Амулеты в виде колец
Когда, где и почему люди начали носить кольца — сказать нельзя, а об основополагающих представлениях человека в отношении колец можно только лишь строить предположения. Вероятно, люди связывали кольцо с солнечным диском, полагали, что в связи с этим ему присущи сила, власть и долговечность, и носили его как амулет. Было ли оно металлическим или из камня — особой роли не играло. Но если кольцо было изготовлено из золота или какого-нибудь полудрагоценного камня, которому приписывались некие магические свойства, его незримая сила увеличивалась. Бог солнца Шамаш, изображенный на знаменитой "Дощечке Бога Солнца" из собрания Британского музея, держит кольцо и жезл.
На известном рельефе, на котором Мардук представлен в царской одежде и с воинским вооружением, в левой руке он держит кольцо и жезл. Таким образом мы видим, что представления о божественности, владычестве, силе, власти и защите ассоциировались с кольцом еще в древнейшие времена, задолго до того, как оно превратилось в перстень-печать или до того, как в него начали оправлять камни. В кольце как амулете нуждались даже сами боги. Во всяком случае оно символизировало их авторитет и величие и являлось частью их регалий. Греческие мифографы придумали миф, объясняющий происхождение кольца, одеваемого на палец. Зевс, позволив освободить титана Прометея от оков, к которым он был приговорен навеки, в качестве вечного искупления и эквивалента первоначального наказания обязал его постоянно носить на пальце звено цепи с оправленным в него кусочком Кавказской скалы, к которой он был прикован.
Еще в ранний период люди стали вырезать на кольцах свои имена, но вскоре обнаружили, что часть кольца, предназначаемая для надписи, требовала утолщения и расширения. В результате появилось кольцо с печаткой, хорошо известное в Египте в архаичный период и представленное на прилагаемой иллюстрации. Здесь мы видим богиню Нехбет в облике грифа. Одной когтистой лапой птица держит символ объединения Верхнего и Нижнего Египта, а другой — символ управляемой солнцем земли в форме кольца с печаткой. Внутри кольца начертаны иероглифы Б и Ш, т.е. согласные из имени царя Беш или Баш, хорошо известного сейчас как Хасехемуи. Данный рисунок взят с каменной вазы, найденной г-ном Квибеллом при раскопках Иераконполя, одного из древнейших городов Верхнего Египта.
Естественно было бы ожидать, что древнейшая форма кольца с печаткой появилась в Вавилонии, но это не так, ибо, как уже говорилось, вавилоняне и ассирийцы вырезали свои имена на каменных цилиндрах, обычно известных как "цилиндры-печати". По длине цилиндра просверливалось отверстие, через него продевался шнурок, таким образом цилиндр вешался на шею либо привязывался к руке или запястью. Оттиски подобных печатей получали прокатыванием их по глиняной дощечке. Некоторые авторы полагают, что иероглиф О обозначает цилиндрическую печать, прокатываемую по дощечке из сырой глины. Египтяне начали пользоваться цилиндрическими печатями в очень ранний период. Многие примеры таких печатей, изготовленных еще во времена древнего царства, можно видеть в Британском музее. Одна из самых ранних цилиндрических печатей представлена выше. Она сделана из белого фаянса, на ней начертаны имена и титулы Себек-нефе-ру-Ра, царя XIII династии.
Значительное количество колец из красной яшмы, фаянса и красного стекла найдено в египетских гробницах; все они без надписи и с разрывом. Каким образом и с какой целью использовались эти кольца — неизвестно, но последнее мнение об их предназначении заключается в том, что они служили амулетами воинам и мужчинам, род занятий или служебные обязанности которых предполагали конфликтные ситуации с враждебно настроенными людьми. Амулеты должны были защищать их владельцев от ранения, в случае же ранения — останавливать кровотечение. Вполне возможно, что для прекращения кровотечения их носили и женщины.
Иудеи, также как и египтяне, использовали кольца-печатки. Так, когда Иуда спросил Фамарь, что ей оставить в залог, та ответила: "Печать твою (khotham), и перевязь твою [на которой она была], и трость твою" (Быт., XXXVIII, 18). Из этого ясно, что кольцо с печаткой висело на шнурке и что Иуда носил его на шее или на запястье. Кроме того, в Библии (Быт., XLI, 42) говорится, что фараон снял свое кольцо с печаткой (tabba'atti) или печать со своей руки, надел его на руку Иосифа и таким образом передал ему свою власть и право скреплять царской печатью все документы. На верхней части этого кольца, несомненно, были начертаны потеп или prenomerf, а возможно и то и другое, и основные титулы фараона. Общее представление о внешнем виде этого кольца дают египетские царские кольца из Британского музея. Артаксеркс также пользовался кольцом с печаткой, которое вначале доверил Аману, а затем, забрав назад, отдал Мардохею (Есф., III, 10; VIII, 8,10).
Наибольшая из известных коллекция колец Британского музея и экспонаты Музея Виктории и Альберта (коллекция лорда Лондесборо) показывают, что в древности делали кольца из разнообразного материала: золота, серебра, бронзы, железа, свинца, стекла, алебастра, стеатита, известняка, терракоты, сердолика, халцедона, агата, слоновой кости, кости, янтаря, гагата, горного хрусталя и т.д. При изготовлении некоторых колец использовалось как золото, так и серебро, вероятно, с целью увеличения их магической силы Кольцо-амулет считалось более действенным, если в верхнюю его часть оправлялся определенного рода или формы камень, на котором был вырезан какой-нибудь магический символ. Золотое кольцо с верхней частью в виде лягушки, описанное г-ном Ф.Х. Маршаллом, и кольца с выгравированными на них фаллосами, несомненно, служили амулетами плодородия, а серебряные кольца со вставленными в них золотыми штифтами предназначались для защиты владельца от дурного глаза. Кольца на бронзовых слепках руки имели удвоенную силу амулетов. Ранние христиане уделяли большое значение кольцам-амулетам или кольцам-талисманам и в отношении их оберегающей от сглаза роли переняли взгляды язычников и гностиков. Если кольцо и его верхняя часть были выполнены из материалов, обладающих нужными магическими свойствами, и на верхней части кольца были выгравированы символ, фигура или надпись, т.е. слово силы, то его владелец верил, что защищен от всяких неприятностей, бед и несчастий, которые могли нести с собой сглаз и его последствия.
Читайте в рубрике «Амулеты и талисманы»: |