Камни и их предохраняющие и терапевтические свойства

Драгоценные камни Драгоценные камни

В амулетах людей интересовали не только приписываемые им предохраняющие и терапевтические свойства. Почти такое же значение придавалось форме, цвету и внешнему виду амулета. Так, в некоторых странах детям на шею вешали фиолетовый камень, который, как считалось, не только защищает их от болезни, но и делал послушными и покорными воле родителей. Предполагалось, что амулет — это кристаллизовавшиеся слезы Евы, пролитые ею после разлучения с Адамом.

Зеленые камни, такие как нефрит, изумруд, зеленый жад, амазонит и т.д. — связывались с пышной растительностью, пробуждающим ее дождем, плодородием человека и плодовитостью животных, а также с половой потенцией и силой в целом. Желтые камни помогали людям, страдавшим желтухой и другими заболеваниями печени. Красные камни использовались для остановки внутренних, а так же внешних кровотечений из ран, нанесенных оружием врага или скальпелем хирурга, а также для защиты от огня и молнии. Коричневые камни отвращали болезнь. Черные — оберегали от сглаза. Белые — отвращали дурной глаз и несли с собой защиту небес, откуда они, как считалось, появились. Искрящиеся камни и горный хрусталь разрушали всякого рода колдовство. Высоко ценились камни с различного цвета полосами, кругами и т.п., то есть с особыми отметинами, оставленными либо самой природой, либо искусными человеческими руками. Действенными амулетами служили отполированные водой камни и камни с отверстиями или углублениями в них для защиты от злых духов почти повсеместно выбирались круглые, полукруглые и треугольные камни.

В некоторых странах амулеты из драгоценных камней считались более действенными, чем амулеты из более простого материала. Предполагалось, что вид редких и красивых драгоценных доставляет удовольствие злым духам, и поэтому их нападки оказывались менее ожесточенными и злобными. В Индии до сих пор наборы из девяти или пяти драгоценных камней считаются защищающими от сглаза, а двенадцать камней на наперснике Аарона вне всякого сомнения предназначались для отведения от первосвященника нападений злых духов.

Агат. — Известно несколько разновидностей агата. Все они широко использовались на востоке. "Красный агат", упоминавшийся Плинием (Hist, nat., XXXVII, 54), и известный как "кровавый агат", служил защитой от больших пауков и скорпионов. Так называемый "зеленый агат" считался действенным средством, смягчающим всякого рода заболевания глаз. Коричневый или "рыжевато-коричневый" агат являлся самым сильнодействующим и наиболее популярным из всех, ибо делал воина победоносным, защищал человека от всевозможных ядовитых пресмыкающихся, способствовал благосклонному расположению дамы к влюбленному в нее кавалеру, а больной, державший его в своей руке, выздоравливал. Кроме того, этот камень приносил человеку богатство, счастье и долголетие. Он также обострял ум; останавливал лихорадку, эпилептические припадки и сумасшествие; прекращал выделения из глаз, облегчал протекание менструаций и рассасывал воду при водянке. В Италии и Персии он защищал владельца от дурного глаза. В Сирии носимые на шее треугольные агатовые амулеты предохраняли от кишечных заболеваний. Высоко ценился черный агат с белыми полосками, однако немалую ценность представлял собой и зеленый агат; если женщина выпивала воду, которой омывали кольцо с зеленым агатом, она никогда не становилась бесплодной. Широко распространенные в Египте амулеты из серого агата, носившиеся на шее, предотвращали прострел, колику и диарею.

Алмаз. — Согласно Плинию (Hist, not., XXXVII, 15) алмаз обезвреживал все яды, излечивал от сумасшествия, защищал человека от чар, отгонял от него злых духов и ночные кошмары. Вино и вода, в которые погружался алмаз, оберегали выпивших их людей от подагры, желтухи и апоплексического удара. Носимый на левой руке алмаз отгонял диких животных, демонов, чертей и дурных людей, а с помощью своей чрезвычайной твердости одолевал самого дьявола. Он излечивал всевозможные недомогания и болезни, обострял ум и укреплял тело. В Индии считалось, что вода, в которую погружался знаменитый Кохинур, исцеляет от всех болезней. Как амулет алмаз защищал человека от чумы, язвы и сглаза.

Аметист. — Название, производное от греческого ацебосгтос;, "не пьяный", "без опьянения". Считалось, что этот красивый камень обладает многими полезными для человека свойствами. Аметист высоко ценили как украшение и как амулет. Некоторые из древних полагали, что его назвали "аметистом" потому, что он имеет цвет фиолетового вина и защищает людей от опьянения, но Плиний не разделял этого мнения (Hist, nat, XXXVII, 40) и считал, что между камнем и вином нет никакой связи. Он упоминает заявления магов, утверждавших, что если на аметисте вырезать обозначения солнца и луны и привязать его к шее перьями павлина и перышками воробья, то он будет защищать от колдовства. Человек, положивший аметист под язык, мог выпить большое количество вина и не опьянеть, а тот, кто пил вино из сосуда, сделанного из аметиста, мог выпить все его содержимое абсолютно безо всякого вреда для себя. Носимый как амулет, этот камень излечивал подагру; положенный под язык— приносил спящему сладкие сновидения, улучшал его память и делал невосприимчивым кяду. Некоторые верили, что человек благодаря его влиянию становится мягким и благожелательным, камень оберегает его от вспыльчивости и приступов гнева. Считалось, что аметист на кольце епископа помогает его владельцу и верующему, целующему его.

Андалузит — защищал детей и взрослых от заболеваний, вызванных колдовством. Эти камни носили в маленьких мешочках на шее или в кармане. В Италии он называется pietra delta сгосе, а на мысе Финистерре его носят как амулет, предотвращающий кораблекрушения.

Антипат, либо черный коралл, либо гагат*. Предполагалось, что как первый, так и второй оберегают от страданий.

Асбест предохранял человека от колдовства и сглаза.

Аспидный сланец. — Этот камень широко использовался египтянами при изготовлении амулетов. Считалось, что он обладает магическим действием, сходным со свойствами гематита.

Асфальт, или битум, тйтгуа, широко использовался в медицине, а тот что доставали из черепов египетских мумий, считался обладающим особыми магическими свойствами. Он предохранял человека от растяжения суставов, переломов костей, ушибов, падений, головной боли, эпилепсии, головокружения, сильного сердцебиения и тд. Крест на человеке или животном, сделанный из асфальта, защищал от колдовства и дурного глаза. Ацтеки вешали маленькие мешочки с асфальтом на шею своим детям, чтобы оградить их от болезней.

Берилл защищал владельца от беспомощности, вызванной чарами. Его зеленая разновидность использовалась при лечении глазных заболеваний, а желто-зеленый камень—для лечения желтухи и болезней печени. Его часто называли "камнем св. Фомы".

Бирюза, или "турецкий камень" высоко ценилась во всей Азии и во многих частях Африки не только за ее красивую зеленовато-голубую окраску, но и по причине ее предохраняющих и терапевтических свойств. Арабы называют бирюзу Файруз и Фирюза, т.е. "счастливый камень" и не сомневаются в ее благотворном действии. Ее оправляют в кольца, сережки, головные украшения и нанизывают в ожерелья. В качестве амулета бирюза защищала владельца от яда, укусов пресмыкающихся и болезней глаз. Согласно информации из Аравии, она предупреждает о приближении смерти, изменяя свой цвет. Многие жители востока носят бирюзу для предотвращения сглаза. В Судане вода, в которую окуналась или в которой омывалась бирюза, употребляется как облегчающее средство страдающими задержкой мочеиспускания. Буддисты связывают ее с Буддой, так как существует легенда, согласно которой бирюза помогла ему убить отвратительное чудовище.

Гагат. — Камень получил свое название от города Gagga в Лидии, где он был найден впервые. Самое раннее упоминание о гагате встречается у Никандра в Theriaca, v. 37. См. черный янтарь, молочный камень (галактит).

Гематит или кровавик. — Считалось, что этот камень останавливает всякого рода кровотечения, как внутренние, так и внешние; его кроваво-красный порошок широко использовался древними в качестве медицинского препарата. Он снимал воспаление глаз, прекращал выделения слизистой глаза, останавливал кровотечения легких и матки, облегчал боли у страдающих заболеваниями мочевых путей и служил средством, нейтрализующим яд при укусах змей. Греки полагали, что этот камень упал с небес Многие современные европейские народы носят кольца с оправленным в них гематитом, придерживаясь тех же взглядов относительно его целебных свойств, что и древние. В некоторых районах Судана считается, что амулеты из гематита защищают их владельцев от солнечного удара и головной боли, а народы Средиземноморья носят их как защиту от сглаза. Кровавиком также называют красный коралл, красный агат, красный мрамор, красную яшму, карнеол и гелиотроп.

Гиацинт. — Амулеты из этого камня носили на шее, а, будучи оправленным в кольца, он помогал женщинам при родах, оберегал людей от злых духов и ночных кошмаров, защищал от чар и молнии, укреплял конечности, нормализовал сердечную деятельность, восстанавливал аппетит, избавлял от метеоризма, улучшал сон и изгонял печаль и меланхолию.

Полевой шпат. — Твердый зеленый камень вулканического происхождения, широко использовавшийся в Египте для изготовления всевозможных амулетов. Туземцы с плато Кордофан носили его кусочки на шее как средство защиты от солнечного удара, головных болей и кровотечения из носа во время сна.

Гранат. — Гранатовый амулет оберегал человека от зла и ночных кошмаров, а когда его носили на теле — предотвращал кожные заболевания. При приближении опасности он терял свой блеск и тускнел. Итальянцы называют его pietra della vedovanza, "вдовий камень", потому что ожерелья из гранатовых бусин и украшенные гранатом заколки для волос носили вдовы. Гранат обеспечивал его владельцу любовь и верность, а также оберегал от ран.

Жад, также известный как нефрит, почечный камень и зеленая яшма. — Амулеты, сделанные из этого твердого и очень красивого камня, помогали женщинам при родах. Считалось, что они приносят облегчение страдающим кишечными заболеваниями. Этому камню приписывалось множество свойств. Зеленый жад вызывал дождь и отгонял диких и свирепых животных, оберегал от злых духов. Он излечивал водянку, избавлял от чувства жажды, приносил победу в сражении, защищал от молнии и ослаблял сильное сердцебиение. В Западной Азии использование жада в качестве амулета датируется, начиная с VI тысячелетия до н.э., и широко распространено у турков, арабов и армян и в настоящее время. В Китае жад носят на шее и на груди, а бизнесмены, совершая крупные сделки, держат свой амулет в ладони, обращаясь к нему за советом. Нефрит в изобилии встречается в Тевахи Пунаму (Новая Зеландия); на западном побережье его называют "камнем Пунаму". Маори носят на шее нефритовые фигурки своих родовых богов. Гладкая, более мягкая разновидность жада, или нефрита, известна как жадеит.

Железный пирит. — Сэр Генри Юл сообщает, что на реке Иравади в Бирме моряки носили его как амулет, оберегающий от крокодилов.

Изумруд. — В древние времена считалось, что этот камень лечит болезни глаз, а позднее его начали носить как амулет, оберегающий от чар, сглаза и эпилепсии. Вид изумруда приводил гадюку и кобру в такой ужас, что их глаза вылазили из орбит.

Карбункул. — Этот камень защищал владельца от чар.

Карнеол называли "кровавиком", т.к. он воздействовал на кровь и предотвращал ее чрезмерный прилив к голове. Он сдерживал кровотечения, ослаблял обильную менструацию и останавливал кровотечение из носа. Кольцо из карнеола делало человека мягким и спокойным. Карнеол придавал коже здоровый вид и устранял прыщи, угри и накожные язвы. В Средние века считалось, что он защищает человека от чар. Евреи, арабы, турки, греки и многие другие народы побережья Средиземного моря по сей день носят изготовленные из него амулеты для защиты от сглаза. Матовая разновидность карнеола называется сард.

Квасцы. — В Персии, Сирии, Палестине и на всем северозападном побережье Африки квасцы служили излюбленным средством защиты от сглаза-, их терапевтические свойства были хорошо известны Плинию (Hist, nat, XXXV, 52). В Марокко как иудейские, так и арабские целители лечили своих пациентов смесью квасцов с солью, причем первые взывали при этом к Аврааму, Исааку, Иакову и Елисею, а последние зачитывали CXII суру из Корана, провозглашая единственность Бога. Кусочки квасцов или палочки из них использовались в качестве домашних амулетов; а в Персии, Турции, Палестине и Египте матери клали кусочки квасцов в какой-нибудь из предметов одежды своих детей или прикрепляли к внутренней стороне их головных уборов.

Коралл. — Служил амулетом от бесплодия и защищал хозяина от сглаза. Измельченный в порошок коралл использовался в медицине.

Кошачий глаз. — Как амулет этот камень предположительно оберегал человека от колдовства и смерти. Арабы приписывали ему способность делать своего хозяина невидимым в бою. Г н Андерсон утверждает, что на плато Кордофан, муж, сомневающийся в супружеской верности жены, собираясь в путешествие, заставлял ее выпить молоко, в котором был промыт кошачий глаз. Это делалось для того, чтобы в случае измены после его отъезда такая связь не принесла детей.

Лунный камень. — Амулеты из этого камня защищали людей от эпилепсии, а амулеты, подвешенные на фруктовые деревья, обеспечивали богатый урожай плодов. На востоке лунный камень вообще считался "счастливым" и, подобно мшистому агату, благотворно влиял на всю растительность.

Ляпис-лазурь или лазурит. — Этот красивый камень высоко Ценился древнейшими обитателями Индии, Персии (Ирана) и Месопотамии, а цилиндрические печати или печати-цилинд-Ры царей, цариц и высокопоставленных чиновников государства, упомянутого последним, изготавливались из лазурита.

Многие прекрасные их образцы найдены г-ном Були при раскопках халдейского Ура, некоторые из них выставлены в Британском музее Из лазурита делали памятные таблички и другие предметы: см. в Брит, музее No 91013 (дощечка Lugal-tarsi), No91452 (головка булавы), No 174 (зрачок глаза; см. Guide, р. 238). Египтяне различали два вида ляпис-лазури: настоящую и искусственную, представлявшую собой массу, получаемую из порошка этого камня. Подлинная ляпис-лазурь шла на изготовление скарабеев и фигурок богов, а из голубой порошковой массы делали бусы. Шумеры верили, что человек, носивший ла-зуритовый амулет, пребывал в истинной близости к богу и один из шумерских текстов гласит "его бог возрадует его" (перевод мистера Gadd). В виде порошка его давали людям, страдающим меланхолией, бессонницей, лихорадкой и желчными камнями. Распространенный сейчас в Македонии лазуритовый амулет Stamatopetra, т.е. "Останавливающий камень", предположительно предотвращает выкидыши, преждевременные роды и отвращает всевозможные несчастья.

Магнетит. — Примитивный человек твердо верил, что за притягивающей силой этого камня стоит какое-то живое существо. Он обладал силой гематита и рассеивал меланхолию, снимал боль в руках и ногах, помогал женщинам при родах, улучшал память (если висел на шее) и служил защитой от чар. Мексиканцы носили его на поясе, чтобы он принес успех их начинаниям. Согласно Зелигманну, магнетит высоко ценился проститутками. К этому камню относились как к живому существу, ему требовались еда и питье. По пятницам его клали в воду, чтобы он мог напиться, а затем помещали на солнце и кормили металлическими опилками. Осквернивший этот камень человек умирал. Начищенный до блеска нож из магнетита становился ядовитым, любая нанесенная таким ножом рана непременно оказывалась смертельной. Так как в этом камне жил дьявол, его нельзя было брать с собой на богослужение, а из-за его способности притягивать молнию нежелательно было иметь его при себе и во время грозы. При наложении на рану магнетит исцелял ее, но не мог вылечить накожные язвы головы во время дождливой погоды. Доктор Кэмпбелл Томсон показал, что ассирийцы называли магнетит shadanusabitu, т.е. "притягивающий, хватающий гематит". Перед половым сношением мужчины смешивали магнетит с маслом и натирались этой смесью. Женщины натирали себя parzilli, т.е. металлическим порошком, для того чтобы увеличить действие своей притягательной силы на мужчин.

Малахит. — Амулеты из этого камня широко распространены и на востоке, и на западе. Малахит на шее детей защищает их от сглаза и снимает боль при прорезывании зубов (как у младенцев, так и у детей, оставивших колыбель). В некоторых районах Европы люди верили, что если кусочек малахита закрепить над пупком роженицы, то он облегчит появление на свет ребенка. В Италии, под названием pietra del pavone, предполагалось, что он излечивает глазные болезни.

Мел и другие белые камни, или гипс в Германии и соседних государствах считались отвращающими зло. Нарисованные мелом на различных предметах кресты и начертанные начальные буквы имен трех царей, К.М.Б., на дверях домов в праздник Крещения, защищали от колдовства и пожара. К = Каспар, М = Мельхиор, Б = Бальтазар.

Меланит. — Амулеты из этого камня в форме шариков прикрепляли к одежде детей для защиты от детских болезней.

Молочный камень. — Согласно некоторым древним авторам, этот камень получил свое название от того, что из него сочилось молоко. Другие считали, что порошок данного камня в смеси с медом способствовал образованию и выделению молока у женщин. Если этот камень опустить в морскую воду, а затем натереть им спины овец, то это обеспечивало у них обилие молока. Как амулет он защищал детей от сглаза, а женщины носили его во время кормления детей грудью; он снимал зубную боль и защищал владельца от колдовства В Италии в качестве молочного камня использовали светлоокрашенный агат. Вследствие того, что итальянцы связывали название агата с именемАгафгш, мученицы, груди которой были отрезаны; предполагалось, что этот камень обладает особой оберегающей и благотворной силой; ибо данная святая считалась покровителем всех кормящих матерей. Он способствовал нормализации всех функций женского организма. В Сирии и Палестине, когда матери, как христианки так и мусульманки, беспокоились по поводу нехватки молока, они растворяли в воде небольшие лепешки ("из земли, взятой из "Молочного Грота" у Вифлеема) с печатью гроба Господня и выпивали эту смесь, веря, что таким образом увеличат секрецию молока. Такие действия основывались на вере в легенду о деве Марии. Согласно этой легенде, в ночь своего бегства в Египет Иосиф, Мария и Младенец укрылись в пещере, которая сейчас называется "Молочным Гротом", и там Мария кормила грудью нашего Господа. Во время кормления капля ее молока упала на землю, и с той ночи по нынешнее время пыль из Грота используется как верное средство для увеличения секреции молока у женщин и для регулирования его выделения. Такое же действие имеют бусы, бусины которых изготовлены из этой пыли.

Моховой агат. — Этот красивый камень с рисунком, напоминающим деревья и другую растительность, высоко ценился земледельцами, которые носили моховой агат на правом плече и вставляли в правый рог каждого из своих быков, для того чтобы он принес им богатый урожай.

Мрамор. — В Индии амулеты из известняка типа слоистого алебастра считались оберегающими владельца от сглаза.

Оникс. — В отношении действия этого камня мнения разделяются. Обычно оникс считается несчастливым камнем, и многие народы, как востока так и запада, относятся к нему с неприязнью. Придерживающиеся такого взгляда люди утверждают, что он приводит к раздорам, служит причиной разногласий между друзьями, приносит его владельцу беспокойный сон и ночные кошмары, а у беременных женщин вызывает преждевременные роды. С другой стороны, многие индийцы и персы носят его как амулет, оберегающий от дурного глаза. Те, кто положительно относится к этому камню, говорят, что помещенный на роженицу или рядом с ней оникс ослабляет родовые боли и способствует благоприятному протеканию родов.

Опал. — Древние предания приписывают этому камню двоякое действие: с одной стороны, ему было присуще пагубное влияние дурного глаза, а с другой — он обладал свойством облегчать боли у страдающих глазными заболеваниями. Кроме того, некоторые утверждали, что как амулет опал делал владельца невосприимчивым ко всем болезням глаз, обострял его зрение и ум. Так как в глубине этого камня просматриваются яркие цвета рубина, карбункула, граната, изумруда и аметиста, его поклонники говорят, что он обладает всеми предохраняющими и терапевтическими свойствами этих камней. Высоко ценится так называемый черный опал, он является "счастливым камнем" жизни.

Пемза — использовалась как родовой амулет, ее носили женщины, желавшие обеспечить себе легкие роды.

Перидот, перидоут, перидотит. — Слово неизвестного происхождения, но, вероятно, представляет собой искажение какого-то восточного названия оливина. По цвету он очень напоминает хризолит. Но желтовато-зеленый окрас этого камня намного насыщеннее чем у хризолита. Перидот высоко ценился древними, получавшими его, по-видимому, из Египта. В большом почете он и у современных французских ювелиров. Древние авторы называли этот камень топазом. Сейчас известно, что завозили его из о-в Зебергет (Красное море), который иногда отождествляется с Островом Топазос* греческих авторов. Перидот сравнительно редкий камень; многие из камней, выставленных на продажу в магазинах, взяты из старых колец и крестов. Один из превосходнейших известных экземпляров можно видеть в усыпальнице трех царей — Каспара, Мельхиора и Бальтазара — в Кельнском кафедральном соборе.

Говорится, что как амулет перидот обладал всеми достоинствами топаза. Носимый на левой руке он защищал владельца от сглаза, а из-за его желтовато-зеленого цвета считался смягчающим заболевания печени и водянку. Кроме того, предполагалось, что перидот освобождает голову от завистливых мыслей.

Рубин. — Считалось, что как амулет этот камень защищает от всех видов колдовства, мора, чумы и голода. Вода, в которой омывался рубин, употреблялась как желудочное средство, а рубиновый порошок служил одним из ингредиентов лекарств, предназначенных для остановки кровотечения.

Саллаит — корсиканский камень, прилипавший к ладони как смола, предположительно оберегал человека от чар (Плиний, Hist, not., XXVII, 56).

Сапфир. — Какой именно камень древние авторы подразуме-вали под этим названием — неясно, ибо одни из них, похоже, яутали его с ляпис-лазурью, другие — с бирюзой, а третьи — с гиацинтом. В Индии и на Аравийском полуострове его носили как оздоравливающий амулет и как защиту от дурного глаза.

Травертин (итал. travertine, от лат. tibertinus lapis, "камень Тибура") представляет собой желтоватую осадочную породу, образующуюся в холодных горных источниках. Итальянские дети носят его в маленьких мешочках в качестве амулета, защищающего от колдовства.

Халцедон — применялся в медицине в случае лихорадки, считалось, что он облегчает выход желчных камней; делает человека уравновешенным и спокойным, защищает его от сглаза.

Хрусталь (горный хрусталь). — Согласно Плинию (Hist, nat, XXXVII, 9, Ю) древние верили, что хрусталь является окаменевшим льдом. Его использовали в качестве зажигательного стекла при медицинских операциях, а в виде порошка применяли как лекарство от золотухи, воспаления гланд, болезней глаз и сердца, лихорадки и кишечных болей. В смеси с медом он увеличивал выделение молока у кормящих матерей. Небольшие хрустальные шарики, оправленные в металлические браслеты, находят по всей Европе, а также в Англии и Ирландии. Где и с какой целью они были сделаны — неизвестно, но, вероятно, служили амулетами. Хрусталь был высоко чтим ранними христианами, считавшими его символом непорочного зачатия. Кинг в своей "Истории драгоценных камней" (pp. 104-8) описывает хрустальный шар с выгравированной гностической формулой ABA&Nk6kNkAB&. Хрусталь всегда высоко ценился в Шотландии. Многие кланы имели хрустальные шары, считавшиеся "камнями победы", а воду, которой их омывали, давали как лекарство больным людям и скоту. Хрустальные амулеты защищали своих владельцев от дурного глаза и оберегали от ночных кошмаров; пивший из хрустального сосуда никогда не страдал водянкой, а кусочек хрусталя, прижатый к щеке, избавлял от зубной боли или, по крайней мере, приносил облегчение человеку, страдающему от нее. Некоторые мексиканские индейцы полагали, что в хрустале обитают души как живых, так и умерших. А в отдельных племенах Австралии и Гвинеи колдуны с его помощью вызывали дождь, ибо хрусталь особенно хорошо подходил для этой цели.

Черный янтарь (гагат). — Многие древние авторы приписывают этому камню разнообразные свойства. Сжигаемый в виде порошка он отгонял змей и других пресмыкающихся; лечил эпилепсию и воспаление глаза, снимал головную и зубную боль, помогал роженицам (если они держали кусочек черного янтаря в руке); сводил на нет заклинания и наговоры; облегчал боли в животе и рассасывал водянку. В древние времена его высоко ценили на Британских островах, где люди верили, что он оберегает от грозовых бурь, демонов, одержимости, яда, внутренних болезней, вызванных нечистой силой, колдовства, змеиных укусов и упадка физических сил. Ирландские домохозяйки жгли черный янтарь в периоды отсутствия своих мужей, чтобы обеспечить их безопасность. В Италии гагатовый жук служил защитой от дурного глаза, а амулет MANO CORNUTA часто делали (как и сейчас) из черного янтаря. Сардинский амулет PINNADELLU также изготавливали из гагата, ибо считалось, что его черный цвет губителен для сглаза. Столетие или два тому назад гагатовое сердце с вырезанным на нем римско-католическим крестом и крест из гагата являлись двумя высоко почитавшимися христианскими амулетами. Найденные в Индии и Египте небольшие диски из черного янтаря также, вероятно, служили амулетами от дурного глаза.

Янтарь. — Украшения, изготовленные из янтаря, женщины носили, начиная с самого раннего периода истории многих народов Азии, Африки и Европы. Когда люди обнаружили его электрические свойства, известные еще Теофрасту, они начали делать из него амулеты, которые мужчины, женщины и дети носили на шее. Янтарную пыль иногда смешивали с медом и розовым маслом и давали в качестве лекарства страдающим от болей в ухе или людям с плохим зрением, а янтарная пыль, выпитая с водой, облегчала боль в желудке и способствовала нормальному и эффективному функционированию почек, печени и толстого кишечника. Запах жженого янтаря помогал роженицам, а янтарный шарик в руках создавал ощущение прохлады даже в самые жаркие летние дни и снижал жар при лихорадке. Вырезанный из янтаря фаллос считался самым сильнодействующим средством от дурного глаза и любых происков злых духов. Янтарные бусы предохраняли владельца от Ревматизма, зубной и головной боли, рахита, желтухи и всякого рода внутренних заболеваний; кусочек янтаря, положенный на нос, останавливал сильное кровотечение, а янтарный амулет на шее рассасывал сильнейшие разрастания щитовидной Железы. Во многих европейских странах янтарь носят для защиты от ведьм, колдунов и даже от невезения. Арабские врачи широко использовали янтарную пыль в своих лекарственных препаратах, кроме упоминавшихся выше болезней и недугов, ее давали беременным женщинам для предотвращения выкидышей, а также язвенникам и больным, страдающим от фурункулов, карбункулов и т.д. В Восточной Азии янтарные амулеты делали в виде фигурок львов, зайцев, собак, лягушек, рыб и т.п. Считалось, что такие амулеты увеличивают половую потенцию мужчин и плодородие женщин.

Яшма или яспис (зеленая разновидность яшмы, почти неотличимая от нефрита). Когда в яшме присутствуют красные вкрапления, аналогичные тем, что наблюдаются в гностических геммах, ее называют гелиотропом, или кровавиком. В амулетах часто встречается красная разновидность. Предполагалось, что такой камень обладает множеством магических свойств; в виде порошка он использовался в медицине как ингредиент лекарств, приготовленных для женщин. Подобно нефриту, как красная, так и зеленая яшма использовались для защиты от чар, сглаза и ночных демонов, а также для помощи беременным женщинам и усиления лактации у кормящих матерей. Египтяне связывали красную яшму с кровью Исиды, и на протяжении всего периода Средневековья она всегда использовалась для остановки кровотечений из носа и из всевозможных ран, а также в случае обильных менструаций.
 

Автор: Э.Уоллис Бадж
 
Амулеты и талисманы

Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»:

Камни и их предохраняющие и терапевтические свойства