Финикийские амулеты

Финикийские амулеты Финикийские амулеты

Финикия занимала часть Сирии, простираясь от Нахр-аль-Кабир, т.е. "Великой Реки" (Eleutherus) на севере, до горы Кар-мель на юге, но иногда к финикийской территории относили и Яффу. Финикийцы были семитами и принадлежали к ханаанской группе народов, хотя сами себя они, как и соседствующие с ними народы, называли "сидонянами". Греки называли их "финикийцами", а их страну "Финикией".

Финикийцы не оставили выдающихся литературных памятников, и утверждение Плиния (V, 13; VII, 57) о том, что они изобрели алфавит, представляется весьма сомнительным", ибо буквы, используемые ими, идентичны буквам Силоамской надписи и текста, обнаруженного на стеле Меша, моавитского царя (Моавский камень, слепки обеих надписей представлены в Британском музее), а также Зинджирлийских надписей. Финикийский алфавит претерпел множество изменений в заимствовавших его странах, но стал основой для греческого языка и латыни, а в конечном итоге и для современных европейских языков. Вполне возможно, что у финикийцев была собственная религия, но об их теологии известно очень мало. Их космогония, а также многие легенды и мифы заимствованы у вавилонян, египтян и греков. Им были хорошо известны имена многих богов этих народов. Имена же их собственных богов зачастую повторяли имена чужеземных, например: Бел и Бел-тис, Иштар, Таммуз, Исида, Осирис, Хатор, Гор, Тот и тд.

Представления финикийцев о жизни души после смерти аналогичны верованиям иудеев, но своих умерших они хоронили с большой заботой. Одним из главных местных богов являлся Эшмун, бог врачевания, отождествлявшийся с греческим Аскле-пием. В трудные времена на алтарях храмов в жертву без колебаний приносились плененные враги (Диодор, XX, 14). Женщины жертвовали своей девственностью в святилищах Астарты (см. 1 Цар., XIV, 24). Значительная часть населения Финикии занималась добычей пурпура и изготовлением тонкого белья, вызывавшего восхищение греков и римлян, а также ремесленничеством по металлу. Золото в Финикию завозили из Египта и Судана, а железо и медь — с Кипра. Одни члены семьи занимались изготовлением чаш, кубков и ваз, а другие на своих кораблях доставляли все это в Европу, Азию, Африку или Индию и продавали. Таким образом они экономили на комиссионных посредникам.

Ремесло окрашивания тканей финикийцы переняли у вавилонян, а стеклодувному делу научились у египтян. Их собственный вклад в развитие литературы, искусства и ремесел представляется незначительным, но трудились они тщательно, аккуратно и утонченно, о чем свидетельствуют резные и чеканные медные чахли из Нимруда, выставленные сейчас в Британском музее. А гири, выполненные в форме фигуры льва, также представленные в Британском музее, доказывают, что финикийцы ввели в своей стране, как и в соседних государствах, систему взвешивания с точными разновесами.

Небольшая коллекция финикийских амулетов Британского музея представляет значительный интерес. Она показывает, что финикийцы заимствовали цилиндрическую печать у вавилонян и ассирийцев, коническую — у персов и скарабея — у египтян. Выгравированные на этих предметах рисунки по происхождению являются ассирийскими и египетскими, но выполнены они в характерном для финикийцев стиле работ по металлу и камню. Штриховые гравюры очень аккуратны, и вся работа более изящна, чем гравировка на чисто вавилонских или египетских печатях или скарабеях. На древнейших из них, которые, вероятно, датируются примерно 500-400 гг. до н.э., весьма заметно влияние персидского искусства. Вырезанные из твердого камня скарабеи, несомненно, использовались в качестве печатей, но никаких свидетельств того, что финикийцы придерживались тех же религиозных взглядов относительно scarabaeus sacef, что и египтяне, у нас нет. Группа скарабеев, выполненных из стеатита и мятой глины, из Амрита, выставлявшаяся в Британском музее на одном стенде с финикийскими, представляет местные копии египетских скарабеев, изготовленные примерно в 300-200 гг. до н.э. Финикийцы верили, что могут общаться с умершими, оставляя в гробницах небольшие свитки тонких свинцовых листов с надписями на них, но их вряд ли можно считать амулетами.

Автор: Э.Уоллис Бадж
 
Амулеты и талисманы

Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»:

Финикийские амулеты