Иллюминаты
На тех же трех принципах, что и у розенкрейцеров и масонов, — постижение Божественной Мудрости, изучение и развитие наук и улучшение общественного устройства — базировались и принципы Иллюминатов — еще одного тайного общества нового времени, которое выросло на наследстве тамплиеров. Пожалуй, из всех существующих тогда тайных структур Иллюминаты были наиболее политизированной. Между прочим, они этого никогда и не скрывали, ибо в отличие от иллюминатов религиозных, то есть духовного течения XI века, считавших, что «подвигнутость духом Святым» может позволить верующему не соблюдать никаких обрядов, поскольку человек напрямую контактирует с Богом, иллюминаты нового времени ориентировались на социальную жизнь. Религиозные иллюминаты тоже прошли долгий путь от пропаганды бедности и равенства (Иоахим Флорский) до открытого неприятия мира богатых (XV век, когда появились иллюминаты-робингуды, грабившие богачей, чтобы раздать их имущество беднякам). И не мудрено, что правительства всегда относились к ним с плохо скрываемой ненавистью. Царство Духа, которого ожидали иллюминаты, должно было наступить после полной победы над власть имущими.
Первое братство Иллюминатов появилось в Баварии, в городке Инголынтадт в 1776 году. Создал его Адам Вейсгаупт. Он получил иезуитское образование, но священником не стал — в 1773 году Папа запретил Орден иезуитов. Одаренный лектор и очень образованный человек, Адам Вейсгаупт преподавал в университете церковное право. Он был сторонником радикальных идей, он мечтал изменить мир, поэтому ему пришло в голову образовать общество единомышленников. За образец он взял систему организации масонов. В этом Адаму Вейсгаупту очень помог барон Книгге, который был одновременно и видным масоном, и членом Ордена Иллюминатов, и тоже мечтал об усовершенствовании общества, но мирным путем, без кровопролития. Книгге был человеком мягким, весьма просвещенным и добрым, поэтому он предполагал настойчивую и длительную работу, а Вейсгаупту хотелось сразу, без всякого ожидания, получить совершенную страну и совершенный народ. Увы, Бавария была совсем не той страной, где могли созреть и воплотиться революционные мечты. Поэтому одним Иллюминатам с неповоротливой и косной политической системой тогдашнего мира было не справиться. Иллюминатов было слишком мало, и о них почти никто не знал. Вейсгаупт придумал замечательный план: нужно проникать всюду, куда можно проникнуть, в любые другие тайные общества, чтобы нести туда свои идеи и объединять людей. Совершенно иезуитский подход! Первыми иллюминаты влились в ряды масонов, наследовавших Ордену тамплиеров, то есть в Ложи Шотландского образца. Сам Вейсгаупт вступил в Мюнхенскую ложу. Между масонскими ложами и иллюминатами возникло тесное сотрудничество, и это можно понять, потому что принципы организаций были схожие, основы были одни и те же, различалась только атрибутика и основная направленность. Из лож того времени уходил истинный дух, они все больше становились светскими организациями, и очень часто — с явной политической направленностью. Так что, многие масоны стали иллюминатами, а многие иллюминаты— масонами. Беда лишь, что согласия среди самих иллюминатов не было. Они провели ряд странных политических акций, оказались замешанными в череде скандалов и к 1784 году основательно перессорились между собой. Часть личной переписки попала в руки баварских властей — это вызвало шок и скандал: в документах открытым текстом говорилось о необходимости свержения монархии и установления республики! Так что судьба общества иллюминатов была предопределена: запрещение. Причем, под страхом отсечения головы власти запрещали любую пропаганду и возрождение зловредной организации! Вейсгаупт бежал во Францию.
Организация Вейсгаупта строилась по масонскому стандарту: шесть степеней посвящения, управляющий орган из двенадцати человек (апостолы), строгая система «отбора кадров», секретность, смена настоящего имени на псевдоним (сам Вейсгаупт взял себе имя Спартак, его ближайший помощник Цвак — Като, Книгге — Филон, Бассус — Ганнибал, Гертель — Ма-риус, маркиз Констанца — Диомед, книготорговец Николпи из Берлина — Люциан, были также Сократ, Магомет и другие), существование внутреннего и внешнего круга.
Иллюминатский обряд строился так: кандидат сначала проходил подготовительную степень (которая не имела особого ритуала), с того момента, когда он выразил желание стать иллюминатом, кандидат получал название Novice (новообращенный). Вторая степень называлась Братья Минервы: неофитов посвящали в ночной тишине в темной комнате. Третья степень называлась Illuminatus Minor, а четвертая — Illuminatus Major, или Шотландский Новообращенный. Кандидат вверял свою жизнь в руки того, кто его принимал в Орден, это обязательно проверялось специальным Дознавательным Департаментом ордена. Далее кандидат получал промежуточные степени: Шотландский Рыцарь Иллюминатства — Illuminatus Dirigens (Иллюминат-Направитель). Тут он должен был показать свою убежденность в том, что «Высшие» иллюминаты одновременно являются неизвестными и законными «Высшими» масонами. После этой степени, где к кандидату все время приглядывались, он переходил в Класс Малых Таинств и получал степень Эпоп-та, или Жреца Иллюминатства. Ритуал посвящения выглядел таким образом: кандидату надвигали на глаза особый капюшон и вели окружным путем к месту собрания, затем вводили в ярко освещенный храм, где на пустом престоле лежали знаки королевской власти, а на подушке рядом — сложенное аккуратно жреческое одеяние и кушак. Кандидату предлагалось сделать свой выбор, если он выбирал жреческие атрибуты, то становился Жрецом ордена и узнавал кое-что из тайн политики ордена.
На следующей ступени — Регент, или Principatus Illuminatus (Начальствующий Иллюминат) — кандидат получал еще более серьезные сведения, его посвящали в истинную политическую платформу Ордена. После этого кандидат переходил в Класс Больших Таинств, в котором существовало две последних степени — Magus, или Философ и Государь. Кандидату, достигшему этих степеней, были открыты все тайны Ордена, но как проходил обряд посвящения, никто не знает.
Цвак планировал создание особого сестринского Ордена, в который бы входили только женщины, подготовленные к своему «служению» нужными просветительскими книжками. В задачи этого Ордена входило бы оказание «братьям», имеющим сексуальные потребности, определенных услуг, причем «братья» и «сестры» должны были бы отдаваться природному влечению, скрывая свои лица масками. В Обществе была введена система контроля за поведением его членов, поощрялось доносительство. В своих письмах руководители Ордена собирались разработать специальный сейф, который бы взрывался при любой попытке его вскрыть; написать брошюры для женщин о пользе абортов с рекомендациями по их практическому применению, а также с рецептами чая или порошка для прерывания беременности; указывали состав эмульсии, которая могла бы ослепить или обезобразить лицо жертвы; сообщала рецепт для создания симпатических чернил; писали о том, как можно заразит! спальню чумными бациллами; указывал!: имена и адреса политических и общественных деятелей... Среди этого потоке текстов выделялись сатира на церковь. Еще там можно было найти характеристики восьмидесяти пяти благородных дай Мюнхена, которых собирались привлечь в организующееся «сестринство», а также сатирические портреты столпов общества Многие письма были зашифрованы.
Иллюминаты, вне сомнения, участвовали во французских революциях и, практически бесспорно, — были на стороне северян в Гражданской войне в США. Более того: эти революции они готовили.
Вейсгаупт писал Като:
«Все члены общества, заветную цель которого составляет Всемирная Революция, должны незаметно и без видимой настойчивости распространять свое влияние на людей всех классов, всех национальностей и всех религий, должны воспитывать умы в одном известном направлении, но делать это дело надлежит в самой глубокой тишине и со всей возможной энергией. И, когда это влияние благодаря союзу многочисленных последователей будет господствовать, пусть лишь тогда сила явится на смену невидимой власти! Тогда вяжите руки всем сопротивляющимся! Уничтожайте, душите зло в корне! Давите всех, кого вы не сумели убедить!»
Не правда ли, это нечто напоминает: «Кто не с нами, тот против нас!»? Адам Вейсгаупт считал, что церковь и правительство мешают человеку стать воистину свободным. Поэтому людей нужно подвести к пониманию, что для полного счастья они должны смести правительства и уничтожить тех, кто говорит от лица Бога. Недаром он замечал: «Монархии и национальности исчезнут с лица земли. Настанет время, когда люди не будут иметь других законов, кроме великой книги природы, и этот переворот будет делом тайных обществ... Все усилия монархов и монархистов помешать нашим планам будут бесплодны, искра может долго тлеть под пеплом, но настанет день, когда вспыхнет пожар». Единственное — свои намерения нельзя открыто высказывать, потому что тогда искра не сумеет разгореться, нужна высокая степень секретности: «Работающий над разрушением общества и государства должен иметь вид человека, ищущего только покоя, удалившегося от дел». Что ж, эта мудрая тактика, как ныне нам известно, использовалась всеми революционерами, начиная с французских (заслуга, между прочим, Баварских иллюминатов).
А на заседании масонского конвента 1785 года благодаря иллюминатам была принята программа борьбы с самодержцами: Густава III, шведского короля, Екатерину И, русскую царицу, Людовика XVI и Марию Антуанетту заочно приговорили к смерти. И, между прочим, всем, кроме Екатерины II, пришлось умереть насильственным путем. Екатерину спасло лишь то, что масонство в России было слабым.
Так что, постановление конвента и открывшаяся секретная переписка иллюмината Спартака и заставило правительство Паварии срочно сделать ответный ход: Вейсгаупта тоже заочно приговорили к смерти, очно не получилось — он успел укрыться за границей.
Один из очень спорных документов, который якобы был найден у убитого молнией курьера иллюминатов, назывался «Новый завет Сатаны» и содержал следующие пункты:
«Первая тайна в деле управления людьми — овладение общественным мнением, причем нужно настолько долго сеять раздоры, сомнения и насаждать противоречащие друг другу воззрения, пока люди не потеряются окончательно и не утратят ориентировку в замешательстве, и не решат, что лучше в политических вопросах вообще не иметь собственного мнения.
Должно возбуждаться народное недовольство; распространяться бездуховная, нечистая и противная литература.
Вторая тайна состоит в том, чтобы во главу угла ставить слабости людей, все дурные привычки, все достойное сожаления и все ошибки — до тех пор, пока люди не перестанут понимать друг друга.
Прежде всего, нужно бороться с силой отдельной творческой личности, поскольку нет ничего опаснее ее, ибо она обладает духовной энергией и в состоянии достичь большего, нежели миллионы людей.
Посредством зависти, ненависти, раздоров и войны, через лишения, голод и распространение заразы все народы должны быть доведены до того, что они не будут более видеть никакого выхода, кроме того, как полностью отдаться в подчинение Иллюминатам.
Если какое-либо государство подорвано революцией или вследствие гражданской войны стоит перед опасностью нападения внешнего врага, то это всегда благоприятный ход событий и работает в нашу пользу.
Нужно людей приучить к тому, чтобы они брали квитанции как подлинные монеты, довольствовались внешней стороной, гнались за удовольствиями, находясь в непрерывном поиске чего-то нового, запутываясь в нем и в конце концов следуя за Иллюминатами; этого можно достичь через хорошее вознаграждение масс за их подчинение; этим же можно привлечь их внимание.
Посредством развращения общества люди будут лишены всякой веры в Бога.
Через последовательную обработку словом устным и письменным, а также специально разработанные формы обмана массы будут склонены в сторону воли Иллюминатов.
Способность самостоятельно мыслить должна быть ликвидирована у людей посредством внедрения преподавания готовых взглядов; духовные силы должны быть подорваны применением пустой демагогии.
Свободные мысли, выдвигаемые партиями, должны ораторами Иллюминатов растягиваться настолько, чтобы у людей, утомленных от слушания, выработалось отвращение к ораторам любых ориентации. В противоположность тому, государственное учение Иллюминатов должно преподноситься гражданам в не утомительной форме, чтобы они могли спокойно его воспринять.
Массы должны оставаться слепы, неразумны и лишенными собственного мнения, чтобы они не могли дискутировать на темы государственного устройства; управлять ими должна справедливая, но неумолимая сила и принцип безусловного подчинения.
Мирового господства можно достичь только окольными путями, посредством целенаправленного подрыва всех подлинных свобод — законодательства, порядка выборов, прессы, свободы личности, а прежде всего системы воспитания и образования народа— и при строжайшем соблюдении тайны обо всех мероприятиях.
Через целенаправленное расшатывание государственного устройства правительства нужно мучить до тех пор, пока они не будут готовы передать нам всю свою власть ради сохранения мира.
В Европе надлежит возбуждать непонимание между людьми и народами, расовую и религиозную ненависть для того, чтобы появились непреодолимые расколы, чтобы ни одно христианское государство более не могло найти себе поддержки, потому что все прочие страны будут бояться, а любые союзы против Иллюминатов будут бессмысленны...
В других частях света должны сеяться раздоры, беспорядки и враждебность для того, чтобы приучить государства к страху и подавить всякую возможность оказать сопротивление.
Путем делегирования президентам прав объявления военного положения вся военная мощь также окажется в руках Иллюминатов.
"Непросвещенные государи", напротив того, должны устраняться посредством дворцовых переворотов и агентурных операций, не позволяющих им заниматься государственными делами.
Путем продажности высших государственных должностей правительства должны быть поставлены в кредиторскую задолженность перед Иллюминатами после предоставления им серии займов, что существенно увеличит их государственный долг.
Посредством специально отрежиссированных экономических кризисов, в ходе которых все доступные денежные средства будут изыматься из оборота, этим производится тем самым подрыв денежного хозяйства у "не-Иллюминатов".
Сила денег должна стать единственной силой, движущей торговлю и производство, чтобы посредством денег промышленники могли получить и. политическую власть. Наряду с Иллюминатами в эту категорию должны попасть и зависящие от них миллионеры; полиция .и солдаты должны оставаться неимущими.
Через введение всеобщего равного избирательного права должно быть установлено безраздельное господство большинства: Через приучение к самостоятельности производится уничтожение семьи и ее воспитательной силы. Через образование, основанное на фальшивых данных и лживых учениях, молодежь должна быть оболванена, уведена в сторону и развращена.
Связь с уже существующими и основание новых лож вольных каменщиков,, продолжающих дело рассеянных организаций, чтобы достичь желаемой цели. Никто не знает их и их целей, и менее всего глупцы из числа не-Иллюминатов, которые будут стремиться к членству в открытых ложах вольных каменщиков только для того, чтобы глаза им успешнее засыпали песком.
Посредством всех этих мероприятий народы должны подталкиваться к мысли о том, чтобы пригласить Иллюминатов на роль мировых правителей. Новое мировое правительство должно представляться благодетельным руководством и ширмой, к которому прибегают совершенно добровольно. Если какое-либо государство будет против него возражать, его соседи начнут против него войну. Создание такого правительства требует организации мировой войны».
На самом деле этот документ, скорее всего, является чистейшей воды фальшивкой: перехваченных писем, содержащих революционные идеи, вполне хватало для формального запрещения Общества — власти не нужно было ничего изобретать. А этот текст, как «иллюминатский», появился в самых реакционных кругах, для которых идеи Просвещения были неприемлемы. И самое интересное, потом, в несколько измененном виде, он замечательно ляжет в канву другого, уже жидомасонского заговора, то есть в настольную книгу настоящего черносотенца — «Протоколы сионских мудрецов».
Правда, общество Вейсгаупта само оказалось не слишком образцовым: недаром Адам восклицал, что у него одни члены (в руководстве) замарали себя адюльтером, другие — проворовались, третьи — формальные идиоты, и это, констатировал он факт, мой Ареопаг! Сам он ничем от своих соратников не отличался. Но до скандала Орден активно набирал членов и внедрялся во все масонские организации. И, как я уже писала, поскольку вся система вербовки и перехода членов Общества со ступени на ступень была отлично продумана, то есть иллюминаты-неофиты очень постепенно приобщались к ведущей идее, пока им не открывалась высшая цель — уничтожение религий (как заблуждения и, если хотите, «опиума для народа») и всех деспотических или авторитарных форм правления (идеалом для иллюминатов была республика), — даже изначально религиозные и лояльные к власти братья становились убежденными атеистами и революционерами.
Что плохого в торжестве Просвещения? Да ничего! Но иллюминаты хотели не убеждать и переделывать косного человека, а разом покончить с монархией и религией. Поэтому всюду, где их труды оказывались востребованными, кровь лилась не ручьями, а реками.
Впрочем, революций жаждали не только немецкие иллюминаты. Французские масоны каким-то странным образом влились в революцию 1789 года и что весьма характерно — под знаком тамплиеров. Так прошлое, уничтоженное и растоптанное, возвращается, чтобы судить плохое настоящее. Максимилиан Волошин был в этом убежден: «Революция началась взятием Бастилии, потому что Бастилия была тюрьмой Якова Молэ. Авиньон был центром революционных зверств, потому что он принадлежал папе и там хранился пепел Великого Магистра. Все статуи королей были низвергнуты для того, чтобы уничтожить статую Генриха IV, стоявшую на месте казни Якова Молэ, и на этом месте тамплиеры должны были воздвигнуть Колосса, попирающего ногами короны и тиары», цитирует он книгу Кадэ де Гассискура «Гробница Якова Молэ». Впрочем, в этой революции участвовали все масонские общества. Когда, как пишет Волошин, в 1778 году в масоны был посвящен Вольтер, он с удивлением обнаружил среди этого секретного сообщества Бальи, Дантона, Гара, Бриссо, Камилля Демулена, Шамфора, Петиона, Кондорсэ и Дом Герля. А на могиле Жака де Молэ клялись отомстить за его смерть наследникам короля Филиппа Красивого масоны королевской крови — теперь уже из рода Бурбонов. Странно это осознавать, но Великим Магистром не существующего для церкви, но существующего для революции Ордена Храма был Филипп Орлеанский, который вместо своего венценосного принял имя Эгалитэ — Филипп Равенство, так можно перевести его новое имя на русский язык. Это было чистое имя, на котором не лежало греха французских королей, убивших Последнего Великого Тамплиера. Филипп Эгалитэ понимал, что кровь Жака де Молэ будет лежать проклятием до скончания веков на любом французском правящем королевском доме. Как принц он не имел права быть Великим Магистром, как гражданин Эгалитэ — мог. Опираясь на французские источники, Волошин приводит интересные детали разразившегося народного возмущения: «В тех местах, где на стенах церквей и зданий тамплиеры вырубили свои тайные знаки и символы, страшные „знаки Рыб", во время Революции разразились кровавые безумства с неудержимою силой. Во время сентябрьских убийств какой-то таинственный старик громадного роста, с длинной бородой, появлялся везде, где убивали священников. „Вот вам за альбигойцев! — восклицал он. — Вот вам за тамплиеров! Вот за Варфоломеевскую ночь! За севеннских осужденных!" Он рубил направо и налево и весь был покрыт кровью с головы до ног. Борода его слиплась от крови, и он громко клялся, что он вымоет ее кровью. После казни Людовика XVI этот самый вечный жид крови и мести поднялся на эшафот, погрузил обе руки в королевскую кровь и окропил, народ, восклицая: „Народ французский! Я крещу тебя во имя Якова и Свободы!"».
Что случилось? Почему Ордена, которые ставили своей задачей скорее мистическое решение земных проблем — Великое Алхимическое Делание, Иллюминацию как Совершенствование Человеческой Природы, перешли к практике и организации бунтов? О, это как раз связано с тем, что роль масонов с середины XVIII века изменилась, хотя атрибутика становилась все изощреннее и проработаннее, а степени посвящения таинственнее и запутаннее. Иллюминаты чудесно вписались в атмосферу секретности и предчувствия перемен. Теперь они управляли масонами.
Читайте в рубрике «Эпоха Просвещения»: |