Вавилонские и ассирийские амулеты
Сохранившиеся до наших дней памятники литературы Шумера и Вавилона свидетельствуют о том, что народы, населявшие Месопотамию, начиная примерно с 3000 г. до н.э., придавали огромное значение всем разделам магии и прибегали к услугам колдунов при любом удобном случае. Вероятно, то же самое справедливо и по отношению более ранних жителей территории Шумера, но, поскольку они не владели искусством письменности, у нас нет возможности точно узнать, как они мыслили и во что верили. Шумеры изобрели и развили систему письменности, а сделанные ими на глиняных и каменных табличках надписи позволяют предположить, что эти люди жили довольно тревожной жизнью, постоянно опасаясь нападения сонмов враждебных и злобных духов, не упускавших ни единой возможности причинить людям какой-нибудь вред. Чтобы оградить себя от этих духов, шумеры пользовались заговорами, чарами и заклинаниями; для разрушения козней Дурного Глаза они носили разнообразные амулеты как с надписями, так и без них. Чтобы уберечь свои жилища, в фундамент или стены они замуровывали небольшие глиняные фигурки. Сначала мы познакомимся с амулетами в виде зверей, птиц, рыб и тд. Среди древних амулетов, хранящихся в Британском музее, особый интерес вызывают приведенные на иллюстрации X, поскольку они являются архаичными, то есть созданными ранее 2500 г. до н.э.
Обширным и важным классом были амулеты в форме цилиндрических печатей, и они вызывают особый интерес. Цилиндрические печати изготовлялись из драгоценных и полудрагоценных камней, например, из агата, аметиста, сердолика, халцедона, хрусталя, изумруда, гематита, нефрита, яшмы, лазурита, мрамора, оникса, гравия, стеатита, топаза и т.д. Считалось, что каждый камень обладал особыми, присущими только ему свойствами и способностью оберегать владельца от определенных несчастий и бед. К примеру считалось, что печати, сделанные из камня гематит помогут человеку уничтожить его врага. Печать из лазурита привлечет бога, и "его бог возрадуется в нем". Печать из горного хрусталя, расширит пределы возможностей человека и принесет ему доброе имя, то есть процветание. Любой, у кого есть печать из зеленого змеевика, "благословен, и благословение будет подарено ему". Хозяин печати, сделанной из красной яшмы, или сердолика, всегда будет находится под покровительством своего бога.
В 1924-26 гг. г-н Ч. Леонард Вулли нашел в халдейском Уре, среди развалин строений, датируемых серединой VII в. до н.э., ряд укрытий, устроенных из трех кирпичей плоско-выпуклого типа (четвертая сторона квадрата оставалась открытой). Крышкой всех укрытий служила кирпичная мостовая В каждом ящике чаще всего лежала одна фигурка или статуэтка. Укрытия были выровнены вдоль стен комнаты, а их открытые грани были обращены к центру помещения; фигурки стояли в укрытиях, как часовые, и охраняли всю площадь комнаты. Рядом с каждой фигуркой были найдены остатки пищи — зерно, кости голубей и других мелких птиц, — и чаще всего разбитые фрагменты гончарных изделий. Все фигурки были изготовлены из необожженной глины и покрыты тонким слоем извести, на котором черной краской были грубо набросаны детали тел и одежды. Огромное число таких предохраняющих фигурок описывалось и обсуждалось г-ном Л. Вулли в его статье "Вавилонские предохраняющие фигурки". В эту статью также включены несколько переводов клинописных надписей, с помощью которых Сидни Смит из Британского музея пояснял использование этих фигурок. Этим доказывалось, что фигурки использовались в ритуалах для предотвращения несчастных случаев, недомоганий, болезней и разнообразных бедствий.
Лабарту, или Ламашту
Среди всех демонов и злых духов, наводивших ужас на Месопотамию, наиболее пугающим была Лабарту (или, как сейчас читают ее имя, Ламашту) — женщина-демон, дочь великого бога Ану. Она жила в горах, пустынях и зарослях болотноготростника; колдуны составили целый ряд противодействующих ей заклинаний и заговоров. Ее нападения на беременных женщин и маленьких детей приводили к таким ужасным последствиям, что люди пугались даже упоминания ее имени. Кэмпбелл Томпсон, Мирмэн и Тюро Данжен опубликовали множество текстов о Ритуале Ламашту, но, по-видимому, до нас не дошел весь набор этих правил. Заметную роль в ритуале играли камни, и это делает очевидным тот факт, что каждый камень обладал особыми магическими силами; многие из них имели цилиндрическую форму. Одни камни считались женскими, другие мужскими. Они привязывались к различным частям тела разноцветными шнурами с узелками и иногда должны были оставаться там очень долгое время, вплоть до 100 дней. Богиня Ламашту была жестоким, гневным демоном в самом пугающем его аспекте. По внешнему облику она напоминала леопарда (?), у нее было лицо льва, а лапы походили на ноги бога бури Зу. Со вздыбленными волосами и неприкрытой грудью она вихрем вырывалась из тростниковых зарослей, бросалась в погоню за быком или овцой и голыми руками раздирала их плоть до крови. Она змеей вползала в дома и могла посещать их по собственному желанию. Ее проискам приписывали выкидыши у беременных женщин и те случаи, когда животные бросали свое потомство; пагубное влияние Ламарту могло передаваться посредством одушевленных существ и неодушевленных предметов.
Цилиндрические печати в Ассирии, Персии и Финикии
Вавилоняне позднего периода Империи использовали цилиндрические печати так же, как и ранние вавилоняне, но их печати, как правило, были намного меньше, хотя на них тоже встречаются традиционные сцены и фигуры. Ассирийцы также применяли цилиндрические печати и перенесли на них характерные фигуры своих богов, а также людей, собравшихся вокруг священного дерева. Каппадокийцы и хетты тоже заимствовали цилиндрические печати, однако представленные на них сцены организованы совсем не так, как на вавилонских. Там впервые появляются фигуры богов, стоящих на львах. Финикийцы переняли для своих цилиндрических печатей ассирийские принципы с той лишь разницей, что имена владельцев записывались на них финикийскими буквами.
Ко времени падения Ассирийской империи и разрушения Ниневии (612 г. до н.э.) место цилиндрических печатей для подписи глиняных табличек заняли конические печати из сарда, сердолика, агата, халцедона и т.п. Они использовались для этой цели на протяжении всего Персидского периода, вплоть до 350 г. до н.э. Излюбленным камнем для изготовления печатей в ту эпоху был халцедон, на котором вырезались символы Шамаша, Сина, Ада-да, Мардука и Набу, мифические чудовища и крылатые демоны, люди, стоящие у священного дерева, над которым размещался символ бога Ашшура, сцены из эпоса о Гильгамеше, рыбы-козлы и птицы с человеческими головами, изображения петуха и полумесяца, сцены охоты и т.д. Здесь приводятся два изображения с конусов из халцедона. На первом три бычьих головы образуют дискообразную фигуру. Эта конструкция была магической и использовалась во множестве форм в период Ахеменидов и позже, до самого Средневековья.
Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»: |