Как Баба Яга стала Жрицей
Начну со сказки. Русские сказки про Ивана-дурака известны нам с детства. А вот в зрелом возрасте читаются уже по-другому. Итак,
«Жил-был старик да старуха. У них был сын Иван-дурак. Вот Иван-дурак стал отпрашиваться у отца да от матери рыбу удить. «Где,- говорит, рыбка клюнет, тут и стану удить!» - Старик да старуха подумали, подумали, да и отпустили Ивана-дурака.
Вот он шел да шел, дошел до избушки: стоит избушка, на куричьей голяшке повертывается.- «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!» – Избушка стала.
Вот Иван-дурак зашел в избушку, а в ней середе полу лежит Яга-Баба: «Фу-фу-фу! Русска коска сама на двор зашла!» - Взяла да и заперла его в голбец». Я тебя завтра велю изжарить меньшей дочери».
Вот на другой день поутру растопилась печка. Меньшая-то дочь вышла и говорит: « Выходи Иван-дурак, из голбца то!» - Вот Иван-дурак вышел, она и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» - Иван-дурак сел, а сам руки-ноги расшарашил. Она и говорит: «Встань, Иван-дурак, с лопаты-то, я тебя поучу!» - Вот так, - говорит,- сядь!» - Сама и села на лопату-ту. Иван-дурак бросил ее в печку да заслонкой и припер. Маленько погодя вынул ее и положил на голбчик. А сам опять в голбец ушел.
Яга-Баба вышла и стала есть. Съела да и говорит: «Покататься бы мне на Ивановых-то косточках». – А Иван-дурак сидит в голбце да и говорит: « Покатайся-ка ты, поваляйся-ка ты на дочериных-ка косточках!». « Ах ты, варнак эдакой! Завтра велю середней дочери изжарить тебя!»
Опять на другой день печка истопилась. Середня-та дочь и говорит: «Выходи, Иван-дурак, из голбца-та!» - Иван-дурак вышел. – «Садись, говорит, - Иван-дурак, на лопатку-ту!» - Иван-дурак сел, руки и ноги расшарашил. – « Не так! – говорит, - дай-ка я тебя поучу!» - Села на лопату-ту; он ее взял да бросил. Вот изжарил ее, вытянул из печи, положил на голбчик, а сам опять в голбец ушел.
Яга-Баба наелась да и говорит: « Покататься бы мне на Ивановых-то косточках». – А Иван-дурак сидит в голбце, да и говорит: « Покатайся-ка ты, поваляйся-ка ты на дочериных-ка косточках!». « Ах ты, варнак эдакой! Завтра велю большей дочери изжарить тебя!»
Ну и вот на третий день истопилась печка. Большая-та дочь вышла и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» - Иван дурак сел, а сам руки-ноги расшарашил. Она и говорит: «Встань, Иван-дурак, с лопаты-то, я тебя поучу!» - И села сама на лопату-ту. Иван-дурак ее взял да и бросил в печку; изжарил и положил на голбчик, а сам опять спрятался в голбец.
Вот пришла Яга Ягинишна, съела дочь ту, да и сама говорит: « Покататься бы мне, поваляться бы мне на Ивановых-то косточках!» - А Иван-дурак и говорит: «Покатайся- ка ты, поваляйся-ка ты на дочериных-то косточках!» - «Ах ты, варнак эдакий! Завтра я тебя сама испеку!»
Вот на другой день печку истопила да и говорит: « Ну-ка, Иван-дурак, садись на лопату-ту» - Он сел и опять так же – руки-ноги расшарашил. - « Ой, ты, Иван-дурак, не умеешь садиться-то! Дай-ка я тебя поучу!» - Села сама Яга Ягинишна, а Иван-дурак бросил ее в печку; припер заслонку бадагом, а сам склал их-то именье на иху же лошадь да и уехал домой (сборник « Пермские сказки»).
А теперь посмотрим на эту сказку через призму Таро. Иван-дурак – это Аркан Шут. А Яга-Баба и три ее дочери – разные фазы Луны. Луна растущая – младшая дочь. Луна средняя - полнолуние. Луна убывающая – большая дочь. Тогда Баба-Яна – безлунье или новолуние, то время, когда на небе нет Луны. Эти дни еще называют днями Гекаты. А Геката – богиня Луны и подземного царства, а также колдовства.
Если мы все женские персонажи сказки обозначим картой Жрица, то можно в картах эту парочку Жрица-Шут поставить в четырех вариантах:
- Жрица (слева) - Шут (справа) – история с первой дочерью Яги;
- Жрица (вверху) – Шут (внизу) – история со второй дочерью Яги;
- Жрица (справа) – Шут (слева) – история с третьей дочерью Яги;
- Жрица (внизу) – Шут (наверху) – история с Бабой-Ягой.
Как не верти, а везде от такого взаимодействия – СМЕРТЬ. А ведь так архитепически быть не должно.
Мы знаем, что Шут (I Аркан Таро) – это Воздух. Ну не мог Воздух зажаривать в печке кого бы то ни было. Опять же, всякий раз Ивана-дурака сажают в голбец, то есть подпол, в темницу. Не указание ли это на что-то темное? Например, ночь? Но тогда получается, что Иван-дурак это, не Шут. Что же тогда? Может Солнце? А сказка это история взаимодействия этих двух светил? Когда Солнце встает поутру, тогда Луне (женским персонажам) наступает смерть. Да и карта Жрица (II Аркан Таро) как-то мало связана с колдовством. А что, если это карта Луна (XVIII Аркан Таро)? Тогда понятно противодействие этих двух карт: нижний мир - верхний мир. По-другому будут, на мой взгляд, более адекватно, прочитываться связка карт Солнце-Луна.
- Луна (слева) - Солнце (справа) – история с первой дочерью Яги;
- Луна (вверху) – Солнце (внизу) – история со второй дочерью Яги;
- Луна (справа) – Солнце (слева) – история с третьей дочерью Яги;
- Луна (внизу) – Солнце (наверху) – история с Бабой-Ягой.
Так вот, в первых трех случаях взаимодействия все же есть хоть какая-то надежда на жизнь Женщины в этом пространстве, которая, правда, уменьшается с каждым разом. В четвертом варианте никакой надежды нет.
Образ русской печи мне напомнил бездну, в которой трасформируется все, что попадает туда. Не намек ли это на сфиру Даат? Тогда Отец и Мать Ивана-дурака соответственно сфирот Хокма и Бина, к которым он (Солнце) отправляется домой с имуществом Яги, то есть Луны?
И это можно прочитать еще и как Солнце сделало свой Круг и вернулось к Первоисточнику, то есть домой.
Вот, казалось бы, знакомая сказочка, а на поверку оказывается совсем незнакомой, даже немного шокирующей. Зато как красиво разворачивается символический ряд! Да и смотришь теперь уже на Бабу Ягу совсем по-другому. Она не только в ступе своей летает, но и дом есть у нее, где всегда печь в порядке, а значит, явный намек на ее домовитость. Вот как увидела этот персонаж одна моя знакомая предсказательница Алла Боброва (ник Алушка):
«Очень часто мамки да няньки придумывали разные небылицы, например, о злой Бабе-Яге, которая ест маленьких детей. А ведь многие из этих мамочек сами появились на свет не без помощи этой Яги. Сколько родов приняла хозяйка лесной избушки! Она уже и не помнит. Давно это было…
В те далекие времена жила она среди людей. Почетом и уважением пользовалась у местных жителей. Она была потомственной жрицей. Её мать и бабка раньше выполняли эти же функции. Хранили обычаи и традиции предков, совершали все необходимые ритуалы для благополучия жителей деревни, наблюдали за природой и предсказывали погоду, молились древним богам.
Жрица сопровождала каждого жителя деревни в его пути по жизни. Она была повитухой на родах, представляла нового члена рода старейшинам. Она была непременной участницей процедуры посвящения юношей в мужчины. Жрица обучала девушек премудростям и хитростям любовных чар. Она соединяла сердца в браке. Когда кто-нибудь заболевал, Жрица всегда приходила на помощь, потому как знала все травы в округе и могла изготовить любое лекарство. На погребальных церемониях Жрица молила богов принять душу покойного члена общины.
С тех пор много воды утекло. Жрица не хотела вспоминать то время, когда люди забыли своих богов и стали поклоняться чужим. Умом она понимала, что запугивание и щедрые дары новых жрецов сделали своё дело. Но сердцем принять и простить не смогла. Первое время она пыталась противостоять новой вере. Эта борьба никогда не была открытой. В тайне собирала она в лесу своих сторонников, в основном женщин. Они пели гимны богам и совершали ритуалы.
Но гонения со стороны иноверцев усилились. Многие женщины, из её последовательниц, были объявлены ведьмами и сожжены на костре. А самой Жрице пришлось скрыться в лесу.
Только природа осталась верной своей Жрице. Лес хранил её и помогал выжить. Сколько раз преследователи пытались найти её избушку, но не разу им этого не удавалось. Лес путал следы, тропинки зарастали травой, деревья и кустарники переплетались в непроходимую чащу.
Но если кому-то из жителей деревни нужна помощь Жрицы, и он с чистым сердцем и светлыми помыслами отправляется на её поиски, лес непременно поможет и приведет к заветной избушке.
Поможет Жрица и тебе. Нужно лишь стать на опушке леса и позвать её. Позвать так громко, чтоб все тело зазвенело от этого зова, чтоб закружилась голова, чтоб ветви деревьев раздвинулись над головой и облака быстрей поплыли по небу. И чтоб не одного звука не сорвалось с твоих губ…
И Жрица ответит, ты услышишь её голос. Он будет идти из глубины твоей души, потому что она есть молчание в речи».
Такая вот медитация-откровение для тех, кто желает более глубоко познакомиться со Жрицей. Как видите, за маской зловещей Бабы-Яги вдруг открылось лицо Девы, ведающей всеми тайнами Космоса и готовой распахнуть врата своей сестры Хозяйки-Природы!
В самом деле, сказка – ложь, да в ней намек…
Читайте в рубрике «Арканы ТАРО»: |