случилось, например, в 1721 г. с « лубом адского огн€», закрытым по распор€жению властей «за безнравственность и за кощунственные покушени€ на основы религии».

≈динственной отраслью де€тельности английского масонства, носившей общественный характер, была благотворительность, завещанна€ новому масонству еще старыми ремесленными гильди€ми, в де€тельность которых всегда входила забота о нуждающихс€ в поддержке «брать€х».

¬ одном сочинении о масонах, вышедшем в 1724 г. (The Grand Mistery of Free-masons discovered), основные принципы масонства излагались в следующем виде:

¬опрос. —колько существует правил, имеющих отношение к франкмасонству?

ќтвет. “ри — Ѕратство, ¬ерность, ћолчание.

¬опрос. „то означают они?

ќтвет. Ѕратскую любовь, помощь и верность (Brotherly Love, Relief and Truth) в среде всех истинных масонов, ибо предписани€ эти даны были всем масонам при постройке ¬авилонской башни и »ерусалимского храма…

Ёта «масонска€ троица» неоднократно выступает и в других местах — в рассказах современников о масонах и в публичных речах и деклараци€х самих масонов.

ѕостановление об организации благотворительной де€тельности было сделано ¬еликой ложей еще в 1724 г., а в 1729, при участии 29 лож, был основан общий фонд дл€ поддержки обедневших «братьев».

ќткрытый в 1776 г. собственный дом масонского ордена был посв€щен «ƒобродетели, Ћюбви к ближним и Ѕлаготворительности».

Ќесмотр€ на столь мирный, в общем, и чуждый политике характер де€тельности, в английском масонстве про€вились было и другие тенденции: как раз вместе с титулованной знатью в лондонские ложи проникла «крамола». ‘илалет, в цитированном выше предисловии к «ƒолговечным», уже предупреждал масонов против ложных братьев и «се€телей раздора, живущих в доме», а јндерсон со свойственной ему осторожностью пыталс€ разрешить затруднение при помощи компромисса: «≈сли кто-либо из членов ложи окажетс€ в числе м€тежников против государства, — гласит параграф «ќ гражданских об€занност€х», — он не может, конечно, рассчитывать в своей политической де€тельности на поддержку со стороны братьев, которые могут лишь пожалеть его как человека, постигнутого несчастьем. Ќо если он не уличен ни в каком ином преступлении, то, хот€ в силу своей преданности государству и дл€ избегани€ непри€тностей со стороны правительства, братство об€зано за€вить о своей несолидарности с ним, он, тем не менее, не может быть исключен изложи, так как св€зь его с нею нерасторжима».

„тобы вполне оценить предусмотрительность этой оговорки, надо прин€ть во внимание, что в числе первых «м€тежников против государства» оказалс€ вскоре не кто иной, как сам герцог ”артон — тот самый √россмейстер ¬еликой ложи, с одобрени€ которого печаталась андерсоновска€ книга. Ёто был честолюбивый и гор€чий молодой человек, успевший скомпрометировать себ€ участием в « лубе адского огн€», представителем которого он состо€л в момент закрыти€ его в 1721 г. »збрание его √россмейстером масонов произошло при не совсем нормальных услови€х. јндерсон во втором издании « ниги конституций» (1738) рассказывает о нем так: « огда приблизилс€ конец полномочий герцога ћонтагю, вли€тельнейшие масоны подн€ли вопрос о продлении их еще на один год; герцог ”артон самовольно созвал тогда общее собрание под председательством старейшего мастера, которое без соблюдени€ установленных церемоний объ€вило его √россмейстером; не желавшие нарушени€ устава отказались признать действительность этих выборов, и только после того как сам герцог ћонтагю созвал ¬еликую ложу и выборы, уже по правилам устава, были произведены вторично, авторитет нового √россмейстера был признан всеми». ¬ июне 1723 г. герцог ”артон стал издавать оппозиционный листок «»стинный британец» (The true Briton), направленный против √анноверской династии, и вступил в де€тельные отношени€ с заграничными €кобитами; через два года он эмигрировал из јнглии, прин€л за границей католичество и стал открытым сторонником —тюартов; в 1731 г. он окончил свою жизнь монахом одного испанского монастыр€. ќ том, каковы были за это врем€ его отношени€ с масонством, мы можем судить лишь по темным намекам современных памфлетов и оппозиционных газет — по рассказам их о конфликте масонского ордена с каким-то «древним и благородным ќрденом гормогонов». ѕервые извести€ о нем по€вились в 1724 г.: орден основан еще первым императором  ита€, а в јнглии введен недавно одним мандарином; многие лица из знати допущены к его мистери€м, причем дл€ масонов как предварительное условие ставитс€ отказ от масонского звани€ и уничтожение знаков принадлежности к масонству; один из видных пэров јнглии торжественно сжег недавно свои перчатки и фартук, после чего был прин€т в общество гормогонов… ќдновременно высмеивались «бессодержательна€ книга, так называема€ конституци€ франкмасонов», и разночинный состав масонских лож: «два опасных сумасброда», пресвитерианец-учитель и мамематик-богослов правоверного толка (јндерсон и ƒезагюльэ) нав€зали масонам разные выдумки об јдаме, —оломоне и ’ираме10, €кобы членах их ордена, и исказили старинные масонские уставы, чтобы основать ’ирамитс-кое еврейское общество… —лабые мозги разных трактирщиков, рисовальщиков, парикмахеров, ткачей, допущенных в масонство, не только вызвали к нему презрение, но и подвергли орден опасности…

Ќикаких более определенных сведений об ордене гормогонов мы, к сожалению, не имеем. ѕо предположению √уда, он был создание фантазии самого ”артона — аллегорией, придуманной им дл€ осме€ни€ масонства.

Ќесомненно, что в период 1723—1724 гг. в масонство проникли политические разногласи€, причем большинство его сохран€ло, однако, верность династии и провозглашенным ею принципам либерализма. ¬еро€тно, на этой почве и создавалась вражда к масонскому ордену со стороны иезуитов и находившегос€ под их вли€ние римского престола. ¬ 1738 г. по€вилась папска€ булла (In Eminenti), осуждавша€ масонов как вредную дл€ апостольской церкви секту. ƒелались попытки и всю √ормогонскую историю поставить в св€зь с интригами иезуитов.

¬ св€зи с агитацией католиков и €кобитов находились, веро€тно, почти все про€влени€ антимасонского настроени€ и в печати, и в обществе, которые стали особенно часты с начала 40-х годов — в период подготовки последнего покушени€ на реставрацию —тюартов (1745). »менно в это врем€ на лондонских улицах по€вились так называемые «масоны наизнанку» (mock masons) с их шутовскими шестви€ми, подражавшими шестви€м масонов. „тобы спасти свое достоинство от насмешек толпы, масоны принуждены были не только прекратить вс€кие уличные процессии, но и отказатьс€ от ношени€ масонского костюма вне закрытых заседаний лож. ћасонские «тайны» сделались также досто€нием всех: они разоблачались открыто в различных памфлетах и брошюрах, вроде по€вившегос€ в 1730 г. «јнатомированного масонства» (The masonry dissected). — этих пор масоны с большей осторожностью стали допускать в свою среду новичков и даже изменили пароли (mason words). Ёта перемена, как мы увидим ниже, послужила одним из поводов к «великому расколу» английского масонства.

« нига конституций» 1723 г. предназначалась «дл€ руководства лондонских лож и братьев, живущих в городе Ћондоне, ¬естминстере и окрестност€х»: за пределы этого маленького района компетенци€ ¬еликой ложи пока не распростран€лась. Ќо уже в следующем году нар€ду с лондонскими ложами, число которых возросло уже до 20, в организации по€вились и провинциальные; в 1729 г. из 54 лож, примыкавших к ¬еликой Ћондонской ложе, 12 находились в провинции.

«а провинциальными ложами по€вились и заграничные, возникшие большей частью совершенно самосто€тельно — безо вс€кого участи€ ¬еликой ложи, просто в силу потребности англичан повсюду создавать себе привычную обстановку и среду.

¬ 1728 г. по€вилась английска€ ложа в ћадриде; основателем ее был тот же герцог ”артон, который, наход€сь в јнглии, так плохо уживалс€ с масонством: за границей он не только забыл о своем отречении от масонства, но и присвоил себе титул «второго депутата ¬еликой ложи». ¬ 1729 г. возникла ложа в √ибралтаре, в 1732 — в ѕариже, за ними — в √амбурге, Ћиссабоне, Ћозанне и других городах: в 1749 г. общее число примыкавших к ¬еликой ложе заграничных лож достигло уже тринадцати. ѕо€вились английские ложи и вне ≈вропы — в азиатских и американских колони€х— в ‘иладельфии (1730), в »ндии (1762), на о.ямайке (1742), в  анаде (1760) и т.д. ѕо примеру англичан к ложам стали примыкать местные англоманы, а за ними и другие искатели моды: кроме английских в европейских городах возникли, таким образом, и чисто местные уже масонские ложи.

Ќе все английские ложи признавали авторитет первой ¬еликой ложи: среди них было немало вновь возникших и старых лож, сохран€вших полную независимость или создавших себе новые центры — новые ¬еликие ложи. ѕрежде всего, возникли ¬еликие ложи »рландии и Ўотландии — перва€ в ƒублине (в 1725 г.), втора€ в Ёдинбурге (в 1736 г.). ќколо трети шотландских лож немедленно примкнуло к Ёдинбургской ¬еликой ложе, но это не помешало и  ильвигской ложе объ€вить себ€ ¬еликой (в 1743 г.). √россмейстером ¬еликой ложи Ўотландии был выбран представитель рода —эн- лэров, претендовавших на наследственное звание «надзирателей и судей масонов»; принима€ гроссмейстерское звание, сэр ”иль€м —эн- лэр торжественно отказалс€ от этих прит€заний.

¬ 1726 г. право на звание ¬еликой ложи предъ€вила устами «великого надзирател€» доктора ƒракэ и …оркска€ ложа. Ќа годичном собрании в день апостола »оанна 27 декабр€ ƒракэ произнес большую речь, в которой указал на славное прошлое …оркской ложи и на роль, которую она играла, по масонским предани€м, во времена корол€ Ёдвина. —сыла€сь на нее, ƒракэ считал справедливым называть …оркскую ложу «¬еликой ложей всей јнглии» (totius Angliae), не оспарива€, впрочем, фактических прав и Ћондонской ложи.

 ак выражение масонского credo речь ƒракэ €вл€етс€ дл€ историка масонства не менее ценным документом, чем « нига конституций» и предисловие «‘илалета», и еще €рче, чем они, подчеркивает основные черты английского масонства — дух умеренности и почтительного отношени€ к установившейс€ общественной иерархии. «¬ы, прин€тые в масонство из чуждых строительству классов, — говорил ƒракэ, —думайте, прежде всего, о том, что св€зано с пр€мым вашим делом (first mind the business of your calling): не доводите любовь к масонству до того, чтобы забывать о насущном хлебе и своей семье. ¬ы отлично понимаете сами, что если в масонство прин€т, например, портной, то это не значит еще, что он способен быть строителем храмов. ¬аше собственное призвание всегда должно сто€ть на первом плане, ложные брать€ умеют, правда, строить воздушные замки, но добрый масон не станет трудитьс€ над столь непрочной постройкой и предпочтет остатьс€ на твердой почве действительности (to live within Compass)»…

  представител€м высшего класса, к «масонам из двор€н» (gemtlemen mason), ƒракэ обращаетс€ особо, прос€ у них извинени€ за такую «дерзость» (Boldness), продиктованную ему об€занност€ми надзирател€. «ƒвор€нам» ƒракэ не только не преп€тствует заниматьс€ строительством, но и усиленно рекомендует им изучение геометрии и архитектуры, вид€ в этом их пр€мое призвание: «ƒвор€нин без знани€ наук и искусств подобен остову прекрасного дома без внутренней законченности и убранства. ќбразование большинства из вас благородно, но не могу выразить вам, насколько бы выиграло оно, если бы вы присоединили к нему изучение геометрии и арихитектуры. ¬о многих ложах Ћондона и других част€х  оролевства чтение трактатов по геометрии и архитектуре производитс€, как € слышал, на каждом собрании, так почему же ложа-мзль должна забыть о своих старых обыча€х и остатьс€ старшей лишь по праву фактической древности. ѕусть двор€нину, прин€вшему франкмасонское звание, не страшна будет ни геометрическа€ задача, ни теорема Ёвклида, пусть он знает хот€ бы историю архитектуры и различие ее п€ти частей»…

¬ конце речи ƒракэ формулировал основные добродетели масона в виде краткого девиза — «добрый христианин, верноподданный и истинный британец» (good Christian, loyol subject, true Briton)…

¬ли€ние на масонские ложи великосветского элемента про€вилось, между прочим, в усложнении первоначального ритуала — в по€влении парадных костюмов, пышных церемоний, театральных процессий. —оздалась особа€ должность церемониймейстеров (stewards) и даже специальна€ церемониймейстер-ска€ложа (с 1735 г.). Ќо главное изменение ритуала состо€ло в по€влении новых масонских степеней, или званий. ќт старого масонства были унаследованы степени ученика (apprentice) и рабочего, или мастера (fellow and master of the craft). Ёти две степени были прин€ты и в первом издании « ниги конституций». ќднако звание мастера стали вскоре отдел€ть от звани€ рабочего, и таким образом создалась система трех степеней со специальным дл€ каждой из них обр€дом посв€щени€; во втором издании « ниги конституций» она считаетс€ уже общепризнанной. ѕереход к системе трех степеней тем более противоречил первоначальной демократичности масонской организации, что посв€щение в звание мастера сделалось привилегией лишь нескольких так называемых «мастерских лож» (master lodges). ѕроцесс не остановилс€ и на этом: за званием мастера по€вились другие: «утвержденный мастер» (installed master), «выдающийс€ мастер» и пр. и, прежде всего, звание «ћастера  оролевской јрки» (Master of Royal Arch). ¬озникла эта степень, как утверждают некоторые современные авторы, в …орке, и первое документальное упоминание о ней относитс€ к 1740 г. ¬ 1765 г. при Ћондонской ¬еликой ложе был организован особый « апитул мастеров  оролевской јрки» (The Chapter of R.A. masons), превратившийс€ впоследствии в «¬ерховный ¬еликий  апитул масонов  оролевской јрки», председатель которого получил титул «¬еликого «аровавел€». ѕо€вилась, наконец, и еще цела€ система масонских званий, св€занна€ с так называемым «шотландством» (о нем см. ниже), но в јнглии они официального признани€ не получили.

—тремились создать дл€ масонства и более «благородную» генеалогию — сблизить масонский орден то с пресловутым братством –озового  реста, то со средневековыми орденами рыцарей-крестоносцев: «—тыд€сь за свое действительное происхождение, — писала в 1730 г. «≈жедневна€ газета» (Daily Journal), — франкмасоны заимствовали у иностранного общества –озового  реста церемонии и обр€ды и стараютс€ уверить всех, будто от этого общества происходит и их собственный орден». јндерсон в поисках за «благородной» генеалогией масонства шел еще дальше: «ƒуховные и светские рыцари, — писал он в первом издании « ниги конституций», — много обычаев заимствовали у франкмасонов, орден которых €вл€етс€ самым древним из существующих на земле; быть может, они были даже его членами». ¬о втором издании  ниги јндерсон без вс€кого колебани€ приводил уже и доказательства в пользу своего предположени€: и у масонов, и у палестинских рыцарей есть должность √россмейстера, и те и другие имеют обр€д посв€щени€ и «тайны», скрытые от взоров непосв€щенных…

ћысль, случайно, по-видимому, брошенна€ јндерсоном, не только не заглохла, но получила неожиданное развитие в так называемом «шотландском масонстве» (которое не следует смешивать с масонством Ўотландии). ¬ начале статьи мы упом€нули о теории династического происхождени€ масонства: сторонники этой теории не только приписывали раннему масонству активную роль в борьбе политический партий при —тюартах, но говорили даже о двух враждебных масонствах — старом «€кобитском» и новом «оранжистском». √ипотеза эта, основанна€ на полном искажении исторических фактов, возникла все-таки не случайно — поводом к ней послужили действительные событи€: «шотландска€ система масонства», возникша€ в 30-х годах XVIII столети€, была действительно «€кобитским масонством», родилась из попытки использовать масонское знам€ дл€ €кобитских целей, хот€ это и не давало историкам права ни говорить о €кобинстве масонов XVIII в., ни приписывать масонству в целом каких бы то ни было политических платформ.

—редой, в которой мысль о св€зи масонства с крестоносцами нашла себе благопри€тную почву, было шотландское, ирландское и английское двор€нство, окружавшее двор »акова II в ѕариже и, позднее, двор «»акова III» в –име. «десь под лозунгом восстановлени€ в јнглии «законной королевской власти» и прав католической церкви созревали планы «нового крестового похода»: сказани€ о старых крестоносцах получили тут совершенно особенный, практический смысл. ћногие члены €кобит-ской эмиграции принадлежали к масонству; они охотно превращали теперь свой орден в благородный орден крестоносцев и обогащали идейный багаж €кобинства заветами строителей —оломонова храма и «древними тайнами восточных народов».

≈ще в 1731 г. в ƒублине вышла анонимна€ брошюра — «A letter from the Grand Mistress of the Franc-masons» («ѕисьмо √россмеистерши франкмасонов»), в которой намечалась уже в общих чертах теори€ христианско-рыцарского масонства: «ѕреобразовател€ми €зыческого и еврейского масонства в современное, христианское, были ћальтийские рыцари и рыцари »оанна »ерусалимского; все шотландские короли начина€ с ‘ергуса (VIII в.) были после этого преемственными √россмейстерами франкмасонов». ¬ 1737 г. в публичной речи перед собранием парижских €кобитов шотландского двор€нина ћихаила –амзэ (Ramsay) теори€ получила уже вполне законченный вид: «ћасонский орден, — говорил –амзэ, — возник в ѕалестине в эпоху  рестовых походов, когда под сводами »ерусалимского храма были найдены тайные символы древней св€щенной науки; рыцари »оанна »ерусалимского вступили в масонские ложи и передали им свое им€ («Ћожи —в. »оанна»): «“ак и евреи, строители 2-го ’рама, в одной руке держали лопатку и известь, а в другой руке — меч и щит»; из ѕалестины масонство перешло в эпоху  рестовых походов в √ерманию, »талию, »спанию, ‘ранцию, а из ‘ранции в Ўотландию, где перва€,  иль-вингска€, ложа была основана в 1286 г. под управлением лорда — правител€ Ўотландии ƒжемса…

¬ дальнейшем развитии легенды место рыцарей »оанна »ерусалимского зан€ли уже рыцари ’рама, самое название которых как бы наталкивало на догадку о близости их к физическим строител€м храмов: после уничтожени€ во ‘ранции ќрдена тамплиеров тайный преемник их последнего √россмейстера, ∆ака-де-ћалэ, ѕьер д'ќмонт укрылс€ с несколькими рыцар€ми в Ўотландии, где они примкнули дл€ безопасности к масонскому цеху и прин€ли название франкмасонов; так сохранили они дл€ потомства свои великие тайны и свой старинный символический ритуал.

¬ 1745 г. осуществилс€ поход новых крестоносцев. ѕоследний —тюарт, воспитанный в –име, внук »акова II —  арл Ёдуард ( арл III) высадилс€ на севере ¬еликобритании и овладел шотландским престолом; немедленно он объ€вил себ€ и √россмейстером шотландского масонства, но через год его сторонники были разбиты войсками √еорга II, и он вынужден был бежать обратно на материк. “рудно сказать, действительно ли этот последний —тюарт был активным масоном, но молва сделала его

«¬ерховным √россмейстером всех Ўотландских, ‘ранцузских и Ќемецких лож» и отважным заговорщиком, посещавшим тайные масонские собрани€ в самой столице корол€ √еорга; в рассказах барона фон ’унда он фигурирует в качестве таинственного «рыцар€ с красным плюмажем», посв€щавшего его в ѕариже в «рыцари ’рама».

якобитска€ попытка 1745—1746 гг. была последней. ‘ранци€, охотно поддерживавша€ доселе €кобитские интриги, после јхенского мира (1748) не только признала √анноверскую династию, но и об€залась изгнать из ‘ранции —тюартов. ѕод давлением Ћюдвига XIV отказалс€ от них и –им. Ёто было фактически концом как €кобинства, так и католического масонства. Ќо, потер€в свой политический raison d'être, «шотландство» продолжало и в качестве простого придатка к масонству находить себе приверженцев среди континентального, а отчасти и английского двор€нства. ¬ добавление к собственно масонским распространились рыцарские, или «шотландские», степени, а в 50-х годах возник, параллельно масонству, « оролевский ќрден Ўотландии», или «ќрден —трогого чина» (Stricte Observance) с различными капитулами — «–ыцарей ¬остока», «»мператоров ¬остока и «апада» и т.п. ¬ 1774 г. членами «—трогого чина» состо€ло по крайней мере двенадцать королевских принцев и царствующих особ. —мертельный удар «—трогому чину» был нанесен в 1782 г. конгрессом немецких франкмасонов в ¬ильгельмсбаде, объ€вивших утверждение о св€зи масонов с тамплиерами не соответствующим исторической правде.

«–аскол» и объединение английского масонства (1750-1813)

¬елика€ Ћондонска€ ложа не объедин€ла всего английского масонства, что кроме лож, признававших ее авторитет, существовали ложи, совершенно от нее не зависевшие, не говор€ уже об ирландских и шотландских ложах, — особенно старые, не вполне утратившие еще цеховые традиции ложи (такие ложи встречались в јнглии до середины XVIII в.) — быть может, не слышали толком и о существовании великих лож.  ак бы то ни было, процесс объединени€ масонства совершалс€ в јнглии довольно медленно и не без труда, тем белее, что и серьезных стимулов дл€ объединени€ пока не существовало.

¬ начале 50-х годов процесс усложнилс€ благодар€ по€влению нового масонского центра — «¬еликой јнглийской ложи старых уставов» (according to ancient institutions). ѕопытки организации новых «великих лож» делались в јнглии и раньше (мы упоминали, например, о прит€зании …оркской ложи), но все они кончались неудачей. ƒействительно, опасный конкурент €вилс€ у ¬еликой Ћондонской ложи только теперь. ќснованна€ в июне 1751 г. в составе п€ти лондонских лож «¬елика€ ложа старинных уставов» уже через три года имела в своем ведении 28 лож, в 1760 г. — 83, в 1800 — 167.

ѕериод после ее основани€ известен в истории масонства под именем периода «великого раскола». ¬ действительности раскола тут не было, так как большинство примкнувших к новому центру лож авторитете старого центра не признавали и раньше: это было, таким образом, лишь независимое и параллельное развитие двух организаций.

ќ причинах раздвоени€ этого объединительного процесса до сих пор можно только догадыватьс€. —торонники гипотезы двух масонств выводили его из старого различи€ €кобитского и оранжистского масонства. ƒругие, ссыла€сь на косвенные указани€ современников, искали корней расхождени€ то в оппозиционном настроении …оркских масонов, то в недовольстве консерваторов «радикализмом» « ниги конституций» в религиозном вопросе. ѕо мнению √уда, большинство сторонников «старинных уставов» составилось из лож, в большом количестве вычеркнутых ¬еликой ложей из списка за невзнос отчислений в благотворительный фонд. ¬ одном отношении «старые масоны» были действительно старыми — они не признавали измененных в 40-х годах масонских паролей: быть может, в этом чисто ритуальном разногласии и следует искать главную причину «раскола».

¬начале отношени€ между «старым» и «новым» масонством носили мирный характер: не было ни разных столкновений, ни взаимных нападок. Ќо когда быстрые успехи новой организации слишком затронули и самолюбие, и интересы ¬еликой ложи, ее сторонники обрушились не «старых» с обвинени€ми в расколе и самозванстве, на что те отвечали не менее резкими нападками на «новых». Ќа несколько лет загорелс€ ожесточенный спор, руководимый двум€ «великими секретар€ми» — ”иль€мом ѕрестоном со стороны «новых масонов» и Ћорентом ƒермотом со стороны «старых».

¬ 1756 г. ƒермот выпустил собственную « нигу конституций» под странным заглавием «јхиман –езон» (Ahiman Reson)11. ¬ ее основу были положены уставы и обычаи ирландских лож, но, в общем, она мало отличалась от « ниги конституций» јндерсона. »сторическа€ часть, впрочем, отсутствует в ней совершенно: ƒермот тонко иронизирует над историческими приемами јндерсона (не называ€, впрочем, его имени) и, по внушению €кобы самого јхимана, отказываетс€ от вс€кой попытки ему подражать.

–азногласи€ между «старым» и «новым» масонством носили почти исключительно ритуальный характер. „то касаетс€ более глубоких различий, то, если они и существовали, их можно было заметить лишь при начале «раскола», когда социальный и национальный состав двух масонств не успел еще стать однородным. ¬ «старом» масонстве преобладал первоначально ирландский и отчасти шотландский элемент, в социальном же отношении оно было представлено более демократическими классами до ремесленников и мелких буржуа включительно. —ам ƒермот, ирландец по происхождению, вышел из простой рабочей семьи и сам был вначале рабочим. ¬ 1758 г. «¬елика€ ложа старых масонов» заключила тесный союз с «¬еликой ложей »рландии», а позднее своего рода лична€ уни€ соединила ее и с «¬еликой ложей Ўотландии»; в течение 10 лет (с 1771 до 1781 г.) ее √россмейстерами были √россмейстеры шотландского масонства герцоги јтольские (dukes of Athon); организованные в конце 30-х годов военные ложи «старых» масонов получили название «јтольских» и «походных ирландских» лож.

»менно вли€ние ирландского элемента содействовало, быть может, большей консервативности «старых масонов» в области религии, а также и склонности их к «добавочным» степен€м масонства до звани€ «рыцар€ ’рама» включительно: только в этом и про€вилась, быть может, известна€ близость их к «€кобинству».

— течением времени состав обоих английских масонств становилс€ все более и более однородным — в обоих решительно преобладал великосветский и титулованный элемент. —тарые споры забывались, ритуальные различи€ сглаживались. ¬ конце XVIII в. очень многие масоны были одновременно членами и «новых», и «старых» лож. ќбъединение организаций стало вопросом времени.

ѕервое предложение об объединении было сделано в 1797 г. «старыми» масонами, но переговоры прот€нулись целых 16 лет, и только в 1813 г., когда √россмейстерами «старого» и «нового» масонства стали два брата корол€, герцоги  ентский и —уссекский, оно наконец осуществилось. Ќа общем собрании обеих великих лож по предложению √россмейстера «старых масонов» герцога  ентского герцог —уссекский был выбран единогласно «√россмейстером ¬еликой —оединенной ложи старых масонов јнглии» (United grand Lodge of Ancient Free-masons of England).  ак видно из этого титула, объединение €вилось фактически победой «старых». ¬ объединительном акте 1813 г. было объ€влено, что «чистое старое масонство» состоит лишь из трех степеней — ученика, рабочего и мастера, но и «высокий ќрден св€щенной  оролевской јрки» признавалс€ нар€ду с ними как добавочный и не дл€ всех об€зательный институт. Ќа таких же основани€х допускалс€ в масонстве ритуал и рыцарских степеней.

¬ 1815 г. по€вилось новое издание « ниги  онституций». Ѕоевой пункт о религии и Ѕоге был формулирован в ней так: «“а или ина€ религи€ и способ поклонений божеству не может быть поводом к исключению когда бы то ни было из ќбщества франкмасонов, лишь бы он веровал в славного јрхитектора неба и земли и практиковал св€щенные об€занности морали». ‘ормулировка эта представл€ла компромисс между сторонниками полной свободы совести и масонами, желавшими видеть в своей среде одних христиан.

јвтор: ». ’ерасков
 
Ёпоха ѕросвещени€

„итайте в рубрике «Ёпоха ѕросвещени€»:

јнглийское масонство XVIII в.
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам