Сирийские амулеты

Сирийский амулет <br> Дерево мудрости Сирийский амулет
Дерево мудрости

Нашими знаниями о существовании сирийских амулетов мы почти полностью обязаны небольшому томику, озаглавленному "Маленькая Книга Защиты", составленному по текстам четырех манускриптов, написанному на сирийском языке и переведенному сэром Германом Голлансом (The Book of Protection, London, 1912). Из этих манускриптов два находятся у сэра Германа; третий — в библиотеке Кембриджского университета, а четвертый хранится в Британском музее (Отд. Востока, No 6673). В этой небольшой работе представлено "собрание заклинаний, которое, вероятно, было написано или составлено коренным жителем страны, лежащей к северу от Мосула. Владелец книги был христианином и, возможно, священником или какого-то рода служителем Несторианской Церкви, к которому люди обращались за заговорами или заклинаниями, заклинательными молитвами и благословляющими формулами. Все это должно было помочь духовно и физически, а также защитить их птицу, скот и имущество в целом. Источником силы, лежащей в основе всех амулетных текстов или "начертанных заклинаний", являлось непроизносимое имя Бога YHWH, его другие имена AHYH (Asher) AHYH, Эль-Шаддаи, Адонаи и Саваоф (Господь Сил), а также Десять Слов Бога, произнесением которых была сотворена Вселенная. В этом отношении сирийские "начертанные заклинания" идентичны таковым иудеев в их каббале, египетских христиан, абиссинцев, самаритян и арабов. Начертанное имя Бога было самим Богом, также как и все другие имена, образующиеся заменой и перестановкой Его имени.

В том, что касается декламационных заклинаний или заговоров, то самым сильнодействующим из них была Молитва Господня (1), далее следовали Молитвы Адама и Святых Ангелов (2 и 3), затем Евангелие (4). В заклинании от страха и трепета упоминается имя св. Георгия Победоносца из Лидцы и цитируется его молитва (5). Заклинание Иисуса (16) лишало мощи используемые противником военные машины, орудия, катапульты и т.п. Заклинание Соломона излечивало люмбаго (10); заклинание св. Фомы изгоняло из человека дух безумия и освобождало от него 366 членов его тела (12); заклинание Распятия лишало силы мечи, кинжалы, стрелы и т.п., (9). Затем следовали заклинания от всевозможных болезней (11); от головной боли и 72 болячек ушей, глаз и т.д., [в этом заклинании упоминаются Gannus и Sloonus] (13); от щелкания зубами (17); от судорог [упоминается Mar Awgin] (20); пауков ?(19); видений (22); сглаза людей (23); колик и простуды (25); заболеваний скота (26); бешеных собак и Диких зверей (27); лихорадок (28); отвлекающих шумов и звуков (33); волков (35); лживых сновидений (36); змей (37); скорпионов (38); сглаза скота (39); колдунов (42); злого духа (46); воробьев и насекомых, уничтожающих посевы (47); возгорания Посевов (48); кровотечения из носа (49); плача детей (50); колдовства(51); козней чертей (52); фурункулов ("шишки Алеппо", "Восточной болезни" и т.п.) и чесотки (53).

Заклинания перемежались молитвами декламационного характера для охотников и рыболовов, желавших богатой добычи и улова (14); дли жаждущих достатка и богатств этого мира (15); для тех, кто хотел мира в целом (19) и мира в семье (30); для путешествующих в ночи (32) и путешествующих по делам (31); о благосклонном расположении всех людей (40); за рожениц (43); а также магическими формулами, усмиряющими коров (24); предотвращающими скисание молока (44); благословляющими посевы, виноградники (29) и жилище (34).

Два раздела (6 и 7) содержат молитвы, которые необходимо было читать перед встречей с царями, правителями, судьями и другими сановниками, ибо они придавали лицу "открытое и обаятельное выражение" и способствовали благосклонному расположению власть имущих к просителю. В No б упоминается Александр Македонский и одежда, в которую он был облачен, покоряя мир. Предание гласит, что Александр построил двери или ворота, за которыми заключил племена Гог и Магог и большое число нечестивых народов. Имя Александра в качестве слова власти упоминается и в эфиопских заклинаниях.

Манускрипт С показывает, что составитель "Книги Защиты", подобно иудеям-каббалистам, самаритянам и эфиопам, твердо верил в силу заклинаний, произнесенных во имя архангелов и ангелов. Приводимый им перечень заклинаний довольно поучителен. Здесь мы находим в одной группе Гавриила, Михаила, Ариила, Азраила, Шамшиила, Харшиила, Сар-фиила, и Нуриила; за непроизносимым именем Господа следуют Шамшиил, Сасниил, Шамиил, Хиниил, Задкиил, Прукиил, Сахариил, Закиил, Даниил, Эшиниил, Такифиил, могущественный Гавриил, Макиил, Йомиил, Кукбиил, Шуфиил, Мариил, Мехала-лил, Затриил, Умиил, Хшах-шиил, Тариил, Азизиил, Ма-ниил и Самиил. "Этими священными именами я замыкаю уста и останавливаю языки злонамеренных людей, завистливых и продажных судей, эмиров, сатрапов, правителей, власть имущих, наместников и вождей, сановников и префектов, а также чужеземца, иноверца и язычника".

Особый интерес представляет легенда о дурном глазе и Мар'Абхд-Ишо', ибо она отличается от варианта, обычно приводимого на эфиопских амулетах. Одному святому явилась обладательница дурного глаза. Она попыталась заговорить с ним, но он схватил ее, связал, проклял и заставил назвать ему все ее имена. Она упомянула шесть имен: Мидух, Эдилта, Монелта, Ли-лит, Малвита и Мать, душительница мальчиков. Позднее она объявила, что имеет двенадцать (sic) других имен, а именно: Геос, Эилта, Ламброс, Мартлос, Ямнос, Самгос, Домос, Дигба, Апи-тон, Пегога, Зардух, Малвита, Лилита и Мать, душительница мальчиков. В 19 разделе Кодекса перечисляются различные виды дурного глаза и люди, обладающие им. Здесь мы уже упоминали глаз семи злых и завистливых соседей, ранящий глаз, не знающий сострадания, глаз отца, матери, чужеземцев, иноверцев, мужчины, женщины, старика, старухи и безбожника, темно-серый глаз, завистливый и темный глаз в одном ряду. В связи с темным или голубым глазом мы можем привести описание Франка: "Желтые волосы, голубые глаза и черное сердце". Некоторые из "заговоров" очень обыденны по своему характеру. Так, существует "заклинание", не позволяющее быку заснуть во время пахоты (С, 5) и предотвращающее детский плач (А, 50), с упоминанием семи спящих эфессцев, которые беспробудно проспали в пещере 377 лет.

Автор: Э.Уоллис Бадж
 
Амулеты и талисманы

Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»:

Сирийские амулеты