Гностические амулеты

Гностические амулеты Гностические амулеты

"Гностиками" обычно называют ряд религиозных течений, процветавших в Западной Азии и Египте между 250 г. до Р.Х. и 400 г. н.э. Все они претендовали на обладание yvcomq, т.е. "знанием", но это знание было высоко духовным по своей природе и трансцендентальным, божественным и небесным по характеру. Согласно некоторым из гностиков это знание было обретено посредством ряда откровений единого великого Бога, Творца и Продолжателя вселенной, ниспосланных людям, подготовившим себя к ним самоотречением, постом и молитвой. Древнейшая история гностицизма и догмы его последователей представлены в работе Ипполита (умер или предан мученической смерти в первой половине III века н.э.) "Опровержение всех ересей". Другая история, изложенная несколькими столетиями спустя, приводится в Pcmariott Епифания. Значительное количество достоверной, полученной из первоисточников информации, предоставляют нам коптские работы, "Pistis Sophia" ("Вера Мудрость") и книги Йеу.

Догмы некоторых из гностических течений имеют индийское происхождение. Они попали на Запад через Персию в Сирию, Палестину, Египет и Грецию вместе с буддистскими посланниками к Селевкидам и Птолемеям, отправленными царями Индии в III и II столетиях до EX. Современные исследования показали, что пиктографические письмена индусов и шумеров почти идентичны по своему характеру, и вполне возможно, что в гностицизме присутствует шумерское влияние. Первоисточником астрологического элемента в гностицизме, многочисленные примеры которого встречаются на гностических амулетах, несомненно является Вавилония, родина астрологии. (См. раздел "Знаки Зодиака"). Кроме того, с определенной долей уверенности можно сказать, что многие из любопытных графических символов, представляющих Солнце, Луну, планеты и другие звезды — это искаженные копии ранних шумерских пиктограмм.

Дошедшее до нас и доступное сейчас для изучения наследие гностиков показывает, что их "гносис", или "знание", рассматриваемое в целом, подверглось влиянию со стороны учений Зенд-Авесты, культа Митры, манихейства (популярной формы религии, исповедовавшейся в Египте в греко-римский период), иудейских книг (таких как Книга Еноха и иудейская каббала) и раннехристианской литературы. На протяжении 1 и II столетий церковь безжалостно искореняла гностицизм, но в конце концов было признано, что гностик также может быть хорошим христианином. Ведь благороднейшая часть гностической религии провозглашала победу Света над Тьмой и Добра над Злом, и проповедовалась эзотерически. Однако многие, объявлявшие себя гностиками, никогда не проникали в глубины ее фундаментальных истин.

Данная книга не ставит задачу описания гностической системы и догм различных придерживающихся ее течений. Желающий изучить ее найдет большое количество информации по этому вопросу в следующих работах: Matter, Histoire, Critique du Gnosti'cisme, 2 vols., Paris, 1828; C.W. King, The Gnostics and their Remains, London, 1864; Lipsius, Der Gnosticismus, Leipzig, I860; и Mansel, The Gnostic Heresies, London, 1875.

Гностики использовали амулеты, и, как явствует из надписей и рисунков на них, стремились с их помощью обрести знания небесного характера и защиту Единого Великого Бога, объемлющего в себе все, как в этом мире, так и в потустороннем. Амулеты изготавливали из всевозможных драгоценных и полудрагоценных камней, например, кровавика или гематита, зеленой яшмы, нефрита, различных разновидностей ъггнъ, сарда, карнеола, хрусталя, хризопраза, берилла, халцедона, обсидиана, ляпис-лазури, кальцита, оникса, плазмы, гранита и т.п. Считалось, что некоторые из этих камней обладают силой и планетарными влияниями и даруют их владельцу мудрость, здоровье, проницательность и способность усваивать трансцендентальные знания. Они имеют различную форму — треугольную, прямоугольную, овальную и т.д. — и варьируют по размеру от половины до трех дюймов в длину. Наиболее популярными были черные и зеленые камни. По-видимому предполагалось, что им присущи лечебные свойства. Почти на всех гностических амулетах надписи выполнены греческим унциальным письмом, однако некоторые из них имеют надписи, начертанные некоторого рода пиктографическим шрифтом.

Около девяти десятых из известных сегодня гностических амулетов найдены в Египте, поэтому неудивительно, что на них изображены фигурки египетских богов и богинь, животных Нила и египетские символы. Египетские гностики отвергли многие языческие культы ранних династических египтян, однако считали Ра, Гора и Гарпократа ипостасями своего "единого Бога небес" и связывали Исиду с Девой Марией, Осириса и Сераписа — с Христом, а Хатор — с обнаженной женщиной, которая, в поздней форме гностицизма IV или V столетий, являлась символом мудрости.

Другой древний египетский бог, часто фигурирующий на гностических амулетах, — Гор-па-херд или Гарпократ, т.е. Гор-ребенок, вариант воскресшего бога Солнца. Его изображали в облике ребенка: с правой стороны его головы ниспадал локон волос, палец правой руки он держал во рту. Гор-ребенок сидел на цветке лотоса в лодке, нос которой имел форму головы птицы, а корма — головы осла.

Многие гностические амулеты, изготовленные во II столетии, имеют по краям и сзади длинные надписи, почти все они непереводимы. Это обусловлено тем, что каждая буква является начальной буквой какого-то слова, и никаких ключей к этим Длинным формулам не найдено. Такие надписи объясняются еврейским влиянием и имеют каббалистический характер. Интересный образец этого влияния представлен выше. Мы видим фигурку старика со скрещенными на груди руками. Его окружают семь звезд, символизирующих планеты, небесная сфера, пентакль или соломонова печать и несколько не поддающихся расшифровке знаков. Он представляет 365 эонов. Считалось, что он вмещает их в себе. Он — это Адам Кадмон каббалистов и первочеловек, которого Господь сотворил по своему образу и подобию. В таком же облике представляли и второго Адама офитов. В разделе, посвященном каббале, приводится рисунок первого человека (согласно каббалистам), взятый из книги Гинсбурга о каббале.

Многие из амулетов, обычно именуемых "гностическими", не имеют ничего общего с доктринами истинного гностицизма, а являются просто оберегами, предназначенными для защиты владельца от физических недугов и обеспечения материального благополучия. Типичный пример такого талисмана, служащего оберегом от укусов скорпионов, представлен выше. Амулеты из железной руды или гематита, по-видимому, носили для усиления мужской потенции и увеличения плодовитости женщин. Доктор Кэмпбел Томсон показал, что этот же материал с аналогичной целью использовался в Вавилонии и Ассирии. Выше представлен пример рукописных амулетов, встречающихся на греческих магических папирусах.

Автор: Э.Уоллис Бадж
 
Амулеты и талисманы

Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»:

Гностические амулеты