Использование амулетов в Древнем мире

Амулет Скарабей Амулет Скарабей

В любом из тех уголков нашей страны и за рубежом, где проводились раскопки в местах расположения древних городов, археологи находили множество предметов различного вида и размеров, которые обобщенно можно назвать амулетами и талисманами и считать изделиями людей, веривших в магию. Использование этих предметов не ограничивалось каким-либо одним местом, народом или периодом, и масса имеющихся теперь в нашем распоряжении находок свидетельствует о том, что использование амулетов и талисманов было и до сих пор остается повсеместным. Можно пойти дальше, утверждая, что оно практикуется со времен появления Homo sapiens на Земле.

Возникает ряд вопросов: почему амулеты и талисманы настолько многочисленны, так широко распространены по всей планете и какой цели они служили? Ответы на них далеко искать не приходится. Дни человека первобытной культуры были полны невзгод, а ночи — волнений и страха, если не ужаса. Накормить себя, свою женщину и своих детей часто оказывалось делом трудным, а усилия, необходимые для защиты от диких зверей и пресмыкающихся — естественных врагов человека, требовали максимального напряжения физических и умственных сил. Еще более усугублял существование людей страх перед неведомыми опасностями тьмы и ночи. Довольно часто дополнительным бременем на человека ложились превратности климата. Кроме того, ему всегда приходилось быть начеку, чтобы суметь отразить нападение врагов из рода человеческого.

Физических трудностей, которые первобытному человеку приходилось преодолевать, было в избытке, что порой доводило его до полного изнеможения. Тем удивительнее то, что он принялся создавать в своем воображении целую армию враждебных ему существ: ДЬЯВОЛОВ, ДЕМОНОВ и ЗЛЫХ ДУХОВ. Он наделял их способностью причинять страдания не только ему самому, но и тому, что он имеет, включая его жену и прирученных животных. Из-за этого он пребывал в постоянном ужасе от того, что они могут сделают. Действию злых духов приписывались все физические болезни и недуги, а также любые несчастья, выпадавшие на долю кого-либо из членов семьи, слуг или постигавшие его имущество. Он облекал их в уродливые формы, считая, что для осуществления своих коварных замыслов они могут принимать облик любого животного или человека. Те же, кто открыто становился слугами злых духов, считались колдунами и ведьмами, которые, подобно злым духам, также способны причинять непредсказуемое зло и даже убивать.

Со временем страх перед злыми духами все более усиливался, причем каждое новое поколение оказывалось гораздо одержимее бесами, нежели предшествовавшее ему. Цивилизованные шумеры, вавилоняне и египтяне, а также варварские народы, обитавшие по соседству, в своем страх перед злыми духами ничем не отличались от диких предков, населявших Месопотамию и Египт на несколько тысячелетий раньше. Убедительным подтверждением этого служит дошедшая до нас великая Легенда о Сотворении, записанная клинописью шумеров.

Злые духи Вавилонии

Согласно этой легенде, первозданная водная пучина, называемая Абзу, одновременно служила обиталищем как богам, так и демонам, т.е. духам добра и зла. Пучина и ее обитатели существовали изначально. Злые духи отличались уродливыми формами, частично напоминая животных, птиц и человека. Добрые духи имели человеческий облик. Спустя бесчисленное количество веков появились два бога: Аштар и Кишар. Они совершили некий предварительный акт сотворения. Гораздо позднее появились другие великие боги Вавилонии: Ану, бог Неба; Бел, бог Земли, и Эйя, бог водной пучины. Эти боги занялись упорядочением Сотворения, чем сильно взволновали Абзу. Он не на шутку встревожился, почувствовав, что хаос, символом и представителем которого он являлся, обречен на исчезновение в результате деяний богов. Посоветовшись с Тиамат,Абзу начал разрабатывать план уничтожения деяний и уменьшения силы богов. На местных барельефах и скульптурах Тиамат изображена с чешуйчатым телом тифоноподобного животного или змеи, с крыльями и когтями. Она олицетворяла всеобщее зло, однако, как это ни странно, считалась одновременно "матерью всего" и хранительницей Таблиц Судеб, являвшихся, вероятно, своеобразным талисманом, оберегавшим ее жизнь. Абзу и Тиамат поручили своему посланнику по имени Мумму помешать работе Эйя, но в последовавшей за этим борьбе победителем оказался Эйя. План Тиамат провалился, а сам Абзу был убит. В ответ на это Тиамат породила целый сомн дьявольских чудовищ и, собрав со своим помощником Кингу армию злых существ, приготовилась к сражению с богами. Тиамат передала Таблицы Судеб Кингу, надеясь, что они помогут ему победить.

Боги же, чувствуя, что сами не смогут противостоять Тиамат, выбрали своим защитником Мардука, наделив его божественными силами. Вооружившись луком, копьем, булавой и сетью, Мардук отправился сражаться с Тиамат. Увидев облаченного в устрашающие боевые доспехи Мардука, Кингу пришел в ужас, отступил и укрылся в теле Тиамат, а все его союзники оцепенели от страха. Когда Мардук приблизился к Тиамат, она стала произносить заклинания и магические формулы, которые, по ее мнению, должны были обессилить Мардука, однако они никак на него не подействовали. Мардук набросил на Тиамат сеть, вдул в нее через рот штормовой ветер, а когда ее тело раздулось, как пузырь, пронзил ее шкуру копьем. Лоно Тиамат выпало из нее. Мардук снял Таблицы Судеб с груди Кингу, затем сетью переловил одного за другим Одиннадцать Пособников Тиамат и растоптал их. Он раздробил булавой череп Тиамат и, разрубив ее тело надвое, образовал из одной половины небесный свод, а из второй — обитель Эйя, или Мировой Океан.

Свершив это, Мардук принялся приводить небо и землю вместе со всем, что было на них, в тот порядок, в каком они пребывают в настоящее время. Боги пожаловались ему, что не существует никого, кто бы поклонялся им или совершал подношения, поэтому Мардук, посоветовавшись с другими богами, решил создать человека. Он предложил принести в жертву одного из богов во имя остальных, и боги выбрали Кингу, ибо он был главнокомандующим сил зла, противостоявших Мардуку. Вслед за этим Кингу схватили, связали и убили. Из его крови Эйя сотворил человека для служения богам. Поэтому человек всегда несет в себе частицу зла, побуждающую его к дурным деяниям.

Вавилонское предание о Сотворении однозначно сообщает о том, что Мардук покончил со всеми зачинщиками бунта против богов, однако не уничтожил армии зла окончательно. Значительная часть этого воинства осталась существовать, чтобы досаждать, вредить и не давать покоя потомкам человека, сотворенного из дурной крови Кингу. Таким образом, победа Мардука не была полной и абсолютной, поскольку он не уничтожил зло раз и навсегда. Он защитил себя и своих собратьев-богов, оставив людей на произвол злых духов, избежавших его гнева. Множество хранящихся в больших музеях мира глиняных табличек с клинописными заклинаниями и магическими формулами против демонов и злых духов доказывает, что вавилоняне гораздо сильнее боялись злых духов, нежели своих богов.

Злые духи Египта

Литература Древнего Египта не дает нам единого подробного повествования о Сотворении, однако отдельные тексты кратко сообщают, что было время, когда не существовало ничего, кроме первозданного водного хаоса, называвшегося Ну или Нун. Он был покрыт непроницаемой тьмой и служил обителью богу Неб-эр-джер, существовавшему там либо в виде жидкости или субстанции, либо в виде одного только имени, а также обителью множеству существ тифонической формы, называвшихся "Месу Бешщу", т.е. порождения необузданной злобы. Бог посоветовался со своим сердцем и, обладая магической силой (гека), произнес в качестве заклинания или слова власти свое собственное имя, в тот же миг появившись в образе бога Хепри. Он немедленно взялся за сотворение. Бездействовавшие силы зла обеспокоились его действиями, сразу же став активно противодействовать ему.

Первым актом творения явилось создание света, обусловив борьбу между Сетом, олицетворением тьмы, ночи и зла, и Гором-уром, олицетворением света, дня и добра. Утвердились День и Ночь, и так обстояли дела долгое время. Затем Хепри из субстанции своего тела создал бога Шу и богиню Тефнут: так образовалась первая триада, или Троица. Работа по сотворению продвигалась быстро, были созданы небо и земля; солнцу, луне и звездам были определены их места на небосклоне; из слез, упавших из глаз Хепри, были сотворены мужчины и женщины, и на земле появились животные, птицы и пресмыкающиеся. Затем Сет собрал силы тьмы и зла, начав войну с богом Солнца Ра, но потерпел поражение. Тогда он поставил в восточной части неба чудовище Апопа, которое вместе со своими пособниками должно было помешать богу Солнца Ра подняться над нашим миром, уничтожив его. Однако Ра, выпустив свои лучи и огненные стрелы, разогнал сообщников Апопа, а самого Апопа парализовал заклинанием, лишившим его всей силы. Бог Солнца победно поднялся в небо и продолжил там свой путь до вечера, пока не исчез в темноте ночи. На следующее утро, начав подниматься, Ра обнаружил, что его опять подстерегают все его враги, ибо Апоп вернул свою силу и окружил себя прежними союзниками. Сражение с богом Солнца возобновилось и происходило ежедневно. Ра так и не удалось одержать полную победу над Апопом и убить его, поэтому злые духи могли нападать на людей и вредить им как духовно, так и физически.

Несмотря на возвышенный характер своей религии, египтяне считали необходимым ежедневно сжигать восковую фигурку Апопа в великом храме Амона-Ра в Фивах и произносить многочисленные заклинания, чтобы помешать этому чудовищу преградить путь богу Солнца и защитить себя от козней духов зла. В первом столетии нашей эры египтяне приняли христианство, но сохранили веру в злых духов и в действенность амулетов, талисманов и магии как средства защиты от них. Они и поныне верят в это. Большинство современных египтян — мусульмане, и хотя в своих многократных дневных молитвах они признают всемогущество Аллаха, их страх перед злыми духами настолько велик, что они постоянно прибегают к различным формам магии для защиты себя, своей семьи и домашних животных.

Злые духи в христианских странах

В ряде христианских апокрифов содержится утверждение, основанное на написанных после вавилонского пленения иудейских преданиях о том, что Бог создал девять чинов ангелов, разделенных на три лика. Это были:

  1. Херувимы, Серафимы и Престолы;
  2. Господства, Силы и Власти;
  3. Начала, Архангелы и Ангелы.

Египетская и эфиопская церкви придерживались мнения, что вождем этой небесной рати был Михаил, "ангел Лика", и что он и все ангелы его чина созданы в первый час шестого дня Сотворения, т.е. в пятницу. Но в этот же день, ближе к вечеру, был создан десятый чин ангелов во главе с Сатанаилом, или Сатаной. За появлением ангелов последовало сотворение Адама, и когда Сатана увидел, какой великой чести Бог удостаивает первого человека, гнев обуял его. Неделей позже он посягнул на надлежащие Богу почести и объявил войну армиям Всемогущего. Эти армии состояли из всадников, щитоносцев, воинов на колесницах, факелоносцев, кинжалоносцев, секироносцев, крестоносцев, лампаносцев и пращников, числом примерно в 4 100 000 огненных созданий. Ангелы издали боевой клич и приготовились к сражению, однако Сатана атаковал первым, обратив их в бегство. Небесные армии перестроились и возобновили бой, но Сатана снова атаковал их и обратил в бегство во второй раз. Тогда Бог послал Своим армиям Световой Крест с начертанными на нем именами Трех Ликов Троицы. Когда Сатана и его дьяволы увидели его, силы покинули их, они затрепетали, повернулись и побежали. Михаил и ангелы преследовали их и изгнали в ад, где, по убеждению многих христианских народов, они пребывают и по сей день. Никто из основателей великих религий мира не пытался убеждать своих последователей в том, что Дьявол, каким бы именем его ни называли, и духи зла уничтожены. В некоторых религиозных системах Дьявол и Бог считались почти равными, но противостоящими силами. Не было и недостатка в народах, поклонявшихся Дьяволу (например, езиды). Довольно много приверженцев сатанизма можно встретить даже в Европе.

Разум человека примитивной культуры не был достаточно развит для понимания преданий о борьбе между Богом и Дьяволом, т.е. Светом и Тьмой, Добром и Злом, в том виде, в каком они представлены выше, а тем более для их сочинения. Скорее инстинкт, нежели разум подвел людей к необходимости использовать амулеты и талисманы для защиты от Дурного Глаза и нападок злых духов, заставив верить, что вещи, выбираемые в качестве амулетов, обладают необъяснимой силой, способной защитить человека.

Автор: Э.Уоллис Бадж
 
Амулеты и талисманы

Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»:

Использование амулетов в Древнем мире