Ёлементы и их обитатели: гномы, ундины, саламандры, сильфы

—ильфы - духи воздуха —ильфы - духи воздуха

Ќаиболее полным и элегантным изложением оккультной пневматологии (ветвь философии, имеюща€ дело с духовными субстанци€ми) человечество об€зано ‘илиппу јурелиусу ѕарацельсу (“еофраст Ѕомбаст фон √огенгейм),  оролю јлхимиков и √ерметических ‘илософов, истинному обладателю  оролевского —екрета (‘илософский  амень и Ёликсир ∆изни). ѕарацельс верил, что каждый из первичных четырех элементов, известных древним (земл€, огонь, воздух и вода), состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции.

¬оздух, следовательно, двойственен по природе, это ос€заема€ атмосфера и неос€заема€ летуча€ субстанци€, котора€ может быть названа духовным воздухом. ќгонь €вл€етс€ видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Ёто духовное эфирное плам€, про€вл€ющее себ€ через материальное субстанциональное плам€. ¬ода понимаетс€ как состо€ща€ из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. «емл€ также имеет две существенные части, низша€ из которых неподвижна€, земна€, а высша€ — прореженна€, подвижна€ и виртуальна€. ќбщий термин элементы приложим к низшим, или физическим, фазам этих четырех первичных элементов, а термин стихийные сущности (elemental essenses) к их невидимым духовным составл€ющим. ћинералы, растени€, животные и люди живут в мире, состо€щем из грубой стороны этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состо€т живые организмы.

√енри ƒраммонд в своей книге "≈стественный закон в духовном мире" описывает этот процесс следующим образом: «≈сли мы проанализируем ту материальную точку, с которой начинаетс€ жизнь, мы обнаружим, что она состоит из не имеющей структуры желеобразной субстанции, напоминающей €йцо. ќна состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. »м€ ей — протоплазма. Ёто структурна€ единица, с которой начинаетс€ не только жизнь живых тел, но и из которых она строитс€ дальше. "ѕротоплазма, — говорит ’аксли, -проста€ или с €дром, есть формальный базис всей жизни. Ёто глина √ончара"».

¬одный элемент древних философов претерпел метаморфозу и стал водородом в современной науке; воздух стал кислородом; огонь — азотом; земл€ — углеродом.

 ак видима€ ѕрирода населена бесчисленным количеством живых существ, так и, согласно ѕарацельсу, невидимый, духовный аналог видимой ѕрироды (составленный из разреженных элементов видимого мира) населен сонмами любопытных существ, которых он назвал стихи€ми и которые потом были переименованы в природных духов. ѕарацельс раздел€л их на четыре группы, которые названы им гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. ќн учил, что они €вл€ютс€ на самом деле живыми создани€ми, во многом напоминающими по форме человеческие существа и насел€ющими свой собственный мир, неизвестный люд€м в силу недоразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов.

÷ивилизации √реции, –има, ≈гипта,  ита€ и »ндии верили в сатиров, духов, фей и гоблинов. ќни населили море русалками, реки и источники -нимфами-, воздух — фе€ми, огонь -ларами и пенатами и землю — фавнами, дриадами и гамадриадами. Ёти духи почитались в высшей степени, что выражалось в соответствующих им подношени€х. »ногда, в силу различных атмосферных условий или же своеобразной чувствительности вер€щих в духов людей, эти духи становились видимыми. ћногие писали о них так, как будто они общались с духами, обитател€ми тонких сфер ѕрироды. ѕо мнению многих авторитетов, боги античности были на самом деле стихийными духами, потому что многие из этих невидимых имели впечатл€ющую внешность и восхитительные манеры.

√реки называли демонами некоторых из этих стихийных духов, особенно высших пор€дков, и поклон€лись им. ¬еро€тно, наиболее знаменитым из этих демонов был таинственный дух, который направл€л действи€ —ократа и с кем философ говорил в самых высоких выражени€х. “е, кто посв€тил много времени изучению невидимой конституции человека, полагали вполне веро€тным, что демон —ократа и ангел якова Ѕеме были на самом деле не стихийными духами, а тен€ми божественной природы самих этих философов. ¬ своих заметках "јпулей о Ѕоге —ократа" “омас “эйлор говорит:

«“о, что демон —ократа был, вне вс€ких сомнений, высших пор€дков, можно вывести из интеллектуального превосходства —ократа над другими людьми, и поэтому јпулей прав в том, что называл демона Ѕогом. ј то, что демон —ократа и в самом деле был божественным, следует из признани€ самого —ократа в "ѕервом јлкивиаде", ведь в ходе этого диалога он €сно говорит: "я долго придерживалс€ мнени€, что Ѕог еще не направил мен€ дл€ разговора с тобой". » в "јпологии" он недвусмысленно говорит о том, что этому демону предназначено божественное трансцендентное состо€ние, которое позвол€ет заключить о его высоком положении среди демонов».

–аспространенна€ долгое врем€ среди людей иде€ о том, что невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней, €вл€ютс€ разумными создани€ми, кажетс€ неверо€тной дл€ прозаических умов сегодн€шнего времени. ќднако ее считали правдоподобной многие выдающиес€ умы. —ильфы ‘аси€  ардана, миланского философа, саламандры, которых видел Ѕенвенуго „еллини, пан св.јнтони€ и маленький красный человечек, или гном, Ќаполеона Ѕонапарта занимают свое место в истории.

Ћитература проникнута концепцией духов ѕрироды. ќзорной ѕук в шекспировском "—не в летнюю ночь", стихийные духи в розенкрейцеровской поэме ј.ѕоупа "Ћомание замка", таинственные создани€ в романе Ћорда Ћиттона "«анони", бессмертный ћедник Ѕелл и знаменитые шл€пы в горах  атскилл, которые св€заны с –ип ¬ан ¬инклем, — все это фигуры, хорошо знакомые изучающим литературу. ‘ольклор и мифологи€ всех народов полны легенд об этих таинственных маленьких существах, насел€ющих старые замки,
сторожащих сокровища, спр€танные в земле, и стро€щих свои дома под шл€пками поганок. ‘еи €вл€ютс€ предметом восхищени€ детей, и большинство детей неохотно расстаетс€ с верой в них. Ќе так уж давно в них верили и выдающиес€ умы, и еще остаетс€ под вопросом, в какой степени такие люди, как ѕлатон, —ократ и ямвлих, были не правы, когда они открыто признавали их реальное существование.

ѕарацельс, описыва€ субстанции, из которых составлены тела стихийных духов, раздел€л плоть на два вида, первый из которых мы унаследовали от јдама. Ёто видима€, телесна€ плоть. ƒруга€ плоть, не унаследованна€ от јдама, будучи более разжиженной, не подлежит ограничени€м первой. “ела стихийных духов состо€т из этой транссубстанциальной плоти. ѕарацельс говорит, что разница между телами людей и телами ѕриродных духов така€ же, как между материей и духом.

"ƒа,- добавл€ет он, — —тихийные ƒухи — это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производ€т потомство, они ед€т и говор€т, сп€т и бодрствуют и т.п. и, следовательно, не могут быть названы просто духами. ќни занимают промежуточное место между людьми и духами, напомина€ мужчин и женщин по организации и форме, а духов быстротой движени€" (см. "ќккультна€ философи€"). ѕозднее тот же автор называет эти создани€ сложными, поскольку субстанци€, из которой они состо€т, €вл€етс€ смешением духа и материи. ќн использует цвет дл€ объ€снени€ этой идеи. —очетание красного и синего дает новый пурпурный цвет, новый цвет, не напоминающий ни тот, ни другой и все же составленный из них. “аков и случай с природными духами: они не напоминают ни духовных созданий, ни материальных существ, и все же они состо€т из субстанции, которую мы можем назвать духовной материей или эфиром.

ѕарацельс далее добавл€ет, что, в то врем€ как человек составлен из многих материй (дух, душа, ум и тело), соединенных в одно, стихийные духи имеют в себе только один элемент, или принцип, именно эфир, из которого они состо€т и в котором они живут. „итатель должен помнить, что под эфиром подразумеваетс€ духовна€ сущность одного из четырех элементов. ≈сть столько эфиров, сколько элементов, и есть столько семейств природных духов, сколько есть эфиров. Ёти семейства полностью изолированы в своем эфире и не вступают в сношени€ с обитател€ми других эфиров, но, поскольку человек по своей природе имеет сознание, чувствительное ко всем четырем элементам, при определенных услови€х он может вступать в сношени€ с ними.

ѕриродные духи не могут быть разрушены грубыми элементами, такими, как материальный огонь, земл€, воздух или вода, потому что они функционируют на более высоком, чем земные субстанции, колебательном уровне. Ѕудучи составлены только из одного элемента, или принципа (эфира, в котором они обитают), они не обладают бессмертным духом и по смерти распадаютс€ снова на элементные составл€ющие, из которых они выделились. ѕосле смерти не сохран€етс€ индивидуального сознани€, поскольку нет более высокого вместилища дл€ духа, которое бы сохран€ло его. ѕоскольку тела их сделаны из одной субстанции, они не испытывают трени€ между част€ми своими, и следовательно, живут больший век. “е, которые составлены из земного эфира, живут меньше других, а те, которые состо€т из воздушного эфира, живут самое большое врем€. —редн€€ продолжительность их жизни колеблетс€ от трех сотен до тыс€чи лет. ѕарацельс утверждал, что они живут в услови€х, подобных нашему земному окружению, и что некоторые из них подвержены болезн€м. ѕолагают, что эти создани€ не способны к духовному развитию, но больша€ часть из них имеет высокую мораль.

ќтносительно эфиров стихийных духов ѕарацельс пишет: "ќни живут в четырех элементах: Ќимфы — в элементе воды, —ильфы — воздуха, ѕигмеи — земли и —аламандры — огн€. ќни также называютс€ ”ндинами, —ильвестрами, √номами, ¬улканами и т.п.  аждый вид движетс€ только в элементе, к которому он принадлежит и который дл€ него то же, что воздух дл€ нас или вода дл€ рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду.  аждому стихийному духу ему соответствующий элемент €вл€етс€ прозрачным, невидимым и пригодным дл€ дыхани€, как и наша атмосфера." „итатель не должен путать природных духов с истинными волнами жизни, пронизывающими невидимые миры. ¬ то врем€ как стихийные элементы состо€т только из одной эфирной сущности, ангелы, архангелы и прочие высшие трансцендентальные сущности €вл€ютс€ сложными организмами, весьма похожими на человека, но только без его физического тела.

ѕо философии ѕрироды, духи обычно считаютс€ имеющими восточное происхождение, веро€тно, брахманистское, и ѕарацельс получил свое знание от восточных мудрецов, с которыми он вступал в контакты во врем€ своих путешествий. ≈гипт€не и

греки получили свои сведени€ из того же источника. “еперь рассмотрим четыре вида природных духов, согласно учению ѕарацельса, аббата де ¬иллара и других писателей, сочинени€ которых были дл€ нас доступными.

√номы

Ёлементы, обитающие в истощенном теле земли, называемом земным эфиром, группируютс€ под общим названием гномов. (Ќазвание, очевидно, вз€лось от греческого слова геномус, то есть земной обитатель.)

“очно так же, как много типов людей возникло через объективные физические элементы ѕрироды, много типов гномов возникло через субъективное эфирное тело ѕрироды. Ёти земные духи, работают в элементах на колебательном уровне столь близко к материальной земле, что они имеют колоссальную власть над скалами и растени€ми, и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах. Ќекоторые, подобно пигме€м, работают с камн€ми, геммами и металлами и, как считают, €вл€ютс€ хранител€ми спр€танных сокровищ. ќни живут в пещерах, далеко в земле, которую скандинавы называли Ќибелунген. ¬ восхитительном оперном цикле –.¬агнера " ольцо Ќибелунгов" јльберих делает себ€ королем пигмеев и заставл€ет эти маленькие создани€ собирать дл€ себ€ сокровища, наход€щиес€ под землей.

 роме пигмеев, есть и другие гномы, которые называютс€ лесными и древесными духами.   этой группе принадлежат —ильвестры, сатиры и паны, дриады, гамадриады, дурдалисы, эльфы, смугл€ши и маленькие старички в лесу. ѕарацельс утверждал, что гномы стро€т себе дома из вещества, напоминающего алебастр, мрамор, цемент, но истинна€ природа его неизвестна и не имеет аналогов. √номы собираютс€ в коммуны и живут в той субстанции, с которой они работают. Ќапример, гамадриады живут и умирают вместе с растени€ми или деревь€ми, частью которых они €вл€ютс€.  аждый куст и цветок имеет свойственный его природе дух, который часто использует физическое тело растени€ как обиталище. ƒревние философы, осознава€ принцип разумности, про€вл€ющий себ€ в каждом €влении ѕрироды, верили, что качество естественного отбора, демонстрируемое создани€ми, не обладающими организованными умственными способност€ми, €вл€етс€ результатом де€тельности самих природных духов.

 .ћ.√ейли в своей книге " лассические мифы" говорит: "ѕри€тной особенностью старого €зычества была любовь к прослеживанию каждого действи€ природы к действию божества. ¬оображение греков населило земли и воды божествами, действию которых приписывалось действие естественных законов". “аким образом, от имени растений, с которыми они работали, элементы принимали или отказывались от пищи, откладывали крас€щие материалы, сохран€ли и защищали семена и выполн€ли множество других об€занностей.  аждый вид растений обслуживалс€ соответствующим типом природных духов. –аботавшие, например, с €довитыми кустарниками имели безобразный вид. √овор€т, что природный дух €довитого болиголова сильно похож на маленький человеческий скелет, покрытый полупрозрачной кожей. ƒух живет в этом растении, и, если от куста отрезать ветку, он окажетс€ с веткой и умрет вместе с веткой, но, пока куст имеет хоть какие-то признаки жизни, в нем можно обнаружить присутствие стихийного духа-хранител€.

ќгромные деревь€ также имеют своих природных духов, но гораздо больших, нежели элементы небольших растений. “руды пигмеев заключаютс€ в извлечении кристаллов из скал и разработке рудных жил.  огда гномы работают с животными или людьми, их работа ограничена ткан€ми, свойственными их природе. ќни работают с кост€ми, которые принадлежат к минеральному царству, и древние верили, что реконструкци€ сломанных частей тела невозможна без сотрудничества со стихийными духами.

√номы имеют различные размеры, большинство из них меньше человека, хот€ некоторые имеют способность измен€ть свой размер по желанию. Ёто приводит к чрезвычайной подвижности при функционировании стихийных духов. ќ них јббат ¬ил-лар писал: "«емл€ полна от глубин до поверхности √номами, народом маленького размера, хранител€ми сокровищ, минералов и драгоценных камней. ќни изобретательны, дружелюбны к люд€м и легко управл€емы".

Ќе все авторитеты согласны с утверждением о дружелюбии гномов. ћногие считают, что они хитрые и злобные создани€, неуправл€емые и предательски настроенные. ѕисатели, однако, соглашаютс€ в том, что, если вы завоюете их доверие, они будут верными и преданными. ‘илософы и посв€щенные древнего мира были инструктированы по поводу этого таинственного малого народа и знали, как с ними обращатьс€ и добиватьс€ их сотрудничества в делах чрезвычайной важности. ћаги всегда предупреждали, что никогда нельз€ обманывать довери€ стихийных духов, в противном случае невидимые создани€, работа€ через субъективную природу человека, могут причинить ему бесконечную печаль и привести даже к смерти. ѕока мистик служит другим, гномы будут помогать ему, но, если он ищет их помощи эгоистично дл€ получени€ временной власти, они наброс€тс€ на него с неослабевающей €ростью. “о же самое случитс€, если он попытаетс€ обмануть их.

«емные духи встречаютс€ в определенное врем€ года на великой ассамблее, как это предположил Ўекспир в комедии "—он в летнюю ночь", где стихийные духи празднуют красоту и гармонию ѕрироды и предсказывают хороший урожай. √номами правит король, которого они люб€т и почитают. ≈го зовут √об, вот почему его подданные часто называютс€ гоблинами. —редневековые мистики отдавали по одной стороне света каждому из четырех королевств природных духов, и поэтому земной характер гномов был приписан —еверу, месту, рассматриваемому древними как источник мрака и смерти. ќдин из четырех главных человеческих темпераментов был также приписан гномам, и поскольку многие из них обитают во тьме пещер и глуши лесов, их темперамент носит следы меланхолии, мрачности и нелюдимости. Ќо это не значит, что сами они имеют такой темперамент. —корее, речь идет о том, что гномы управл€ют элементами с подобной консистенцией.

√номы жен€тс€ и имеют семью, а женщины их называютс€ гномидами. Ќекоторые из них нос€т одежду, сотканную из элементов, в которых они живут. ¬ других случа€х их оде€ни€ всегда на них и растут по мере роста их нос€щих, вроде шкуры животных. √номы имеют ненасытный аппетит и большую часть времени провод€т за едой. Ќо ед€т они тщательно и со старанием. Ѕольшинство из них скаредно и любит пр€тать свои вещи в укромных местах. ≈сть великое множество свидетельств, что дети часто вид€т гномов, поскольку их контакт с материальной стороной ѕрироды еще не завершен и они все еще погружены более или менее сознательно в невидимые миры.

—огласно ѕарацельсу, "человек живет во внешних элементах, а стихийные духи живут во внутренних элементах. —тихийные духи имеют одежду и дома, манеры и привычки, €зык и общественные св€зи, и предводител€, аналогичного королеве у пчел и вожакам в стадах животных' ("ќккультна€ философи€").

ѕарацельс иначе, чем греческие мистики, думал о внешних ограничени€х, накладываемых на природных духов. Ўвейцарский философ полагал их состо€щими из тонкого невидимого эфира. ¬ соответствии с этой гипотезой они видимы только в определенное врем€ и только тем, кто находитс€ в созвучии с их эфирными колебани€ми. √реческие же мыслители полагали, что многие природные духи имеют материальную конституцию и вполне способны функционировать в физическом мире. „асто наши переживани€ во сне столь живы, что позднее мы уверены, что на самом деле пережили физическое €вление. “рудности в различении того, где кончаетс€ физическое и начинаетс€ эфирное, могут оправдать различие соответствующих точек зрени€.

Ќо даже этого объ€снени€ не достаточно дл€ того, чтобы пон€ть случай с сатиром, который, согласно св. »ерониму, во врем€ правлени€  онстантина был пойман живьем и выставлен на обозрение народу. ќн имел человеческое тело, рога и ноги козла. ѕосле своей смерти он был помещен в соль и преподнесен императору, чтобы тот мог удостоверить подлинность событи€. (Ёта истори€ вполне правдоподобна и могла бы быть рассмотрена современной наукой как случай уродстви.)

”ндины

 ак гномы ограничены в своих функци€х элементами земли, так и ундины (им€, данное всему семейству эле-менталов, обитавших в воде) функционируют в невидимой духовной среде, называемой влажным (жидким) эфиром.  олебани€ этого эфира близки к колебани€м воды, и поэтому ундины способны контролировать в значительной степени поведение этой жидкости в ѕрироде.  расота €вл€етс€ главным в определении водных духов. ¬с€кий раз, обнаружива€ их скульптурное или графическое изображение, мы видим, что они исполнены грации и симметрии.  онтроль над элементами воды, котора€ всегда была женским символом, приводит естественно к тому, что символом водных духов стала женщина.

≈сть много групп ундин. ќдни насел€ют водопады, где они видны в брызгах воды, другие обитают в речных водах, третьи обитают во влажных местах, болотах, в гр€зных топ€х, а четвертые — в кристально чистых горных озерах. —огласно философам античности, каждый фонтан имел свою нимфу, кажда€ океанска€ волна — свою океаниду. ¬одные духи были известны под такими именами, как ореады, нереиды, лимониады, на€ды, русалки, морские девы, потамиды. „асто водные нимфы об€заны своим именем названи€м ручьев, озер или морей, где они обитают.

»сследователи часто придерживаютс€ одного мнени€, описыва€ некоторые характерные особенности ундин. ¬ общем, почти все ундины напоминают людей по форме и размеру, хот€ насел€ющие маленькие ручейки или водоемы имеют несколько меньшие размеры. ѕолагали, что эти вод€ные духи способны принимать обличи€ людей, действительно превраща€сь в мужчин и женщин. —уществует много легенд об этих духах и об их жизни в семь€х рыбаков, но почти вс€кий раз ундина, слыша зов вод, возвращаетс€ в царство Ќептуна, морского цар€.

ѕрактически ничего не известно об ундинах мужского пола. ¬одные духи живут не в домах, как гномы, а в коралловых пещерах или же среди зарослей камыша на берегах рек или озер. ” кельтов есть легенда о том, что »рланди€ в давние времена была заселена странным народом полубожественного происхождени€; с приходом современных кельтов они отступили в болота и водоемы, где и остаютс€ до насто€щего времени. ћаленькие ундины живут под листь€ми лилий и в маленьких домах из моха, спрыскиваемого водопадами. ”ндины работают с жизненными веществами и жидкост€ми растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода.  огда ундины, видны, они напоминают греческие статуи богинь. ќни поднимаютс€ из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее. ≈сть много семейств ундин, каждое из которых имеет свои ограничени€. Ќевозможно рассмотреть все их в детал€х. —воего правител€ по имени Ќекса они люб€т, почитают и неутомимо служат ему. “емперамент у них живой, и им отдан трон западной стороны света. ќни €вл€ютс€ эмоциональными существами, дружественны к люд€м и люб€т им служить. ќни иногда изображаютс€ верхом на дельфинах или океанических больших рыбах, очень люб€т цветы и растени€, которым они служат так же преданно и с умом, как и гномы. ƒревние поэты говорили, что песни ундин слышны при западном ветре и что их жизни сконцентрированы на украшении материального мира.

—аламандры

“реть€ группа стихийных духов — это саламандры, или духи огн€, живущие в этом разжиженном духовном эфире, который €вл€етс€ невидимым огненным элементом ѕрироды. ћатериальный огонь не может существовать, спичка не может зажигатьс€, а сталь высекать искры без помощи саламандры, котора€ по€вл€етс€ сразу (как в это верили мистики) при трении. „еловек не может успешно сообщатьс€ с саламандрами из-за огненного элемента, в котором они обитают, потому что все, с чем они приход€т в соприкосновение, обращаетс€ в пепел. —пециально подбира€ травы и запахи, философы древности могли манипулировать многими видами благовоний. Ѕлагодар€ парам благовоний, стихийные духи, заимству€ испарени€ эфира, становились видимыми.

—аламандры, как ундины и гномы, подраздел€лись на группы. —уществует множество семейств саламандр, различающихс€ по форме, размеру и знатности. »ногда саламандры видны как небольшие световые шары. ѕарацельс писал: "—аламандры бывают видны в форме огненных шаров, бегущих над пол€ми или проникающими в дом" ("ќккультна€ философи€").

—редневековые исследователи ѕриродных духов придерживались того мнени€, что наиболее обща€ форма саламандры — форма €щерицы, около фута длиной, извивающейс€ посреди огн€. ƒругую группу образуют гигантские пламенные фигуры, одетые в блистательные доспехи. Ќекоторые авторы, среди них аббат де ¬иллар, полагали, что «аратустра («о-роастр) был сыном ¬есты (котора€, как полагают, была женой Ќо€) и величайшего из саламандр ќромази-са. — тех пор неумирающий огонь утвердилс€ на персидских алтар€х в честь огненного отца «ороастра.

ќдин из наиболее важных видов саламандр — јктничи. Ёти создани€ по€вл€лись только в виде неразличимых шаров. ќни скользили по воде ночью и временами по€вл€лись на концах мачт кораблей (огни св. Ёльма). —аламандры были самыми сильными и мощными из всех стихийных духов и имели повелителем восхитительного духа по имени ƒжин, ужасного с виду. —аламандры были опасными, и мудрецы предупреждали держатьс€ от них подальше, потому что выгоды, полученные от их изучени€, не шли в сравнение с той ценой, которую надо было платить за это. “ак как древние ассоциировали огонь с ёгом, эта часть света была приписана саламандрам в качестве их трона, и они распростран€ли свое вли€ние на все существа с огненным темпераментом. ¬ животных и люд€х саламандры про€вл€ли себ€ через их эмоциональную природу, через телесное тепло, печень и кровообращение. Ѕез саламандр не было бы тепла.

—ильфы

 огда мудрецы говорили, что сильфы, четвертый класс стихийных духов, живут в элементе воздуха, они имели в виду не естественную атмосферу земли, а невидимую, неос€заемую духовную среду — эфирную субстанцию, составл€ющие которой подобны земной атмосфере, но гораздо тоньше. ¬ последнем разговоре в платоновском диалоге "‘едон" приговоренный философ говорит:

"—реди многих живых существ, которые насел€ют «емлю, есть и люди: одни живут в глубине суши, другие -по краю воздуха, как мы селимс€ на берегу мор€, третьи — на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка.  ороче говор€, что дл€ нас и дл€ нужд нашей жизни вода, море, то дл€ них воздух, а что дл€ нас воздух, дл€ них — эфир. «ной и прохлада так у них сочетаютс€, что эти люди никогда не болеют (ѕарацельс с этим не согласен. — ћ.’.) и живут дольше нашего. » зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаютс€ от нас настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир от воздуха. ≈сть у них и храмы, и св€щенные рощи богов, и боги действительно обитают в этих св€тилищах и через знамени€, вещани€, видени€ общаютс€ с людьми. » люди вид€т солнце, луну и звезды такими, каковы они на самом деле. » спутник всего этого — полное блаженство". ¬ то врем€ как считали, что сильфы обитают на облаках или в окружающем воздухе, их истинным домом €вл€ютс€ вершины гор.

¬ заметках редактора к книге —альверте "ќккультные науки" Ёнтони “одд “омсон говорит: "‘еи и ‘ейри очевидно скандинавского происхождени€, хот€ им€ ‘ейри (Fairy), скорее всего, €вл€етс€ производным от персидского ѕери, вымышленного благожелательного существа, охран€вшего людей от возмезди€ злых духов. ѕредполагалось, что эти маленькие воздушные существа, красивые и подвижные, благотворны в плотском союзе со смертными и насел€ют область, называемую ‘ейри-«емл€. ѕо€вл€€сь врем€ от времени на земле, они оставл€ют следы своих визитов на прекрасных зеленых лужайках, где влажные газоны нос€т отпечатки их танцев при луне".

—ильфам древние приписывали труд моделировани€ снежинок и собирани€ облаков. ѕоследнее они совершали с помощью ундин, поставл€вших влагу. ¬етры были их экипажами, и древние называли их духами воздуха. ќни высочайшие среди стихийных духов, и их родные элементы вибрируют с наибольшей частотой. ќни живут сотни лет, а некоторые даже тыс€чу лет и никогда при этом не стар€тс€. ¬ождь их зоветс€ ѕаралда, и живет он на высочайшей горе земли. ∆енские особи сильфов называютс€ сильфидами.

ћногие полагали, что сильфы, саламандры и нимфы были причастны к оракулам древних; и, может быть, они были как раз теми, кто говорил из глубин земли и с воздушных высот.

—ильфы иногда принимают человеческий облик, но только на непродолжительное врем€. ќни мен€ют свои размеры, но, как правило, они не больше человека, а часто и значительно меньше. √овор€т, что сильфы часто принимали людей в свое общество и позвол€ли жить там значительное врем€. ѕарацельс писал о таком происшествии, но, конечно, этого не случалось, пока человек был в своем физическом теле. Ќекоторые считали, что музы греков были сильфами, потому что эти духи собираютс€ вокруг ума мечтател€, артиста, поэта и вдохновл€ют его тайным знанием красоты и работы ѕрироды. —ильфам отдан восточный край света. ’арактер у них радостный, изменчивый, эксцентричный. –едкие качества, отмечающие гениальных людей, происход€т от сотрудничества с сильфами, но при этом добавл€етс€ и непоследовательность сильфов. —ильфы работают с газами в человеческом теле и косвенно с нервной системой, где и про€вл€етс€ их непосто€нство. ќни не имеют посто€нного дома и брод€т с места на место. —тихийные духи-кочевники, невидимые, но вездесущие силы в разумной активности вселенной.

ќбщие наблюдени€

Ќекоторые из древних в отличие от ѕарацельса полагали, что царства стихийных духов могут идти войной друг на друга, и они объ€сн€ли борьбу элементов разногласи€ми между царствами природных духов.  огда молни€ бьет в скалу и расщепл€ет ее, это происходит из-за нападени€ саламандр на гномов. “о, что они не атакуют друг друга в пределах своей плоскости их эфирной сущности, объ€сн€етс€ тем, что они не имеют общего знаменател€ в своих вибраци€х в эфире и наход€т таковой в материальной субстанции физической вселенной, над которой имеют значительную власть.

¬ойны могут быть также и внутри групп: одна арми€ гномов может напасть на другую армию гномов, и между ними может начатьс€ гражданска€ война. ‘илософы давно решили проблемы кажущихс€ противоречий в ѕрироде через индивидуализацию и персонификацию всех ее сил, наделив их темпераментами, не слишком-то отличными от человеческих, и ожида€ от них типичной человеческой непоследовательности. „етыре фиксированных знака «одиака были приписаны четырем царствам стихийных духов. √номы несут на себе вли€ние “ельца, ундины по природе своей — —корпионы, саламандры про€вл€ют характер Ћьва, а сильфы манипулируют эманаци€ми ¬одоле€.

’ристианска€ церковь объединила все стихийные сущности под общим названием демонов. Ёто неправильное употребление термина имело далеко идущие последстви€, и дл€ обычного ума слово демон означает дь€вольскую вещь, а ведь природные духи злонамеренны не больше, нежели минералы, растени€ и животные. ћногие из отцов раннего христианства утверждали, что они встречались и беседовали со стихийными духами.

 ак уже говорилось, природные духи никак не бессмертны, хот€ некоторые философы утверждали, что в отдельных случа€х духам даровалось бессмертие адептами и инициированными, которые понимали некоторые тонкие принципы невидимых миров. –аспад имеет место в физическом мире, то же происходит с эфирным аналогом физической субстанции. ѕри нормальных услови€х смерть природного духа приводит к тому, что он возвращаетс€ в прозрачную первичную сущность, из которой он был до того индивидуализирован. ¬с€кий эволюционный рост, если он вообще происходит, про€вл€етс€ только на уровне сознани€ этой первичной сущности или элемента, а не на уровне временно индивидуализированного стихийного духа. Ќе облада€ сложностью человеческого организма и не име€ его духовных и умственных способностей, природные духи уступают человеку в интеллекте, но, благодар€ выполнению ими функций, ограниченных одним элементом, они выработали способность к разумной де€тельности, котора€ далеко опережает человеческую как раз в работе с этими элементами.

“ермины инкубы и суккубы без разбора примен€лись отцами церкви к стихийным духам. »нкубы и суккубы, однако, €вл€ютс€ дь€вольскими и неестественными создани€ми, в то врем€ как стихийные духи €вл€ютс€ общим термином дл€ всех обитателей четырех сущностей. —огласно ѕарацельсу, инкубы и суккубы (мужчины и женщины соответственно) €вл€ютс€ паразитическими создани€ми, существующими через злые мысли и эмоции астрального тела. Ётот термин также применим к сверхфизическим организмам волшебников и черных магов. ¬ то врем€ как эти larvae (личинки) никоим образом не €вл€ютс€ воображаемыми существами, они, тем не менее, отпрыски воображени€. ƒревние мудрецы распознали их как невидимые причины пороков, потому что они пар€т в эфире, окружа€ морально слабых, посто€нно подстрека€ их к усилению деградации. ѕо этой причине они предпочитают атмосферу наркотических притонов, публичных домов, где они прилипают к тем несчастным, которые отдали себ€ делам неправедным. ѕозвол€€ своим чувствам омертветь через пристрастие к наркотикам или алкоголю, человек временно входит в контакт с этими обитател€ми астральной плоскости. √урии, которых вид€т курильщики гашиша, или жуткие чудовища, которые терзают больных белой гор€чкой, €вл€ютс€ примерами таких неземных существ, видимых только теми, кто совершает злые поступки и, как магнитом, прит€гивает их.

—ильно отлича€сь от стихийных духов, инкубов и суккубов, вампиры, по ѕарацельсу, €вл€ютс€ астральными телами людей, живых или мертвых (обычно вторых). ¬ампиры стрем€тс€ продлить существование в физической плоскости, отнима€ у живых их жизненную энергию и использу€ ее дл€ собственных целей.

¬ своей работе "De Ente Spirituali" ѕарацельс пишет об этих злобных создани€х так: "«доровый и чистый человек не может быть одержим ими, потому что такие Ћарвы могут действовать только на людей, имеющих в своем уме дл€ них помещение. «доровый ум €вл€етс€ замком, который невозможно вз€ть, если на то нет желани€ хоз€ина; но, если им позволить ворватьс€, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желани€, сподвигают к дурным мысл€м, разрушительно действуют на мозг; они обостр€ют животный разум и удушают моральное чувство. ƒь€вольские духи овладевают только теми людьми, в которых животна€ природа €вл€етс€ доминирующей. ”мы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы. “олько те, кто привычно ведом своими собственными низкими импульсами, могут подпасть под их вли€ние" (см. ѕарацельс, цит. выше).

—транна€ концепци€, котора€ не приемлетс€ большинством, выдвинута графом де √абалисом по поводу непорочного зачати€. — его точки зрени€, оно представл€ет союз человеческого существа со стихийным духом. —реди плодов такого союза он перечисл€ет √еркулеса, јхиллеса, Ёне€, “есе€, ћельхизедека, божественного ѕлатона, јполлони€ из “ианы и ћерлина ¬олшебника.

јвтор: ћэнли ѕ. ’олл
 
÷еремониальна€ маги€

„итайте в рубрике «÷еремониальна€ маги€»:

Ёлементы и их обитатели: гномы, ундины, саламандры, сильфы
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–еклама

–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам