Булла и фетиш
Булла — название, данное римлянами и христианами определенному виду амулета в первые века нашей эры. В основном оно означает какой-нибудь округлый, полый или выпуклый предмет, например, пузырь, шишка щита, металлическая запонка, шляпка гвоздя или головка дверного болта. Этот амулет изготавливался из дерева или металла, носился как украшение и закапывался вместе с умершим владельцем. По форме он напоминал плоскую закругленную капсулу с маленьким ушком в верхней части. Если он был сделан из металла, то на нем часто вырезали магические фигуры и надписи. Его заполняли каким-нибудь веществом, которому приписывали магическую силу и свойства. Подлинным амулетом являлось именно это вещество. Таким образом, законченная булла представляет собой амулет в коробочке. Вещество в коробочке называлось praebia, в его состав входили различные ингредиенты. Считалось, что каждый из них отгонял зло от владельца амулета и расстраивал замыслы ведьм и колдунов. Христиане (копты) Ахимим в Верхнем Египте вешали буллы на шеи умершим. В них содержался прах с могилы святого, или прах костей святых, или же маленькая косточка, или другая священная реликвия.
Греки и римляне твердо верили, что некоторые люди обладают способностью взглядом причинять вред своим собратьям и скоту и даже убивать их. Греческое PaaicmvEiv означает "убивать взглядом". Амулет, использовавшийся от Дурного Глаза назывался baskanion, или probaskanion и fascinum. Обычно он имел форму фаллоса. Поскольку действию Дурного Глаза особенно подвержены дети, то им на шею вешали фигурки фаллоса. Он служил домашним амулетом и, кроме того, помещался в садах, перед кузничными горнами и даже под колесницами. Multonium, scaevola и Satyrica signa — другие названия амулета-фаллоса.
Слово "фетиш" португальского происхождения. Некоторые ученые прослеживают его происхождение от "feitico", т.е. нечто, изготовленное руками и потому считавшееся искусственным и неестественным; позднее это слово стало обозначать что-то магическое. Другие исследователи выводят его от "faticeira", т.е. "ведьма", или от yaticaria", т.е. "колдовство". Как утверждает доктор Нассау, это слово первоначально употреблялось для обозначения амулетов и талисманов, например распятий, крестов, четок, образов святых, реликвий и тд., распространенных среди туземцев-католиков западного побережья Африки в XV и XVI столетиях. Сами туземцы совершенно по-другому называли свои амулеты и талисманы, которые они считали "Лекарством", ибо наряду с отведением зла они лечили болезни. Среди известных там названий встречаются такие: "гри-гри", "джуд-жу", "ворг", "монда", "мкисса", "бианг" и др.
Религии негритянских народов западного побережья Африки и других ее районов обычно известны как фетишизм. По свидетельству некоторых путешественников и исследователей, туземцы верят, что фетиш содержит в себе бога или дух, которых жрец может держать там и диктовать им свою волю; но это не так. Подобная точка зрения является результатом неправильного истолкования и обязана своим существованием деятельности христианских миссионеров, не понимавших представлений туземцев о фетише или не осознававших того факта, что в нем содержится только Лекарство. По утверждению Зелигманна, нет никакого сомнения в том, что существует два типа фетишей, а именно: естественный, или простой фетиш и искусственный фетиш — либо заряженный, либо насыщенный "лекарством", т.е. каким-то веществом, предположительно обладающим магическими свойствами и, кроме того, имеющим профилактический характер. Простой фетиш приблизительно соответствует нашим амулетам и талисманам. К этому разряду относятся простые по своей природе предметы, несложные в изготовлении и оказывающие свое действие благодаря присущей им естественной силе. Обычно они используются в повседневных целях.
Искусственный фетиш содержит два вещества, а именно: вещество, обладающее магической силой, и "лекарство", в действительности представляющее собой экстракт, отвар или концентрат какого-нибудь хорошо известного снадобья. Выбор магического вещества — секрет знахаря, только он решал, какое магическое вещество и какое "снадобье" смешать, чтобы получить желаемый заказчиками фетиша результат. Подобно современным врачам Англии и Европы, каждый знахарь имел собственный способ изготовления фетишей. Так, в Африке известны специалисты по фетишам, подобно тому, как на Харлей Стрит есть специалисты-медики.
Используемые знахарями снадобья не отличаются от упоминаемых в египетских медицинских папирусах, клинописных медицинских табличках и в арабских и эфиопских книгах по медицине. Один из наиболее полных перечней таких "лекарств", представленный Пешюэлем-Лоэшем, включает: листья, цветки, соки, плоды, коренья, кожуру фруктов и овощей, кустарники, деревья и вьющиеся растения; желчь, усы и помет леопардов, желчь крокодила, головы змей, лягушек, ящериц, черепах и рыб; крабов, скорпионов и всевозможных пресмыкающихся; глаза, мозг, печень и перья определенных видов птиц; шкуры, шерсть, лапы и экскременты быстрых, сильных и бесстрашных диких животных; зубы, рога и кости; смолу, окрашенные почвы; слюну, соль, порошок красного дерева, женское молоко и мочу девственниц. В качестве "лекарства" в фетишах не Используется ни одна часть человека или свиньи. Обладающие магической силой вещества кладут на предметы одежды, в сумочку или мешочек или же помещают для сохранности в фигурку человека или животного. Считается, что используемое "лекарство" окажется более эффективным, если будет содержать часть силы самого знахаря.
Знахарь окружает себя множеством разнообразных предметов. Многие из них он носит на себе. В их числе можно назвать следующие: раковины моллюсков, когти птиц и животных, зубы, рога, перья, локоны или пучки волос, полоски кожи, бечевки, лоскуты, мешочки, комья земли, смоляные шарики, листья, плоды, тарелки, блюдца, бутылки, горшки, цепи, корзины, пни, свертки тканей, куски мешковины, коробки, статуэтки из дерева, металла и слоновой кости, фигурки обезьян, леопардов, Змей, крокодилов, гиппопотамов, слонов, людей и тд.
Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»: |