Элементы и их обитатели: гномы, ундины, саламандры, сильфы

Сильфы - духи воздуха Сильфы - духи воздуха

Наиболее полным и элегантным изложением оккультной пневматологии (ветвь философии, имеющая дело с духовными субстанциями) человечество обязано Филиппу Аурелиусу Парацельсу (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), Королю Алхимиков и Герметических Философов, истинному обладателю Королевского Секрета (Философский Камень и Эликсир Жизни). Парацельс верил, что каждый из первичных четырех элементов, известных древним (земля, огонь, воздух и вода), состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции.

Воздух, следовательно, двойственен по природе, это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа духовным воздухом. Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Это духовное эфирное пламя, проявляющее себя через материальное субстанциональное пламя. Вода понимается как состоящая из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две существенные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая — прореженная, подвижная и виртуальная. Общий термин элементы приложим к низшим, или физическим, фазам этих четырех первичных элементов, а термин стихийные сущности (elemental essenses) к их невидимым духовным составляющим. Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой стороны этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организмы.

Генри Драммонд в своей книге "Естественный закон в духовном мире" описывает этот процесс следующим образом: «Если мы проанализируем ту материальную точку, с которой начинается жизнь, мы обнаружим, что она состоит из не имеющей структуры желеобразной субстанции, напоминающей яйцо. Она состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. Имя ей — протоплазма. Это структурная единица, с которой начинается не только жизнь живых тел, но и из которых она строится дальше. "Протоплазма, — говорит Хаксли, -простая или с ядром, есть формальный базис всей жизни. Это глина Гончара"».

Водный элемент древних философов претерпел метаморфозу и стал водородом в современной науке; воздух стал кислородом; огонь — азотом; земля — углеродом.

Как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых существ, так и, согласно Парацельсу, невидимый, духовный аналог видимой Природы (составленный из разреженных элементов видимого мира) населен сонмами любопытных существ, которых он назвал стихиями и которые потом были переименованы в природных духов. Парацельс разделял их на четыре группы, которые названы им гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми созданиями, во многом напоминающими по форме человеческие существа и населяющими свой собственный мир, неизвестный людям в силу недоразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов.

Цивилизации Греции, Рима, Египта, Китая и Индии верили в сатиров, духов, фей и гоблинов. Они населили море русалками, реки и источники -нимфами-, воздух — феями, огонь -ларами и пенатами и землю — фавнами, дриадами и гамадриадами. Эти духи почитались в высшей степени, что выражалось в соответствующих им подношениях. Иногда, в силу различных атмосферных условий или же своеобразной чувствительности верящих в духов людей, эти духи становились видимыми. Многие писали о них так, как будто они общались с духами, обитателями тонких сфер Природы. По мнению многих авторитетов, боги античности были на самом деле стихийными духами, потому что многие из этих невидимых имели впечатляющую внешность и восхитительные манеры.

Греки называли демонами некоторых из этих стихийных духов, особенно высших порядков, и поклонялись им. Вероятно, наиболее знаменитым из этих демонов был таинственный дух, который направлял действия Сократа и с кем философ говорил в самых высоких выражениях. Те, кто посвятил много времени изучению невидимой конституции человека, полагали вполне вероятным, что демон Сократа и ангел Якова Беме были на самом деле не стихийными духами, а тенями божественной природы самих этих философов. В своих заметках "Апулей о Боге Сократа" Томас Тэйлор говорит:

«То, что демон Сократа был, вне всяких сомнений, высших порядков, можно вывести из интеллектуального превосходства Сократа над другими людьми, и поэтому Апулей прав в том, что называл демона Богом. А то, что демон Сократа и в самом деле был божественным, следует из признания самого Сократа в "Первом Алкивиаде", ведь в ходе этого диалога он ясно говорит: "Я долго придерживался мнения, что Бог еще не направил меня для разговора с тобой". И в "Апологии" он недвусмысленно говорит о том, что этому демону предназначено божественное трансцендентное состояние, которое позволяет заключить о его высоком положении среди демонов».

Распространенная долгое время среди людей идея о том, что невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней, являются разумными созданиями, кажется невероятной для прозаических умов сегодняшнего времени. Однако ее считали правдоподобной многие выдающиеся умы. Сильфы Фасия Кардана, миланского философа, саламандры, которых видел Бенвенуго Челлини, пан св.Антония и маленький красный человечек, или гном, Наполеона Бонапарта занимают свое место в истории.

Литература проникнута концепцией духов Природы. Озорной Пук в шекспировском "Сне в летнюю ночь", стихийные духи в розенкрейцеровской поэме А.Поупа "Ломание замка", таинственные создания в романе Лорда Литтона "Занони", бессмертный Медник Белл и знаменитые шляпы в горах Катскилл, которые связаны с Рип Ван Винклем, — все это фигуры, хорошо знакомые изучающим литературу. Фольклор и мифология всех народов полны легенд об этих таинственных маленьких существах, населяющих старые замки,
сторожащих сокровища, спрятанные в земле, и строящих свои дома под шляпками поганок. Феи являются предметом восхищения детей, и большинство детей неохотно расстается с верой в них. Не так уж давно в них верили и выдающиеся умы, и еще остается под вопросом, в какой степени такие люди, как Платон, Сократ и Ямвлих, были не правы, когда они открыто признавали их реальное существование.

Парацельс, описывая субстанции, из которых составлены тела стихийных духов, разделял плоть на два вида, первый из которых мы унаследовали от Адама. Это видимая, телесная плоть. Другая плоть, не унаследованная от Адама, будучи более разжиженной, не подлежит ограничениям первой. Тела стихийных духов состоят из этой транссубстанциальной плоти. Парацельс говорит, что разница между телами людей и телами Природных духов такая же, как между материей и духом.

"Да,- добавляет он, — Стихийные Духи — это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п. и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов быстротой движения" (см. "Оккультная философия"). Позднее тот же автор называет эти создания сложными, поскольку субстанция, из которой они состоят, является смешением духа и материи. Он использует цвет для объяснения этой идеи. Сочетание красного и синего дает новый пурпурный цвет, новый цвет, не напоминающий ни тот, ни другой и все же составленный из них. Таков и случай с природными духами: они не напоминают ни духовных созданий, ни материальных существ, и все же они состоят из субстанции, которую мы можем назвать духовной материей или эфиром.

Парацельс далее добавляет, что, в то время как человек составлен из многих материй (дух, душа, ум и тело), соединенных в одно, стихийные духи имеют в себе только один элемент, или принцип, именно эфир, из которого они состоят и в котором они живут. Читатель должен помнить, что под эфиром подразумевается духовная сущность одного из четырех элементов. Есть столько эфиров, сколько элементов, и есть столько семейств природных духов, сколько есть эфиров. Эти семейства полностью изолированы в своем эфире и не вступают в сношения с обитателями других эфиров, но, поскольку человек по своей природе имеет сознание, чувствительное ко всем четырем элементам, при определенных условиях он может вступать в сношения с ними.

Природные духи не могут быть разрушены грубыми элементами, такими, как материальный огонь, земля, воздух или вода, потому что они функционируют на более высоком, чем земные субстанции, колебательном уровне. Будучи составлены только из одного элемента, или принципа (эфира, в котором они обитают), они не обладают бессмертным духом и по смерти распадаются снова на элементные составляющие, из которых они выделились. После смерти не сохраняется индивидуального сознания, поскольку нет более высокого вместилища для духа, которое бы сохраняло его. Поскольку тела их сделаны из одной субстанции, они не испытывают трения между частями своими, и следовательно, живут больший век. Те, которые составлены из земного эфира, живут меньше других, а те, которые состоят из воздушного эфира, живут самое большое время. Средняя продолжительность их жизни колеблется от трех сотен до тысячи лет. Парацельс утверждал, что они живут в условиях, подобных нашему земному окружению, и что некоторые из них подвержены болезням. Полагают, что эти создания не способны к духовному развитию, но большая часть из них имеет высокую мораль.

Относительно эфиров стихийных духов Парацельс пишет: "Они живут в четырех элементах: Нимфы — в элементе воды, Сильфы — воздуха, Пигмеи — земли и Саламандры — огня. Они также называются Ундинами, Сильвестрами, Гномами, Вулканами и т.п. Каждый вид движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него то же, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду. Каждому стихийному духу ему соответствующий элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как и наша атмосфера." Читатель не должен путать природных духов с истинными волнами жизни, пронизывающими невидимые миры. В то время как стихийные элементы состоят только из одной эфирной сущности, ангелы, архангелы и прочие высшие трансцендентальные сущности являются сложными организмами, весьма похожими на человека, но только без его физического тела.

По философии Природы, духи обычно считаются имеющими восточное происхождение, вероятно, брахманистское, и Парацельс получил свое знание от восточных мудрецов, с которыми он вступал в контакты во время своих путешествий. Египтяне и

греки получили свои сведения из того же источника. Теперь рассмотрим четыре вида природных духов, согласно учению Парацельса, аббата де Виллара и других писателей, сочинения которых были для нас доступными.

Гномы

Элементы, обитающие в истощенном теле земли, называемом земным эфиром, группируются под общим названием гномов. (Название, очевидно, взялось от греческого слова геномус, то есть земной обитатель.)

Точно так же, как много типов людей возникло через объективные физические элементы Природы, много типов гномов возникло через субъективное эфирное тело Природы. Эти земные духи, работают в элементах на колебательном уровне столь близко к материальной земле, что они имеют колоссальную власть над скалами и растениями, и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах. Некоторые, подобно пигмеям, работают с камнями, геммами и металлами и, как считают, являются хранителями спрятанных сокровищ. Они живут в пещерах, далеко в земле, которую скандинавы называли Нибелунген. В восхитительном оперном цикле Р.Вагнера "Кольцо Нибелунгов" Альберих делает себя королем пигмеев и заставляет эти маленькие создания собирать для себя сокровища, находящиеся под землей.

Кроме пигмеев, есть и другие гномы, которые называются лесными и древесными духами. К этой группе принадлежат Сильвестры, сатиры и паны, дриады, гамадриады, дурдалисы, эльфы, смугляши и маленькие старички в лесу. Парацельс утверждал, что гномы строят себе дома из вещества, напоминающего алебастр, мрамор, цемент, но истинная природа его неизвестна и не имеет аналогов. Гномы собираются в коммуны и живут в той субстанции, с которой они работают. Например, гамадриады живут и умирают вместе с растениями или деревьями, частью которых они являются. Каждый куст и цветок имеет свойственный его природе дух, который часто использует физическое тело растения как обиталище. Древние философы, осознавая принцип разумности, проявляющий себя в каждом явлении Природы, верили, что качество естественного отбора, демонстрируемое созданиями, не обладающими организованными умственными способностями, является результатом деятельности самих природных духов.

К.М.Гейли в своей книге "Классические мифы" говорит: "Приятной особенностью старого язычества была любовь к прослеживанию каждого действия природы к действию божества. Воображение греков населило земли и воды божествами, действию которых приписывалось действие естественных законов". Таким образом, от имени растений, с которыми они работали, элементы принимали или отказывались от пищи, откладывали красящие материалы, сохраняли и защищали семена и выполняли множество других обязанностей. Каждый вид растений обслуживался соответствующим типом природных духов. Работавшие, например, с ядовитыми кустарниками имели безобразный вид. Говорят, что природный дух ядовитого болиголова сильно похож на маленький человеческий скелет, покрытый полупрозрачной кожей. Дух живет в этом растении, и, если от куста отрезать ветку, он окажется с веткой и умрет вместе с веткой, но, пока куст имеет хоть какие-то признаки жизни, в нем можно обнаружить присутствие стихийного духа-хранителя.

Огромные деревья также имеют своих природных духов, но гораздо больших, нежели элементы небольших растений. Труды пигмеев заключаются в извлечении кристаллов из скал и разработке рудных жил. Когда гномы работают с животными или людьми, их работа ограничена тканями, свойственными их природе. Они работают с костями, которые принадлежат к минеральному царству, и древние верили, что реконструкция сломанных частей тела невозможна без сотрудничества со стихийными духами.

Гномы имеют различные размеры, большинство из них меньше человека, хотя некоторые имеют способность изменять свой размер по желанию. Это приводит к чрезвычайной подвижности при функционировании стихийных духов. О них Аббат Вил-лар писал: "Земля полна от глубин до поверхности Гномами, народом маленького размера, хранителями сокровищ, минералов и драгоценных камней. Они изобретательны, дружелюбны к людям и легко управляемы".

Не все авторитеты согласны с утверждением о дружелюбии гномов. Многие считают, что они хитрые и злобные создания, неуправляемые и предательски настроенные. Писатели, однако, соглашаются в том, что, если вы завоюете их доверие, они будут верными и преданными. Философы и посвященные древнего мира были инструктированы по поводу этого таинственного малого народа и знали, как с ними обращаться и добиваться их сотрудничества в делах чрезвычайной важности. Маги всегда предупреждали, что никогда нельзя обманывать доверия стихийных духов, в противном случае невидимые создания, работая через субъективную природу человека, могут причинить ему бесконечную печаль и привести даже к смерти. Пока мистик служит другим, гномы будут помогать ему, но, если он ищет их помощи эгоистично для получения временной власти, они набросятся на него с неослабевающей яростью. То же самое случится, если он попытается обмануть их.

Земные духи встречаются в определенное время года на великой ассамблее, как это предположил Шекспир в комедии "Сон в летнюю ночь", где стихийные духи празднуют красоту и гармонию Природы и предсказывают хороший урожай. Гномами правит король, которого они любят и почитают. Его зовут Гоб, вот почему его подданные часто называются гоблинами. Средневековые мистики отдавали по одной стороне света каждому из четырех королевств природных духов, и поэтому земной характер гномов был приписан Северу, месту, рассматриваемому древними как источник мрака и смерти. Один из четырех главных человеческих темпераментов был также приписан гномам, и поскольку многие из них обитают во тьме пещер и глуши лесов, их темперамент носит следы меланхолии, мрачности и нелюдимости. Но это не значит, что сами они имеют такой темперамент. Скорее, речь идет о том, что гномы управляют элементами с подобной консистенцией.

Гномы женятся и имеют семью, а женщины их называются гномидами. Некоторые из них носят одежду, сотканную из элементов, в которых они живут. В других случаях их одеяния всегда на них и растут по мере роста их носящих, вроде шкуры животных. Гномы имеют ненасытный аппетит и большую часть времени проводят за едой. Но едят они тщательно и со старанием. Большинство из них скаредно и любит прятать свои вещи в укромных местах. Есть великое множество свидетельств, что дети часто видят гномов, поскольку их контакт с материальной стороной Природы еще не завершен и они все еще погружены более или менее сознательно в невидимые миры.

Согласно Парацельсу, "человек живет во внешних элементах, а стихийные духи живут во внутренних элементах. Стихийные духи имеют одежду и дома, манеры и привычки, язык и общественные связи, и предводителя, аналогичного королеве у пчел и вожакам в стадах животных' ("Оккультная философия").

Парацельс иначе, чем греческие мистики, думал о внешних ограничениях, накладываемых на природных духов. Швейцарский философ полагал их состоящими из тонкого невидимого эфира. В соответствии с этой гипотезой они видимы только в определенное время и только тем, кто находится в созвучии с их эфирными колебаниями. Греческие же мыслители полагали, что многие природные духи имеют материальную конституцию и вполне способны функционировать в физическом мире. Часто наши переживания во сне столь живы, что позднее мы уверены, что на самом деле пережили физическое явление. Трудности в различении того, где кончается физическое и начинается эфирное, могут оправдать различие соответствующих точек зрения.

Но даже этого объяснения не достаточно для того, чтобы понять случай с сатиром, который, согласно св. Иерониму, во время правления Константина был пойман живьем и выставлен на обозрение народу. Он имел человеческое тело, рога и ноги козла. После своей смерти он был помещен в соль и преподнесен императору, чтобы тот мог удостоверить подлинность события. (Эта история вполне правдоподобна и могла бы быть рассмотрена современной наукой как случай уродстви.)

Ундины

Как гномы ограничены в своих функциях элементами земли, так и ундины (имя, данное всему семейству эле-менталов, обитавших в воде) функционируют в невидимой духовной среде, называемой влажным (жидким) эфиром. Колебания этого эфира близки к колебаниям воды, и поэтому ундины способны контролировать в значительной степени поведение этой жидкости в Природе. Красота является главным в определении водных духов. Всякий раз, обнаруживая их скульптурное или графическое изображение, мы видим, что они исполнены грации и симметрии. Контроль над элементами воды, которая всегда была женским символом, приводит естественно к тому, что символом водных духов стала женщина.

Есть много групп ундин. Одни населяют водопады, где они видны в брызгах воды, другие обитают в речных водах, третьи обитают во влажных местах, болотах, в грязных топях, а четвертые — в кристально чистых горных озерах. Согласно философам античности, каждый фонтан имел свою нимфу, каждая океанская волна — свою океаниду. Водные духи были известны под такими именами, как ореады, нереиды, лимониады, наяды, русалки, морские девы, потамиды. Часто водные нимфы обязаны своим именем названиям ручьев, озер или морей, где они обитают.

Исследователи часто придерживаются одного мнения, описывая некоторые характерные особенности ундин. В общем, почти все ундины напоминают людей по форме и размеру, хотя населяющие маленькие ручейки или водоемы имеют несколько меньшие размеры. Полагали, что эти водяные духи способны принимать обличия людей, действительно превращаясь в мужчин и женщин. Существует много легенд об этих духах и об их жизни в семьях рыбаков, но почти всякий раз ундина, слыша зов вод, возвращается в царство Нептуна, морского царя.

Практически ничего не известно об ундинах мужского пола. Водные духи живут не в домах, как гномы, а в коралловых пещерах или же среди зарослей камыша на берегах рек или озер. У кельтов есть легенда о том, что Ирландия в давние времена была заселена странным народом полубожественного происхождения; с приходом современных кельтов они отступили в болота и водоемы, где и остаются до настоящего времени. Маленькие ундины живут под листьями лилий и в маленьких домах из моха, спрыскиваемого водопадами. Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины, видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее. Есть много семейств ундин, каждое из которых имеет свои ограничения. Невозможно рассмотреть все их в деталях. Своего правителя по имени Некса они любят, почитают и неутомимо служат ему. Темперамент у них живой, и им отдан трон западной стороны света. Они являются эмоциональными существами, дружественны к людям и любят им служить. Они иногда изображаются верхом на дельфинах или океанических больших рыбах, очень любят цветы и растения, которым они служат так же преданно и с умом, как и гномы. Древние поэты говорили, что песни ундин слышны при западном ветре и что их жизни сконцентрированы на украшении материального мира.

Саламандры

Третья группа стихийных духов — это саламандры, или духи огня, живущие в этом разжиженном духовном эфире, который является невидимым огненным элементом Природы. Материальный огонь не может существовать, спичка не может зажигаться, а сталь высекать искры без помощи саламандры, которая появляется сразу (как в это верили мистики) при трении. Человек не может успешно сообщаться с саламандрами из-за огненного элемента, в котором они обитают, потому что все, с чем они приходят в соприкосновение, обращается в пепел. Специально подбирая травы и запахи, философы древности могли манипулировать многими видами благовоний. Благодаря парам благовоний, стихийные духи, заимствуя испарения эфира, становились видимыми.

Саламандры, как ундины и гномы, подразделялись на группы. Существует множество семейств саламандр, различающихся по форме, размеру и знатности. Иногда саламандры видны как небольшие световые шары. Парацельс писал: "Саламандры бывают видны в форме огненных шаров, бегущих над полями или проникающими в дом" ("Оккультная философия").

Средневековые исследователи Природных духов придерживались того мнения, что наиболее общая форма саламандры — форма ящерицы, около фута длиной, извивающейся посреди огня. Другую группу образуют гигантские пламенные фигуры, одетые в блистательные доспехи. Некоторые авторы, среди них аббат де Виллар, полагали, что Заратустра (Зо-роастр) был сыном Весты (которая, как полагают, была женой Ноя) и величайшего из саламандр Оромази-са. С тех пор неумирающий огонь утвердился на персидских алтарях в честь огненного отца Зороастра.

Один из наиболее важных видов саламандр — Актничи. Эти создания появлялись только в виде неразличимых шаров. Они скользили по воде ночью и временами появлялись на концах мачт кораблей (огни св. Эльма). Саламандры были самыми сильными и мощными из всех стихийных духов и имели повелителем восхитительного духа по имени Джин, ужасного с виду. Саламандры были опасными, и мудрецы предупреждали держаться от них подальше, потому что выгоды, полученные от их изучения, не шли в сравнение с той ценой, которую надо было платить за это. Так как древние ассоциировали огонь с Югом, эта часть света была приписана саламандрам в качестве их трона, и они распространяли свое влияние на все существа с огненным темпераментом. В животных и людях саламандры проявляли себя через их эмоциональную природу, через телесное тепло, печень и кровообращение. Без саламандр не было бы тепла.

Сильфы

Когда мудрецы говорили, что сильфы, четвертый класс стихийных духов, живут в элементе воздуха, они имели в виду не естественную атмосферу земли, а невидимую, неосязаемую духовную среду — эфирную субстанцию, составляющие которой подобны земной атмосфере, но гораздо тоньше. В последнем разговоре в платоновском диалоге "Федон" приговоренный философ говорит:

"Среди многих живых существ, которые населяют Землю, есть и люди: одни живут в глубине суши, другие -по краю воздуха, как мы селимся на берегу моря, третьи — на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка. Короче говоря, что для нас и для нужд нашей жизни вода, море, то для них воздух, а что для нас воздух, для них — эфир. Зной и прохлада так у них сочетаются, что эти люди никогда не болеют (Парацельс с этим не согласен. — М.Х.) и живут дольше нашего. И зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаются от нас настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир от воздуха. Есть у них и храмы, и священные рощи богов, и боги действительно обитают в этих святилищах и через знамения, вещания, видения общаются с людьми. И люди видят солнце, луну и звезды такими, каковы они на самом деле. И спутник всего этого — полное блаженство". В то время как считали, что сильфы обитают на облаках или в окружающем воздухе, их истинным домом являются вершины гор.

В заметках редактора к книге Сальверте "Оккультные науки" Энтони Тодд Томсон говорит: "Феи и Фейри очевидно скандинавского происхождения, хотя имя Фейри (Fairy), скорее всего, является производным от персидского Пери, вымышленного благожелательного существа, охранявшего людей от возмездия злых духов. Предполагалось, что эти маленькие воздушные существа, красивые и подвижные, благотворны в плотском союзе со смертными и населяют область, называемую Фейри-Земля. Появляясь время от времени на земле, они оставляют следы своих визитов на прекрасных зеленых лужайках, где влажные газоны носят отпечатки их танцев при луне".

Сильфам древние приписывали труд моделирования снежинок и собирания облаков. Последнее они совершали с помощью ундин, поставлявших влагу. Ветры были их экипажами, и древние называли их духами воздуха. Они высочайшие среди стихийных духов, и их родные элементы вибрируют с наибольшей частотой. Они живут сотни лет, а некоторые даже тысячу лет и никогда при этом не старятся. Вождь их зовется Паралда, и живет он на высочайшей горе земли. Женские особи сильфов называются сильфидами.

Многие полагали, что сильфы, саламандры и нимфы были причастны к оракулам древних; и, может быть, они были как раз теми, кто говорил из глубин земли и с воздушных высот.

Сильфы иногда принимают человеческий облик, но только на непродолжительное время. Они меняют свои размеры, но, как правило, они не больше человека, а часто и значительно меньше. Говорят, что сильфы часто принимали людей в свое общество и позволяли жить там значительное время. Парацельс писал о таком происшествии, но, конечно, этого не случалось, пока человек был в своем физическом теле. Некоторые считали, что музы греков были сильфами, потому что эти духи собираются вокруг ума мечтателя, артиста, поэта и вдохновляют его тайным знанием красоты и работы Природы. Сильфам отдан восточный край света. Характер у них радостный, изменчивый, эксцентричный. Редкие качества, отмечающие гениальных людей, происходят от сотрудничества с сильфами, но при этом добавляется и непоследовательность сильфов. Сильфы работают с газами в человеческом теле и косвенно с нервной системой, где и проявляется их непостоянство. Они не имеют постоянного дома и бродят с места на место. Стихийные духи-кочевники, невидимые, но вездесущие силы в разумной активности вселенной.

Общие наблюдения

Некоторые из древних в отличие от Парацельса полагали, что царства стихийных духов могут идти войной друг на друга, и они объясняли борьбу элементов разногласиями между царствами природных духов. Когда молния бьет в скалу и расщепляет ее, это происходит из-за нападения саламандр на гномов. То, что они не атакуют друг друга в пределах своей плоскости их эфирной сущности, объясняется тем, что они не имеют общего знаменателя в своих вибрациях в эфире и находят таковой в материальной субстанции физической вселенной, над которой имеют значительную власть.

Войны могут быть также и внутри групп: одна армия гномов может напасть на другую армию гномов, и между ними может начаться гражданская война. Философы давно решили проблемы кажущихся противоречий в Природе через индивидуализацию и персонификацию всех ее сил, наделив их темпераментами, не слишком-то отличными от человеческих, и ожидая от них типичной человеческой непоследовательности. Четыре фиксированных знака Зодиака были приписаны четырем царствам стихийных духов. Гномы несут на себе влияние Тельца, ундины по природе своей — Скорпионы, саламандры проявляют характер Льва, а сильфы манипулируют эманациями Водолея.

Христианская церковь объединила все стихийные сущности под общим названием демонов. Это неправильное употребление термина имело далеко идущие последствия, и для обычного ума слово демон означает дьявольскую вещь, а ведь природные духи злонамеренны не больше, нежели минералы, растения и животные. Многие из отцов раннего христианства утверждали, что они встречались и беседовали со стихийными духами.

Как уже говорилось, природные духи никак не бессмертны, хотя некоторые философы утверждали, что в отдельных случаях духам даровалось бессмертие адептами и инициированными, которые понимали некоторые тонкие принципы невидимых миров. Распад имеет место в физическом мире, то же происходит с эфирным аналогом физической субстанции. При нормальных условиях смерть природного духа приводит к тому, что он возвращается в прозрачную первичную сущность, из которой он был до того индивидуализирован. Всякий эволюционный рост, если он вообще происходит, проявляется только на уровне сознания этой первичной сущности или элемента, а не на уровне временно индивидуализированного стихийного духа. Не обладая сложностью человеческого организма и не имея его духовных и умственных способностей, природные духи уступают человеку в интеллекте, но, благодаря выполнению ими функций, ограниченных одним элементом, они выработали способность к разумной деятельности, которая далеко опережает человеческую как раз в работе с этими элементами.

Термины инкубы и суккубы без разбора применялись отцами церкви к стихийным духам. Инкубы и суккубы, однако, являются дьявольскими и неестественными созданиями, в то время как стихийные духи являются общим термином для всех обитателей четырех сущностей. Согласно Парацельсу, инкубы и суккубы (мужчины и женщины соответственно) являются паразитическими созданиями, существующими через злые мысли и эмоции астрального тела. Этот термин также применим к сверхфизическим организмам волшебников и черных магов. В то время как эти larvae (личинки) никоим образом не являются воображаемыми существами, они, тем не менее, отпрыски воображения. Древние мудрецы распознали их как невидимые причины пороков, потому что они парят в эфире, окружая морально слабых, постоянно подстрекая их к усилению деградации. По этой причине они предпочитают атмосферу наркотических притонов, публичных домов, где они прилипают к тем несчастным, которые отдали себя делам неправедным. Позволяя своим чувствам омертветь через пристрастие к наркотикам или алкоголю, человек временно входит в контакт с этими обитателями астральной плоскости. Гурии, которых видят курильщики гашиша, или жуткие чудовища, которые терзают больных белой горячкой, являются примерами таких неземных существ, видимых только теми, кто совершает злые поступки и, как магнитом, притягивает их.

Сильно отличаясь от стихийных духов, инкубов и суккубов, вампиры, по Парацельсу, являются астральными телами людей, живых или мертвых (обычно вторых). Вампиры стремятся продлить существование в физической плоскости, отнимая у живых их жизненную энергию и используя ее для собственных целей.

В своей работе "De Ente Spirituali" Парацельс пишет об этих злобных созданиях так: "Здоровый и чистый человек не может быть одержим ими, потому что такие Ларвы могут действовать только на людей, имеющих в своем уме для них помещение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы. Только те, кто привычно ведом своими собственными низкими импульсами, могут подпасть под их влияние" (см. Парацельс, цит. выше).

Странная концепция, которая не приемлется большинством, выдвинута графом де Габалисом по поводу непорочного зачатия. С его точки зрения, оно представляет союз человеческого существа со стихийным духом. Среди плодов такого союза он перечисляет Геркулеса, Ахиллеса, Энея, Тесея, Мельхизедека, божественного Платона, Аполлония из Тианы и Мерлина Волшебника.

Автор: Мэнли П. Холл
 
Церемониальная магия

Читайте в рубрике «Церемониальная магия»:

Элементы и их обитатели: гномы, ундины, саламандры, сильфы
 

Реклама

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам