амни и их предохран€ющие и терапевтические свойства

ƒрагоценные камни ƒрагоценные камни

¬ амулетах людей интересовали не только приписываемые им предохран€ющие и терапевтические свойства. ѕочти такое же значение придавалось форме, цвету и внешнему виду амулета. “ак, в некоторых странах дет€м на шею вешали фиолетовый камень, который, как считалось, не только защищает их от болезни, но и делал послушными и покорными воле родителей. ѕредполагалось, что амулет — это кристаллизовавшиес€ слезы ≈вы, пролитые ею после разлучени€ с јдамом.

«еленые камни, такие как нефрит, изумруд, зеленый жад, амазонит и т.д. — св€зывались с пышной растительностью, пробуждающим ее дождем, плодородием человека и плодовитостью животных, а также с половой потенцией и силой в целом. ∆елтые камни помогали люд€м, страдавшим желтухой и другими заболевани€ми печени.  расные камни использовались дл€ остановки внутренних, а так же внешних кровотечений из ран, нанесенных оружием врага или скальпелем хирурга, а также дл€ защиты от огн€ и молнии.  оричневые камни отвращали болезнь. „ерные — оберегали от сглаза. Ѕелые — отвращали дурной глаз и несли с собой защиту небес, откуда они, как считалось, по€вились. »скр€щиес€ камни и горный хрусталь разрушали вс€кого рода колдовство. ¬ысоко ценились камни с различного цвета полосами, кругами и т.п., то есть с особыми отметинами, оставленными либо самой природой, либо искусными человеческими руками. ƒейственными амулетами служили отполированные водой камни и камни с отверсти€ми или углублени€ми в них дл€ защиты от злых духов почти повсеместно выбирались круглые, полукруглые и треугольные камни.

¬ некоторых странах амулеты из драгоценных камней считались более действенными, чем амулеты из более простого материала. ѕредполагалось, что вид редких и красивых драгоценных доставл€ет удовольствие злым духам, и поэтому их нападки оказывались менее ожесточенными и злобными. ¬ »ндии до сих пор наборы из дев€ти или п€ти драгоценных камней считаютс€ защищающими от сглаза, а двенадцать камней на наперснике јарона вне вс€кого сомнени€ предназначались дл€ отведени€ от первосв€щенника нападений злых духов.

јгат. — »звестно несколько разновидностей агата. ¬се они широко использовались на востоке. " расный агат", упоминавшийс€ ѕлинием (Hist, nat., XXXVII, 54), и известный как "кровавый агат", служил защитой от больших пауков и скорпионов. “ак называемый "зеленый агат" считалс€ действенным средством, см€гчающим вс€кого рода заболевани€ глаз.  оричневый или "рыжевато-коричневый" агат €вл€лс€ самым сильнодействующим и наиболее попул€рным из всех, ибо делал воина победоносным, защищал человека от всевозможных €довитых пресмыкающихс€, способствовал благосклонному расположению дамы к влюбленному в нее кавалеру, а больной, державший его в своей руке, выздоравливал.  роме того, этот камень приносил человеку богатство, счастье и долголетие. ќн также обостр€л ум; останавливал лихорадку, эпилептические припадки и сумасшествие; прекращал выделени€ из глаз, облегчал протекание менструаций и рассасывал воду при вод€нке. ¬ »талии и ѕерсии он защищал владельца от дурного глаза. ¬ —ирии носимые на шее треугольные агатовые амулеты предохран€ли от кишечных заболеваний. ¬ысоко ценилс€ черный агат с белыми полосками, однако немалую ценность представл€л собой и зеленый агат; если женщина выпивала воду, которой омывали кольцо с зеленым агатом, она никогда не становилась бесплодной. Ўироко распространенные в ≈гипте амулеты из серого агата, носившиес€ на шее, предотвращали прострел, колику и диарею.

јлмаз. — —огласно ѕлинию (Hist, not., XXXVII, 15) алмаз обезвреживал все €ды, излечивал от сумасшестви€, защищал человека от чар, отгон€л от него злых духов и ночные кошмары. ¬ино и вода, в которые погружалс€ алмаз, оберегали выпивших их людей от подагры, желтухи и апоплексического удара. Ќосимый на левой руке алмаз отгон€л диких животных, демонов, чертей и дурных людей, а с помощью своей чрезвычайной твердости одолевал самого дь€вола. ќн излечивал всевозможные недомогани€ и болезни, обостр€л ум и укрепл€л тело. ¬ »ндии считалось, что вода, в которую погружалс€ знаменитый  охинур, исцел€ет от всех болезней.  ак амулет алмаз защищал человека от чумы, €звы и сглаза.

јметист. — Ќазвание, производное от греческого ацебосгтос;, "не пь€ный", "без опь€нени€". —читалось, что этот красивый камень обладает многими полезными дл€ человека свойствами. јметист высоко ценили как украшение и как амулет. Ќекоторые из древних полагали, что его назвали "аметистом" потому, что он имеет цвет фиолетового вина и защищает людей от опь€нени€, но ѕлиний не раздел€л этого мнени€ (Hist, nat, XXXVII, 40) и считал, что между камнем и вином нет никакой св€зи. ќн упоминает за€влени€ магов, утверждавших, что если на аметисте вырезать обозначени€ солнца и луны и прив€зать его к шее перь€ми павлина и перышками воробь€, то он будет защищать от колдовства. „еловек, положивший аметист под €зык, мог выпить большое количество вина и не опь€неть, а тот, кто пил вино из сосуда, сделанного из аметиста, мог выпить все его содержимое абсолютно безо вс€кого вреда дл€ себ€. Ќосимый как амулет, этот камень излечивал подагру; положенный под €зык— приносил сп€щему сладкие сновидени€, улучшал его пам€ть и делал невосприимчивым к€ду. Ќекоторые верили, что человек благодар€ его вли€нию становитс€ м€гким и благожелательным, камень оберегает его от вспыльчивости и приступов гнева. —читалось, что аметист на кольце епископа помогает его владельцу и верующему, целующему его.

јндалузит — защищал детей и взрослых от заболеваний, вызванных колдовством. Ёти камни носили в маленьких мешочках на шее или в кармане. ¬ »талии он называетс€ pietra delta сгосе, а на мысе ‘инистерре его нос€т как амулет, предотвращающий кораблекрушени€.

јнтипат, либо черный коралл, либо гагат*. ѕредполагалось, что как первый, так и второй оберегают от страданий.

јсбест предохран€л человека от колдовства и сглаза.

јспидный сланец. — Ётот камень широко использовалс€ египт€нами при изготовлении амулетов. —читалось, что он обладает магическим действием, сходным со свойствами гематита.

јсфальт, или битум, тйтгуа, широко использовалс€ в медицине, а тот что доставали из черепов египетских мумий, считалс€ обладающим особыми магическими свойствами. ќн предохран€л человека от раст€жени€ суставов, переломов костей, ушибов, падений, головной боли, эпилепсии, головокружени€, сильного сердцебиени€ и тд.  рест на человеке или животном, сделанный из асфальта, защищал от колдовства и дурного глаза. јцтеки вешали маленькие мешочки с асфальтом на шею своим дет€м, чтобы оградить их от болезней.

Ѕерилл защищал владельца от беспомощности, вызванной чарами. ≈го зелена€ разновидность использовалась при лечении глазных заболеваний, а желто-зеленый камень—дл€ лечени€ желтухи и болезней печени. ≈го часто называли "камнем св. ‘омы".

Ѕирюза, или "турецкий камень" высоко ценилась во всей јзии и во многих част€х јфрики не только за ее красивую зеленовато-голубую окраску, но и по причине ее предохран€ющих и терапевтических свойств. јрабы называют бирюзу ‘айруз и ‘ирюза, т.е. "счастливый камень" и не сомневаютс€ в ее благотворном действии. ≈е оправл€ют в кольца, сережки, головные украшени€ и нанизывают в ожерель€. ¬ качестве амулета бирюза защищала владельца от €да, укусов пресмыкающихс€ и болезней глаз. —огласно информации из јравии, она предупреждает о приближении смерти, измен€€ свой цвет. ћногие жители востока нос€т бирюзу дл€ предотвращени€ сглаза. ¬ —удане вода, в которую окуналась или в которой омывалась бирюза, употребл€етс€ как облегчающее средство страдающими задержкой мочеиспускани€. Ѕуддисты св€зывают ее с Ѕуддой, так как существует легенда, согласно которой бирюза помогла ему убить отвратительное чудовище.

√агат. —  амень получил свое название от города Gagga в Ћидии, где он был найден впервые. —амое раннее упоминание о гагате встречаетс€ у Ќикандра в Theriaca, v. 37. —м. черный €нтарь, молочный камень (галактит).

√ематит или кровавик. — —читалось, что этот камень останавливает вс€кого рода кровотечени€, как внутренние, так и внешние; его кроваво-красный порошок широко использовалс€ древними в качестве медицинского препарата. ќн снимал воспаление глаз, прекращал выделени€ слизистой глаза, останавливал кровотечени€ легких и матки, облегчал боли у страдающих заболевани€ми мочевых путей и служил средством, нейтрализующим €д при укусах змей. √реки полагали, что этот камень упал с небес ћногие современные европейские народы нос€т кольца с оправленным в них гематитом, придержива€сь тех же взгл€дов относительно его целебных свойств, что и древние. ¬ некоторых районах —удана считаетс€, что амулеты из гематита защищают их владельцев от солнечного удара и головной боли, а народы —редиземноморь€ нос€т их как защиту от сглаза.  ровавиком также называют красный коралл, красный агат, красный мрамор, красную €шму, карнеол и гелиотроп.

√иацинт. — јмулеты из этого камн€ носили на шее, а, будучи оправленным в кольца, он помогал женщинам при родах, оберегал людей от злых духов и ночных кошмаров, защищал от чар и молнии, укрепл€л конечности, нормализовал сердечную де€тельность, восстанавливал аппетит, избавл€л от метеоризма, улучшал сон и изгон€л печаль и меланхолию.

ѕолевой шпат. — “вердый зеленый камень вулканического происхождени€, широко использовавшийс€ в ≈гипте дл€ изготовлени€ всевозможных амулетов. “уземцы с плато  ордофан носили его кусочки на шее как средство защиты от солнечного удара, головных болей и кровотечени€ из носа во врем€ сна.

√ранат. — √ранатовый амулет оберегал человека от зла и ночных кошмаров, а когда его носили на теле — предотвращал кожные заболевани€. ѕри приближении опасности он тер€л свой блеск и тускнел. »таль€нцы называют его pietra della vedovanza, "вдовий камень", потому что ожерель€ из гранатовых бусин и украшенные гранатом заколки дл€ волос носили вдовы. √ранат обеспечивал его владельцу любовь и верность, а также оберегал от ран.

∆ад, также известный как нефрит, почечный камень и зелена€ €шма. — јмулеты, сделанные из этого твердого и очень красивого камн€, помогали женщинам при родах. —читалось, что они принос€т облегчение страдающим кишечными заболевани€ми. Ётому камню приписывалось множество свойств. «еленый жад вызывал дождь и отгон€л диких и свирепых животных, оберегал от злых духов. ќн излечивал вод€нку, избавл€л от чувства жажды, приносил победу в сражении, защищал от молнии и ослабл€л сильное сердцебиение. ¬ «ападной јзии использование жада в качестве амулета датируетс€, начина€ с VI тыс€челети€ до н.э., и широко распространено у турков, арабов и арм€н и в насто€щее врем€. ¬  итае жад нос€т на шее и на груди, а бизнесмены, соверша€ крупные сделки, держат свой амулет в ладони, обраща€сь к нему за советом. Ќефрит в изобилии встречаетс€ в “евахи ѕунаму (Ќова€ «еланди€); на западном побережье его называют "камнем ѕунаму". ћаори нос€т на шее нефритовые фигурки своих родовых богов. √ладка€, более м€гка€ разновидность жада, или нефрита, известна как жадеит.

∆елезный пирит. — —эр √енри ёл сообщает, что на реке »равади в Ѕирме мор€ки носили его как амулет, оберегающий от крокодилов.

»зумруд. — ¬ древние времена считалось, что этот камень лечит болезни глаз, а позднее его начали носить как амулет, оберегающий от чар, сглаза и эпилепсии. ¬ид изумруда приводил гадюку и кобру в такой ужас, что их глаза вылазили из орбит.

 арбункул. — Ётот камень защищал владельца от чар.

 арнеол называли "кровавиком", т.к. он воздействовал на кровь и предотвращал ее чрезмерный прилив к голове. ќн сдерживал кровотечени€, ослабл€л обильную менструацию и останавливал кровотечение из носа.  ольцо из карнеола делало человека м€гким и спокойным.  арнеол придавал коже здоровый вид и устран€л прыщи, угри и накожные €звы. ¬ —редние века считалось, что он защищает человека от чар. ≈вреи, арабы, турки, греки и многие другие народы побережь€ —редиземного мор€ по сей день нос€т изготовленные из него амулеты дл€ защиты от сглаза. ћатова€ разновидность карнеола называетс€ сард.

 васцы. — ¬ ѕерсии, —ирии, ѕалестине и на всем северозападном побережье јфрики квасцы служили излюбленным средством защиты от сглаза-, их терапевтические свойства были хорошо известны ѕлинию (Hist, nat, XXXV, 52). ¬ ћарокко как иудейские, так и арабские целители лечили своих пациентов смесью квасцов с солью, причем первые взывали при этом к јврааму, »сааку, »акову и ≈лисею, а последние зачитывали CXII суру из  орана, провозглаша€ единственность Ѕога.  усочки квасцов или палочки из них использовались в качестве домашних амулетов; а в ѕерсии, “урции, ѕалестине и ≈гипте матери клали кусочки квасцов в какой-нибудь из предметов одежды своих детей или прикрепл€ли к внутренней стороне их головных уборов.

 оралл. — —лужил амулетом от бесплоди€ и защищал хоз€ина от сглаза. »змельченный в порошок коралл использовалс€ в медицине.

 ошачий глаз. —  ак амулет этот камень предположительно оберегал человека от колдовства и смерти. јрабы приписывали ему способность делать своего хоз€ина невидимым в бою. √ н јндерсон утверждает, что на плато  ордофан, муж, сомневающийс€ в супружеской верности жены, собира€сь в путешествие, заставл€л ее выпить молоко, в котором был промыт кошачий глаз. Ёто делалось дл€ того, чтобы в случае измены после его отъезда така€ св€зь не принесла детей.

Ћунный камень. — јмулеты из этого камн€ защищали людей от эпилепсии, а амулеты, подвешенные на фруктовые деревь€, обеспечивали богатый урожай плодов. Ќа востоке лунный камень вообще считалс€ "счастливым" и, подобно мшистому агату, благотворно вли€л на всю растительность.

Ћ€пис-лазурь или лазурит. — Ётот красивый камень высоко ÷енилс€ древнейшими обитател€ми »ндии, ѕерсии (»рана) и ћесопотамии, а цилиндрические печати или печати-цилинд-–ы царей, цариц и высокопоставленных чиновников государства, упом€нутого последним, изготавливались из лазурита.

ћногие прекрасные их образцы найдены г-ном Ѕули при раскопках халдейского ”ра, некоторые из них выставлены в Ѕританском музее »з лазурита делали пам€тные таблички и другие предметы: см. в Ѕрит, музее No 91013 (дощечка Lugal-tarsi), No91452 (головка булавы), No 174 (зрачок глаза; см. Guide, р. 238). ≈гипт€не различали два вида л€пис-лазури: насто€щую и искусственную, представл€вшую собой массу, получаемую из порошка этого камн€. ѕодлинна€ л€пис-лазурь шла на изготовление скарабеев и фигурок богов, а из голубой порошковой массы делали бусы. Ўумеры верили, что человек, носивший ла-зуритовый амулет, пребывал в истинной близости к богу и один из шумерских текстов гласит "его бог возрадует его" (перевод мистера Gadd). ¬ виде порошка его давали люд€м, страдающим меланхолией, бессонницей, лихорадкой и желчными камн€ми. –аспространенный сейчас в ћакедонии лазуритовый амулет Stamatopetra, т.е. "ќстанавливающий камень", предположительно предотвращает выкидыши, преждевременные роды и отвращает всевозможные несчасть€.

ћагнетит. — ѕримитивный человек твердо верил, что за прит€гивающей силой этого камн€ стоит какое-то живое существо. ќн обладал силой гематита и рассеивал меланхолию, снимал боль в руках и ногах, помогал женщинам при родах, улучшал пам€ть (если висел на шее) и служил защитой от чар. ћексиканцы носили его на по€се, чтобы он принес успех их начинани€м. —огласно «елигманну, магнетит высоко ценилс€ проститутками.   этому камню относились как к живому существу, ему требовались еда и питье. ѕо п€тницам его клали в воду, чтобы он мог напитьс€, а затем помещали на солнце и кормили металлическими опилками. ќсквернивший этот камень человек умирал. Ќачищенный до блеска нож из магнетита становилс€ €довитым, люба€ нанесенна€ таким ножом рана непременно оказывалась смертельной. “ак как в этом камне жил дь€вол, его нельз€ было брать с собой на богослужение, а из-за его способности прит€гивать молнию нежелательно было иметь его при себе и во врем€ грозы. ѕри наложении на рану магнетит исцел€л ее, но не мог вылечить накожные €звы головы во врем€ дождливой погоды. ƒоктор  эмпбелл “омсон показал, что ассирийцы называли магнетит shadanusabitu, т.е. "прит€гивающий, хватающий гематит". ѕеред половым сношением мужчины смешивали магнетит с маслом и натирались этой смесью. ∆енщины натирали себ€ parzilli, т.е. металлическим порошком, дл€ того чтобы увеличить действие своей прит€гательной силы на мужчин.

ћалахит. — јмулеты из этого камн€ широко распространены и на востоке, и на западе. ћалахит на шее детей защищает их от сглаза и снимает боль при прорезывании зубов (как у младенцев, так и у детей, оставивших колыбель). ¬ некоторых районах ≈вропы люди верили, что если кусочек малахита закрепить над пупком роженицы, то он облегчит по€вление на свет ребенка. ¬ »талии, под названием pietra del pavone, предполагалось, что он излечивает глазные болезни.

ћел и другие белые камни, или гипс в √ермании и соседних государствах считались отвращающими зло. Ќарисованные мелом на различных предметах кресты и начертанные начальные буквы имен трех царей,  .ћ.Ѕ., на двер€х домов в праздник  рещени€, защищали от колдовства и пожара.   =  аспар, ћ = ћельхиор, Ѕ = Ѕальтазар.

ћеланит. — јмулеты из этого камн€ в форме шариков прикрепл€ли к одежде детей дл€ защиты от детских болезней.

ћолочный камень. — —огласно некоторым древним авторам, этот камень получил свое название от того, что из него сочилось молоко. ƒругие считали, что порошок данного камн€ в смеси с медом способствовал образованию и выделению молока у женщин. ≈сли этот камень опустить в морскую воду, а затем натереть им спины овец, то это обеспечивало у них обилие молока.  ак амулет он защищал детей от сглаза, а женщины носили его во врем€ кормлени€ детей грудью; он снимал зубную боль и защищал владельца от колдовства ¬ »талии в качестве молочного камн€ использовали светлоокрашенный агат. ¬следствие того, что италь€нцы св€зывали название агата с именемјгафгш, мученицы, груди которой были отрезаны; предполагалось, что этот камень обладает особой оберегающей и благотворной силой; ибо данна€ св€та€ считалась покровителем всех корм€щих матерей. ќн способствовал нормализации всех функций женского организма. ¬ —ирии и ѕалестине, когда матери, как христианки так и мусульманки, беспокоились по поводу нехватки молока, они раствор€ли в воде небольшие лепешки ("из земли, вз€той из "ћолочного √рота" у ¬ифлеема) с печатью гроба √осподн€ и выпивали эту смесь, вер€, что таким образом увеличат секрецию молока. “акие действи€ основывались на вере в легенду о деве ћарии. —огласно этой легенде, в ночь своего бегства в ≈гипет »осиф, ћари€ и ћладенец укрылись в пещере, котора€ сейчас называетс€ "ћолочным √ротом", и там ћари€ кормила грудью нашего √оспода. ¬о врем€ кормлени€ капл€ ее молока упала на землю, и с той ночи по нынешнее врем€ пыль из √рота используетс€ как верное средство дл€ увеличени€ секреции молока у женщин и дл€ регулировани€ его выделени€. “акое же действие имеют бусы, бусины которых изготовлены из этой пыли.

ћоховой агат. — Ётот красивый камень с рисунком, напоминающим деревь€ и другую растительность, высоко ценилс€ земледельцами, которые носили моховой агат на правом плече и вставл€ли в правый рог каждого из своих быков, дл€ того чтобы он принес им богатый урожай.

ћрамор. — ¬ »ндии амулеты из известн€ка типа слоистого алебастра считались оберегающими владельца от сглаза.

ќникс. — ¬ отношении действи€ этого камн€ мнени€ раздел€ютс€. ќбычно оникс считаетс€ несчастливым камнем, и многие народы, как востока так и запада, относ€тс€ к нему с непри€знью. ѕридерживающиес€ такого взгл€да люди утверждают, что он приводит к раздорам, служит причиной разногласий между друзь€ми, приносит его владельцу беспокойный сон и ночные кошмары, а у беременных женщин вызывает преждевременные роды. — другой стороны, многие индийцы и персы нос€т его как амулет, оберегающий от дурного глаза. “е, кто положительно относитс€ к этому камню, говор€т, что помещенный на роженицу или р€дом с ней оникс ослабл€ет родовые боли и способствует благопри€тному протеканию родов.

ќпал. — ƒревние предани€ приписывают этому камню дво€кое действие: с одной стороны, ему было присуще пагубное вли€ние дурного глаза, а с другой — он обладал свойством облегчать боли у страдающих глазными заболевани€ми.  роме того, некоторые утверждали, что как амулет опал делал владельца невосприимчивым ко всем болезн€м глаз, обостр€л его зрение и ум. “ак как в глубине этого камн€ просматриваютс€ €ркие цвета рубина, карбункула, граната, изумруда и аметиста, его поклонники говор€т, что он обладает всеми предохран€ющими и терапевтическими свойствами этих камней. ¬ысоко ценитс€ так называемый черный опал, он €вл€етс€ "счастливым камнем" жизни.

ѕемза — использовалась как родовой амулет, ее носили женщины, желавшие обеспечить себе легкие роды.

ѕеридот, перидоут, перидотит. — —лово неизвестного происхождени€, но, веро€тно, представл€ет собой искажение какого-то восточного названи€ оливина. ѕо цвету он очень напоминает хризолит. Ќо желтовато-зеленый окрас этого камн€ намного насыщеннее чем у хризолита. ѕеридот высоко ценилс€ древними, получавшими его, по-видимому, из ≈гипта. ¬ большом почете он и у современных французских ювелиров. ƒревние авторы называли этот камень топазом. —ейчас известно, что завозили его из о-в «ебергет ( расное море), который иногда отождествл€етс€ с ќстровом “опазос* греческих авторов. ѕеридот сравнительно редкий камень; многие из камней, выставленных на продажу в магазинах, вз€ты из старых колец и крестов. ќдин из превосходнейших известных экземпл€ров можно видеть в усыпальнице трех царей —  аспара, ћельхиора и Ѕальтазара — в  ельнском кафедральном соборе.

√оворитс€, что как амулет перидот обладал всеми достоинствами топаза. Ќосимый на левой руке он защищал владельца от сглаза, а из-за его желтовато-зеленого цвета считалс€ см€гчающим заболевани€ печени и вод€нку.  роме того, предполагалось, что перидот освобождает голову от завистливых мыслей.

–убин. — —читалось, что как амулет этот камень защищает от всех видов колдовства, мора, чумы и голода. ¬ода, в которой омывалс€ рубин, употребл€лась как желудочное средство, а рубиновый порошок служил одним из ингредиентов лекарств, предназначенных дл€ остановки кровотечени€.

—аллаит — корсиканский камень, прилипавший к ладони как смола, предположительно оберегал человека от чар (ѕлиний, Hist, not., XXVII, 56).

—апфир. —  акой именно камень древние авторы подразуме-вали под этим названием — не€сно, ибо одни из них, похоже, €утали его с л€пис-лазурью, другие — с бирюзой, а третьи — с гиацинтом. ¬ »ндии и на јравийском полуострове его носили как оздоравливающий амулет и как защиту от дурного глаза.

“равертин (итал. travertine, от лат. tibertinus lapis, "камень “ибура") представл€ет собой желтоватую осадочную породу, образующуюс€ в холодных горных источниках. »таль€нские дети нос€т его в маленьких мешочках в качестве амулета, защищающего от колдовства.

’алцедон — примен€лс€ в медицине в случае лихорадки, считалось, что он облегчает выход желчных камней; делает человека уравновешенным и спокойным, защищает его от сглаза.

’русталь (горный хрусталь). — —огласно ѕлинию (Hist, nat, XXXVII, 9, ё) древние верили, что хрусталь €вл€етс€ окаменевшим льдом. ≈го использовали в качестве зажигательного стекла при медицинских операци€х, а в виде порошка примен€ли как лекарство от золотухи, воспалени€ гланд, болезней глаз и сердца, лихорадки и кишечных болей. ¬ смеси с медом он увеличивал выделение молока у корм€щих матерей. Ќебольшие хрустальные шарики, оправленные в металлические браслеты, наход€т по всей ≈вропе, а также в јнглии и »рландии. √де и с какой целью они были сделаны — неизвестно, но, веро€тно, служили амулетами. ’русталь был высоко чтим ранними христианами, считавшими его символом непорочного зачати€.  инг в своей "»стории драгоценных камней" (pp. 104-8) описывает хрустальный шар с выгравированной гностической формулой ABA&Nk6kNkAB&. ’русталь всегда высоко ценилс€ в Ўотландии. ћногие кланы имели хрустальные шары, считавшиес€ "камн€ми победы", а воду, которой их омывали, давали как лекарство больным люд€м и скоту. ’рустальные амулеты защищали своих владельцев от дурного глаза и оберегали от ночных кошмаров; пивший из хрустального сосуда никогда не страдал вод€нкой, а кусочек хрустал€, прижатый к щеке, избавл€л от зубной боли или, по крайней мере, приносил облегчение человеку, страдающему от нее. Ќекоторые мексиканские индейцы полагали, что в хрустале обитают души как живых, так и умерших. ј в отдельных племенах јвстралии и √винеи колдуны с его помощью вызывали дождь, ибо хрусталь особенно хорошо подходил дл€ этой цели.

„ерный €нтарь (гагат). — ћногие древние авторы приписывают этому камню разнообразные свойства. —жигаемый в виде порошка он отгон€л змей и других пресмыкающихс€; лечил эпилепсию и воспаление глаза, снимал головную и зубную боль, помогал роженицам (если они держали кусочек черного €нтар€ в руке); сводил на нет заклинани€ и наговоры; облегчал боли в животе и рассасывал вод€нку. ¬ древние времена его высоко ценили на Ѕританских островах, где люди верили, что он оберегает от грозовых бурь, демонов, одержимости, €да, внутренних болезней, вызванных нечистой силой, колдовства, змеиных укусов и упадка физических сил. »рландские домохоз€йки жгли черный €нтарь в периоды отсутстви€ своих мужей, чтобы обеспечить их безопасность. ¬ »талии гагатовый жук служил защитой от дурного глаза, а амулет MANO CORNUTA часто делали (как и сейчас) из черного €нтар€. —ардинский амулет PINNADELLU также изготавливали из гагата, ибо считалось, что его черный цвет губителен дл€ сглаза. —толетие или два тому назад гагатовое сердце с вырезанным на нем римско-католическим крестом и крест из гагата €вл€лись двум€ высоко почитавшимис€ христианскими амулетами. Ќайденные в »ндии и ≈гипте небольшие диски из черного €нтар€ также, веро€тно, служили амулетами от дурного глаза.

янтарь. — ”крашени€, изготовленные из €нтар€, женщины носили, начина€ с самого раннего периода истории многих народов јзии, јфрики и ≈вропы.  огда люди обнаружили его электрические свойства, известные еще “еофрасту, они начали делать из него амулеты, которые мужчины, женщины и дети носили на шее. янтарную пыль иногда смешивали с медом и розовым маслом и давали в качестве лекарства страдающим от болей в ухе или люд€м с плохим зрением, а €нтарна€ пыль, выпита€ с водой, облегчала боль в желудке и способствовала нормальному и эффективному функционированию почек, печени и толстого кишечника. «апах жженого €нтар€ помогал роженицам, а €нтарный шарик в руках создавал ощущение прохлады даже в самые жаркие летние дни и снижал жар при лихорадке. ¬ырезанный из €нтар€ фаллос считалс€ самым сильнодействующим средством от дурного глаза и любых происков злых духов. янтарные бусы предохран€ли владельца от –евматизма, зубной и головной боли, рахита, желтухи и вс€кого рода внутренних заболеваний; кусочек €нтар€, положенный на нос, останавливал сильное кровотечение, а €нтарный амулет на шее рассасывал сильнейшие разрастани€ щитовидной ∆елезы. ¬о многих европейских странах €нтарь нос€т дл€ защиты от ведьм, колдунов и даже от невезени€. јрабские врачи широко использовали €нтарную пыль в своих лекарственных препаратах, кроме упоминавшихс€ выше болезней и недугов, ее давали беременным женщинам дл€ предотвращени€ выкидышей, а также €звенникам и больным, страдающим от фурункулов, карбункулов и т.д. ¬ ¬осточной јзии €нтарные амулеты делали в виде фигурок львов, зайцев, собак, л€гушек, рыб и т.п. —читалось, что такие амулеты увеличивают половую потенцию мужчин и плодородие женщин.

яшма или €спис (зелена€ разновидность €шмы, почти неотличима€ от нефрита).  огда в €шме присутствуют красные вкраплени€, аналогичные тем, что наблюдаютс€ в гностических геммах, ее называют гелиотропом, или кровавиком. ¬ амулетах часто встречаетс€ красна€ разновидность. ѕредполагалось, что такой камень обладает множеством магических свойств; в виде порошка он использовалс€ в медицине как ингредиент лекарств, приготовленных дл€ женщин. ѕодобно нефриту, как красна€, так и зелена€ €шма использовались дл€ защиты от чар, сглаза и ночных демонов, а также дл€ помощи беременным женщинам и усилени€ лактации у корм€щих матерей. ≈гипт€не св€зывали красную €шму с кровью »сиды, и на прот€жении всего периода —редневековь€ она всегда использовалась дл€ остановки кровотечений из носа и из всевозможных ран, а также в случае обильных менструаций.
 

јвтор: Ё.”оллис Ѕадж
 
јмулеты и талисманы

„итайте в рубрике «јмулеты и талисманы»:

 амни и их предохран€ющие и терапевтические свойства
 

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам