Происхождение и развитие амулетов
Амулеты первобытных людей делались из простых природных материалов и первоначально выбирались из-за того, что имели необычные форму, цвет или материал. Древнейшие амулеты возбуждали у людей любопытство, восхищение или восторг, а естественная страсть к обладанию заставляла человека превращать эти вещи в свою собственность и переносить в свое жилище. К таким предметам относились листья необычной формы или цвета, ягоды, орехи и плоды, а также семена и корни деревьев и других растений. Неизменный интерес вызывали у человека любые странные растительные отростки (к примеру, корень мандрагоры). Люди охотно подбирали и приносили домой камни необычной расцветки или с какими-нибудь отметинами, разноцветными прожилками (мрамор, агат, камни с вкраплениями сернистых металлов, прожилками мрамора). Особую ценность представляли камни с естественными отверстиями, и честь внедрения всемирной традиции ношения амулетов принадлежит тому человеку, который первым продел в такое отверстие гибкую веточку или тонкий ремешок из кожи животного, а затем повесил камень на шею.
Камни с отверстиями, которые можно было носить на теле, подчеркивали обычность прочих камней, ранее использовавшихся человеком в качестве амулетов, и стали предшественниками отверстий в бусинах, поскольку до того времени женщины закрепляли бусы на груди с помощью клейкой грязи. В самые ранние эпохи украшения из кусочков каменной соли, квасцового камня или горного хрусталя придавали внешности человека большую привлекательность, а искорки в этих камнях, вероятно, туманно намекали на то, что этим предметам присуща своя жизнь, сходная с человеческой. Притягательными для человека становились и те части тела, которыми крупные животные и пресмыкающиеся убивают своих жертв, и потому с самых древних времен в качестве амулетов использовались рога, когти, зубы и хвосты животных, а также змеиная кожа. Жители морских побережий и окрестностей кишащих рыбой озер делали амулеты из раковин и разных органов рыб; кроме того, во многих районах могущественными амулетами считались человеческие мизинцы рук и ног, глаза, фаллосы и волосы. Предметы белого, голубого, красного и желтого цвета становились амулетами намного чаще, чем серые, коричневые и черные.
Когда человек освоил искусство обработки металлов, он начал изготовлять множество разнообразных по форме амулетов из золота, серебра, меди и железа. В качестве амулетов использовались вырезанные из камня и дерева фигурки людей, животных, птиц и рыб, деревьев и других растений, а также их изображения, нарисованные на различных материалах. В широком смысле слова, амулетами считались даже огромные камни, сплошь покрытые надписями, пирамиды, стены коридоров и подземные камеры, испещренные сотнями строчек текстов, гробницы, расписные гробы, а также папирусные свитки, фолианты со священными текстами, обелиски, колоссальные каменные фигуры и тд. — предполагалось, что эти сооружения и предметы определенным образом оберегают того, кто стал инициатором их изготовления.
Нам никогда точно не узнать, чего именно ожидал от своих амулетов первобытный человек и как именно, по его мнению, они приносили ему благо, однако число и разнообразие этих предметов делает достаточно очевидным тот факт, что ни один амулет не мог уберечь человека от всех опасностей.
Амулеты можно разделить на два класса: личные, или индивидуальные, и общего назначения. В классе личных амулетов наиболее важными были те, что оберегали владельца от болезней и недомоганий, а также сохраняли и повышали его природную физическую силу и энергию — особенно в отношении деторождения. В другую важную группу входили амулеты, которые защищали беременных женщин, препятствовали выкидышам, обеспечивали легкие роды, а также обилие молока в период кормления ребенка грудью. Мальчики носили оберегающие амулеты на шее или прятали их в предметах одежды, а девочки накладывали или привязывали амулеты к различным частям тела. Для предотвращения особых опасностей — к примеру, моровой язвы, бубонной чумы, солнечных ударов, Ударов молнией, нападения диких зверей, укусов скорпионов и змей, полученных в сражениях ран и угрозы утонуть, — следовало носить специальные амулеты. Моряки пользовались амулетами, охраняющими от кораблекрушений и морских чудовищ, торговцы полагались на талисманы, приносившие удачу в делах, а караванщики видели в амулетах защиту собственной жизни и жизней своих ослов и верблюдов. Урожаи крестьян оберегались амулетами, либо зарытыми в землю, либо подвешенными над ней; амулеты закреплялись на рогах или на лбу вожака стада, а некоторые животные в стаде помечались специальными знаками, призванными отпугивать диких зверей. Каждый амулет должен был быть достаточно сильным для того, чтобы превозмочь воздействие Дурного Глаза и нападения злых духов, считавшихся подстрекателями любой болезни, недуга, несчастного случая, неудачи и бедствия.
К числу амулетов общего назначения относились те, которые прятали в стенах домов или под полом, а также размещали у входов и на определенных участках поселения. Первобытный человек оценивал силу амулетов по результатам их действия. Если начав использовать какой-нибудь предмет в качестве амулета, человек замечал, что его дела процветают, а сам он остается в добром здравии, вера владельца в амулет усиливалась Он считал его ценностью, а соседи поздравляли его с большой удачей. В противном случае доверие к амулету ослабевало, и человек расставался с ним, обращаясь к другому предмету. Амулеты могли быть потеряны или украдены — судя по всему, в таких случаях они теряли свои благотворные силы или просто не проявляли их в отношении нового владельца.
В одних случаях причины превращения определенных предметов в амулеты вполне очевидны, но в других об этом остается только догадываться. К примеру, человек носил когти и клыки львов, тигров и других опасных и сильных зверей, поскольку верил, что они увеличат его физическую силу в схватках с дикими животными и врагами-людьми. Он считал, что птичьи перья придадут его движениям быстроты и стремительности при нападении на людей и животных, а также обострят его зрение; амулет из змеиной кожи придавал его обладателю хитрости и коварства во время охоты. Некоторые амулеты можно описать как гомеопатические: больным, страдавшим желтухой, давали лекарства, приготовленные из растений и цветков желтого цвета и воды, в которой промыли желтые камни; для остановки кровотечений и исцеления обильно кровоточащих ран использовали камни красного цвета. Считалось, что между желтым растением или камнем и желтым цветом кожи больного желтухой человека существует некая связь, определенное взаимоотношение. Аналогично связанными считались красный цвет камней и крови. Антропологи предлагали самые разнообразие толкования использования гомеопатических и прочих амулетов дикими и полудикими народами, однако ни один ученый не смог объяснить все известные типы амулетов, поэтому вполне вероятно, что все эти версии ошибочны.
Судя по всему, истина кроется в вере первобытного человека в то, что любой предмет, который можно использовать в качестве амулета, обладает благодаря либо своему естественному происхождению, либо вмешательству некоего сверхъестественного духа, отчасти слившегося с этим предметом, незримой для человека силой. Именно эта сила, присущая всему одушевленному и неодушевленному, превращает любую вещь в амулет, целая его ценным имуществом. Можно сказать, что эта сила приводилась в действие владельцем предмета, а затем исполняла его желания и волю. Амулет переставал быть пассивной материальной вещью и превращался в деятельную силу. Жители Меланезии и Полинезии называли эту силу Мана; известный авторитет в магии и религии народов Тихого океана, преподобный Р.Г. Кодрингтон, так описывает ее "Мина представляет собой силу, или власть, — не физическую, но в определенном смысле сверхъестественную, однако проявляющуюся в образе физической силы, а также любой другой способности или умения, которыми может обладать человек. Мана не связана с чем-либо конкретным и может наполнять почти все, однако духи (как воплощенные души, так и сверхъестественные существа) обладают ею и могут ее передавать, кроме того, по своей сути она порождается обладающими личностью существами, хотя и может проявляться через посредство воды, камней или костей". Мана способна воздействовать на все, что выходит за пределы обычных человеческих способностей и природных явлений; она присутствует в самой атмосфере живого и соединяет себя с людьми и предметами, а проявляется в таких результатах, какие можно приписать только ее действию. На всех островах Тихого океана с этой силой работают колдуны, врачи, заклинатели погоды, пророки, гадатели, ясновидящие и так далее". "Мана является проводником магии; это не само магическое действие, но та сила, благодаря которой маг совершает это действие".
С практической точки зрения Мана можно использовать как для благих, так и для дурных действий — и исцеляющее лекарство, и яд в равной степени относят кМана. Одним словом, любые — и законные, и противоправные — сношения с незримым и оккультным связаны с Миной. Что касается содержания, вкладывамого в понятие Мана позицией науки, то доктор Р.Р. Маретт утверждает: "Нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы понятие Мана не могло использоваться в общих целях сравнительной науки для обозначения религиозно-магических сил независимо от того, будут ли такие силы считаться автоматическими или производными, то есть исходящими непосредственно от сущности духовного человека или предмета или опосредованными благодаря тому, что некий призрак или дух вложил эти силы в данного человека или предмет". Таким образом, любой действенный амулет, как считается, обладает Маной, которая взаимодействует с Маной и волей, или желанием, владельца этого амулета — именно это убеждение, осознавалось оно или нет, и заставляло человека во все времена полагаться на амулеты в поисках защиты и помощи. Вера в амулеты была результатом страха человека перед Дурным Глазом и невидимыми злыми духами и их деяниями, и в некоторых странах этот страх до сих пор остается столь же реальным и могущественным, как в первобытные времена.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что каждый знахарь или колдун, заметив, что его собратьям требуются амулеты, охотно использовал любые средства, лишь бы снабдить их такими предметами и прилагал все усилия, убеждая соплеменников в том, что только он может предоставить им "настоящие" амулеты, то есть предметы, содержащие Ману и способные исполнять желания своих владельцев. Он провозглашал, что сам вложил в эти вещи Ману, переданную ему духами предков; он утверждал, что способен общаться с любыми типами духов (добрыми и злыми), умеет узнавать их желания и влиять на их поступки; наконец, он заявлял, что владеет особыми познаниями о природных объектах, обладающих Маной, и умеет добавлять к этой Мане ту Ману, которую несет в себе. Когда такой знахарь или колдун умирал, его коллеги и преемники объявляли, что магическими свойствами обладают не только части его тела, но и его одежда и прочее имущество, даже земля или прах с его погребения То есть любой предмет, принадлежавший ему или каким-либо образом с ним связанный, становился вместилищем Маны, могущественным амулетом. Именно эти представления заставляют лодочников нубийского Нила привязывать к носу лодки небольшой мешочек с прахом из Куббы Лдрис, чтобы уберечь судно от кораблекрушения на Третьих Катарактах. Несторианские караванщики Мосула и его окрестностей берут с собой прах из гробницы Раббан Хормизд в Эль-Кош, а якобиты используют в качестве защиты прах из гробницы Map Маттаи. Персидские мусульмане носят при себе прах из могил своих святых в Кербеле, а арабы изготовляют амулеты из праха Пророка Мухаммада. Культ мощей святых основан на вере в то, что их тела — как живые, так и мертвые, — обладают Маной; в Средневековье людей вообще мало заботило то, являются ли эти мощи подлинными или "подложными".
Many, естественным образом пребывающую в избранных амулетами предметах, можно было усилить и "закрепить" с помощью особых формул, или заклинаний, произносимых над этими предметами колдуном. Иными словами, сами эти заклинания представляли собою Мину, и даже если предмет был лишен Маны до его произнесения, то после особых слов он становился "действенным" амулетом. Подобно крови, волосам и слюне, слова также содержат в себе Мана, и без произнесения такого заклинания никакое "лекарство" не могло принести благотворного (а тем более, полного) результата. С течением времени, когда на смену колдунам пришли священники, заклинания сменились молитвами. Впрочем, заклинание было повелением, тогда как молитва является просьбой. У нас есть все основания полагать, что заклинания на протяжении долгих столетий из уст в уста передавались от одного поколения колдунов другому, и даже после того, как человек освоил искусство Письменности, консервативные колдуны придерживались методов своих предшественников и отказывались пользоваться новоявленным изобретением. Однако со временем они поняли, что письменные знаки сделают их заклинания долговечными, и в результате появились амулеты с надписями, или, как их часто называют, "заговоры".
Шумеры, вавилоняне и ассирийцы записывали свои заклинания на глиняных табличках, нередко обжигаемых в печах; египтяне чертили их на папирусе, высекали на известняковых плитах, глиняных черепках и фигурках из дерева, камня и воска, а также вырезали на деревянных дощечках и крупных каменных стелах (например, стела Меттерниха); древние евреи записывали заклинания на пергаменте, а в Средневековье — на бумаге и керамике; гностики и греки высекали их на полудрагоценных камнях; персы и арабы вырезали заклинания на табличках из агата, оникса, сердолика и кристаллического сланца, а также записывали их на шкурах нерожденных газелей, пергаменте и бумаге; японцы выжигали их на дереве; китайцы рисовали на шелковой бумаге, а индийцы покрывали своими формулами медные пластинки или записывали их на пальмовых листьях и бумаге из коры. В настоящее время копии магических текстов размножаются с помощью печатного станка, а пергамент, дерево, пальмовые листья и древесная кора сменились обычной писчей бумагой.
Чернила, используемые в древности для записи волшебных формул, обычно были черными или красными. В копиях записанной иероглифами "Египетской Книги Мертвых" приведенные в конце некоторых разделов "рубрики", то есть указания, связанные с отправлением обрядов и церемоний, выделены красными чернилами. В "Книге о свержении Апопа" указывается, что имя этого монстра следует записывать зелеными чернилами.
Футляры для амулетов
Во многих странах обладатель амулета носит свое сокровище в коробочке из драгоценного металла или в небольшом мешочке из шелка, холста, сукна или кожи; это вызвано, во-первых, желанием уберечь амулет от повреждений и загрязнений, а, во-вторых, стремлением укрыть от злых духов и людей с Дурным Глазом. То же относится и к тем случаям, когда амулетом считается книга с магическими или священными текстами. Египтяне вкладывали папирусы с "Книгой Мертвых" в раскрашенные деревянные статуи бога Осириса, а краткие выдержки из нее — в деревянные пьедесталы фигур Птаха-Сокара-Осириса; золотые фигурки этих богов, на шеи которых вешали амулеты-подвески, запирались в футлярах из серебра и некоторых других металлов. Записанные на длинных полосках бумаги отрывки из Корана, которые персидские женщины подвешивали к своим ожерельям, вставлялись в продолговатые серебряные оправы, расписанные оберегающими текстами. Арабы и персы (как кочевники, так и постоянные жители городов и поселений) всегда хранят свои экземпляры Корана в окладах, порой украшенных самоцветами, а абиссинцы заворачивают Псалтирь, "Книгу восхвалений Марии" и амулеты в куски толстой кожи.
Современные восточные знатоки настоятельно просят своих клиентов иметь несколько амулетов, ведь, по их словам, любой из них способен защитить владельца лишь от одной опасности. Некоторые типы амулетов должны постоянно касаться кожи владельца и носиться только на определенных частях тела - их нужно располагать на коже черепа или на лбу, прикреплять кушам, вкладывать в опускающиеся на грудь ожерелья и пекторали, закреплять с помощью шнуров на пупке или половых органах, привязывать к верхней части левой руки, надевать на запястье. Некоторые из них должны касаться основания позвоночника или висеть на ноге ниже колена. Амулеты более общего характера можно носить в тюрбане, прикреплять к феске или шляпе европейского типа, носить в кармане или прикалывать к одежде в области сердца. Этот класс амулетов можно повесить на стену и использовать для защиты всего дома или отдельной комнаты. Будучи прикрепленными к кровати больного или размещенными в таком месте, где больной может их видеть, они приносят выздоровление. Кроме того, больному полезно пить воду, в которую опустили амулет.
Если привязать амулеты к шесту посреди сада, они повысят плодоносность деревьев и предотвратят уничтожение урожая птицами, личинками и гусеницами; если шест с амулетами соответствующего типа установить в засеянном поле, они принесут хороший урожай. Для защиты крупного рогатого скота амулеты привязывают к рогам или продевают в просверленные в рогах отверстия - для защиты овец, коз и свиней амулеты привязывают к головам животных или к той части тела, где начинается хвост. Амулеты, предохраняющие животных и детей от Дурного Глаза, должны быть крупными, сделанными из яркого материала, или раскрашенными яркими красками.
Прежде на базарах Каира и Танты продавали крупные, покрытые голубым лаком глиняные бусины диаметром в полдюйма; караванщики делали из них перевязи и закрепляли эти повязки на лбах верблюдов перед началом путешествия через пустыню. Местные жители верили в то, что бусины отведут мрачные взгляды Дурного Глаза и уберегут от него животных; помимо бусин, в качестве амулетов от сглаза часто использовались полоски красной и зеленой ткани или полированные медные пластинки. Вполне возможно, что медные розетки и орнаменты, украшающие сбрую ломовых лошадей и тяжеловозов, как и большие медные рога, поднимающиеся от хомутов, первоначально задумывались как защита животных от Дурного Глаза, но позже об этом забыли, и амулеты превратились в обычные украшения. Подобным образом длинная бахрома и кисточки, ныне прикрепляемые на Востоке к переметным сумам, представляют собой покрытые узлами кожаные ремни, которые в старину привязывали к седельным вьюкам, чтобы при быстрой езде они издавали особый шум и отпугивали злых духов. В этом случае, как и во многих других, подлинное значение украшения со временем забылось.
Фальшивые амулеты
Из самой природы амулетов следует, что в тех странах, где каждый хотел стать обладателем одного или нескольких амулетов, колдунам весьма непросто удавалось удовлетворить столь повышенный спрос. Этим воспользовались псевдо-колдуны, которые изготовляли и продавали то, что местные жители называли "мертвыми" амулетами. Фальшивые амулеты распространились по всему Востоку. В Персии и Ираке встречаются поддельные цилиндрические печати и резные камни, гадальные горшки, таблички и рельефы с надписями; в Египте в течение последних ста пятидесяти лет местным жителям и приезжим продают поддельных скарабеев, кольца, фигурки, драгоценности, самоцветы, папирусы и прочее. Во время восстания Махди в Судане тысячи солдат его армии покупали амулеты, предполагающие наличие в них магических текстов из Корана или волшебных молитв, которые, как считалось, защитят воина и принесут ему победу. Автору довелось много раз видеть, как в разрезанных кожаных футлярах не оказывалось ничего, кроме завернутого в бумажную обертку листка бумаги, на котором было написано "Бисмиллах", то есть "Во Имя Господа". Подобным образом нередко обманывали абиссинских крестьян.
Говоря об амулетах, уместно упомянуть о ряде предметов, которые, как считается, приносят владельцу удачу; их называют "mascots" ("талисманами"). Это понятие относится также к людям, которые сами являются везучими и приносят удачу другим. Слово "mascot" происходит от французского "mascotte" и, вероятно, родственно провансальскому "masco", "ведьма".
Почти все большие автомобили оснащены талисманом, закрепленным на капоте радиатора; свой талисман (козел, медведь и др.) есть у каждого полка. Считается, что удачу приносят и плюшевые медвежата. Впервые они появились на одной американской фабрике игрушек и получили имя Тедди в честь Рузвельта, бывшего в то время президентом США.
Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»: |